Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Павловой О.А, судей Головкиной Л.А, Шадриной Е.В, при секретаре Швец К.М, с участием прокурора Парфеновой Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-237/2021 по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Свердловского областного суда от 28 апреля 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО2, ФИО3 о признании не действующим в части Указа Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)".
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А, объяснения административного истца Бобровского С.А, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Губернатора Свердловской области - Кострицкого С.И, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Губернатором Свердловской области 18 марта 2020 года издан Указ N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" (далее Указ N 100-УГ), который опубликован 18 марта 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 19 марта 2020 года в "Областной газете" N 49, 20 марта 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Впоследствии в Указ N 100-УГ неоднократно вносились изменения, в том числе 5 октября 2020 года, 28 октября 2020 года, 20 ноября 2020 года, 1 февраля 2021 года последняя редакция состоялась 25 марта 2021 года.
Бобровский С.А. обратился 5 февраля 2021 года в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 4 Указа N 100-УГ в редакции от 1 февраля 2021 года, в части установления обязательного использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы).
В обоснование заявленных требований Бобровский С.А. указал, что оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу и нарушает его права, поскольку административный истец обладает иммунитетом к заболеванию COVID-19, в связи с чем опасности для окружающих не представляет, в связи с возложенной обязанностью использования средств индивидуальной защиты органов дыхания, находясь на территории Свердловской области, вынужден нести расходы на их приобретение.
Марзагульдеев Ф.Г. обратился 3 марта 2021 года в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим в части Указа N 100-УГ в редакции от 5 октября 2020 года, 28 октября 2020 года, 20 ноября 2020 года, в части установления обязательного использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и не допуска в помещения для обслуживания граждан, лиц, не использующих индивидуальные средства защиты дыхательных путей.
В обоснование заявленных требований Марзагульдеев Ф.Г. указал, что оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу и нарушает его права, поскольку 17 января 2021 года, ему было отказано в обслуживании (расчете) за уже выбранный товар в магазине, ввиду отсутствия у административного истца средств индивидуальной защиты органов дыхания, в соответствии с частями 1-3 пункта 4, частями 1-3 пункта 6 Указа N 100-УГ.
В соответствии с определением Свердловского областного суда от 1 апреля 2021 года административные дела по административным искам Бобровского С.А. и Марзагульдеева Ф.Г. объединены в одно производство.
Решением Свердловского областного суда от 28 апреля 2021 года в удовлетворении административных требований Бобровского С.А, Марзагульдеева Ф.Г. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Бобровский С.А. просит решение Свердловского областного суда от 28 апреля 2021 года отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Губернатором Свердловской области и прокурором, участвующим в деле представлены возражения на апелляционную жалобу.
Административный истец Марзагульдеев Ф.Г. о месте и времени судебного заседания извещен в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явился, ходатайств об отложения слушания дела не заявлял, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие административного истца Марзагульдеева Ф.Г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, выслушав стороны и заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Бобровского С.А, Марзагульдеева Ф.Г. суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что по настоящему административному делу такое основание для признания Указа N 100-УГ недействующим отсутствует.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) наделил органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1 статьи 11).
Согласно подпунктам "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Пунктом 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66), коронавирусная инфекция (2019-nCoV) является заболеванием, представляющим опасность для окружающих.
В области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также граждан Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлены обязанности. Статья 10 названного закона возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона N 52-ФЗ).
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в ряде регионов нормативными правовыми актами органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации были установлены требования обязательного использования средств индивидуальной защиты (СИЗ), в том числе масок и перчаток.
В связи с угрозой распространения на территории Свердловской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статьями 6 и 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктами 3-1 и 3-3 статьи 6 Закона Свердловской области от 27 декабря 2004 года N 221-ОЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области" Губернатором Свердловской области 18 марта 2020 года издан Указ N 100-УГ.
Вступившим в законную силу решением Свердловского областного суда от 1 июня 2020 года по административному делу N 3а-237/2020 установлено, что Указ N 100-УГ принят с соблюдением требований действующего законодательства, к процедуре принятия, порядку его опубликования и введения в действие. По указанным основаниям Указ N 100-УГ административными истцами не оспаривался.
В соответствии с пунктом 4 Указа N 100-УГ (в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 28 октября 2020 года N 594-УГ "О внесении изменений в Указ Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)") жителям Свердловской области при нахождении в местах массового пребывания людей, общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах использовать индивидуальные средства защиты дыхательных путей (санитарно-гигиенические маски, респираторы), а также соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1, 5 метра (далее - социальное дистанцирование), за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Установить, что посещение жителями Свердловской области мест массового пребывания людей, общественного транспорта, такси, парковок, лифтов без использования индивидуальных средств защиты дыхательных путей не допускается.
Под местом массового пребывания людей в настоящем Указе понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.
Пунктом 6 Указа N 100-УГ установлено, что в целях обеспечения соблюдения гражданами социального дистанцирования собственникам и иным законным владельцам помещений, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли и общественного питания, не допускать превышения предельного количества лиц, которые могут одновременно находиться в одном помещении, определяемого из расчета не более 1 человека на 4 квадратных метра площади помещения.
В целях обеспечения соблюдения гражданами социального дистанцирования собственникам и иным законным владельцам помещений, предназначенных для предоставления услуг общественного питания, осуществлять оказание этих услуг при условии оснащения рабочих и (или) посадочных мест защитными экранами или зонирующими перегородками, а также рекомендовать организациям, оказывающим услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, использовать защитные экраны, исключающие прямонаправленный воздушный поток между водителем и пассажиром, при оказании соответствующих услуг (часть вторая в редакции Указа Губернатора Свердловской области от 20 ноября 2020 года N 640-УГ "О внесении изменений в Указ Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)").
В целях обеспечения использования жителями Свердловской области индивидуальных средств защиты дыхательных путей собственникам и иным законным владельцам помещений, предназначенных для продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ, не допускать в указанные помещения для обслуживания граждан, не использующих индивидуальные средства защиты дыхательных путей (часть введена Указом Губернатора Свердловской области от 5 октября 2020 года 524-УГ "О внесении изменений в Указ Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)").
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52 при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями выносить постановления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 5 от 2 марта 2020 года "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано: обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (подпункт 1.1. пункта 1); с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия (подпункт 1.2. пункта 1).
В связи с продолжающимся глобальным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в целях снижения рисков распространения COVID-19 в Российской Федерации в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом в соответствии со статьей 31, подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 31 от 16 октября 2020 года "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом" предписано: лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах (пункт 1).
В соответствии со статьей 39 Федерального закона N 52-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 мая 2020 года принято постановление N 15 (далее - Постановление N 15), которым утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Санитарные правила). Постановление N 15 действует до 1 января 2022 года.
Согласно абзацу второму пункта 4.4 Санитарных правил мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются в числе прочих соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров.
С учетом вышеприведенных положений законодательства, судебная коллегия считает верным вывод суда первой инстанции, что оспариваемый Бобровским С.А, Марзагульдеевым Ф.Г. нормативный правовой акт, устанавливая обязательные правила поведения при введении режима повышенной готовности, в том числе, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения Свердловской области, во исполнение предписаний Главного государственного врача Российской Федерации, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Также судебная коллегия учитывает, что Всемирной организацией здравоохранения, разработаны рекомендации по использованию масок для профилактики COVID-19, предусматривающие ношение маски в условиях широкой циркуляции инфекции и трудностей обеспечения физического дистанцирования, например, в общественном транспорте, магазинах, в замкнутом пространстве или местах большого скопления людей (опубликованы на сайте www.who.int).
Довод Бобровского С.А. о том, что ношение гигиенических и (или) медицинских масок в качестве меры профилактики инфекционных заболеваний на него распространяться не может ввиду наличия у него иммунитета к коронавирусной инфекции (2019-nCoV), является несостоятельным, поскольку в статьях 10, 11 Федерального закона N 52-ФЗ закреплена обязанность для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Ссылка в апелляционной жалобе на неопределенность и двусмысленность оспариваемой нормы, ввиду неточностей в определении субъектов, в отношении которых подлежит применению нормативный правовой акт, не может быть принята судебной коллегией во внимание, поскольку Указ N 100-УГ распространяет свое действие на любых лиц, находящихся на территории Свердловской области, вне зависимости от их гражданства и места регистрации, что свидетельствует об отсутствии в оспариваемом нормативном правовом акте дискриминирующих правовых установлений.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Вопреки утверждениям административного истца Бобровского С.А. в апелляционной жалобе, при рассмотрении данного административного дела все перечисленные обстоятельства были выяснены судом первой инстанции и отражены в обжалуемом решении.
Отказывая в удовлетворении административных исковых заявлений, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Указ N 100-УГ в оспариваемой части не содержит положений, противоречащих каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, согласуется с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии и охране здоровья граждан, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и, следовательно, не нарушает прав административных истцов в указанном ими аспекте.
Довод апелляционной жалобы о не извещении административного истца об объединении административных дел по административному иску Бобровского С.А. и Марзагульдеева Ф.Г. в одно производство, не может служить основанием для отмены решения Свердловского областного суда, поскольку объединение дел является правом суда и производится в случае если суд признает такое объединение способствующим правильному и своевременному рассмотрению заявленных административных исковых требований. Судебное заседание, в котором был решен вопрос об объединении административных дел в одно производство, отложено; о месте и времени проведения судебного заседания, в котором принято обжалуемое решение, административные истцы извещены судом заблаговременно и надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились (Т.2 л.д.187-188).
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского областного суда от 28 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.