Постановление Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай
от 18 ноября 1998 г. N 7-3
"О Регламенте Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай"
14 декабря 2000 г., 26 апреля 2001 г., 24 сентября 2002 г., 16 сентября 2003 г., 18 ноября 2004 г.
Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить Регламент Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай и ввести в действие со дня его принятия.
2. Регламент Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.01.98 г. N 1-9 считать утратившим силу.
Председатель
Государственного Собрания -
Эл Курултай Республики Алтай |
Д.И.Табаев |
Регламент
Государственного Собрания - Эл Курултай
Республики Алтай
(утв. постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай
от 18 ноября 1998 г. N 7-3)
14 декабря 2000 г., 26 апреля 2001 г., 24 сентября 2002 г., 16 сентября 2003 г., 18 ноября 2004 г.
Настоящий Регламент устанавливает порядок деятельности, основные правила и процедуры работы Государственного Собрания - Эл Курултай (Парламента) Республики Алтай и основывается на Конституции Республики Алтай, Законе Республики Алтай "О Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай" и других законодательных актах.
Регламент Государственного Собрания - Эл Курултай имеет статус Закона Республики Алтай.
Глава I. Сессии Государственного Собрания - Эл Курултай
Республики Алтай
Статья 1. Основной организационной формой работы Государственного Собрания - Эл Курултай является сессия, включающая проведение одного или нескольких заседаний Государственного Собрания - Эл Курултай.
Постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 26 апреля 2001 г. N 21-45 в часть 2 статьи 1 настоящего Регламента внесены изменения
Первая сессия Государственного Собрания - Эл Курултай нового созыва созывается по решению Собрания вновь избранных депутатов не позднее чем на тридцатый день после выборов, при условии избрания не менее двух третей (28 депутатов) от установленного числа депутатов Республики Алтай. Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай вправе созывать вновь избранный состав депутатов Республики Алтай на первое заседание Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай ранее указанного срока.
Основной задачей первой сессии является самоорганизация Государственного Собрания - Эл Курултай.
Заседание Государственного Собрания - Эл Курултай правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов Республики Алтай.
Проводятся очередные и внеочередные сессии. Очередные сессии проводятся не менее одного раза в три месяца. Внеочередные сессии созываются в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Регламента.
Статья 2. Для предварительного обсуждения повестки первой, после выборов, сессии Государственного Собрания - Эл Курултай, порядка ее работы и других организационных вопросов Председателем Государственного Собрания - Эл Курултай или по инициативе избранных депутатов созывается общее Собрание депутатов, на котором обсуждаются вопросы подготовки сессии. Собрание депутатов созывается не позднее десяти дней со дня выборов. По решению депутатов образуется Организационный комитет, сформированный по принципу равного представительства согласно норме, установленной на общем Собрании депутатов.
Собрание депутатов и Оргкомитет действует на основании Положения, утвержденного Собранием депутатов. Оргкомитет прекращает свою деятельность после избрания Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай нового созыва. Решения Собрания депутатов носят рекомендательный характер.
Постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 26 апреля 2001 г. N 21-45 в статью 3 настоящего Регламента внесены изменения
Статья 3. Первую после выборов сессию Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай открывает и ведет до избрания Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай старейший по возрасту депутат.
Статья 4. После открытия сессии слово предоставляется председателю республиканской избирательной комиссии для сообщения результатов выборов депутатов Республики Алтай. По этому сообщению Государственное Собрание - Эл Курултай принимает постановление.
Статья 5. Повестка первой сессии и порядок ее работы представляется Оргкомитетом. После сообщения председателя республиканской избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Республики Алтай и до доклада мандатной комиссии Государственное Собрание - Эл Курултай вправе принимать решения только по формированию повестки сессии, образованию и составу секретариата, счетной и мандатной комиссий, а также группы по контролю за соблюдением Регламента Государственного Собрания - Эл Курултай (Регламентная группа).
Государственное Собрание - Эл Курултай может заслушать информацию Оргкомитета о его работе. Информация Оргкомитета принимается к сведению. Депутаты вправе высказать свое мнение о работе Оргкомитета и его предложениях.
Статья 6. Председательствующий, с учетом предложений Оргкомитета, приступает к формированию повестки первой сессии, исходя из требований настоящего Регламента. До принятия Регламента решения о включении в повестку вопросов и порядке их рассмотрения принимаются, если за это проголосует не менее одной трети от числа присутствующих на заседании депутатов.
Статья 7. Решение о созыве очередной сессии Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай принимается Президиумом Государственного Собрания - Эл Курултай не позднее чем за двадцать пять дней до ее открытия. Сообщение об этом публикуется в печати и передается через другие средства массовой информации с указанием вопросов, которые предложены внести на рассмотрение Государственного Собрания - Эл Курултай.
Президиум заблаговременно сообщает депутатам республики о времени и месте проведения сессии, а также о вопросах, вносимых на ее рассмотрение.
Постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 26 апреля 2001 г. N 21-45 в статью 8 настоящего Регламента внесены изменения
Статья 8. Внеочередные сессии Государственного Собрания - Эл Курултай созываются по инициативе Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай и Президиума, а также по требованию Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и не менее одной трети от общего числа депутатов Республики Алтай. Обращение Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и депутатов с предложением о созыве внеочередной сессии подается в письменном виде с их подписями, с обоснованием необходимости ее созыва и указанием вопросов, для рассмотрения которых предлагается созвать сессию.
Проекты вносимых решений должны быть представлены в Президиум в письменном виде не позднее чем за десять дней до предлагаемого срока внеочередной сессии.
Президиум не позднее семи дней со времени поступления требования о созыве внеочередной сессии Государственного Собрания - Эл Курултай назначает дату ее проведения и незамедлительно об этом доводит до средств массовой информации с указанием вопросов, которые предлагается внести на рассмотрение сессии.
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций Председатель Государственного Собрания - Эл Курултай, Президиум Государственного Собрания - Эл Курултай должны обеспечить созыв и проведение внеочередной сессии в течение трех дней с момента возникновения таких обстоятельств.
Статья 9. Формирование повестки сессии Государственного Собрания - Эл Курултай осуществляет Президиум Государственного Собрания - Эл Курултай и вносит на рассмотрение сессии. Из повестки сессии исключаются вопросы, не подготовленные к рассмотрению.
Предложения и замечания по повестке и порядку работы сессии Государственного Собрания - Эл Курултай передаются депутатами до начала сессии в Президиум, во время заседания - непосредственно в секретариат или председательствующему в письменном виде с формулировкой вопроса и его обоснованием. Предложения, поступившие в письменном виде, оглашаются председательствующим на сессии в порядке их поступления.
В обязательном порядке в повестку дня включаются вопросы по письменному предложению Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай, постановлению Президиума, по требованию одной из комиссий и не менее одной трети депутатов Республики Алтай, предложению Главы Республики Алтай, Председателя Правительства, а также по решению Правительства Республики Алтай, городского и районных Советов депутатов, принятому на их заседании и других органов, которые обладают правом законодательной инициативы. В этом случае проект решения с обоснованием должен быть представлен в Государственное Собрание - Эл Курултай не позднее чем за семь дней до открытия сессии. Непосредственно на сессии в повестку включаются вопросы, поддержанные не менее одной третью присутствующих депутатов, а также нерассмотренные на предыдущей сессии. Порядок обсуждения вопросов повестки дня определяется сессией.
В первую очередь голосуется принятие за основу повестки дня, предложенной Президиумом Государственного Собрания - Эл Курултай. Каждое предложение о внесении изменений и дополнений к повестке дня сессии, об исключении вопроса из повестки сессии, очередность рассмотрения вопросов, а также принятие повестки в целом ставится на голосование.
Статья 10. На очередной сессии по предложению депутатов может быть сформирована предварительная повестка следующей сессии, на момент утверждения которой не требуется наличия проекта решения по предложенному вопросу. При этом определяются формулировки всех вносимых на рассмотрение вопросов повестки дня безотносительно к очередности их рассмотрения.
Статья 11. Вопрос, включенный ранее в повестку сессии, может быть снят с рассмотрения по предложению органов, указанных в статье 9 настоящего Регламента, как при ее утверждении на первом заседании начавшей свою работу сессии, так и в дальнейшем (в ходе ее работы), если за это проголосует большинство депутатов, присутствующих на заседании Государственного Собрания - Эл Курултай. Вопрос, по которому началось обсуждение, не может сниматься с повестки без принятия решения.
Статья 12. В первоочередном порядке на заседании Государственного Собрания - Эл Курултай рассматриваются вопросы, внесенные Главой Республики Алтай, Председателем Правительства и Председателем Государственного Собрания - Эл Курултай, а также проекты законов.
Статья 13. Заседания Государственного Собрания - Эл Курултай являются открытыми и ведутся гласно. На них присутствуют члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания, представители государственных органов, общественных объединений, трудовых коллективов, учебных и научных учреждений, печати, телевидения, радио, а также другие лица. Круг приглашаемых лиц определяет Председатель Государственного Собрания - Эл Курултай по предложению постоянных комиссий. Председательствующий на заседании информирует депутатов о составе и числе лиц, приглашенных на сессию.
Приглашенные лица не имеют права вмешиваться в работу сессии, обязаны воздерживаться от проявления одобрения или неодобрения, соблюдать порядок в зале заседания и подчиняться распоряжениям председательствующего.
Открытые заседания по решению сессии Государственного Собрания - Эл Курултай могут транслироваться по телевидению и радио. Информационные сообщения о заседаниях Государственного Собрания - Эл Курултай и принятых решениях передаются средствами массовой информации для всеобщего сведения не позднее трех дней после закрытия его заседания.
Тексты принятых законов и других правовых актов публикуются в республиканских газетах в порядке, установленном законом. Материалы сессии Государственного Собрания - Эл Курултай для передачи и опубликования представляются средствам массовой информации Президиумом и пресс - службой при Государственном Собрании - Эл Курултай.
Статья 14. По решению Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай может быть проведено закрытое заседание, в котором участвуют депутаты Республики Алтай.
Статья 15. Лица, входящие в состав Правительства Республики Алтай, председатель Верховного Суда Республики Алтай, прокурор Республики Алтай, председатель Высшего арбитражного суда Республики Алтай имеют право постоянно присутствовать на открытых заседаниях Государственного Собрания - Эл Курултай. Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай отводится постоянное место за рабочим столом президиума. В отсутствие Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай место за рабочим столом президиума предоставляется первому заместителю или заместителю.
Статья 16. Руководители и иные должностные лица ведомств, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Республики Алтай, обязаны явиться на сессию Государственного Собрания - Эл Курултай для ответов на запросы депутатов и представления информации по вопросам, поставленным депутатами на сессии.
Статья 17. Работники Аппарата Государственного Собрания - Эл Курултай осуществляют организационно-техническое обеспечение заседаний Парламента:
обеспечивают депутатов проектами решений по вопросам повестки дня и другой необходимой информацией, в том числе через информационные стенды;
оказывают помощь депутатам в вопросах качественной подготовки к заседаниям Государственного Собрания - Эл Курултай проектов законов, правовых актов и иных решений, а также поправок к ним;
не позднее чем за три дня приглашают на заседание Государственного Собрания лиц, чье присутствие необходимо при обсуждении вопросов;
отвечают за регистрацию депутатов;
ведут работу по оформлению решений Государственного Собрания - Эл Курултай.
Размножение материалов для заседаний осуществляется при наличии визы Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай или его заместителей.
Материалы для работы постоянных комиссий размножаются по указанию их председателей.
Рассылка законов и иных нормативных правовых актов депутатам Республики Алтай и другим адресатам осуществляется в порядке, установленном настоящим Регламентом.
Глава II. Порядок голосования и принятия решений
Статья 18. Государственное Собрание - Эл Курултай самостоятельно устанавливает порядок голосования и принятия решений на заседаниях. При этом оно исходит из основных понятий: "установленное (общее) число депутатов", "избранное число депутатов" и "присутствующее число депутатов".
Под "установленным (общим) числом депутатов" понимается установленное Законом Республики Алтай "О выборах депутатов Республики Алтай" общее число депутатов. Понятия "установленное" или "общее" число равнозначны.
Под "избранным числом депутатов" понимается число избранных и сохранивших полномочия депутатов Республики Алтай.
Под "присутствующим числом депутатов" понимается число депутатов, присутствующих в зале заседания Государственного Собрания - Эл Курултай на момент проведения голосования.
Статья 19. При подсчете голосов применяются следующие основные нормы: "две трети", "одна треть", "большинство" или "не менее половины" от числа депутатов Республики Алтай.
Норма "две трети" от установленного и (или) общего числа депутатов Республики Алтай соответствует 28 депутатам.
Норма "одна треть" составляет 14 депутатов от общего числа депутатов Республики Алтай и "одну треть" от числа присутствующих депутатов на момент голосования.
Норма "большинство" от установленного (общего) числа депутатов Республики Алтай означает число не менее половины депутатов, т.е. не менее 21 депутата.
Норма "большинство" применяется и при подсчете голосов от установленного числа депутатов Республики Алтай, а также при подсчете голосов от числа присутствующих депутатов на момент голосования.
Голосование может быть проведено без подсчета голосов по явному большинству, если депутат не потребует провести повторный подсчет голосов.
Постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 26 апреля 2001 г. N 21-45 в статью 20 настоящего Регламента внесены изменения
Статья 20. Государственным Собранием - Эл Курултай устанавливается следующий порядок принятия решений:
1. Конституция Республики Алтай, изменения и дополнения к ней, конституционные законы, рассмотрение вопросов об изменении конституционного статуса Республики Алтай и ее границ, досрочном прекращении полномочий Государственного Собрания - Эл Курултай, об освобождении от должности Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай в связи с выражением ему недоверия, о выражении недоверия всему составу Правительства, Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай, проведении республиканского референдума, а также повторное рассмотрение и принятие закона, отклоненного Главой Республики Алтай, Председателем Правительства, в прежней редакции считаются принятыми, если за это проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Республики Алтай.
2. Законы, кодексы Республики Алтай, Регламент Государственного Собрания - Эл Курултай, постановления Государственного Собрания - Эл Курултай, имеющие нормативный правовой характер, дополнения и изменения к ним, толкование Конституции Республики Алтай и законов Республики Алтай, решение вопросов административно-территориального устройства республики, утверждение государственных символов республики, учреждение государственных наград и почетных званий, утверждение структуры Государственного Собрания - Эл Курултай, избрание Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай и его заместителей, председателей и членов постоянных комиссий и их освобождение, образование органов Государственного Собрания - Эл Курултай, образование Контрольно-счетной палаты и утверждение ее руководителя, решение вопроса о лишении депутата Республики Алтай неприкосновенности, о досрочном прекращении депутатских полномочий, утверждение структуры Правительства и исполнительных органов, дача согласия Главе Республики Алтай, Председателю Правительства на назначение членов Правительства Республики Алтай, а также выражение им недоверия, утверждение закона о бюджете Республики Алтай, образование и утверждение внебюджетных и валютных фондов, внесение изменений и дополнений в бюджет, утверждение отчета об исполнении программ экономического и социального развития, регулирование и установление республиканских налогов, сборов, пошлин, тарифов, ставок платежей, а также порядок изъятия, определение общих принципов установления местных налогов и сборов, разграничение республиканской и муниципальной собственности и установление порядка управления, распоряжения и приватизации, отмена противоречащих законодательству решений городского и районных представительных органов, рассмотрение протестов прокурора республики на законы и иные правовые акты, дача согласия для назначения на должности прокурора Республики Алтай и судей Верховного Суда Республики Алтай, Арбитражного суда Республики Алтай, судей районного (городского) судов, назначение выборов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, депутатов Республики Алтай, органов местного самоуправления, избрание членов избирательной комиссии Республики Алтай, внесение в порядке законодательной инициативы проектов законов на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации считаются принятыми, если за это проголосовало более половины от установленного числа депутатов Республики Алтай.
3. Законопроекты в первом, втором и других чтениях, а также внесение дополнений и изменений к проектам законов и постановлений Государственного Собрания - Эл Курултай считаются принятыми, если за это проголосовало большинство от присутствующего числа депутатов.
4. Постановления Государственного Собрания - Эл Курултай о порядке принятия решений, о видах и правилах голосования (Статья 18, 19, 22 Регламента), используемых на его заседании, а также о включении вопроса в повестку дня сессии непосредственно на ее заседании считается принятым, если за это проголосовало не менее одной трети от числа депутатов, присутствующих на заседании.
Принятие повестки сессии за основу и утверждение ее в целом производится большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании (статьи 9-11 Регламента).
5. Для отмены или изменения ранее принятого решения Государственным Собранием - Эл Курултай, а также принятия решения о проведении переголосования требуется не менее половины голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.
6. При противоречии двух процедурных решений действует то из них, которое принято позже. К процедурным, протокольным решениям относятся решения, фиксируемые в протоколе заседания и не оформляемые в виде правовых актов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай.
7. Решения Государственного Собрания - Эл Курултай, не указанные в пунктах 1-6 настоящей статьи, считаются принятыми, если за них проголосовало большинство от числа присутствующих на заседании депутатов на момент голосования.
Статья 21. Депутаты самостоятельны при голосовании. Запрещаются любые формы давления на депутатов с целью принудить их изменить результаты голосования.
Независимо от вида голосования депутат имеет право не принимать в нем участие, воздержаться от голосования, сообщая или не сообщая об этом другим депутатам.
Число воздержавшихся не выясняется и в результат голосования не вносится.
Статья 22. Виды и правила голосования классифицируются следующим образом:
- по степени огласки - открытое, открытое поименное и тайное;
- по правам голосующего - "мягкое" или "жесткое";
- по последствиям - решающее или справочное.
Постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 18 ноября 2004 г. N 24-43 в часть 1 статьи 23 настоящего Регламента внесены изменения
Статья 23. Открытое голосование проводится путем подсчета голосов Счетной комиссией или с использованием электронной системы голосования. Результаты голосования с использованием электронной системы доступны для заинтересованных лиц, органов и средств массовой информации.
При открытом голосовании учитываются голоса депутатов, поданных "за", "против" и "воздержавшихся".
При голосовании по одному вопросу каждый депутат имеет один голос и подает его за принятие решения или против него либо воздерживается от принятого решения.
Перед началом голосования председательствующий указывает количество предложений, ставящихся на голосование, уточняет их формулировку, напоминает, каким большинством голосов должно быть принято решение. Предложение, которое ставится на голосование, должно быть сформулировано четко и в утвердительной форме.
Постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 16 сентября 2003 г. N 14-40 в статью 24 настоящего Регламента внесены изменения
Статья 24. Открытое поименное голосование проводится при принятии решения в целом, а также в других случаях по требованию депутатов в соответствии с п. 4 статьи 20 настоящего Регламента.
Поименное голосование проводится путем опроса депутатов по списку, с помощью электронной системы или по бланкам поименного голосования, содержащим номер голосования, фамилию и округ депутата, формулировку предложения, результат голосования ("за", "против" или "воздержался"), роспись депутата и дату. Бланки, в которых в результате голосования все эти слова вычеркнуты или оставлены, а также бланки, авторство которых установить невозможно, в расчет не принимаются.
Результаты поименного голосования (поименных голосований) по решению Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, принятому большинством голосов от числа присутствующих депутатов, передаются в республиканские средства массовой информации для опубликования. При этом голосование о передаче этих результатов в республиканские средства массовой информации проводится непосредственно перед поименным голосованием.
Статья 25. Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней как в кабине, так и вне ее, но с сохранением тайности голосования.
Для проведения тайного голосования счетная комиссия изготавливает бюллетени по установленной форме и в определенном количестве. Бюллетени для тайного голосования содержат необходимую информацию.
Форма бюллетеня для тайного голосования утверждается Государственным Собранием - Эл Курултай.
Каждому депутату Республики Алтай выдается один бюллетень по выборам избираемого органа или должностного лица, либо по принятию решения по вопросу, рассматриваемому сессией Государственного Собрания - Эл Курултай.
Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам членами счетной комиссии в соответствии со списком депутатов Республики Алтай и под роспись. При этом депутат вправе отказаться от получения бюллетеня, о чем делается отметка в списке.
Заполнение бюллетеней производится депутатом в кабине для тайного голосования путем зачеркивания в бюллетене фамилии кандидата, против которого он голосует, а в бюллетене по проекту решения (варианта решения) - слов "за" либо "против" возле вариантов предлагаемых решений.
При рассмотрении вопроса о доверии (недоверии) Правительству Республики Алтай или его отдельным членам, а также об освобождении от должности Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай путем выражения недоверия в бюллетень для тайного голосования включаются альтернативные варианты голосования: "выражаю доверие", "выражаю недоверие".
Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление голосующего, а также бюллетени неустановленной формы, а при избрании должностных лиц - бюллетени, в которых оставлены две и более кандидатуры на одну должность. Фамилии, внесенные в бюллетени дополнительно, при подсчете голосов не учитываются.
О результате тайного голосования счетная комиссия составляет протоколы, которые подписываются всеми ее членами. По докладу счетной комиссии сессия открытым голосованием принимает постановление об утверждении результатов тайного голосования.
Статья 26. Депутат Республики Алтай обязан лично осуществлять свое право на голосование. Депутат, который отсутствовал во время голосования, не вправе подавать свой голос до или после голосования.
Статья 27. При выявлении ошибок в порядке проведенного голосования по решению Государственного Собрания - Эл Курултай может быть проведено повторное голосование.
Статья 28. При "мягком" голосовании депутат вправе голосовать за каждый вариант решений или предложений.
Статья 29. При "жестком" голосовании депутат не вправе голосовать более чем за один из вариантов голосования.
Статья 30. Альтернативными считаются такие предложения, из которых следует выбрать не более одного. По альтернативным предложениям проводится "мягкое" голосование на относительное большинство, если иное не оговорено Регламентом. Последовательность постановки альтернативных предложений на "мягкое" открытое голосование определяется председательствующим.
Статья 31. Председательствующий вправе:
- проводить "мягкое" голосование альтернативных предложений в несколько туров;
- обобщить несколько предложений в одно ключевое с тем, чтобы в случае его принятия сократить число альтернативных предложений;
- вносить собственное предложение или компромиссные формулировки, не снимая с голосования предложения депутатов;
- проводить справочное голосование, не интерпретируя его результаты как решение Государственного Собрания - Эл Курултай;
- проводить вслед за справочным решающее голосование по тому же вопросу.
При большом количестве предложений, которые относятся к различным проблемам, председательствующий проводит серию голосований, добиваясь принятия согласованного решения или варианта.
Статья 32. Если ни одно из альтернативных предложений не набрало необходимого числа голосов, то по предложению, набравшему наибольшее число голосов, проводится второй тур голосования. Председательствующий вправе поставить на голосование во втором туре два альтернативных предложения, набравших в первом туре большее число голосов, чем другие предложения.
При голосовании альтернативных предложений число голосов против каждого из них не выясняется. Председательствующий предлагает голосовать за поступившие альтернативные предложения.
До голосования перечисляются все альтернативные предложения.
Статья 33. Справочное голосование проводится для выявления мнения депутатов по вопросу, поставленному депутатами, или по проекту закона, оно не может служить основанием для принятия каких-либо решений и носит информационный характер.
Справочное голосование не может проводиться тайно или поименно.
Председательствующий или автор проекта вправе в любой момент поставить проект на справочное голосование.
При наличии альтернативных проектов председательствующий перед началом прений может поставить их на справочное голосование.
Статья 34. Повторное голосование по одному и тому же вопросу допускается по решению Государственного Собрания - Эл Курултай в случае нарушения Регламента, ошибок при подсчете голосов, а также по требованию депутатов в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
Автор проекта решения или председательствующий вправе вынести проект на повторное голосование (но не более двух раз), если при голосовании в целом проект набрал относительное большинство голосов, но их число недостаточно для принятия решения.
При наличии заключения по законопроекту независимо от того, является оно положительным или отрицательным, голосуется вопрос о принятии или отклонении проекта закона, а не само заключение.
Глава III. Образование рабочих органов
Государственного Собрания - Эл Курултай
Статья 35. В соответствии с частью второй статьи 5 настоящего Регламента Государственное Собрание - Эл Курултай на первом заседании образует рабочие органы, обеспечивающие его внутреннюю организационную деятельность.
Статья 36. Секретариат Государственного Собрания - Эл Курултай избирается открытым голосованием из числа депутатов в составе руководителя и членов. Предложение по количественному и персональному составу секретариата вносится председательствующим и депутатами. Об избрании секретариата принимается постановление. Состав секретариата может ежегодно обновляться на одну треть.
Секретариат сессии организует и контролирует ведение стенограммы, звукозаписи и протокола заседания Государственного Собрания - Эл Курултай, ведет запись желающих выступить, ведет учет поступления депутатских запросов, вопросов, справок, сообщений, заявлений, предложений и других материалов, организует работу с обращениями граждан, поступающими в адрес сессии Государственного Собрания - Эл Курултай, дает разъяснение по вопросам работы сессии.
Секретариат представляет ведущему сессии сведения о записавшихся для выступления в прениях и о других депутатских инициативах, дает разъяснения депутатам по вопросам работы сессии. Сведения о записавшихся для выступления в прениях оглашаются в порядке поступления записок.
Статья 37. Для анализа и доклада о качественном составе вновь избранных депутатов Республики Алтай и рассмотрения вопросов о депутатской этике открытым голосованием избирается мандатная комиссия. Предложения о количественном и персональном составе мандатной комиссии вносят депутаты. Мандатная комиссия действует на основании Положения, утвержденного Государственным Собранием - Эл Курултай.
Постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 16 сентября 2003 г. N 14-40 в статью 38 настоящего Регламента внесены изменения
Статья 38. Для проведения открытого или тайного голосования, определения его результатов Государственное Собрание - Эл Курултай из числа депутатов Республики Алтай образует счетную комиссию, группу по контролю за электронным голосованием.
Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря. Решение счетной комиссии принимается большинством голосов присутствующих депутатов и утверждается Государственным Собранием - Эл Курултай.
Члены группы по контролю за электронным голосованием имеют право беспрепятственного доступа ко всей информации, необходимой для осуществления контроля работы системы электронного голосования, привлекать к своей работе иных экспертов и специалистов.
Группа по контролю за электронным голосованием до начала регистрации депутатов проверяет исправность электронной системы на различных режимах голосования.
В ходе заседаний Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай группа по предложению председательствующего на заседании или по заявлению депутата и с согласия Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай проверяет обоснованность заявлений о неточностях в результатах голосования и других ошибках в работе системы электронного голосования.
Для этого депутату предлагается в присутствии группы контроля за электронным голосованием нажать поочередно кнопку в разных режимах работы системы с демонстрацией результатов на электронном табло. Результаты проверки фиксируются в протоколе.
Если зафиксированы сбои и неточности в работе электронной системы, то по предложению председательствующего, Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай большинством голосов от присутствующих на заседании депутатов принимает решение о возвращении к голосованию. Если не зафиксирована техническая неисправность электронной системы, то результаты голосования после их объявления пересмотру не подлежат.
По решению Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай группа по контролю за электронным голосованием может не создаваться, тогда ее функции выполняет счетная комиссия.
Статья 39. В целях осуществления контроля за соблюдением Регламента, дачи разъяснений и разрешения возникших разногласий по его применению образуется группа по Регламенту (Регламентная группа). Количественный состав Регламентной группы устанавливает Государственное Собрание - Эл Курултай. На заседании группы по Регламенту избирается его руководитель.
Статья 40. Государственное Собрание - Эл Курултай вправе создать иные, кроме указанных в Статьях 37-40 настоящего Регламента, постоянные и временные депутатские комиссии и группы для подготовки проектов согласованных решений и проверки обращений и запросов депутатов. По поручению Государственного Собрания - Эл Курултай депутатские комиссии и группы могут осуществлять контрольные функции и проводить депутатские расследования. Участие депутатов в работе таких комиссий, групп осуществляется на основе их волеизъявления.
Необходимым условием образований комиссий (групп) является признание Государственным Собранием - Эл Курултай целесообразности их образования. Данные комиссии (группы) не относятся к постоянным комиссиям, избираемым как органы Государственного Собрания - Эл Курултай в порядке, предусмотренном в главе VII данного Регламента.
По итогам работы комиссия представляет Государственному Собранию - Эл Курултай выводы, замечания и предложения по вопросам, для изучения которых она образована. Члены комиссии, имеющие особое мнение, вправе представить его на сессии. По докладу комиссии Государственное Собрание - Эл Курултай принимает постановление. Временная комиссия прекращает свою деятельность после выполнения возложенных на нее задач или по истечении установленного срока.
Статья 41. Депутаты имеют право образовывать добровольные депутатские объединения - фракции, группы, блоки, клубы и другие объединения - на основе свободного волеизъявления.
Депутатские объединения образуются только из числа депутатов Республики Алтай и могут быть постоянными или временными. Постоянные объединения депутатов численностью не менее 5 депутатов регистрируются Государственным Собранием - Эл Курултай. Временные объединения регистрации не подлежат и образуются сбором подписей членов объединения под заявлением, обращением, предложением, требованием.
Статья 42. Для регистрации постоянного объединения депутатов Государственного Собрания - Эл Курултай передается список членов объединения с их подписями, а также декларация о намерениях (цели, задачи объединения) или партийная программа.
Депутат не может быть членом более одного зарегистрированного объединения.
Каждые полгода осуществляется перерегистрация постоянных объединений, а также их полномочных представителей (председателей, секретарей, координаторов), которые вправе выступать на заседаниях или подписывать документы от имени объединения.
Информация о зарегистрированных депутатских объединениях передается в средства массовой информации и публикуется в официальных изданиях Государственного Собрания - Эл Курултай.
Глава IV. Заседание Государственного Собрания - Эл Курултай
Статья 43. Заседание Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай является основной и непосредственной формой его деятельности. Заседание Парламента проводится по установленному внутреннему распорядку согласно настоящему Регламенту.
Статья 44. Устанавливается следующий регламент заседаний Государственного Собрания - Эл Курултай:
общая продолжительность заседания - с 10 до 18 часов;
утреннее - с 10 до 13 часов;
дневное - с 14 до 18 часов.
Перерывы между заседаниями по 15 минут, и на обед - 1 час. По решению Государственного Собрания - Эл Курултай может быть установлено иное время начала, окончания и перерыва его заседания.
Для установления правомочности заседания Парламента перед каждым заседанием и, при необходимости, после перерыва проводится регистрация депутатов. Перед голосованием может быть проведена дополнительная регистрация.
Время для докладов, содокладов и заключительного слова устанавливается председательствующим по согласованию с докладчиками и содокладчиками, но не более 25 минут для доклада и 15 минут для содоклада. На вопросы докладчику (содокладчику) и на ответы - 10 минут.
Выступающим в прениях предоставляется до 10 минут, для повторных выступлений в прениях и при постатейном обсуждении проектов законов - до 5 минут, для выступлений по кандидатурам, порядку ведения заседания, мотивам голосования, для заявлений, внесения запросов, вопросов, предложений, сообщений и справок - до 3 минут.
В необходимых случаях председательствующий может, с согласия большинства присутствующих депутатов, продлить время для выступления. Выступление производится с трибуны и перед микрофоном в зале. Перед выступлением депутат называет свою фамилию, номер избирательного округа или местожительство. В течение одного дня может быть отведено время до 20 минут для информации по текущим вопросам, заявлений, обращений, сообщений депутатов.
Статья 45. Депутат Республики Алтай может выступить по одному и тому же вопросу не более двух раз. Уступка права на выступление в пользу другого лица не допускается.
Заявление о предоставлении слова подается через секретариат на имя председательствующего. Слово для выступления предоставляется и при устном обращении депутата.
Вопросы докладчикам направляются в письменной форме или задаются с места через установленные в зале микрофоны.
Статья 46. Выступающий на заседании Государственного Собрания - Эл Курултай не должен использовать в своей речи грубые выражения, призывать к незаконным и насильственным действиям. В противном случае председательствующий вправе сделать предупреждение о недопустимости таких высказываний и призывов.
После второго предупреждения выступающий лишается слова. При этом председательствующий вправе отключить микрофон.
Указанным лицам слово для повторного выступления по обсуждаемому вопросу не предоставляется.
Если выступающий отклоняется от обсуждаемой темы, председательствующий вправе призвать его придерживаться обсуждаемого вопроса. Если оратор превысил отведенное ему время для выступления или выступает не по обсуждаемому вопросу, председательствующий после одного предупреждения лишает его слова, отключает микрофон.
Статья 47. Лицо, не являющееся депутатом, в случае грубого нарушения им порядка может быть удалено из зала заседания Государственного Собрания - Эл Курултай по распоряжению председательствующего, если не будет принято иное решение.
Статья 48. Прения прекращаются по решению, принимаемому большинством присутствующих депутатов на заседании Государственного Собрания - Эл Курултай. При постановке вопроса о прекращении прений председательствующий информирует депутатов о числе записавшихся и выступивших депутатов, выясняет, кто настаивает на предоставлении слова.
По требованию депутата или группы депутатов, поддержанному не менее чем одной третью присутствующих на заседании депутатов, прения продолжаются. Для пояснения своей позиции по рассматриваемому вопросу может быть заслушано не более трех выступающих.
После прекращения прений докладчик и содокладчик имеют право выступить с заключительным словом.
Если депутаты не имеют возможности выступить в связи с прекращением прений, то тексты их выступлений включаются в стенограммы заседаний.
Статья 49. Председательствующий Государственного Собрания - Эл Курултай открывает и закрывает заседание сессии, обеспечивает порядок заседаний, соблюдение Регламента и повестки дня, предоставляет слово для докладчиков и выступлений, организует прения, ставит на голосование проекты законов, постановлений и других актов Государственного Собрания - Эл Курултай, предложения депутатов по рассматриваемым на сессии вопросам и объявляет результаты голосования, оглашает запросы, вопросы, справки, заявления и предложения, поступившие в секретариат сессии, обеспечивает порядок в зале заседания, подписывает протокол заседания. Во время заседаний председательствующий не вправе комментировать выступления депутатов и давать оценку. Участвуя в открытом голосовании, председательствующий голосует последним. Председательствующий ставит на голосование все вопросы, предложенные депутатами для голосования, а также сам вправе вносить предложения и предлагать свою редакцию. Председатель Государственного Собрания - Эл Курултай подписывает законы, постановления и другие документы, принятые Государственным Собранием - Эл Курултай. Председательствующий на сессии способствует духу сотрудничества, сближению позиций депутатов по рассматриваемым вопросам, достижению взаимосогласованных решений.
Председательствующий имеет право:
- лишать выступающего слова, если он нарушает Регламент, выступает не по повестке дня, допускает оскорбительные выражения;
- не прибегать к подсчету голосов при явном (очевидном) большинстве при принятии процедурных решений;
- обращаться за справками к депутатам и должностным лицам;
- призвать депутата к порядку, предложить Государственному Собранию - Эл Курултай выразить депутату порицание в соответствии со Статьями 119-123 Регламента.
Статья 50. Депутат Республики Алтай на заседаниях Государственного Собрания - Эл Курултай вправе:
- избирать и быть избранным в органы Государственного Собрания - Эл Курултай, предлагать кандидатов (в том числе и свою кандидатуру) в эти органы, заявлять самоотвод;
- вносить предложения по повестке дня, по порядку ведения;
- вносить проекты решений и поправки к ним, а также депутатские запросы;
- участвовать в прениях, задавать вопросы докладчику (содокладчику), выступать по мотивам голосования;
- требовать постановки своих предложений на голосование;
- настаивать на повторном подсчете голосов, если его в этом поддерживает относительное большинство присутствующих на заседании участников;
- высказывать мнение по персональному составу создаваемых или созданных органов, кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых, утверждаемых или на чье назначение дается согласие Государственным Собранием - Эл Курултай;
- ставить вопрос о необходимости разработки нового решения, вносить свои проекты решений и предложения по изменению и дополнению действующих решений и законодательства;
- оглашать обращения, имеющие общественное значение;
- обращаться к должностным лицам Правительства Республики Алтай и других органов с просьбой рассмотрения вопросов, поставленных избирателями.
Статья 51. Депутат на заседании обязан:
- соблюдать Регламент, повестку дня и требования председательствующего;
- выступать только с разрешения председательствующего;
- не допускать оскорбительных выражений;
- регистрироваться в установленном порядке и участвовать в работе заседания.
Депутат не вправе требовать аннулирования своей регистрации и покидать зал заседания без уважительных причин.
За неисполнение своих обязанностей депутаты несут ответственность в соответствии с главой XVII Регламента.
Статья 52. По каждому вопросу повестки дня и по результатам его обсуждения Государственное Собрание - Эл Курултай принимает решение.
Основными элементами рассмотрения вопросов на заседаниях являются:
- включение вопроса в повестку дня;
- доведение проектов документов до сведения депутатов;
- доклад, содоклад в случаях, предусмотренных Регламентом;
- вопросы докладчику, содокладчику и ответы на них;
- прения по обсуждаемому вопросу;
- выступления по мотивам голосования, если в этом возникает необходимость;
- подготовка решения и принятие его за основу;
- внесение поправок к проекту решения и принятие его в целом.
В случаях, когда проект решения готов, депутаты непосредственно приступают к его рассмотрению.
Глава V. Порядок избрания Председателя и заместителей
Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай
Статья 53. Председатель Государственного Собрания - Эл Курултай избирается Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай на его заседании тайным голосованием.
Кандидатуры для избрания на должность Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай выдвигаются и обсуждаются на заседании организационного комитета депутатов и на первой сессии Государственного Собрания - Эл Курултай.
Депутаты, депутатские группы имеют право предложить организационному комитету или сессии любую кандидатуру, в том числе свою, для избрания Председателем Государственного Собрания - Эл Курултай.
Каждый депутат республики имеет право задавать вопросы кандидату (кандидатам), высказывать свое мнение по представленной кандидатуре (кандидатурам).
Обсуждение кандидатур прекращается по решению Государственного Собрания - Эл Курултай. Кандидату (кандидатам) на должность Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай представляется время для выступления до 5 минут.
Каждый кандидат может заявить о своем самоотводе. Самоотвод кандидата принимается без голосования. В список для тайного голосования вносятся все выдвинутые кандидаты, за исключением взявших самоотвод.
Порядок проведения тайного голосования по выборам Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай определяется в соответствии со статьей 25 настоящего Регламента.
Статья 54. Кандидат считается избранным на пост Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, если в результате тайного голосования он получил более половины голосов от установленного числа депутатов. Об избрании Председателя Государственное Собрание - Эл Курултай принимает постановление.
В случае, если на должность Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай были выдвинуты один или два кандидата и ни один из них не был избран, то проводится новое выдвижение кандидатов, их обсуждение и голосование в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Если на должность Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не был избран, то проводится повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов депутатов.
Если при повторном голосовании ни один из кандидатов не набрал большинства голосов от общего числа депутатов, проводятся повторные выборы с выдвижением кандидатур и их обсуждением в установленном настоящим Регламентом порядке. Кандидатура, по которой состоялось решение Государственного Собрания - Эл Курултай, может выдвигаться вновь не более одного раза.
Статья 55. Председатель Государственного Собрания - Эл Курултай может быть освобожден в любое время путем тайного голосования.
Вопрос об освобождении от должности Председателя включается в повестку дня сессии, если за принятие этого предложения подано большинство голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.
При рассмотрении вопроса об освобождении Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай от должности ему должно быть предоставлено слово для выступления.
Тайное голосование по вопросу об освобождении от должности Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай проводится в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом, по выбору Председателя.
Решение об освобождении Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай от должности считается принятым, если за это проголосуют не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Статья 56. Досрочное прекращение полномочий Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай может быть произведено только Государственным Собранием - Эл Курултай по просьбе самого Председателя, в случае его болезни или в связи с другими обстоятельствами, делающими невозможным выполнение возложенных на него обязанностей. Председатель может объявить о своей отставке.
Вопрос о досрочном прекращении полномочий Председателя и его отставке решается открытым голосованием, и решение считается принятым, если за это проголосовало более половины от установленного числа депутатов.
Государственное Собрание - Эл Курултай по этому вопросу принимает постановление.
Статья 57. Председатель Государственного Собрания - Эл Курултай представляет Государственному Собранию - Эл Курултай кандидатуру для избрания на должность первого заместителя и заместителя Председателя. Депутаты могут предлагать и другие кандидатуры.
Заместители Председателя избираются тайным голосованием в порядке, установленном статьей 25 настоящего Регламента.
Кандидатуры считаются избранными на пост заместителя Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай, если за них подано более половины голосов от избранного числа депутатов Республики Алтай. Государственное Собрание - Эл Курултай принимает постановление по вопросу об избрании заместителей Председателя.
В случае, если кандидатуры на должность заместителей Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай не получили поддержку большинства депутатов, Председатель предлагает Государственному Собранию - Эл Курултай кандидатуры в порядке, установленном статьей 53, 54 настоящего Регламента. При этом кандидатура, по которой состоялось решение Государственного Собрания - Эл Курултай, может предлагаться Председателем Государственного Собрания - Эл Курултай и депутатами вновь не более одного раза.
Статья 58. Полномочия заместителей Председателя могут быть в любое время прекращены досрочно по решению Государственного Собрания - Эл Курултай, принимаемому по представлению Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай.
Вопрос об освобождении заместителей Председателя от должности может быть возбужден депутатами и решен Государственным Собранием - Эл Курултай в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом для освобождения Председателя.
Заместители Председателя могут обратиться к Государственному Собранию - Эл Курултай с просьбой о досрочном прекращении своих полномочий с указанием причины, делающей невозможным выполнение возложенных на них обязанностей.
Государственное Собрание - Эл Курултай принимает постановление о досрочном прекращении полномочий заместителей Председателя.
Постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14 декабря 2000 г. N 19-15 настоящий Регламент дополнен главой V.I.:
Глава V.I. Порядок избрания члена Совета Федерации от Государственного
Собрания - Эл Курултай Республики Алтай и назначения члена Совета
Федерации от Правительства Республики Алтай
Статья 58.1. Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - член Совета Федерации) - представитель от Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай избирается Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай на сессии путем тайного голосования.
Кандидатура для избрания представителя в Совет Федерации от Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай вносится на рассмотрение сессии Председателем Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай.
В случае несогласия с кандидатурой представителя в Совете Федерации, предложенной Председателем Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, а также в случае, если после внесения данного вопроса в повестку сессии Председатель Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай не воспользуется своим правом и не предложит кандидатуру представителя в Совете Федерации, группа депутатов Республики Алтай численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Республики Алтай может внести на рассмотрение сессии альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совет Федерации.
В список для тайного голосования вносятся все выдвинутые кандидатуры, за исключением взявших самоотвод.
Кандидат считается избранным на должность члена Совета Федерации от Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, если в результате тайного голосования он получил более половины голосов от установленного числа депутатов. Постановление об избрании члена Совета Федерации направляется в Совет Федерации Государственным Собранием - Эл Курултай не позднее пяти дней со дня его принятия.
Статья 58.2. Член Совета Федерации от Правительства Республики Алтай назначается Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай.
Указ о назначении представителя в Совете Федерации от Правительства Республики Алтай вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай две трети от установленного числа депутатов Республики Алтай не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от Правительства Республики Алтай.
Статья 58.3. Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай, Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 18 ноября 1998 г. N 7-3 "О Регламенте Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай"
Регламент Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай вводится в действие со дня его принятия
Текст постановления опубликован в Ведомостях Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, ноябрь 1998 г. N 7(32), с.3
Постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 31 мая 2006 г. N 3-3 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 24 ноября 2005 г. N 34-19
Постановление Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 18 ноября 2004 г. N 24-43
Постановление Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 16 сентября 2003 г. N 14-40
Постановление Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 24 сентября 2002 г. N 6-35
Постановление Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 26 апреля 2001 г. N 21-45
Постановление Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14 декабря 2000 г. N 19-15