Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Жудова Н.В., Репиной Е.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 7 июня 2021 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы Тетериной Е.В. на решение Московского городского суда от 16 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 апреля 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Автоспектр ВВ" об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 3а-4511/2020).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав заключение прокурора Русакова И.В, судебная коллегия
установила:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и правительства Москвы" N 67, а также размещено 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Указанным постановлением утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлениями Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, 26 ноября 2019 года N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложены в новой редакции и определены по состоянию на 1 января 2017 года, 1 января 2018 года, 1 января 1 января 2019 года и 1 января 2020 года соответственно.
В пункты 69 Перечня на 2017 год, 74 Перечня на 2018 год, 383 Перечня на 2019 год, 15017 Перечня на 2020 год включено здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Минская, д. 1м.
ООО "Автоспектр ВВ" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующими указанных пунктов Перечней, мотивируя требования тем, что указанный объект недвижимости учтен и находится на балансе общества в качестве основных средств, расположен на земельном участке, предоставленном обществу в аренду сроком на 25 лет под размещение автомобильной мойки с комплексом сервисных услуг. Общество осуществляло уплату налоговых платежей на указанное здание за 2017-2020 годы.
Решением Московского городского суда от 16 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 апреля 2021 года, исковые требования ООО "Автоспектр ВВ" удовлетворены в полном объеме и оспариваемые пункты Перечней на 1 января 2017 года, 1 января 2018 года, 1 января 2019 года и 1 января 2020 года признаны недействующими.
В кассационной жалобе представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы Тетериной Е.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и прекращении производства по настоящему административному делу ввиду отсутствия зарегистрированного права собственности у административного истца на спорное нежилое здание.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Судами установлено, что ООО "Автоспектр ВВ" в 1999 году хозяйственным способом построило спорное здание, площадью 1368, 7 кв.м. по адресу: г. Москва, ул. Минская, д. 1м. 1 января 2000 года здание принято на баланс под инвентарным номером 2000/1 и учтено в государственном кадастре недвижимости (кадастровый паспорт от 12 мая 2014 года N 77/501/14-437904), право собственности на данный объект не зарегистрировано. Здание находится на земельном участке с кадастровым номером N предоставленном обществу в аренду сроком на 25 лет и имеющим вид разрешенного использования "размещение стационарной автомобильной мойки с комплексом сервисных услуг".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26 июля 2017 года в удовлетворении иска Правительства Москвы, Департамента городского имущества г. Москвы о признании указанного здания самовольной постройкой, обязании снести объект самовольного строительства и освободить земельный участок отказано.
В оспариваемые Перечни нежилое здание включено по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что поскольку вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "размещение стационарной автомобильной мойки с комплексом сервисных услуг" не предусматривает размещения на нем объектов бытового обслуживания в значении, придаваемом пунктом 1.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39, - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", а также придаваемом в описании вида разрешенного использования земельного участка "бытовое обслуживание" с кодом 3.3 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 года N 540, то спорное здание не относится к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в связи с чем в 2017 году, а также в 2018-2020 годах к таковым отнесено незаконно.
Не оспаривая состоявшиеся судебные постановления по существу спора, представитель административного ответчика и заинтересованного лица в кассационной жалобе указывает на то, что административным истцом не были представлены документы, подтверждающие право собственности на спорное здание, более того, отсутствие в ЕГРН записи о собственнике данного здания подтверждается выпиской из ЕГРН, рапортом о результатах планового обследования Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы от 29 февраля 2019 года N 9071578, актом о подтверждении факта наличия незаконного размещенного объекта от 20 марта 2019 года N 9006070, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 марта 2020 года N А40-208849/14. Представленные копии налоговых деклараций за 2017-2020 годы, платежные поручения об уплате налога на имущество организаций, бухгалтерская справка о возведении здания хозяйственным способом и принятии здания на баланс не могут подтверждать право собственности ООО "Автоспектр ВВ" на спорное здание.
В связи с этим полагает, что постановлением Правительства Москвы N 700-ПП в оспариваемых редакциях права административного истца не нарушаются и не затрагиваются, что являлось основанием для прекращения производства по административному делу.
Приведенный довод не может быть принят во внимание ввиду следующего.
Согласно статье 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
В силу статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Следовательно, объект недвижимого имущества подлежит налогообложению согласно перечисленным выше положениям статей 374, 375, 378.2 НК РФ, по кадастровой стоимости при: нахождении объекта у налогоплательщика на праве собственности или праве хозяйственного ведения; постановки объекта на учет в качестве основного средства и включения объекта в утвержденный нормативным актом субъекта Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость и в отношении него установлена кадастровая стоимость.
Данная позиция согласуется с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за 2018 год N 4, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 26 декабря 2018 года, согласно которой законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, способных приносить экономические выгоды его владельцу и потому признаваемых частью активов налогоплательщика - объектами основных средств.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном понимании административным ответчиком норм действующего законодательства и не свидетельствуют о допущенном судами нижестоящих инстанций нарушений норм материального и процессуального права.
Что касается примера из судебной практики, на которую ссылается автор жалобы, то он основан на иных фактических обстоятельствах.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы Тетериной Е.В. оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 16 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 8 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы Тетериной Е.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Н.В. Жудов
Е.В. Репина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 августа 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.