Проект федерального закона
"Об инвестиционном рубле и формировании Бюджета развития
Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
приложение 1
приложение 2
Настоящий закон конкретизирует соответствующие положения закона "Об экстренных мерах по выводу России из кризиса, обеспечению социально-экономического развития страны"
Закон определяет:
- принципы и механизмы финансирования Бюджета развития РФ;
- порядок ввода, материальное обеспечение, сферы и контроль обращения твердого инвестиционного рубля;
- организацию и порядок финансирования федеральных и региональных планов и программ выхода из кризиса и подъема экономики, производственных и инвестиционных проектов, предприятий, ассоциаций и др. субъектов хозяйственной деятельности из средств Бюджета развития РФ.
Статья 1. Принципы и механизмы финансирования Бюджета развития
1. Бюджет развития формируется Правительством РФ в соответствии с Государственными планами и программами подъема экономики страны и регионов (субъектов Федерации), реализующими их производственными, инвестиционными, социальными и другими проектами предприятий, хозяйственных, территориальных, потребительских и других ассоциаций, добровольно, в соответствии с Конституцией и Гражданским Кодексом РФ принимающих участие в Государственных планах и программах.
2. В Бюджете развития консолидируются средства:
- ввода в оборот твердых инвестиционных рублей, обеспечиваемых продукцией предприятий планово управляемого сектора;
- из доходов от государственной монополии на массовый экспорт-импорт;
- из доходов от деятельности государственных унитарных и других предприятий, должников и банкротов, переданных в управление уполномоченным организациям, реализующим Государственные планы и программы подъема экономики;
- из доходов от управления государственным имуществом, в том числе остановки приватизации;
- средства от взятия "на откуп" планово управляемым сектором задолженностей, налогов и отчислений в бюджеты всех уровней;
- средства населения, привлекаемые для реализации социально ориентированных производственных программ, в том числе строительства жилья, автомобилей, производства систем связи, укрепления здоровья и др.
- коммерческие кредиты отечественных и иностранных структур на взаимовыгодных условиях.
3. Государственные планы и программы, формируемые исходя из максимального использования производственного, природного, научно-технического и трудового потенциала России, наряду с показателями подъема экономики страны и регионов, капитального строительства, реконструкции и технического перевооружения предприятий и производств, материально-технического снабжения, поставок продукции, межотраслевыми, межрегиональными, территориальными и другими натурально-продуктовыми и стоимостными балансами, должны предусматривать финансовые планы, программы и платежные годовые, квартальные, месячные балансы в необходимых разрезах, обеспечивающие:
- гарантированное покрытие заработной платы конечной, пользующейся рыночным спросом населения продукцией планово управляемого сектора;
- поставку продукции для государственных, федеральных и региональных нужд, в том числе армии, обороны, здравоохранения и др. в счет совокупных налогов и других отчислений планово управляемого сектора в бюджет, а также по государственному заказу и др;
- продажу части продукции планового сектора на внешнем рынке по коммерческим ценам для покрытия поставок от предприятий, не являющихся участниками программ выхода из кризиса и подъема экономики и т.д.
4. Бюджет развития с Государственным планом и программами социально-экономического развития России представляются в Государственную Думу Федерального Собрания РФ Правительством РФ вместе с бюджетом РФ на очередной год для рассмотрения и последующего принятия в установленном Конституцией РФ порядке.
5. Министерство финансов РФ совместно с Государственным банком и Казначейством РФ, Министерством экономики РФ, другими уполномоченными организациями в соответствии с Государственным планом и программами социально-экономического развития России и регионов, Бюджетом развития, финансовыми планами и программами; платежными балансами и др.:
- наделяют в первый год реализации Государственных планов и программ предприятия и организации, принимающие участие в их осуществлении, необходимыми первоначальными оборотными и инвестиционными средствами, фондами заработной платы в твердых инвестиционных рублях;
- предусматривают налоговые отчисления и оплачиваемые твердыми инвестиционными рублями расходы бюджетов Федерации и территорий;
- контролирует обращение и погашение твердых инвестиционных рублей, строгое соответствие выделенных на реализацию Государственных планов и программ финансовых средств производству продукции и услуг, конечной продукции;
- определяет плановые курсы и квоты обмена твердых инвестиционных рублей в пределах планируемых объемов продаж продукции планово управляемого сектора на внутреннем рынке России и для экспорта
- принимает меры по предотвращению утечки твердых инвестиционных рублей в незаконный, неконтролируемый государством теневой оборот.
В последующие годы реализации Государственных планов и программ предприятия и организации, принимающие участие в их осуществлении, наделяются из Бюджета развития дополнительными финансовыми ресурсами, необходимыми для их развития и функционирования, с учетом собственных средств, заработанных ими в предшествующие плановые периоды.
6. Необходимые регионам, предприятиям и организациям, участвующим в Государственных планах и программах, капиталовложения и оборотные средства, фонды заработной платы выделяются под 0,3% годовых со сроками возврата 20 - 30 лет с учетом эффективности производственных, инвестиционных, социальных проектов и других факторов.
Статья 2. Порядок ввода, материальное обеспечение, сферы и контроль обращения твердого инвестиционного рубля
1. Твердые инвестиционные рубли выпускает Центральный банк РФ в соответствии с Бюджетом развития России, определенными Государственными планами и программами развития страны и регионов производственно-финансовыми и платежными балансами.
2. Твердый инвестиционный рубль обеспечивается продукцией планово управляемого сектора экономики, в том числе товарами народного потребления, продуктами сельского хозяйства, автомобилями, современными квартирами и домами, транспортными и другими услугами и т.д., а также продукцией, производимой предприятиями планово управляемого сектора по государственным заказам для нужд обороны, здравоохранения и др.
При передаче в фонд планово управляемого сектора для подъема экономики страны и регионов натуральной оплаты налогов и другой продукции предприятий рыночного сектора, испытывающих дефицит денежных средств в находящихся в обращении рублях, твердый инвестиционный рубль может обеспечиваться нефтью и нефтепродуктами, газом, черными, цветными и редкоземельными металлами, золотом, лесом, удобрениями и зерном и др. базовыми ценообразующими ресурсами.
Гарантируемые государством плановые обменные курсы твердого инвестиционного рубля определяются Центральным банком РФ исходя из паритетов покупательной способности по отношению к рублю, находящемуся в обращении и к иностранным валютам в странах-эмитентах с учетом масштабов цен, зарплаты, цены золота и других базовых ценообразующих ресурсов и т.д.
3. Твердый инвестиционный рубль, особенно в первые годы реализации планов и программ вывода страны из кризиса, имеет ограниченные сферы обращения:
обслуживание внутренних взаиморасчетов в планово управляемом секторе между участниками Государственных планов и программ развития страны;
оплата государственных заказов на продукцию планово управляемого сектора в пределах планируемых сумм его налогов и других отчислений в бюджеты Российской Федерации и ее субъектов;
оплата предприятиями планово управляемого сектора поставок продукции
внешних, не входящих в него предприятий рыночного сектора, согласных принимать твердые инвестиционные рубли с последующим использованием их для приобретения необходимой продукции планово управляемого сектора.
4. Твердые инвестиционные рубли могут приниматься к оплате продукции непосредственно предприятиями и организациями планово управляемого сектора, а также в созданных ими сбытовых оптовых базах, магазинах и других предприятиях розничной торговли.
5. Плановый платежный баланс Бюджета развития по стране, регионам, программам и предприятиям должен предусматривать безналичную и наличную части, в твердых инвестиционных и обращающихся на внешнем по отношению к планово управляемому сектору рынке рублях, валюте иностранных государств, ценных бумагах и т.д.
Расчеты в планово управляемом секторе, с внешними поставщиками и покупателями в максимальной степени должны осуществляться на безналичной основе, с применением электронных денег, векселей, чековых и расчетных книжек и других современных платежных инструментов.
Наличные твердые инвестиционные рубли используются для расчетов по заработной плате и оплаты приобретаемой на нее продукции.
6. Во избежание инфляции, обесценения твердого инвестиционного рубля, предупреждения ухода денег в теневое бесконтрольное обращение не по назначению, использования фальшивых денег:
все расчеты между предприятиями планово управляемого сектора проводятся через Центральный банк РФ, его региональные и межрегиональные отделения, расчетно-кассовые центры, Промстройбанк, Агробанк, Агропромстройбанк, Сбербанк и другие уполномоченные банки, которые могут стать доверенными банками Правительств РФ и субъектов Федерации при финансировании Государственных планов и программ развития страны и регионов;
наличные твердые инвестиционные рубли выпускаются банкнотами, эквивалентными 1000 долл. и выше, с обязательной регистрацией в банках изменений собственников, погашением при размене на текущие рубли или выдаче на соответствующие суммы чековых или расчетных книжек;
обеспечивается строгий контроль баланса стоимости выпуска конечной, пользующейся спросом населения продукции предприятиями планово управляемого сектора и суммарной заработной платы работников:
планово управляемого сектора,
бюджетной сферы,
предприятий рыночного сектора, поставляющих материалы, топливо и энергию, комплектующие предприятиям планово управляемого сектора.
7. Контроль правильности формирования Бюджета развития России, использования его средств и материального обеспечения твердых инвестиционных рублей осуществляется на всех уровнях независимо органами:
исполнительной власти РФ и субъектов Федерации;
представительной власти РФ и субъектов Федерации;
охраны правопорядка
при открытости и гласности, участии общественности, органов местного и производственного самоуправления на всех этапах.
Статья 3. Организация и порядок финансирования Государственных планов и программ из Бюджета развития РФ
1. Минфин РФ финансирует из Бюджета развития России предприятия и организации, принимающие участие в выполнении производственных, инвестиционных, социальных и других проектов, предусмотренных согласованными с исполнителями Государственными федеральными и региональными планами и программами, через специально уполномоченные государственно-корпоративные структуры:
- финансово-промышленную корпорацию Российской Федерации (ФПК РФ);
- межрегиональные финансово-промышленные корпорации (МФПК) областей Центра, Северо-Запада, Большой Волги, Северного Кавказа, Урала, Сибирского Соглашения, Дальнего Востока и др.;
- региональные (областные, краевые, республиканские, районные, территориальные) финансово-промышленные ассоциации, компании, корпорации (РФПА, РФПК) и т.п.
Могут создаваться другие государственно-корпоративные структуры с аналогичными функциями.
В составе указанных финансово-промышленных корпораций (ФПК) могут предусматриваться производственные, инвестиционные, научно-технологические, проектные, финансовые компании, плановые. маркетинговые, сбытовые, информационные, юридические и другие управления, производственные, оборотные, инвестиционные, залоговые, страховые, стабилизационные рыночные фонды базовых ценообразующих ресурсов и резервные производственные мощности для воздействия на рыночные цены в твердых инвестиционных рублях при попытках их спекулятивного повышения, другие фонды, банки и расчетно-клиринговые центры, наблюдательные, экономические, технические, научные и другие советы и другие органы, необходимые для планирования, координации и контроля в ФПК в условиях рынка.
Учредителями указанных ФПК наряду с производственными предприятиями и их объединениями, ассоциациями потребителей, населением могут выступать уполномоченные органы Правительства РФ, межрегиональные ассоциации субъектов Федерации, Правительства субъектов Федерации, органы власти входящих в них районов, органы местного самоуправления с получением контрольных пакетов акций соответствующих ФПК, пропорционально-долевым участием в ФПК более высокого уровня.
Выражая непосредственно и через прямое участие органов власти соответствующих уровней корпоративные интересы населения, производственных и потребительских структур, реализующие Государственные планы и программы ФПК распределяют средства Бюджета развития страны и регионов в соответствии с важностью, приоритетностью, эффективностью инвестиционных программ и проектов, обеспечивающих достижение в обозримые сроки лучших мировых показателей уровня жизни на первом этапе, своих участников и работников бюджетной сферы - врачей, учителей, военнослужащих и др., а на следующих - всего населения России.
Для финансирования Государственных планов и программ ФПК могут привлекать средства населения, а также при экономической целесообразности, отечественные и иностранные кредиты и др.
2. Финансово-промышленные корпорации заключают договора (соглашения и др.) с участниками Государственных планов и программ на выполнение предусмотренных в них работ, выпуск продукции, оказание услуг и т.д. В договорах с участниками программ предусматриваются:
- объемы, количество и качество работ, услуг, сроки их выполнения, поставок продукции, сырья, материалов, комплектующих и т.д.;
- цены на продукцию, услуги, нормы рентабельности, отчисления в фонды ФПК и т.п.;
- санкции за невыполнение договорных обязательств;
- согласованные с профсоюзами и членами трудовых коллективов тарифные соглашения, ориентированные на приближение к лучшим мировым средних ставок заработной платы работников соответствующей квалификации, сложности и тяжести работы;
- требования по эффективности и производительности труда и их повышению, снижению материалоемкости и энергоемкости продукции в плановом периоде;
- планы, программы, проекты развития (расширения), реконструкции, технического перевооружения производства, необходимые для осуществления Государственных планов и программ;
- выделяемые для реализации Государственных планов и программ основные производственные фонды, материальные и трудовые ресурсы, собственные финансовые средства и т.п.;
- выделяемые из Бюджета развития финансы, капиталовложения и оборотные средства, фонд заработной платы;
- доли участия в корпоративной прибыли ФПК соответствующего уровня, учитывающие соотношение собственных и привлеченных из Бюджета развития средств;
- премии руководству, научно-техническим работниками и инженерам, другим участникам проектов и программ за выполнение и перевыполнение договорных обязательств по повышению качества и конкурентоспособности продукции, эффективности производства, снижению материалоемкости и энергоемкости, росту производительности труда
3. При наличии нескольких предложений по участию в Государственных планах и программах на выполнение одних и тех же работ, услуг ФПК организуют открытые гласные конкурсы.
4. Порядок привлечения предприятий и организаций к участию в Государственных планах и программах социально-экономического развития страны и регионов, методики технико-экономического обоснования народнохозяйственной, региональной и бюджетной эффективности планов, программ, производственных, инвестиционных, социальных и других проектов, порядок их финансирования разрабатываются Правительством РФ и принимаются как законы Федеральным Собранием РФ.
Статья 4. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
1. Нормативные акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.
Правительство Российской Федерации в двухмесячный срок в установленном порядке вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении законодательства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Правительства Субъектов Федерации в шестимесячный срок в установленном порядке вносят в органы представительной власти субъектов Российской Федерации предложения о приведении законодательства и других нормативных актов субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Необходимые нормативные акты, инструкции, методики готовятся в течение двух лет со дня принятия закона. До их принятия действуют временные положения, нормативные акты, инструкции, используется отечественный и мировой опыт планирования, оценки народнохозяйственной и региональной эффективности и др., скорректированные с учетом современных рыночных факторов.
Статья 5. Вступление настоящего федерального закона в силу
Закон вводится в действие одновременно с бюджетом РФ на очередной год.
Подготовительные мероприятия начинаются с момента его принятия
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.