Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Алтай
от 20 июля 2006 г. N 175
Положение
об оплате труда работников государственных образовательных
учреждений Республики Алтай*
20 сентября 2007 г.
"*" В дальнейшем тексте настоящего Положения вместо его полного наименования применяется слово "Положение".
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение распространяется на работников государственных образовательных учреждений Республики Алтай, подведомственных Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, а также на работников государственного учреждения Республики Алтай "Республиканский центр оценки качества образования", (далее - государственные образовательные учреждения), оплата труда которых производится на основе Единой тарифной сетки в пределах утвержденного фонда оплаты труда.
Настоящее Положение разработано в целях реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Закона Республики Алтай от 13 января 2005 г. N 4-РЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Алтай" и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки", Трудового кодекса Российской Федерации, других нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда.
В целях настоящего Положения применяются следующие понятия:
фонд оплаты труда - совокупность тарифного и надтарифного фондов, средств на выплату районного коэффициента, коэффициентов за работу в высокогорных районах и безводных местностях и процентных надбавок к заработной плате;
тарифный фонд - это фонд оплаты труда работников по тарифным ставкам (окладам), повышенным в соответствии с разделом 6 "Повышение ставок заработной платы и должностных окладов" настоящего Положения;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Следует читать: "разделом 5 "Повышение ставок заработной платы и должностных окладов"
надтарифный фонд включает в себя выплаты компенсационного и стимулирующего характера;
компенсационными выплатами являются: доплаты за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; доплаты за работу в ночное время; доплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; доплаты за совмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы; другие компенсационные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Алтай;
стимулирующими выплатами являются: надбавки за стаж непрерывной работы (за выслугу лет); надбавки за сложность и напряженность выполняемой работы, доплаты за наличие ученой степени кандидата наук, доктора наук; надбавки за ненормированный рабочий день; надбавки за классность водителям грузовых и легковых автомобилей; премии и вознаграждения; доплаты за дополнительные виды работ, не предусмотренные должностными инструкциями (классное руководство, проверка тетрадей и так далее) и другие выплаты.
Настоящее Положение устанавливает тарифную систему оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, финансируемых из республиканского бюджета Республики Алтай на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Алтай (далее - ЕТС), а также порядок формирования тарифных ставок (окладов), размеры и порядок выплат компенсационного и стимулирующего характера.
1.2. Ставки заработной платы (должностные оклады) работников государственных образовательных учреждений определяются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС на тарифный коэффициент, соответствующий присвоенному разряду.
Разряды оплаты труда работников в соответствии с Единой тарифной сеткой определяются по результатам тарификации.
Тарификация производится:
по должностям специалистов и учебно-вспомогательного персонала на основе требований тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников образования, ранее согласованных соответствующими постановлениями Министерства труда Российской Федерации и приложения N 1 к настоящему Положению;
по должностям отдельных категорий работников учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), лицеев, гимназий, колледжей на основе требований тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников бюджетной сферы Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, ранее согласованных постановлением Министерства труда Российской Федерации и приложения N 2 к настоящему Положению;#
по общеотраслевым должностям служащих на основе тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих, ранее утвержденных Министерством труда Российской Федерации;
по профессиям рабочих на основе соответствующего выпуска Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), общеотраслевых профессий рабочих - в соответствии с постановлением Министерства труда России от 10 ноября 1992 г. N 31.
1.3. Оплата труда руководителей государственных образовательных учреждений (директоров, их заместителей, руководителей филиалов, руководителей структурных подразделений) определяется в зависимости от наличия у них первой или высшей квалификационной категории с учетом группы по оплате труда руководящих работников, к которой государственные образовательные учреждения отнесены по объемным показателям их деятельности, в соответствии с приложением N 3 к настоящему Положению.
1.4. Тарификация важных и ответственных работ, требующих высокой профессиональной подготовки, осуществляется согласно приложению N 4 к настоящему Положению.
1.5. Размер заработной платы работника определяется исходя из должностного оклада по занимаемой должности и других условий оплаты, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами и предельными размерами не ограничивается.
1.6. Оплата труда медицинских работников государственных образовательных учреждений осуществляется на основании постановления Правительства Республики Алтай от 11 августа 2005 г. N 135 "Об утверждении Положения об оплате труда работников республиканских государственных учреждений здравоохранения Республики Алтай".
1.7. Оплата труда библиотечных и других работников государственных образовательных учреждений, условия труда которых не предусмотрены настоящим Положением, осуществляется применительно к условиям оплаты труда аналогичных категорий работников соответствующих отраслей экономики или общеотраслевым условиям. Разряд оплаты труда заведующих библиотеками определяется в соответствии с пунктом 1.6. приложения N 3 к настоящему Положению.
2. Особенности установления объема учебной нагрузки преподавателей
учреждений начального и среднего профессионального образования
(за исключением преподавателей педагогических училищ, педагогических
колледжей, к которым применяется порядок исчисления заработной платы,
предусмотренный для учителей)
2.1. Объем учебной нагрузки преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования (за исключением преподавателей педагогических училищ, педагогических колледжей, к которым применяется порядок исчисления заработной платы, предусмотренный для учителей) (далее - преподаватели) устанавливается исходя из количества часов, установленных на реализацию общеобразовательных программ, учебного плана и программ, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.
Право распределять учебную нагрузку предоставлено руководителю образовательного учреждения с учетом мнения представительного органа работников, который несет ответственность за ее реальность и выполнение каждым работником.
Объем учебной нагрузки, установленный преподавателю при заключении трудового договора, не может быть уменьшен на следующий учебный год, за исключением случаев уменьшения количества студентов (учащихся) и часов по учебным планам и программам.
Учебная нагрузка на выходные и праздничные дни не планируется.
Учебная нагрузка на учебный год для преподавателей учреждений среднего профессионального образования ограничивается верхним пределом 1440 часов (36 часов в неделю - для преподавателей педколледжей).
2.2. Предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы), который может выполняться в том же государственном образовательном учреждении руководителем государственного образовательного учреждения, определяется собственником имущества учреждения либо уполномоченным собственником лицом (органом), а других работников, ведущих ее помимо основной работы (включая заместителей руководителя) - самим государственным образовательным учреждением.
Педагогическая (преподавательская) работа руководителя государственного образовательного учреждения по совместительству в другом образовательном учреждении, а также иная его работа по совместительству (кроме руководящей работы) может иметь место только с разрешения собственника имущества учреждения либо уполномоченного собственником лица (органа).
Предоставление преподавательской работы лицам, выполняющим ее помимо основной работы в том же государственном образовательном учреждении (включая руководителей), а также педагогическим, руководящим и иным работникам других образовательных учреждений, работникам предприятий, учреждений и организаций (включая работников органов управления образованием и учебно-методических кабинетов), осуществляется с учетом мнения представительного органа работников и при условии, если преподаватели, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой по своей специальности в объеме не менее чем на ставку заработной платы.
2.3. Учебная нагрузка преподавателям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, при распределении ее на очередной учебный год устанавливается на общих основаниях, а затем передается для выполнения другим преподавателям на период нахождения в этом отпуске.
2.4. Преподавателям, находящимся в ежегодном отпуске после начала учебного года (например, в случаях, когда в летний период осуществлялась работа в приемной комиссии), учебная нагрузка устанавливается из расчета ее объема на полный учебный год, с учетом которого определяется средняя месячная заработная плата, с последующим применением условий ее уменьшения в порядке, предусмотренном пунктом 4.2.6. настоящего Положения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Следует читать: "пунктом 3.2.6 настоящего положения"
2.5. Преподавателям учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.
3. Порядок исчисления заработной платы
3.1. Порядок исчисления заработной платы учителям, преподавателям (за исключением преподавателей образовательных учреждений, предусмотренных разделом 2 настоящего Положения).
3.1.1. Месячная заработная плата учителей и преподавателей определяется путем умножения размеров ставок их заработной платы, установленных с учетом квалификации и повышений по основаниям, указанным в разделе 5, на фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической работы в неделю.
В таком же порядке исчисляется месячная заработная плата:
учителей и преподавателей за работу в другом государственном образовательном учреждении (одном или нескольких), осуществляемую на условиях совместительства;
учителей, для которых данное учреждение является местом основной работы, при возложении на них обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также по проведению занятий по физкультуре с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
3.1.2. Установленная учителям при тарификации заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года.
3.1.3. Тарификация учителей и преподавателей производится один раз в год, но раздельно по полугодиям, если учебными планами на каждое полугодие предусматривается разное количество часов на предмет.
3.1.4. Исчисление заработной платы учителей за работу по обучению детей, находящихся на длительном лечении в больницах, а также учителей вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (классов очного обучения, групп заочного обучения) в зависимости от объема их учебной нагрузки производится два раза в год - на начало первого и второго учебных полугодий.
Тарификация учителей, осуществляющих обучение детей, находящихся на длительном лечении в больницах, если постоянная сменяемость обучающихся влияет на учебную нагрузку учителей, производится следующим образом: в учебную нагрузку учителя включаются при тарификации на начало каждого полугодия не все 100% часов, отведенных учебным планом на групповые и индивидуальные занятия, а 80% от этого объема часов. Месячная заработная плата за часы преподавательской работы будет определяться в этом случае путем умножения ставки заработной платы на объем нагрузки, взятой в размере 80% от фактической нагрузки на начало каждого полугодия, и деленной на установленную норму часов в неделю.
Установленную таким образом месячную заработную плату учителю следует выплачивать до начала следующего полугодия независимо от фактической нагрузки в разные месяцы данного учебного полугодия, а по окончании каждого учебного полугодия часы преподавательской работы, выполненные сверх объема учебной нагрузки, установленной при тарификации, оплачиваются дополнительно по часовым ставкам.
При невыполнении по не зависящим от учителя причинам объема учебной нагрузки, установленной при тарификации, уменьшение заработной платы не производится.
3.1.5. За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, а также в периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, оплата труда педагогических работников и лиц из числа руководящего, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, ведущих в течение учебного года преподавательскую работу, в том числе занятия с кружками, производится из расчета заработной платы, предусмотренной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены учебных занятий (образовательного процесса) по указанным выше причинам.
Лицам, работающим на условиях почасовой оплаты и не ведущим педагогической работы во время каникул, оплата за это время не производится.
3.2. Порядок исчисления заработной платы преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования (за исключением преподавателей педагогических училищ, педагогических колледжей, к которым применяется порядок исчисления заработной платы, предусмотренный для учителей).
3.2.1. До начала учебного года средняя месячная заработная плата преподавателей государственного образовательного учреждения определяется путем умножения часовой ставки преподавателя на установленный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев.
Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки заработной платы на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа).
Установленная средняя месячная заработная плата выплачивается преподавателям за работу в течение всего учебного года, а также за период каникул, не совпадающий с ежегодным отпуском.
3.2.2. Преподавателям, поступившим на работу в течение учебного года, средняя месячная заработная плата определяется путем умножения их часовых ставок на объем учебной нагрузки, приходящейся на число полных месяцев работы до конца учебного года, и деления полученного произведения на количество этих же месяцев. Заработная плата за неполный рабочий месяц в этом случае выплачивается за фактическое количество часов по часовым ставкам.
3.2.3. Преподавателям, поступившим на работу до начала учебного года, заработная плата выплачивается из расчета месячной ставки заработной платы с учетом его квалификации (уровня образования, стажа педагогической работы, квалификационной категории).
3.2.4. При повышении ставки заработной платы в связи с увеличением стажа педагогической работы, получением образования или присвоением квалификационной категории средняя месячная заработная плата определяется путем умножения новой часовой ставки на объем годовой нагрузки, установленной в начале учебного года при тарификации, и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев.
3.2.5. Часы преподавательской работы, данные сверх установленной годовой учебной нагрузки, оплачиваются дополнительно по часовым ставкам только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки. Эта оплата производится помесячно или в конце учебного года.
Оплата труда преподавателей за часы учебных занятий, выполненные при замещении временно отсутствовавших работников по болезни и другим причинам, производится дополнительно по часовым ставкам помесячно или в конце учебного года также только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки, установленной при тарификации.
Если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, то со дня его начала производится перерасчет средней заработной платы преподавателей исходя из уточненного объема учебной нагрузки в порядке, предусмотренном для преподавателей, поступивших на работу в течение учебного года.
3.2.6. В том случае, когда в соответствии с действующим законодательством преподаватели освобождаются от учебных занятий с сохранением за ними частично или полностью заработной платы (ежегодный и дополнительный отпуска, учебные сборы, командировка и так далее), установленный им объем годовой учебной нагрузки должен быть уменьшен на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней - за неполный месяц. В таком же порядке производится уменьшение годовой учебной нагрузки в случае освобождения преподавателей от учебных занятий без сохранения заработной платы, а также в случаях временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
Уменьшение нагрузки за дни, когда преподаватель фактически выполнил учебную работу (например, в день выдачи больничного листа, в день выбытия в командировку и прибытия из нее), не производится.
Если в образовательном учреждении учебный процесс продолжается в течение всего календарного года и ежегодный отпуск преподавателям в связи с этим может предоставляться в различные месяцы года, а не только в период летних каникул, снижение учебной нагрузки за время ежегодного отпуска за текущий учебный год также не производится.
Установленная при тарификации средняя месячная заработная плата во всех случаях, указанных в настоящем пункте, уменьшению не подлежит. Часы преподавательской работы, выполненные преподавателем в течение учебного года сверх уменьшенной нагрузки, оплачиваются дополнительно в соответствии с пунктом 4.11 настоящего Положения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Следует читать: "в соответствии с пунктом 4.1 настоящего положения"
3.2.7. В случае, когда в соответствии с действующим законодательством руководитель физического воспитания и преподаватель-организатор (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) освобождаются от учебных занятий (отпуск, временная нетрудоспособность, пребывание в командировке и другое), установленный им объем учебной нагрузки в счет получаемого должностного оклада уменьшению не подлежит. Уменьшается только та часть учебной нагрузки, оплата за которую производится в порядке, установленном для преподавателей.
3.2.8. В учреждениях начального и среднего профессионального образования изменения в течение учебного года в учебных планах, перевод обучающихся (студентов) с одних специальностей на другие, а также слияние учебных групп, как правило, производиться не должны.
В том случае, если по каким-то причинам в период учебного года произошло уменьшение объема нагрузки отдельных преподавателей, то им в остающийся до конца учебного года период выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации на начало учебного года.
3.2.9. В учреждениях среднего профессионального образования с индивидуальными формами обучения (училищах культуры и искусства) тарификация преподавателей производится дважды в учебном году: на начало первого и на начало второго полугодий.
За часы преподавательской работы, не выполненные в связи с неявкой студентов на занятия, оплата труда преподавателей производится из расчета не ниже двух третей их часовой тарифной ставки.
3.2.10. Оплата труда мастеров производственного обучения образовательных учреждений производится по должностным окладам, соответствующим их квалификации.
Должностные обязанности мастера производственного обучения в пределах 36-часовой рабочей недели определяются в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой. Количество мастеров производственного обучения определяется образовательным учреждением исходя из количества часов практических занятий с обучающимися (в неделю, в год), предусмотренных на эти цели учебным планом (программами), а также времени, необходимого для выполнения других должностных обязанностей. Наряду с целыми единицами должностей мастеров производственного обучения из-за недостаточного объема учебной и другой работы могут вводиться должности с оплатой труда в размере 0,25, 0,5, 0,75 должностного оклада.
4. Порядок и условия почасовой оплаты труда
4.1. Почасовая оплата труда учителей, преподавателей и других педагогических работников государственных образовательных учреждений применяется при оплате:
за часы, выполненные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей и других педагогических работников, продолжавшегося не свыше двух месяцев;
за педагогическую работу специалистов предприятий, учреждений и организаций (в том числе из числа работников органов управления образованием, методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения;
преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования за выполнение преподавательской работы сверх уменьшенного годового объема учебной нагрузки.
Размер оплаты за один час указанной педагогической работы определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов, установленного по занимаемой должности. Среднемесячное количество рабочих часов определяется путем умножения нормы часов педагогической работы в неделю, установленной за ставку заработной платы педагогического работника, на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году). Для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования размер оплаты за один час определяется, как было указано в пункте 4.2.1. настоящего Положения, - путем деления месячной ставки заработной платы на 72 часа.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Следует читать: "как было указано в пункте 3.2.1 настоящего положения"
Оплата труда за замещение отсутствующего учителя (преподавателя), если оно осуществлялось свыше двух месяцев, производится со дня начала замещения за все часы фактической преподавательской работы на общих основаниях с соответствующим увеличением его недельной (месячной) учебной нагрузки путем внесения изменений в тарификацию.
4.2. Руководители государственных образовательных учреждений в пределах имеющихся средств, если это целесообразно и не ущемляет интересов основных работников данного учреждения, могут привлекать для проведения учебных занятий с обучающимися (воспитанниками) высококвалифицированных специалистов (например, на непродолжительный срок для проведения отдельных занятий, курсов, лекций и так далее) с применением условий и коэффициентов ставок почасовой оплаты труда согласно приложению N 7 к настоящему Положению.
Указанные ставки могут применяться, например, при оплате высококвалифицированных специалистов, привлекаемых для проведения отдельных занятий, курсов, лекций, факультативов, учебных предметов, по которым в целом на образовательное учреждение предусмотрено незначительное количество учебных часов, а также при оплате труда лиц из числа профессорско-преподавательского состава вузов, работников научных учреждений и в других случаях, когда нецелесообразно определять почасовую оплату педагогического работника от ставки заработной платы на основе разрядов тарифной сетки.
4.3. Порядок ведения документации, типовые формы договора, в соответствии с которыми производится почасовая оплата труда, предельное количество часов учебных занятий, для оплаты которых привлекаются высококвалифицированные специалисты с оплатой труда с применением коэффициентов согласно приложению N 7 к настоящему Положению, устанавливается Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.
5. Повышение ставок заработной платы и должностных окладов
5.1. Педагогическим и другим работникам за специфику работы в отдельных государственных образовательных учреждениях осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов) в следующих размерах и случаях:
5.1.1. На 25% - специалистам и руководящим работникам за работу в государственных образовательных учреждениях, расположенных в районных центрах сельской местности, согласно приложению N 8 к настоящему Положению;
На 30% - специалистам и руководящим работникам за работу в государственных образовательных учреждениях, расположенных в иных населенных пунктах сельской местности, согласно приложению N 8 к настоящему Положению;
5.1.2. На 20% - за работу в специальных (коррекционных) государственных образовательных учреждениях (отделениях, классах, группах) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в том числе с задержкой психического развития);
5.1.3. На 15% - в государственных образовательных учреждениях, имеющих специальные (коррекционные) отделения, классы, группы для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии или классы (группы) для обучающихся (воспитанников), нуждающихся в длительном лечении, повышение должностного оклада руководителя;
Если такие классы (группы) созданы в общеобразовательных школах-интернатах, то повышение должностных окладов (ставок заработной платы) руководителей, а также работников, непосредственно занятых в таких классах (группах), производится на 20%;
5.1.4. На 20% - за работу в государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также за работу в группах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
В образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в группах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учреждений начального профессионального образования), с контингентом обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, с задержкой психического развития либо нуждающихся в длительном лечении, имеющих отклонения в умственном развитии, ставки заработной платы (должностные оклады) повышаются по двум основаниям: на 20% и на 15-20%;
5.1.5. На 60% - за работу в государственных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
За работу в указанных государственных образовательных учреждениях, занятых обучением лиц, которым решением суда определено содержание в исправительных колониях строгого или особого режима, ставки и оклады дополнительно повышаются в порядке, установленном для рабочих и служащих исправительных колоний за работу с этими осужденными, на 10%.
При установлении ставок (окладов) работников на основе ЕТС и их повышении по основаниям, указанным в настоящем пункте, применяется ставка 1-го разряда ЕТС, увеличенная на 20%, как это предусмотрено для гражданского персонала исправительных учреждений, при которых созданы эти образовательные учреждения;
5.1.6. На 15% - педагогическим работникам лицеев, гимназий, колледжей;
5.1.7. На 20% - учителям и другим педагогическим работникам за индивидуальное обучение на дому на основании медицинского заключения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья;
5.1.8. На 20% - специалистам психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий;
5.1.9. На 15% - старшим мастерам и мастерам производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования, организованных для обучения профессиям художественных ремесел.
5.2. На 15% ставки заработной платы в государственных образовательных учреждениях повышаются учителям и преподавателям национального языка и литературы общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования всех видов (классов, групп и учебно-консультационных пунктов) с русским языком обучения.
5.3. Оплата труда с применением тарифного коэффициента, соответствующего более высокому разряду, чем это предусмотрено тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования (без присвоения более высокого разряда) устанавливается в следующих случаях:
5.3.1. С применением тарифного коэффициента, предусмотренного на два разряда выше, осуществляется работникам, имеющим ученую степень доктора наук по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин);
5.3.2. С применением тарифного коэффициента, предусмотренного на один разряд выше, осуществляется:
работникам, имеющим ученую степень кандидата наук по профилю государственного образовательного учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин);
руководящим работникам и специалистам государственных образовательных учреждений, имеющим почетные звания "Народный учитель", "Заслуженный учитель" и "Заслуженный преподаватель" СССР, Российской Федерации и союзных республик, входивших в состав СССР;
руководящим работникам государственных образовательных учреждений, имеющим другие почетные звания: "Заслуженный мастер профтехобразования", "Заслуженный работник физической культуры", "Заслуженный работник культуры", "Заслуженный врач", "Заслуженный юрист" и другие почетные звания СССР, Российской Федерации и союзных республик, входивших в состав СССР, установленные для работников различных отраслей, название которых начинается со слов "Народный", "Заслуженный", при условии соответствия почетного звания профилю учреждения, а педагогических работников образовательных учреждений - при соответствии почетного звания профилю педагогической деятельности или преподаваемых дисциплин;
работникам государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, имеющим звания "Заслуженный тренер", "Заслуженный мастер спорта", "Мастер спорта международного класса", "Гроссмейстер по шахматам (шашкам)".
5.3.3. При наличии у работника двух оснований (наличие почетного звания и ученой степени) повышение оплаты труда производится по одному (максимальному) основанию в пределах 18 разрядов ЕТС.
5.4. При наличии у работников, имеющих почетное звание или ученую степень, права на повышение ставок заработной платы в процентах (за работу в сельской местности, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и др.) повышению подлежат ставки (оклады), установленные им с учетом почетного звания или ученой степени.
5.5. В случаях, когда работникам предусмотрено повышение ставок (окладов) по двум и более основаниям (в процентах или в рублях), абсолютный размер каждого повышения, установленного в процентах, исчисляется из ставки (оклада) без учета повышения по другим основаниям. При этом первоначально оклады (ставки) повышаются на размеры их повышений в процентах, а затем на размеры повышений в абсолютных величинах.
5.6. Повышения ставок (окладов) по основаниям, предусмотренным в разделе 6 настоящего Положения, образуют новые размеры ставок заработной платы (должностных окладов), применяемых при исчислении заработной платы с учетом объема учебной нагрузки (педагогической работы).
6. Компенсационные и стимулирующие выплаты
6.1. Доплаты компенсационного характера за условия труда, отклоняющиеся от нормальных.
6.1.1. Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях. В государственных образовательных учреждениях каждый час работы в ночное время оплачивается дополнительно в размере 35% часовой ставки (оклада).
6.1.2. В случае привлечения работника к работе в установленный ему графиком выходной день или нерабочий праздничный день работа оплачивается в двойном размере:
работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым ставкам, - в размере двойной дневной или часовой ставки;
работникам, получающим месячный оклад, - в размере одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной и нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
6.1.3. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором или трудовым договором.
По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
6.1.4. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест.
6.1.5. Педагогическим и другим работникам, направленным в оздоровительные лагеря, производится доплата за систематическую переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени, в размере 15% тарифной ставки (оклада).
Перечень категорий работников, которым может быть установлена доплата к ставкам и должностным окладам за систематическую переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени, утверждается учреждением.
6.1.6. Работнику (в том числе работающему по совместительству), выполняющему у одного и того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Работник может совмещать не более одной ставки.
Объемы дополнительной работы и размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются дополнительным соглашением к трудовому договору.
Порядок и условия совмещения профессий (должностей) к руководящим работникам не применяются.
6.1.7. Работникам государственных образовательных учреждений к заработной плате устанавливаются районный коэффициент, коэффициенты за работу в безводных местностях и высокогорных районах в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
6.2. Стимулирующие выплаты.
Работодатель в пределах средств, направляемых на оплату труда, имеет право устанавливать различные системы премирования, виды стимулирующих доплат и надбавок (за высокую результативность работы, успешное выполнение наиболее сложных работ, высокое качество работы, напряженность, интенсивность труда), оказывать материальную помощь, порядок и размеры выплаты которых закрепляются в коллективном договоре, локальном акте образовательного учреждения.
6.2.1. Водителям легковых автомобилей, автобусов с ненормированным рабочим днем устанавливается доплата до 50% тарифной ставки (оклада).
6.2.2. Водителям грузовых и легковых автомобилей выплачивается ежемесячная надбавка за классность в следующих размерах:
10% - водителям 2-го класса
25% - водителям 1-го класса.
6.2.3. Премирование работников производится в соответствии с положением, утверждаемым руководителем учреждения с учетом мнения представительного органа работников. В положении о премировании в обязательном порядке указываются показатели, условия и размеры по каждому виду премирования. Размер премии предельными размерами не ограничивается, но премирование производится в пределах утвержденного фонда оплаты труда.
6.2.4. Размеры доплат и порядок их установления за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг основных обязанностей работников, определяется государственным образовательным учреждением в пределах средств, направляемых на оплату труда, самостоятельно и закрепляются локальными нормативными актами образовательного учреждения.
В перечень видов дополнительно оплачиваемых работ, не входящих в должностные обязанности работников, но непосредственно связанных с образовательным процессом, включаются: классное руководство; проверка письменных работ; заведование: отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, интернатами при школе и др.; руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями; проведение работы по дополнительным образовательным программам; организация трудового обучения, профессиональной ориентации и другие.
6.2.5. Надбавки за продолжительность непрерывной работы в государственных образовательных учреждениях устанавливаются в следующих максимальных размерах:
библиотечным работникам устанавливаются надбавки за непрерывный стаж работы в библиотеке в размере 10% оклада (ставки) за первые пять лет и 10% через каждые последующие 5 лет. Максимальный размер надбавок не может превышать 40% оклада (ставки).
Медицинским работникам устанавливаются надбавки за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения и в должности медицинского работника в образовательных учреждениях в размере 20% тарифной ставки (оклада) за первые три года и 10% за последующие два года непрерывной работы, но не выше 30% оклада (ставки).
Изменение размеров надбавок за продолжительность непрерывной работы производится со дня достижения стажа, дающего право на увеличение размера надбавки, если документы, подтверждающие непрерывный стаж, находятся в учреждении, или со дня представления необходимого документа, подтверждающего непрерывный стаж.
6.2.6. Работникам государственных образовательных учреждений, работающим в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в этих местностях в размере 10% заработной платы по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждый последующий год работы до достижения 50% заработной платы.
6.2.7. Надбавки молодым специалистам государственных образовательных учреждений устанавливаются в соответствии с Законом Республики Алтай от 31 мая 2004 г. N 20-РЗ "О регулировании отношений в области образования в Республике Алтай".
Постановлением Правительства Республики Алтай от 20 сентября 2007 г. N 184 в пункт 6.2.8 настоящего Положения внесены изменения
6.2.8. Работникам, занимающим штатные должности в государственном учреждении институте повышения квалификации, ученые степени по которым предусмотрены тарифно-квалификационными требованиями, согласованными и утвержденными в установленном порядке, устанавливаются ежемесячные доплаты за ученую степень:
кандидату наук - в размере 3000 рублей;
доктору наук - в размере 7000 рублей.
При установлении доплаты за наличие ученой степени разряд оплаты труда за наличие ученой степени не повышается.
7. Порядок определения уровня образования
7.1. Уровень образования педагогических работников при установлении разрядов оплаты труда (ставок заработной платы, должностных окладов) определяется на основании дипломов, аттестатов и других документов о соответствующем образовании независимо от специальности, которую они получили (за исключением тех случаев, когда это особо оговорено).
7.2. Требования к уровню образования при установлении разрядов оплаты труда работников, определенные в разделе "Требования к квалификации по разрядам оплаты" тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации, предусматривают наличие среднего или высшего профессионального образования и, как правило, не содержат специальных требований к профилю полученной специальности по образованию.
Специальные требования к профилю полученной специальности по образованию предъявляются по должностям концертмейстера, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, логопеда (наименование должности "логопед" применяется только в учреждениях здравоохранения).
7.3. Педагогическим работникам, получившим диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании, разряды оплаты труда (ставки заработной платы, должностные оклады) устанавливаются как лицам, имеющим высшее профессиональное образование, а педагогическим работникам, получившим диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании, - как лицам, имеющим среднее профессиональное образование.
Наличие у работников диплома государственного образца "бакалавр", "специалист", "магистр" дает право на установление им разрядов оплаты труда (ставок заработной платы, должностных окладов), предусмотренных для лиц, имеющих высшее профессиональное образование.
Наличие у работников диплома государственного образца о неполном высшем профессиональном образовании права на установление разрядов оплаты труда, предусмотренных для лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, не дает.
Окончание трех полных курсов высшего учебного заведения, а также учительского института и приравненных к нему учебных заведений дает право на установление разрядов оплаты труда (ставок заработной платы, должностных окладов), предусмотренных для лиц, имеющих среднее профессиональное образование.
7.4. Концертмейстерам и преподавателям музыкальных дисциплин, окончившим консерватории, музыкальные отделения и отделения клубной и культпросветработы институтов культуры, педагогических институтов (университетов), педагогических училищ и музыкальных училищ, работающим в образовательных учреждениях, разряды оплаты труда (ставки заработной платы или должностные оклады) устанавливаются как работникам, имеющим высшее или среднее музыкальное образование.
7.5. Учителям-логопедам, учителям-дефектологам, логопедам, а также учителям учебных предметов (в том числе в начальных классах) специальных (коррекционных) государственных образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разряды оплаты труда (ставки заработной платы или должностные оклады) как лицам, имеющим высшее дефектологическое образование, устанавливаются:
при получении диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании по специальностям: тифлопедагогика; сурдопедагогика; олигофренопедагогика; логопедия; специальная психология; коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная); дефектология и другим аналогичным специальностям;
окончившим специальные факультеты по указанным выше специальностям и получившим диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.
7.6. Работники, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии государственного образовательного учреждения, в порядке исключения, могут быть назначены руководителем государственного образовательного учреждения на соответствующие должности так же, как и работники, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Этим работникам может быть установлен разряд оплаты труда в пределах диапазона разрядов, предусмотренных в зависимости от стажа педагогической работы и образования.
8. Порядок определения стажа педагогической работы
8.1. Основным документом для определения стажа педагогической работы является трудовая книжка.
Стаж педагогической работы, не подтвержденный записями в трудовой книжке, может быть установлен на основании надлежаще оформленных справок за подписью руководителей соответствующих учреждений, скрепленных печатью, выданных на основании документов, подтверждающих стаж работы по специальности (приказы, послужные и тарификационные списки, книги учета личного состава, табельные книги, архивные описи и так далее). Справки должны содержать данные о наименовании образовательного учреждения, о должности и времени работы в этой должности, о дате выдачи справки, а также сведения, на основании которых выдана справка о работе.
В случае утраты документов о стаже педагогической работы указанный стаж может быть установлен на основании справок с прежних мест работы или на основании письменных заявлений двух свидетелей, подписи которых должны быть удостоверены в нотариальном порядке. Свидетели могут подтверждать стаж только за период совместной работы.
В исключительных случаях, когда не представляется возможным подтвердить стаж работы показаниями свидетелей, которые знали работника по совместной работе, и за период этой работы, органы, в подчинении которых находятся образовательные учреждения, могут принимать показания свидетелей, знавших работника по совместной работе в одной системе.
8.2. В стаж педагогической работы засчитывается:
педагогическая, руководящая и методическая работа в образовательных и других учреждениях согласно приложению N 9 к настоящему Положению;
время работы в других учреждениях и организациях, службы в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации, обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования - в порядке, предусмотренном приложением N 10 к настоящему Положению.
Под педагогической деятельностью, которая учитывается при применении пункта 2 приложения N 10 к настоящему Положению, понимается работа в образовательных и других учреждениях, предусмотренных в приложении N 9 к настоящему Положению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.