Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Хасановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5000/2020 по иску Завьялова Сергея Викторовича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области об оспаривании действий, перерасчете размера пенсии, по кассационной жалобе Завьялова Сергея Викторовича на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 12 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 29 марта 2021 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Завьялов С.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области (далее - УПФР в г. Тюмени Тюменской области) о признании незаконным применение ответчиком при расчете пенсии истца отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в стране за аналогичный период в размере не свыше 1, 2; устранении допущенных нарушений и перерасчете пенсии исходя из отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в стране за аналогичный период в размере 1, 7.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что с 1 сентября 2010 г ему была назначена досрочно трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Размер пенсии истца был рассчитан в соответствии с пунктом 7 статьи 30 данного закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране за аналогичный период учтен в размере не свыше 1, 2. Считая данный расчет незаконным, истец указывает, что согласно представленным в Пенсионный фонд документам при расчете пенсии отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в стране за аналогичный период должно учитываться в размере 1, 7. Во внесудебном порядке ответчик отказался произвести перерасчет, несмотря на неоднократные обращения с соответствующими заявлениями.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 12 октября 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 29 марта 2021 г, в удовлетворении исковых требований Завьялова С.В. отказано.
В кассационной жалобе истец Завьялов С.В. просит отменить судебные постановления, ссылаясь на их необоснованность и незаконность, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Завьялову С.В. с 1 сентября 2010 г. назначена досрочная пенсия по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" за работу в местностях приравненных к районам Крайнего Севера.
Размер пенсии Завьялова С.В. составил на дату назначения 6 125, 65 руб. (фиксированный базовый размер - 2 723, 41 руб, страховая часть - 2 943, 79 руб, сумма валоризации - 458, 45 руб.).
На дату назначения пенсии страховой стаж Завьялова С.В. составил 27 лет 2 месяца 10 дней, в том числе стаж в районах Крайнего Севера (календарно) 3 месяца 12 дней, в том числе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 17 лет 19 дней. Общий трудовой стаж работы по состоянию на 1 января 2002 г. составил 21 год 4 месяца 16 дней (календарное исчисление).
Истец на 1 января 2002 г. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не проживал.
Истец обратился в УПФР в г. Тюмени Тюменской области по вопросу исчисления размера пенсии, на которое 12 декабря 2010 г. получил ответ, из которого следует, что размер пенсии его определен в соответствии с действующим пенсионным законодательством, направлен Протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 22 ноября 2010 г. N 2999 об отказе в рассмотрении предоставленных счетов N 5618 для расчета отношения заработных плат при назначении пенсии.
Аналогичные ответы на обращение истца были даны УПФР в г. Ханты-Мансийске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 декабря 2016 г, УПФР в г. Тюмени Тюменской области от 21 марта 2011 г.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на дату назначения пенсии у Завьялова С.В. отсутствовали необходимые условия для применения повышенного коэффициента в размере 1, 7, поскольку истец на 1 января 2002 г. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не проживал, и по состоянию на 1 января 2002 г. стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, необходимого для определения повышенного отношения заработков, не имел, страховой стаж истца на 1 января 2002 г. составил 21 год 4 месяца 16 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера - 13 дней, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составил 17 лет 19 дней, в связи с чем оснований для назначения Завьялову С.В. пенсии с учетом повышенного коэффициента у ответчика не имелось.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи, при разрешении спора судом применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 28 Федерального закона от 1 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 1 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1, 4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1, 5;
не свыше 1, 7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 5 до 1, 8;
не свыше 1, 9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно разъяснениям, изложенным в подпункте 4 "в" пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", судам необходимо иметь в виду, что, поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона от 1 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" производится по состоянию на 1 января 2002 г, исходя из пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 1 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1, 4; 1, 7; 1, 9) может учитываться:
лицам, проживавшим по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учёта заработков в повышенном размере Законом не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 г. или остались там проживать;
мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 г. проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для женщин). При этом отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Аналогичные положения содержатся в разъяснениях от 22 апреля 2003 г. N 3, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. N 22.
Из указанных положений закона следует, что основанием для применения повышенного отношения заработков является факт проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по состоянию на 1 января 2002 г. либо наличие на 1 января 2002 г. стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 календарных лет, а также страхового стажа на указанную дату не менее 25 лет для мужчин.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе о наличии оснований для назначения пенсии с учетом повышенного коэффициента соотношения заработков, повторяют правовую позицию стороны истца в судах первой и апелляционной инстанций, исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, являющимся основанием для отмены судебных актов.
Учитывая, что предусмотренных законом условий для применения отношения заработков в повышенном размере 1, 7 у истца не установлено, выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска Завьялова С.В. являются правильными.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы, которые получили правовую оценку в решении суда и апелляционном определении, и, по существу, основаны на неверном толковании закона и направлены на переоценку выводов судебных инстанций, следовательно, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 12 октября 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 29 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Завьялова Сергея Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.