Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Республики Алтай от 17 июля 2003 г. N 200 "О республиканской целевой программе "Отходы" (2004-2010 годы)"

2. Министерству финансов Республики Алтай (Альпимов У.) при формировании республиканского бюджета предусматривать средства на реализацию мероприятий настоящей Программы.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления при формировании местных бюджетов ежегодно предусматривать средства на реализацию мероприятий настоящей Программы.

 

Первый заместитель

Председателя Правительства

Республики Алтай

Н.М.Тайтаков

 

Республиканская целевая программа
"Отходы (2004-2010 годы)"
(утв. постановлением Правительства Республики Алтай от 17 июля 2003 г. N 200)

 

г. Горно-Алтайск
2003 г.

ГАРАНТ:

О порядке финансирования мероприятий по республиканской целевой программе "Отходы (2004-2010 годы)" см. Постановление Правительства Республики Алтай от 17 мая 2007 г. N 93

См. также Федеральную целевую программу "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы), утвержденную Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 860

Паспорт
республиканской целевой программы "Отходы (2004-2010 годы)"

 

Наименование
Программы
Республиканская целевая программа
"Отходы (2004-2010 годы)".
Государственный
заказчик
Программы
Министерство промышленности, строительства,
жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай
Основные
разработчики
Программы
Горно-Алтайский филиал Института
водных и экологических проблем
Сибирского отделения Российской
Академии наук, Алтайский региональный
институт экологии Министерства
природных ресурсов Российской
Федерации при участии Управления
природных ресурсов и охраны
окружающей среды Министерства
природных ресурсов России по
Республике Алтай, Министерство
промышленности, строительства,
жилищно-коммунального хозяйства
Республики Алтай, органы местного
самоуправления Республики Алтай
Основные
исполнители
Программы
Министерство промышленности,
строительства, жилищно-коммунального
хозяйства Республики Алтай,
Министерство сельского хозяйства
Республики Алтай, Министерство
внутренних дел Республики Алтай,
Министерство образования и науки
Республики Алтай, Министерство по
делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям Республики
Алтай, Министерство экономического
развития, торговли и
предпринимательства Республики Алтай,
Комитет по информационной,
национальной политике, связям с
общественностью Республики Алтай
Предполагаемые
участники
Программы
Государственный комитет статистики Республики
Алтай, Управление природных ресурсов и охраны
окружающей среды Министерства по природным
ресурсам России по Республике Алтай, органы
местного самоуправления Республики Алтай,
Горно-Алтайский филиал Института водных и
экологических проблем Сибирского отделения
Российской Академии наук, Алтайский региональный
институт экологии Министерства природных ресурсов
Российской Федерации, администрации организаций
Цели и задачи
Программы
Целью Программы является решение комплекса вопросов
по сбору, размещению, утилизации, переработке и
вовлечению в хозяйственный оборот отходов
производства и потребления, снижению их негативного
воздействия на окружающую среду и здоровье
населения Республики Алтай
Основные задачи Программы:
- совершенствование системы управления обращения с
отходами производства и потребления в республике;
- развитие нормативной базы и экономических
механизмов регулирования в области обращения с
отходами;
- изыскание финансовых ресурсов для решения
вопросов обращения с отходами;
- обезвреживание и утилизация опасных отходов,
максимальное вовлечение нетоксичных отходов
производства и потребления в хозяйственный
оборот;
- ликвидация несанкционированного размещения
отходов, строительство (обустройство)
и содержание санкционированных объектов;
- организация и ведение мониторинга за воздействием
объектов размещения отходов на окружающую среду и
здоровье населения;
- подготовка кадров, обучение
населения в области обращения с отходами
Сроки и этапы
реализации
Программы
2004-2010 гг.
1-й этап (среднесрочный) - 2004-2005 гг.
2-й этап (долгосрочный) - 2006-2010 гг.
Перечень
мероприятий
Мероприятия капитального характера. Мероприятия по
обеспечению, сопровождению и регулированию
Программы
Объемы и
источники
финансирования
Общий объем финансирования - 205,9 млн. руб., в том
числе мероприятий 1 этапа (2004-2005 гг.) - 84,4
млн.руб., 2 этапа (2006-2010 гг.) - 121,5 млн. руб.
Объем финансирования за счет средств:
федерального бюджета - 80 млн.руб.,
предусмотренные для Республики Алтай;
республиканского бюджета - 25 млн. руб.;
местных бюджетов - 53,4 млн.руб., предусмотренные
на реализацию программы;
внебюджетных источников - 47,5 млн. руб.
Ожидаемые
основные
результаты
реализации
Программы
Создание в республике системы управления и
контроля обращения с отходами; ликвидация
несанкционированных и экологически опасных
объектов размещения отходов; строительство
(обустройство) и реконструкция объектов
размещения отходов и предприятий (технологий) по их
переработке; оснащение необходимыми техническими
средствами; снижение, локализация и мониторинг
негативных последствий воздействия отходов на
окружающую среду; ведение государственного кадастра
отходов в Республике Алтай; повышение
экологического образования населения в области
обращения с отходами
Контроль за
реализацией
Программы
Контроль исполнения осуществляется - Министерством
промышленности, строительства, жилищно-
коммунального хозяйства Республики Алтай,
контроль за целевым и эффективным
использованием бюджетных средств осуществляют
Министерство сельского хозяйства Республики
Алтай, Министерство финансов Республики Алтай

 

1. Обоснование проблемы

 

Отходы - это не только неизбежный вещественный атрибут жизнедеятельности и производственной деятельности человека, но и важный показатель уровня экономического развития и экологической культуры государства (общества, социума). В настоящее время в Российской Федерации в связи с затянувшимся экономическим кризисом сложилась неблагоприятная ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов, которая нередко приводит к опасному загрязнению окружающей природной среды и создает реальную угрозу здоровью населения.

В Республике Алтай ситуация с использованием и хранением отходов также является неблагоприятной. Несмотря на существенно аграрный профиль народного хозяйства и продолжавшийся в последнее десятилетие спад промышленного производства в Республике Алтай, какого-либо улучшения в сфере обращения с отходами за эти годы не произошло. Основные причины подобного положения заключаются в недостаточном финансировании мероприятий в этой области охраны окружающей среды, а также в слабой работе органов местного самоуправления и природоохранных органов.

В последние годы в стране, после принятия в 1998 г. Федерального закона "Об отходах производства и потребления", активизировалась нормативно-правовая и практическая деятельность в сфере образования и обращения с отходами. В частности, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" Министерством природных ресурсов России разработан и частично утвержден ряд нормативно-правовых и методических документов, регламентирующих различные аспекты в области учета, нормирования, размещения и использования отходов производства и потребления.

После утверждения Федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России" на 2002-2010 гг. во многих субъектах Российской Федерации были разработаны региональные целевые программы "Отходы", направленные на обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения при обращении с отходами производства и потребления. В Республике Алтай подобная программа до настоящего времени не была разработана.

В текущем году была организована работа по составлению республиканской целевой программы "Отходы (2004-2010 годы)" (в дальнейшем - Программа). Ответственным разработчиком Программы выступил Горно-Алтайский филиал Института водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской Академии наук, соисполнителем - Алтайский региональный институт экологии Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Определенное участие в составлении Программы приняли Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай и Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республике Алтай, органы местного самоуправления Республики Алтай.

Реализация Программы рассчитана в два этапа - 1-й среднесрочный (2004-2005 гг.) и 2-й долгосрочный (2006-2010 гг.). Необходимое финансирование ее мероприятий, предусмотренное за счет бюджетов всех уровней и различных внебюджетных источников составляет - 205,9 млн. руб. (в. т. ч. 1-й этап - 84,4 млн. руб., 2-й этап - 121,5 млн. руб.).

 

2. Анализ ситуации с отходами производства и потребления в
Республике Алтай

 

Источники образования, номенклатура и объемы отходов. Источниками образования отходов производства на территории Республики Алтай являются предприятия различных отраслей народного хозяйства, а основным источником отходов потребления - местное население, а также некоторые учреждения образования, здравоохранения, объекты рекреации и пр.

К отходообразующим производствам в Республике Алтай относятся предприятия теплоэнергетики, горнодобывающей и горнометаллургической, лесной и деревообрабатывающей, пищевой, ли кой промышленности, а также жилищно-коммунального и сельского хозяйства

Предприятия теплоэнергетики в республике представлены многочисленными (около 340 единиц) котельными разной мощности (от хмельных, отапливающих отдельные здания, до районной котельной г. Горно-Алтайска). В них, по ориентировочным данным Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай, ежегодно сжигается порядка 150 тыс. т и около 2 тыс. т мазута. С учетом аналогичных отходов печного отопления в республике ежегодно образуется более 30 тыс. т золошлаковых отходов.

Наибольшее количество отходов в Республике Алтай продуцируют горнодобывающие предприятия, особенно рудник "Веселый", который ежегодно образует порядка 100 тыс. т хвостов обогащения руд. С учетом отходов прииска "Алтайский" и старательских артелей (вскрышные породы и промытые пески), эта цифра может быть удвоена.

Заметный объем отходов создают также лесозаготовительные и деревообрабатывающие предприятия, которых в республике насчитывается около 150 единиц. Первые из них оставляют образовавшиеся отходы (сучья, щепу, кору и пр.), главным образом, на лесосеках. Предприятия деревообработки (фабрики, цеха, пилорамы) ежегодно образуют более 10 тыс. т отходов в виде коры, щепы, опилок, стружки.

Еще более значителен объем отходов (около 20 тыс. т) стройматериалов (кирпич, бетон, стекло, различные блоки, деревянные изделия), ежегодно образующихся при промышленном и гражданском строительстве в республике.

В связи с аграрным профилем народного хозяйства Республики Алтай, одной из основных отходообразующих отраслей в республике является животноводство. Количество малых и средних животноводческих объектов (ферм, кошар и пр.) на территории республики исчисляется многими сотнями. Ежегодно в отрасли образуется порядка 200 тыс. т навоза, локализованного на животноводческих объектах (примерно столько же рассредоточено на территории Республики Алтай).

Заметную роль в отходах производства и потребления на территории Республики Алтай играет лом преимущественно черных металлов и различных сплавов. В связи со старением и выбыванием из эксплуатации дорожной, транспортной и особенно сельскохозяйственной техники, ежегодно в республике образуется не менее 5 тыс. т металлического лома.

Другим специфическим видом металлических отходов являются фрагменты отделяющихся частей вторых ступеней ракет-носителей, запускаемых Министерством обороны и Росавиакосмосом с космодрома "Байконур" на протяжении последних сорока лет. За этот период на территории республики было размещено несколько десятков тысяч фрагментов ракетно-космической техники общей массой около 2000 т.

Основная часть отходов производства и потребления, образующихся в Республике Алтай, относится к малоопасным и неопасным отходам (4, 5 класс). В то же время значительная часть отходов минерального и химического происхождения относится к категории умеренно и высоко опасных (1 - 3 класс). Таковыми являются ртутьсодержащие отходы обогащения руд золотоизвлекательной фабрики рудника "Веселый", металлургические из лаки Акташского металлозавода, отдельные виды металлических и химических отходов. К токсичным отходам относится также часть металлических фрагментов ракетно-космической техники, находящихся на длительном "санкционированном" хранении на значительной площади республики.

По предварительным оценкам, в республике к настоящему времени образовано и размещено более пяти млн. т отходов производства и потребления (без учета фекальных отходов с/х животных), из которых 80% приходится на токсичные ртутьсодержащие отходы горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (2,4 млн. г - хвосты рудника "Веселый" и 1,8 млн. т - шлаки и пустые породы Акташского горнометаллургического предприятия), 13-15% - на другие промышленные отходы и только 5-7% - на отходы потребления. Из общего числа ежегодно образующихся отходов - примерно 300 тыс. т (без учета фекальных отходов с/х животных) используется примерно 5% отходов (шлак, частично, древесные отходы, металлолом, отходы стройматериалов и пр.), а 95% от их количества размещается на свалках, хвостохранилищах, в отвалах, на территориях отходообразующих предприятий и пр.

Характеристика объектов размещения отходов производства и потребления. По предварительным данным, на территории республики имеется около 270 объектов размещения отходов потребления (полигоны, свалки, поля фильтрации) общей площадью около 320 га. На них нередко хранятся и отдельные виды производственных отходов - опилки, металлолом, шлак и пр. Около 40% от всех объектов составляют несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, находящиеся вблизи и в пределах населенных пунктов. До половины свалок расположено на землях сельхозназначения, представленных пастбищами, сенокосами, пашней. Следует отметить, что многие мелкие населенные пункты Республики Алтай вообще не имеют централизованных свалок.

В настоящее время практически на всех объектах постоянного хранения отходов на территории республики отсутствуют какие-либо виды защиты окружающей природной среды. Обустройство всех свалок не соответствуют действующим санитарным нормам и правилам содержания полигонов для твердых бытовых отходов. На них не составлены технические проекты, не организованы санитарно-защитные зоны. Практически все объекты постоянного хранения отходов не имеют систем защиты окружающей среды. Их территории, за редким исключением, не обвалованы, не ограждены лесозащитными полосами, не оборудованы гидроизоляцией. Практически на всех свалках не предусмотрен отвод талых и ливневых вод.

Основная часть свалок (64%) располагается на расстоянии менее 0,5 км от населенных пунктов республики. При этом треть свалок, преимущественно несанкционированных, находится на территории населенных пунктов, негативным образом влияя на их санитарно-гигиеническую и эпидемиологическую обстановку. Почти 70% свалок расползается на расстоянии менее 0,5 км от ближайших поверхностных водных объектов, причем 41% всех свалок находится в пределах водоохранных зон рек, а 13% - в пределах их прибрежных защитных полос. Треть всех свалок расположена в затапливаемых поймах рек и на крутых горных склонах, подверженных плоскостному смыву, что также негативно сказывается на эколого-гигиенической ситуации в районах их нахождения.

Значительная часть свалок (30%) относится к категории экологически опасных и потенциально опасных. Около 10% свалок захламляют другие, запрещенные законодательством территории лесных, лесопарковых и рекреационных зон, заболоченные места, земли сельскохозяйственного назначения и пр.

С учетом вышеизложенного, можно констатировать, что в настоящее время в Республике Алтай сложилась крайне неблагополучная ситуация со сбором, обезвреживанием, переработкой и утилизацией отходов. Плохо поставлена разъяснительная работа с населением, в результате чего окрестности города и большинства населенных пунктов республики нередко завалены мусором. Органы местного самоуправления, в основном, неудовлетворительно выполняют свои обязанности по организации сбора и удаления отходов, не говоря о создании специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию отходов.

Документальные данные по движению и объемам отходов для подавляющего большинства объектов их размещения в настоящее время отсутствуют. Нет также полной информации по образованным и размещенным отходам производства и потребления у природоохранной службы и у Государственного комитета по статистике Республики Алтай. Последний осуществляет лишь учет токсичных отходов по форме 2-ТП "Токсичные отходы".

Таким образом, приведенный выше анализ ситуации в области обращения с отходами, сложившейся в Республике Алтай, свидетельствует об актуальности республиканской целевой Программы "Отходы (2004-2010 годы)" и необходимости скорейшей реализации содержащихся в ней мероприятий.

 

3. Основные цели и задачи Программы

 

Основной целью настоящей Программы является обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Республики Алтай при обращении с отходами производства и потребления, размещенными на ее территории. Другие цели состоят в решении комплекса актуальных вопросов по сбору, размещению, переработке, обезвреживанию, утилизации и частичному вовлечению в хозяйственный оборот накопленных отходов, снижению их негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения Республики Алтай.

Для достижения указанных целей предстоит решить следующие основные задачи:

- совершенствование системы управления в области обращения с отходами производства и потребления в республике;

- развитие нормативной базы и экономических механизмов регулирования в сфере обращения с отходами;

- изыскания необходимых финансовых ресурсов и их концентрация на приоритетных направлениях настоящих программ;

- интеграция различных служб и органов для решения актуальных проблем в области обращения с отходами;

- внедрение современных технологических процессов по переработке и утилизации некоторых видов отходов производства и потребления;

- обезвреживание и утилизация опасных отходов, максимальное вовлечение нетоксичных отходов производства и потребления в хозяйственный оборот;

- ликвидация несанкционированного размещения отходов, строительство (обустройство) и содержание санкционированных объектов;

- организация и ведение мониторинга за воздействием объектов размещения отходов на окружающую среду и здоровье населения;

- подготовка кадров, обучение населения в области обращения с отходами.

Реализация Программы рассчитана в два этапа - 1-й среднесрочный (2004-2005 гг.) и 2-й долгосрочный (2006-2010 гг.). Сроки реализации конкретных мероприятий установлены в зависимости от их приоритетности, проведения проектно-изыскательных работ, подготовленности проектно-сметной документации и т.д.

 

4. Система программных мероприятий

 

Система программных мероприятий состоит из мероприятий капитального характера и мероприятий по обеспечению, сопровождению и регулированию Программы (см. приложение).

Мероприятия капитального характера призваны обеспечить укрепление и развитие материально-технической базы организаций, в функцию которых входит сбор, размещение и утилизация отходов производства и потребления (см. приложение, раздел 1, пп.1.1 - 3.6). В состав данных мероприятий включаются: комплекс мероприятий по ликвидации, рекультивации, реконструкции, обустройству действующих и строительству новых объектов размещения отходов (полигонов, свалок, скотомогильников, канализационных выгребов, очистных сооружений, полей фильтрации); организации в республиканском и районных центрах комплексных приемных пунктов вторичного сырья (черного и цветного лома, стеклянной, пластиковой и другой тары, макулатуры и пр.), что позволит очистить территории населенных пунктов от некоторых отходов, уменьшить их поступление на объекты постоянного хранения, а также вовлечь их в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья и финансовых поступлений в местные бюджеты; строительству и реконструкции предприятий по переработке отходов (цеха по переработке золошлаковых отходов районной котельной, реконструкция очистных сооружений г. Горно-Алтайска, цеха по переработке (и цен филированной приемке) тары, изготовленной из различных полимерных материалов в г. Горно-Алтайске, опытных цехов по переработке широко распространенных в Республике Алтай древесных отходов в г. Горно-Алтайске, с. Турачак, с. Иогач, установки для обезвреживания пестицидов и других высокотоксичных препаратов в Шебалинском или Онгудайском районах).

Кроме того, в данном блоке программных мероприятий предусматриваются модернизации существующих и внедрения новых технологий по переработке токсичных промышленных отходов: ртутьсодержащих отходов на Акташском горно-металлургическом предприятии (обновление автотранспортного парка, замена устаревшего оборудования, внедрение оборудования для контроля сырья, совершенствование технологии переработки отходов газоочистки, переподготовка персонала) и строительства опытно-промышленной установки по обезмеркуриванию (обезвреживанию) хвостов переработки руд открытого акционерного общества "Рудник "Веселый" (см. приложение, раздел 1, пп. 3 3,4.1).

В связи с существенно аграрной (животноводческой) спецификой народного хозяйства, одной из основных экологических проблем для республики является утилизация навоза на стоянках, фермах, кошарах и пр. Наиболее приемлемой технологией переработки навоза сельскохозяйственных животных является биотермическое самообезвреживание при буртовании в ряде крупных и средних сельхозпредприятий основных животноводческих районов Республики Алтай (см. приложение, раздел 1, п. 4.2).

Программой предусматривается значительное улучшение санитарно-гигиенической ситуации в районных центрах и ряде других крупных сел Республики Алтай за счет организации централизованного сбора и вывоза твердых и жидких бытовых отходов. Для его реализации будет выполнен следующий комплекс мероприятий: приобретено 12 мусоровозов и 12 ассенизационных машин на базе а/м ГАЗ-3307; приобретено 24 автотракторных прицепа для вывоза мусора; изготовлено 500 металлических контейнеров для сбора твердых бытовых отходов (см. приложение, раздел 1, пп. 5.1-5.4).

Не менее важным, чем охарактеризованные выше разделы, комплексом мероприятий Программы является текущее содержание действующих объектов размещения отходов и очистка загрязненных различными отходами территорий Республики Алтай (см. приложение, раздел 1, пп. 6.1-6.2). Так, на работы по сбору, вывозу, текущей подработке отходов и содержанию объектов их размещения, проводимые органами местного самоуправления. Значительные средства предусматривается направить на очистку захламленных разнообразными отходами прибрежных полос и водоохранных зон больших и малых рек Республики Алтай, главным образом, в зонах рекреации и на территории природных парков.

В качестве отдельного мероприятия республиканской целевой программы "Отходы (2004-2010 годы)" выделены работы по очистке территории республики от фрагментов отработанной ракетно-космической техники (см. приложение, раздел 1, п. 6.3). Эти специфические отходы, рассредоточенные на большой территории, создают ряд негативных медико-экологических проблем, особенно в местах проживания, отдыха и хозяйственной деятельности населения Усть-Канского, Улаганского и Турачакского районов Республики Алтай.

Для реализации вышеперечисленных мероприятий капитального характера на весь период (2004-2010 гг.) необходимо 204,0 млн. руб., в том числе на среднесрочную перспективу (2004-2005 гг.) - 83,7 млн. руб., долгосрочный период (2006-2010 гг.) - 120,3 млн. руб.

Мероприятия по обеспечению, сопровождению и регулированию Программы призваны создать условия для эффективной реализации целей и задач Программы. Они включают мероприятия: по экономическому регулированию деятельности в области обращения с отходами; нормативного и информационного обеспечения Программы; по инвентаризации, ведению реестра и кадастра отходов, разработки и доведения до отходообразующих предприятий и учреждений нормативов образования и лимитов размещения отходов; внедрение новых форм государственной статистической отчетности (см. приложение, раздел 2, пп. 1.1-2.5).

Важным системным элементом Программы является комплекс мероприятий по ее экологическому и санитарно-гигиеническому сопровождению, которое предусматривает на начальном этапе экологическое обследование состояния окружающей среды на участках нахождения наиболее крупных и опасных в экологическом отношении объектов размещения отходов, затем по результатам этой работы будут разработаны предложения по организации и ведению экологического мониторинга окружающей среды в районах размещения отходов в Республике Алтай (см. приложение, раздел 2, пп. 3.1-3.3).

В систему экологического мониторинга будут вовлечены основные проблемные в плане негативного воздействия на природные среды объекты горнодобывающей и перерабатывающей промышленности (Акташского горно-металлургического предприятия, хвостохранилище рудника "Веселый"), а также экологически опасные объекты размещения отходов производства и потребления, такие как полигон твердых бытовых отходов в г. Горно-Алтайске и др. Результаты мониторинга будут использованы для принятия необходимых организационных решений, в информационных целях, для выработки прогнозов и рекомендаций.

Кроме экологического мониторинга, предполагается ведение местными органами санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с действующим положением постоянного контроля за санитарно-гигиенической обстановкой на участках размещения отходов, проведение экологического аудита, которым предполагается охватить, в основном, крупные отходообразующие предприятия (см. приложение, раздел 2, п. 4.2).

Способствовать оздоровлению экологической ситуации в республике должна организация действенного контроля за правонарушениями в области обращения с отходами со стороны органов местного самоуправления и различных ведомств, в том числе органов внутренних дел (см. приложение, раздел 2, п. 4.1).

Положительную роль в перспективе в деле нормализации ситуации в области обращения с отходами должно принести экологическое образование, просвещение и воспитание, как взрослого населения, так и подрастающего поколения, всестороннее освещение в местных средствах массовой информации проблем негативных последствий для окружающей среды и здоровья населения республики неправильное обращение с отходами (см. приложение, раздел 2, пп. 5.1-5.2).

Для реализации вышеперечисленных мероприятий по обеспечению, сопровождению и регулированию Программы на весь период необходимо 1,9 млн. руб., в том числе на среднесрочную перспективу (2004-2005 гг.) - 0,7 млн. руб. Основные финансовые средства будут направлены на организацию экологического сопровождения Программы, в меньшей степени, на ее нормативно-информационное обеспечение и экологическое просвещение населения.

 

5. Механизм реализации и контроль исполнения Программы

 

Основными исполнителями мероприятий Программы выступят Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай, Министерство сельского хозяйства Республики Алтай, Министерство внутренних дел Республики Алтай, Министерство образования и науки Республики Алтай, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Алтай, Министерство экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай, Комитет по информационной, национальной политике, связям с общественностью Республики Алтай.

Предполагаемыми участниками реализации Программы выступят Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Республике Алтай, органы местного самоуправления Республики Алтай, администрации предприятий и учреждений, Государственный комитет по статистике Республики Алтай, частные инвесторы на конкурсной основе.

Предложения по вхождению вышеотмеченных отдельных мероприятий Программы в Федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России" (подпрограмма "Отходы") подготавливает Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства при содействии Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Республике Алтай совместно с заинтересованными предприятиями.

Контроль за целевым использованием финансовых средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы, осуществляет Министерство финансов Республики Алтай с участием соответствующих органов муниципальных образований. Исполнители мероприятий будут ежегодно представлять отчет о ходе их выполнения государственному заказчику Программы.

Для реализации ряда программных мероприятий предполагается принятие организационных решений:

создание при Министерстве промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства специализированной службы управления в области обращения с отходами;

создание постоянно действующих межведомственных советов при органах местного самоуправления и при Правительстве Республики Алтай;

по проведению конкурса среди предприятий и организаций Республики Алтай на проведение работ по очистке территории Республики Алтай от фрагментов ракетно-космической техники, по созданию производств по переработке и утилизации отходов.

 

6. Оценка ожидаемой эффективности от реализации Программы

 

Реализация Программы обеспечит: совершенствование системы управления отходами; создание нормативно-правовой и экономической базы в области обращения с отходами в республике; существенное уменьшение и локализацию негативного воздействия отходов на окружающую среду; увеличение хозяйственного использования вторичных ресурсов; внедрение новых эффективных технологий по переработке и обезвреживанию отходов; эффективный контроль за размещением и движением отходов; мониторинг влияния отходов на состояние окружающей природной среды.

Социально-экономические результаты проведения комплекса программных мероприятий заключаются в оздоровлении санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановки в населенных пунктах республики, в снижении воздействия отходов на здоровье населения, в создании дополнительных рабочих мест при строительстве и эксплуатации объектов по переработке и обезвреживанию отходов, в повышении культуры населения в области обращения с отходами.

 

Приложение N 1

к республиканской целевой программе

"Отходы (2004-2010 годы)"

 

Мероприятия программы

 

                                                                                млн.руб.
Наименование
мероприятия
(направление
деятельности)
Характеристика
мероприятия
(с указанием
количественных
параметров)
Стоимость
мероприятий
Источники финансирования Ожидаемые
результаты
Все-
го
в т.ч. по годам Феде-
раль-
ный
бюд-
жет
Бюджет
субъек-
та РФ
Местные
бюджеты
Внебюд-
жетные
источни-
ки
Исполнители
программы
Предпола-
гаемые
участники
программы
 
2004 2005 2006-
2010
Раздел 1. Мероприятия капитального характера
1. Строитель-
ство, рекон-
струкция,
обустройство
объектов
размещения
отходов
1.1. Реконструк-
ция полигонов
твердых бытовых
и производствен-
ных отходов (2
объекта:
г. Горно-
Алтайска,
с. Майма)




7




-




2




5




-




4




3




-
Министерство
промышленно-
сти,
строитель-
ства, жилищ-
но-комму-
нального
хозяйства
Республики
Алтай
Органы
местного
самоуправ-
управления
Организация
эффективной
переработки и
хранения отхо-
дов произ-
водства и по-
требления
1.2. Проектиро-
вание и строи-
тельство
полигонов
твердых бытовых
отходов и
отходов
производства
(7 объектов)




4




-




-




4




-




0,7




3,3




-
Министерство
промышленно-
сти,
строитель-
ства, жилищ-
но-комму-
нального
хозяйства
Республики
Алтай
Органы
местного
самоуправ-
управления
Организация
эффективной
переработки и
хранения отхо-
дов произ-
водства и по-
требления
1.3. Обустройство
действующих
санкционирован-
ных свалок,
включая
подъездные пути
(50 объектов)



3,1



0,4



0,4



2,3



-



-



3,1



-
  Органы
местного
самоуправ-
управления
Уменьшение
загрязнения
окружающей
природной
среды
1.4. Строительст-
во канализацион-
ных выгребов
(20 объектов)


3


0,25


0,25


2,5


-


1


2


-
Министерство
промышленно-
сти,
строитель-
ства, жилищ-
но-комму-
нального
хозяйства
Республики
Алтай
Органы
местного
самоуправ-
управления


-""-
1.5. Строительст-
во полей фильтра-
ции и сливных
ям для жидких
отходов (10
объектов)




0,5




0,1




0,1




0,3




-




-




0,5




-
  Органы
местного
самоуправ-
управления
Уменьшение
загрязнения
окружающей
природной
среды, водных
объектов
1.6. Строительст-
во могильников
павшего скота,
отходов убоя и
мясопереработки
(40 объектов)



4



0,4



0,4



3,2



-



-



2



2
  Органы
местного
самоуправ-
управления


-""-
1.7. Обустройст-
во приемных
пунктов вторсырья
вторсырья
(10 объектов)


5


1


1


3


-


-


-


5
  Органы
местного
самоуправ-
управления


-""-
2. Ликвидация
и рекультива-
ция объектов
размещения
отходов
2.1. Ликвидация
рекультивация
отработанных
санкционированных
свалок (20
объектов)



2



-



-



2



-



-



2



-
  Органы
местного
самоуправ-
управления
Уменьшение
воздействия на
окружающую
природную
среду ТБО
2.2. Ликвидация и
рекультивация
экологически
опасных
санкционированных
свалок и скотомо-
гильников (20
объектов)




1




0,4




0,4




0,2




-




1




-




-
Министерство
промышленно-
сти,
строитель-
ства, жилищ-
но-комму-
нального
хозяйства
Республики
Алтай
Органы
местного
самоуправ-
управления

-""-
2.3. Ликвидация
несанкционирован-
ных свалок (100
объектов)


4


1,9


1,1


1


-


-


4


-
  Органы
местного
самоуправ-
управления
-""-
3. Строитель-
ство и
реконструкция
предприятий
по переработ-
ке отходов
3.1. Строительст-
во цеха по
переработке золо-
шлаковых отходов
районной
котельной


4,5


0,5


1


3


-


0,5


1


3
Министерство
промышленно-
сти,
строитель-
ства, жилищ-
но-комму-
нального
хозяйства
Республики
Алтай
Органы
местного
самоуправ-
управления
города
Горно-
Алтайска
Ликвидация
золоотвалов и
снижение
воздействия на
природную
среду
3.2. Реконструк-
ция очистных
сооружений
Государственного
унитарного
предприятия
"Водоканал"
г. Горно-
Алтайска




41




10




10




21




21




10




10




_
Министерство
промышленно-
сти,
строитель-
ства, жилищ-
но-комму-
нального
хозяйства
Республики
Алтай
Органы
местного
самоуправ-
управления
города
Горно-
Алтайска
Организация
эффективной
работы
очистных
сооружений
3.3. Строительст-
во установки по
обезмеркуриванию
хвостов золото-
извлекательной
фабрики рудника
"Веселый"


34


4


15


15


34


-


-


-
Министерство
промышленно-
сти,
строитель-
ства, жилищ-
но-комму-
нального
хозяйства
Республики
Алтай
Управление
природных
ресурсов и
охраны
окружающей
среды
Министерс-
тва
природных
ресурсов
России по
Республике
Алтай,
руководст-
во
рудника
"Веселый"
Снижение
воздействия
производства
горно-обога-
тительного
комбината на
природную
среду и здо-
ровье людей
3.4. Строительст-
во цеха по
переработке
тары из пластика,
полистирола,
пропилена
(1 объект)


1


1


-


-


-


-


-


1
Министерство
промышленно-
сти,
строитель-
ства, жилищ-
но-комму-
нального
хозяйства
Республики
Алтай
Органы
местного
самоуправ-
управления
города
Горно-
Алтайска
Снижение
загрязнения
окружающей
среды; исполь-
зование
материалов их
полимерных
отходов в
качестве
вторичного
сырья
3.5. Строительст-
во цехов,
участков по
переработке
древесных отходов
(3 объекта)





1,5





0,5





0,5





0,5





-





-





-





1,5
Министерство
промышленно-
сти,
строитель-
ства, жилищ-
но-комму-
нального
хозяйства
Республики
Алтай
Органы
местного
самоуправ-
управления
муници-
пальных
образова-
ний
"Турочакс-
кий
район",
"Майминс-
кий
район",
город
Горно-
Алтайск
Снижение
загрязнения
окружающей
среды;
использование
древесных
отходов в
качестве
вторичного
сырья
3.6. Строительст-
во установки по
обезвреживанию
пестицидов и
других токсичных
препаратов
(1 объект)





3





0,5





0,5





2





-





3





-





-
Министерство
сельского
хозяйства
Республики
Алтай
  Снижение
воздействия
на окружающую
природную
среду и
здоровье
населения
4. Модерниза-
используемых
и внедрения
новых
технологий
переработки
отходов
4.1. Модернизация
технологии
переработки
вторичных
ртутьсодержащих
отходов на
Акташском
горно-металлурги-
ческом
предприятии






25






6






6






13






25






-






-






-
Министерство
промышленно-
сти,
строитель-
ства, жилищ-
но-комму-
нального
хозяйства
Республики
Алтай
нального хо-
Управление
природных
ресурсов и
охраны
окружающей
среды
Министерс-
тва
природных
ресурсов
России по
Республике
Алтай,
руководст-
во
Акташского
горно-
металлур-
гического
предприя-
тия
Утилизация
отходов 1
класса
опасности
4.2. Внедрение
экологически
безопасных
технологий
переработки
навоза
сельхозживотных



2



0,15



0,15



1,7



-



-



-



2
Министерство
сельского
хозяйства
Республики
Алтай
Органы
местного
самоуправ-
управления
и частные
инвесторы
Снижение
воздействия
на окружающую
природную
среду
5. Приобрете-
ние и изго-
товление
необходимого
технологичес-
кого
оборудования
5.1. Приобретение
мусоровозов
(12 шт.)


4


-


1


3


-


-


4


-
  Органы
местного
самоуправ-
управления
Организация
работы по
вывозу мусора
5.2. Приобретение
ассенизационных
машин (12 шт.)


4


-


1,5


2,5


-


-


4


-
  Органы
местного
самоуправ-
управления
Организация
работы по
вывозу жидких
отходов
5.3. Приобретение
дополнительных
транспортных
средств для
вывоза мусора -
автотракторных
прицепов (24 шт.)



2,4



0,2



0,3



1,9



-



-



2,4



-
  Органы
местного
самоуправ-
управления


-""-
5.4. Изготовление
контейнеров для
мусора (500 шт.)


1


0,5


0,5
 

-


-


1


-
  Органы
местного
самоуправ-
управления

-""-
6. Содержание
объектов
размещения
отходов и
очистка
захламленных
территорий
от отходов
6.1. Работы по
сбору, вывозу,
текущей
подработке
отходов на
объектах их
размещения
10 1 1 8 - - 10 -   Органы
местного
самоуправ-
управления
Снижение
загрязнения
отходами
окружающей
среды
6.2. Очистка
захламленных
отходами
водоохранных зон
водных объектов
(150 п.км.)


3


0,4


0,4


2,2


-


2


1


-
  Органы
местного
самоуправ-
управления

-""-
6.3. Очистка
территории
Республики Алтай
лики Алтай
(1500 кв.км.) от
фрагментов
ракетно-космичес-
кой техники



34



5,5



5,5



23



-



-



-



34
Министерство
по делам
гражданской
обороны и
чрезвычайным
ситуациям
Республики
Алтай
 


-""-
Итого:   204 34,7 49 120,3 80 23,2 53,8 48,5      
Раздел 2. Мероприятия по обеспечению, сопровождению и регулированию республиканской целевой программы
"Отходы (2004-2010 годы)"
1. Экономи-
ческое
регулирование
1.1. Разработка
предложений по
экономическому
стимулированию
предприятий,
занятых сбором,
переработкой и
утилизацией
отходов
- - - - - - - - Министерство
экономичес-
кого
развития,
торговли и
предпринима-
тельства
Республики
Алтай
  Экономическое
стимулирование
предприятий,
занятых в
сфере
обращения с
отходами
1.2. Разработка
и внедрение
нормативов платы
за размещение
различных
отходов, в т.ч.
отходов
ракетно-космичес-
кой деятельности
- - - - - - - - Министерство
экономичес-
кого
развития,
торговли и
предпринима-
тельства
Республики
Алтай
Управление
природных
ресурсов и
охраны
окружающей
среды
Министерс-
тва
природных
ресурсов
России по
Республике
Алтай
Совершенство-
вание системы
платежей за
размещение
отходов
2. Норматив-
ное и
информацион-
ное
обеспечение
2.1. Разработка
необходимых
нормативно
правовых актов
Республики Алтай
в области
обращения с
отходами
- - - - - - - - Министерство
промышленно-
сти,
строительст-
ва,
жилищно-ком-
мунального
хозяйства
Республики
Алтай
  Совершенство-
вание
законодатель-
ной и
нормативно-
правовой базы
в области
обращения с
отходами
2.2. Проведение
инвентаризации
отходообразующих
предприятий
и объектов
размещения
отходов
производства и
потребления на
территории
республики
публики



0,18



0,07



0,07



0,04



-



0,18



-



-
Министерство
промышленно-
сти,
строительст-
ва,
жилищно-ком-
мунального
хозяйства
Республики
Алтай
Управление
природных
ресурсов и
охраны
окружающей
среды
Министерс-
тва
природных
ресурсов
России по
Республике
Алтай
Создание
банка данных
отходов,
реестра
объектов
размещения
отходов с
полной тех-
нической ха-
рактеристи-
кой каждого
объекта
2.3. Разработка
и доведение до
отходообразующих
предприятий и
учреждений
проектов
нормативов
образования и
лимитов
размещения
отходов




0,25




0,03




0,03




0,19




-




0,25




-




-
Министерство
промышленно-
сти,
строительст-
ва,
жилищно-ком-
мунального
хозяйства
Республики
Алтай
Управление
природных
ресурсов и
охраны
окружающей
среды
Министерс-
тва
природных
ресурсов
России по
Республике
Алтай
Обеспечение
отходообразую-
щих
предприятий и
учреждений
нормативными
документами
2.4. Создание и
ведение
регионального
кадастра отходов,
в том числе
реестра объектов
размещения
отходов
реестра
объектов
разме-
щения
отходов




0,17




0,042




0,043




0,085




-




0,17




-




-
  Управление
природных
ресурсов и
охраны
окружающей
среды
Министерс-
тва
природных
ресурсов
России по
Республике
Алтай




-""-
2.5. Внедрение
новых форм
государственной
статистической
отчетности в
области
обращения с
отходами




-




-




-




-




-




-




-




-
Министерство
промышленно-
сти,
строительст-
ва,
жилищно-ком-
мунального
хозяйства
Республики
Алтай
Государст-
венный
комитет
статистики
Республики
Алтай
Совершенство-
вание
системы
государствен-
ного
регулирования
в сфере
обращения с
отходами
3. Экологи-
ческое и
санитарно-
гигиеническое
сопровождение
3.1. Экологичес-
кое обследование
объектов
размещения
отходов


0,15


0,05


0,05


0,05


-


0,15


-
  Министерство
промышленно-
сти,
строительст-
ва,
жилищно-ком-
мунального
хозяйства
Республики
Алтай
Горно-
Алтайский
филиал
Института
водных и
экологи-
ческих
проблем
Сибирского
отделения
Российской
Академии
наук,
Алтайский
региональ-
ный
институт
экологии
Министерс-
тва
природных
ресурсов
Российской
Федерации
Систематиче-
ское уточнение
и корректиров-
ка мероприятий
на участках
размещения
отходов
3.2. Создание и
ведение
мониторинга за
состоянием
окружающей среды
на участках
размещения
отходов





0,8





0,1





0,1





0,6





-





0,8





-





-
Министерство
промышленно-
сти,
строительст-
ва,
жилищно-ком-
мунального
хозяйства
Республики
Алтай
Алтайский
региональ-
ный
институт
экологии
Министер-
ства
природных
ресурсов
Российской
Федерации
Оценка и
прогноз
фактического
состояния ОС
на участках
размещения
отходов
3.3. Ведение
постоянного
контроля
санитарно-
гигиенической
обстановки на
участках
размещения
отходов





-





-





-





-





-





-





-





-
  Алтайский
региональ-
ный
институт
экологии
Министер-
ства
природных
ресурсов
Российской
Федерации





-""-
4.
Организа-
ционные
ре-
шения
4.1. Организация
действенного
контроля за
правонарушениями
в области
обращения с
отходами




-




-




-




-




-




-




-




-
Министерство
внутренних
дел
Республики
Алтай
Органы
местного
самоуправ-
управле-
равления,
Управление
природных
ресурсов и
охраны
окружающей
среды
Министерс-
тва
природных
ресурсов
России по
Республике
Алтай
Улучшение
качества
окружающей
природной
среды
4.2. Проведение
экологического
аудита отходооб-
разующих
предприятий




0,1




0,015




0,015




0,07




-




0,1




-




-
Министерство
промышленно-
сти,
строительст-
ва,
жилищно-ком-
мунального
хозяйства
Республики
Алтай
Горно-
Алтайский
филиал
Института
водных и
экологи-
ческих
проблем
Сибирского
отделения
Российской
Академии
наук,
Алтайский
региональ-
ный
институт
экологии
Министерс-
тва
природных
ресурсов
Российской
Федерации
Анализ
природоохран-
ной
деятельности
предприятий,
соответствие
их
деятельности
действующей
нормативно-
правовой базе
в области
охраны ОС
5. Экологи-
ческое
просвещение
5.1. Обучение,
воспитание и
образование
населения по
обращению с
отходами



0,2



0,025



0,025



0,15



-



0,1



0,1



-
Министерство
образования
и науки
Республики
Алтай
  Формирование у
населения
навыков
правильного
обращения с
отходами
5.2. Освещение в
средствах
массовой
информации
проблем в
области
обращения с
отходами

0,05

0,015

0,02

0,015

-

0,05

-

-
Комитет по
информацион-
ной,
национальной
политике,
связям с
обществен-
ностью
Республики
Алтай
 
-""-
Итого:   1,9 0,347 0,353 1,2 - 1,8 0,1 -      
Всего   205,9 35,047 49,353 121,5 80 25 53,9 47,5      

 

Приложение N 2

к республиканской целевой программе

"Отходы (2004-2010 годы)"

 

Ресурсное обеспечение программы "Отходы"

 

Годы
реализации
программы
Источники финансирования (млн. руб. в ценах 2002 года)
Всего Федеральный
бюджет
Республиканский
бюджет
Местные
бюджеты
Внебюджетные
источники
2004 35,047 15 5,397 6,5 8,15
2005 49,353 26 6,903 9,3 7,15
2006-2010 121,5 39 12,7 37.6 32,2
Итого: 205,9 80 25,0 53,4 47,5

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Республики Алтай от 17 июля 2003 г. N 200 "О республиканской целевой программе "Отходы" (2004-2010 годы)"


Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Республики Алтай, июнь-июль 2003 г. N 10(16), с.535


Решением Верховного Суда Республики Алтай от 4 декабря 2007 г. настоящее постановление признано недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу. Решение суда вступило в законную силу 21 декабря 2007 г.


Постановлением Правительства Республики Алтай от 14 января 2008 г. N 2 настоящее постановление отменено


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства Республики Алтай от 17 мая 2007 г. N 92