Проект федерального закона N 98010253-2
"О правовом статусе национально-культурных объединений национальных,
культурных, языковых и этнорелигиозных меньшинств
Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
проект распоряжения Правительства РФ
Исходя из приверженности принципам демократии и соблюдения прав человека; стремясь к большему взаимопониманию и сотрудничеству между населяющими страну народами; выполняя свои международные договоры; опираясь на нормы Основного закона; развивая положения Закона "О национально-культурной автономии", Российская Федерация принимает настоящий Федеральный Закон. Он устанавливает основные принципы правоотношений, возникающих по поводу функционирования, сохранения и развития этнических культур и языков между национальными, культурными, языковыми и этнорелигиозными меньшинствами Российской Федерации, с одной стороны, и федеральным государством, его субъектами, с другой.
Статья 1. Сфера применения настоящего федерального закона
Действия настоящего Закона распространяется на всех граждан Российской Федерации, относящих себя к национальным, культурным, языковым и этнорелигиозным меньшинствам. Права апатридов, беженцев, перемещенных лиц, находящихся в стране иностранных граждан и других жителей, не имеющих гражданства Российской Федерации, регулируются соответствующими законами Российской Федерации.
Статья 2. Определение понятий
Для целей настоящего Закона принимаются следующие определения:
Народ - группа граждан, обладающая сознанием собственного единства, общими чертами языка и культуры и отличающая себя от других подобных групп.
Меньшинство - группа граждан, составляющая часть народа (отдельный народ); проживающая на территории не одноименных субъектов Российской Федерации или составляющая меньшую часть жителей административно-территориальных единиц и отдельных населенных пунктов; наделенная отличными от большинства населения данной территории национальными (этническими), культурными (этническими), языковыми (лингвистическими), этнорелигиозными (этноконфессиональными) характеристиками; имеющая чувство групповой солидарности; стремящаяся достичь формального и фактического паритета с большинством в области сохранения и развития своего языка и культуры.
Национальное (этническое) меньшинство - часть народа, проживающая за пределами одноименного субъекта Российской Федерации (республики, автономной области, автономного округа) или одноименного государства за пределами Российской Федерации в инонациональной среде и сохранившая свою самобытность, а также лица, принадлежащие к народам, не имеющим одноименных образований в составе РФ или за ее пределами.
Культурное (этнографическое) меньшинство - часть народа, отличающаяся специфическими традиционными чертами культуры от большинства, осознающая эти отличия, но причисляющая себя к данному народу.
Языковое (лингвистическое) меньшинство - часть народа, говорящая на особом языке (диалекте), осознающая свои языковые отличия от большинства, но причисляющая себя к данному народу.
Этнорелигиозное (этноконфессиональное) меньшинство - часть народа, отличающаяся традиционными чертами вероисповедания и религиозной жизни, а также самоназванием от большинства, осознающая эти отличия, но причисляющая себя к данному народу.
Национально-культурная автономия - гарантируемая государством форма национально-культурного самоопределения народов и меньшинств Российской Федерации, реализуемая на основе их самоорганизации в целях сохранения собственной самобытности и свободного развития культуры, языка, традиций.
Местное национально-территориально сообщество - территориальное сообщество граждан, принадлежащих к определенному народу или меньшинству и составляющих абсолютное или относительно большинство на данной территории.
Национально-культурное объединение меньшинств (НКО) - форма национально - культурной автономии, общественная организация (ассоциация) граждан, которые на основе внутренних побуждений стремятся к сохранению своей самобытности в сфере культуры, языка.
Народы, ведущие традиционный образ жизни (малые коренные, или аборигенные народы) - народы (меньшинства) Российской Федерации, находящиеся на менее высокой, чем большинство, стадии социально-экономического развития, чей образ жизни полностью или в значительной степени зависит от природной среды места их проживания и чье правовое положение регулируется частично или полностью их собственными обычаями, традициями или же особым законодательством.
Дискриминация меньшинства - любое действие в отношении граждан, принадлежащих к особым национальным (этническим), культурным (этнографическим), этнорелигиозным (этноконфессиональным), языковым (лингвистическим) или расовым группам в обществе, отрицающее их равенство, то есть вводящее различения, исключения, ограничения или предпочтения, и имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования и осуществления ими гражданских прав.
Принятие особых мер и исключительной целью обеспечения культурного развития групп меньшинств, нуждающихся в государственной поддержке, не рассматривается как дискриминация при условии, что такие меры не имеют своим последствием сохранение особых прав этих групп и что они не будут оставлены в силе по достижении тех целей, ради которых они были введены.
Принудительная ассимиляция меньшинства - насильственное лишение меньшинства его национальной, культурной, языковой или этнорелигиозной специфики, равно как и создание условий, при которых данное меньшинство будет лишено своей специфики.
Статья 3. Определение принадлежности к меньшинству
Каждый гражданин Российской Федерации свободно определяет и указывает свою принадлежность к меньшинству, в том числе и в официальных документах. Никто не обязан определять и указывать эту принадлежность, в том числе и в официальном порядке. Никто не может быть причислен без его ведома и согласия ни к какой группе меньшинства ни в каких официально заявленных целях. В ходе государственной переписи населения заявленная гражданами принадлежность к меньшинству учитывается в обезличенном виде.
Статья 4. Права граждан, относящих себя к меньшинствам
Граждане России, относящие себя к меньшинствам, имеют право:
- на использование своих языков во всех сферах официальной и общественной жизни, в том числе на использование национальных топонимических (географических) названий и антропонимии (системы личных имен);
- на исповедывание любой религии, вероучения или идеологии. Запрещение пропаганды на территории Российской Федерации той или иной религии, вероучения или идеологии, а также деятельности религиозной общины может быть осуществлено лишь на основе решения суда в соответствии с действующим законодательством;
- на создание на основе органов местного самоуправления местного национально-территориального сообщества в целях обеспечения собственного национально-культурного развития;
- на национально-культурную автономию;
- на создание национально-культурных объединений, обладающих статусом общественных организаций, преследующих целью формирование лучших условий для поддержания своей культурной, языковой или этнорелигиозной самобытности;
- на следование своим традициям и обычаям, касающимся брака, семьи, отношений между поколениями, воспитания детей в том случае, если это не противоречит действующему законодательству. Государство не вмешивается в семейную жизнь граждан, кроме как на основе решения суда;
- на сохранение и развитие своих традиций, обрядов и обычаев, на проведение праздников и других торжественных мероприятий. Только суд может запретить действия в рамках тех или иных традиций и обычаев, а также использование обрядов, проведение праздников и других торжественных мероприятий;
- на официальное признание вклада своей национальной культуры, включая все формы народного и профессионального творчества, в общую культуру страны, на ее государственную поддержку, на отражение в архивах, библиотеках, музейных экспозициях и других учреждений культуры своеобразия всего многонационального состава населения того или иного региона.
Выполнение указанных прав меньшинств регулируется действующим законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 5. Дополнительные права народов (меньшинств), ведущих традиционный образ жизни
Народы (меньшинства) России, ведущие традиционный образ жизни и включенные в специальный государственный Реестр, обладают правом на особый статус, определяющий специфику их землепользования, хозяйственной деятельности, культурного развития, официального признания норм их обычного права, государственной поддержки. Статусные права данной категории меньшинств регулируются особым законодательством в соответствии с международным правом.
Статья 6. Верховенство федеральных законов в сфере обеспечения прав меньшинств
Государство в лице федеральных органов власти осуществляет контроль за соблюдением культурных и языковых прав меньшинств. На всей территории Российской Федерации соблюдается верховенство федеральных законов, гарантирующих права человека в национально-культурной сфере. Государство приводит внутреннее законодательство, в том числе и законодательные акты субъектов Российской Федерации, в соответствии с международно-правовыми нормами и международными договорами Российской Федерации, касающимися культурных и языковых прав меньшинств.
Статья 7. Основные обязанности государства
Государство, его органы и учреждения:
- отказываются от проведения насильственной языковой и культурной ассимиляции, а также целенаправленного изменения этнодемографической структуры того или иного региона или страны в целом. Государство пресекает публичные проявления агрессивного национализма и расизма, а также дискриминацию российских граждан, граждан иностранных государств и апатридов, проживающих на территории Российской Федерации, по национальному (этническому), культурному (этнографическому), языковому (лингвистическому), этнорелигиозному (этноконфессиональному) или расовому признакам;
- осуществляют контроль за тем, чтобы при реализации программ экономического развития учитывалось возможное негативное воздействие на культуру или среду проживания народов и меньшинств Российской Федерации;
- способствуют пропаганде достижений национальных культур и вклада всех народов России в ее общую культуру и историю, в том числе и за счет использования государственных средств массовой информации;
- осуществляют сбор и публикацию статистических данных, касающихся национально-культурного развития народов и меньшинств Российской Федерации;
- утверждают Реестр народов, ведущих традиционный образ жизни;
- осуществляют поддержку, в том числе и бюджетную, национально-культурных автономий, местных национально-территориальных сообществ, национально-культурных объединений;
- содействуют развитию профессиональных форм национальной культуры, народных промыслов, ремесел, национальных учреждений (заведений) образования и воспитания, средств массовой информации;
- способствуют коммерческой деятельности НКО;
- поощряют научные исследования в области национальных культур и языков;
- осуществляют охрану памятников культуры всех народов и меньшинств Российской Федерации;
- проводят политику льготного налогообложения юридических и физических лиц, осуществляющих благотворительность или спонсорскую поддержку развития национальных (этнических) культур и языков, национально-культурных автономий, национальных форм местного самоуправления, национально-культурных объединений, религиозных общин;
- стремятся к предупреждению межнациональных, межрелигиозных, межконфессиональных, межрасовых и иных конфликтов на территории Российской Федерации, к урегулированию возникших конфликтов преимущественно на основе согласительных процедур или судебных решений.
Выполнение указанных в Статье 7 обязательств регулируется действующим законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Форма и порядок организации и национально-культурных объединений
В рамках реализации права на национально-культурную автономию, с целью создания необходимых условий для развития национальной культуры и сохранения родного языка группы меньшинств могут создавать национально-культурные объединения.
НКО регистрируются соответствующими государственными органами в установленном порядке и получают статус юридического лица. Отказ в регистрации НКО должен быть аргументирован и может быть обжалован в судебном порядке.
Основанием для регистрации НКО является наличие в данном населенном пункте количества представителей данной национальной группы, достаточно для осуществления на практике планируемой культурной инициативы.
Если численность представителей меньшинства в отдельном населенном пункте не достаточна для реализации данной культурной инициативы, они вправе объединяться на более широкой территориальной основе: областной, краевой, межрегиональной.
Если меньшинство в силу каких-либо причин не в состоянии создать НКО, оно может доверить выражение и защиту национально-культурных прав своему представителю (представителям), избранному на собрании (съезде) данного меньшинства. Официальная регистрация этих представителей осуществляется в порядке, предусмотренном для регистрации НКО. Их полномочия подтверждаются ежегодно. Представитель меньшинства может обращаться к руководителям государственных органов всех уровней с запросами, предложениями или протестами по любому вопросу, затрагивающему положение данной группы в культурно-языковой сфере. Государственные органы не имеют право отстранить или заменить представителя (представителей) меньшинства по своему усмотрению.
Прекращение деятельности НКО по инициативе государства возможно лишь на основе решения суда.
Статья 9. Права национально-культурных объединений
Национально-культурные объединения вправе:
- создавать условия для дошкольного воспитания на родном языке, а также среднего, а при возможности и необходимости - высшего образования путем создания дополнительной (помимо государственной) сети воспитательных, образовательных и культурных учреждений. Во всех учебных и воспитательных заведениях, контролируемых НКО, должно быть обеспечено преподавание русского языка, а также, при наличии соответствующих условий, - языка большинства населения данной территории или населенного пункта; создавать и поддерживать театры, музеи, выставочные комплексы, библиотеки, книгоиздательства и другие учреждения культуры, представляющие традиционные и профессиональные формы национального искусства, культуры, ремесла, а также создавать и поддерживать средства массовой информации, в том числе и электронные, выходящие (вещающие) как на родном, так и на русском языках; обеспечивать религиозную практику членов национальной (этнической) группы (меньшинства), в том числе и возможность отправления ими богослужения и религиозных обрядов на родном языке; выступать с иными национально-культурными инициативами, не противоречащими действующему законодательству;
- определить и регулировать собственное членство, организационную структуру и порядок своего функционирования; распоряжаться по своему усмотрению собственным бюджетом, использовать финансовые средства, получаемые в результате благотворительности или спонсорства, за счет собственной экономической деятельности, исключая средства, предоставляемые НКО из государственных бюджетов всех уровней; самостоятельно определять приоритетные направления собственной деятельности в области сохранения национальной культуры и языка; разрабатывать конкретные программы и планы их развития; разрабатывать символику объединения;
- ходатайствовать перед государством об охране памятников своей истории, культуры, архитектуры, достопримечательностей, святынь.
В качестве юридического лица НКО могут обращаться в органы власти любого уровня по любым вопросам, затрагивающим их интересы в сфере культуры и языка, в том числе:
- делать соответствующие запросы, инициировать принятие мер, необходимых для сохранения и развития собственной культуры и языка;
- опротестовать, в том числе и в судебном порядке, отдельные административные решения, идущие в разрез с их культурными или языковыми правами;
- представлять в Межведомственный Совет по национально-культурным объединениям проекты программ культурно-языкового развития. НКО информирует Межведомственный Совет по национально-культурным объединениям относительно конкретных целей своей культурной инициативы, сроков ее реализации при поддержке государства, предоставляет смету расходов, принимает на себя обязательства по целенаправленному использованию ресурсов и средств, выделяемых по линии государственной помощи, и по возвращению полученных средств, если:
а) оно пересмотрело свои исходные намерения в отношении данной культурной инициативы;
б) экспертизой будет установлен факт использования средств, выделенных из государственного бюджета, не по назначению;
- поддерживать отношения с аналогичными и иными организациями, включая коммерческие структуры, или с властями республик в составе Российской Федерации, где проживает основная часть данного народа;
- устанавливать культурные связи с зарубежными организациями или государствами, если это не противоречит законам России, регулирующим международные отношения и правила въезда и выезда граждан.
Статья 10. Деятельность органов государственной власти по поддержке национально-культурных объединений
Поддержка деятельности НКО осуществляется Межведомственным Советом по национально-культурным объединениям. В целях более объективной оценки инициатив НКО Межведомственный Совет создает Экспертную комиссию из числа компетентных специалистов и представителей НКО. В период создания Межведомственного Совета его функции выполняются Министерством культуры РФ совместно с Министерством по делам национальностей и федеративным отношениям РФ.
По предоставлению Межведомственного Совета по НКО Министерство финансов РФ вносит в проект Государственного бюджета на очередной финансовый год сумму государственных затрат, направляемых на развитие национальных культур и языков и на стимулирование деятельности НКО. Эти средства направляются в бюджет Межведомственного совета по НКО для: непосредственной финансовой поддержке мероприятий (программ); содействия обучению и консультирования руководства; технической и организационной поддержки программы НКО.
По представлению Межведомственного Совета по национально-культурным объединениям компетентные государственные органы вправе уменьшать налогообложение деятельности НКО или же предоставлять им на временной основе налоговые льготы. Нормы данной статьи могут распространяться и на коммерческие виды деятельности НКО, способствующие развитию национальной культуры.
Межведомственный Совет по национально-культурным объединениям по договоренности с властями субъектов Федерации может привлекать к поддержке культурных программ НКО средства из республиканских, областях (краевых) и местных бюджетов.
Для реализации положений настоящего закона в Межведомственном Совете по национально-культурным объединениям сосредотачивается и в него стекается вся информация о состоянии культуры и языков этнических меньшинств и на всей территории Российской Федерации.
В целях реализации настоящего закона за Межведомственным Советом по национально-культурным объединениям закрепляются следующие основные функции:
- оказывать содействие в регистрации НКО, наблюдать за их нормальным функционированием;
- принимать заявки на финансирование инициатив НКО в области культуры и языка, систематизировать их и представлять после принятия экспертного заключения для включения в Государственный бюджет;
- осуществлять организационно-консультативное содействие в конкретных мероприятиях НКО;
- осуществлять контроль за целевым расходованием выделенных на нужды НКО средств из Государственного бюджета. В целях обеспечения контроля над целенаправленным использованием НКО получаемых ими государственных субсидий Межведомственный Совет по национально-культурным объединениям вправе осуществлять ежегодную проверку реализации планов и инициатив НКО. К осуществлению проверки привлекаются специалисты, ученые, независимые эксперты. В случае, когда установлено, что средства, предоставленные объединению из Государственного бюджета используются не в соответствии с обозначенными в проекте целями, Межведомственный Совет по национально-культурным объединениям вправе приостановить финансирование и потребовать возвращения выделенных средств, в том числе и в судебном порядке.
Государственные органы, получившие от НКО или представителей меньшинства запрос, предложение или протест относительно проблем национально-культурного развития данной группы, обязаны дать ответ по существу поднятой проблемы в течение пятнадцати дней с момента подачи соответствующего заявления. Если предмет вопроса не входит в компетенцию данного государственного органа, его руководство обязано в трехдневный срок направить этот запрос, предложение или протест в орган, располагающий соответствующими полномочиями, проинформировав об этом соответствующее НКО или его представителей.
При принятии решений, касающихся защиты этнической, культурной, языковой или этнорелигиозной самобытности меньшинств, а также поощрения этой самобытности, государственные органы проводят специальные консультации и устанавливают иные контакты с объединениями, организациями, ассоциациями или представителями меньшинств в соответствии с принятыми процедурами.
Статья 11. Ответственность за нарушение настоящего закона
Ответственность за нарушение настоящего закона устанавливается уголовным, гражданским, административным и иным законодательством Российской Федерации и законодательством республик в составе Российской Федерации. В спорных ситуациях, возникающих при реализации данного закона, окончательное решение в установленном порядке принимается Конституционным Судом РФ.
Статья 12. Применение норм международного права для защиты правового статуса национальных, языковых, этноконфессиональных и культурных меньшинств
В том случае, если международными договорами Российской Федерации установлены противоречащие настоящему законодательству нормы защиты правового статуса языковых, этноконфессиональных и этнических меньшинств, применяются нормы международных договоров.
Статья 13. Вступление и силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.