Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Богдашова Д.А, судей:
Манохина В.В, Масенина П.Е, с участием помощника судьи Скакун О.В. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-249/2021 по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны РФ Обедина А.А. на решение Московского гарнизонного военного суда от 22 апреля 2021 г, которым частично удовлетворено административное исковое заявление старшего лейтенанта Чёрного Дмитрия Александровича об оспаривании действий Министерства обороны РФ и ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Росвоенипотека), связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Заслушав доклад судьи Богдашова Д.А, судебная коллегия
установила:
как усматривается из решения суда и материалов дела, Чёрный в апреле 2017 г. добровольно поступил на военную службу, заключил первый контракт о её прохождении, и подлежал включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Однако в указанный реестр административный истец ошибочно был включён в апреле 2020 г, с датой возникновения основания для его включения 28 апреля 2017 г.
В связи с тем, что положенные истцу за период с апреля 2017 г. по май 2020 г. (30 мая 2020 г. открыт именной накопительный счёт) накопления начислены на его именной накопительный счёт (далее - ИНС) без учёта дохода от их инвестирования, Чёрный обратился в суд с административным иском, в котором просил обязать Министерство обороны РФ и Росвоенипотеку восстановить на его ИНС инвестиционный доход за вышеуказанный период.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил частично и обязал Росвоенипотеку учесть на ИНС административного истца доход от инвестирования накоплений за период с 28 апреля 2017 г. по 01 января 2021 г, за вычетом фактически учтённых доходов от инвестирования, в размере "данные изъяты" рубля 89 копеек, отказав в удовлетворении остальной части требований.
В апелляционной жалобе представитель Минобороны России, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.
В обоснование этого, ссылаясь на положения Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон), Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655 (далее - Правила), и судебную практику, указывает, что вывод суда о незаконности действий должностных лиц Минобороны России неверен, а рассчитать предполагаемый инвестиционный доход участника НИС за период невозможно. Начисление инвестиционного дохода на ИНС участника возможно только, если счёт является активным (открытым), и на нём находятся денежные средства. Начисление инвестиционного дохода на счёт участника НИС, который был включён в реестр несвоевременно, за период, предшествующий открытию счёта, законодательством не предусмотрено, а поэтому восстановлению подлежат только накопительные взносы, размер которых устанавливается законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Рассмотрев материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу пунктов 1, 4, 5 стати 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Никто не вправе ограничивать военнослужащих и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 15 того же Федерального закона устанавливает, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
На основании пункта 15 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Законом являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 6 статьи 3, части 1 статьи 4, части 1 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 11 Закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на ИНС участников и последующего использования этих накоплений.
Накопления для жилищного обеспечения - это совокупность средств, включающая в себя: накопительные взносы, учтённые на ИНС участников; доходы от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям уполномоченным федеральным органом в соответствии с Законом, и средства, поступившие в уполномоченный федеральный орган по иным предусмотренным Законом основаниям. Накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт указанных источников. Участник НИС имеет право использовать их в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
Согласно частям 4-6 статьи 5 Закона учёт накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Учёт накопительных взносов на ИНС участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта. Учёт доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
В силу пункта 7 Правил уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчёт суммы дохода от инвестирования указанных средств, определённого на последний день отчётного квартала.
Доходы от инвестирования средств учитываются на ИНС участников НИС с учётом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее тридцатого числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
Доход от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, учитывается на ИНС участников НИС по состоянию на последний день отчётного квартала, за который был получен доход.
Из материалов дела следует, что Чёрный проходит военную службу как офицер, поступивший в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключивший первый контракт о прохождении военной службы 28 апреля 2017 г.
В соответствии с пунктом 2 части 1 и пунктом 2 части 2 статьи 9 Закона к участникам НИС относятся офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 г. Основанием для их включения в реестр участников является заключение первого контракта о прохождении военной службы.
Таким образом, административный истец с 28 апреля 2017 г. подлежал включению в реестр участников НИС и в силу приведённых норм с указанного времени был вправе рассчитывать на все денежные средства, составляющие в совокупности накопления для жилищного обеспечения, предусмотренные Законом.
Однако судом установлено, что по вине должностных лиц органов военного управления он был ошибочно включен регистрирующим органом в реестр участников НИС только в апреле 2020 г. с датой возникновения основания для включения 28 апреля 2017 г, в связи с чем на ИНС Чёрного были учтены накопления за данный период без начисления дохода от инвестирования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Закона федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируют и ведут реестр участников в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, и представляют в уполномоченный федеральный орган сведения об участниках НИС, необходимые для ведения их именных накопительных счетов.
Исходя из положений ранее действовавших Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 08 июня 2005 г. N 220, и Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооружённых Силах РФ, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 24 апреля 2017 г. N 245, за своевременное выявление и учёт военнослужащих, у которых возникло основание для включения в реестр, отвечают командиры воинских частей.
Таким образом, ошибочное включение административного истца с 2020 г. в реестр участников НИС привело к снижению размера накоплений для жилищного обеспечения, что ограничивает его право, гарантированное законом, на получение единых выплат наряду с другими военнослужащими, своевременно включёнными в реестр, которым доход от инвестирования денежных средств стал начисляться и учитываться с момента возникновения основания для включения в реестр.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно определилсумму подлежащего начислению и учету на ИНС истца недополученного дохода, которую обязал Росвоенипотеку учесть из распределяемого в дальнейшем инвестиционного дохода.
При этом внесение изменений в ИНС и перерасчет размера накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на этом счете, предусмотрен п. 7 Правил.
Учитывая, что на официальном сайте ФГКУ "Росвоенипотека" в разделе "Ежегодные взносы" опубликованы помесячные сведения о средней сумме накоплений на одного участника НИС с раздельным указанием размера накопительных взносов и инвестиционного дохода, довод автора жалобы о невозможности расчета величины инвестиционного дохода является несостоятельным.
Судебные постановления Московского городского суда, на которые в апелляционной жалобе ссылается представитель Минобороны России, вынесены по иным делам, а поэтому преюдициального значения по настоящему спору не имеют.
При таких данных принятое по делу решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба представителя административного ответчика по изложенным выше основаниям удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 22 апреля 2021 г. по административному исковому заявлению Чёрного Дмитрия Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 июля 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.