Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Алтай
от 8 августа 2006 г. N 197
Правила
пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных
средствах в Республике Алтай
I. Общие положения
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Правилами регистрации, учета и технического надзора за судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам РСФСР, базами (сооружениями) для их стоянок и аттестации судоводителей на право управления этими судами, утвержденными приказами МЧС России от 29 июня 2005 г. N 498 "Об утверждении правил аттестации судоводителей маломерных судов", N 499 "Об утверждении порядка пользования должностными лицами ГИМС правами, предусмотренными положениями о ГИМС МЧС России", N 500 "Правила государственной регистрации маломерных судов поднадзорных ГИМС МЧС России", N 501 "Об утверждении правил технического надзора над маломерными судами поднадзорными ГИМС МЧС России, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха и на водоемах, переправами и наплавными мостами", N 502 "Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации", Положением о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного# постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835, и устанавливают порядок пользования маломерными судами, базами для их стоянок, пляжами, базами отдыха и лодочными прокатными станциями на реках, озерах и других водных объектах во внутренних территориальных водах Республики Алтай.
1.2. Надзор за выполнением настоящих Правил осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России по Республике Алтай (далее - Государственная инспекция по маломерным судам), требования которой являются обязательными для исполнения всеми судоводителями и лицами, ответственными за эксплуатацию маломерных судов, баз отдыха и лодочных прокатных станций.
1.3. Инспекция по маломерным судам осуществляет свои обязанности в отношении судов, принадлежащих физическим и юридическим лицам, и других водных транспортных средств валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, пассажировместимостью 12 и менее человек (ограничение пассажировместимости связано со сложными условиями плавания на горных водоемах Республики Алтай), с главными двигателями мощностью менее 55 кВт или подвесными моторами независимо от мощности, а также баз - стоянок для маломерных судов, баз отдыха и лодочных прокатных станций, пляжей и других мест массового отдыха населения на водоемах.
1.4. Государственная инспекция по маломерным судам проводит регистрацию, учет и техническое освидетельствование указанных судов и других водных транспортных средств, кроме спортивных судов, катеров и лодок, являющихся табельным имуществом речных судов, а также принадлежащих гражданам гребных лодок грузоподъемностью менее - 100 кг, байдарок - менее 150 кг и надувных судов - менее 225 килограммов.
1.5. Государственная инспекция по маломерным судам в пределах своей компетенции действует во взаимодействии с органами исполнительной власти Республики Алтай, правоохранительными органами, органами местного самоуправления, органами рыбоохраны и охотнадзора, а также общественными организациями и внештатными сотрудниками, деятельность которых связана с обеспечением безопасности людей и поддержанием правопорядка на водоемах, а также с пограничными войсками. Также Государственная инспекция по маломерным судам решает возложенные на нее задачи по надзору за выполнением настоящих Правил в тесном взаимодействии с органами МВД на транспорте. Требования Государственной инспекции по маломерным судам являются обязательными для всех судоводителей, судовладельцев и лиц, ответственных за эксплуатацию маломерных судов, баз-стоянок, баз отдыха населения на воде, паромных и ледовых переправ.
1.6. Судоводители маломерных судов, указанные в пункте 1.4 настоящих Правил, - должны выполнять настоящие Правила, Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 октября 2002 г. N 129, зарегистрированным в Минюсте России 30 декабря 2002 г. N 4088, местные правила плавания по внутренним водным путям Обского бассейна; обеспечивать безаварийное плавание маломерных судов, предупреждать несчастные случаи с людьми на воде, не допускать загрязнения окружающей среды.
1.7. Проведение на водоемах Республики Алтай соревнований, водных праздников, регат разрешается в местах, установленных органами местного самоуправления по согласованию с Государственной инспекцией по маломерным судам.
1.8. Юридические лица и граждане, в ведении которых находятся поднадзорные Государственной инспекции по маломерным судам базы-стоянки для маломерных судов, базы отдыха, лодочно-прокатные станции, паромные и ледовые переправы, водные объекты для массового отдыха людей, назначают своими приказами, распоряжениями лиц, ответственных за их содержание и эксплуатацию. При проведении экскурсий, коллективных выездов на отдых и других массовых мероприятий на маломерных судах предприятия, учреждения и организации выделяют лиц, ответственных за безопасность на воде, общественный порядок и охрану окружающей среды.
1.9. Все базы-стоянки маломерных судов, базы отдыха, лодочно-прокатные станции, паромные и ледовые переправы, маломерные суда по своему оборудованию, снабжению и техническому состоянию должны отвечать требованиям технической эксплуатации и настоящих Правил.
1.10. Государственная инспекция по маломерным судам имеет право принимать в пределах своей компетенции меры по пресечению выявленных нарушений природоохранного законодательства. Участвует в контроле по предотвращению вредного воздействия на водную среду судов и других плавучих средств независимо от их ведомственной принадлежности, информирует природоохранные органы о фактах сброса твердых отходов и неочищенных стоков производства, производит ежегодные технические освидетельствования пляжей, других мест массового отдыха населения на водоемах, паромных и ледовых переправ, дает разрешение на их эксплуатацию, производит регистрацию залога и ипотеки поднадзорных судов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1993 г. N 1354.
1.11. Лица, нарушившие настоящие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
II. Общие обязанности судоводителей
2.1. Судоводитель маломерного судна обязан иметь при себе:
2.1.1. Удостоверение на право управления маломерным судном данной категории в установленном районе, с соответствующей мощностью двигателей и площадью парусов.
2.1.2. Судовой билет и талон с отметкой о проведении ежегодного технического освидетельствования судна на годность к плаванию.
2.1.3. План-задание на рейс, путевой (маршрутный) лист и документы на перевозимый груз (для судов предприятий, организаций и учреждений).
2.1.4. На судах, принадлежащих гражданам (при отсутствии на судне владельцев данного судна), заверенную в установленном порядке доверенность на право управления этим судном.
2.2. Судоводитель обязан:
2.2.1. Знать условия плавания, навигационную и гидрометеообстановку в районе плавания.
2.2.2. Перед выходом судна в плавание проверить исправность и комплектность оснащения судна.
2.2.3. Следить за состоянием вверенного ему судна в ходе плавания.
2.2.4. Оказывать помощь терпящим бедствие на воде и первую медицинскую помощь, доставлять в лечебное учреждение пострадавших.
2.2.5. Останавливаться и предоставлять маломерное судно:
медицинскому персоналу для проезда к больному в случаях, угрожающих его жизни, или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебное учреждение;
должностным лицам Государственной инспекции по маломерным судам в случаях, связанных с выполнением неотложных заданий по обеспечению безопасности плавания и спасению людей на воде, для устранения аварийных ситуаций, транспортировки поврежденных при аварии или неисправных плавсредств;
работникам государственной лесной охраны для проезда в попутном направлении к местам лесных пожаров и для возвращения из этих мест.
Примечание: Пользование маломерным судном в случае, предусмотренном настоящим пунктом, в соответствии с действующим законодательством производится без оплаты. Должностные лица, воспользовавшиеся маломерным судном, должны, по требованию судоводителя, выдать ему справку или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности и цели поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, имени, отчества, должности, номера удостоверения, названия своей организации), а медицинские работники, использовавшие маломерное судно для проезда к больному в случаях, угрожавших его жизни, или для транспортировки такого больного в ближайшее лечебное учреждение, выдать справку об использовании транспортного средства с указанием цели использования.
2.3. Останавливаться и предъявлять должностным лицам Государственной инспекции по маломерным судам и МВД для проверки: удостоверение на право управления маломерным судном, путевой (маршрутный) лист, судовые документы на перевозимый груз. Судно должно быть остановлено в безопасном месте, вне судового хода. Должностное лицо государственной инспекции по маломерным судам имеет право на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759 "Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации" изъять за грубые нарушения правил плавания на внутренних водных путях и правил пользования маломерными судами удостоверение на право управления, а также задержать и передать под охрану на базу (стоянку) задержанное маломерное судно с оформлением соответствующих документов. Должностные лица, остановившие маломерное судно, обязаны предъявлять судоводителю свое удостоверение.
2.4. При аварии с маломерным судном, повлекшей несчастные случаи с людьми, судоводители, причастные к ней, обязаны:
2.4.1. Остановить судно, в случае необходимости оказать первую помощь пострадавшим, отправить пострадавших на попутном или своем судне в ближайшее медицинское учреждение и сообщить там свою фамилию, бортовой номер судна (с предъявлением удостоверения на право управления маломерным судном или другого документа, удостоверяющего личность, и регистрационного документа на судно).
2.4.2. Сообщить о случившемся в Государственную инспекцию по маломерным судам, записать фамилию, имя, отчество и адреса очевидцев происшествия.
2.5. Судоводитель маломерного судна обязан следить за тем, чтобы пассажиры не создавали ему помех и не отвлекали от управления маломерным судном.
2.6. Судоводитель несет ответственность за безопасность плавания и за поведение находящихся на вверенном или принадлежащем ему судне во время плавания пассажиров.
III. Судоводителю запрещается:
3.1. Управлять маломерным судном в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
3.2. Управлять маломерным судном в болезненном или утомленном состоянии, если это может поставить под угрозу безопасность плавания.
3.3. Передавать управление маломерным судном лицам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также лицам, не имеющим при себе удостоверения на право управления.
3.4. Эксплуатировать незарегистрированные, не прошедшие техосмотр, не несущие бортовых номеров и табельного оборудования и снабжения по установленным нормам суда, а также при отсутствии судового билета и удостоверения на право управления маломерным судном.
3.5. Во время движения, а также во время отдыха и сна на маломерном судне оставлять без наблюдения окружающую акваторию.
3.6. Загрязнять акваторию водоема нефтепродуктами и бытовыми отходами.
3.7. Нарушать Правила, обеспечивающие безопасность пассажиров при посадке на судна, в пути следования и при высадке с судов.
3.8. Эксплуатировать маломерное судно с неисправностями.
3.9. Судоводители маломерных судов, иные лица, управляющие этими судами, и должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, за нарушение настоящих Правил несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
3.10. За неоднократное нарушение пунктов 3.1.-3.8. настоящих Правил судоводителями маломерных судов, иными лицами, управляющими этими судами, и должностными лицами, ответственными за их эксплуатацию, маломерное судно задерживается до устранения причин задержания.
Государственная инспекция по маломерным судам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2003 г. N 759 "Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации" передает задержанные маломерные суда на специализированную стоянку временного задержания.
IV. Эксплуатация маломерных судов
4.1. Владельцам баз (стоянок) отдыха, лодочных прокатных станций, причалов для стоянки маломерных судов и водных мотоциклов необходимо иметь лицензию на право пользования водным объектом.
4.2. Маломерные суда допускаются к плаванию только после регистрации, присвоения бортовых номеров, технического освидетельствования на годность к плаванию, аттестации судоводителей этих судов в Государственной инспекции по маломерным судам в установленном порядке (с оплатой согласно установленным Государственной инспекцией по маломерным судам тарифам). При этом судоводитель обязан, в установленный Государственной инспекцией по маломерным судам срок производить техническое освидетельствование и оплату за ежегодное освидетельствование принадлежащего ему судна и за сборы с транспортных средств независимо от причин, влияющих на продолжительность периода эксплуатации судна.
4.3. Каждое судно должно эксплуатироваться в исправном техническом состоянии с соблюдением условий, норм и требований, обеспечивающих его правильное использование, безопасность плавания, установленные для данного судна Государственной инспекцией по маломерным судам: по району плавания, удалению от берега, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, грузоподъемности, пассажировместимости, оснащению судна спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием, а также с соблюдением норм охраны окружающей среды.
4.4. Для судоводителей и каждого пассажира маломерного судна на судне должны быть индивидуальные спасательные средства, причем спасательные жилеты (пояса, нагрудники) должны быть надеты на находящихся на судне, судоводителе и пассажирах.
4.5. Всем поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам плавательным средствам при постановке на учет присваивается литер и регистрационный номер, которые наносятся темной краской на светлом фоне или светлой краской на темном фоне краски бортов, по обоим бортам корпуса судна на расстоянии, равном 1/4 длины корпуса от форштевня, буквами литера и цифрами номера высотой не менее 250 мм, шириной 80 мм и толщиной шрифта 20 мм, так, чтобы на стоянке и при любом режиме движения судна они были хорошо видны над водой.
4.6. При передаче судна новому владельцу (купля-продажа, дарение, передача по наследству и т.п.) производится перерегистрация судна и оформление судовых документов на нового владельца.
4.7. Индивидуальная постройка новых маломерных судов юридическими лицами и гражданами, перестройка (переоборудование) корпуса судна, замена двигателя производятся после технического освидетельствования и разрешения Государственной инспекцией по маломерным судам, с включением этих изменений в судовые документы, с оплатой госпошлины, утвержденным# Государственной инспекцией по маломерным судам. Маломерные суда самостоятельной постройки допускаются к эксплуатации только после ходовых испытаний, проводимых госинспектором Государственной инспекции по маломерным судам на предмет определения их годности к безаварийной эксплуатации.
4.8. Регистрация судна производится по представлению судовладельцем или лицом, имеющим от него доверенность:
4.8.1. Заполненной регистрационной карточки-заявления установленного образца.
4.8.2. Документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется доверенность).
4.8.3. Документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов), к нему: справка-счет, товарный чек, договор купли-продажи или дарения, свидетельство о праве на наследство, документы таможенных органов, органов социальной защиты населения, судовой билет с отметкой о снятии судна с учета, решение суда, иные документы, предусмотренные законодательством.
4.8.4. Технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации.
4.8.5. Квитанции о внесении платы за регистрацию.
Документ, подтверждающий получение или приобретение судна (двигателей, подвесных моторов), должен содержать: дату и место его составления, сущность и условия сделки, адреса (реквизиты) и подписи сторон, сведения о судне, двигателях и подвесных моторах (марка, модель, тип, год выпуска, заводской номер и т.д.).
4.8.6. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны зарегистрировать (перерегистрировать) принадлежащие им суда, независимо от их технического состояния, в течение 10 суток с момента приобретения или возникновения обстоятельств, влекущих их перерегистрацию.
4.8.7. Суда регистрируются за предприятиями, учреждениями, организациями по месту их постоянного нахождения. Суда, находящиеся в личной собственности граждан, регистрируются по месту жительства владельца либо по месту постоянного базирования судна.
4.9. Снятие с учета маломерного судна производится по письменному заявлению владельца в случаях: смены владельца судна (передачи с баланса на баланс, продажи, дарения, наследства), переезда владельца на новое место жительства, полного износа судна, гибели судна, подтвержденного актом или другим документом, хищения судна или двигателя, подтвержденного соответствующим документом из органов внутренних дел.
4.10. Снятие с учета маломерных судов из-за полного технического износа производится по акту специального технического осмотра государственным инспектором по маломерным судам после оплаты согласно установленным государственной инспекцией по маломерным судам тарифам.
V. Порядок плавания маломерных судов
5.1. Плавание маломерных судов осуществляется в строгом соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям РСФСР, введенными в действие приказом Министерства речного флота РСФСР от 28 августа 1984 г. N 100, с изменениями и дополнениями, утвержденными Минречфлотом РСФСР 4 сентября 1985 г., местными правилами плавания по внутренним водным путям Обского бассейна.
5.2. На участках, где наблюдается плавание резиновых, надувных, складных лодок, моторные маломерные суда должны осуществлять движение с минимальной скоростью с тем, чтобы не допускать возникновения опасных ситуаций. Вышеуказанные мелкие гребные плавсредства не должны находиться на участках с интенсивным движением моторных маломерных судов.
5.3. Запрещается:
5.3.1. Выход в плавание маломерных судов до момента полного очищения водоема от льда.
5.3.2. Плавание на незарегистрированных в установленном порядке и не прошедших ежегодного технического осмотра маломерных судах, не несущих бортовых номеров.
5.3.3. Выход в плавание на маломерных судах, не имеющих табельного оборудования и снабжения по установленным нормам, а также при отсутствии судового билета, удостоверения на право управления маломерным судном, а на судах предприятий, учреждений и организаций - при отсутствии кроме указанных документов путевого (маршрутного) листа.
5.3.4. Швартоваться, останавливаться, становиться на якорь, заниматься рыбной ловлей с судна у грузовых и пассажирских причалов, дебаркадеров, пирсов, доков и в интервалах между ними, у мостов, под мостами, на рейдах, у гидравлических сооружений, на судовом ходу и у плавучих навигационных знаков судоходной обстановки; создавать своими действиями помехи судоходству.
Подходить к судам транспортного и технического флота.
5.3.5. Устранять возникшие технические неисправности на маломерном судне, находясь на судовом ходу.
5.3.6. Буксировать маломерные суда с наличием в них пассажиров.
5.3.7. Пользование маломерными судами при несоблюдении их судоводителями установленных норм, условий и требований Государственной инспекции по маломерным судам, обеспечивающих безопасность плавания.
5.3.8. Движение маломерных судов на водоемах, в которых из-за топляков, карчей и других плавающих или полузатопленных предметов создается угроза безопасности плавания.
5.3.9. В целях обеспечения безопасности людей заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях, отведенных для пляжей, купален и других мест купания и массового отдыха граждан на водных объектах.
5.3.10. Приближаться на водных мотоциклах (гидроциклах) к ограждению границ заплыва на пляжах и других организованных местах купания.
5.3.11. Обгон маломерными судами других судов при движении в пределах 10-метровой полосы от правой по ходу кромки судового хода (когда это движение разрешается Правилами плавания по внутренним водным путям).
5.3.12. Устанавливать паруса и моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете.
5.3.13. Использовать маломерные суда в целях браконьерства и других противоправных действий.
5.3.14. Движение парусных судов в темное время суток под парусом и мотором одновременно.
5.3.15. Выход на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости.
5.3.16. Двигаться в тумане или других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка.
5.3.17. Движение маломерных судов самосплавом и ошвартованных бортами за исключением аварийных случаев.
5.3.18. Нарушение выпускного режима баз (сооружений) для стоянок маломерных судов.
5.3.19. Заходить в постоянно или временно закрытые для плавания районы без пропусков, выдаваемых Государственной инспекцией по маломерным судам или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах.
5.3.20. Стоянка и хранение незарегистрированных судов на базах (сооружениях) для стоянок, а также швартовка вне установленных для этого местах.
5.3.21. Управлять движением маломерного судна стоя.
5.3.22. Перевозить на носовой части судна различные предметы (кроме спасательных кругов).
5.3.23. Перевозить на маломерных судах детей и подростков в возрасте до 14 лет без сопровождения взрослых (один взрослый на одного подростка или ребенка).
5.3.24. Перевозить вместе с пассажирами взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, а также ядохимикаты, заполнять баки топливом и перекачивать топливо с судна на судно при работающем двигателе, курить и пользоваться открытым огнем при этом.
5.3.25. Производить маневры, не предусмотренные настоящими Правилами, и создавать аварийную обстановку во время движения и на стоянке.
5.3.26. Производить подводный осмотр судна и различные работы с подводной частью судна при работающем двигателе.
5.3.27. Заводить двигатель с включенным реверсом.
5.3.28. Создавать помехи и осложнять маневрирование и движение транспортных судов.
5.3.29. Наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам, знакам судоходной и навигационной обстановки.
5.3.30. Осуществлять заправку топливом без соблюдения соответствующих мер пожарной безопасности.
5.3.31. При нахождении маломерных судов в движении переходить в них с места на место, пересаживаться с одного судна на другое, сидеть на бортах, находиться на надстройках, купаться с катеров, лодок и яхт и раскачивать их, а также спать в маломерном судне, оставляя без наблюдения окружающую акваторию.
5.3.32. Расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, паромных переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах, при подходе к шлюзам, остановка под мостами или около них.
5.3.33. Эксплуатация маломерных судов во время нереста рыб, по срокам определенным Рыбинспекцией и главами муниципальных образований на водоемах Республики Алтай.
5.4. Судоводитель маломерного судна, поднадзорного Государственной инспекции по маломерным судам, обязан выполнять распоряжения работников указанной инспекции, касающиеся выполнения правил, регламентирующих безопасность эксплуатации маломерных судов.
VI. Техническое содержание и освидетельствование баз стоянок для
маломерных судов, лодочных прокатных станций и баз отдыха
6.1. Настоящие Правила пользования базами-стоянками, базами отдыха, лодочными прокатными станциями распространяются на всех владельцев баз-стоянок, баз отдыха, лодочных спасательных станций, расположенных на водоемах Республики Алтай независимо от ведомственной принадлежности.
6.2. Технические освидетельствования баз стоянок# для маломерных судов, баз отдыха, лодочных прокатных станций проводятся Государственной инспекцией по маломерным судам с целью проверки их технического состояния на готовность к эксплуатации в соответствии с настоящими Правилами.
6.3. "База-стоянка" для маломерных судов - береговая территория с сооружениями и прилегающей к ней акваторией, в границах которой базируются маломерные суда.
6.4. "Прокатная база" (лодочная прокатная станция) - специализированная стоянка, предоставляющая маломерные суда во временное пользование организациям и гражданам, в том числе за плату.
6.5. Базы (сооружения) для стоянок маломерных судов должны располагаться не ближе 250 метров к рекреационной территории или линии жилой застройки. Места базирования (стоянки) маломерного флота подлежат согласованию с Государственной инспекцией по маломерным судам, органами по регулированию использования и охраны вод, органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и органами рыбоохраны.
6.6. Базы (сооружения) для стоянок маломерных судов должны быть оборудованы специальными ваннами для регулировки в них двигателей, емкостями для сбора подсланевых вод, промасленной ветоши и мусора, специальными устройствами для ограждения и сбора нефтепродуктов, мусора с поверхности воды. Ремонт лодочных моторов должен производиться на специально отведенных участках территории базы (сооружения), при этом должны быть предусмотрены мероприятия, препятствующие попаданию масел и бензина в реки и водоемы.
6.7. С целью исключения попадания топлива в воду при заправках маломерных судов заправочные станции должны быть расположены не ближе 100 метров от кромки воды и оборудованы средствами, предотвращающими загрязнение окружающей территории нефтепродуктами.
Площадки заправочных станций должны быть заасфальтированы и снабжены устройствами для забора загрязненных вод.
6.8. Для определения годности баз и правильной их эксплуатации проводятся первичные, ежегодные и внеочередные технические освидетельствования в объеме настоящих Правил. Плата взимается по утвержденным Государственной инспекцией по маломерным судам тарифам.
6.9. Первичное техническое освидетельствование проводится после регистрации базы.
6.10. Ежегодное техническое освидетельствование проводится для подтверждения основных характеристик, проверки наличия и состояния соответствующего оборудования и снабжения.
6.11. Внеочередное техническое освидетельствование производится после капитального ремонта, модернизации и переоборудования, стихийного бедствия и т.п., вызвавших изменение основных характеристик базы.
6.12. При проведении технического освидетельствования баз госинспектор устанавливает:
6.12.1. Соответствие фактической характеристики записям в регистрационной карточке базы и прилагаемым к ней документам.
6.12.2. Соответствие технического состояния базы требованиям настоящих Правил.
6.12.3. Соответствие количества маломерных судов проектной емкости базы.
6.12.4. Наличие спасательного и противопожарного имущества в соответствии с установленными нормами.
6.12.5. Выполнение базой установленной системы выпускного режима маломерных судов.
6.13. На основании первичного (ежегодного, внеочередного) технического освидетельствования базы Государственной инспекцией по маломерным судам составляется акт и предъявляется счет за проведение работы.
6.14. Техническое освидетельствование понтонов, несамоходных судов, паромных переправ и т.п. должно проводиться в соответствии с Положением о техническом контроле за самоходными маломерными судами и паромными переправами на годность их к эксплуатации. Сроки технического освидетельствования согласовываются с владельцем базы.
VII. Технические и экологические требования к базам
7.1. База должна размещаться на участках с малой скоростью течения и в местах, защищенных от воздействия волн, ледохода и преобладающих ветров.
7.2. Базы должны сооружаться на расстоянии не менее 100 метров от дебаркадеров, причалов и не менее 500 метров от гидротехнических сооружений.
7.3. Граница акватории базы обставляется дамбами, понтонами, бонами или плавучими знаками.
7.4. По берегу база ограждается от прилегающих соседних территорий в установленных границах.
7.5. Территория базы должна содержаться в чистоте и отвечать требованиям санитарно-эпидемиологической службы (охраны окружающей среды).
7.6. Для защиты судов и причалов от волнения и ледохода на акваториях баз сооружаются оградительные и защитные устройства (дамбы, волноломы, ледорезы).
7.7. Работы по возведению гидросооружений, дноуглубительные работы в районе размещения базы должны выполняться по согласованию с Главным управлением МЧС России по Республике Алтай, с органами рыбоохраны и органами охраны природы в установленном порядке.
7.8. У затопляемых паводками оградительных и защитных устройств и сооружений на период затопления должны устанавливаться знаки обстановки.
7.9. Проходы на акватории базы и подходы к причалам должны иметь ширину и глубину, достаточные для беспрепятственного прохода судов.
7.10. Не реже одного раза в навигацию на акваториях необходимо производить контрольное траление и замеры глубины.
7.11. О препятствиях и фактических глубинах на акватории базы администрация должна систематически оповещать судоводителей.
7.12. База должна обеспечить:
7.12.1. Безопасность круглосуточной стоянки судов.
7.12.2. Безопасность выполнения судоводителями профилактических, ремонтных, судоподъемных, погрузочно-разгрузочных и других работ.
7.12.3. Безопасность посадки и высадки людей.
7.12.4. Сохранность судов, моторов и другого судового оборудования и инвентаря.
7.13. Территория базы должна иметь:
7.13.1. Удобные подъездные автомобильные дороги.
7.13.2. Специально оборудованный причал для посадки и высадки пассажиров.
7.14. Базы рекомендуется оборудовать громкоговорящим устройством и телефонной связью.
7.15. На каждой базе должны быть оборудованы спасательные посты и пункты технического осмотра судов. На крупных базах для обеспечения безопасности плавания маломерных судов назначается дежурное спасательное судно.
7.16. Судоводитель дежурного судна обязан знать требования техники безопасности при эксплуатации судов, противопожарные мероприятия, приемы спасания утопающих и правила оказания первой медицинской помощи.
7.17. Противопожарные средства и оборудование должны содержаться в исправном состоянии и в количестве, предусмотренном установленными нормами пожарной безопасности, и размещаться согласно требованиям пожарной охраны.
7.18. Размещение горюче-смазочных материалов и порядок их хранения должны обеспечивать безопасность приписки маломерного флота, береговых и плавучих сооружений и согласовываться с государственным противопожарным надзором Республики Алтай в установленном порядке.
7.19. В темное время суток территория и акватория базы должны быть освещены.
7.20. Светильники, прожекторы и другие осветительные приборы должны содержаться в исправности и обеспечивать освещенность причалов, пирсов, боксов, леерного ограждения, швартовых устройств, спасательных и противопожарных средств.
7.21. Освещение не должно мешать судоводителям проходящих судов, для чего все светильники должны иметь колпачки.
7.22. С наступлением темноты на стрежевых кромках причалов базы через каждые 50 метров должны зажигаться белые огни круглого сечения, но не менее 2-х огней на высоте не ниже - 2-х метров от настила причала.
7.23. На базах, расположенных на внутренних водоемах, должны устанавливаться сигнальные мачты высотой 8-10 метров, окрашенные в темно-зеленый цвет.
7.24. Для оповещения судоводителей маломерных судов, где это необходимо, на мачтах поднимаются сигналы штормовых предупреждений.
7.25. При использовании на базах грузоподъемных, в том числе судоподъемных средств, должны быть обеспечены безопасные условия труда.
7.26. На каждой базе в обязательном порядке должны быть следующие документы:
7.26.1. Акт ежегодного технического освидетельствования базы.
7.26.2. Акт экологического освидетельствования базы.
7.26.3. Акт технического освидетельствования гребных судов, лодочных (прокатных) станций.
7.26.4. Акт испытаний причалов, пирсов, мостков, сходен и грузоподъемных средств.
7.26.5. Настоящие Правила.
7.26.6. Журнал приписного флота.
7.26.7. Журнал учета плавания (регистрации выходов) судов.
7.26.8. Инструкция о порядке выпуска судов в плавание.
7.26.9. Вахтенный журнал для дежурно-вахтенной службы базы.
7.26.10. Адреса и телефоны ближайших отделений и постов милиции, пожарной охраны, Государственной инспекции по маломерным судам, спасательных пунктов.
7.27. На базах должны находиться следующие стенды:
7.27.1. Со схемой базы с расположением сооружений, боксов, пирсов на территории и маломерного флота на акватории.
7.27.2. С планом отстоя судов в навигационный период с указанием мест стоянки судов соответственно с бортовым номером.
7.27.3. Со схемой движения судов на акватории базы и в прилегающих районах с указанием глубины.
7.27.4. С Правилами пользования маломерными судами.
7.27.5. С Правилами рыболовства и природоохранного законодательства.
7.27.6. По предупреждению несчастных случаев с людьми.
7.27.7. С расписанием "Человек за бортом" и "Пожарная тревога".
7.27.8. С ежедневными метеосводками о состоянии и прогнозе погоды, волнами и силе ветра.
7.27.9. С информацией об аварийных происшествиях, экологических происшествиях, их последствиях, о нарушениях Правил пользования маломерными судами, экологических нарушениях природоохранного законодательства.
7.28. Правила, схемы, расписания, планы, информационные сообщения и другие материалы на стендах должны располагаться таким образом, чтобы обеспечить изучение их судоводителями и лицами, пользующимися прокатными судами.
VIII. Требования к причалам маломерных судов
8.1. Причалы, пирсы, мостки, сходни должны быть рассчитаны и испытаны владельцами базы на рабочую нагрузку, иметь сплошной настил.
8.2. После испытаний составляется акт. На пирсах, причалах, мостках и сходнях делается надпись "испытан" - с указанием даты испытания.
8.3. Предельные эксплуатационные нагрузки на эти сооружения должны пересматриваться не реже одного раза в 5 лет. Возможность эксплуатации на причалах тех или иных средств механизации и транспорта, не предусмотренных первоначальным проектом, необходимо проверять расчетами.
8.4. Причалы должны иметь:
8.4.1. Площадь, обеспечивающую безопасность судоводителей при выполнении необходимых работ.
8.4.2. Трапы, сходни, мостки для сообщения с берегом и между причалами с шириной, достаточной для прохода двух человек.
8.4.3. Рационально расставленные и прочно укрепленные швартовые устройства (тумбы, рамы, кнехты, утки и т.п.).
8.4.4. Привальные рамы, брусья и необходимое количество кранцев, исключающих повреждения корпусов судов при швартовке и волнении.
8.4.5. Противопожарное и спасательное оборудование по установленным нормам.
8.4.6. Подъезды к пожарным водоемам и площадки для установки пожарных машин.
8.4.7. Надежное и прочно закрепленное к настилу леерное ограждение (кроме мест швартовки судов) высотой не менее 900 мм при расстоянии между стойками не более 1,5 метра.
8.5. Причалы, пирсы, понтоны, стоечные несамоходные суда, наплавные мосты должны оборудоваться спасательными леерами по всему наружному периметру, закрепленными на расстоянии 10-30 см от уровня воды и интервалом крепления не более 1,5 метра. При больших колебаниях уровня воды спасательные леера оборудуются на разных высотах.
8.6. Плавучие причалы должны быть прочно ошвартованы с установкой упорных приспособлений со стороны берега (свай и т.п.).
8.7. Мертвые якоря, швартовые устройства должны иметь достаточную держащую силу для удержания плавсредств на своих штатных местах.
8.8. Для предупреждения навала на берег стоечных плавсредств вдоль берега должны завиваться кусты свай с упорами. Рабочая поверхность кустов должна исключать задевание опирающихся на них плавсредств при колебаниях уровня воды.
8.9. При швартовке маломерных судов за плавучие бочки на последних контрастной краской должно быть указано допустимое к швартовке количество судов.
8.10. Для предотвращения повреждения причалов при подвижках льда или зимних колебаниях уровня воды на акваториях лед, примерзший к элементам конструкции, должен скалываться.
8.11. Вблизи причалов необходимо вырубать продольные борозды шириной 0,5-1 метр.
IX. Приписные маломерные суда
9.1. Маломерные суда баз должны соответствовать требованиям технического освидетельствования маломерных судов к плаванию.
9.2. Каждое маломерное судно, приписанное к базе, должно иметь постоянно закрепленное за ним место с указанием бортового номера судна.
9.3. Подвесные моторы, весла и оборудование хранятся в запираемых на замок помещениях.
9.4. План отстоя маломерных судов в навигационный период с указанием места и способа швартовки каждого судна должен предусматривать обеспечение безопасной стоянки судов. План утверждается владельцем базы.
9.5. Маломерные суда на базе регистрируются в специальном журнале приписного флота с указанием регистрационного номера и типа судна, владельца судна, его адреса и телефона, места стоянки судна на базе, а также отметок о прохождении технического освидетельствования на годность к плаванию.
X. Выпускной режим маломерных судов
10.1. Выпускной режим предусматривает контроль за выходом и возвращением маломерных судов и их исправностью, наличием обязательных судовых документов, за соблюдением норм пассажировместимости и грузоподъемности.
10.2. Выпускной режим судов с базы, в том числе и получение (сдача) их от охраны, должен производиться дежурной (вахтенной) службой в соответствии с порядком, установленном# специальной инструкцией, утвержденной руководством предприятий, организаций, учреждений.
10.3. Во время массового выхода судов с баз в помощь дежурной (вахтенной) службе может привлекаться общественность из числа актива судоводителей, общественных инспекторов Государственной инспекции по маломерным судам.
10.4. Для проверки судов, выходящих с базы, организуется специальный контрольный пост в районе выходов судов с базы, лодочной станции, причала. В тех случаях, когда большая протяженность причальных линий вдоль береговой черты, отсутствие гидротехнических сооружений и других не дает возможность иметь выпускные ворота, контрольные посты могут быть организованы на наиболее удобных береговых участках баз, причалов, пирсов, при этом для них должны выделяться отдельные посадочные площади.
10.5. На каждой базе должно быть организовано получение прогноза погоды и информирование о нем судоводителей, выходящих в плавание.
10.6. На базах должна проводиться разъяснительная работа по вопросам безопасности плавания и пользования маломерными судами, природоохранного законодательства на общих собраниях судоводителей, а также путем устройства специальных информационных стендов о порядке выхода судов в плавание, со схемами движения судов по акватории базы и прилегающим районам, плакатами по предупреждению несчастных случаев с людьми на воде.
10.7. При выходе судна в плавание и при его возвращении на базу в специальном журнале регистрации должна быть произведена порядковая запись: номер судна, фамилия судоводителя, время получения и выхода судна, маршрут плавания и пункт назначения, ориентировочное время возвращения, фактическое время возвращения на базу.
10.8. При выдаче судна судоводителю для выхода в плавание, у него обязательно проверяется наличие удостоверения на право управления судном, судового билета с отметкой о прохождении техосмотра, а на судах, принадлежащих организациям, предприятиям, учреждениям - путевого листа, выданного соответствующей организацией.
10.9. Непосредственно перед выходом из базы в плавание на выходящем судне проверяется его техническая исправность, наличие установленных норм снабжения и оборудования, спасательных средств, соблюдение норм пассажировместимости и размещения грузов.
10.10. Запрещается выход маломерных судов из базы в плавание в случаях:
10.10.1. Непредъявления удостоверений на право управления маломерным судном, судовых билетов с отметкой о прохождении техосмотра.
10.10.2. Отсутствия положенных спасательных, противопожарных и водоотливных средств.
10.10.3. Неисправности оборудования и устройства (рулевого, якорного, ходовых огней и др.).
10.10.4. Нарушения норм пассажировместимости и грузоподъемности.
10.10.5. Неправильного размещения грузов, вызывающих крен или дефферент# судна.
10.10.6. Нетрезвого состояния судоводителя или пассажиров.
10.10.7. Когда ветры, волнения, видимость на водоеме или их прогноз опасны для плавания данного типа судов.
10.11. Суда, прибывшие на базу в неисправном или аварийном состоянии, должны быть осмотрены, записаны в журнал регистрации выхода и возвращения судов, при этом об аварийных судах информация при первой же возможности сообщается в Государственную инспекцию по маломерным судам.
10.12. На базе на видном месте должна быть организована наглядная информация о характерных нарушениях правил пользования судами, правил плавания и эксплуатации судов, об аварийных происшествиях и их последствиях, а также об изменениях навигационной обстановки, экологическая информация и другие информационные материалы.
10.13. Ответственность за организацию выпускного режима и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности плавания маломерных судов несут в установленном законодательством порядке ответственные лица баз-стоянок, лодочных станций и причалов.
XI. Перечень неисправностей, при наличии которых запрещается эксплуатация
маломерных судов
11.1. По корпусу:
11.1.1. Имеются свищи, сквозные пробоины набора и обшивки (независимо от местонахождения).
11.1.2. Отсутствие гермоотсеков, воздушных ящиков, где они предусмотрены конструкцией судов, а также полная или частичная их разгерметизация.
11.1.3. Значительные повреждения окраски внутренних и внешних поверхностей.
11.1.4. Выгибания днища судна, не предусмотренные техническими условиями завода-изготовителя.
11.1.5. Нарушение правил нанесения бортового номера по размерам, расположению и контрастности.
11.1.6. Изменение длины судна, не предусмотренное техническими требованиями завода-изготовителя.
11.2. По рулевому устройству:
11.2.1. Не обеспечивается полный угол перекладки руля.
11.2.2. Затруднено вращение рулевого штурвала.
11.2.3. Наличие повреждений деталей рулевого привода, направляющих блоков, опорных подшипников, натяжных талрепов пера руля, штуртросовой передачи, разрывы каболок троса.
11.2.4. Отсутствие деталей крепления рулевого привода (шплинтов, контрагаек).
11.3. По двигателю, подвесному мотору:
11.3.1. Подтекание топлива из бензонасоса, топливного шланга, бензобаков, системы питания.
11.3.2. Значительная вибрация.
11.3.3. Отсутствие или неисправность глушителя.
11.3.4. Не обеспечивается легкое включение (выключение) реверс-редуктора или происходит его самопроизвольное выключение.
11.3.5. Наличие повреждений системы дистанционного управления, нечеткая фиксация рукоятки реверса в положении "вперед" и "назад", "нейтраль".
11.4. По отличительным огням, оборудованию, снабжению:
11.4.1. Несоответствие отличительных огней требованиям Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (Международных правил предупреждения столкновений судов 1972 г.) или их неисправность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.