Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайдуллиной А.Н, судей Фархутдиновой Н.М, Завьялова А.В.
при секретаре Петровец А.А, с участием прокурора Маньковой Я.С, осужденной Мехоношиной Л.Е. (в режиме видеоконференц-связи), ее защитника - адвоката Фазлеевой С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению и.о. прокурора Пермского края Ильенкова В.Г. на приговор мирового судьи судебного участка N 2 Кудымкарского судебного района Пермского края от 21 июля 2020 года и апелляционное постановление Кудымкарского городского суда Пермского края от 8 сентября 2020 года, в соответствии с которыми
МЕХОНОШИНА Людмила Ефимовна, родившаяся "данные изъяты", судимая:
1) 17 августа 2018 года по п. "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ к 1 году 8 месяцам лишения свободы;
2) 9 октября 2018 года по ч. 2 ст. 325, ч. 5 ст. 69 УК РФ к 1 году 9 месяцам лишения свободы, освобожденная 8 октября 2019 года условно-досрочно на срок 5 месяцев 20 дней;
3) 18 мая 2020 года по п. "в" ч. 2 ст. 158, ст. 70 УК РФ к 2 годам 2 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, осуждена по ч. 1 ст. 158 УК РФ к лишению свободы на срок 1 год, в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения с наказанием, назначенным по приговору от 18 мая 2020 года, - к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу, с зачетом в срок лишения свободы времени содержания под стражей: с 28 февраля 2020 года по день вступления приговора от 18 мая 2020 года в законную силу, то есть по 30 июня 2020 года, в соответствии с п. "б" ч. 3.1 ст.72 УК РФ из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима; с 1 июля 2020 года по день вступления настоящего приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Апелляционным постановлением Кудымкарского городского суда Пермского края от 8 сентября 2020 года приговор изменен:
- из вводной части приговора исключено указание на судимости по приговорам Кудымкарского городского суда Пермского края от 6 марта 2014 года и от 3 июля 2014 года;
- резолютивная часть приговора уточнена указанием о зачете в срок вновь назначенного наказания отбытого срока наказания по приговору Кудымкарского городского суда Пермского края от 18 мая 2020 года в период с 28 февраля 2020 года по день вступления приговора в законную силу, то есть по 30 июня 2020 года;
- резолютивная часть приговора уточнена указанием о зачете в срок отбывания наказания времени содержания под стражей с 21 июля 2020 года по день вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
В остальной части приговор оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Фархутдиновой Н.М. об обстоятельствах дела, содержании судебных решений и доводах кассационного представления, выступления осужденной Мехоношиной Л.Е. и адвоката Фазлеевой С.Н, поддержавших кассационное представление; прокурора Маньковой Я.С, поддержавшей кассационное представление, судебная коллегия
установила:
обжалуемым приговором Мехоношина Л.Е. признана виновной и осуждена за тайное хищение денежных средств, принадлежащих "данные изъяты" в размере 2750 руб, совершенное около 20:00 час. 13 января 2020 года в г. Кудымкар Пермского края, при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационном представлении и.о. прокурора края Ильенков В.Г, не оспаривая доказанность вины и квалификацию действий Мехоношиной Л.Е, полагает судебные решения подлежащими отмене в части зачета времени содержания под стражей до вступления приговора в законную силу и отбытого наказания по приговору от 18 мая 2020 года, дело направлению на новое рассмотрение в порядке гл. 47 УПК РФ. Ссылаясь на то, что коэффициенты кратности, предусмотренные п. "б, в" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ, не подлежат применению на стадии исполнения приговора, в том числе, в случае нахождения осужденного в следственном изоляторе в порядке, предусмотренном ст. 77.1 УИК РФ, если ему не избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу, отмечает, что, принимая решение о зачете в срок отбывания наказания периода с 1 июля 2020 года по день вступления приговора в законную силу, мировой судья не учел, что в период с 1 июля 2020 года до 21 июля 2020 года Мехоношина Л.Е. под стражей не содержалась, а отбывала наказание в виде лишения свободы, назначенное приговором от 18 мая 2020 года.
Обращает внимание на нарушения судом апелляционной инстанции требований ч. 1 ст. 389.24 УПК РФ при изменении резолютивной части приговора. Считает, что суду следовало зачесть в срок лишения свободы время содержания Мехоношиной Л.Е. под стражей с 28 февраля 2020 года до 30 июня 2020 года, с 21 июля 2020 года до дня вступления приговора в законную силу, то есть до 8 сентября 2020 года, из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима, а также зачесть в срок наказания по данному приговору наказание отбытое по приговору Кудымкарского городского суда Пермского края от 18 мая 2020 года - с 30 июня 2020 года до 21 июля 2020 года из расчета один день за один день лишения свободы.
Изучив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Анализ материалов уголовного дела показал, что виновность Мехоношиной Л.Е. в краже имущества "данные изъяты" установлена доказательствами, получившими надлежащую, в соответствии с требованиями ст. 87, 88 УПК РФ, оценку в приговоре. При этом в соответствии с п. 2 ст. 307 УПК РФ суд в приговоре привел мотивы, по которым он признал достоверными доказательства, положенные в его основу. Допустимость и достоверность доказательств, положенных судом в основу выводов о виновности осужденной, которая вину в преступлении признала полностью как в ходе предварительного расследования по делу, так и в судебном заседании, у судебной коллегии сомнений не вызывают.
Юридическая оценка действий Мехоношиной Л.Е. соответствует описанию преступного деяния, признанного доказанным, и дана в приговоре правильно.
Наказание Мехоношиной Л.Е. назначено с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности виновной, влияния назначенного наказания на его исправление, совокупности смягчающих (полное признание вины, явка с повинной, способствование расследованию преступления, состояние здоровья) и отягчающего наказание обстоятельств (рецидив преступлений).
Все подлежащие учету обстоятельства судом во внимание приняты.
Вместе с тем приговор и апелляционное постановление в части решения о зачете в срок лишения свободы времени содержания Мехоношиной Л.Е. под стражей и отбытого наказания подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
К числу таких нарушений уголовного закона отнесены, в частности, нарушения Общей части Уголовного кодекса Российской Федерации.
Изучение материалов уголовного дела показало, что такие нарушения уголовного закона допущены судами как первой, так и второй инстанции.
В соответствии с п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ время содержания под стражей засчитывается из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
По смыслу закона льготные правила зачета времени содержания под стражей, предусмотренные п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ, в срок лишения свободы подлежат применению при назначении наказания по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ. При этом наказание, отбытое по первому приговору, подлежит зачету в окончательное наказание с учетом примененных в этом приговоре коэффициентов кратности.
Как видно из приговора, мировой судья засчитал в срок лишения свободы период с 1 июля 2020 года по день вступления приговора в законную силу, то есть по 8 сентября 2020 года - как время содержания Мехоношиной Л.Е. под стражей, исходя из льготных правил зачета. При этом мировой судья не учел, что в период с 1 июля 2020 года до 21 июля 2020 года Мехоношина Л.Е. отбывала лишение свободы, назначенное по приговору от 18 мая 2020 года, поскольку до постановления обжалуемого приговора под стражей не содержалась.
Суд апелляционной инстанции, внося в приговор изменения, указал о зачете периода с 28 февраля 2020 года по 30 июня 2020 года в срок лишения свободы - как отбытого Мехоношиной Л.Е. наказания по приговору от 18 мая 2020 года. При этом оставил без внимания то обстоятельство, что в указанный период времени, правильно зачтенный мировым судьей исходя из льготных правил зачета, Мехоношина Л.Е. содержалась по данному приговору под стражей. Принятым решением суд апелляционной инстанции фактически необоснованно ухудшил положение осужденной.
Изложенное свидетельствует о нарушении положений ст. 72 УК РФ в виде неправильного зачета времени содержания Мехоношиной Л.Е. под стражей.
Неверный, в нарушение положений ст. 72 УК РФ, зачет времени содержания под стражей, произведенный при отсутствии законных оснований как мировым судьей (что повлекло необоснованное улучшение положения лица, осужденного к лишению свободы, уменьшение общего срока наказания, назначенного к отбытию), так и судом апелляционной инстанции (что повлекло одновременно ухудшение положения осужденной), является существенным нарушением закона, повлиявшим на исход дела, искажающим саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.
Учитывая, что суд кассационной инстанции не вправе самостоятельно изменить пересматриваемые судебные решения в сторону ухудшения положения осужденного, при этом годичный срок со дня вступления приговора в законную силу не истек, приговор в части решения о зачете в срок лишения свободы времени содержания под стражей и отбытого наказания по приговору от 18 мая 2020 года подлежит отмене, уголовное дело в отмененной части - направлению на новое рассмотрение в порядке главы 47 УПК РФ со стадии подготовки к судебному заседанию в тот же суд первой инстанции в ином составе.
В остальной части те же приговор и апелляционное постановление подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор мирового судьи судебного участка N 2 Кудымкарского судебного района Пермского края от 21 июля 2020 года и апелляционное постановление Кудымкарского городского суда Пермского края от 8 сентября 2020 года в отношении Мехоношиной Людмилы Ефимовны в части решения о зачете в срок лишения свободы времени содержания под стражей и отбытого наказания по приговору от 18 мая 2020 года отменить.
Уголовное дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в порядке главы 47 УПК РФ со стадии подготовки к судебному заседанию в тот же суд первой инстанции в ином составе.
В остальной части те же приговор и апелляционное постановление оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.