Дело N 3а-65/2020
г. Краснодар 22.06.2021
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Карасовой Н.Х, рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием видео-конференц-связи поданную ДД.ММ.ГГГГ кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Туристская гостиница имени Мокроусова" на решение Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску Общества с ограниченной ответственностью "Туристская гостиница имени Мокроусова" к Управлению государственной регистрации права и кадастра "адрес" об изменении нормативной цены земельного участка.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя Общества с ограниченной ответственностью "Туристская гостиница имени Мокроусова" по доверенности ФИО5, поддержавшего кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Туристская гостиница имени Мокроусова" (общество, ООО "Туристская гостиница имени Мокроусова") обратилось в суд с административным иском, в котором просило изменить нормативную цену земельного участка с кадастровым номером 91:04:005001:52, площадью 112295 га, расположенного по адресу: "адрес", указанную в Едином государственном реестре недвижимого имущества "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в размере 988 600 262 рублей, установив нормативную цену данного земельного участка по состоянию на указанные даты в размере 197 720 052 рублей. Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра "адрес" (Севреестр) внести изменения в сведения ЕГРН об установленной судом нормативной цене указанного земельного участка.
Требования мотивированы тем, что на основании государственного акта на право постоянного пользования землей I-КМ N от ДД.ММ.ГГГГ ООО "Туристская гостиница имени Мокроусова" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 0082, квартал 001, зона 05, код КОАТУУ 8536900000, общей площадью 11, 2295 га, с видом разрешенного использования - "для обслуживания зданий и сооружений туристического комплекса" с отнесением к категории земель населенных пунктов рекреационного назначения согласно украинскому классификатору целевого использования земли.
В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении нормативной цены земли" по состоянию ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ нормативная цена названного земельного участка утверждена в размере 988 600 262 рублей.
По мнению Общества, нормативная цена вышеуказанного земельного участка является завышенной, поскольку определена с применением недостоверных сведений, касающихся коэффициента вида разрешенного использования земельного участка, равного - 2.5 "для обслуживания зданий и сооружений туристического комплекса", вместо 0, 5 "земли населенных пунктов рекреационного назначения".
Решением Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, в административном иске отказано.
В кассационной жалобе ООО "Туристская гостиница имени Мокроусова" просит об отмене судебных актов, как постановленных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда обстоятельствам административного дела, принятии по делу нового решения об удовлетворении административного иска.
Заявитель жалобы указывает на то, что судами не установлены даты внесения в ГКН сведений об оспариваемых результатах определения нормативной цены по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в размере 988 600 262 рублей с подтверждением соответствующими выписками из ЕГРН по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N. Общество считает, что при определении нормативной цены необходимо было исходить из вида функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенного в государственном акте на право постоянного пользования землей 1-КМ N от ДД.ММ.ГГГГ, и с учетом приложения N к постановлению Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении нормативной цены земли" применить коэффициент вида разрешенного использования, характеризующего прибыльность использования земельного участка - Кф=0, 5. Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных иных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены судебного акта по доводам кассационной жалобы.
В силу статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, а также статьи 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (Закон N 6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Федеральным конституционным законом.
Согласно статье 6 Закона Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Закона N-ФКЗ.
Порядок определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории "адрес", утвержден постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП "Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории "адрес"" (постановление Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП виды разрешенного использования земельного участка определяются исходя из видов функционального использования земельного участка, которые допустимы в соответствии с правоустанавливающим документом на земельный участок; градостроительной и землеустроительной документацией, утвержденной до вступления в силу Закона N-ФКЗ.
Из приведенных правовых норм следует, что виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения при определении разрешенного использования земельного участка учитываются в случае, если они определены документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Закона N-ФКЗ.
В соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О плате за землю" нормативной ценой земли является показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Этой же нормой предусмотрено, что порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке определения нормативной цены земли" нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.
Разрешая дело, суды руководствовались статьями 65 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, 6, 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП "Об утверждении Порядка определения видов разрешенного использования и категории земель в отношении земельных участков, расположенных на территории "адрес"", постановлением Правительства Севастополя от 28.11.2014 N "Об утверждении нормативной цены земли", постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке определения нормативной цены земли", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О плате за землю", Законом Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории "адрес"" (далее - Закон N-ЗС), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
На основании государственного акта на право постоянного пользования землей I-КМ N от ДД.ММ.ГГГГ судами установлено, что Обществу в постоянное пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером 0082, квартал 001, зона 05, код КОАТУУ N, общей площадью 11, 2295 га, с видом разрешенного использования согласно украинскому классификатору целевого использования земли -для обслуживания зданий и сооружений туристического комплекса с отнесением к категории земель - земли населенных пунктов рекреационного назначения.
Управлением государственной регистрации права и кадастра "адрес" вышеуказанный земельный участок поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером N, номер кадастрового квартала N.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории "адрес"", вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 282 467 965, 95 рублей.
Нормативная стоимость данного земельного участка определена на основании постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении нормативной цены земли" (Постановление N) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в размере 988 600 262 рублей по предусмотренной пунктом 3 порядка определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории "адрес" по формуле путем произведения нормативной цены земельного участка в рублях, площади участка в квадратных метрах и добавочного коэффициента. Нормативная цена 1 кв.м. установлена в приложении N к Постановлению Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N, добавочный коэффициент, характеризующий стоимость участка, - в Приложении N.
Приложением N Постановления N определены границы оценочных зон.
Земельный участок с кадастровым номером N находится в оценочной зоне N, коэффициент вида разрешенного использования - Кф=2, 5 как для земель предпринимательства (земли торговли, страховой и банковской деятельности, делового управления, гостиничного обслуживания, земли отдыха, развлечения, земли обслуживания автотранспорта, общественного питания и т.п.).
Отказывая в административном иске, суды пришли к выводу о том, что нормативная цена земельного участка верно установлена с учетом его нахождения в определенной оценочной зоне с применением коэффициента вида разрешенного использования, а также с учетом характера основного вида деятельности ООО "Туристская гостиница имени Мокроусова".
Судебной коллегией также указано на то, что из кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что на указанную в государственном кадастре недвижимости дату уже содержались сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N - "для обслуживания зданий и сооружений туристического комплекса", что исключало необходимость учитывать при определении нормативной цены данного земельного участка вид функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения в соответствии с государственным актом на право постоянного пользования землей 1-КМ N от ДД.ММ.ГГГГ.
В этой связи суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
С выводами судов надлежит согласиться, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке фактических обстоятельств дела и неправильному толкованию подлежащего применению материального закона, что не является основанием для отмены постановленных решений в суде кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы о том, что нормативная цена земельного участка значительно превышает размер установленной впоследствии кадастровой стоимости земельного участка, вопреки доводам заявителя, не свидетельствует о незаконности постановленных судебных актов.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Туристская гостиница имени Мокроусова" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 06.07.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.