Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Республики Алтай от 21 октября 1999 г. N 301 "О ходе реализации Закона Республики Алтай "О государственной молодежной политике в Республике Алтай"

2. Комитету по делам молодежи (Елбаева Н.А.) разработать проект Республиканской целевой программы "Молодежь Алтая на 2001-2005 гг.", проекты нормативных актов "О государственной поддержке молодой семьи" и внести в установленном порядке в Правительство Республики Алтай в 1 полугодии 2000 г.

ГАРАНТ:

Об утверждении республиканской программы "Молодежь Алтая" на 2001-2005 гг. см. Постановление Правительства Республики Алтай от 24 августа 2000 г. N 223

 

3. В целях дальнейшего развития государственной молодежной политики учредить и утвердить Положения:

- Об условиях и порядке предоставления молодым малообеспеченным семьям, проживающим на территории Республики Алтай, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья (приложение N 1);

- О порядке присуждения научных стипендий для талантливых молодых ученых, аспирантов и студентов высших учебных заведений (приложение N 2);

- О государственных стипендиях для талантливых детей, молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений (приложение N 3).

4. Министерству финансов Республики Алтай (Пекпеев С.Т.) при формировании бюджета на 2000 г.:

- предусмотреть финансирование раздела "Молодежная политика" в размере 1008 (один миллион восемь) тысяч рублей;

- выделить в бюджете Комитета по делам молодежи отдельной строкой:

- субсидии для поддержки молодых семей - 1100 (один миллион сто) тысяч рублей;

- финансирование молодежных центров, клубов на селе - 350 (триста пятьдесят) тысяч рублей;

- предусмотреть дополнительные ассигнования Министерству образования и науки в размере 16030 (шестнадцать тысяч тридцать) рублей для выплаты научных стипендий талантливым молодым ученым, аспирантам, студентам высших учебных заведений;

- Министерству культуры - 18034 (восемнадцать тысяч тридцать четыре) рубля для выплаты государственных стипендий талантливым детям, талантливым молодым авторам литературных, музыкальных и художественных произведений.

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

6. Контроль за выполнением постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Антарадонова Ю.В.

 

Глава Республики Алтай,

Председатель Правительства

Республики Алтай

С.И.Зубакин

 

 

 

 

Информация
о работе комитета по делам молодежи Республики
Алтай по выполнению Закона РА "О государственной
молодежной политике в Республике Алтай" и
реализации республиканской Программы
"Молодежь Алтая 1998-2000 гг."

 

Молодежная политика - это стратегия и тактика молодежного движения. Цель ее - все время отслеживать стремления и желания молодежи и на этой основе разрабатывать соответствующие программы, мероприятия, услуги. В современных условиях требуются хорошие знания молодежного рынка и умелое применение механизмов воздействия на складывающуюся ситуацию с помощью соответствующих правовых актов.

Нормативно-правовая база, образующая систему законодательного обеспечения государственной политики, состоит из федерального законодательства, законодательств субъектов Федерации, актов местного самоуправления.

В наибольшей степени систематизация и обновление норм федерального законодательства в отношении молодежи затронула области образования и уголовно-правовых отношений.

Наиболее значительными нормативными правовыми актами федерального уровня в этот период стали Указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации в отношении программы "Молодежь России", а также Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.96 г. N 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации", в котором были определены конкретные действия федеральных органов исполнительной власти по ряду направлений.

Значительно активизировалось ведомственное нормотворчество. Ряд важных решений приняло Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации во исполнение Закона Российской Федерации "Об образовании", принятого в начале 1996 г. в новой редакции. В новой редакции Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 20.04.96 г. N 36-ФЗ) в характеристике направлений государственной политики в области содействия занятости населения (ст. 5) появилось указание на такой объект этой политики, как "молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу".

Более активно проводилась координация по вопросам государственной молодежной политики при формировании федеральных целевых программ, затрагивающих отдельные стороны жизнедеятельности молодых людей. Это привело к разработке проекта Федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации".

Правовое пространство в области государственной молодежной политики в Республике Алтай в 1993 году было подкреплено принятием Постановления Правительства Республики Алтай от 25 июня 1993 г. N 153 "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики в Республике Алтай", не носящего нормативного характера. Поскольку вопросы молодежной политики не могут столь долго оставаться без ясного правового решения, Правительство Республики Алтай в 1996 году вынесло на рассмотрение проект Закона РА "О государственной молодежной политике в Республике Алтай", который принят Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай 24 января 1997 г., (постановление N 17-12).

Принятие Закона "О государственной молодежной политике в Республике Алтай" имеет положительный результат прежде всего в том, что он является первым законодательным документом заботы о молодом человеке. По закону государственная молодежная политика основывается на следующих принципах:

- признание молодежи как специфической социальной группы;

- государственное обеспечение правовой и социальной защиты молодежи;

- обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, гарантий для развития личности и др.

Отстаивая свои права, молодой человек в настоящее время имеет возможность опереться на статьи данного закона. Кроме того законом закрепляются льготы по налогообложению предприятиям, организациям в соответствии с действующим законодательством, в случаях:

- создания дополнительных рабочих мест (ст. 9);

- при поддержке молодых талантов (ст. 15);

- при оплате за обучение студентов в вузах республики на договорной основе (ст. 11).

Для реализации Закона необходимы практические механизмы реализации приоритетных статей закона. В связи с этим и была разработана Республиканская программа "Молодежь Алтая", принятая постановлением Правительства Республики Алтай от 09.02.98 г. N 30, где и определены приоритетные направления молодежной политики. Данная программа по всем разделам и направлениям соответствует Федеральной целевой президентской программе "Молодежь России" и является как бы ее составной частью. В этом заключается целостность, стройность государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Стратегия реализации Программы на начальном этапе становления инфраструктуры отрасли - запуск основных механизмов проведения мероприятий при оптимальном и стабильном финансировании, а в дальнейшем - отладка и совершенствование деятельности структур отрасли и выход на конечные показатели.

Комитетом по делам молодежи Республики Алтай проводилась и проводится определенная работа по данному закону. В 1998 году подготовлены проекты документов по механизму реализации части статей закона, которые переданы на рассмотрение в постоянную комиссию по науке, образованию, культуре и СМИ, но решения по данным проектам не приняты.

В сфере труда и занятости молодежи (ст. 9) усилилось взаимодействие Комитета по делам молодежи Республики Алтай и Департамента Федеральной службы занятости населения Республики Алтай. Ежегодно в районах республики подписываются договоры между комитетами молодежи и отделами занятости по обеспечению работой в свободное от учебы время подростков и молодежи через систему общественных и сезонных работ. По данным Департамента Федеральной службы занятости, по Республике Алтай заметен рост числа молодежи, принявшей участие в общественных работах, в сравнении: 1995 г. 440 человек, 1998 г. - 1334 человека. В общественных работах молодежь села занята через молодежные центры. Разовые общественные, экологические работы по очистке общественных территорий, памятников, родников и рек на сумму 3500 руб. организованы молодежными центрами Онгудайского района.

На временную работу там же устроено 10 человек, на постоянную - 2 человека. Комитетом по делам молодежи и спорту Турачакской администрации совместно с отделом занятости создано дополнительно 10 временных рабочих мест. Неплохо эта работа идет и в других районах. Молодежные центры созданы в Шебалинском, Турачакском, Онгудайском, Кош-Агачском, Чемальском районах. Следует отметить деятельность таких центров: "Чедырген" (с. Беш-Озек), "Шаргайты" (с. Шаргайта), "Досуг" (с. Турачак), "Себи" (Онгудайский р-он) и др. Основной проблемой в работе центров является финансирование. С 1997 г. финансирование районных структур по делам молодежи, в т.ч. и молодежных центров, ведется из бюджета района и во многом по остаточному принципу. Комитет по делам молодежи Республики Алтай оказывает разовую помощи, но этого явно недостаточно. На выездном совещании ведомств социальной сферы Правительства Республики Алтай и зам. глав администраций районов в с. Чемал в 1998 г. поднимался вопрос о возврате механизма финансирования молодежной политики (через бюджет Комитета по делам молодежи РА), но вопрос остался не решенным. Распоряжением главы администрации Онгудайского района от 27.07.98 г. N 176-р в связи с тяжелым финансовым положением с 1 июля 1998 г. официально закрыты Молодежные центры района, но на общественных началах ребята продолжают работать. Следует отметить положительный момент финансирования молодежной политики в Шебалинском районе, 70% из внебюджетного фонда отдается на программную деятельность комитета района. В Чемальском районе существует практика нецелевого использования бюджета отдела по делам молодежи. В 1998 году по распоряжению главы администрации района из раздела "Молодежная политика" были профинансированы: командировка Е.А.Корольковой, зам. главы администрации района на съезд сельских женщин, оплата съемок фильма о Чемальском художнике Н.И.Тырине, поездка делегации района на праздник "Эл Ойын". Всего на сумму 17720 рублей.

В 1998 г. Комитет по делам молодежи Республики Алтай провел совещание по проблемам занятости подростков и молодежи. Итогом совещания явилось распоряжение Правительства N 345-р от 17.04.1998 г. Распоряжение выполнено не в полном объеме.

В Комитете по делам молодежи Республики Алтай накоплен определенный опыт работы по занятости подростков и молодежи через систему военно - патриотических клубов. Например, клуб "Пограничник" (рук-ль Воронков Е.Г.), учредителем которого является Комитет по делам молодежи РА, существует уже 4 года и на сегодняшний день имеет в своем составе 120 юношей и девушек, с которыми занимаются три опытных инструктора. Курсанты клуба проходят ежегодную стажировку в Алтайском погранотряде и службу в армии на территории Республики. В 1999 г. на общественных работах клубом заработано более 2 тыс. руб., которые были направлены на летнюю стажировку клуба в лагере с. Кызыл-Озек.

В 1999 г. Комитет по делам молодежи РА участвовал в конкурсе проектов и программ в сфере занятости, предпринимательства и решения жилищных проблем молодежи президентской программы "Молодежь России", проводимом Госкомитетом Российской Федерации по молодежной политике, с программой "Купчегеньская сельская школа комплекс", которая принята к финансированию за счет средств федерального бюджета в 4 квартале 1999 г. Средства будут направлены на подготовку кадров для Детского эстетического центра школы-комплекса.

Программа "Дети природы", представленная на конкурсе вариативных программ в сфере отдыха, оздоровления, занятости детей и молодежи, проводимом Госкомитетом РФ по молодежной политике, стала лауреатом. Программа будет доработана, расширена и представлена на следующий конкурс с целью получения гранта.

В настоящее время КДМ РА совместно с Республиканским обществом инвалидов ведется работа по созданию временных рабочих мест для инвалидов из числа молодежи.

Профориентационные и информационные услуги осуществляются через социальную службу "Доверие", которая ежегодно выпускает и распространяет по районам республики справочник для поступающих в учебные заведения Республики Алтай. Однако усилия по обеспечению гарантий в сфере труда и занятости молодежи в целом остаются мало эффективными. Разрыв между масштабом задачи и возможностями по ее разрешению оказался слишком значительным.

В Республиканской программе "Молодежь Алтая 1998-2000 гг." Комитетом по делам молодежи уделяется особое внимание направлению образования молодежи (ст. 10), поскольку происходят принципиальные изменения в доступности образования для молодежи из разных социальных групп. В целях поощрения талантливых школьников, студентов высших и средних профессиональных учебных заведений, Комитет по делам молодежи шесть лет назад, в 1993 году, учредил следующие стипендии:

"Школьная имени П.Л.Казанцева", обладателями которой стали:

1994/95 уч. год -

Тупикина Лариса, школа - лицей N 6, г. Горно-Алтайск

Кречетова Марина, с. Шебалино

1995/96 уч. год -

Симоненко Андрей, школа N 3, с. Майма

Кречетова Марина, с. Шебалино

1996/97 уч. год -

Транов Александр, рес. гимназия

Казанцев Игорь, с. Черга

1997/98 уч. год -

Жаворонкова Оксана, школа N 1, г. Горно-Алтайск

Бабышев Амыр, с. Усть-Кокса

1998/99 уч. год -

Качеева Ольга, школа N 1, с. Майма

Шаршов Кирилл, с. Черга

"Студенческая им. П.В.Кучияка", стипендиатами которой являются:

1994/95 уч. год -

не востребованы

1995/96 уч. год -

Суразакова Марина, г. Горно-Алтайск, экономический фак. ГАГУ

Тарасова Елена, г. Горно-Алтайск, коммерческий техникум

Иташев Аржан, г. Томск, ТГУ

Соткамбаева Гульшат, г. Барнаул, АГИК

Ажимканов Еркин, г. Барнаул, АГИК

1996/97 уч. год -

Бекетаева Айман, г. Горно-Алтайск, физико-математ. фак. ГАГУ

Пупышев Александр, г. Горно-Алтайск, радиотехническое отд. АТТС

1997/98 уч. год -

Кыров Владимир, г. Горно-Алтайск, физико-математ. фак. ГАГУ

Смирнов Павел, г. Горно-Алтайск, сельхозколледж

Иташев Аржан, г. Томск, ТГУ

1998/99 уч. год -

Малюков Ярослав, г. Горно-Алтайск, физико-матем. фак. ГАГУ

Иташев Аржан, г. Томск, ТГУ

Смирнов Павел, г. Горно-Алтайск, сельхозколледж

Чекурашев Илья, г. Новосибирск, СибАГС

В 1998 году подготовлен пакет проектных документов по стипендиям Правительства Республики Алтай для аспирантов, студентов (приложение), находится на рассмотрении в Госсобрании Эл Курултай РА.

В целях выявления организаторских способностей молодежи, с 1993 года действует программа "Лидер", где через специальную методику выявляются не только склонности в выборе профессии подростка, но и его лидерские способности и их совершенствование в дальнейшем. Программа "Лидер" направлена в конечном счете на решение кадровой политики республики. Первые выпускники программы "Лидер" Бедюрова Соля, Облогина Оля, Чекурашев Илья и др. заканчивают обучение в вузах России, и задача Правительства Республики Алтай обеспечить трудоустройство выпускников с учетом выявленных способностей и пройденной подготовки по программе "Лидер".

В 1993 году совместно с Горно-Алтайским госуниверситетом организована экономическая школа на базе республиканской гимназии. Набор слушателей, численностью 20 человек, производится из числа учащихся 11-ых классов по принципу представительства всех районов республики, по условиям - это категория особо нуждающихся в социальной защите (дети из многодетных, неполных семей, дети безработных граждан, дети-сироты, опекаемые дети, дети инвалиды). Комитетом по экономике Республики Алтай 10 мест целевого набора передано для слушателей экономической школы. За период с 1993 по 1999 год дополнительную подготовку в экономической школе получили 120 школьников, из них 29 стали студентами экономического факультета Горно-Алтайского госуниверситета.

Ежегодно Комитет по делам молодежи на основании Положения оказывает материальную помощь студентам, остронуждающимся в социальной защите. В 1998 г. совместно с городским отделом социальной защиты малообеспеченным студентам оказана помощь продуктовыми наборами, одеждой (140 чел.), выдана материальная помощь - 30 чел. За 1998 г. 86 студентам оказана помощь на сумму 7884. Комитеты по делам молодежи Турачакского района, Чемальского района оказывают помощь детским домам, расположенным на их территории.

По направлению Комитетов по делам молодежи районных администраций и при финансовой поддержке Департамента Федеральной службы занятости населения Республики Алтай ежегодно безработные молодые люди проходят профессиональную переподготовку.

Согласно статье 11 Закона положительным моментом является то, что увеличивается число спонсоров, оказывающих поддержку обучающимся студентам.

Одним из наиболее сложных для реализации направлений государственной молодежной политики остается поддержка молодой семьи (ст. 13). В 1996 году при Социальной службе "Доверие" открыт клуб "Молодая семья". В 1994 году Комитетом по делам молодежи разработано положение о выделении ссуд для строительства или покупки жилья, обзаведения домашним хозяйством и приобретения предметов домашнего обихода, ежегодно в бюджете закладывается строка "Решение социально-экономических проблем молодежи". В 1998 году Комитетом по делам молодежи РА подготовлен пакет проектных документов по предоставлению молодым семьям субсидий на приобретение, строительство жилья (приложение), где разработан механизм реализации. Данный проект находится на рассмотрении в Госсобрании - Эл Курултай РА. На заседании постоянной комиссии по науке, образованию, культуре, общественным организациям и СМИ этот вопрос был рассмотрен, и принято решение о выделении в бюджете Комитета по делам молодежи отдельной строкой субсидий молодым семьям, но при утверждении бюджета на 1999 год эта строка была исключена.

Государственный комитет РФ по молодежной политике совместно с Союзом МЖК России разработал проект государственной программы "Молодой семье - доступное жилье". Данный проект был рассмотрен на заседании Совета межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" 13 августа 1999 г. в г. Томске. Совет выступил с просьбой к Правительству РФ о рассмотрении и утверждении проекта программы "Молодой семье - доступное жилье" до 01.01.2000 г. Исполнительной дирекции Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" поручено подготовить пакет документов по данной программе. Комитет по делам молодежи РА занимается подготовкой данных документов по республике на очередное заседание Совета ассоциации.

В целом потребности в обеспечении молодежи услугами социальной службы значительно превосходят возможности по их удовлетворению. При Комитете по делам молодежи функционирует Служба социальной помощи молодежи "Доверие" (ст. 15). Служба, созданная в 1995 г., строила свою деятельность в соответствии с утвержденной программой Комитета по делам молодежи РА. С января 1997 г., с момента принятия Закона "О государственной молодежной политике в Республике Алтай", направления работы службы скорректированы в соответствии со статьей 14 Закона. Если говорить о планах и результатах работы службы в период с 1998-1999 гг., хотелось бы остановиться на наиболее значимых на наш взгляд направлениях и высказать свои предложения.

- Телефон доверия 6-13-75, предназначенный для оказания специализированной, экстренной, психотерапевтической помощи подросткам, молодежи, родителям, преподавателям. Консультации ведутся психологами, наркологом, подростковым гинекологом. Количество проблемных звонков уже давно перевалило за 1000 (в среднем около четырехсот в год). Анализ звонков говорит о резком снижении возраста начала половой жизни у подростков, о безграмотности в вопросах контрацепции, о постоянных проблемах родителей и подростков, в последние два года к этим проблемам добавились наркомания и токсикомания. К сожалению, работа "ТД" не может быть круглосуточной, а только с 8.00. до 19.00, кроме выходных, из-за недостаточного финансирования.

- Программа "Подросток - подростку" (службой в 1996 г. получен сертификат на право распространения данной программы в Республике Алтай), основной задачей которой является - снабдить подростков и студентов знаниями, навыками, принципами общения с целью защиты от заражения ВИЧ и ЗППП, а также профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения. За время существования программы проведено 4 республиканских семинара по подготовке ведущих, 24 районных, 17 городских. Всего обучено свыше 2500 подростков. Специалистами службы ведется обучение преподавателей, психологов, медработников методикам программы, так как мы считаем, что на сегодня в республике сложилась такая ситуация по проблемам наркомании и ЗППП, что вести на равных с подростками и молодежью разговор о наркотиках, контрацепции может только высокограмотный преподаватель, владеющий тренинговой методикой.

- Со времени образования службы существует такое направление, как выездные "кабинеты доверия" в районы республики, которые проводятся по заранее составленной программе и объединяют специалистов (медиков, психологов, ОНОН и т.д.) для решения проблем подростков, молодежи, родителей.

В программе: встречи с родителями и преподавателями; индивидуальные консультации и прием психологов, подросткового гинеколога, нарколога; семинары-тренинги по программе "Подросток - подростку". Специалисты "кабинета доверия" побывали во всех районах республики, в 53 селах, в некоторых дважды. Всего услугами "кабинета доверия" воспользовались свыше 4000 человек. Нет необходимости говорить о положительных результатах работы специалистов, в то время когда в последние годы многие жители районов нашей республики не могут из-за финансовых проблем выехать на консультацию в районный центр, на учебу в Республиканский центр. Но и у "кабинета доверия", особенно в последние 2 года, много проблем, хотя и постоянно пытаемся решать вопросы по пребыванию специалистов в том или ином районе с местными районными администрациями, Министерством здравоохранения и т.д. Но все-таки несмотря на все усилия некоторые поездки оказываются сорванными.

Хотя в районах, и это надо отметить как положительный момент, создаются свои "кабинеты доверия", правда, только на время проведения ежегодных месячников "Молодежь против СПИДа и наркомании" (Кош-Агачский, Майминский, Шебалинский, Усть-Коксинский), но это происходит из-за недостаточного финансирования структур комитетов по делам молодежи районов.

Хочется отметить, что специалистов кабинета всегда прекрасно принимают общеобразовательные заведения районов республики, вплоть до отмены учебного процесса и полного предоставления учащихся и преподавателей школы для работы специалистов, понимая нужность и своевременность данной работы.

- На протяжении 4 лет по инициативе службы проводится Республиканский и районные месячники "Молодежь против СПИДа и наркомании", целью которых является привлечение внимания широкой общественности, государственных учреждений, родителей, подростков, средств массовой информации к проблемам ЗППП, наркомании, токсикомании, алкоголизма в молодежной среде; информирование подростков, студентов, преподавателей, родителей о ситуации по этим проблемам в республике; о катастрофических последствиях употребления наркотиков и последствиях перенесения венерических заболеваний; объединение усилий заинтересованных служб и ведомств в поэтапном решении проблем, связанных с наркоманией и ЗППП. В рамках месячника ежегодно проводится республиканский конкурс "Юность без СПИДа и наркотиков" (по номинациям "публикация", "плакат", "сочинение", "видеоматериал", "организация работы по профилактике наркомании и ЗППП"); всевозможные акции с участием лучших спортсменов, артистов, политиков и т.д. В 1999 году месячник закончился 7-ми часовым телемарафоном "Молодое поколение выбирает здоровый образ жизни. А ты?".

Только начиная свою деятельность, специалисты службы столкнулись с практическим отсутствием какой-либо наглядной агитации, методической литературы, поэтому, анализируя свою работу, специалисты подготовили и выпустили уже два издания сборника "Профилактика нарко- и алкогольной зависимости среди детей, подростков и молодежи" для психологов, педагогов, медработников (общий тираж 900 экземпляров), ежегодно готовятся к выпуску различные буклеты, брошюры, листовки.

Впервые в республике в 1996 г. была собрана информация и выпущен "Справочник для поступающих в учебные заведения республики" (общий тираж 1996 - 1999 гг. - 250 экземпляров).

Вся выпускаемая методическая литература передается бесплатно. Служба тесно сотрудничает с республиканскими наркологическим и кожно-венерологическим диспансерами, центром реабилитации для детей и подростков ОНОН МВД РА, центром по профилактике СПИДа, со СМИ. Если говорить о районных структурах, то наиболее планомерная, периодическая работа проводится в Шебалинском, Майминском, Кош-Агачском районах.

Государственная поддержка социальных проектов программ и мероприятий, направленных на развитие художественного творчества молодежи, создание условий для развития ее творческого потенциала, составляет одно из важнейших направлений государственной молодежной политики и закреплено ст. 15 "Поддержка талантливой молодежи" Закона "О государственной молодежной политике в Республике Алтай".

Согласно ст. VII Республиканской Программы "Молодежь Алтая 1998-2000" "Развитие художественного творчества молодежи" один раз в три года проходят Республиканские конкурсы: детский конкурс исполнителей эстрадной песни, "Ырысту", конкурс вокально инструментальных ансамблей и групп. Основная цель конкурса выявление и дальнейшая поддержка молодых талантов. Число участников конкурса из районов республики растет с каждым годом. Отрадно заметить, что вместе с этим растет и качество исполнения, подбора репертуара, создание фонограмм. Участникам и победителям конкурсов комитет оказывает помощь в организации концертов, записи фонограмм, приобретении аппаратуры, сценических костюмов. Победители конкурсов при финансовой поддержке КДМ приняли участие и достойно представили республику на международных конкурсах и фестивалях: Р.Модорова - международный конкурс "Азия Даусы",Р.Таханов - фестиваль юных талантов "Айналайн" (г. Алматы), Ю.Стигилова - региональный конкурс "Золотой ключик" (г. Бийск), Н.Полякова и А.Теркешев в краевом конкурсе вокалистов "Хрустальные родники" (г. Барнаул), Н.Гоц - международный конкурс детского творчества "Бозторгай" (г. Алматы).

В 1999 г. КДМ совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по молодежной политике провели II Региональный фольклорный фестиваль молодежи "Сибирь молодая", участниками которого стали творческие коллективы из 9 регионов Сибири (150 человек).

Дни творчества молодежи районов республики в Республиканском Доме молодежи, цель которых - познакомить горожан с самобытными артистами, с "маленькими" и "большими" звездами эстрады, с традициями и обычаями, прикладным искусством народов, проживающих на территории нашей республики, к сожалению в последнее время не проводились из-за отсутствия должного финансирования районных структур по делам молодежи.

За отчетный период КДМ Республики Алтай выпущено два сборника:

- сборник стихов С.Решетнева "Воздух"

- сборник "Как слово наше отзовется" (публикации материалов осуществлены на алтайском и русском языках), который явился итогом научно-практической конференции "П.В.Кучияк и современный литературный процесс", и республиканского конкурса творческой и пишущей молодежи, посвященный 100-летию со дня рождения П.В.Кучияка, известного алтайского писателя и фольклориста.

Районные структуры по делам молодежи также уделяют внимание подпрограмме "Талантливая молодежь". Хотелось бы отметить работу в этом направлении Турачакского, Шебалинского, Кош-Агачского, Майминского комитетов.

Все мероприятия КДМ освещаются средствами массовой информации. Следует отметить, что телевидение ГТРК "Горный Алтай" не всегда откликается на предложения комитета. Все значимые телевизионные программы (7-часовой марафон молодежный фестиваль "Сибирь молодая", телепередачи о молодежи) комитет проводит на телекомпании "Планета сервис".

С 1993 года Комитетом по делам молодежи учреждена "Творческая стипендия им. Л.В.Кокышева" для талантливой молодежи. Обладателями стипендии стали: 1994 г. - Челтуева Алена, 1995 г. - Решетнев Сергей, 1996 г. - Модорова Раиса, 1997 г. - Челтуева Алена, 1998 г. - Мултина Ирина, 1999 г. - Нуриманов Ерболат, Килин Василий, Мамаев Евгений.

Однако очевидно, что отдельные поддерживающие меры, в том числе стипендии для особо одаренных студентов, молодых талантов, выступают подобно оазисам в пустыне, в окружении крайне слабого влияния государства на развитие образовательной и культурной среды. В целях дальнейшей поддержки молодых людей необходима единая программа социальной сферы, в которой будут аккумулированы наиболее значимые, жизнеспособные реальные программы министерств, ведомств социальной сферы. В части поддержки молодых талантов Комитет по делам молодежи предлагает разработать единую программу с Министерством культуры РА.

Формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, во многом определяется происходящими в последнее время изменениями в обществе. Занятия физической культурой в настоящее время проводятся, в основном, в рамках учебных занятий в системе образования всех уровней, начиная от начального и до высшего профессионального. При поддержке органов по делам молодежи и при совместной работе со спорткомитетом в республике проводятся соревнования как российского, зонального, республиканского уровня, так и по месту жительства по различным видам спорта, функционируют спортивные клубы ("Скала" - по кикбоксингу в Республиканском доме молодежи, "Викинг" - по боксу в Майминском районе).

В общественном сознании усилились идеи патриотизма и гражданственности, и это создало благоприятные возможности для ведения деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи. На территории республики, в рамках республиканской программы "Молодежь Алтая 1998-2000 гг.", функционируют военно-патриотические клубы "Пограничник", парашютный клуб "Русь" (Майминский район). В настоящее время в районах ведется работа по открытию военно-патриотических клубов различных профилей.

Комитет по делам молодежи ведет большую совместную работу с Республиканским Советом ветеранов войны и труда. Клуб "Пограничник" шефствует над одинокими ветеранами ВОВ, малообеспеченными ветеранами войны и труда. Комитетом оказывается социальная помощь, ветераны являются участниками мероприятий, проводимых в Республиканском доме молодежи.

Государственная молодежная политика представляет собой деятельность государства, направленную на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений.

В исследуемый период наметилось известное продвижение в решении организационных вопросов государственной молодежной политики в городе и районах республики. Наряду с инновационными проектами отрабатываются подходы и методы практики работы с молодежью, что были наработаны при первоначальном оформлении органов по делам молодежи с начала 90-х годов. В настоящее время в 4-х районах республики при администрациях открыты комитеты по делам молодежи (Майминский, Шебалинский, Турачакский, Усть-Канский), в 5-ти районах отделы (Чемальский, Онгудайский, Кош-Агачский, Усть-Коксинский, Улаганский). Нет структур по делам молодежи в Чойском районе и Горно-Алтайской администрации. Почти все председатели и зав. отделами по делам молодежи совмещают работу по спорту.

В республике действуют два Дома молодежи - Республиканский и Майминский.

Открыты молодежные центры в Шебалинском, Онгудайском, Турачакском, Кош-Агачском, Чемальском районах.

Руководители органов по делам молодежи повышают свою квалификацию: 5 - человек прошли учебу - семинары в СКЦ, 1 человек заочно окончил Сибирский кадровый центр (г. Новосибирск).

В 1999 г., в рамках месячника молодежи, состоялась республиканская конференция "Положение молодежи в Республике Алтай". На конференции присутствовали делегаты из Усть-Канского, Шебалинского, Турачакского, Кош-Агачского, Онгудайского, Чемальского, Улаганского, Майминского районов и г. Горно-Алтайска (всего 80 человек). Из числа приглашенных присутствовали: первый заместитель Председателя Правительства РА М.З.Гнездилов, зам. председателя Госсобрания - Эл Курултай РА В.Б.Канищев, председатели постоянных комиссий Госсобрания - Эл курултай РА Л.В.Щучинов, В.К.Сабин, В.К.Трутнев, зам. главы администрации г. Горно-Алтайска Т.Я.Анцифирова, председатель республиканского Совета ветеранов И.В.Скуридин, военный комиссар РА Рыбкин М.И., главный специалист Министерства науки и образования ПРА Сурикова Г.Б. К сожалению, не все министерства и ведомства, являющиеся исполнителями молодежной политики в республике, приняли участие в работе конференции.

Участниками конференции было принято решение:

1. Ходатайствовать перед Главой Республики Алтай о создании Национального совета молодежи при Главе республики.

2. Ходатайствовать перед Главой Республики Алтай, Государственным Собранием - Эл Курултай РА, Правительством Республики Алтай о выделении дополнительных ассигнований на финансирование Республиканской программы "Молодежь Алтая", являющейся механизмом реализации Закона Республики Алтай "О государственной молодежной политике в Республике Алтай".

3. Ходатайствовать перед Государственным собранием - Эл Курултай Республики Алтай, Правительством Республики Алтай:

- об освобождении предприятий, где занято более 50% молодых людей, от уплаты налогов в местный бюджет;

- о введении в сельских администрациях ставок руководителей молодежных центров;

- о введении в общеобразовательных школах ставок по основам военной службы;

- о поддержке программы по предоставлению безвозмездных субсидий на строительство или покупку жилья молодым семьям;

- об оказании помощи в подготовке специалистов для служб социальной помощи молодежи в районах республики;

- об открытии психотерапевтического кабинета при республиканском наркологическом диспансере;

- разработать программу летнего отдыха для подростков и молодежи на конкурсной основе.

4. Выйти с предложением в Правительство Республики Алтай о проведении ежегодной конференции по проблемам молодежи.

Молодежная и детская часть общественного сектора будет оказывать наибольшее влияние на дальнейшее развитие нашего общества. Специальные меры, которые обязано предпринимать государство, должны способствовать равным условиям жизненного старта молодежи, обеспечивать для молодежи равенство не только юридическое, но и фактическое.

Закон (ст.ст. 21-25) закрепляет необходимость более активного привлечения молодых граждан, молодежных общественных объединений к непосредственному участию в реализации государственной молодежной политики. Получение государственного финансирования (субсидирование) в соответствии с утвержденным порядком требует известного напряжения от общественного объединения, серьезной работы над проектами и программами. В работе над обоснованием проекта объединение, организация, сможет лучше осознать, чего, собственно, собирается достичь в результате своей деятельности, имеет ли оно для этого подходящих людей, какие социальные потребности молодежи и детей такая деятельность будет удовлетворять, с одной стороны, а, с другой стороны, государству удобно претворять молодежную политику через детские, молодежные объединения и организации. В настоящее время в Министерстве юстиции РА зарегистрировано 18 молодежных, детских общественных организаций. Несмотря на тенденцию роста численности молодежных организаций, они по-прежнему не являются массовыми.

Комитет по делам молодежи поддерживает программы молодежных, детских общественных организаций в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" и программой "Молодежь Алтая 1998 - 2000 гг.". На коллегии рассматриваются представленные программы молодежных и детских общественных объединений, наиболее значимые из них представляются к частичному субсидированию: программа "Возрождение" ср. школа N 8 г. Горно-Алтайск, студенческое географическое общество, детские общественные организации "Солнечный круг" (Чемальский р-он) и "Романтик" (г. Горно-Алтайск, ср. шк. N 12), городской клуб "Лидер" (г. Горно-Алтайск, школа N 1).

При обсуждении подходов к осуществлению государственной молодежной политики в органах власти и в средствах массовой информации постоянно звучат скептические реплики относительно бессилия даже самых крупных молодежных организаций, их искусственности, слабой связи с молодежью и неумении вести работу. При дефиците бюджетных средств государственная поддержка таких структур нередко трактуется как бессмысленная трата денег. Но это ошибочная позиция, поскольку молодежные и детские объединения являются необходимым звеном самореализации личности, социализации молодежи, приобретения ею организационной культуры, умения вести дело, руководить и подчиняться руководству, в конечном счете, становления правового государства и гражданского общества.

Комитетом по делам молодежи сделан анализ, отчет по реализации основных статей закона, которые имеют под собой практическую основу, все остальные статьи носят обобщенный, рекомендательный характер.

Если говорить об исполнении программы, нужно отметить, что основные ее разделы исполняются, другое дело не в полной мере. Значительное сдерживающее влияние на реализацию Программы оказали слабая законодательно-правовая база государственной молодежной политики как на федеральном, так и на местном уровнях; отсутствие устойчивой и полностью сформированной системы органов по делам молодежи в районах Республики и г. Горно-Алтайске; сложности в организационном, материально - техническом и кадровом обеспечении основных направлений Программы. Все эти проблемы решаются параллельно с реализацией непосредственно самой Программы.

Особенно негативное влияние на ход реализации Программы оказало нестабильное и явно недостаточное финансирование.

 

Годы Заявлено Утверждено Факт Федеральный
бюджет
Внебюджетные
средства
1995 605 млн. руб. 605 млн. руб. 605 млн. руб. 150 млн. руб. -
1996 3076 млн. руб. 1206 млн. руб. 1167980 тыс. руб.
(575944 тыс. руб.
исполнение по
взаимозачетам)
130 млн. руб. 5 млн. руб.
1997 3000851 тыс. р. 1200 млн. руб. 936 млн. руб.
(257890 тыс. руб.
по
взаимозачетам)
- 10 млн. руб.
1998 3135 тыс. руб. 1426 тыс. руб. 641 тыс. руб.
(101 тыс. руб. -
по
взаимозачетам)
20 тыс. руб. 10 тыс. руб.
1999 2534 тыс. руб. 1071 тыс. руб.
из них 414
тыс. руб. -
Программа
"Молодежь
Алтая"
485 тыс. руб., из
них 168 тыс. руб.
Программа
"Молодежь
Алтая"
150 тыс. руб. 120 тыс. руб.

 

Тем не менее, в рамках проведения в 1998-99 гг. программных мероприятий, совместно с министерствами, ведомствами и органами по делам молодежи районов республики, в целом заложены организационные основы и сформировались механизмы реализации основных направлений Программы. В программе "Молодежь Алтая" определены приоритетные направления, прежде всего: занятость молодежи, оказание социальной помощи, поддержка молодежного предпринимательства, поддержка талантливой молодежи, подготовка кадров (программа "Лидер", Экономическая школа).

Пожалуй, главной задачей на сегодня является координация совместной деятельности исполнителей данной Программы. Исполнителями являются, кроме Комитета по делам молодежи, Министерство образования и науки, Министерство культуры, Министерство труда и социального развития, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения, Республиканский военкомат, Комитет по физической культуре и спорту. Иначе говоря, все структуры социальной сферы. Роль Комитета по делам молодежи, как органа государственной власти во всех уровнях, будь то федеральный, региональный или местный, заключается в объединении, координации и направлении усилий всех ведомств именно на ту часть населения, которая законами государства выделена в отдельную прослойку населения, и, на наш взгляд, она самая уязвимая, незащищенная.

В тесном сотрудничестве работает Комитет по делам молодежи с Министерством здравоохранения, Министерством внутренних дел, Ресвоенкоматом, и задача сегодня иметь как можно более конкретные, финансово подкрепленные совместные мероприятия по реализации данной Программы.

Новый этап реализации государственной молодежной политики в главных чертах подтвердил верность определения ее принципов и выбора стратегических направлений, показал целесообразность ведения действий на программной основе с широким применением механизмов координации и специализации в достижении успеха планируемых мер. Сочетание возможностей федерального и регионального уровней при уточнении объема компетенции и ответственности органов государственной власти на каждом из них в наибольшей мере способно привести к действительному продвижению вперед в решении проблем молодежи.

В связи с вышеизложенным, Комитет по делам молодежи предлагает:

- Министерствам и ведомствам, являющимся исполнителями Программы "Молодежь Алтая", разработать совместный план мероприятий по реализации данной Программы;

- рассмотреть на постоянных комиссиях и принять предложенные Комитетом проекты подзаконных, нормативных актов;

- рассмотреть вопрос по финансированию программы "Молодежь Алтая 1998-2000 гг.";

- утвердить Положение по субсидированию молодых семей;

- учредить стипендии Правительства Республики Алтай, Госсобрания - Эл Курултай РА для аспирантов, студентов, учащихся;

- программу летнего отдыха детей и молодежи осуществлять на конкурсной основе;

- внести в бюджет Комитета по делам молодежи строку - финансирование сельских молодежных центров;

- проработать возможности финансирования программ занятости молодежи РА из федерального бюджета (Департамент федеральной службы занятости населения);

- необходимо принятие нормативных актов:

"О государственной поддержке молодежной жилищной политики"

"О государственной поддержке молодой семьи"

"О государственной поддержке деятельности детских, подростковых, молодежных клубов и центров"

"О государственной поддержке детского отдыха и оздоровления"

"О государственной поддержке деятельности молодежных и детских общественных объединений".

 

Комитет по делам молодежи

Республики Алтай

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Республики Алтай от 21 октября 1999 г. N 301 "О ходе реализации Закона Республики Алтай "О государственной молодежной политике в Республике Алтай"


Текст постановления опубликован в газете "Звезда Алтая" от 2 сентября 2000 г. N 130


Постановлением Правительства Республики Алтай от 4 апреля 2016 г. N 91 настоящее постановление признано утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства Республики Алтай от 5 февраля 2001 г. N 30


Постановление Правительства Республики Алтай от 19 октября 2000 г. N 286