Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Козиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-416/2020 по иску Головач Светланы Александровны, Ивановой Ольги Николаевны, Кусковой Алевтины Андреевны к администрации Очерского городского округа Пермского края, муниципальному казенному учреждению "Центр бухгалтерского учета" о признании незаконными решения об изменении размера пенсии, взыскании пенсии, по кассационной жалобе Головач Светланы Александровны, Ивановой Ольги Николаевны на решение Очерского районного суда Пермского края от 28 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 31 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Головач С.А, Иванова О.Н, Кускова А.А. обратились в суд с иском к администрации Очерского городского округа Пермского края, муниципальному казенному учреждению "Центр бухгалтерского учета" о признании незаконными решения комиссии по рассмотрению заявлений, принятию решений и установлению пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы администрации Очерского городского округа Пермского края:
- N 6 от 26 июля 2020 года, N 8 от 03 сентября 2020 года об установлении с 01 июля 2020 года размера пенсии за выслугу лет Головач С.А.;
- N 7 от 26 июля 2020 года и N 9 от 03 сентября 2020 года об установлении с 01 июля 2020 года размера пенсии за выслугу лет Ивановой О.Н.;
- N 5 от 26 июля 2020 года об установлении с 01 июля 2020 года размера пенсии за выслугу лет Кусковой А.А.;
о взыскании:
- в пользу Головач С.А. пенсию за выслугу лет за период с 01 августа 2020 года по 31 октября 2020 года в размере 45 699 руб. 66 коп.;
- в пользу Ивановой О.Н. пенсии за выслугу лет за период с 01 января 2020 года по 31 октября 2020 года в размере 56 780 руб. 10 коп.;
- в пользу Кусковой А.А. пенсию за выслугу лет за период с 01 июля 2020 года по 31 октября 2020 года в размере 43 872 руб. 72 коп.
Требования мотивированы тем, что у администрации Очерского городского округа Пермского края оснований для перерасчета пенсии и установления нового размера пенсий не имелось. Положение о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Очерского городского округа, утвержденное решением Думы Очерского городского округа от 26 марта 2020 года N 32 не содержит положений, позволяющих комиссии производить перерасчёт ранее назначенной пенсии в соответствии с данным Положением. Пенсии за выслугу лет им установлены ранее по ранее действовавшему Положению и могут быть пересмотрены только при наличии оснований, предусмотренных законами и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, вместе с тем указанных оснований не имеется. Рассматривая их заявления о назначении пенсии за выслугу лет, комиссия руководствовалась не только ранее действовавшем Положением, регулирующим вопрос о назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Очерского муниципального района, но и Законом Пермского края от 09 декабря 2009 года N 545-ПК, где максимальные размеры пенсий установлены. При назначении пенсий максимальные размеры пенсий, установленные Законом Пермского края N545-ПК, не превышены. Пенсии им установлены в пределах максимального размера пенсии за выслугу лет, предусмотренного частью 1 статьи 5 Закона Пермского края N 545- ПК, что свидетельствует о том, что нарушений данного закона при назначении пенсии не допущено.
Решением Очерского районного суда Пермского края от 28 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 31 марта 2021 года исковые требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение комиссии по рассмотрению заявлений и принятию решений и установлению пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы администрации Очерского городского округа Пермского края N 5 от 26 июля 2020 года об установлении с 01 июля 2020 года размера пенсии за выслугу лет Кусковой А.А. На администрацию Очерского городского округа Пермского края, Муниципальное казенное учреждение "Центр бухгалтерского учета Очерского городского округа" возложена обязанность произвести перерасчет пенсии за выслугу лет Кусковой А.А. за период с 01 июля 2020 года по 31 октября 2020 года в размере 43 872 руб. 72 коп. В удовлетворении остальных требований отказано.
В кассационной жалобе Головач С.А, Иванова О.Н. ставят вопрос об отмене решения Очерского районного суда Пермского края от 28 декабря 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 31 марта 2021 года в той части, которой им отказано в удовлетворении заявленных требований, как незаконных, с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение.
В обоснование доводов кассационной жалобы Иванова О.Н. и Головач С.А. указывают на то, что право органов местного самоуправления на определение порядка и правил установления и выплат пенсий за выслугу лет муниципальным служащим ими не оспаривается. Однако исполнительные органы местного самоуправления (администрация и ее структурные подразделения) не могут произвольно применять установленный законодательством и представительным органом местного самоуправления порядок при установлении размера пенсии муниципальному служащему и их пересмотру. Им пенсии назначены соответственно 19 ноября 2018 года и 09 августа 2019 года на основании того нормативно-правового регулирования, которое в тот момент действовало на территории Очерского муниципального района Пермского края. При назначении пенсии за выслугу лет комиссия руководствовалась Законом Пермского края от 09 декабря 2009 года N 545-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края" и решением Земского Собрания Очерского муниципального района от 22 апреля 2010 года N 46 "Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Очерский муниципальный район". Пробел в части отсутствия установленного максимального размера пенсии за выслугу лет в нормативно- правовом регулировании на территории Очерского муниципального района не являлся невосполнимым. Комиссия установилапенсии в пределах установленного частью 1 статьи 5 Закона Пермского края от 09 декабря 2009 года N 545-ПК максимального размера пенсии. Полагают, что ранее назначенные пенсии за выслугу лет не могут произвольно пересматриваться органами местного самоуправления. Пункт 4 статьи 8 Закона Пермского края от 09 декабря 2009 года N 545-ПК предусматривает случаи перерасчета пенсии, к которым их случай не относится.
Пенсия носит заявительный характер, устанавливается пенсионеру один раз пожизненно, повторных заявлений они не подавали. Решение Думы Очерского городского округа от 26 марта 2020 года принято уже после назначения пенсии и может распространять свое действие только на правоотношения, которые возникли после его вступления в силу, применение данного решения к установлению истцам размера пенсии по выслуге лет неправомерно. Данное решение не содержит положения о том, что оно имеет обратную силу или что ранее назначенные пенсии подлежат пересмотру. Также нарушены правила введения в действие решения N 32, поскольку оно в установленном законом порядке не опубликовано и не может применяться. Применение решения при таких обстоятельствах противоречит статье 47 Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьям 2 и 5 Устава Очерского городского округа Пермского края.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Судами установлено, что решением Думы Очерского городского округа Пермского края от 26 марта 2020 года признано утратившими силу ранее принятые Положения о пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы Очерского муниципального района Пермского края и соответствующие Положения всех сельских поселений района.
26 марта 2020 года Думой Очерского городского округа Пермского края принято решение N 32 об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Очерского городского округа Пермского края. Указанное решение опубликовано на интернет портале Очерского городского округа в сети Интернет.
28 апреля 2020 года на основании акта проверки Контрольно-счетной палаты Очерского городского округа Пермского края от 20 марта 2020 года в адрес администрации Очерского городского округа Пермского края вынесено предписание об устранении нарушений при назначении муниципальных пенсий.
Контрольным мероприятием установлены факты неправомерных выплат пенсии за выслугу лет на общую сумму 587 410 руб.01коп.: Головач С.А. на 01 января 2020 года неправомерно начислено и выплачено бюджетных средств составила 100 608 руб. 11 копеек. Ивановой О.Н. по состоянию на 01 января 2020 года неправомерно начислено и выплачено бюджетных средств 486 801 руб.90 коп. Кусковой А.А. общая сумма переплаты пенсии на 01 января 2020 года составила 334 677 ру6.28 коп, начисленной на основании решения Совета депутатов Спешковского сельского поселения от 19 апреля 2017 года N 13 "Об утверждении Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальном образовании "Спешковское сельское поселение". При этом, Кусковой А.А. пенсия по выслуге лет назначалась в связи с замещением выборной должности с 2013 года в соответствии с Законом Пермского края N 546 -ПК.
Контрольно-счетной палатой администрации Очерского городского округа Пермского края рекомендовано сформировать в соответствие с Законом Пермского края от 09 декабря 2009 года N 545-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края", Законом Пермского края от 09 декабря 2009 года N546- ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края и муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края", Законом Пермской области от 15 января 2001 года N 1299-199 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Пермской области" пенсионные дела лиц замещавших муниципальные должности, должности муниципальной службы, выборные должности в Очерском муниципальном районе, в Очерском городском поселении Очерского муниципального района, в Павловском городском поселении Очерского муниципального района, в Спешковском сельском поселении Очерского муниципального района, в Кипринском сельском поселении Очерского муниципального района, в Нововознесенском сельском поселении Очерского муниципального района, в Очерском городском округе, а также принять меры по пересмотру протоколов заседания комиссий и принятых решений по установлению пенсий лицам, замещавшим муниципальные должности, должности муниципальной службы, выборные должности в указанных выше районах и сельских поселениях.
В целях исполнения предписания и приведения размеров пенсий в соответствие с требованиями закона, решением комиссии по рассмотрению заявлений и принятию решений по установлению пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы администрации Очерского городского округа Пермского края, N 5, 6, 7 от 26 июля 2020 года пересмотрены размеры пенсий Головач С. А, Ивановой О.Н, Кусковой А.А. в соответствии с Положением о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Очерского городского округа Пермского края N32 от 26 марта 2020 года.
Решением комиссии по рассмотрению заявлений и принятию решений по установлению пенсии за выслугу лет, оформленным протоколом N 5 от 26 июля 2020 года, главе администрации Очерского городского округа рекомендовано установить Головач С.А. с 01 июля 2020 года новый размер пенсии за выслугу лет в сумме 23 920 руб.
Решением N 6 от 26 июля 2020 года Головач С.А. установлена пенсия за выслугу лет с 01 июля 2020 года в размере 23 920 руб.
Решением комиссии по рассмотрению заявлений и принятию решений по установлению пенсии за выслугу лет, оформленным протоколом N 7 от 03 июля 2020 года, главе администрации Очерского городского округа рекомендовано установить Головач С.А. с 01 июля 2020 года новый размер пенсии за выслугу лет в сумме 24 398 руб. 40 коп. в связи с допущенной технической ошибкой.
Решением N 8 от 03 сентября 2020 года Головач С.А. установлена пенсия за выслугу лет с 01 июля 2020 года в размере 24 398 руб. 40 коп.
Решением комиссии по рассмотрению заявлений и принятию решений по установлению пенсии за выслугу лет, оформленным протоколом N 5 от 26 июля 2020 года, главе администрации Очерского городского округа рекомендовано установить Ивановой О.Н. с 01 июля 2020 года новый размер пенсии за выслугу лет в сумме 17 940 руб.
Решением N 7 от 26 июля 2020 года Ивановой О.Н. установлена пенсия за выслугу лет с 01 июля 2020 года в размере 17 940 руб.
Решением комиссии по рассмотрению заявлений и принятию решений по установлению пенсии за выслугу лет, оформленным протокол N 7 от 03 июля 2020 года, главе администрации Очерского городского округа рекомендовано установить Ивановой О.Н. с 01 июля 2020 года новый размер пенсии за выслугу лет в сумме 18 298 руб. 80 коп. в связи с допущенной технической ошибкой.
Решением N 9 от 03 сентября 2020 года Ивановой О.Н. установлена пенсия за выслугу лет с 01 июля 2020 года в размере 18 298 руб. 80 коп.
Состоявшиеся судебные акты в той части, которой исковые требования Кусковой А.А. удовлетворены, сторонами ни в апелляционном порядке, ни в кассационном порядке не обжаловались, в связи с чем предметом кассационного рассмотрения не являются. В кассационном порядке подлежит рассмотрению вопрос о законности судебных актов в части отказа в удовлетворении исковых требований Головач С.А. и Ивановой О.Н.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных Головач С.А. и Ивановой О.Н. исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 2, 6, 11, 23, 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьи 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Пермского края от 09 декабря 2009 года N 545-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края", ранее действовавшего Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления в муниципальном образовании Очерский муниципальный район от 26 апреля 2010 года, вновь принятого Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Очерского городского округа Пермского края N32 от 26 марта 2020 года, исходил из того, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции указал на то, что правовая природа пенсии за выслугу лет муниципальному служащему заключается в ее дополнительном характере к страховой пенсии. Правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующих бюджетов, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Положением о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Очерского городского округа, принятым решением Думы Очерского городского округа 26 марта 2020 года N 32 утверждены максимальные размеры пенсий по группам должностей муниципальной службы, которые определяются в кратном размере минимального должностного оклада (раздел 6 Положения). Такие ограничения размера пенсии в ранее действовавшем Положении от 26 апреля 2010 года отсутствовали. Принятие 26 марта 2020 года нового Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Очерского городского округа, на основании которого произведен перерасчет пенсий Головач С.А. и Ивановой О.Н, учитывая дополнительный характер такой пенсии, не свидетельствует об ухудшении положения истцов, так как установление размера такой доплаты к получаемой ими страховой пенсии по старости является правом органа местного самоуправления, исходя из собственных финансово-экономических возможностей. Пенсии Головач С.А. и Ивановой О.Н. рассчитаны верно с учетом нового Положения, установившего максимальный размер пенсии исходя из занимаемой ими группы должностей муниципальной службы.
Судебная коллегия соглашается с постановленным судом первой и апелляционной инстанций судебными актами и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статья 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
В Федеральном законе от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ) право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11). Согласно пункту 5 части 1 статьи 23 данного федерального закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
Исходя из положений пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ) вопросы социальной защиты, пенсионного обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации; правовое регулирование муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований; установление условий предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусматривает, что финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований (часть 9 статьи 34); исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 53).
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N25-ФЗ определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными). В связи с этим органы местного самоуправления вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе устанавливать правила исчисления таких выплат с учетом имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
Согласно положениям статьи 2 Закона Пермского края от 09 декабря 2009 года N 545-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края" лица, замещавшие должности муниципальной службы имеют право на пенсию за выслугу лет при соблюдении условий, изложенных в данном законе.
Законом Пермского края от 09 февраля 2018 года N 170-ПК в Закон Пермского края от 09 декабря 2009 года N 545-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края" часть 1 статьи 5 дополнена абзацами следующего содержания: Максимальный размер пенсии за выслугу лет, выплачиваемой к страховой пенсии, не может превышать:
по высшей группе должностей государственной гражданской службы Пермского края - 7-кратного размера минимального должностного оклада, установленного по младшей должности государственной гражданской службы Пермского края в исполнительных органах государственной власти Пермского края (за исключением должностей государственной гражданской службы Пермского края в территориальных органах исполнительных органов государственной власти Пермского края) с учетом увеличения (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям государственной гражданской службы Пермского края, предусмотренным законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год (далее - минимальный должностной оклад) с начисленным на него районным коэффициентом;
по главной, ведущей группе должностей государственной гражданской службы Пермского края - 6-кратного размера минимального должностного оклада с начисленным на него районным коэффициентом;
по старшей, младшей группе должностей государственной гражданской службы Пермского края - 5-кратного размера минимального должностного оклада с начисленным на него районным коэффициентом.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Головач С.А. пенсия за выслугу лет назначена 09 августа 2019 года, Ивановой О.Н. пенсия за выслугу лет назначена 19 ноября 2018 года, то есть уже после внесения соответствующих изменений в Закон Пермского края от 09 декабря 2009 года N 545-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской и муниципальной службы Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края", установивших максимальный размер пенсии за выслугу лет исходя из кратного размера минимального должностного оклада по соответствующей группе должностей государственной гражданской службы.
При расчете размера пенсии Головач С.А. и Ивановой О.Н. комиссия по рассмотрению заявлений и принятию решений по установлению пенсии за выслугу лет исходила из приведенных положений Закона Пермского края от 09 декабря 2009 года N 545-ПК, установив ограничение максимального размера пенсии Головач С.А. исходя из занимаемой ею должности, относящейся к высшей группе должностей, а Ивановой О.Н. исходя из занимаемой ею должности, относящейся к главной, ведущей группе должностей.
Как уже указывалось выше, действующее на период назначения истцам пенсии Положение о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления в муниципальном образовании Очерский муниципальный район от 26 апреля 2010 года не содержало ограничений максимального размера пенсии. Такие ограничения введены в связи с принятием уполномоченным органом Положения о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Очерского городского округа Пермского края N32 от 26 марта 2020 года.
Так в силу пункта 6.6. названного Положения максимальный размер пенсии за выслугу лет, выплачиваемой к страховой пенсии, не может превышать:
по высшей группе должностей муниципальной службы - 4-кратного размера минимального должностного оклада, установленного по младшей должности государственной гражданской службы Пермского края в исполнительных органах государственной власти Пермского края (за исключением должностей государственной гражданской службы Пермского края в территориальных органах исполнительных органов государственной власти Пермского края) с учетом увеличения (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям государственной гражданской службы Пермского края, предусмотренным законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год (далее - минимальный должностной оклад) с начисленным на него районным коэффициентом;
по главной, ведущей группе должностей государственной гражданской службы Пермского края - 3-кратного размера минимального должностного оклада с начисленным на него районным коэффициентом;
по старшей, младшей группе должностей государственной гражданской службы Пермского края - 1, 5-кратного размера минимального должностного оклада с начисленным на него районным коэффициентом.
Поскольку указанное положение принято уполномоченным органом - Думой Очерского городского округа Пермского края в переделах своей компетенции, его нормы не противоречат нормативным актам Пермского края и законодательству Российской Федерации в сфере пенсионного обеспечения муниципальных служащих, принимая во внимание, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих осуществляется за счет средств местного бюджета, суды при разрешении спора правомерно руководствовались Положением о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Очерского городского округа Пермского края N32 от 26 марта 2020 года, придя к верному выводу о том, что изменение размера пенсии истцов произошло в связи с изменением правового регулирования порядка исчисления размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим. Положений, ограничивающих возможность перерасчета уже назначенных на основании ранее действующего законодательства пенсий, вновь принятый нормативный акт не содержит.
Выводы судов о наличии у администрации Очерского городского округа Пермского края полномочий для перерасчета размера пенсии за выслугу лет, вопреки ошибочному мнению заявителей, основаны на указанных нормах материального права и соответствуют правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о том, что наделение органов местного самоуправления полномочиями по определению условий предоставления дополнительного пенсионного обеспечения муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов, основано на конституционно-правовой природе института муниципальной службы как одного из существенных проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления, гарантированной Конституцией Российской Федерации (статья 12). Органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет.
Принимая во внимание, что ответчик не отказывался от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, изменение правового регулирования порядка расчета пенсии за выслугу лет, выплачиваемой из средств местного бюджета, произведено уполномоченным органом и в установленном порядке, нормативный акт опубликован в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте администрации Очерского городского округа Пермского края, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Вопреки доводам кассационной жалобы, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами по доводам кассационной жалобы не усматривается. Аналогичные доводы уже являлись предметом изучения, судебной оценки и мотивированно отклонены. Оснований не соглашаться с выводами судов, приведенных в обжалуемых судебных актах, у судебной коллегии не имеется.
Действующее процессуальное законодательство не допускает произвольный, не ограниченный по времени пересмотр судебных решений. Вводя порядок и сроки совершения соответствующих процессуальных действий, процессуальный закон устанавливает баланс между принципом правовой определенности, обеспечивающим стабильность правоотношений и правом на справедливое судебное разбирательство, обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения. Изложенные заявителями доводы о наличии оснований для отмены состоявшихся судебных актов не являются достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступившего в законную силу судебного постановления.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства, и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Очерского районного суда Пермского края от 28 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 31 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Головач Светланы Александровны, Ивановой Ольги Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.