Проект федерального закона N 97801904-2
"О землях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
предложения к разработке нормативных правовых актов
финансово-экономическое обоснование
Термины, определяемые в настоящем Федеральном законе:
С учетом целей и задач настоящего Федерального закона понятия и термины используются в следующих значениях:
Территории традиционного расселения и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (далее территории традиционного расселения и хозяйственной деятельности) - исторически сложившиеся территории проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, использующих традиционные способы природопользования и ведения традиционного хозяйствования, составляющего основу жизнеобеспечения этих народов, их социально-экономическое и культурное развитие.
Перечень территорий традиционного расселения и хозяйственной деятельности малочисленных народов утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.
Земли традиционного расселения и хозяйственной деятельности малочисленных народов, с находящимися на них природными ресурсами, являются государственной или муниципальной собственностью.
Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов (далее территории традиционного природопользования) - выделяемые по инициативе малочисленных народов органами исполнительной власти части территорий традиционного расселения и хозяйственной деятельности в местах охоты, рыболовства, оленеводства и иных традиционных форм природопользования, обладающие природными ресурсами и пригодные в настоящее время для ведения традиционного природопользования малочисленных народов в границах достаточных для сохранения традиционной системы жизнеобеспечения и традиционного образа жизни, высокого качества окружающей природной среды, социально-экономического и культурного развития.
Промысловые угодья - охотничьи, рыбопромысловые и другие угодья, используемые для сбора дикорастущих грибов, ягод, орехов, лечебных и иных трав и других дикоросов, участки морского зверобойного промысла территориальных вод, предоставляемые для традиционного пользования малочисленным народам.
Оленьи пастбища - участки земли с растительным покровом, являющимся кормом для оленей, пригодные для круглогодичного посезонного выпаса оленей, а также пути миграции.
Традиционное природопользование - исторически сложившиеся способы использования объектов окружающей природной среды малочисленными народами, связанные с оленеводством, охотой и рыболовством, добычей и обработкой дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других дикоросов, обеспечивающие пользование природными ресурсами без подрыва их способности к устойчивому воспроизводству на долговременной возобновляемой основе и полностью или частично основанные на традициях и опыте предков малочисленных народов.
Традиционный образ жизни - способ существования малочисленных народов, основанный на историческом опыте предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуре, обычаях и религиозных верованиях.
Традиционное хозяйствование - исторически сложившееся природопользование с традиционным бытом на основе натурального ведения домашнего хозяйства, способами изготовления предметов быта и промысла членами общины, семьи или лицами, относящимися к малочисленным народам, постоянно проживающим на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности.
Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Предложения о признании этнических общностей малочисленными народами могут выдвигаться федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают эти общности, Российской академией наук, общественными объединениями или уполномоченными представителями соответствующих общностей.
Перечень малочисленных народов утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.
К коренным малочисленным народам приравниваются малочисленные этнические общности - локальные старожильческие группы населения, сохраняющие традиционное природопользование, и обычаи, отличающие данные группы населения от народов, к которым они принадлежат.
Община коренных малочисленных народов (далее община) - это добровольное управляемое сообщество граждан, семей, родов, объединившихся в форме некоммерческой организации по кровнородственному и/или территориально-соседскому признакам, связанным общими социальными и экономическими интересами, коллективным владением, пользованием и распоряжением землями традиционного природопользования, потребностью развития традиционной экономики и культуры, сохранения уклада жизни и среды обитания, а также самостоятельного, под свою ответственность, принятия решений по вопросам общинного, самобытного, этнического и местного значения и зарегистрированная в установленном порядке в органах юстиции субъектов Российской Федерации.
Резервные земли - предоставленные из государственных и муниципальных земель в пользование общине земельные участки и промысловые угодья, не распределенные между членами родовых семей и лицами, относящимися к малочисленным народам и предназначенные для дальнейшего использования общиной.
Устойчивое развитие - развитие, направленное на такое использование возобновляемых природных ресурсов, которое не приводит в долгосрочной перспективе к снижению их самовосстановительных способностей и истощению биологического разнообразия, и предусматривающее такой уровень использования невозобновляемых природных ресурсов, который обеспечивает их длительное использование будущими поколениями.
Биологические ресурсы - генетические ресурсы, организмы или их части, любые другие компоненты экосистем, имеющие фактическую или потенциальную полезность или ценность для человечества.
Земли традиционного природопользования - земельные участки с находящимися на них промысловыми (охотничьими, морскими зверобойными, рыбопромысловыми и другими участками) угодьями, оленьими пастбищами, выделенными и закрепленными за общиной, семьей и лицами, относящимися к малочисленным народам на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности и представляющие собой естественно-природный комплекс, обладающий природными ресурсами, пригодными для традиционного природопользования и хозяйствования малочисленных народов.
Раздел I. Общие положения.
Статья 1. Отношения, регулируемые законом.
Настоящий Федеральный закон создает правовые основы владения и пользования природными ресурсами на землях традиционного природопользования и регулирует деятельность в этой области для рационального их использования и охраны.
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые предпосылки, порядок образования и правовой статус земель традиционного природопользования, а также условия обеспечения традиционного природопользования и хозяйствования на землях традиционного природопользования малочисленных народов в интересах обеспечения их традиционного образа жизни и охраны окружающей природной среды.
Закон регулирует отношения по предоставлению, использованию и прекращению прав на земли традиционного природопользования, охране и использованию природных ресурсов, устанавливает и защищает права малочисленных народов, на традиционное природопользование, устанавливает виды ответственности за нарушение их прав и законных интересов, а также порядок возмещения причиненного ущерба.
Порядок пользования земельными, лесными и водными участками на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности малочисленных народов регулируется соответственно земельным, лесным и водным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статья 2. Цели и задачи закона.
Целями и задачами настоящего Федерального закона являются:
а) закрепление за малочисленными народами земель традиционного природопользования в границах, достаточных для обеспечения их самобытного развития, сохранения окружающей природной и историко-культурной среды и гарантированного воспроизводства потребляемых природных ресурсов за конкретными владельцами и пользователями земель этих территорий;
б) создание условий для рационального управления землями традиционного природопользования в интересах настоящего и будущего поколений малочисленных народов;
в) создание условий для сохранение этнической самобытности, экономического, социального и культурного развития малочисленных народов и реализации предоставленных им прав;
г) обеспечение прав малочисленных народов на беспрепятственное владение и пользование предоставленными землями традиционного природопользования;
д) закрепление приоритетного права малочисленных народов на предоставление и использование промысловых угодий, объектов растительного и животного мира, включающее выделение квот и лимитов на добычу и пользование объектами животного и растительного мира, в размерах достаточных для их жизнеобеспечения и традиционного хозяйствования;
е) рациональное использование объектов животного и растительного мира, а также возобновляемых природных ресурсов с сохранением биологического разнообразия и историко-культурного наследия на землях традиционного природопользования;
ж) соблюдение требований законодательства об охране окружающей природной среды и осуществлении государственного контроля за использованием предоставленных земель традиционного природопользования по назначению;
з) установление ответственности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, юридических лиц и граждан за нарушения ими прав и законных интересов пользователей и владельцев земель традиционного природопользования;
и) обеспечение владельцам и пользователям земель традиционного природопользования компенсации при изъятии этих земель и ограничение их прав и возмещение понесенного владельцами и пользователями ущерба в результате отрицательных экологических воздействий, вызванных деятельностью виновных в этом промышленных и иных предприятий и организаций.
Статья 3. Принципы регулирования отношений по использованию земель традиционного природопользования.
Регулирование отношений по и использованию земель традиционного природопользования опирается на принципы:
а) предоставления и закрепления за малочисленными народами земель традиционного природопользования;
б) обеспечения прав владения и пользования землями традиционного природопользования в соответствии с традициями;
в) приоритета экологических интересов малочисленных народов и всего населения субъекта Российской Федерации;
г) обеспечения прав лиц, относящихся к малочисленным народам на территориях их традиционного расселения и хозяйственной деятельности и их приоритетов на традиционное природопользование, традиционное хозяйствование и традиционные способы использования объектов животного мира;
д) государственной формы собственности на земельные участки и природные объекты на землях традиционного природопользования.
Статья 4. Законодательство о землях традиционного природопользования
Законодательство о землях традиционного природопользования состоит из Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, иных нормативных актов Российской Федерации и нормативных актов субъектов Российской Федерации, а также правовых актов органов местного самоуправления.
Законодательство о землях традиционного природопользования регулирует правовое положение и порядок предоставления, использования и прекращения прав владения и пользования землями традиционного природопользования, режим традиционного природопользования и хозяйственной деятельности, а также охрану окружающей природной среды на землях традиционного природопользования малочисленных народов.
Горные, лесные, земельные и водные отношения, отношения по использованию и охране животного мира, правовой режим охоты и рыболовства, охраны ландшафтов, атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством Российской Федерации, а по вопросам, переданным в ведение субъектов Российской Федерации, специальными законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В отношениях между членами общины по вопросам использования земель традиционного природопользования применяются нормы-обычаи, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации.
Раздел II. Земли традиционного природопользования.
Статья 5. Цели выделения земель традиционного природопользования
Земли традиционного природопользования общин, семей и лиц, относящихся к малочисленным народам выделяются в местах традиционного расселения и хозяйственной деятельности этих народов в целях сохранения естественной среды обитания, для ведения традиционного комплексного, рационального природопользования и хозяйствования.
Статья 6. Источники образования и пополнения земель традиционного природопользования
Источником выделения и пополнения земель традиционного природопользования являются, как правило, территории традиционного расселения и хозяйственной деятельности малочисленных народов.
Территории традиционного расселения и хозяйственной деятельности, предоставляемые в качестве земель традиционного природопользования, включают в себя земли всех категорий за исключением:
а) земель сельскохозяйственного назначения (кроме оленьих пастбищ);
б) нарушенных и отработанных земельных участков горнодобывающей промышленности и участков, на которых проектируются и ведутся разработки полезных ископаемых, а также участков под существующими объектами производственной застройки;
в) земельных участков, закрепленных за землепользователями и фактически используемых для нужд промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного несельскохозяйственного назначения;
г) природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения в пределах зон, в которых законодательством запрещается всякая деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов;
д) участков земель, занятых под населенными пунктами, не относящихся к местам проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов;
е) лесного фонда, занятого под особо охраняемыми природными территориями и лесопитомниками;
ж) водного фонда, занятого под гидротехнические сооружения и другие водохозяйственные объекты;
Общинам малочисленных народов безвозмездно выделяются в постоянное пользование, а семьям и лицам, относящимся к малочисленным народам в пожизненное наследуемое владение земли и промысловые угодья из государственных и муниципальных земель, как правило, на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности, а также из других категорий земель с находящимися на них промысловыми и другими угодьями для традиционного природопользования и хозяйствования.
Земли традиционного природопользования общин, семей и лиц, относящихся к малочисленным народам могут образовываться также в результате добровольного объединения земель традиционного природопользования, общин, семей и лиц, относящихся к малочисленным народам.
Статья 7. Порядок предоставления земель традиционного природопользования в пользование общинам и в пожизненное наследуемое владение
Участки земли для создания земель традиционного природопользования предоставляются в пожизненное наследуемое владение семьям и лицам, относящимся к малочисленным народам из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с учетом настоящего Федерального закона.
Решение о предоставлении в пользование общине принимается на основании ходатайства общего собрания, схода или органа управления общины, а в пожизненное наследуемое владение семьям и лицам, относящимся к малочисленным народам по заявлению члена общины либо главы семьи в органы государственной власти, а для муниципальных земель - в органы местного самоуправления, которым предоставлено право изъятия и предоставления земельных участков.
В ходатайстве (заявлении) указываются и обосновываются местоположение испрашиваемого участка, его размеры и границы, которые учитываются при предоставлении участка в натуре.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или по его поручению местный комитет по земельным ресурсам и землеустройству осуществляет выбор, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации земельного участка в натуре, и обеспечивает предварительное согласование места расположения, примерных размеров и границ испрашиваемых земель традиционного природопользования в соответствии со статьями 28 и 29 Земельного кодекса РСФСР, в порядке установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Выделение земельных участков для целей, указанных в настоящей статье, из состава федеральных земель осуществляется после удовлетворения ходатайства органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в Правительство Российской Федерации о передаче испрашиваемого земельного участка в составе государственных земель субъекта Российской Федерации решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Предоставление земельных участков для целей, указанных в настоящем Федеральном законе, из состава муниципальных земель осуществляется на основании постановления полномочного органа местного самоуправления.
Предоставление земельных участков для создания земель традиционного природопользования из государственных земель двух или нескольких субъектов Российской Федерации производятся совместным решением органов исполнительной власти этих субъектов.
Решение о выделении территорий традиционного расселения и хозяйственной деятельности, а также о выделении земель традиционного природопользования принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок закрепления территорий традиционного расселения и хозяйственной деятельности и земель традиционного природопользования за общинами, семьями и лицами, относящимися к малочисленным народам, управление и распоряжение этими землями, виды хозяйственной деятельности, правовой режим использования этих земель определяются федеральными законами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Статья 8. Установление размеров и границ земель традиционного природопользования
Размеры земельных участков и границы земель традиционного природопользования устанавливаются с учетом исторически сложившихся границ и перспективного развития традиционного промысла и традиционного хозяйствования, а также конкретных местных условий.
Конкретные размеры земель традиционного природопользования и их границы определяются, исходя из ресурсной оценки территории органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предложению органов местного самоуправления по согласованию с владельцами и пользователями земель традиционного природопользования, с учетом численного состава общины или семьи, перспектив их развития, учетом основных маршрутов оленеводческого кочевания, создания резервного запаса земель и характера ведения традиционного промысла и традиционного хозяйствования.
Границы земель традиционного природопользования в натуре указываются на местности специальными межевыми знаками.
Статья 9. Угодья в составе земель традиционного природопользования.
В составе земель традиционного природопользования могут быть:
а) угодья, находящиеся в пожизненном наследуемом владении лиц, относящихся к малочисленным народам;
б) угодья, находящиеся в пожизненном наследуемом владении семей для совместного ведения хозяйства ее членами;
в) угодья, находящиеся в постоянном совместном пользовании общины, а также выделенные в пользование иных самоуправляемых объединений малочисленных народов для совместного хозяйствования, деятельность которых связана с традиционным природопользованием и традиционным хозяйствованием.
г) священные (сакральные) земли, реки, озера и объекты природы, которые рассматриваются малочисленными народами как таковые и на которые эти группы населения могут предъявить права в будущем: святилища, археологические и историко-культурные памятники, (могильники и захоронения).
Статья 10. Состав земель традиционного природопользования и условия его предоставления
В состав земель традиционного природопользования семей и лиц, относящихся к малочисленным народам входят:
а) земельные участки, с расположенными на них промысловыми угодьями, предоставленные им безвозмездно в пожизненное наследуемое владение, в постоянное и временное пользование, приобретенные в собственность, а также полученные иным образом в результате допускаемых действующим законодательством гражданско-правовых сделок, для совместного, а также индивидуального или семейного пожизненного владения;
б) земли добровольно объединившихся семей и лиц, относящихся к малочисленным народам;
в) земли, входящие в резервный фонд.
В состав земель традиционного природопользования могут входить предоставленные безвозмездно для традиционного природопользования и хозяйствования, земельные участки под оленьими пастбищами, лесные, охотничьи и рыбопромысловые угодья и водные объекты.
Статья 11. Правомочия органов управления общины по управлению землями традиционного природопользования, находящимися в общем совместном пользовании
Община через свои органы управления самостоятельно устанавливает порядок и организует использование выделенных ей в общее совместное пользование земель для традиционного природопользования и традиционного хозяйствования.
Органы управления общины вправе:
а) устанавливать порядок использования земель традиционного природопользования, находящихся в общем совместном пользовании общины;
б) распределять земельные участки выделенные для создания земель традиционного природопользования между семьями и лицами, относящимися к малочисленным народам;
в) распределять охотничьи, рыбопромысловые и другие угодья, оленьи пастбища между членами общины;
г) распределять земли резервного фонда и предоставленные общине угодья для закрепления их за членами общины;
д) регулировать использование земель общего пользования общины;
е) по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны природы и окружающей природной среды устанавливать правила ведения традиционного промысла и традиционного хозяйствования на землях традиционного природопользования общины;
ж) разрешать споры между членами общины по поводу пользования природными ресурсами земель традиционного природопользования;
з) решать вопросы предоставления земель традиционного природопользования при выходе из общины ее членов;
и) давать согласие на отчуждение земель традиционного природопользования для государственных надобностей;
к) согласовывать вопросы изъятия земель традиционного природопользования общины и предоставления их для промышленных надобностей;
л) давать согласие на создание на землях общины крестьянских (фермерских) хозяйств, предприятий, учреждений и организаций, в том числе и коммерческих, связанных с традиционными промыслами и оказывающих сервисные услуги, социальное и культурно-бытовое обслуживание лиц, относящихся к малочисленным народам.
Раздел III. Права пользования и владения землями традиционного
природопользования
Статья 12. Право пользования и владения землями традиционного природопользования и их природными объектами.
1. Право пользования землями традиционного природопользования возникает в результате предоставления общине по решению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации безвозмездно в бессрочное (постоянное) пользование земельного участка с находящимися на нем возобновляемыми природными ресурсами, охотничьими, рыболовными и другими угодьями, оленьими пастбищами, который передается как правило, единым комплексным массивом, включающим земли всех категорий.
2. За общиной признается право на коллективное пользование, а за семьей и лицом, относящимся к малочисленному народу - право пожизненного наследуемого владения земельным участком и пользования, с расположенными на нем лесными участками, охотничьими, рыбопромысловыми и другими угодьями, оленьими пастбищами в составе земель традиционного природопользования.
3. Семья или лица, относящиеся к малочисленным народам, получившие во владение земли традиционного природопользования имеют право пожизненного владения и передачи их по наследству в соответствии с действующим законодательством.
4. Община, семья или лица, относящиеся к малочисленным народам самостоятельно определяют направления своей деятельности, в соответствии с законодательством и порядком, установленным уставом общины, используют предоставленные им для ведения традиционного природопользования (охоты, рыболовства, животноводства, оленеводства, сбора дикоросов и пр.) земельные участки и находящиеся на них природные объекты.
Если из условий владения землями традиционного природопользования, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности, если это недвижимое имущество используется для целей традиционного природопользования.
6. Органы местного самоуправления с согласия владельца земель традиционного природопользования и общины могут передавать их другим лицам, относящимся к малочисленным народам и семьям своей общины в безвозмездное временное пользование.
Не допускаются продажа, залог земель традиционного природопользования и совершение владельцами земель традиционного природопользования других сделок, которые влекут или могут повлечь их отчуждение.
Владельцы земель традиционного природопользования имеют право на возмещение ущерба при их изъятии для государственных надобностей, а также на возврат изъятых земель по миновании надобности в них.
Статья 13. Правовой статус земель традиционного природопользования
Правовой режим земель традиционного природопользования, представленных для традиционного природопользования и традиционного хозяйствования, а также нормы и правила охраны окружающей природной среды для отдельных владельцев и пользователей земель традиционного природопользования на основе действующего законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации закрепляются в Положении о землях традиционного природопользования, утверждаемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставившим эти земли.
В Положении о землях традиционного природопользования должны быть отражены:
а) порядок традиционного природопользования и традиционного хозяйствования пользователями и владельцами земель традиционного природопользования, обеспечения сохранения продуктивности возобновляемых природных ресурсов;
б) границы, состав и направления целевого использования земель традиционного природопользования;
в) права и обязанности пользователя и владельца земель традиционного природопользования.
Положение о землях традиционного природопользования утверждается вместе с решением о представлении земель традиционного природопользования соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предоставившим эти земли.
Статья 14. Документы, удостоверяющие право пользования общины и владения семей и лиц, относящихся к малочисленным народам землями традиционного природопользования
Право пользования общины и владения землями традиционного природопользования семей и лиц, относящихся к малочисленным народам удостоверяется свидетельством, установленного образца, которое выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
Семье, лицу, относящемуся к малочисленным народам выдается свидетельство на пожизненное наследуемое владение землями традиционного природопользования, а органу управления общиной свидетельство на бессрочное пользование землями традиционного природопользования.
Статья 15. Регистрация прав пользования общины и владения землями традиционного природопользования семьями и лицами, относящимися к малочисленным народам.
Права пользования землями традиционного природопользования общины и владения семей и лиц, относящихся к малочисленным народам, все последующие изменения земельных прав пользования общины и прав пожизненного и наследуемого владения владельцев этих земель подлежат регистрации в районных и городских комитетах по земельным ресурсам и землеустройству.
Записи о правах и обязанностях общин и владельцев земель традиционного природопользования в книгах регистрации являются основными правоустанавливающими документами.
Статья 16. Сделки по поводу земель традиционного природопользования.
Купля-продажа, дарение, залог и иные сделки по поводу земель традиционного природопользования, совершенные с нарушением порядка установленного настоящим Федеральным законом недействительны и не подлежат регистрации. Приобретенные в результате совершения указанных сделок права аннулируются.
Общины или владельцы земель традиционного природопользования могут обменять их целиком или их отдельные части с согласия органов, предоставивших эти угодья. Обмен земельными участками и их частями осуществляется в порядке, определяемом действующим гражданским и земельным законодательством.
Споры о признании гражданских сделок по поводу земель традиционного природопользования недействительными рассматриваются в судебном порядке.
Статья 17. Плата за пользование природными объектами общин и владельцев земель традиционного природопользования
Общины и владельцы земель традиционного природопользования, осуществляющие традиционное природопользование и традиционное хозяйствование в границах этих земель, освобождаются от всех видов платежей за пользование предоставленными им лесными, охотничьими, рыбопромысловыми и другими угодьями и оленьими пастбищами.
Общины и владельцы земель традиционного природопользования, арендующие дополнительно или получившие дополнительно во временное пользование охотничьи, рыбопромысловые и иные природные угодья, являющиеся государственной или муниципальной собственностью, платят арендную плату, либо земельный налог в соответствии с договором аренды или в соответствии с Законом "О плате за землю".
Статья 18. Пользование природными участками (объектами) на землях традиционного природопользования третьими лицами
1. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а при делегировании прав - органы местного самоуправления в интересах всех жителей, проживающих на соответствующей территории, совместно с владельцами земель традиционного природопользования и с согласия органа управления общины, могут разрешать на представленных им промысловых угодьях в составе земель традиционного природопользования на определенный срок участки (объекты) для любительской охоты и рыбной ловли, сбора дикоросов, заготовки кормов и выпаса скота.
Размеры выделяемых участков (объектов), порядок и сроки их использования определяются в договорах с владельцами земли традиционного природопользования, органами управления общиной с соблюдением требований и ограничений, установленных настоящим Законом.
Порядок и сроки пользования промысловыми угодьями на землях традиционного природопользования устанавливаются юридическим лицам и гражданам в лицензиях, в которых определяются сроки, количество пользователей и другие условия пользования.
2. На землях, закрепленных за общинами, могут быть созданы по согласованию с рай-горкомземами, владельцами земель традиционного природопользования и органами управления общины на договорных условиях фирмы, другие производственные и коммерческие структуры, занимающиеся традиционными промыслами, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия культурно-бытового и иного сервисного обслуживания малочисленных народов.
3. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления, на территориях которых имеются земли традиционного природопользования, с письменного согласия их владельцев и пользователей земель традиционного природопользования, а также положительного заключения государственной лесохозяйственной экспертизы, могут предоставлять участки лесного фонда в краткосрочное и долгосрочное пользование для заготовки древесины при условии полного возмещения убытков. причиненных лесозаготовками владельцу или пользователю земель традиционного природопользования.
Раздел IV. Владельцы и пользователи земель традиционного
природопользования, их права и обязанности
Статья 19. Владельцы земель традиционного природопользования
Правом владения землями традиционного природопользования обладают:
а) лица, относящиеся к малочисленным народам, постоянно проживающие на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности, в том числе переселившиеся на данные территории из иных районов в связи с их промышленным освоением или по иным причинам, для которых традиционное природопользование является основой жизнедеятельности;
б) лица, относящиеся к малочисленным народам, их потомки от смешанных браков, по каким-либо причинам покинувшие места традиционного расселения и хозяйственной деятельности и желающие вернуться в них для занятия традиционным природопользованием и традиционным хозяйствованием;
в) старожилы - лица, не относящиеся к малочисленным народам, проживающие постоянно на землях общины или землях традиционного природопользования, предки которых проживали на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности и занимались традиционным природопользованием, как и малочисленные народы основным источником существования которых являются традиционно природопользование;
г) новопоселенцы (независимо от национальности) в случае принятия их в состав общины и выраженного ими желания заниматься традиционным природопользованием и традиционным хозяйствованием и постоянно проживать на землях общины или землях традиционного природопользования.
Статья 20. Субъекты права пользования землями традиционного природопользования
1. Субъектами права пользования землями традиционного природопользования являются существующие и создаваемые общины малочисленных народов, а также объединения общин и представителей малочисленных народов, создаваемые для традиционного природопользования и традиционного хозяйствования, культурного развития, этнической самобытности на основе общей совместной собственности общины.
Членами общины могут быть граждане, достигшие 16 лет, постоянно проживающие либо желающие постоянно проживать на местах традиционного расселения и хозяйственной деятельности лица, относящиеся к малочисленным народам, занимающиеся традиционным промыслом и традиционным хозяйствованием и ведущие традиционный для данной общины уклад жизни.
В члены общины могут быть приняты лица, не относящиеся к коренным малочисленным народам при условии их постоянного проживания на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности малочисленных народов и занятия традиционным природопользованием в целях жизнеобеспечения.
Община является юридическим лицом.
Статья 21. Права владельцев и пользователей земель традиционного природопользования
Пользователи и владельцы земель традиционного природопользования в соответствии с действующим законодательством вправе:
а) самостоятельно вести традиционное природопользование в границах своих земель традиционного природопользования и территорий традиционного природопользования и хозяйственной деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с традиционным природопользованием и традиционным хозяйствованием, в соответствии с настоящим Федеральным законом;
б) использовать в установленном порядке предоставленные им в границах земель традиционного природопользования объекты животного и растительного мира, обеспечивая сохранение их постоянной продуктивности;
в) использовать в установленном порядке общераспространенные полезные ископаемые и торф, пресные подземные воды;
г) возводить на землях традиционного природопользования жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения с соблюдением установленных законодательством требований;
д) самостоятельно распоряжаться продуктами традиционного природопользования, в том числе реализовывать их на договорной основе предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам, если иное не предусмотрено действующим законодательством;
е) передавать право пожизненного владения землями традиционного природопользования по наследству в соответствии с действующим законодательством;
ж) дополнительно арендовать или получать во временное пользование охотничьи, рыболовные и иные природные объекты для традиционного природопользования и традиционного хозяйствования;
з) сдавать через райкомземы, находящиеся в их пожизненном наследуемом владении или бессрочном (постоянном) пользовании земельные, лесные и водные угодья в установленном порядке в аренду юридическим и физическим лицам;
и) получать возмещение затрат при изъятии земель традиционного природопользования или их части для государственных надобностей.
Статья 22. Распоряжение продукцией, полученной общиной и владельцем земель традиционного природопользования
Продукция и доходы, полученные общиной в результате использования имущества общины, являются ее собственностью.
Община, владельцы земель традиционного природопользования могут самостоятельно реализовать произведенную продукцию любым потребителям, независимо от формы собственности.
Община и владельцы земель традиционного природопользования являются собственниками доходов и имущества полученного в результате хозяйственной и иной допускаемой гражданским законодательством Российской Федерации деятельности и вправе распоряжаться продуктами традиционного природопользования и произведенными предметами быта, в соответствии с действующим законодательством, заключенными договорами, утвержденным уставом (положением) о статусе общины.
Статья 23. Передача земель традиционного природопользования, а также промысловых и иных угодий во временное пользование.
Владелец земель традиционного природопользования при невозможности временно использовать их целиком или отдельные части (служба в вооруженных силах, болезнь, учеба и др.) может передать их с согласия общины другим владельцам земель традиционного природопользования данной общины безвозмездно во временное пользование.
Земли традиционного природопользования и входящие в них лесные, охотничьи и рыбопромысловые угодья и другие природные объекты, предоставленные в постоянное пользование общине и временно не используемые, могут быть переданы ею во временное пользование, но не более чем на 3 года третьим лицам с согласия органа исполнительной субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - собственника земельного участка.
При передаче земель традиционного природопользования или ее части в порядке, предусмотренном в соответствии с данной статьей, договор о временном пользовании должен устанавливать условия использования предоставляемых объектов, в соответствии с их целевым назначением и требованиями о сохранении их продуктивности для последующего использования их в качестве земель традиционного природопользования.
Статья 24. Отказ общины от права пользования и владельца от владения землями традиционного природопользования.
1. Община вправе отказаться от части предоставленных ей в пользование земель традиционного природопользования, которые возвращаются по прежней принадлежности в государственную или муниципальную собственность. Решение о возвращении земель принимается соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
2. Владелец земель традиционного природопользования может добровольно отказаться от своих прав владения всеми землями традиционного природопользования или ее частью, которые в этом случае безвозмездно переходит в пользование общины и затем передаются другой семье, другому члену общины, другим лицам, указанным в статье 19 настоящего Закона либо переводится в состав резервных территорий.
Статья 25. Обязанности общин и владельцев земель традиционного природопользования.
Общины и владельцы земель традиционного природопользования обязаны:
а) соблюдать требования законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, животного мира, о недрах, Земельного, Водного и Лесного кодексов Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и рациональном использовании природных ресурсов;
б) рационально хозяйствовать на предоставленных в пользование и владение земель традиционного природопользования в соответствии с их целевым назначением, обеспечивать сохранность и воспроизводство возобновляемых природных ресурсов;
в) вести традиционное природопользование и традиционное хозяйствование способами, исключающими или ограничивающими причинение вреда окружающей природной среде и не допускать ее ухудшения в результате хозяйственной деятельности,
г) соблюдать требования природопользования, защиты и воспроизводства объектов растительного и животного мира, сроки и режим использования этих объектов;
д) соблюдать правила пожарной безопасности и осуществлять противопожарные мероприятия при осуществлении хозяйственной деятельности на землях традиционного природопользования, а в случаях возникновения пожаров принимать меры к их тушению;
е) осуществлять вместе с природоохранными службами охрану угодий от браконьерства, незаконного сбора дикоросов;
ж) оказывать помощь органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления, осуществляющим ведение государственного кадастра и мониторинга растительного мира, в учете и контроле за состоянием и охраной природных объектов;
з) своевременно предоставлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления сведения о состоянии и использовании земель, объектов животного и растительного мира на землях традиционного природопользования в порядке, определяемом правилами ведения государственного кадастра и мониторинга объектов природы;
и) возмещать в установленном порядке вред, причиненный природным объектам.
Статья 26. Право на пожизненное наследуемое владение землями традиционного природопользования.
Право на пожизненное наследуемое владение землями традиционного природопользования возникает в результате:
а) предоставления безвозмездно, в установленном порядке земель традиционного природопользования в пожизненное наследуемое владение по решению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Правительства Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством;
б) переоформления в пожизненное наследуемое владение промысловых угодий и земельных участков ранее находившегося в пользовании;
в) получения земель традиционного природопользования в пожизненное наследуемое владение по наследству;
г) получения земель традиционного природопользования в порядке обмена и замены;
д) передачи прав владения землями традиционного природопользования, оставшимся без наследников лицу, относящемуся к малочисленным народам или семье, общине с согласия и по решению общины.
Решение органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении земель традиционного природопользования по заявлению гражданина, семьи или общины является основанием приобретения прав на земли традиционного природопользования.
Первоочередным правом на земли традиционного природопользования обладают субъекты, указанные в ст. 20 настоящего Закона.
Предоставление земель традиционного природопользования осуществляется по заявлениям семей и лиц, относящихся с малочисленным народам и самих общин, рассматриваемым органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сроки и в порядке, установленном для ходатайств о получении земельного участка.
Статья 27. Переход права владения землями традиционного природопользования по наследству
По наследству переходят земли традиционного природопользования, находившиеся в пожизненном и наследуемом владении умерших лиц, относящихся к малочисленным народам, главы семьи, в соответствии с порядком, установленным для передачи по наследству крестьянских (фермерских) хозяйств в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Земли семьи или лиц, относящихся к малочисленным народам, находящееся в пожизненном наследуемом владении, передаются по наследству, по согласованию с другими членами семьи, одному из совершеннолетних членов семьи малочисленных народов. При отсутствии таковых земли традиционного природопользования передаются одному из наследников умершего, изъявившему желание вести на нем традиционное природопользование в соответствии с требованиями настоящего Закона. При наличии нескольких таких наследников выбор на основе конкурса производится на собрании общины или по решению ее органа управления.
При отсутствии наследников, земли традиционного природопользования поступают в ведение общины, которая совместно с органом местного самоуправления решает судьбу дальнейшего его использования.
Раздел V. Прекращение и ограничение права пользования и владения
землями традиционного природопользования.
Статья 28. Основания для прекращения права владения землями традиционного природопользования.
Основаниями для прекращения владения землями традиционного природопользования или их частью являются:
а) добровольный отказ пользователя или владельца от земель традиционного природопользования или их части;
б) прекращение деятельности общины, семьи;
в) использование земель традиционного природопользования не по целевому назначению;
г) использование земель и промысловых угодий на них способами, приводящими к их деградации, и ухудшению экологической обстановки и невозможности их дальнейшего использования по вине пользователя или владельца;
д) неиспользование земель традиционного природопользования в течение 3-х лет подряд за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями или другими чрезвычайными обстоятельствами;
е) смерть последнего члена семьи, владеющего землями традиционного природопользования либо владельца индивидуального участка земель традиционного природопользования, при отсутствии наследников, пожелавших вступить во владение землями традиционного природопользования;
ж) изъятие земель традиционного природопользования или ее части для государственных надобностей;
з) конфискация или реквизиция земель традиционного природопользования по решению судебных органов;
и) иные основания, установленные законами Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации.
Статья 29. Порядок прекращения права владения землями традиционного природопользования.
Право владения землями традиционного природопользования или ее частью прекращается по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предоставившего земли традиционного природопользования, в случаях, предусмотренных статьей 29 настоящего Закона, с извещением об этом владельца земель традиционного природопользования в письменной форме.
Решение о прекращении права владения или пользования землями традиционного природопользования или ее частью может быть вынесено судом.
Прекращение права владения землями традиционного природопользования или ее частью по решению суда оформляется аннулированием в установленном порядке выданных правоустанавливающих (разрешительных) документов.
Решение о прекращении права владения землями традиционного природопользования или ее частью может быть обжаловано в судебном порядке.
Статья 30. Ограничение права пользования общины и владельцев земель традиционного природопользования (сервитуты).
Органы исполнительной власти Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, предоставляя в пользование общины, владения семьи или лица, относящегося к малочисленным народам, земли традиционного природопользования могут обременить его правом третьих лиц, постоянно или временно пользоваться правом прохода, проезда, прогона оленей через эту территорию или для прокладки и эксплуатации трубопроводов, объектов связи, водоснабжения и водопоя животных, функционирования участка как охотничьего угодья, обеспечения условий обитания животных и произростания растений и грибов, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации или в Красную книгу субъекта Российской Федерации и в иных целях.
Ограничение на пользование ранее предоставленным природными и объектами может быть установлено по соглашению с владельцем или пользователем, либо по решению суда.
При недостижении соглашения об установлении и условиях сервитута, по иску лица, требующего его установления, спор разрешается в судебном порядке.
При прекращении или ограничении права пользования общины либо право владения землями традиционного природопользования, общины или владелец имеет право на возмещение причиненных убытков.
Раздел VI. Традиционное природопользование.
Статья 31. Преимущественное право общины и владельцев земель традиционного природопользования на использование объектов животного и растительного мира.
Общинам, семьям и лицам, относящимся к малочисленным народам предоставляется приоритетное право на получение лицензий и квот на использование объектов животного и растительного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Общины, семьи и лица, относящиеся к малочисленным народам постоянно проживающие на землях традиционного природопользования для обеспечения продуктами питания, одеждой и другими необходимыми для хозяйствования и поддержания традиционного образа жизни имеют преимущественное право отстрела диких копытных животных, дичи и ловли рыбы (кроме внесенных в Красную книгу) в течение круглого года в предоставленных им промысловых угодьях и водоемах (кроме нерестилищ) с использованием орудий лова, разрешенных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 32. Порядок предоставления земель традиционного природопользования.
Промысловые угодья, оленьи пастбища и другие земельные участки для традиционного природопользования малочисленных народов, находящиеся в государственной собственности, в приоритетном порядке предоставляются в пользование общинам и во владение семьям и лицам, относящимся к малочисленным народам
Предоставленные общине, семье, лицам, относящимся к малочисленным народам промысловые угодья могут использоваться после получения документа, удостоверяющего право владения или пользования промысловых угодий, оленьих пастбищ и других земельных участков традиционного природопользования, установления границ промыслового угодья, земельного участка в натуре (на местности), если иное не предусмотрено правоустанавливающими документами.
Указанные промысловые угодья, оленьи пастбища и другие земельные участки включаются пользователям и владельцам земель традиционного природопользования, в состав земель традиционного природопользования, а также на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности вне земель традиционного природопользования на основе договоров пользования или аренды.
Порядок предоставления промысловых угодий, оленьих пастбищ и других земельных участков находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, общинам, семьям и лицам, относящимся к малочисленным народам во владение, пользование устанавливается настоящим Законом и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с земельным, лесным, водным и иным законодательством о правовом статусе природных ресурсов Российской Федерации.
Приступать к использованию выделенных для общины, семьи и лиц, относящихся к малочисленным народам природных объектов разрешается после получения документа, удостоверяющего право владения, постоянного пользования этого промыслового угодья, оленьего пастбища и других земельных участков для традиционного природопользования и после получения документа, удостоверяющего право владения, пользования установления границ промыслового угодья, земельного участка в натуре (на местности), если иное не предусмотрено правоустанавливающим документом.
Пользователи и владельцы по своему усмотрению осуществляют предоставленное им право пользования промысловыми угодьями, земельными участками для традиционного природопользования и традиционного хозяйствования в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации.
Пользование природными объектами, осуществляется на основе лицензий на осуществление данного вида традиционного природопользования.
В местах традиционного расселения и хозяйственной деятельности малочисленных народов законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации для граждан и юридических лиц может быть установлен особый режим использования объектов животного и растительного мира.
Если на одной территории традиционного расселения и хозяйственной деятельности ведут традиционное природопользование и традиционное хозяйствование две или более групп малочисленных народов, традиционное природопользование на таких территориях определяется на основе соглашения между ними.
Переуступка права на приоритетное пользование животным и растительным миром в границах земель традиционного природопользования гражданам и юридическим лицам, не указанным в статье 32 настоящего Закона, запрещена.
Статья 33. Содержание договора пользователей и владельцев земель традиционного природопользования об использовании природных объектов
Договоры об использовании объектов животного и растительного мира заключаются между пользователем (владельцем) земель традиционного природопользования и специально уполномоченными государственными органами власти субъекта Российской Федерации, с учетом состояния и продуктивности промысловых и иных предоставляемых угодий традиционного природопользования для того или иного вида природопользования, на который выдаются квоты и лицензии.
Договор на традиционное природопользование должен предусматривать условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров.
Лицензия (разрешение) на пользование отдельными природными объектами выдается общине - пользователю или владельцу земель традиционного природопользования специально уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с указанием:
а) видов, объемов и лимитов использования природных ресурсов;
б) экологических требований к использованию природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований.
Статья 34. Пользование лесными угодьями.
При предоставлении общине и владельцам земель традиционного природопользования промысловых угодий на лесных землях в пользование, вырубка леса осуществляются по правилам лесного законодательства.
Заготовка древесины на участках лесного фонда, являющихся средой обитания ценных видов животных, допускается по согласованию со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Не допускается заготовка древесины, приводящая к уничтожению или деградации среды обитания животных, отнесенных к редким и исчезающим видам. Границы таких участков и режим лесопользования в них утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пользование лесным фондом и лесохозяйственные работы осуществляются при условии сохранения благоприятной среды обитания диких животных.
Правила пользования участками лесного фонда для нужд традиционного охотничьего промысла устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 35. Пользование охотничьими угодьями.
Общины и владельцы земель традиционного природопользования в соответствии со статьями 48 и 49 Федерального закона "О животном мире" имеют приоритетное право на ведение охотничьего промысла на предоставленных им охотничьих угодьях в границах земель традиционного природопользования, а также на территориях их традиционного расселения и хозяйственной деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Традиционное природопользование не должно нарушать требований к охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.
Закрепление охотничьих угодий в пределах и вне земель традиционного природопользования производится в порядке, установленном "Положением об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР", а также правилами охоты установленными субъектами Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании долгосрочной лицензии заключает с владельцем или пользователем земель традиционного. природопользования договор о предоставлении охотничьих угодий.
На основании постановления органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, предоставившего охотничьи угодья, владельцам земель традиционного природопользования выдаются лицензии на пользование объектами животного мира.
Лица, относящиеся к малочисленным народам пользуются правом охоты с 14 летнего возраста независимо от вступления в общество охотников, а правом безружейной охоты - независимо от возраста.
Удостоверением на право охоты служит охотничий билет, выдаваемый бесплатно лицам, относящимся к малочисленным народам государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Статья 36. Традиционное пользование рыбопромысловыми угодьями.
Общине, владельцу земель традиционного природопользования могут предоставляться в пользование рыбопромысловые угодья.
Община, семьи и лица, относящиеся к малочисленным народам при пользовании рыбопромысловыми угодьями обязаны соблюдать санитарные и экологические требования, установленные действующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Водные объекты, являющиеся местами обитания диких водоплавающих и околоводных птиц, ценных пушных зверей, отнесенных к объектам охоты, предоставляются в пользование общинам, во владение семьям и лицам, относящимся к малочисленным народам на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и лицензий на пользование объектами животного мира выдаваемых органами государственной власти по представлению органов рыбоохраны.
Статья 37. Право пользования оленьими пастбищами.
Преимущественное право на пользование оленьими пастбищами и занятие оленеводством и промыслом диких северных оленей закрепляется за владельцами земель традиционного природопользования, занимающимися оленеводством как традиционным видом природопользования. Пользование оленьими пастбищами осуществляется на основании лицензии на право занятия оленеводством, выдаваемой органами местного самоуправления.
Земельные участки предоставляются:
в пользование общинам, семьям и лицам, относящимся к малочисленным народам осуществляющим традиционное природопользование в пожизненное наследуемое владение, бесплатно по нормам, устанавливаемым органами местного самоуправления на основе сертификации земель традиционного природопользования и расчетов оленеемкости отдельных оленьих пастбищ.
Владельцы и пользователи оленьих пастбищ имеют право:
самостоятельно хозяйствовать на участке в соответствии с требованиями зоотехнических и ветеринарных правил и системы содержания оленей;
на бесплатное пользование древесиной для строительства необходимых построек, использование ее в качестве топлива и для других хозяйственных нужд;
на бесплатную охоту, рыбную ловлю и собирательство;
на возмещение причиненного ущерба, в том числе и от незаконного выпаса чужих оленей;
передать свои права наследникам, которые в состоянии продолжить использование оленьих пастбищ по назначению в соответствии с действующим законодательством.
При отсутствии наследников, которые в состоянии использовать полученные по наследству оленьи пастбища по назначению, они передаются в резервный фонд оленьих пастбищ.
Статья 38. Основания прекращения, ограничения и приостановления договора об использовании промысловых угодий традиционными пользователями за пределами земель традиционного природопользования
Право традиционного природопользования общинами, семьями и лицами, относящимися к малочисленным народам промысловыми угодьями, оленьими пастбищами и иными участками за пределами земель традиционного природопользования прекращается в случаях:
а) отказа пользователя от права пользования указанными объектами;
б) истечения или досрочного прекращения срока, на который предоставляются в пользование промысловые участки;
в) смерти владельца (пользователя) промысловыми угодьями, оленьими пастбищами и другими участками для традиционного природопользования при отсутствии наследников;
г) прекращения деятельности общины;
д) перехода права пользования указанными объектами в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Принудительное прекращение права пользования указанными объектами допускается только в случаях:
а) неиспользования предоставленных промысловых угодий, оленьих пастбищ и других участков традиционного природопользования в течение пяти лет;
б) изъятия промысловых угодий, оленьих пастбищ и других участков традиционного природопользования для государственных нужд;
в) несоблюдения пользователем или арендатором условий и требований, установленных в разрешении или договоре на пользование или аренду предоставленных объектов.
Право пользования промысловыми угодьями, оленьими пастбищами и другими участками традиционного природопользования, предоставленными в пользование общинам, семьям и лицам, относящимся к малочисленным народам может быть ограничено или приостановлено в случаях, предусмотренных федеральными законами в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды, историко-культурного наследия, прав и законных интересов других лиц.
Раздел VII. Изъятие земель традиционного природопользования
для государственных нужд.
Статья 39. Порядок изъятия и предоставление земель традиционного природопользования для государственных надобностей.
Предоставление земель традиционного природопользования для государственных надобностей осуществляется по решению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и только при согласовании условий изъятия с общиной или владельцем земель традиционного природопользования, чьи интересы затрагиваются изъятием и предоставлением земельного участка для государственных надобностей.
Изъятие и предоставление земель традиционного природопользования для государственных и муниципальных надобностей допускается при отсутствии других вариантов размещения промышленных и иных объектов и согласования перечня существенных условий будущего природопользования, а также заключения договора с общиной или владельцем земель традиционного природопользования.
В перечень существенных условий должно входить согласование:
- проектов размещения промышленных и иных объектов, коммуникационных коридоров, временных населенных пунктов, пунктов технического обслуживания и других объектов на землях традиционного природопользования;
- документация о рекультивации нарушенных земель;
- мероприятия по социально-экономическому развитию и состоянию общин и земель традиционного природопользования;
- решение о предоставлении равноценного изымаемому земельного участка для традиционного природопользования;
- размеры и порядок возмещения причиняемого изъятием ущерба общине или владельцу земель традиционного природопользования.
За год владелец земель традиционного природопользования официально предупреждает, что земельный участок будет изъят для государственных надобностей. Предупреждение направляет орган, принявший решение об изъятии и предоставлении земель традиционного природопользования.
Изъятие и предоставление земельных участков из земель традиционного природопользования производится после:
а) предоставления органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации по желанию пользователя или владельца земель традиционного природопользования другого равноценного земельного участка и компенсации затрат по переносу хозяйства на новое место;
б) возмещение в полном объеме причиненного владельцу земель традиционного природопользования вреда.
Изъятие участков земель традиционного природопользования, находящегося в пользовании общины производится с согласия общины, участка земель традиционного природопользования находящегося во владении семьи или лица, относящегося к малочисленным народам с согласия его владельца, органом государственной власти, осуществляющим распоряжение данным участком, а при отсутствии согласия пользователя или владельца - по решению суда.
Владелец и пользователь земель традиционного природопользования (общины, союзы, ассоциации, в качестве их представителей) вправе обжаловать постановление органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации об изъятии и предоставлении земельного участка или размере установленного возмещения убытков в судебном порядке.
Для рассмотрения споров между сторонами может быть создана окружная согласительная комиссия, на рассмотрение которой выносятся разногласия.
Предприятия, учреждения и организации, ходатайствуют о получении участков земель традиционного природопользования для промышленных надобностей на основе соответствующего решения о предоставлении земельного участка, договора о предоставлении земельного участка для государственных надобностей, заключаемого с пользователем земель традиционного природопользования, который регистрируется в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
В предоставлении участков земель традиционного природопользования для целей указанных в части первой настоящей статьи, может быть отказано в случаях, когда их предполагаемое использование создает непосредственную угрозу безопасности населения или окружающей природной среде либо может причинить значительный вред интересам государства.
Статья 40. Назначение обязательной государственной экологической экспертизы при предоставлении и изъятии земель традиционного природопользования для государственных надобностей.
В соответствии с разделом V Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", предоставление и изъятие земель традиционного природопользования целиком или ее части для государственных (промышленных) надобностей и ее изъятие разрешается только при положительном заключении государственной экологической экспертизы.
Статья 41. Договор об использовании земельного участка на землях традиционного природопользования, предоставленного для государственных надобностей.
Условия пользования земельным участком предоставленном для государственных надобностей согласовываются будущим пользователем с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Российской Федерации и субъекта Российской Федерации и общиной, владельцами земель традиционного природопользования и закрепляются в договоре будущего землепользователя с общинами и владельцами этих земель.
При изъятии и предоставлении земельного участка для государственных надобностей заключается договор между общиной или владельцем земель традиционного природопользования с одной стороны и предприятием, учреждением и организацией, которым предоставляется участок с другой, о цели и сроках отвода земельного участка, его размерах, характере и объеме производственной деятельности и других условиях пользования отводимым участком.
В договоре должно предусматриваться возмещение причиняемых владельцу или пользователю земель традиционного природопользования убытков в связи с отводом земельного участка, включая компенсацию за недополученные доходы от занятий традиционным природопользованием и хозяйствованием, а также объем и стоимость работ по рекультивации земель, размер платы за пользование земельным участком.
Договор подлежит регистрации в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству. При отсутствии договора либо при отказе в его регистрации отвод земельного участка для государственных нужд не производится.
При отказе в его регистрации отвод земельного участка для государственных нужд не производится.
При переходе права пользования земельным участком к новому пользователю, к нему переходят все права и обязательства прежнего пользователя.
Статья 42. Возврат земельных участков общинам и и владельцам земель традиционного природопользования.
Право пользования земельным участком, предоставленным для промышленных целей, прекращается, если отпадает надобность в земельном участке в связи с аннулированием разрешения на предоставление земель традиционного природопользования для государственных надобностей.
Пользователь недр, при прекращении пользования землями традиционного природопользования, или их частью, при возврате земельного участка обязан выполнить необходимые работы по рекультивации поверхности земельного участка и иные мероприятия, предусмотренные земельным законодательством и условиями договора о пользовании земельным участком.
Приведение земель традиционного природопользования в пригодное для использования состояние осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Если по каким-либо причинам возврат земель традиционного природопользования, занимаемых под промышленные нужды невозможен, владельцам и пользователям земель традиционного природопользования должны быть отведены равноценные земли, обеспечивающие традиционное природопользование и хозяйствование.
Статья 43. Отчисление средств на социально-экономическое развитие малочисленных народов.
Для обеспечения социальной компенсации ущерба от техногенного воздействия, промышленные предприятия расположенные и создаваемые на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности малочисленных народов, в зонах ограниченной промышленной и иной хозяйственной деятельности, на иных территориях, связанных с традиционным природопользованием и традиционным хозяйствованием, производят отчисления средств в бюджет органов местного самоуправления либо в фонд развития малочисленных народов (фонд финансовой помощи) за размещение и функционирование промышленных объектов в размере процентных ставок от сметной стоимости строительства и стоимости ежегодно производимой предприятиями продукции, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, либо на основании соглашений о разделе продукции.
По взаимной договоренности сторон и по согласованию с региональными общественными объединениями малочисленных народов, органами управления общин, строящиеся и действующие предприятия вместо указанных отчислений средств могут осуществлять мероприятия по социально-экономическому развитию территорий традиционного природопользования и традиционного хозяйствования либо выделять для нужд малочисленных народов часть производимой продукции.
Оформление экономического соглашения производится в соответствии с Положением о порядке заключения экономических соглашений с владельцами земель традиционного природопользования".
Статья 44. Основания для получения земель традиционного природопользования для нужд недропользования.
Отвод земельного участка из состава земель традиционного природопользования для недропользования осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О недрах".
Порядок пользования земельными, лесными и водными участками на территории традиционного расселения и хозяйственной деятельности малочисленных народов регулируется соответственно земельным, лесным и водным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Раздел VIII. Государственный контроль за соблюдением законодательства
о землях традиционного природопользования.
Статья 45. Полномочия органов законодательной власти субъекта Российской Федерации в регулировании отношений по созданию и использованию земель традиционного природопользования.
К полномочиям органов законодательной власти субъектов Российской Федерации в регулировании отношений по созданию и использованию земель традиционного природопользования относятся:
а) разработка, принятие и совершенствование законов и иных нормативных актов о землях традиционного природопользования, территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности, традиционном природопользовании и традиционном хозяйствовании малочисленных народов;
б) осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о землях традиционного природопользования и условий традиционного природопользования и традиционного хозяйствования на землях традиционного природопользования;
в) разработка и утверждение региональных программ развития традиционного природопользования и хозяйствования на землях традиционного природопользования малочисленных народов;
г) установление, по согласованию с органами местного самоуправления, на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности малочисленных народов порядка традиционного природопользования и традиционного хозяйствования, установления и изменения границ земель традиционного природопользования;
д) установление порядка и правил природопользования, оленеводства, охоты, рыболовства и других видов традиционного промысла малочисленных народов;
е) принятие в установленном порядке решений о приостановлении, ограничении и прекращении хозяйственной деятельности общин, семей и хозяйств лиц, относящихся к малочисленным народам на землях традиционного природопользования при нарушении ими настоящего Федерального закона и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
ж) выделение территорий традиционного (приоритетного) природопользования и при необходимости резервных территорий;
з) предоставление в пользование общинам, а во владение семьям и лицам, относящимся к малочисленным народам и закрепление за ними земель традиционного природопользования с находящимися на них промысловыми угодьями;
и) установление лимитов и квот использования объектов животного и растительного мира, а в необходимых случаях также порядок приостановления, ограничения и прекращения пользования объектами животного и растительного мира, для сохранения и развития окружающей природной среды;
к) организация ведения природоресурсных кадастров и мониторингов природных объектов на землях традиционного природопользования, ведение Красных книг субъектов Российской Федерации;
л) организация обязательной экспертизы проектов на размещение, строительство, реконструкцию и техническое перевооружение промышленных и иных объектов, оказывающих вредное воздействие на состояние земель традиционного природопользования.
Статья 46. Полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в вопросах создания и деятельности земель традиционного природопользования
К полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в вопросах создания и деятельности земель традиционного природопользования относятся:
а) разработка региональных программ развития традиционного природопользования и традиционного хозяйствования на землях традиционного природопользования малочисленных народов;
б) осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о землях традиционного природопользования и условий традиционного природопользования и традиционного хозяйствования на землях традиционного природопользования;
в) в установленном порядке предоставление в пользование общинам и во владение семьям и лицам, относящимся к малочисленным народам земли традиционного природопользования с находящимися на них промысловыми угодьями;
г) защита прав и законных интересов общин и владельцев земель традиционного природопользования;
д) принятие в установленном порядке решения о приостановлении, ограничении и прекращении хозяйственной деятельности общин, семей и лиц, относящихся к малочисленным народам на землях традиционного природопользования при нарушении ими настоящего Федерального закона и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
е) организация ведения природоресурсных кадастров и мониторинга природных объектов на землях традиционного природопользования, ведения Красных книг субъектов Российской Федерации;
ж) организация обязательной экспертизы проектов размещения, строительства, реконструкции и технического перевооружения промышленных и иных объектов, оказывающих вредное воздействие на землях традиционного природопользования;
з) установка лимитов и квот использования объектов животного и растительного мира, а в необходимых случаях также порядок приостановления, ограничения и прекращения пользования объектами животного и растительного мира; для сохранения и развития окружающей природной среды;
и) изымание и предоставление в установленном порядке земельных участков общин и владельцев земель традиционного природопользования для государственных надобностей;
к) установление в соответствии с законодательством карантина и обеспечение соблюдения карантинных и ветеринарных правил;
л) обеспечение организации контроля за использованием и охраной природных ресурсов земель традиционного природопользования;
м) обеспечение выполнение мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов на территориях традиционного природопользования;
н) организация регистрации прав на земли традиционного природопользования, договоров на аренду земельных участков;
о) принятие решения о наложении административных взысканий за нарушение правил охраны окружающей Среды.
Статья 47. Полномочия органов местного самоуправления в регулировании отношений с общинами и владельцами земель традиционного природопользования
К полномочиям органов местного самоуправления по созданию и использованию земель традиционного природопользования относятся:
а) разработка и осуществление программ по использованию земель, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями, а также обеспечение контроля за использованием и охраной земель на территории муниципального образования;
б) организация ведения земельного кадастра и мониторинга земель;
в) выполнение возложенных органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по регулированию отношений по созданию и использованию территорий традиционного расселения и хозяйственной деятельности, земель традиционного природопользования;
г) предоставление и изъятие в установленном порядке земельных участков;
д) защита прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков;
е) регулирование деятельности по планировке и застройке территорий муниципальных образований;
ж) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
з) организация мероприятий по охране природы и улучшению окружающей природной среды, рациональному использованию, сохранению и восстановлению природных ресурсов;
и) регистрация прав собственности на землю, прав землевладения и землепользования, договоров на временное пользование и аренду земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
к) принятие решений о наложении административных взысканий за нарушение норм административного законодательства.
Раздел IХ. Возмещение вреда, причиненного землям традиционного
природопользования.
Статья 48. Возмещение вреда, причиненного землям традиционного природопользования.
Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений, производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера причиненного вреда, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды.
При отказе от возмещения причиненного вреда, владелец или пользователь земель традиционного природопользования вправе обратиться в суд с иском о возмещении причиненного вреда.
При изъятии земельных участков общины для государственных надобностей убытки, причиненные сельскохозяйственному или лесохозяйственному производству определяются в землеустроительном проекте на стадии согласования технического проекта эксплуатации земельного участка и уточняются при его предоставлении.
Статья 49. Возмещение убытков при изъятии земель традиционного природопользования для государственных надобностей.
При изъятии земель традиционного природопользования общины для государственных надобностей убытки, причиненные сельскохозяйственному или лесохозяйственному производству, определяются в землеустроительном проекте на стадии согласования технического проекта эксплуатации земельного участка и уточняются при его предоставлении.
Средства, предназначенные для возмещения вреда, причиненного сельскохозяйственному или лесохозяйственному производству, перечисляются в бюджет органов местного самоуправления.
Средства, поступающие в виде платежей за экологические нарушения, перечисляются в соответствии с законом "Об охране окружающей природной среды" в экологические фонды.
Статья 50. Источники и формы возмещения причиненного вреда общине или владельцу земель традиционного природопользования.
Вред, причиненный общине или владельцу земель традиционного природопользования нарушением либо ограничением его законных прав действиями юридических лиц и граждан, подлежит возмещению лицами, причинившими вред в размере, устанавливаемом на основе действующих правовых актов Российской Федерации и правовых актов субъектов Российской Федерации.
Вред, причиненный общине или владельцу земель традиционного природопользования действиями органов государственной власти либо их должностных лиц, возмещается за счет средств соответствующего бюджета.
Причиненный вред возмещается в денежной форме либо путем проведения необходимых работ по восстановлению нарушенных свойств земель традиционного природопользования.
Затраты, произведенные за время незаконного пользования землями традиционного природопользования, не возмещаются.
Раздел Х. Ответственность за нарушение правового режима использования
земель традиционного природопользования.
Статья 51. Виды ответственности за нарушения режима традиционного природопользования.
Нарушение режима традиционного природопользования, правил охраны и использования объектов животного и растительного мира на территории традиционного природопользования и землях традиционного природопользования влечет за собой для должностных лиц и граждан уголовную, административную, гражданско-правовую, материальную, а для предприятий, учреждений, организаций - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Должностные лица за допущенные правонарушения могут привлекаться также к дисциплинарной ответственности.
Статья 52. Уголовная ответственность за экологические преступления.
Должностные лица и граждане, виновные в совершении общественно-опасных деяний, посягающих на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом Российской Федерации.
Статья 53. Административная ответственность за нарушение законодательства о землях традиционного природопользования.
Юридические лица, должностные лица и граждане, за нарушение законодательства о землях традиционного природопользования малочисленных народов до принятия нового Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за нарушения, допущенные на землях традиционного природопользования и территориях традиционного природопользования и хозяйствования, привлекаются к административной ответственности в случаях:
- незаконного пользования природными объектами на территории традиционного природопользования;
- недозволенного, в нарушение установленных правил, пребывания на землях традиционного природопользования и невыполнения требований покинуть;
- недозволенной доставки на территорию традиционного природопользования оружия, собак, орудий лова и добычи природных ресурсов;
- нарушения временным пользователем условий договора об использовании земель традиционного природопользования;
- самовольного захвата земель традиционного природопользования или ее части;
- нарушения установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза из-за границы и вывоза за границу объектов растительного и животного мира, их продуктов, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций;
- невыполнения обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;
- неподчинения предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;
- представления несвоевременной или недостоверной информации, отказа от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды на территории традиционного природопользования;
- нарушения особого правового режима охраны и использования объектов животного и растительного мира на территориях традиционного расселения и хозяйственной деятельности малочисленных народов.
Размер налагаемого штрафа за административные нарушения определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда в соответствии в предельными размерами штрафов, установленными законодательством Российской Федерации. Перечисление взыскиваемых штрафов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Штрафы за указанные правонарушения налагаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по охране и использованию соответствующих объектов животного и растительного мира, охране окружающей природной Среды. Постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано в суд или арбитражный суд.
Статья 54. Основания гражданско-правовой ответственности за нарушение законодательства о землях традиционного природопользования.
Основанием гражданско-правовой ответственности в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации является причинение вреда природным объектам на землях традиционного природопользования, окружающей природной среде, здоровью и имуществу членов общины и владельцев земель традиционного природопользования, уничтожением, повреждением и нерациональным использованием природных объектов на землях традиционного природопользования, экологическими правонарушениями.
Статья 55. Ответственность за самовольное занятие земель традиционного природопользования.
Граждане, самовольно занявшие земли традиционного природопользования, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовную и административную ответственность.
Самовольно занятые земли традиционного природопользования возвращаются пользователям и владельцам без возмещения лицам, самовольно занявшим эти угодья расходов, понесенных ими за время незаконного пользования данными участками, стоимости подлежащих сносу незаконно возведенных строений и сооружений и расходов по их сносу.
Раздел ХI. Защита прав пользователей и владельцев земель
традиционного природопользования.
Статья 56. Защита объектов природы на землях традиционного природопользования.
Охрана объектов животного и растительного мира, предоставленных в пользование общин и во владение семей и лиц, относящихся к малочисленным народам осуществляется общинами и владельцами и арендаторами природных объектов на землях традиционного природопользования, а также специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды, отдельных видов животного мира и иными ведомствами в соответствии с их компетенцией.
Владелец и пользователь земель традиционного природопользования несут ответственность за рациональное использование и сохранность переданных ему во владение и пользование объектов животного и растительного мира.
Статья 57. Защита земель традиционного природопользования от техногенного воздействия.
Вред, причиненный землям традиционного природопользования в результате техногенного воздействия, подлежит возмещению за счет причинителя вреда и может компенсироваться также в виде предоставления равноценного земельного участка для организации новых земель традиционного природопользования и возмещения всех причиненных убытков.
Размер ущерба определяется специально созданными комиссиями либо судом, в соответствии с действующим гражданским законодательством.
Статья 58. Защита прав пользователей и владельцев земель традиционного природопользования.
Права и законные интересы общин и владельцев земель традиционного природопользования подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законодательством субъектов Российской Федерации в судебном, арбитражном и административном порядке.
Община или владелец земель традиционного природопользования вправе обжаловать неправомерные действия органов государственного власти и должностных лиц, нарушающих их права в административном и судебном порядке и потребовать возмещение вреда, причиненного землям традиционного природопользования.
Статья 59. Порядок разрешения споров в связи с нарушением законодательства о землях традиционного природопользования.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления принимают необходимые меры по охране земель традиционного природопользования, защите прав и законных интересов общин и владельцев, восстановлению их нарушенных прав, пресечению незаконных посягательств на их права со стороны других лиц.
В интересах общины или владельца земель традиционного природопользования в суд и арбитраж имеют право обратиться с требованием восстановить нарушенные права: прокурор, уполномоченные представители государственных учреждений, союзов, ассоциаций и других уполномоченных на то представителей малочисленных народов.
Статья 60. Рассмотрение споров с участием общин и владельцев земель традиционного природопользования
В судебном порядке рассматриваются следующие споры, одной из сторон в которых выступают общины или владельцы земель традиционного природопользования:
- об отказе в регистрации прав пользования или владения землями традиционного природопользования;
- об организации и использовании земель традиционного природопользования;
- о праве на земли традиционного природопользования при выходе из общины и отказе органов управления общины выделить выходящим из нее семьям и лицам, относящимся к малочисленным народам земли традиционного природопользования;
- о праве на наследование земель традиционного природопользования или ее части;
- о прекращении, ограничении или приостановлении прав пользования и владения землями традиционного природопользования;
- о пользовании природными объектами между пользователями и владельцами земель традиционного природопользования.
Статья 61. Подведомственность и подсудность споров общин и владельцев земель традиционного природопользования.
Споры по вопросам пользования природными объектами, являющихся предметом регулирования настоящего Федерального закона, разрешаются в административном и судебном порядке, либо по соглашению сторон - в третейском суде.
Споры по поводу использования общих общинных земель между членами общины рассматриваются органами управления общины на основе принятых Уставов общины. Если стороны не пришли к согласию, спор может быть предан одной из сторон на рассмотрение суда.
Споры, возникающие в связи с использованием земельных, лесных и водных ресурсов, разрешаются в порядке, установленном для данной категории споров земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Раздел ХII. Заключительные положения.
Статья 62. Сроки и порядок введения в действие настоящего Федерального закона.
Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
Действие норм данного Закона распространяется на отношения, возникшие до вступления его в силу, только в случаях, если это прямо предусмотрено в настоящем законе.
Законодательные акты субъекта Российской Федерации, изданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей положениям настоящего Федерального закона.
Документы (свидетельства, лицензии, квоты и пр.), выданные пользователям и владельцам земель традиционного природопользования до введения в действие настоящего Федерального закона, переоформлению не подлежат и действуют до истечения их срока.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.