20 ноября 2003 г.
См. Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы"
В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 гг.
2. Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай (Н.М.Москалев) войти в Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу - Государственному заказчику федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 и с предложением о включении региональной программы - "Жилище" Республики Алтай на 2002-2010 гг. в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг.
3. Министерству экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай (Г.Б.Чекурашев), Министерству финансов Республики Алтай (У.А.Альпимов), начиная с 2003 года предусматривать в проекте бюджета Республики Алтай денежные средства в суммах, необходимых, для реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг. в части обязательств бюджета Республики Алтай.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства, Министра промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай Н.М.Москалева.
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай |
М.И.Лапшин |
Региональная целевая программа "Жилище" Республики Алтай на 2002-2010 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Алтай от 22 мая 2002 г. N 138)
20 ноября 2003 г.
Паспорт
республиканской целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы
Наименование Программы - республиканская целевая программа "Жилище"
на 2002-2010 годы
Дата принятия решения - распоряжение Правительства Республики
о разработке Программы Алтай N 793 от 06.11.2001 года
Государственный - Министерство строительства, архитектуры и
заказчик-координатор жилищно-коммунального хозяйства Республики
Программы Алтай
Основные разработчики - Министерство промышленности# строительства,
Программы жилищно-коммунального хозяйства Республики
Алтай, Министерство экономического развития,
торговли и предпринимательства Республики
Алтай, Комитет по делам молодежи Республики
Алтай, Комитет специальных государственных
программ Республики Алтай, Территориальный
орган Министерства по делам федерации,
национальной и миграционной политики
Российской Федерации в Республике Алтай,
Представительство в Республике Алтай
Управления Уполномоченного Минэкономразвития
РФ по Западно-Сибирскому району
Цели и задачи - основная цель Программы - комплексное
Программы решение проблемы перехода к устойчивому
функционированию и развитию жилищной сферы,
обеспечивающих# доступность жилья для
граждан, безопасные и комфортные условия
проживания в нем. Основными задачами
являются:
- обеспечение устойчивого и
эффективного функционирования и развития
жилищно-коммунального комплекса Республики
Алтай и усиление адресной социальной
поддержки населения, связанной с оплатой
жилья и коммунальных услуг;
- развитие эффективного рынка жилья и
финансовых механизмов, обеспечивающих
доступность приобретения жилья для граждан с
достаточной платежеспособностью, а также
поддержка малоимущих граждан в улучшении
жилищных условий за счет средств местных
бюджетов в пределах установленных социальных
стандартов;
- обеспечение роста темпов жилищного
строительства и реконструкции жилья,
приведение структуры и технических
характеристик жилья в соответствие со
спросом и потребностями населения, повышение
качества и эффективности жилищного
строительства;
- обеспечение жильем в наиболее эффективной
форме за счет средств федерального бюджета
отдельных категорий граждан, определенных
законодательством Российской Федерации, в
соответствии с объемом государственных
обязательств
Сроки реализации - 2002-2010 годы:#
Программы
Перечень подпрограмм и - федеральная целевая программа
основных мероприятий, "Государственные жилищные сертификаты"
государственные (государственный заказчик - Государственный
заказчики комитет Российской Федерации по
строительству и жилищно-коммунальному
комплексу);
- подпрограмма "Переселение граждан
Республики Алтай из ветхого и аварийного
жилищного фонда" (государственный заказчик -
Минпромстройжилкомхоз Республики Алтай);
- подпрограмма "Реформирование и
модернизация жилищно-коммунального комплекса
Республики Алтай" (государственный заказчик
- Минпромстройжилкомхоз Республики Алтай);
- подпрограмма "Обеспечение жильем
участников ликвидации последствий
радиационных аварий и катастроф
(государственный заказчик - Комитет
специальных государственных программ
Республики Алтай);
- подпрограмма "Обеспечение жильем беженцев
и вынужденных переселенцев в Российской
Федерации на территории Республики Алтай"
(государственный заказчик - Территориальный
орган министерства по делам федерации,
национальной и миграционной политики
Российской Федерации в Республике Алтай);
- подпрограмма "Свой дом" (государственный
заказчик - Минпромстройжилкомхоз Республики
Алтай);
- подпрограмма "Обеспечение жильем молодых
семе#" (государственный заказчик - Комитет по
делам молодежи Республики Алтай);
- осуществление мероприятий по реализации
Федерального закона "О жилищных субсидиях
гражданам, выезжающим из районов Крайнего
Севера и приравненных к ним местностей" и по
обеспечению жильем отдельных категорий
граждан (государственный заказчик -
Минпромстройжилкомхоз Республики Алтай)
Ожидаемые конечные реализация Программы должна обеспечить:
результаты реализации - улучшение жилищных условий населения
Республики Алтай;
- доступность приобретения жилья, при
которой средняя стоимость стандартной
квартиры размером 54 кв. метра будет равна
среднему совокупному Программы денежному
доходу семьи из трех человек за три года;
- сокращение к 2010 году времени ожидания в
очереди на получение социального жилья
малоимущими гражданами с 20-30 лет до 5 - 7
лет;
рост объемов вновь вводимого и
реконструируемого жилья не менее чем на 3%
процента в год;
- обеспечение жильем за счет средств
федерального бюджета, бюджета РА и заемных
средств 4110 семей граждан, относящихся к
отдельным категориям, определенным
законодательством Российской Федерации;
адресность поддержки населения, связанной
с оплатой жилья и коммунальных услуг;
- повышение качества коммунальных услуг,
безопасности и комфортности проживания в
жилищах (снижение уровня износа основных
фондов жилищно-коммунального хозяйства с 60
процентов в 2001 году до 30 процентов в 2010
году);
- создание условий для улучшения
демографической ситуации в республике,
снижения социальной напряженности в
обществе, устойчивого и самостоятельного
развития всех муниципальных образований
Исполнители Программы федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти Республики
Алтай и органы местного самоуправления,
участвующие в реализации мероприятий
Программы, а также предприятия и
организации, отобранные по конкурсу
Таблица 1
к региональной целевой программе
"Жилище" Республики Алтай
на 2002-2010 годы
Объемы
финансирования Программы
(млн. рублей, в ценах 2002 года)
Наименование | Объем финансирования* |
2002-2010 годы - всего | |
Всего в том числе: федеральный бюджет: бюджет РА: Прочие: программа "Государственные жилищные сертификаты" федеральный бюджет: бюджет РА: подпрограмма "Переселение граждан Республики Алтай из ветхого и аварийного жилищного фонда" федеральный бюджет: бюджет РА подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Республики Алтай" федеральный бюджет: бюджет РА: Подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф" Федеральный бюджет Бюджет РА: Подпрограмма "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации" Федеральный бюджет Бюджет РА обеспечение жильем молодых семей федеральный бюджет: Средства бюджета РА на возвратной основе: Субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Федеральный бюджет: Бюджет РА: Обеспечение жильем отдельных категорий граждан Федеральный бюджет: Бюджет РА: подпрограмма "Свой дом" федеральный бюджет (кредит): бюджет РА (кредит): средства застройщиков: |
1386,084 686,526 654,558 315,0 17,82 17,82 - 129,56 38,867 90,693 Отдельная подпрограмма (разрабатывается) 4,212 4,212 - 43,74 43,74 - 27,0 - 27,0 185,652 185,652 - 200,85 30,11 170,74 777,25 366,125 366,125 45,0 |
* Конкретные объемы финансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов будут устанавливаться при их формировании на соответсвующий# год |
Таблица 2
к региональной целевой программе
"Жилище" Республики Алтай
на 2002-2010 годы
Объем
финансирования Программы по годам.
(млн. руб.)
наименование программы |
всего | 2002 год |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
"Жилище" | 1386,084 | 124,554 | 131,549 | 136,129 | 143,229 | 150,729 | 159,229 | 168,229 | 180,229 | 192,207 |
в том числе: федеральный бюджет |
686,526 |
69,985 |
67,756 |
68,501 |
72,276 |
74,126 |
77,426 |
80,876 |
85,476 |
91,104 |
бюджет РА | 654,558 | 49,569 | 58,793 | 62,628 | 66,953 | 71,603 | 76,803 | 82,353 | 89,753 | 96,103 |
Прочие: | 315,0 | 35,0 | 35,0 | 35,0 | 35,0 | 35,0 | 35,0 | 35,0 | 35,0 | 35,0 |
в том числе: | ||||||||||
подпр-ма "Государственные жилищные сертификаты |
17,820 |
3,24 |
3,24 |
1,62 |
1,62 |
1,62 |
1,62 |
1,62 |
1,62 |
1,62 |
ф-ый бюджет | 17,820 | 3,24 | 3,24 | 1,62 | 1,62 | 1,62 | 1,62 | 1,62 | 1,62 | 1,62 |
бюджет РА | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
подпр-ма "Пере- селение граждан РА из ветхого и аварийного ж/ф" |
129,56 |
12,359 |
14,653 |
14,653 |
14,653 |
14,653 |
14,653 |
14,653 |
14,653 |
14,631 |
ф-ый бюджет | 38,867 | 3,289 | 4,45 | 4,45 | 4,45 | 4,45 | 4,45 | 4,45 | 4,45 | 4,428 |
бюджет РА | 90,693 | 9,069 | 10,203 | 10,203 | 10,203 | 10,203 | 10,203 | 10,203 | 10,203 | 10,203 |
подпр-ма "Реформирование и модернизация ЖКК РА" |
Отдельная подпрограмма (разрабатывается) |
|||||||||
ф-ый бюджет | ||||||||||
бюджет РА | ||||||||||
Подпр-ма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф |
4,212 |
0,468 |
0,468 |
0,468 |
0,468 |
0,468 |
0,468 |
0,468 |
0,468 |
0,468 |
ф-ый бюджет: | 4,212 | 0,468 | 0,468 | 0,468 | 0,468 | 0,468 | 0,468 | 0,468 | 0,468 | 0,468 |
бюджет РА: | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Подпр-ма "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в РФ" |
43,74 |
4,86 |
4,86 |
4,86 |
4,86 |
4,86 |
4,86 |
4,86 |
4,86 |
4,86 |
Ф-ый бюджет | 43,74 | 4,86 | 4,86 | 4,86 | 4,86 | 4,86 | 4,86 | 4,86 | 4,86 | 4,86 |
Бюджет РА | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Подпр-ма "Обеспечение жильем молодых семей |
27,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
ф-ый бюджет | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Средства бюджета РА на возвратной основе |
27,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 |
Субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей |
185,652 |
120,628 |
20,628 |
20,628 |
20,628 |
20,628 |
20,628 |
20,628 |
20,628 |
20,628 |
Ф-ый бюджет | 185,652 | 20,628 | 20,628 | 20,628 | 20,628 | 20,628 | 20,628 | 20,628 | 20,628 | 20,628 |
Бюджет РА | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
обеспечение жильем отдельных категорий граждан |
200,85 | 16,4 | 18,45 | 20,7 | 23,3 | 26 | 29 | 33 | 34 | |
ф-ый бюджет | 30,11 | 2,46 | 2,75 | 3,1 | 3,5 | 3,9 | 4,35 | 4,95 | 5,1 | |
бюджет РА | 170,74 | 13,94 | 15,7 | 17,6 | 19,8 | 22,1 | 24,65 | 28,05 | 28,9 | |
подпр-ма "Свой дом" | 777,25 | 80,0 | 68,3 | 72,45 | 77,3 | 82,2 | 88,0 | 94,0 | 102,0 | 113,0 |
ф-ый бюджет (кредит) | 366,125 | 37,5 | 31,65 | 33,725 | 36,15 | 38,6 | 41,5 | 44,5 | 48,5 | 54,0 |
бюджет РА (кредит) | 366,125 | 37,5 | 31,65 | 33,72 | 36,15 | 38,6 | 41,5 | 44,5 | 48,5 | 54,0 |
ср-ва застройщиков | 45,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 |
Таблица 3
к региональной целевой программе
"Жилище" Республики Алтай
на 2002-2010 годы
Показатели
эффективности программных мероприятий
Объем финансирования (млн. руб.) |
ПСД (5%) (млн. руб.) |
Приобретение жилья на вторичном рынке* (тыс. кв.м.) |
Строительство жилья* (тыс. кв. м.) |
Предоставление квартир** (шт.) |
|
Всего | 1386,084 | 55,378 | 41,9094 | 179,954 | 4110 |
из средств федерального бюджета | 391,351 | 6,998 | 41,904 | 22,155 | 1187 |
из средств бюджета РА | 679,733 | 32,635 | 107,922 | 1999 | |
Прочие средства: | 315,0 | 15,745 | 49,877 | 924 | |
Подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты" |
17,82 | 2,970 | 55 | ||
из средств федерального бюджета | 17,82 | 2,970 | 55 | ||
Подпрограмма "Переселение граждан РА из ветхого и аварийного жилищного фонда" |
129,56 | 6,478 | 20,514 | 380 | |
из средств федерального бюджета | 38,867 | 1,938 | 6,155 | 115 | |
из средств бюджета РА | 90,698 | 4,54 | 14,359 | 265 | |
Подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф" |
4,212 | 0,702 | 13 | ||
Из средств федерального бюджета | 4,212 | 0,702 | 13 | ||
Подпрограмма "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в РФ" |
43,74 | 7,290 | 135 | ||
Из средств федерального бюджета | 43,74 | 7,290 | 135 | ||
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" |
27,0 | 4,500 | 85 | ||
из средств федерального бюджета | - | ||||
из средств бюджета РА на возвратной основе |
27,0 | 4,500 | 85 | ||
Субсидии для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей |
185,652 | 30,942 | 573 | ||
Из средств федерального бюджета | 185,652 | 30,942 | 573 | ||
Обеспечение жильем отдельных категорий граждан |
200,85 | 10,04 | 31,875 | 590 | |
из средств федерального бюджета | 30,11 | 1,51 | 4,767 | 88 | |
из средств бюджета РА | 170,74 | 8,53 | 27,108 | 502 | |
Подпрограмма "Свой дом" | 777,25 | 38,86 | 123,065 | 2279 | |
из средств федерального бюджета | 70,95 | 3,55 | 11,233 | 208 | |
из средств бюджета РА | 391,3 | 19,565 | 61,955 | 1147 | |
Из средств застройщиков | 45,0 | - | 7,500 | 138 | |
Заемные средства | 270,0 | 15,745 | 42,377 | 786 |
* - Цена 1 кв. м. - 6000 руб. (в ценах 2002 г.)
** - Средняя площадь одной квартиры - 54 кв. м.
Введение
Региональная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы (далее именуется Программа) направлена на преобразования в жилищной сфере, одобренных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 595, и основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. N 431. Программные мероприятия будут осуществляться на правовой и организационной основе государственной жилищной политики.
Проведенные реформы обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущих граждан и иных категорий населения, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Алтай. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в данной сфере.
Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда по формам собственности, сформирован новый слой собственников как социальная база жилищной реформы. В результате принятия Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" доля частного жилищного фонда в 2000 году значительно увеличилась, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась.
С использованием бюджетных источников продолжалось строительство и предоставление на льготных условиях жилья наиболее нуждающимся категориям населения, хотя и более медленными темпами. Осуществлялось реформирование жилищно-коммунального хозяйства, направленное на создание эффективного механизма управления отраслью и снижение издержек по предоставлению услуг.
Начата реализация адресной социальной помощи в виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (жилищных субсидий) гражданам с низкими доходами. В настоящее время более 14,4 процента семей в Республике Алтай с наименьшими доходами получают такие субсидии.
Вместе с тем наряду с указанными положительными результатами преобразований в жилищной сфере ряд поставленных задач не удалось осуществить в полном объеме. Кроме того, в ходе проведения государственной жилищной политики выявились новые проблемы, требующие их обязательного решения.
В Республике Алтай не удалось сформировать экономических стимулов для их широкомасштабной реализации.
Темпы решения жилищных проблем в Республике Алтай недостаточны, что может привести к обострению социальной ситуации в республике. В связи с этим необходимо резко ускорить внедрение новых экономических и финансовых механизмов в жилищном строительстве, управлении жилищным фондом и коммунальной инфраструктурой жилищного сектора.
Программа разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2001 г. N 346-р и распоряжением Правительства Республики Алтай N 793 от 06.11.2001 г. и является основополагающим программным документом по дальнейшим преобразованиям в жилищной сфере.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В долгосрочной перспективе (после 2010 года) необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищного сектора, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без привлечения значительных объемов бюджетных средств.
Роль государства должна быть ограничена регулированием отношений в области осуществления прав на недвижимость в жилищной сфере, установлением строительных норм и правил и основных принципов градорегулирования. При этом средства федерального бюджета будут использоваться исключительно на цели обеспечения жильем определенных категорий граждан и социальную защиту населения в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Алтай.
Проблемы переходного периода требуют участия федерального центра как через совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в жилищной сфере и стимулирование проведения на местах ряда организационных мероприятий, так и через непосредственное использование средств федерального бюджета для решения некоторых основных задач.
Безотлагательного решения требует проблема кризисного состояния объектов и сетей и неэффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством.
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено его дотационностью и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство жилищно-коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60 процентов, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Количество аварий выросло за 10 лет примерно в 5 раз. Объем ветхого и аварийного жилищного фонда в Республике Алтай составляет около 100,03 тыс. кв. метров, аварийный жилищный фонд - 14,081 тыс. кв. метров. Для ликвидации аварийного жилищного фонда и переселения из него граждан потребуется около 130 млн. рублей.
Сохраняется высокая зависимость производителей жилищно-коммунальных услуг от бюджетных дотаций, в 2001 году доля расходов на дотации в расходах консолидированных бюджетов составила 7,5 процента.
Проблема усугубляется большим размером задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Объем дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства составил на конец 2001 года 75 млн. руб., в то же время объем их кредиторской задолженности превысил 45 млн. рублей.
Остается нерешенной проблема обеспечения доступности жилья для граждан с разным уровнем дохода.
Сокращение объемов строительства государственного и муниципального жилья и соответственно уменьшение количества квартир, предоставляемых бесплатно очередникам, приватизация большей части жилищного фонда и переход к рыночным принципам реализации прав граждан на жилище оказались не обеспечены необходимыми правовыми условиями, а также финансовыми и организационными мерами.
Хотя в законодательном порядке введено понятие "государственный и муниципальный фонд социального использования", фактически составляющий более 34 процентов всего жилищного фонда, в реальной практике не удалось сформировать принципы его предоставления и использования.
Права квартиросъемщиков остаются практически равнозначными существующим правам собственников, что подтверждается резким замедлением темпов приватизации жилья в последние годы. Отсутствие реальных договорных отношений препятствует реализации прав как нанимателей, так и наймодателей.
Очень медленно развивается частный арендный фонд (жилищный фонд, находящийся в частной собственности, предоставляемый по договору найма или аренды), отсутствуют механизмы долгосрочного ипотечного кредитования граждан для целей приобретения жилья, что в перспективе может серьезно усилить социальную напряженность в республике.
В жилищной сфере до сих пор величина расходов, связанных с оформлением сделок, составляет значительную долю от стоимости жилья (до 10 процентов), а процедура их оформления занимает длительное время.
Решение этой проблемы требует участия федерального центра для законодательного определения жилищных прав граждан и механизмов их реализации, включая права собственности, найма, аренды, ипотеки, а также прав малоимущих граждан на обеспечение бесплатно или за доступную плату жильем по договору социального найма, прав на получение бюджетных жилищных субсидий, для определения правовых условий развития инфраструктуры рынка жилья и кредитно-финансовых механизмов приобретения гражданами жилья.
Необходимо также решить проблему снижения объемов жилищного строительства и несоответствия стоимости жилья платежеспособному спросу населения.
Объем жилищного строительства за последний период составляет 17 процентов от объема, достигнутого в 1987 году. Основной причиной снижения объемов ввода в эксплуатацию жилья являются ограниченные возможности привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций и недоступность кредитных ресурсов.
Не решена поставленная в федеральной целевой программе "Свой дом", утвержденной постановлением Правительства Российской федерации от 27 июня 1996 г. N 753, задача снизить за счет использования более эффективных строительных технологий и материалов стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, которая не должна превышать 2-месячного среднего денежного дохода на душу населения. Сегодня стоимость 1 кв. метра жилья на первичном рынке на 1249 руб. выше установленного показателя.
Существующая в настоящее время система градорегулирования и землепользования не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство.
Возможности рационального перераспределения жилищного фонда и объемы нового жилищного строительства в целом не соответствуют платежеспособному спросу населения.
Решение этой проблемы требует участия федерального центра в формировании необходимой законодательной и нормативно-правовой базы с целью упрощения процедур предоставления земельных участков под застройку и получения разрешения на строительство и создание иных благоприятных условий для привлечения инвестиций в жилищное строительство.
Остро стоит проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.
Законодательствами Российской Федерации и Республики Алтай определены некоторые категории граждан, обязательства по обеспечению жильем которых взяло на себя государство (инвалиды и участники Великой Отечественной войны, многодетные семьи, дети-сироты, лица страдающие тяжелыми формами заболеваний, инвалиды 1-2 группы).
Кроме того, в рамках реализации государственной политики в других сферах (демографической, миграционной и т.п.) государством принимаются обязательства по содействию в улучшении жилищных условий иным категориям граждан.
Ранее принятые решения во многом не соответствуют бюджетным возможностям государства, что снижает не только уровень обеспечения социальных гарантий, но и степень доверия граждан к ним. Необходимо уточнить действующие обязательства государства по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан и сформировать единые принципы и механизмы оказания поддержки различным категориям граждан за счет бюджетных средств.
Существующая практика подтвердила, что наиболее эффективной формой исполнения государством обязательств по обеспечению граждан жильем является предоставление бюджетных субсидий на приобретение жилья с использованием механизма государственных жилищных сертификатов. Наиболее последовательно этот подход реализован в федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. N 71.
Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем различных категорий граждан за счет средств консолидированных бюджетов целесообразно в дальнейшем организовать в рамках данной Программы. Это позволит использовать наиболее эффективные и уже апробированные механизмы, скоординировать деятельность различных министерств и ведомств - государственных заказчиков соответствующих подпрограмм, обеспечить согласованность при принятии решений о распространении данных государственных обязательств на иные категории граждан и о распределении средств на эти цели с учетом реальных возможностей бюджета. Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
входят в число приоритетов для формирования федеральных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможности для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства, эффективного функционирования рынка жилья;
не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов капитального характера в течение 8-10 лет;
носят комплексный характер и их решение окажет значительный мультипликативный эффект на социальное благополучие в обществе, общее экономическое развитие и рост производства.
В результате реализации Программы должен быть завершен переход от начальной стадии реформ в жилищной сфере, определившей принципиальные направления ее развития, к стадии последовательной реализации намеченных мероприятий и расширения масштабов преобразований, апробированных на практике и направленных на развитие и совершенствование рыночных финансовых механизмов и форм кредитования в жилищной сфере, защиту имущественных прав инвесторов, кредиторов и заемщиков, а также на улучшение жилищных условий граждан с разным уровнем доходов.
Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям:
жилищно-коммунальное хозяйство;
обеспечение доступности жилья;
жилищное строительство;
текущие обязательства государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Для достижения этой цели в рамках Программы должны быть решены следующие основные задачи:
- в области жилищно-коммунального хозяйства - обеспечение устойчивого и эффективного функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса Республики Алтай и усиление адресной социальной поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг;
- в области обеспечения доступности жилья - развитие эффективного рынка жилья и финансовых Механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет средств местных бюджетов в пределах установленных социальных стандартов;
- в области жилищного строительства - обеспечение роста темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства;
- в части выполнения текущих обязательств государства по обеспечению жильем граждан - обеспечение жильем в наиболее эффективной форме за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в соответствии с объемом государственных обязательств.
Для решения основной задачи в области развития жилищно-коммунального хозяйства необходимо осуществить:
- демонополизацию управления и содержания жилищного фонда, обеспечение равных конкурентных условий для всех субъектов хозяйствования при предоставлении жилищных услуг;
- создание до конца 2005 года устойчивых бездотационных механизмов финансирования содержания жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры при обеспечении социальной защиты населения с низкими доходами, исходя из установленных единых стандартов субсидирования граждан (социальная норма площади жилья и нормативы потребления коммунальных услуг, предельно допустимая доля платежей населения от дохода) в зависимости от уровня их дохода (материального положения);
- усиление возможностей населения влиять на объем и качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг путем предоставления адресных жилищных субсидий непосредственно гражданам, нуждающимся в социальной поддержке при оплате жилищно-коммунальных услуг;
- прекращение в 2003 году перекрестного субсидирования тарифов на коммунальные услуги для различных групп потребителей;
- внедрение эффективных методов регулирования деятельности предприятий коммунального комплекса - локальных естественных монополий;
- обеспечение прозрачности, последовательности и прогнозируемости процедур изменения тарифов;
- содействие становлению системы профессиональной подготовки управляющих недвижимостью, разработке и внедрению методологической базы такого рода деятельности;
- внедрение энергосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- обеспечение инвестиционной привлекательности отрасли для частных капитальных вложений на основе совершенствования тарифного регулирования и эффективного использования платежей за предоставляемые услуги, создание условий для внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий;
- разработку нормативно-правовой базы для привлечения инвестиций, в том числе в форме концессий, на развитие объектов коммунальной инфраструктуры, а также привлечения кредитных ресурсов, в том числе внешних займов по программам международных финансовых организаций;
- решение проблемы накопленной дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, создание механизмов, не допускающих ее возникновения в будущем.
Для решения основной задачи в области обеспечения доступности жилья необходимо осуществить:
- укрепление гарантий прав собственников жилья, а также прав добросовестных приобретателей жилья, совершенствование законодательства Российской Федерации с целью упорядочения прав членов семьи собственника жилого помещения;
- изменение роли и содержания института социального найма государственного и муниципального жилья;
- совершенствование механизмов защиты прав потребителей услуг в жилищной сфере;
- разработку законодательной и нормативно-правовой базы, необходимой для развития системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования населения, вторичного рынка ипотечных кредитов;
- создание условий для долгосрочных жилищных накоплений граждан и установление государственного контроля за различными формами привлечения средств населения для финансирования жилищного строительства и приобретения жилья;
- совершенствование функционирования системы административных (государственных и муниципальных) органов и развитие частных профессиональных институтов по обслуживанию рынка недвижимости в жилищной сфере.
Для решения основной задачи в области развития жилищного строительства необходимо осуществить:
- создание эффективных экономических механизмов притока частных инвестиций в жилищное строительство;
- обеспечение потребности жилищного строительства в качественных, экологически чистых, современных по дизайну видах продукции и материалов, отвечающих по ассортименту и номенклатуре платежеспособному спросу различных слоев населения# как на элитное жилье, так и на качественные жилые дома для граждан с невысокими доходами;
- переход к современным эффективным и энергосберегающим архитектурно-строительным системам;
- реформирование и перепрофилирование предприятий строительной индустрии;
- создание условий для формирования эффективных рынков земельных участков под застройку, рынков подрядных работ и стройматериалов;
- внедрение экономических рычагов, обеспечивающих своевременность завершения и сдачи в эксплуатацию строящихся объектов, передачу не завершенных строительством объектов эффективным застройщикам;
- упрощение административных процедур согласования новых строительных проектов, получения разрешительной документации и контроля за осуществлением строительства жилых домов;
- привлечение инвесторов путем усиления правовых гарантий землепользования и застройки, переход от административного целевого предоставления участков к регулированию землепользования и застройки на принципах правового зонирования за счет установления градостроительных регламентов по видам и параметрам застройки;
- реализацию эффективной антимонопольной политики на рынках стройиндустрии, перепрофилирование или закрытие нерентабельных бесперспективных производств с учетом социальных последствий;
- формирование организационно-методической основы для организации системы мониторинга опасных природно-техногенных процессов и координации разработок в области защиты объектов жилищного строительства от этих процессов.
Для решения основной задачи в части выполнения текущих обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан необходимо осуществить:
- обеспечение жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации или иными нормативными правовыми актами федерального уровня;
- совершенствование форм государственной поддержки населения в целях улучшения жилищных условий.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Мероприятия Программы будут выполняться в 2002-2010 годах.
4. Система программных мероприятий
Программные мероприятия направлены на реализацию поставленных задач и подразделяются на организационные мероприятия, а также мероприятия по финансированию капитальных и других расходов за счет средств бюджетов всех уровней и заемных средств.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении 1.
Жилищно-коммунальное хозяйство.
Организационные мероприятия будут направлены на реформирование экономических отношений в отрасли с целью обеспечения эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов, а также на привлечение частных инвестиций. Основная часть программных мероприятий должна быть реализована на региональном уровне и муниципальном уровне при методическом и техническом содействии на федеральном уровне.
Переход к целевой адресной помощи гражданам через механизм жилищных субсидий и существенное возрастание потребности в средствах на предоставление жилищных субсидий при переходе к бездотационному функционированию объектов жилищно-коммунального хозяйства потребует совершенствования механизма учета этих потребностей в рамках реформирования межбюджетных отношений, создания информационной системы платежей и субсидий. Будет определена возможность прямого участия федерального бюджета в финансировании реализации программы жилищных субсидий и определены оптимальные механизмы такого участия. Будет внедряться система социальных счетов граждан, на которые будут перечисляться все виды персонифицированной социальной помощи государства, в том числе жилищные субсидии.
В сфере управления жилищным фондом должно быть завершено разграничение функций собственника жилищного фонда и функций профессионального управления и обслуживания. Фактически сложившаяся монополия на услуги по управлению жилищным фондом должна быть разрушена. Необходимо прекратить практику, когда органы местного самоуправления в лице своих структурных подразделений выполняют хозяйственные функции по управлению жилищным фондом. Необходимо также внести ясность в балансовую принадлежность жилищного фонда, который сегодня, как правило, находится на балансе муниципальных организаций, в том числе и его приватизированная часть. Основная часть жилищного фонда будет передаваться на баланс товариществ собственников жилья. Будет реализован комплекс мер по повышению привлекательности создания товариществ собственников жилья.
В короткие сроки будет завершен переход к реальным договорным отношениям между всеми участниками рынка услуг по управлению жилищным фондом и его обслуживанию. Будет обеспечен равный доступ предприятий всех форм собственности на рынок этих услуг на конкурсной основе. Конкурсы по управлению жилищным фондом и его обслуживанию должны быть публичными и проводиться с заранее известной периодичностью. Рост числа товариществ собственников жилья будет способствовать развитию рынка услуг по профессиональному управлению жилищным фондом. Управляющие компании должны получить все полномочия по финансовому планированию развития недвижимости, находящейся в их управлении, при условии соблюдения установленных норм и правил, осуществлять поиск и привлечение частных инвестиций.
В сфере организации предоставления коммунальных услуг необходимо создать систему тарифного регулирования, которая будет стимулировать предприятия к снижению издержек и повышению качества предоставляемых услуг, а также обеспечивать им возможность привлечения долгосрочных частных инвестиций.
В течение первого этапа реализации Программы во всех муниципальных образованиях должны быть созданы органы по регулированию тарифов муниципальных предприятий, предоставляющих основные коммунальные услуги, либо эти функции должны быть переданы на договорной основе соответствующему регулирующему органу на уровне республики. Будет обеспечено повышение профессионального уровня регулирующих органов, разработаны и внедрены формализованные процедуры их деятельности.
Будет продолжена работа по развитию практики экспертизы и аудита тарифов коммунальных предприятий, что должно стать составной частью процедур тарифного регулирования. Будут сформулированы основные требования, которым должны соответствовать проводимые работы, определены условия их финансирования за счет внешних для предприятия источников в целях обеспечения объективности результатов экспертизы и аудита.
Будет оказываться поддержка внедрению прогрессивных энергосберегающих технологий.
Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств.
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств, направлены на преодоление последствий недофинансирования отрасли, что привело к сверхнормативному износу основных фондов, а также на повышение эффективности предоставления жилищных субсидий.
Завершение перехода к полной оплате жилищно-коммунальных услуг населением и введение механизма адресного предоставления жилищных субсидий снизит потребность в бюджетных средствах на дотирование жилищно-коммунального хозяйства.
Механизм проведения преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве и механизм финансирования программных мероприятий по его модернизации будет разработан в рамках подпрограмм "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" и "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда".
Целью подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" является повышение устойчивости и эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат (в том числе за счет реализации мероприятий по энергосбережению), усиление адресности социальной защиты населения в части оплаты жилищно-коммунальных услуг на основе перехода к новой экономической модели реформы жилищно-коммунального комплекса.
Неотъемлемой частью подпрограммы будет являться система мер по повышению инвестиционной привлекательности отрасли на основе развития рыночных механизмов ее функционирования, а также мероприятия по финансовой стабилизации отрасли, включая решение проблемы накопленной задолженности. Бюджетные средства будут использоваться не только как источник капитальных вложений, но и как инструмент, позволяющий отработать и запустить рыночные механизмы финансирования отрасли, которые в будущем будут осуществляться в основном на основе частных прямых и заемных инвестиций.
Целью подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" является обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания. При этом намечается осуществить до 2010 года ликвидацию существующего аварийного жилищного фонда, признанного таковым на начало 2000 года в объеме 14,081 тыс. кв. метров.
Из бюджетов всех уровней на реализацию мероприятий данного направления планируется выделение 129,56 млн. руб. Кроме того, за счет средств всех бюджетов должны быть профинансированы жилищные субсидии на оплату коммунальных услуг в размере 198 млн. рублей.
Обеспечение доступности жилья
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет бюджетных средств всех уровней, в том числе за счет средств федерального бюджета, будут реализовываться в рамках подпрограммы "Свой дом" и организации мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан целью которых является создание финансовых механизмов ипотечного жилищного кредитования населения, привлечения долгосрочных ресурсов в эту сферу и развитие соответствующей инфраструктуры. В рамках этой подпрограммы планируется выделить из бюджетов всех уровней 663,1 млн. руб.
Жилищное строительство
Организационные мероприятия будут направлены на:
- использование в жилищном строительстве прогрессивных технологий, современных архитектурно-строительных и градостроительных решений;
- дебюрократизацию процедур контроля и надзора за соблюдением строительных норм и правил, требований экологической и иных видов безопасности, а также лицензирования определенных законодательством видов деятельности;
- методическое содействие развитию системы страхования строительных рисков и профессиональной ответственности строителей;
- совершенствование процедур регистрации залога земельных участков под застройку и объектов, не завершенных строительством;
- стимулирование принятия на региональном и местном уровнях нормативных правовых актов по вопросам градостроительной деятельности и введения правил землепользования и застройки, проведения межевания, а также взаимодействия органов местного самоуправления с населением в процессе принятия градостроительных решений;
- методическое содействие при подготовке необходимой документации для продажи на торгах прав на земельные участки как объекты недвижимости и их использования в качестве залога при получении кредита на жилищное строительство;
- методическую поддержку реализации демонстрационных проектов модернизации жилых зданий.
Организационные мероприятия не потребуют выделения дополнительных бюджетных средств.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 20 ноября 2003 г. N 312 в настоящий раздел внесены изменения
Текущие обязательства государства по обеспечению жильем
отдельных категорий граждан
Среди программных мероприятий, связанных с совершенствованием нормативно-правовой базы, наиболее важным является разработка документов, позволяющих унифицировать механизмы содействия в обеспечении жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета путем предоставления субсидий на приобретение жилья в виде государственных жилищных сертификатов.
Организационные мероприятия включают унификацию расчетных процедур определения размера финансовой поддержки граждан в обеспечении жильем.
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет средств бюджетов всех уровней, направлены на исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Большинство мероприятий будет реализовано в рамках самостоятельных подпрограмм.
Целью федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", включенной в состав Программы, является обеспечение постоянным жильем граждан, уволенных или увольняемых с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков, путем предоставления им бюджетных субсидий в виде государственных жилищных сертификатов. За период 1998-2002 годов в Республике Алтай получили сертификаты 16 семей. На сегодняшний день число граждан, имеющих право на сертификаты по этой программе - 54, в связи с этим намечается продление сроков реализации мероприятий данной программы до 2010 года. Объем предусматриваемых расходов на реализацию данной подпрограммы составляет 17,82 млн. рублей федеральных средств.
В рамках Программы будет осуществляться реализация Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". На 01.01.2002 года на учете территориального органа Госкомсевера России в Республике Алтай, состоит 223 семьи, выехавшие из районов Крайнего Севера и 350 семей, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на что предусматривается выделение средств федерального бюджета в размере 185,652 млн. рублей.
Задачей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении их жилищных проблем в целях улучшения демографической ситуации в Республике Алтай путем предоставления им целевых займов на сумму 27 млн. рублей.
В рамках подпрограммы "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации" поселившихся на территории Республики Алтай будет осуществляться обеспечение жильем вынужденных переселенцев, имеющих в соответствии с жилищным законодательством право на первоочередное и внеочередное его получение. На 01.01.2002 г. в Территориальном органе министерства по делам национальной и миграционной политике# РФ в Республике Алтай состоит на учете 135 семей. Объем предусматриваемых расходов на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 43,74 млн. рублей. Кроме того, будет продолжено обеспечение жильем иных категорий населения в целях выполнения имеющихся обязательств государства перед отдельными категориями граждан. Объем предусматриваемых расходов на эти цели за счет средств бюджетов всех уровней составляет 200,85 млн. рублей. Ожидаемые результаты обеспечения жильем отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджетов всех уровней составляет предоставление 590 квартир.
Ожидаемый результат после проведения программных мероприятий - предоставление 4110 квартир (средняя площадь квартиры - 54 кв. м.)
5. Механизмы реализации Программы
Реализация Программы предусматривает участие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Алтай и органов местного самоуправления.
На федеральном уровне осуществляется:
- формирование нормативно-правовой и методологической базы проведения государственной жилищной политики и преобразований в жилищной сфере;
- обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, определенных законодательством;
- разработка эффективных механизмов использования средств федерального бюджета для достижения основной цели и задач Программы;
- содействие реализации демонстрационных проектов по выполнению мероприятий Программы;
- организация и проведение информационной работы среди населения;
- обеспечение мониторинга преобразований в жилищной сфере с целью анализа ситуации, обобщения положительного опыта;
- координация деятельности государственных заказчиков и исполнителей мероприятий Программы.
На уровне органов власти Республики Алтай и органов местного самоуправления осуществляется:
- развитие жилищного законодательства и нормативной базы, связанное с реализацией федерального законодательства на территории республики;
- проведение предусмотренных Программой преобразований в жилищной сфере и намеченных мероприятий с учетом местных особенностей и передового опыта;
- обеспечение жильем за счет средств соответствующих бюджетов граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в установленном порядке.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составит 391,351 млн. рублей, из средств бюджета Республики Алтай - 679,733 млн. руб. из собственных средств граждан - 45,0 млн. руб., заемные средства, предусмотренные по программе составляют 270 млн. рублей.
Из общего объема на финансирование государственных капитальных вложений будет направлено 1107,66 млн. рублей.
Кроме того, предусматривается финансирование за счет средств бюджетов всех уровней жилищных субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 198 млн. рублей.
Сводные данные по источникам и направлениям финансирования Программы приведены в таблице 1.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджетов всех уровней будут уточняться исходя из возможностей этих бюджетов на соответствующий год.
7. Организационное и информационное обеспечение реализации Программы
Координация деятельности государственных заказчиков и исполнителей Программы осуществляется Межведомственной комиссией по вопросам реализации региональной целевой программы "Жилище" (далее именуется Комиссия).
Формы и методы организации управления и контроля за реализацией Программы в целом определяются государственным заказчиком-координатором по согласованию с государственными заказчиками подпрограмм и утверждаются Комиссией.
Текущее управление и оперативный контроль за выполнением подпрограмм и программы "Государственные жилищные сертификаты", включенной в состав Программы, осуществляются соответствующими государственными заказчиками.
Ход выполнения мероприятий Программы анализируется государственными заказчиками с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Алтай и органов местного самоуправления. О выполнении указанных мероприятий государственные заказчики ежеквартально подготавливают и представляют государственному заказчику-координатору соответствующие сводные отчеты. Государственный заказчик-координатор, обобщив и проанализировав указанные отчеты, представляет по итогам года в Комиссию и Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы с внесением предложений по совершенствованию ее реализации и необходимой корректировке намеченных мероприятий.
Успех реализации Программы во многом зависит от поддержки ее мероприятий населением - основным потребителем услуг в жилищной сфере. Эта поддержка в значительной степени будет зависеть от полноты и качества проводимой информационно-разъяснительной работы.
Информационно-разъяснительная работа организуется государственным заказчиком-координатором с участием государственных заказчиков через печатные и электронные средства массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.
Для информационного обеспечения реализации Программы в рамках Комиссии создается постоянная рабочая группа по проведению информационно-разъяснительной работы.
8. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы будет производится# на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики и описания. Система индикаторов обеспечит мониторинг реальной динамики изменений в жилищной сфере за оцениваемый период с целью уточнения или корректировки поставленных задач. (Приложение 2).
Успешная реализация Программы позволит обеспечить:
- улучшение жилищных условий населения республики;
- доступность приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры - размером 54 кв. метра будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за три года;
- сокращение к 2010 году времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 20-30 лет до 5-7 лет;
- рост объема вновь вводимого и реконструируемого жилья не менее чем на 3 процента в год;
- обеспечение жильем за счет средств бюджетов всех уровней 4110 семей граждан, относящихся к отдельным категориям, определенным законодательством Российской Федерации;
- адресность поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг;
- повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания в жилищах (снижение уровня износа основных фондов жилищно-коммунального хозяйства с 60 процентов в 2001 году до 30 процентов в 2010 году);
- создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, снижения социальной напряженности в обществе, а также устойчивого и самостоятельного развития всех муниципальных образований.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 20 ноября 2003 г. N 312 в приложение 1 к настоящей Программе внесены изменения
Приложение 1
к региональной целевой программе
"Жилище" Республики Алтай
на 2002-2010 годы
Перечень
основных мероприятий по реализации
региональной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы
20 ноября 2003 г.
/---------------------------------------------------------------------------------------\
|N |Наименование мероприятий |Срок выполнения |Ответственные |
|п\п| | |исполнители |
|---+--------------------------------------------+----------------+---------------------|
| |I. Жилищно-коммунальное хозяйство | | |
|---+--------------------------------------------+----------------+---------------------|
| |Отдельная программа (разрабатывается) | | |
|---+--------------------------------------------+----------------+---------------------|
| |II. Приобретение квартир на вторичном рынке | | |
| |жилья | | |
|---+--------------------------------------------+----------------+---------------------|
|1. |Подпрограмма "Государственные жилищные |2002-2010 гг. |Министерство |
| |сертификаты" | |экономики РА |
|---+--------------------------------------------+----------------+---------------------|
|2. |Подпрограмма "Обеспечение жильем участников |2002-2010 |Комитет специальных |
| |ликвидации последствий радиационных аварий и| |программ |
| |катастроф" | |Правительства РА |
|---+--------------------------------------------+----------------+---------------------|
|3. |Подпрограмма "Обеспечение жилье# беженцев и |2002-2010 гг. |Территориальный орган|
| |вынужденных переселенцев в Российской | |министерства по делам|
| |Федерации" | |национальной и |
| | | |миграционной |
| | | |политики РФ в РА |
|---+--------------------------------------------+----------------+---------------------|
|4. |Мероприятия по приобретению жилья для |2002-2010 гг. |Территориальный орган|
| |граждан, выезжающих из районов Крайнего | |Госкомсевера России в|
| |севера и приравненных местностей | |РА |
|---+--------------------------------------------+----------------+---------------------|
| |III. Предоставление ссуд для строительства | | |
| |жилья" | | |
|---+--------------------------------------------+----------------+---------------------|
|1. |Предоставление целевых займов для |2002-2010 гг. |Комитет по делам |
| |строительства жилья по подпрограмме | |молодежи РА |
| |"Обеспечение жильем молодых семей" | | |
|---+--------------------------------------------+----------------+---------------------|
| |IV. Жилищное строительство в рамках | | |
| |подпрограмм: "Переселение граждан РА из | | |
| |ветхого и аварийного жилищного фонда", "Свой| | |
| |дом", мероприятий по обеспечению жилье# | | |
| |отдельных категорий граждан | | |
|---+--------------------------------------------+----------------+---------------------|
|1. |Строительство 48-квартирного жилого дома в |2002-2004 гг. |Минпромстройжилком- |
| |г. Горно-Алтайске, ул. Алтайская 5 | |хоз РА |
|---+--------------------------------------------+----------------+---------------------|
|2. |Строительство 52-х квартирного жилого дома в|2002-2004 гг. |Минпромстройжилком- |
| |г. Горно-Алтайске, пр. Коммунистический, 58 | |хоз РА |
|---+--------------------------------------------+----------------+---------------------|
|3. |Строительство 40-квартирного жилого дома в |2002-2004 гг. |Минпромстройжилком- |
| |с. Майма | |хоз РА |
|---+--------------------------------------------+----------------+---------------------|
|4. |Строительство 100 одноквартирных коттеджей в|2002-2005 гг. |Минпромстройжилком- |
| |с. Чемал | |хоз РА |
|---+--------------------------------------------+----------------+---------------------|
| |V. Организационные мероприятия | | |
|---+--------------------------------------------+----------------+---------------------|
|1. |Проведение информационно-разъяснительной |2002-2010 гг. |Госзаказчики |
| |работы среди населения через СМИ | |программы "Жилище" |
\---------------------------------------------------------------------------------------/
Приложение 2
к региональной целевой программе
"Жилище" Республики Алтай"
на 2002-2010 годы
Система индикаторов
оценки реализации региональной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы
Предмет оценки | Индикаторы |
1. Жилищно-коммунальное хозяйство | |
Повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства |
Динамика себестоимости и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства |
Качество жилищного фонда | Доля жилищного фонда, оборудованного основными системами инженерного обеспечения (водопровод, канализация, горячее водоснабжение, электроснабжение) в общем объеме жилищного фонда; количественная оценка аварийности в жилых зданиях и системах инженерного обеспечения; количественная оценка наличия ветхого и аварийного жилищного фонда; площадь капитально отремонтированного и реконструированного жилищного фонда |
Уровень оплаты населением жилья и коммунальных услуг |
Доля платежей населения в общих затратах на производство коммунальных услуг; доля платежей населения в общих затратах на текущее содержание и капитальный ремонт жилищного фонда |
Финансирование субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг |
Объем средств, выделенных из бюджетов всех уровней на предоставление субсидий населению; число получателей субсидий |
Финансирование объектов коммунальной инфраструктуры |
Общий объем финансирования; общий объем инвестиций в системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения за счет бюджетных средств всех уровней и внебюджетных средств |
Внедрение приборов учета потребляемых ресурсов |
Сведения об установке приборов учета в системах холодного и горячего водоснабжения, тепло- и газоснабжения |
Развитие концессионных механизмов управления коммунальной инфраструктурой |
Количество и перечень концессионных соглашений |
Переход на конкурсное управление муниципальным и государственным жилищным фондом |
Количество проведенных конкурсов по выбору управляющих жилищных компаний; доля жилищного фонда, обслуживаемого частными организациями в общем объеме жилищного фонда |
2. Обеспечение доступности жилья | |
Доступность приобретения жилья | Отношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры (общая площадь 54 кв. м.) к среднему совокупному доходу семьи из трех человек |
Доступность социального жилья | Количество граждан, имеющих право на получение социального жилья; время ожидания в очереди |
Установление единых оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий |
Сведения о принятии органами исполнительной власти РА и органами местного самоуправления соответствующих нормативных документов, предусмотренных федеральным законодательством; доля семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, от общего числа семей |
Эффективность функционирования рынка жилья |
Доля жилья, вовлеченного в сделки на рынке жилья в течении# года, в общем объеме частного жилищного фонда |
Развитие частного арендного сектора, а также найма и аренды жилья в государственном и муниципальном фондах |
Доля частного арендного фонда в общем объеме жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда#; доля жилья, предоставляемого по договорам найма или аренды, в общем объеме государственного и муниципального жилищного фонда; данные об исполнении федерального законодательства органами исполнительной власти РА и органами местного самоуправления; количество судебных дел, связанных с нарушением прав нанимателей (арендаторов жилья) |
Упорядочение прав членов семьи собственника жилого помещения |
Данные об исполнении федерального законодательства органами исполнительной власти РА и органами местного самоуправления; количество судебных дел, связанных с нарушением прав членов семьи собственника жилья |
Установление оптимальной структуры жилищного фонда по формам собственности, внесение изменений в порядок приватизации жилья |
Структура жилищного фонда по формам собственности; объем приватизированного жилья |
Развитие системы субсидий на приобретение жилья |
Количество выделенных субсидий на приобретение жилья на 1000 семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий |
Развитие ипотечного жилищного кредитования |
Общее количество выданных ипотечных кредитов; количество выданных ипотечных кредитов на 10000 человек |
3. Жилищное строительство | |
Объем ввода жилья и реконструкции жилищного фонда |
Динамика ввода жилья и реконструкции жилищного фонда (абсолютные и относительные показатели) |
Инвестиции в жилищное строительство |
Объем инвестиций в жилищное строительство на 1000 жителей; общий объем кредитов, выданных застройщикам; доля жилья, построенного за счет кредитных ресурсов, в общем объеме жилья, введенного в эксплуатацию |
Открытые торги на получение долгосрочных прав на земельные участки |
Количество проведенных торгов |
Конкурсный отбор строительных организаций и предприятий-поставщиков |
Количество проведенных конкурсов |
Демонополизация в строительном комплексе |
Доля жилья, построенного в текущем году пятью крупнейшими подрядчиками, в общем объеме жилья введенном в эксплуатацию |
Перепрофилирование или модернизация производств |
Перечень предприятий на которых были произведены модернизация производства и перепрофилирование для выпуска новой продукции |
Упрощение порядка оформления исходно-разрешительной документации |
Средняя продолжительность сроков подготовки исходно-разрешительной документации и средние расходы на ее согласование |
Открытость системы градорегулирования |
Количество общественных обсуждений градостроительных решений |
4. Текущие обязательства государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан |
|
Объем выполнения государственных обязательств |
Доля граждан, улучшивших жилищные условия, в общем количестве граждан, имеющих право на поддержку за счет средств бюджетов по отдельным категориям граждан |
Эффективность выполнения государственных обязательств |
Удельные бюджетные расходы на обеспечение жильем одного получателя субсидий по отдельным категориям граждан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правительства Республики Алтай от 22 мая 2002 г. N 138 "О региональной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 гг."
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Республики Алтай, апрель-июнь 2002 г. N 4(10), с.156
Решением Верховного Суда Республики Алтай от 4 декабря 2007 г. признано недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения в силу. Решение суда вступило в законную силу 21 декабря 2007 г.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 14 января 2008 г. N 2 настоящее постановление отменено
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Алтай от 15 ноября 2007 г. N 237
Постановление Правительства Республики Алтай от 16 августа 2007 г. N 166
Изменения вступают в силу со дня подписания названного Постановления
Постановление Правительства Республики Алтай от 19 апреля 2007 г. N 65
Постановление Правительства Республики Алтай от 29 августа 2006 г. N 225
Постановление Правительства Республики Алтай от 15 июня 2006 г. N 122
Закон Республики Алтай от 30 декабря 2005 г. N 103-РЗ
Действие Таблицы 1 (в части предоставления заемных средств работникам бюджетной) настоящего постановления приостановлено с 1 января по 31 декабря 2006 г.
Постановление Правительства Республики Алтай от 22 июля 2004 г. N 131
Постановление Правительства Республики Алтай от 20 ноября 2003 г. N 312 (утратило силу)