Республики Алтай |
М.И.Лапшин |
Председатель
Государственного Собрания -
Эл Курултай Республики Алтай |
И.Э.Яимов |
г. Горно-Алтайск
12 ноября 2003 года
N 15-31
Республиканская целевая программа
"Развитие малого предпринимательства в Республике Алтай на 2004-2007 годы"
(утв. законом Республики Алтай от 12 декабря 2003 г. N 15-31)
О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Алтай см. Закон Республики Алтай от 26 июня 2001 г. N 23-11
Паспорт
республиканской целевой программы
"Развитие малого предпринимательства в Республике Алтай на 2004-2007 годы"
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Развитие малого предпринимательства в Республике Алтай на 2004-2007 годы" (далее - Программа) |
Основания разработки Программы |
Закон Республики Алтай "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Алтай" от 26 июня 2001 г. N 23-11 |
Заказчик Программы |
Правительство Республики Алтай |
Основные разработчики Программы |
Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай |
Исполнители мероприятий Программы |
- Министерство финансов Республики Алтай; - Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай; - Министерство имущественных отношений Республики Алтай |
Предполагаемые участники Программы |
- Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Алтай; - Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Алтай; - муниципальные образования Республики Алтай |
Цель Программы |
Обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на республиканском уровне |
Задачи Программы |
- Совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку; - преодоление административных барьеров на пути развития предпринимательства, в том числе: - разработка и внедрение прогрессивных кредитно-инвестиционных механизмов: всех видов лизинга, франчайзинга, венчурного инвестирования, ипотечного кредитования, развитие системы гарантийных фондов, обществ взаимного кредитования; - обеспечение поддержки начинающих предпринимателей (в том числе образовательной и финансовой); - формирование цивилизованного профессионального законопослушного и востребованного социально-экономическим развитием республики слоя малых и средних предпринимателей |
Основные направления Программы |
- Формирование благоприятной внешней среды для развития малого предпринимательства; - совершенствование кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки; - совершенствование и развитие деятельности инфраструктуры поддержки предпринимательства; - информационное обеспечение развития предпринимательства; - содействие в реализации муниципальных программ в сфере малого предпринимательства |
Сроки реализации Программы |
2004-2007 годы (включительно) |
Объем и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования, 61 455,7 тыс. руб. в том числе: объем финансирования за счет средств федерального бюджета предусмотренных для Республики Алтай 595,7 тыс. руб. объем финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай 59 860,0 тыс. руб. собственные средства предприятий 1 000,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- Доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджет региона достигнет 30%; - доля производства товаров и услуг от субъектов малого предпринимательства в общем объеме товаров и услуг, выпущенных в целом по республике, увеличится до 30%; - трансформируется отраслевая структура малого предпринимательства в сторону увеличения производства товаров и услуг |
Система контроля за реализацией Программы |
- Министерство финансов Республики Алтай; - Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай |
1. Содержание проблемы
Крупномасштабные рыночные преобразования затронули каждый регион России, вне зависимости от степени развитости экономического потенциала. Различаются только формы и интенсивность проявления кризисных явлений. В соответствии с этим стратегия выхода из кризисного состояния каждого региона должна быть различна.
Особая роль в стратегии преодоления кризиса и перспективного развития экономики Республики Алтай должна быть отведена малому бизнесу. Это можно подкрепить следующими доводами.
В Республике Алтай отсутствуют крупные предприятия. Создание новых крупных предприятий оправдано в случае использования передовых технологий, что требует огромных инвестиций.
Чрезвычайная хрупкость экологического равновесия в регионе не позволяет реализацию крупных проектов. Усиление антропогенного воздействия негативно скажется на хрупкой природной среде Республики Алтай.
В условиях жесткого дефицита финансовых ресурсов оправдано вложение средств в эффективные, коммерческие проекты с быстрой окупаемостью, которые предлагаются малыми предприятиями.
Кроме того, небольшая населенность и отдаленность региона от емких рынков сбыта не позволяет развивать предприятия, продукция которых рассчитана на массовый спрос.
Малое предпринимательство является мощным рычагом для решения комплекса политических и социальных проблем:
создание прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды;
расширение налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней;
снижение остроты безработицы, обеспечения занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест;
насыщение рынка разнообразными товарами и услугами.
По объемам производства и реализации, прибыли, уровню доходов работников, платежеспособности, уплате налогов малые предприятия имеют более высокие потенциальные возможности по сравнению с крупными производствами.
Одна из существенных современных тенденций развития мировой экономики - усиление роли малого и среднего бизнеса как наиболее динамичной и гибкой формы деловой жизни.
По данным Комитета государственной статистики Республики Алтай за 2002 год в республике действовало 588 малых предприятий со статусом юридического лица и около 6500 (по данным ИМНС) индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
Отраслевая структура малых предприятий:
промышленность - 17,86%;
строительство - 14,12%;
розничная торговля - 11,90%;
общественное питание - 2,89%;
оптовая торговля - 9,35%;
другие отрасли - 43,88%.
В 2002 году на малых предприятиях было занято 5645 человек, с учетом предпринимателей без образования юридического лица и их наемных работников численность занятых в сфере малого предпринимательства оценивается в 13451 чел#, что по оценке составляет более 16,6% населения, занятого в экономике региона.
В результате оказываемой государственной поддержки малого предпринимательства Республики Алтай в 2002 году поступления в бюджет Республики Алтай от налогов на совокупный доход составили 18 млн. руб. (164% к уровню аналогичного показателя 2001 года). Таким образом, наблюдается положительная тенденция роста налоговых поступлений от финансово-экономической деятельности субъектов малого предпринимательства.
По итогам 2002 года на 43,5% увеличился объем выпуска товаров и услуг в фактических ценах предприятиями малого бизнеса и составил 646,8 млн. руб. Наметившаяся тенденция роста выпуска товаров и услуг сохраняется в первом квартале текущего года, который составил 114% от уровня соответствующего периода 2002 года.
Пространственный аспект анализа развития малого предпринимательства показал, что малые предприятия, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица сосредоточены в основной своей массе в Горно-Алтайске, Турочакском и Онгудайском районах. Удельный вес численности этих районов составил 52%, в то же время здесь сосредоточены 89,8% малых предприятий и 65,2% индивидуальных предпринимателей.
Следовательно, целевым критерием развития малого предпринимательства может быть территориально равномерное его размещение.
Анализ состояния малого предпринимательства показывает, что в настоящее время практически исчерпаны резервы развития бизнеса, связанные с процессами приватизации, демонополизации и реструктуризацией предприятий. На протяжении нескольких последних лет практически неизменной остается отраслевая структура малых предприятий - на сегодняшний день около половины предпринимателей занято в торговле. Существуют тенденции расширения такими предпринимателями своей деятельности за счет развития производства, но пока таких немного. Для нашей республики низок процент фирм, занимающихся наукоемкими технологиями, сфере услуг еще далеко до той роли, которую она играет в развитых странах.
Основные причины, препятствующие дальнейшему развитию малого предпринимательства в Республике Алтай:
- несовершенство и непостоянство нормативной правовой базы;
- избыточные административные барьеры, большое количество контролирующих органов и дублирование их функций. В настоящее время контрольно-ревизионные функции осуществляют несколько десятков различных контролирующих органов, имеют место параллелизм и дублирование их функций. Контрольные проверки носят бессистемный характер. Таким образом, существующая неэффективная и трудоемкая система контроля деятельности субъектов малого предпринимательства является для последних одним из административных препятствий для нормального развития и требует совершенствования;
- сельскохозяйственная специализация региона, горный рельеф;
- не конкурентоспособность, объективно не конкурентоспособность региональной экономики связана с ее сельскохозяйственной специализацией, так как сельское хозяйство по многим параметрам проигрывает промышленности, а именно, в следующем:#
- медленный кругооборот и оборот капитала;
- потребность в относительно более объемном авансировании производственных затрат;
- неравномерная реализация произведенной продукции;
- преобладание скоропортящейся и малотранспортабельной продукции;
- территориальная удаленность от конечного потребления;
- недостаточно развита инфраструктура, которая способствует развитию малого бизнеса в районах и городах региона;
- энергозависимость, уровень энергопотребления один из самых низких по России и Сибири. Потребление энергии на душу населения составляет 2000 кВт. час. в год, что ниже уровня Алтайского края в 2,5 раза, Западной Сибири - в 4 раза;
- дотационный бюджет, что является объективным результатом унаследованного экономического потенциала и в краткосрочной перспективе ситуация не может быть изменена кардинально. Республика должна искать внутренние резервы пополнения доходной части бюджета, прежде всего за счет развития малого бизнеса;
- кадры, сельскохозяйственная специализация региона формирует специфический кадровый состав. Особенностью сельского населения является низкая квалификационно-профессиональная подвижность, что затрудняет процесс адаптации к рыночным преобразованиям. Кроме того, сельское население более консервативно, с трудом воспринимает различные новшества. На эти негативные тенденции накладывает отпечаток также низкое качество полученного образования;
- проблемы с обеспечением помещениями, оборудованием, персоналом, проблемы безопасности деятельности. Для создания и эффективного функционирования малых предприятий слабо используются имеющиеся излишние производственные площади, оборудование, высвобождающиеся в результате структурной перестройки государственных и муниципальных предприятий;
- ограниченные возможности привлечения инвестиций: невозможно получить кредиты начинающим предпринимателям, трудности по привлечению внешних финансовых источников и, прежде всего, кредитов коммерческих банков в связи с отсутствием у малых предприятий необходимого залога, высокие процентные ставки, ограниченные сроки предоставления кредита (до 1 года).
Преодоление препятствий и дальнейшее поступательное развитие малого предпринимательства в Республике Алтай возможно только на основе целенаправленной работы на местах (на уровне муниципальных образований) по созданию системы и инфраструктуры, обеспечивающих развитие малого бизнеса.
Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства в республике является республиканская целевая программа "Развитие малого предпринимательства в Республике Алтай на 2004-2007 годы" (далее - Программа). Необходимость реализации Программы диктуется не только положениями Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и Закона Республики Алтай "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Алтай", но и необходимостью координации усилий государственных и негосударственных структур поддержки и развития малого предпринимательства.
Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной среды для малого предпринимательства, опирается на созданную инфраструктуру.
2. Основные цели и задачи Программы. Направления реализации программных мероприятий
Целью данной Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на республиканском уровне.
Предлагаемый в Программе комплекс мер базируется на результатах выполнения предыдущей Программы поддержки и развития предпринимательства в Республике Алтай на 2002-2003 гг. и с одной стороны продолжает реализацию ранее начатых проектов, а с другой# ставит новые задачи:
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку;
преодоление административных барьеров на пути развития предпринимательства, в том числе создание единой лицензионной палаты;
разработка и внедрение прогрессивных кредитно-инвестиционных механизмов: всех видов лизинга, венчурного инвестирования, ипотечного кредитования, развитие системы гарантийных фондов, обществ взаимного кредитования;
обеспечение поддержки начинающих предпринимателей (в том числе образовательной и финансовой);
обеспечение доступа предпринимателей к имуществу не эффективных и не платежеспособных крупных предприятий, создание на базе пустующих имущественных комплексов объектов инфраструктуры;#
развитие малого предпринимательства в сфере инноваций и высоких технологий;
развитие малого предпринимательства в сфере туризма;
продвижение продукции малых предприятий на межрегиональный и международный рынок.
Задачи решаются по следующим направлениям:
1. Формирование благоприятной внешней среды для развития малого предпринимательства.
2. Развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства.
3. Развитие деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
4. Информационная и консультативная поддержка малого предпринимательства.
5. Содействие в реализации муниципальных программ в приоритетных сферах развития малого предпринимательства.
Основное внимание по первому направлению будет уделено совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность, созданию условий по доступу субъектов малого предпринимательства к выполнению государственного заказа, а также мероприятиям по формированию положительного имиджа предпринимательства в обществе.
В рамках второго направления будут осуществлены мероприятия по развитию гарантийных механизмов, по развитию микрозаймов с привлечением средств как из бюджета, так и из внебюджетных источников на возвратной основе. Заложены средства на компенсацию ставок по кредитам коммерческих банков, полученных субъектами малого бизнеса по программе льготного кредитования.
В области финансового обеспечения республиканских программ и проектов поддержки малого предпринимательства за счет средств республиканского бюджета Правительством Республики Алтай разработаны и реализовываются следующие механизмы кредитования:
Прямое кредитование в исключительном порядке социально и экономически значимых, приоритетных программ и инвестиционных проектов.
В 2001 году профинансированы предприятия малого и среднего бизнеса Республики Алтай на сумму 9,7 млн. рублей:
ОАО "Ткацкая фабрика" на техническое перевооружение в сумме 1,55 млн. рублей;
ООО "Карант" на производство трикотажных изделий в сумме 1,0 млн. рублей;
ЗАО "Руно-Алтекс" на запуск гребнечесального оборудования по обезволашиванию пуха в сумме 0,45 млн. рублей;
ООО "Чедирген" на создание системы факторийного товарообмена в Республике Алтай в сумме 0,3 млн. рублей;
СПК "Коксинский" на приобретение технологического оборудования для сушки овощей в сумме 0,4 млн. рублей;
ЗАО "Ануйский сыр" на восстановление и реконструкцию Черно-Ануйского маслосырзавода в сумме 3,0 млн. рублей;
МУП "Полипром" на расширение производства стройматериалов в сумме 0,65 млн. рублей;
ЗАО "Алтайлеспром" на приобретение производственной базы, техники и оборудования по деревообработке в сумме 0,68 млн. рублей;
ЗАО "Алтайстроймебель" на производство мебели в сумме 1,7 млн. рублей.
В 2002 году профинансированы предприятия малого и среднего бизнеса Республики Алтай на сумму 1,5 млн. рублей:
ИП Иродов В.Л. на развитие сапоговаляльного цеха в сумме 1,0 млн. рублей;
ЗАО "Ануйский сыр" на оборотные средства в сумме 0,5 млн. рублей;
В 2003 году предусматривается финансирование предприятий лесопромышленного комплекса в сумме 5,0 млн. рублей.
Реализация Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Алтай, которая в 2002 году профинансирована в сумме 1,0 млн. рублей.
В 2003 году за счет средств целевого бюджетного фонда "Республиканский фонд развития Республики Алтай" предусматривается 5,9 млн. рублей на финансирование Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства Республики Алтай. Рекомендуем в районах и городе разработать, принять и финансировать программы поддержки и развития малого предпринимательства. Аналогичная программа уже принята в Чойском районе.
Организация лизинга. В данном направлении принято постановление Правительства Республики Алтай "О лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе Республики Алтай". В 2001 году крестьянским и фермерским хозяйствам Республики Алтай оказана реальная помощь на общую сумму 10,1 млн. рублей.
В 2002 году по системе лизинга было передано сельхозтоваропроизводителям республики 15 зерноуборочных комбайнов, 53 колесных трактора, 3 силосоуборочных трактора, 14 грузовых автомобилей, 14 единиц пресс уборочной# техники. В целом на лизинговые операции в 2002 году было выделено средств на сумму 36,6 млн. рублей, в том числе:
лизинг сельскохозяйственной техники - 35,4 млн. рублей, что в три раза больше в сравнении с 2001 годом;
лизинг племенного скота - 1,0 млн. рублей.
Республиканским бюджетом на 2003 год предусмотрено 25,0 млн. рублей на лизинг сельскохозяйственной техники.
Дальнейшее развитие лизинга для малых предприятий планируется по линии Министерства сельского хозяйства Республики Алтай. С этой целью принят Закон Республики Алтай "О государственной поддержке финансовой аренды (лизинга) в агропромышленном комплексе Республики Алтай" от 25 июня 2003 г. N 12-36.
В 2000 году разработан новый механизм кредитования путем распределения квот по районам и городу на реализацию региональных целевых программ социально-экономического развития районов и города на возвратной, платной и срочной основе сроком на 2 года. За счет средств целевого бюджетного фонда "Республиканский фонд развития Республики Алтай" было фактически профинансировано 15,9 млн. рублей. Выделенные квоты направлены на микрокредитование инвестиционных проектов малого предпринимательства в поддержку приоритетных направлений развития каждого района и города, например: поддержка сельского хозяйства, развитие туризма, торговли и общественного питания, лесозаготовке# и деревопереработки.
В данном направлении рекомендуем муниципальным образованиям республики совместно с территориальными отделениями федерального казначейства разработать порядок дальнейшего финансирования проектов по малому предпринимательству и возврата средств в бюджет Республики Алтай.
В целом в 2002 году за счет средств целевого бюджетного фонда "Республиканский фонд развития Республики Алтай" профинансировано инвестиционных проектов на возвратной основе на сумму 38,1 млн. рублей из республиканского бюджета.
Субсидии на возмещение процентных ставок по кредитам, полученным предприятиями и организациями Республики Алтай в российских кредитных учреждениях за 2001, 2002 годы помогли предприятиям привлечь дополнительные кредитные ресурсы на реализацию проектов около 34 млн. рублей.
В 2001 году профинансированы на сумму 2,2 млн. рублей, в том числе:
ЗАО ПТФ "Сюмер" на организацию потока выпуска женского платья (приобретение тканей) в сумме 0,05 млн. рублей;
ЗАО ЛВЗ "Вита" на освоение новых видов продукции в сумме 0,34 млн. рублей;
ЗАО "Руно-Алтекс на закуп шерсти, пуха в сумме 0,2 млн. рублей;
ЗАО "Терек" на расширение объемов производства муки в сумме 0,2 млн. рублей;
КХ "Надежда" на строительство парковой изгороди в сумме 0,2 млн. рублей;
ООО "Коргон" на развитие мараловодства в сумме 0,1 млн. рублей.
В 2002 году было направлено бюджетных средств в размере 3,0 млн. рублей на безвозмездной и безвозвратной основе, в том числе:
ЗАО ПТФ "Сюмер" на пополнение оборотных средств в сумме 0,17 млн. рублей:
ИП Иродов В.Л. на расширение производства сапоговаляльного цеха в сумме 0,06 млн. рублей;
ЗАО "Руно-Алтекс" на закуп пуха и шерсти в сумме 0,28 млн. рублей;
КХ "Талду" на развитие мараловодства в сумме 0,09 млн. рублей;
СПК "Ануй" на текущую деятельность в сумме 0,06 млн. рублей;
СХК "Талица" на приобретение семян, запчастей, ГСМ в сумме 0,17 млн. рублей;
ООО "Кедр" приобретение ГСМ в сумме 0,06 млн. рублей;
ООО "Горно-Алтай-Лада" на пополнение оборотных средств в сумме 0,3 млн. рублей и т.д.
В 2003 году за счет средств целевого бюджетного фонда предусмотрено на возмещение процентных ставок по кредитам 7,5 млн. рублей, что позволит увеличить объем привлеченных инвестиционных ресурсов кредитных организаций свыше 50,0 млн. рублей.
Субсидии сельхозтоваропроизводителям Республики Алтай. В 2002 году всего было выплачено субсидий в размере 102,1 млн. рублей, из них из федерального бюджета на животноводческую и растениеводческую продукцию - 26,2 млн. рублей, из республиканского бюджета и целевого бюджетного фонда - 47,0 млн. рублей.
Республиканским бюджетом Республики Алтай на 2003 год предусмотрено 61,353 млн. рублей, а# субсидирование животноводческой продукции, что на 10% больше в сравнении с аналогичным показателем прошлого года.
Будет также развиваться имущественная поддержка предпринимателей, причем большое внимание будет уделено взаимодействию с Министерством имущественных отношений Республики Алтай в части создания реестров федерального и республиканского имущества, имущества других собственников, которое в настоящее время не используется и может быть использовано для осуществления предпринимательской деятельности.
Средства из республиканского бюджета для реализации этих мероприятий привлекаются в виде бюджетных возвратных ссуд и в виде прямого финансирования - на программу компенсации процентных ставок.
По третьему направлению планируется создание бизнес инкубатора#, первым шагом для создания бизнес инкубатора, должно стать взаимодействие с Департаментом занятости населения по Республике Алтай#. В рамках взаимодействия планируется: осуществлять обучение из числа граждан ставших на учет по безработице основам предпринимательской деятельности, с последующей регистрацией в налоговой инспекции по месту жительства и получения статуса предпринимателя без образования юридического лица за счет средств федерального бюджета, выделяемых на данные цели; представление# финансовой помощи для начала предпринимательской деятельности за счет средств республиканского бюджета через Департамент занятости населения по Республике Алтай и выделение микрозайма для дальнейшего развития собственного дела безработным через муниципальные образования Республики Алтай за счет средств республиканского бюджета по ходатайству Департамента занятости населения по Республике Алтай. Имущественную поддержку для бизнес инкубатора# планируется осуществлять через Министерство имущественных отношений Республики Алтай.
В целом мероприятия данного раздела должны повысить устойчивость и эффективность работы уже действующих малых предприятий и обеспечить снижение рисков при создании новых производств. Особое внимание предполагается уделить районам с низким уровнем развития инфраструктуры и сервисных организаций. В рамках этого направления предусмотрены мероприятия по обучению и подготовке кадров (бизнес инкубатор#), а также содействие выставочной ярмарочной деятельности.
По четвертому направлению предусмотрены мероприятия по совершенствованию системы экономико-статистического учета деятельности субъектов малого предпринимательства. Предусматривается включение предпринимателей в систему современного информационного обмена, использование возможностей Интернет не только в целях оперативной передачи информации, но и для взаимодействия предпринимателей в режиме реального времени. В разделе заложены мероприятия по совершенствованию системы статистического учета деятельности субъектов малого предпринимательства, предполагается создание муниципальных органов статистики, заключение соответствующих соглашений с налоговой инспекцией, запланировано проведение выездных информационных семинаров с предпринимателями в районах республики и другие мероприятия.
При реализации муниципальных программ планируется проведение специальных семинаров, конкурсов, специализированных исследований и другие мероприятия. Предполагается организовать взаимодействие с органами местного самоуправления в части формирования и реализации программ поддержки предпринимательства в районах и городах. При этом механизмы комплексной поддержки малого предпринимательства, апробированные в районах с высоким уровнем развития, будут использованы на других территориях. Предпочтение отдается тем направлениям развития малого предпринимательства, которые имеют приоритетное значение для экономики региона и муниципальных образований.
По этому направлению предусматривается содействие в реализации программ поддержки предпринимательства муниципальных образований, а также специализированных программ по различным сферам социально-экономического развития республики.
3. Механизм реализации Программы
Механизм реализации заявленных целей и задач Программы - это система взаимоскоординированных по срокам, объему финансирования и исполнителям мероприятий, обеспечивающих достижение намеченных результатов.
Структура программных мероприятий представлена 5 разделами, которые обеспечивают комплексный подход и координацию работ всех исполнителей и участников Программы. Главными приоритетами государственной политики по поддержке предпринимательства в Республике Алтай на предстоящий период станут:
обеспечение полной и доступной информации о мероприятиях, направленных на развитие малого бизнеса;
соблюдение принципа конкурсности, т.е. обеспечение равных прав и возможностей малых предприятий при распределении бюджетных средств и государственных заказов;
гласность и публичная отчетность об использовании средств, выделенных на поддержку малого предпринимательства и о деятельности объектов инфраструктуры поддержки.
Межведомственную координацию деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, общественных объединений предпринимателей, определение приоритетов выполнения мероприятий Программы осуществляет Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай.
Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай утверждает ежегодные планы исполнения мероприятий Программы, доводит их содержание до исполнителей, готовит отчеты о ходе выполнения и на основе полученных данных проводит аналитическую работу.
Основным исполнителем Программы является Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай.
Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай в рамках бюджетных ассигнований ежегодно получает средства для предоставления субсидии в рамках реализации Программы.
Ход выполнения Программы регулярно рассматривается на заседаниях Правительства Республики Алтай.
Контроль за выполнением Программы и целевым использованием средств республиканского бюджета осуществляют Министерство финансов Республики Алтай, Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация мероприятий Программы рассчитана на период 2004-2007 (включительно) годы. В течение 2004 г. предполагается сконцентрировать усилия исполнителей и участников и финансовые ресурсы на завершении формирования целостной системы, обеспечивающей развитие малого бизнеса в республике, в первую очередь, на
развитие и внедрение кредитно-финансовых технологий и имущественную поддержку малого бизнеса;
дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
В течение 2005-2006 годов на основе реализованных мероприятий планируется обеспечить изменение отраслевой структуры малого предпринимательства в сторону увеличения числа предприятий, работающих в сфере производства и оказания услуг населению (туризм), увеличения вклада малого и среднею бизнеса в валовой внутренний продукт региона, роста налоговых сборов от субъектов малого предпринимательства в бюджеты всех уровней за счет повышения эффективности их деятельности.
В конечном итоге успешная реализация мероприятий Программы позволит говорить о формировании широкого слоя мелких и средних собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни наемным работникам.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Основой финансового обеспечения мероприятий Программы в течение всего периода их реализации должно стать выделение в соответствии с Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Алтай" ежегодных бюджетных ассигнований в объеме не менее 1% доходной части республиканского бюджета.
Свод мероприятий Программы представлен в приложении 1 "Перечень мероприятий Программы и ожидаемые результаты".
На реализацию Программы предполагается привлечь средства в размере 6145,7 тыс. руб., в том числе из федерального бюджета 595,7 тыс. руб., республиканского бюджета 59860,0 тыс. руб. (см. приложение 2 "Объемы и источники финансирования Программы"),
Реализация и развитие программы льготного кредитования субъектов малого предпринимательства в коммерческих банках при компенсации части процентной ставки из республиканского бюджета и системы лизинга позволит привлечь более 243167 тыс. руб. кредитов коммерческих банков.
6. Оценка эффективности программных мероприятий
В ходе реализации Программы должны быть получены следующие результаты:
увеличение числа рабочих мест за счет расширения производства на действующих и создания новых малых предприятий, обеспечение занятости социально незащищенных слоев населения;
увеличение объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Создание условий для полного выхода малого бизнеса из сферы "теневой" экономики;
насыщение потребительского рынка качественными и доступными для массового покупателя товарами и услугами, расширение производства импортозамещающей продукции;
создание механизма доступа малых предприятий к неэффективно используемому имуществу, находящемуся в государственной (федеральной и республиканской), а также муниципальной собственности с целью увеличения отдачи от его использования за счет передачи эффективным собственникам;
формирование правовой среды и механизмов, обеспечивающие# защиту имущественных и других прав субъектов малого предпринимательства, устранение административных барьеров;
развитие обучающих, консультационных, финансовых и других объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства;
сформирована система общественных объединений, союзов и ассоциаций предпринимателей, с делегированием им части функций, находящихся в ведении государственных органов;
привлечены дополнительные внебюджетные инвестиции в сектор малого предпринимательства.
В период реализации Программы мерами государственной поддержки должно быть охвачено от 5 до 15 тысяч малых предпринимательских структур. В рамках реализации мероприятий Программы предполагается обеспечить условия для развития действующих и создания новых малых предприятий, что в конечном итоге позволит увеличить число занятых в сфере малого бизнеса до 30 тысяч.
В результате реализации мероприятий Программы к концу 2007 года:
доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в бюджет региона достигнет 30%;
доля производства товаров и услуг от субъектов малого предпринимательства в общем объеме товаров и услуг, выпущенных в целом по республике, увеличится до 30%;
отраслевая структура малого предпринимательства трансформируется в сторону увеличения производства товаров и услуг. Предполагаемая структура к концу 2007 года:
промышленность - 18%,
строительство - 18%,
услуги (в т.ч. бытовые) - 15%,
торговля и общественное питание - 42%,
другие виды деятельности - 7%.
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"Развитие малого предпринимательства
в Республике Алтай на 2004-2007 годы"
Перечень мероприятий Программы и ожидаемые результаты
N |
Наименование мероприятий |
Исполнители |
Предполагаемые участники (по согласованию) |
Ожидаемые результаты |
Срок исполнения |
1. |
Формирование благоприятной внешней среды для развития малого предпринимательства |
||||
Совершенствование нормативной правовой базы |
|||||
1.1. | Разработка предложений и проектов нормативных актов, направленных на совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, включая изменения и дополнения в действующие законы ("О едином налоге на вмененный доход") и иные нормативные акты Республики Алтай |
Министерство экономического развития, торговли и предпринима- тельства Республики Алтай |
Управление Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Республике Алтай, Фонд развития и поддержки малого предприниматель- ства Республики Алтай, общественные объединения предпринимателей, органы местного самоуправления |
Упрощение системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства |
3004-2005 |
1.2. | Участие в разработке нормативно-правовых актов, способствующих реализации на территории республики федеральных законов: - "О лицензировании отдельных видов деятельности", - "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора" |
Министерство экономического развития, торговли и предпринима- тельства Республики Алтай |
Управление Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Республике Алтай, Фонд развития и поддержки малого предприниматель- ства Республики Алтай, общественные объединения предпринимателей, органы местного самоуправления |
Введение упрощенного порядка лицензирования и регистрации. Оптимизация системы государственного контроля за предпринимательской деятельностью, защита прав и законных интересов предпринимателей |
2004-2005 |
1.3. | Разработка предложений по нормативным правовым актам, устанавливающим льготный порядок предоставления объектов недвижимости, в том числе имущественных комплексов и земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, субъектам малого предпринимательства |
Министерство экономического развития, торговли и предпринима- тельства Республики Алтай, Министерство имущественных отношений Республики Алтай |
Управление Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Республике Алтай, Фонд развития и поддержки малого предприниматель- ства Республики Алтай, общественные объединения предпринимателей, органы местного самоуправления |
Создание механизма передачи объектов государственного и муниципального имущества для нужд малого предпринимательства. Разработка условий конкурса на право пользования имуществом |
2004 |
1.4. | Разработка предложений по унификации процедуры оформления земельных отношений для осуществления предпринимательской деятельности |
Министерство имущественных отношений Республики Алтай |
Управление Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Республике Алтай, общественные объединения предпринимателей, Фонд развития и поддержки малого предприниматель- ства Республики Алтай, органы местного самоуправления |
Оптимизация системы земельных отношений при аренде и купле-продаже земельных участков |
2004 |
1.5. | Анализ и разработки предложений по нормативному правовому обеспечению участия субъектов малого предпринимательства в муниципальных заказах |
Министерство экономического развития, торговли и предпринима- тельства Республики Алтай |
Общественные объединения предпринимателей, Фонд развития и поддержки малого предприниматель- ства Республики Алтай, органы местного самоуправления |
Обеспечение правовых и организационных принципов участия малых предприятий в системе муниципальных закупок |
2004-2005 |
Устранение излишних административных барьеров |
|||||
1.6. | Мониторинг состояния административных и иных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства |
Министерство экономического развития, торговли и предпринима- тельства Республики Алтай |
Общественные объединения предпринимателей, Фонд развития и поддержки малого предприниматель- ства Республики Алтай, органы местного самоуправления |
Упорядочение эффективности деятельности контролирующих, надзорных и правоохранительных органов, оптимизация системы госконтроля |
2004-2007 |
1.7. | Создание межведомственных комиссий по преодолению административных барьеров в сфере предпринимательства в муниципальных образованиях. Содействие деятельности межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров в сфере предпринимательства |
Министерство экономического развития, торговли и предпринима- тельства Республики Алтай |
Главный федеральный инспектор территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предприниматель- ства по Республике Алтай, Министерство по антимонопольной политике Российской Федерации по Республики# Алтай, органы местного самоуправления, Фонд развития и поддержки малого предприниматель- ства в Республике Алтай |
Устранение необоснованных препятствий на пути развития малого предпринимательства. Обеспечение сочетания интересов органов местного самоуправления и предпринимателей посредством оптимизации контрольно-разреши- тельной практики |
2004-2007 |
1.8. | Подготовка, издание и распространение информационно-справочных пособий для малых предприятий по ведению бизнеса в различных сферах бизнеса и действующим процедурам регулирования предпринимательской деятельности |
Министерство экономического развития, торговли и предпринима- тельства Республики Алтай |
Управление Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Республике Алтай, Фонд развития и поддержки малого предприниматель- ства Республики Алтай, общественные объединения предпринимателей, органы местного самоуправления |
Обеспечение информационной поддержки субъектов малого предпринимательства |
2004-2007 |
Формирование положительного имиджа малого предпринимательства, содействие деятельности общественных организаций предпринимателей |
|||||
1.9. | Проведение конкурса "Лучший предприниматель Республики Алтай" |
Министерство экономического развития, торговли и предпринима- тельства Республики Алтай |
Фонд развития и поддержки малого предприниматель- ства Республики Алтай, общественные объединения предпринимателей, органы местного самоуправления |
Систематизация и распространение опыта работы малых предприятий, добившихся наибольших успехов в бизнесе |
2004-2007 |
1.10. | Подготовка и проведение съездов, конференций, семинаров, "круглых столов" по тематике малого предпринимательства |
Министерство экономического развития, торговли и предпринима- тельства Республики Алтай |
Фонд развития и поддержки малого предприниматель- ства Республики Алтай, общественные объединения предпринимателей, органы местного самоуправления |
Формирование положительного общественного мнения о малом предпринимательстве, выработка решений о путях его развития |
2004-2007 |
1.11. | Содействие созданию общественных советов предпринимателей при органах местного самоуправления |
Министерство экономического развития, торговли и предпринима- тельства Республики Алтай |
Фонд развития и поддержи малого предприниматель- ства Республики Алтай, общественные объединения предпринимателей, органы местного самоуправления |
Обеспечение оперативного взаимодействия малых предприятий с представителями органов власти и управления, политиками, общественностью |
2004-2007 |
1.12. | Вовлечение общественных объединений предпринимателей в реализацию социально-значимых проектов |
Министерство экономического развития, торговли и предпринима- тельства Республики Алтай |
Фонд развития и поддержки малого предприниматель- ства Республики Алтай, общественные объединения предпринимателей |
Активизация деятельности объединений малого бизнеса, направленной на решение социальных проблем региона |
2004-2007 |
2. |
Развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого# |
||||
2.1. | Развитие системы гарантий по обязательствам субъектов малого предпринимательства |
Министерство финансов Республики Алтай, Министерство экономического развития, торговли и предпринима- тельства Республики Алтай |
Органы местного самоуправления |
Повышение эффективности использования бюджетных ресурсов в качестве гарантийных схем для банковского кредитования |
2004-2007 |
2.1. | Развитие субъектов малого предпринимательства через Департамент федеральной государственной службы занятости населения Российский Федерации по Республике Алтай |
Министерство финансов Республики Алтай, Министерство экономического развития, торговли и предпринима- тельства Республики Алтай |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения Российской Федерации по Республике Алтай |
Предоставление финансовой помощи безработным гражданам на дальнейшее развитие собственного дела организованного ими при содействии Департамента занятости населения за счет средств федерального бюджета в соответствии с республиканской целевой Программой "Содействие занятости населения Республики Алтай на 2004-2006 годы" |
2004-2007 |
2.3. | Содействие в профессиональном обучении безработных граждан на специализированных курсах по организации предпринимательской деятельности |
Министерство экономического развития, торговли и предпринима- тельства Республики Алтай |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения Российской Федерации по Республике Алтай |
Повышение уровня занятости безработных. Подготовка квалифицированных кадров для малых предприятий |
2004-2007 |
2.4. | Взаимодействие с учебными заведениями по профессиональной подготовке и обучению предпринимателей |
Министерство экономического развития, торговли и предпринима- тельства Республики Алтай |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения Российской Федерации по Республике Алтай |
Разработка и реализация типовых учебных планов и программ для малых предприятий |
2004-2007 |
2.5. | Льготное кредитование субъектов малого предпринимательства |
Министерство финансов Республики Алтай, Министерство экономического развития, торговли и предпринима- тельства Республики Алтай |
Фонд развития и поддержки малого предприниматель- ства Республики Алтай, органы местного самоуправления |
Содействие созданию новых малых предприятий, создание дополнительных рабочих мест в приоритетных сферах предпринимательства |
2004-2007 |
2.6. | Реализация и развитие системы льготного кредитования субъектов малого предпринимательства в коммерческих банках при компенсации части процентной ставки из республиканского бюджета |
Министерство финансов Республики Алтай, Министерство экономического развития, торговли и предпринима- тельства Республики Алтай, Министерство сельского хозяйства Республики Алтай |
Юридически лица и индивидуальные частные предприниматели без образования юридического лица |
Привлечение внебюджетных ресурсов для финансирования субъектов малого предпринимательства |
2004-2007 |
2.7. | Организационная помощь, и содействие субъектам малого предпринимательства в получении спонсорской поддержки фондов и благотворительных организаций |
Министерство экономического развития, торговли и предпринима- тельства Республики Алтай, Комитет по инвестиционной политике Республики Алтай |
Фонд развития и поддержки малого предприниматель- ства Республики Алтай |
Содействие привлечению внебюджетных источников финансовой поддержки |
2004-2007 |
Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства |
|||||
2.8. | Создание реестра свободных производственных и иных площадей организаций, находящихся в различных стадиях процедуры банкротства. Разработка предложений по упрощению процедуры передачи субъектам малого предпринимательства государственного имущества, в том числе путем проведения конкурсов между субъектами малого предпринимательства на право аренды свободных площадей |
Министерство имущественных отношений Республики Алтай |
Фонд развития и поддержки малого предприниматель- ства Республики Алтай |
Передача бездействующих площадей и мощностей предприятий с участием государства в уставном капитале в распоряжение малых предприятий |
2004 |
2.9. | Разработка предложений и содействие в создании и сопровождении (систематическое уточнение на основе инвентаризации и контроля за использованием по назначению государственного и муниципального имущества) реестра объектов недвижимости, имущественных комплексов, объектов незавершенного строительства, не обремененных вещным правом, для предоставления субъектам малого предпринимательства |
Министерство имущественных отношений Республики Алтай |
Органы местного самоуправления |
Учет государственного и муниципального имущества, предоставленного малым предприятиям и контроль за его эффективным использованием |
2004 |
2.10. | Участие в пилотном проекте "Бизнес-инкубатор", реализуемом Департаментом федеральной государственной службы занятости населения Российской Федерации по Республике Алтай и Министерством имущественных отношений Республики Алтай |
Министерство имущественных отношений Республики Алтай |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения Российской Федерации по Республике Алтай |
Создание условий для развития вновь создаваемых малых предприятий |
2004 |
3. |
Развитие деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства |
||||
3.1. | Анализ и мониторинг деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства |
Министерство экономического развития, торговли и предпринима- тельства Республики Алтай |
Фонд развития и поддержки малого предприниматель- ства Республики Алтай |
Подготовка методических рекомендаций по оптимизации деятельности объектов инфраструктуры |
2004-2007 |
3.2. | Организация и проведение республиканских и межрайонных совещаний и семинаров по повышению эффективности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства |
Министерство экономического развития торговли и предпринима- тельства Республики Алтай |
Фонд развития и поддержки малого предприниматель- ства Республики Алтай, органы местного самоуправления |
Распространение опыта работы объектов инфраструктуры. Создание условий для их организации в районах республики |
2004-2007 |
3.3. | Содействие выставочно-ярмарочной деятельности субъектов малого предпринимательства, в том числе содействие в организации и проведении: - районных специализированных выставок-ярмарок; - специализированных выставок в регионах Сибирского федерального округа |
Министерство экономического развития, торговли и предпринима- тельства Республики Алтай |
Общественные объединения предпринимателей, Фонд развития и поддержки малого предприниматель- ства Республики Алтай, органы местного самоуправления |
Создание условий для продвижения продукции и услуг на локальные и межрегиональные рынки |
2004-2007 |
4. |
Информационная и консультационная поддержка малого предпринимательства |
||||
4.1. | Разработка методологических и технических предложений по совершенствованию системы экономико-статистического учета деятельности субъектов малого предпринимательства |
Министерство экономического развития торговли и предпринима- тельства Республики Алтай |
Управление Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Республике Алтай, Фонд развития и поддержки малого предприниматель- ства Республики Алтай |
Создание комплекса технических, программных и системных мер для получения и анализа информации о состоянии и перспективах развития малого предпринимательства |
2004 |
4.2. | Проведение аналитических, прогнозных и иных исследований по проблемам малого бизнеса |
Министерство экономического развития торговли и предпринима- тельства Республики Алтай |
Фонд развития и поддержки малого предприниматель- ства Республики Алтай |
Обеспечение научного подхода к решению проблем малого бизнеса на основе объективной информации о его состоянии и тенденциях развития |
2004-2007 |
4.3. | Проведение информационных семинаров с предпринимателями, представителями органов власти по актуальным вопросам поддержи и развития предпринимательства |
Министерство экономического развития, торговли и предпринима- тельства Республики Алтай |
Органы местного самоуправления |
Создание условий для обсуждения, выработки и принятия консолидированных решений по проблемам развития малого предпринимательства в конкретном регионе. Повышение уровня информированности предпринимательских структур |
2004-2007 |
4.4. | Информационный обмен опытом по поддержке малого предпринимательства с субъектами Российской Федерации |
Министерство экономического развития, торговли и предпринима- тельства Республики Алтай |
Фонд развития и поддержки малого предприниматель- ства Республики Алтай |
Распространение передового опыта на субъекты Российской Федерации. Координация программ и предпринимательских проектов |
2004-2007 |
5. |
Содействие в реализации муниципальных программ в приоритетных сферах развития малого предпринимательства |
||||
5.1. | Разработка проектов поддержки малого предпринимательства на последующие периоды, выработка концепции развития предпринимательства в республике |
Министерство экономического развития, торговли и предпринима- тельства Республики Алтай |
Органы местного самоуправления, Фонд развития и поддержки малого предприниматель- ства Республики Алтай |
Выработка направлений и мер поддержки различных групп субъектов малого предпринимательства в зависимости от районов и отраслей |
2004-2007 |
5.2. | Содействие в реализации программ поддержки предпринимательства муниципальных образований на территории Республики Алтай |
Министерство экономического развития, торговли и предпринима- тельства Республики Алтай |
Органы местного самоуправления, Фонд развития и поддержки малого предприниматель- ства Республики Алтай |
Внедрение механизмов комплексной поддержки малого предпринимательства в муниципальных образованиях Республики Алтай и на объектах инфраструктуры |
2004-2007 |
Приложение N 2
к республиканской целевой программе
"Развитие малого предпринимательства
в Республике Алтай на 2004-2007 годы"
Объемы и источники финансирования Программы
N | Наименование мероприятий |
Срок испол- нения |
Всего | в том числе | ||
Федераль- ный бюджет |
Бюджет субъекта РФ |
Собствен- ные средства предприя- тия |
||||
Всего | 2004 | 14952,5 | 132,5 | 14570,0 | 250,0 | |
2005 | 15293,9 | 143,9 | 14900,0 | 250,0 | ||
2006 | 15524,4 | 154,4 | 15120,0 | 250,0 | ||
2007 | 15684,9 | 164,9 | 15270,0 | 250,0 | ||
Всего | 61455,7 | 595,7 | 59860,0 | 1000,0 | ||
1 | Подготовка, издание и распространение информацион- но-справочных пособий для малых предприятий по ведению бизнеса в различных сферах бизнеса и действующим процедурам регулирования предпринимательской деятельности |
2004 | 20,0 | 20,0 | ||
2005 | 20,0 | |||||
2000 | 20,0 | |||||
2007 | 10,0 | 10,0 | ||||
2 | Проведение конкурса "Лучший предприниматель Республики Алтай" |
2004 | 50,0 | 50,0 | ||
2005 | 50,0 | 50,0 | ||||
2006 | 60,0 | 60,0 | ||||
2007 | 70,0 | 70,0 | ||||
3 | Развитие системы гарантий по обязательствам субъектов малого предпринимательства |
2004 | 1250,0 | 1000,0 | 250,0 | |
2005 | 1250,0 | 1000,0 | 250,0 | |||
2006 | 1250,0 | 1000,0 | 250,0 | |||
2007 | 1250,0 | 1000,0 | 250,0 | |||
4 | Развитие субъектов малого предпринимательства через Департамент федеральной государственной службы занятости населения Российской Федерации по Республике Алтай |
2004 | 932.5 | 132,5 | 800,0 | |
2005 | 993,9 | 143,9 | 850,0 | |||
2006 | 1054,4 | 154,4 | 900,0 | |||
2007 | 114,9 | 164,9 | 950,0 | |||
5 | Содействие в профессиональном обучении безработных граждан на специализированных курсах по организации предпринимательской деятельности |
2004 | 150,0 | 150.0 | ||
2005 | 150,0 | 150,0 | ||||
2006 | 180,0 | 180.0 | ||||
2007 | 180,0 | 180,0 | ||||
6 | Льготное кредитование субъектов малого предпринимательства |
2004 | 6000,0 | 6000,0 | ||
2005 | 5000,0 | 5000,0 | ||||
2006 | 4000,0 | 4000,0 | ||||
2007 | 2000,0 | 2000,0 | ||||
7 | Реализация и развитие системы льготного кредитования субъектов малого предпринимательства в коммерческих банках при компенсации части процентной ставки из республиканского бюджета |
2004 | 6000,0 | 6000,0 | ||
2005 | 6780,0 | 6780,0 | ||||
2006 | 7700,0 | 7700,0 | ||||
2007 | 8700,0 | 8700,0 | ||||
8 | Участие в пилотном проекте "Бизнес-инкубатор", реализуемом Департаментом федеральной государственной службы занятости населения Российской Федерации по Республике Алтай и Министерством имущественных отношений Республики Алтай |
2004 | 500,0 | 500,0 | ||
2005 | 1000,0 | 1000,0 | ||||
2006 | 1200,0 | 1200,0 | ||||
2007 | 2300,0 | 2300,0 | ||||
9 | Организация и проведение республиканских и межрайонных совещаний и семинаров по повышению эффективности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства |
2004 | 50,0 | 50,0 | ||
2005 | 50,0 | 50,0 | ||||
2006 | 60,0 | 60,0 | ||||
2007 | 60,0 | 60,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Алтай от 12 ноября 2003 г. N 15-31 "О республиканской целевой программе "Развитие малого предпринимательства в Республике Алтай на 2004-2007 годы"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Звезда Алтая" от 27 декабря 2003 г. N 207-208, Сборнике законодательства Республики Алтай, декабрь 2003 г. N 14(20), с.28
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Алтай от 29 июня 2006 г. N 48-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Алтай от 26 ноября 2004 г. N 53-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона