Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к республиканской целевой программе
"Развитие агропромышленного комплекса
Республики Алтай на 2007-2010 годы"
Подпрограмма "Социальное развитие села в Республике Алтай до 2010 года"
1. Паспорт подпрограммы
Наименование Программы | Подпрограмма "Социальное развитие села в Республике Алтай до 2010 года" (далее - подпрограмма) |
|||||
Государственный заказчик подпрограммы |
Министерство сельского хозяйства Республики Алтай | |||||
Основные разработчики подпрограммы |
Министерство сельского хозяйства Республики Алтай | |||||
Исполнители подпрограммы |
Министерство сельского хозяйства Республики Алтай | |||||
Цели подпрограммы | развитие жилищного строительства в сельской местности; развитие социальной сферы; сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной инфраструктуры между городом и селом; расширение рынка труда в сельской местности |
|||||
Задачи подпрограммы |
привлечение и закрепление молодых специалистов; улучшение состояния здоровья сельского населения; повышение роли физической культуры и спорта; повышение уровня образования учащихся сельских общеобразовательных школ; повышение уровня и качества электро- и водоснабжения; повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест |
|||||
Сроки реализации подпрограммы |
1 этап - 2007-2008 годы 2 этап - 2009-2010 годы |
|||||
Объем и источники финансирования |
Источники финансирования, тыс. рублей |
2007- 2010 |
в т. ч. по годам | |||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||
Всего, в том числе: |
302985 | 60467 | 77794 | 82374 | 82350 | |
планируемые средства федерального бюджета |
96640 | 19656 | 26022 | 25462 | 25536 | |
республиканский бюджет |
112705 | 21855 | 26500 | 32200 | 32150 | |
планируемые средства внебюджетных источников |
93640 | 18956 | 25272 | 24712 | 24700 | |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
Суммарный экономический эффект 1000 млн. рублей, Ежегодные дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней 55,49 млн. рублей |
|||||
Контроль за реализацией подпрограммы |
Министерство финансов Республики Алтай, Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай |
|||||
Участники подпрограммы |
Министерство сельского хозяйства Республики Алтай Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай; Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай; Министерство здравоохранения Республики Алтай; Министерство культуры Республики Алтай; Комитет по физической культуре и спорту Республики Алтай |
2. Общие положения
В настоящее время социально-экономическая обстановка на селе в Республике Алтай складывается не лучшим образом. Условия жизни сельского населения разнообразны, не равны по качеству жизни. В настоящее время более 43 тысяч семей нуждаются в коренном улучшении условий жизни - это связано с решением проблем жилищного строительства, улучшением бытового обслуживания и охраны здоровья.
3. Содержание проблемы
Решение вопросов улучшения социальной сферы жизни сельского населения составляет главную задачу, которую необходимо решать программными методами. Сельский жилищный фонд Республики Алтай составляет на 1 января 2003 года 2279,3 тыс. кв.м общей площади, из них 39% приходится на частные домовладения, включающие помимо жилого дома, хозяйственные надворные постройки для ведения личного подсобного хозяйства.
Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств: водопроводом оборудовано 5,7% сельского жилого фонда, центральным отоплением - 15,7%, канализацией 7,5%, горячим водоснабжением - 2,2%.
Образование. В настоящее время в республике функционируют 101 общеобразовательная школа, в том числе на селе - 89 или 88% от их общего количества.
Из 10 сельских районов, три на своей территории имеют профессиональные учебные заведения.
Материальная база действующих учреждений профессионального начального образования сельскохозяйственного профиля изношена, не соответствует нормативам. Практически прекратились связи профессиональных училищ с сельскохозяйственными предприятиями в части совместной работы по подготовке кадров, в результате увеличился разрыв в уровне и качестве подготовки кадров сельскохозяйственного профиля от требований работодателей. Снизился процент трудоустройства выпускников, увеличился отток специалистов из села.
Из 125 дошкольных учреждений, функционирующих в республике, 110 расположены в сельской местности. Кроме этого, при сельских общеобразовательных школах создано 20 групп для детей дошкольного возраста. Детские сады на селе посещают более 4,9 тысячи детей, что составляет 35,5% всех детей в возрасте от 1 до 6 лет, 64% сельских детей не имеют возможности посещать детский сад, что обостряет проблему при поступлении в школу.
Требует обновления предметно-развивающая среда детских дошкольных учреждений. В методической поддержке нуждаются детские сады.
В современных условиях без государственной поддержки сфера образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении реформ на селе и удовлетворить основные образовательные потребности проживающего на их территории населения.
Здравоохранение. В настоящее время медицинскую помощь сельскому населению оказывают 10 центральных районных, 67 участковых учреждений, 160 фельдшерско-акушерских пункта#, 10 отделений скорой медицинской помощи. Коечный фонд сельских больниц составляет 2021 коек (60% всего коечного фонда республики).
На 1 января 2003 года на 10 тыс. человек сельского населения приходится только 300 врачебных больничных койки#. Обеспеченность сельского населения врачами в 8 раз ниже по сравнению с городским, средним медицинским персоналом - 6,5 раза.
В сельской местности осуществляется реструктуризация системы по оказанию медицинской помощи населению. Реорганизованы в сельские врачебные амбулатории с койками дневного пребывания. Получили развитие стационарозамещающие технологии: в разряд коек дневного пребывания.
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа. Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сохранена и развивается, их единовременная пропускная способность составляет 5262 человек или 18% к нормативу. Физической культурой и спортом занимаются 4278 человек, 11,02% населения. Расширилось проведение местных спортивных соревнований. Ежегодно в республике проводится свыше 110 спортивно-массовых мероприятий, их них более 6 соревнований российского масштаба.
Культурно-досуговая деятельность. В сельской местности функционируют 96% всех имеющихся в республике учреждений культуры. Им принадлежит важная роль в формировании культурного облика села, цивилизованной среды, духовных и нравственных ценностей сельчан, воспитании и образовании молодежи.
В Республике Алтай при 194 сельских клубах, Домах культуры функционирует 556 кружков, формирований, любительских объединений, в которых занимаются 5720 человек (около 3,8% сельского населения). Полностью сохранена сеть клубно-досуговых учреждений.
Однако 53 отдаленных и малонаселенных пунктов республики (20%) не имеют стационарных клубных учреждений, 75% сельских клубных учреждений требуют капитального ремонта. Морально и физически устарело музыкальное, звуковое и светотехническое оборудование.
На селе в 12 детских музыкальных, художественных школах и школах искусств обучается - 1641 тыс. учащихся. Охват детей дополнительным образованием составляет 11,6% от общего числа учащихся при нормативе - 12%.
Важнейшим элементом социально-культурной среды являются сельские библиотеки. Ими пользуются 61% сельского населения. В фондах 158 сельских библиотек республики хранится около 1450 тыс. печатных изданий.
На сегодняшний день в сельской инфраструктуре нет других учреждений, кроме библиотек, способных взять на себя всю полноту информационного обеспечения сельского населения. Тем не менее, сельские библиотеки не в полной мере удовлетворяют информационные потребности населения. Новые издания составляют лишь 0,3% книжного фонда. Заметно отставание сельских библиотек в техническом оснащении: большинство из них не имеют компьютерной и копировальной техники, не телефонизированы, отсутствуют транспортные средства для нестационарного обслуживания сельского населения. В связи с этим планируется создание модельных сельских библиотек при центральных усадьбах хозяйств, которые обеспечат высокое качество библиотечных и информационных услуг. На их базе будут формироваться информационно-консультационные центры по распространению новых знаний в сфере агропромышленного производства.
Решение проблемы социального развития села является важной составной частью общереспубликанского процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, становлению и развитию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения.
При этом программные мероприятия направлены на решение следующих задач:
улучшение жилищных условий проживания работников в сельской местности;
привлечение и закрепление для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики молодых специалистов, выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования;
улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-социальной помощи занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний, поддержания высокой работоспособности;
повышение роли физической культуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;
повышение уровня образования учащихся сельских общеобразовательных школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность выпускников на рынке труда;
повышение уровня и качества электро- и водоснабжения, обеспечение телефонной и телекоммуникационной связью;
повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.
4. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы
Основными целями подпрограммы являются:
развитие жилищного строительства в сельской местности;
развитие социальной сферы;
сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной инфраструктуры между городом и селом;
расширение рынка труда в сельской местности.
Задачи подпрограммы:
привлечение и закрепление молодых специалистов;
улучшение состояния здоровья сельского населения;
повышение роли физической культуры и спорта;
повышение уровня образования учащихся сельских общеобразовательных школ;
повышение уровня и качества электро- и водоснабжения;
повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.
Основные пути решения программных задач:
приоритетная государственная поддержка жилищного строительства;
приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы;
обеспечение сохранности имеющегося потенциала социальной и инженерной инфраструктур для содержания и эксплуатации социальных и инженерных объектов села на уровне нормативных требований;
повышение эффективности использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа;
разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования) адаптированных к различным типам сельских муниципальных образований, местоположению, демографической ситуации и другим условиям;
удешевление сельского жилищно-гражданского строительства на основе внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;
коренное изменение инженерных подходов к социальному обустройству села, предусматривающее приоритет энергосбережения, соблюдение ограничений по нагрузке на окружающую среду, повышение надежности и безопасности энергоснабжения, развитие экономичных автономных систем инженерного оборудования жилых и общественных зданий;
привлечение в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также средств других внебюджетных источников, организация и функционирование в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур.
Сроки реализации подпрограммы (2007-2010 годы) учитывают ресурсные возможности федерального и республиканского уровней обеспечения программных мероприятий. Этот период позволит решить первоочередные задачи в области социального развития села и создаст предпосылки для стабильного наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры с целью обеспечения в дальнейшем полноценной среды жизнедеятельности для всех групп сельского населения независимо от места проживания и формы занятости, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Предусматривается, что подпрограмма будет осуществляться в два этапа.
Первый этап (2007-2008 годы) должен обеспечить совершенствование нормативной правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных действующим законодательством, предусматривает строительство (приобретение) жилья в сельской местности и строительство социальных объектов, на которые предварительно разработана документация.
Второй этап (2009-2010 годы) реализации подпрограммы предусматривает переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт в соответствии с новыми требованиями к качеству рабочей силы и интенсивности труда, созданию предпосылок устойчивого развития сельских территорий, предусматривает финансирование мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию основных объектов, вошедших в подпрограмму.
5. Система подпрограммных мероприятий
Система подпрограммных мероприятий представляет собой перечень конкретных, детально разработанных и взаимоувязанных мероприятий с указанием исполнителей, сроков исполнения, объемов и источников финансирования по годам согласно приложению 1.1.
6. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Финансирование подпрограммы "Социальное развитие села до 2010 года" строится на принципах софинансирования в соответствии с подписанным Соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Республики Алтай, а также между Министерством сельского хозяйства Республики Алтай и администрациями муниципальных образований. Итоговый объем затрат представлен в приложении 1.2.
7. Механизм реализации подпрограммы
Механизм реализации подпрограммы предусматривает взаимодействие федеральных и республиканских органов исполнительной власти, администраций муниципальных образований, сельскохозяйственных и других организаций, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в сельской местности, общественных организаций, а также сельского населения - исполнителей и соисполнителей программных мероприятий.
8. Управление подпрограммой и контроль за ходом ее реализации
Управление реализацией подпрограммы осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Алтай, являющееся заказчиком подпрограммы.
Министерство сельского хозяйства Республики Алтай:
несет ответственность за реализацию подпрограммы в целом;
обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального и республиканского бюджетов, выполнению соглашений о финансировании программных мероприятий за счет местных бюджетов и внебюджетных источников;
составляет и в установленном порядке представляет бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования подпрограммы на очередной финансовый год;
подготавливает информационные справки и аналитические доклады о ходе ее реализации.
Контрольные проверки хода реализации отдельных целевых программ осуществляют Министерство финансов Республики Алтай и Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай.
9. Оценка эффективности социально-экономических и экологических
последствий реализации подпрограммы
В результате реализации подпрограммы будут созданы нормативные правовые, материально-технические условия, которые позволят сохранить кадровый потенциал в сельском хозяйстве республики, обеспечить рост сельскохозяйственного производства, а также положительные сдвиги в решения жилищной проблемы сельского населения, инженерном обустройстве сельских муниципальных образований, доступности сельским жителям получения качественного образования, медицинского, культурного, торгового, бытового, информационно-консультационного обслуживания и базовые предпосылки перехода к устойчивому развитию сельских территорий. Подпрограмма предусматривает развитие села как единого социально-экономического комплекса, выполняющего производственные, социально-демографические и культурные функции. Реализация подпрограммы будет иметь благоприятные экологические последствия.
При разработке конкретных проектов по строительству объектов социальной сферы и инженерного обустройства села будут предусматриваться меры по защите окружающей среды уже на стадии проработки технико-экономического обоснования проекта. Это позволит исключить применение в жилищно-гражданском строительстве материалов с предельно допустимыми концентрациями вредных веществ. Предусматривается согласование технической документации на использование строительных материалов и конструкций с местными органами по охране природы.
Важнейшим элементом является улучшение качества питьевой воды за счет разработки и осуществления комплекса мероприятий по технологии ее подготовки и уменьшения загрязнения окружающей природной среды за счет строительства и реконструкции систем водоотведения.
Достижение этих результатов обеспечит создание на селе прочной и устойчивой производственно-социальной базы, включающей в себя как благоприятные возможности для развития деловой активности и ведения бизнеса, так и отвечающие современным требованиям условия для проживания, труда, обучения, поддержания здоровья и отдыха сельского населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.