Принят Постановлением Государственного Собрания -
Эл Курултай Республики Алтай от 15 февраля 2008 г. N 18-17
Председатель
Государственного Собрания -
Эл Курултай Республики Алтай |
И.И.Белеков |
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай |
А.В.Бердников |
г. Горно-Алтайск
3 марта 2008 года
N 7-РЗ
Республиканская целевая программа
"Демографическое развитие Республики Алтай на 2008-2010 годы"
(утв. Законом Республики Алтай "О республиканской целевой программе
"Демографическое развитие Республики Алтай на 2008-2010 годы")
1. Паспорт
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа "Демографическое развитие Республики Алтай на 2008-2010 годы" |
Основание для разработки Программы |
Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" |
Государственный заказчик Программы |
Министерство труда и социального развития Республики Алтай |
Основные разработчики Программы |
Министерство труда и социального развития Республики Алтай |
Цели Программы |
Формирование предпосылок для улучшения демографической ситуации, повышение качества жизни и увеличение продолжительности жизни населения в Республике Алтай |
Задачи Программы |
Сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин; сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, детей и подростков; укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни; повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей; укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития |
Сроки реализации Программы |
Срок реализации Программы: 2008 - 2010 годы. Программа реализуется в один этап: 2008 - 2010 годы |
Исполнители Программы |
Министерство труда и социального развития Республики Алтай; Министерство здравоохранения Республики Алтай; Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай; Комитет занятости населения Республики Алтай; Министерство культуры Республики Алтай; Министерство финансов Республики Алтай; Министерство регионального развития Республики Алтай; Комитет по физической культуре и спорту Республики Алтай; Миграционная служба Республики Алтай |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования Программы составляет 2398376 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования: за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 836770 тыс. рублей; за счет средств федерального бюджета -1558606 тыс. рублей; за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации (по согласованию) - 3000 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Увеличение охвата детей дошкольным образованием с 3-х до 7 лет с 51% до 70%; рост удельного веса молодых семей, улучшивших жилищные условия, до 2,3%; ежегодное обеспечение жильем 180 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; снижение заболеваемости населения болезнями системы кровообращения на 10%, снижение уровня преждевременной смертности от сердечно-сосудистых заболеваний трудоспособного возраста на 15%, снижение первичного выхода на инвалидность лиц с заболеваниями сердечно-сосудистой системы на 25%; снижение средней длительности пребывания больного до 10 койко-дней, снижение уровня общей смертности на 10%, снижение уровня младенческой смертности на 10%; снижение смертности от туберкулеза до 30 случаев на 100 тысяч населения; снижение заболеваемости по всем нозологиям на 10%; снижение смертности от травм на 10%, снижение первичного выхода на инвалидность трудоспособного населения при травмах и патологии костно-мышечной системы на 10%; снижение процента поздней госпитализации больных с экстренной хирургической патологией на 6%, снижение первичного выхода на инвалидность от острых хирургических заболеваний на 25%; снижение санитарных потерь от стихийных бедствий, аварий, катастроф, эпидемий до 4,5%, снижение догоспитальной летальности на 11 %; снижение летальности среди больных и пострадавших при госпитализации по неотложным показаниям до 6,5 на 10 тысяч населения, снижение преждевременной смертности при острых заболеваниях, отравлениях, травмах на 10%; увеличение количества доноров в 1,8 раза, увеличение количества кроводач в 1,13 раза, увеличение количества заготовленной крови; снижение уровня общей смертности на 10%, снижение первичного выхода на инвалидность на 10 %; снижение уровня заболеваемости наркологическими болезнями и связанными с ними психическими расстройствами среди несовершеннолетних и молодежи на 5%, снижение количества несовершеннолетних и молодых людей, употребляющих психоактивные вещества, на 7%; повышение ранней выявляемости онкологических заболеваний на 1-2 стадиях до 38%, увеличение продолжительности жизни онкологических больных до 5 лет и более; снижение заболеваемости туберкулезом на 10%, снижение смертности от туберкулеза на 6%; выявление и внедрение наиболее эффективных перспективных проектов общественных объединений, направленных на обеспечение доступности социально-реабилитационных услуг; повышение образовательного уровня в вопросах охраны труда участников производственного процесса; снижение травматизма и профзаболеваний; сохранение жизни и здоровья работников; увеличение показателя рождаемости на 10%, снижение показателя младенческой смертности до 14% (на 1000 родившихся живыми); снижение инвалидизации от сахарного диабета на 10%, снижение заболеваемости туберкулезом до 140 на 100 тыс. человек; охват граждан старшего поколения социально-значимыми# мероприятиями - 4000 человек; увеличение количества пенсионеров, получивших адресную социальную помощь, до 4188 человек; увеличение продолжительности жизни у мужчин на 2,5 года, у женщин - на 1,5 года; внедрение результатов исследований в области геронтологии, продление активного долголетия и сохранения удовлетворительного жизненного потенциала граждан старших возрастных групп; рост удельного веса детей, получающих детское пособие, к общему числу детей - до 70 %; рост числа родившихся вторых и последующих детей до 4108; рост числа семей, получивших адресную помощь, до 420; усиление социальной поддержки общественных организаций, деятельность которых направлена на формирование ответственного родительства, защиту прав и законных интересов семей, детей и молодежи, пропаганду нравственных и семейных ценностей; снижение уровня женской безработицы на 0,5%; увеличение объема и повышение качества услуг, оказываемых семьям с детьми; повышение уровня профессионального мастерства и престижа профессии социального работника, специалистов, работающих с семьей и детьми, по оказанию им квалифицированной социальной помощи; укрепление духовно-нравственного ориентира семей, углубленное воспитание у детей интереса к культуре, к истокам нравственности; улучшение состояния физического здоровья семьи, пропаганда здорового образа жизни; увеличение количества несовершеннолетних с девиантным поведением, проходящих трудовую реабилитацию, до 118 детей; миграционный учет иностранных граждан - 25% от общего количества иностранных граждан, поставленных на миграционный учет в Республике Алтай |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Министерство финансов Республики Алтай с участием Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай, Министерство труда и социального развития Республики Алтай, Министерство здравоохранения Республики Алтай, Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, Комитет занятости населения Республики Алтай, Министерство культуры Республики Алтай, Министерство регионального развития Республики Алтай, Комитет по физической культуре и спорту Республики Алтай |
2. Общие положения
Программа Республики Алтай "Демографическое развитие Республики Алтай на 2008-2010 годы" (далее - Программа) - комплекс мероприятий правового, экономического, идеологического и организационного порядка, с помощью которых осуществляются цели и задачи демографической политики.
Настоящая Программа является единой и охватывает мероприятия по всем компонентам демографического развития.
Мероприятия Программы направлены на создание социально-экономических условий оптимального воспроизводства, размещения и занятости трудовых ресурсов, гармоничное социально-демографическое развитие семьи, укрепление жизненной безопасности и здоровья населения, укрепление правовых и духовно-нравственных основ семьи, создание государственно-общественного механизма управления демографическими процессами.
Реализация комплекса мероприятий Программы даст толчок сознательной активности государственных структур власти и общества в этой сфере путем создания благоприятных условий для естественного и расширенного воспроизводства населения.
3. Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения программными методами
На 1 января 2007 года на территории Республики Алтай проживало 205,4 тыс. человек, в том числе в сельской местности - 151,7 тыс. человек. По численности населения республика занимает 12 место в Сибирском федеральном округе - после Республики Тыва и Республики Хакасия. Удельный вес Республики Алтай в составе Западной Сибири и Российской Федерации по численности населения соответственно составляет 1,3% и 0,13%. Средняя плотность населения - 2,3 человека на 1 кв. км., что меньше аналогичного показателя по Западной Сибири в 2,8 раза, а по Российской Федерации - в 3,9 раза. Экономически активное население составляет 84,2 тыс. человек.
В 2006 году увеличение численности постоянного населения зафиксировано в 15 из 86 субъектов Российской Федерации, в том числе и в Республике Алтай.
Республика Алтай относится к числу пяти регионов, в которых рост численности постоянного населения обусловлен влиянием двух компонентов: естественного прироста и положительного сальдо миграции.
По численности населения на начало 2007 года Республика Алтай среди регионов Российской Федерации занимает 79 место.
В последние годы отмечается относительная стабилизация численности населения с незначительным ростом: 0,3% в 2004 - 2005 годах, 0,4% в 2006 году.
За анализируемый период темп прироста составил 1,2% (2442) человека: в том числе за счет превышения числа родившихся над числом умерших - 0,9% (1798 человек), за счет положительного сальдо миграции - 0,3 % (664 человека).
Год |
Численность населения |
Абсолютный прирост (+) убыль (-) |
В том числе |
Территориальные преобразования |
||
естественный прирост (+) убыль (-) |
сальдо миграции (+;-) |
|||||
На начало года |
На конец года |
|||||
2002 |
202945 |
203038 |
93 |
191 |
-98 |
- |
2003 |
203038 |
203214 |
176 |
219 |
-43 |
_ |
2004 |
203214 |
203889 |
675 |
498 |
177 |
- |
2005 |
203889 |
204474 |
585 |
332 |
253 |
- |
2006 |
204474 |
205387 |
913 |
558 |
355 |
- |
Возрастная структура населения: к трудоспособному относится 62,8 % жителей республики, моложе трудоспособного - 23,9 %, старше трудоспособного возраста - 13,4 %.
Одной из важных характеристик возрастного состава населения является средний возраст, в котором одновременно отражаются уровень рождаемости и показатели продолжительности жизни.
Средний возраст жителей республики вырос с 33,0 лет в 2002 году до 33,2 на 01.01.2007 года, тогда как на момент всероссийской переписи населения 1989 г. средний возраст населения составлял 30 лет. Средний возраст женщин (34,82) выше, чем у мужчин (31,41) на три года, за счет более высокой продолжительности жизни.
Средний возраст жителя республики ниже, чем у жителя России и Сибирского федерального округа (38,49 и 37,07 лет).
Увеличение среднего возраста населения происходит из-за понижения уровня рождаемости и уменьшения численности детей в общей численности населения.
Численность детей в возрасте от 0 до 15 лет на 01.01.2003 г. составляла 52029 человек.
На 01.01.2007 г. количество детей сократилось на 3578, и составило 48451 человек.
Уменьшение удельного веса детей в общей численности населения составило 2 % (на 01.01.2003 г. доля детей составляла 25,6 %, на 01.01.2007 - 23,6 %).
Ожидаемая продолжительность жизни по республике ниже средней по Российской Федерации: в 2005 году она составила у мужчин 56,6 лет, у женщин - 68,9 лет (по Российской Федерации - 60,6 и 73,1 лет соответственно).
Основной причиной низкой продолжительности жизни населения является высокая смертность граждан трудоспособного возраста.
В 2006 году в республике умерло 2837 человек. Абсолютное число умерших уменьшилось на 333 человека (на 10,5%) в сравнении с 2005 годом. Показатель уровня смертности (число умерших на 1000 человек населения) составил 13,8 промилле, против 15,5 в 2005 году.
В целом уровень смертности по республике ниже, чем по России (15,2 промилле) и СФО (15,1 промилле), снижение наблюдается по всем основным классам причин смерти.
Структура причин смертности населения республики за 2006 год не изменилась: ведущее место занимает смертность от болезней системы кровообращения - 1253 чел. (44,1%), на втором месте - от несчастных случаев, отравлений и травм - 726 чел. (25,5%) и на третьем - смертность от новообразований - 316 чел. (11,1%).
Остается высокой смертность населения в трудоспособном возрасте. В 2006 году в республике умерло 1162 человека (41 % от всех умерших.). Смертность трудоспособных мужчин в 3 раза превысила смертность женщин.
Наиболее высокий уровень смертности населения в возрастных группах от 20 до 49 лет.
Мужчины, умершие в данной возрастной группе, составили более половины (62%) от общего числа умерших в трудоспособном возрасте. В структуре причин смертности трудоспособного населения на первое место выходит смертность от внешних причин (464,1 на 100 000 тысяч человек населения), второе место занимает смертность от сердечно-сосудистых заболеваний (188,0) и на третьем месте - онкологические заболевания (81,1).
Показатель младенческой смертности в Республике Алтай (15,3 промилле умерших в возрасте до 1 года в расчете на 1000 родившихся) - один из самых высоких в Сибирском федеральном округе и в России (10,2 промилле).
В 2006 году увеличилась смертность детей первого года жизни: 15,3 промилле умерших в возрасте до одного года в расчете на 1000 родившихся, против 14,3 в 2005 году. В числе умерших детей и подростков до 15 лет новорожденные, не дожившие до 1 года, составили 55,9 %.
Наиболее высокий уровень младенческой смертности наблюдается от причин, во многом зависящих от репродуктивного здоровья женщин - 52% случаев смерти новорожденных приходится на состояния, возникающие в перинатальный период (28 недель беременности, включая роды и первые семь дней жизни ребенка). 27% умерли от врожденных аномалий. Около 6% малышей умерли от несчастных случаев, отравлений и травм. На долю смертей, связанных с болезнями органов дыхания и пищеварения приходится 10%.
Уровень смертности обусловлен высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения. Не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей. Недостаточно развиты формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых и другие).
Существуют различные измерители интенсивности смертности, но наиболее адекватной обобщающей характеристикой современного уровня смертности является ожидаемая продолжительность жизни.
В Республике Алтай данный показатель ниже, чем в Российской федерации (66,60) на 4 года и в Сибирском федеральном округе - на 2 года.
Однако за 2006 г. продолжительность жизни жителей республики увеличилась на 2 года и составила 62,49 лет. Горожане живут дольше сельчан на 1,68 года. Женщины живут дольше мужчин на 12,28 лет. Среди долгожителей (100 лет и старше) республики - 25 человек на 01.01.2007 г., в том числе 1 мужчина.
Уровень рождаемости (число родившихся на тысячу человек населения) в республике на 01.01.2007 г. составил 16,6 промилле, это выше уровня 2002 г. (16,0) и ниже уровня 2005 г. (17,2) на 0,6 промилле.
Абсолютное число рождений в республике за 2006 г. уменьшилось на 3 % и составило 3395 человек (3502 ребенка в 2005 г.).
В общей численности новорожденных в 2006 г. число первенцев составило 67,5 %, родившиеся по порядку вторыми, третьими и т.д. (повторные рождения) составляют 32,5 % от всех родившихся.
Сокращение рождаемости произошло при сокращении всех очередностей рождения, кроме первой. За пять лет повторные рождения сократились в полтора раза.
Структура новорожденных по очередности рождения характеризует динамику изменений в репродуктивном поведении населения. Высокая доля первенцев в общем числе родившихся говорит о том, что население ориентировано на однодетную семью.
Наибольшее число рождений приходится на молодых женщин в возрасте от 20 до 29 лет. За 2006 год женщины этого возраста родили 2187 детей (64% от общего числа родившихся), 447 малышей (13%) родилось у матерей в возрасте до 19 лет, 54 ребенка (1,6%) - у мам в возрастной группе 40 - 49 лет.
Сохранилась тенденция увеличения рождаемости у женщин в возрасте 30-39 лет. По сравнению с прошлым годом число родившихся увеличилось на 24 малыша (3,6%) и составило 700 детей.
Можно предположить, что такие различия в динамике показателей рождаемости у женщин разных возрастов отражают, с одной стороны, откладывание рождений, а с другой стороны - частичную реализацию отложенных ранее рождений в более старших возрастных группах.
Следующей характеристикой воспроизводства населения является суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной за свою жизнь).
Несмотря на то, что в республике сохраняется естественный прирост населения, суммарный коэффициент рождаемости остается низким, не обеспечивая простого воспроизводства населения.
В 2006 г. родилось 2,03 ребенка в среднем на одну женщину в течение жизни, тогда как необходимо 2,14 - 2,15.
Динамика рождаемости во многом определяется складывающимися семейно-брачными отношениями. Об изменениях, происходящих в репродуктивном поведении населения и в характере брачно-семейных отношений, свидетельствует неуклонный рост доли родившихся вне зарегистрированного брака.
Молодые пары все чаще отказываются от официальной регистрации брачных отношений. В 2006 году в республике вне зарегистрированного брака родилось 1157 детей, или 34,1 % от общего числа родившихся. Ранняя половая жизнь часто приводит к нежелательной беременности. В 2006 году 100 несовершеннолетних девочек стали мамами, из них 75 % - мамами-одиночками.
В сельской местности внебрачная рождаемость выше, чем в городе. Так, в 2006 году 36 % всех новорожденных детей в сельской местности рождены вне брака.
Непосредственное влияние на состояние естественного воспроизводства населения оказывают бракоразводные процессы.
Всего в 2006 году число юридически оформленных браков по Республике Алтай составило 1803 пары, что на 31 пару (1,7 %) больше, чем в 2005 году. На 1000 человек населения приходилось 8,8 браков, по Российской Федерации (7,8), Сибирскому федеральному округу (8,1).
Наряду с регистрируемыми браками увеличивается и число разводов.
В 2006 году на 1000 человек населения приходилось 3,9 разводов, по Российской Федерации (4,5), Сибирскому федеральному округу (5,0). Число юридически оформленных разводов в сравнении с 2005 годом увеличилось на 78 пар (10,8 %). Решаются на расторжение браков мужчины и женщины чаще в возрасте от 25 до 39 лет (55 % в общем числе расторгнутых браков). В большинстве случаев разведенные заводят новую семью, причем у мужчин это происходит чаще, чем у женщин. В 2006 году повторные браки составили 26 % в общем числе зарегистрированных браков.
Соотношение браков и разводов не улучшилось: на 1000 образовавшихся брачных пар пришлось 444 распавшихся (в 2005 г. - 407).
В результате разводов 547 детей и подростков в возрасте до 18 лет остались без одного из родителей.
В 2006 г. миграция, как фактор формирования населения, способствовала увеличению числа жителей республики.
Всего за год в республику прибыло 4429 человек, выбыло 4074 человека. Миграционный прирост составил 355 человек (в 2005 г. - 253 человека).
Основная часть мигрантов - 2408 человек (54,4 %) прибыла к новому месту жительства из города и районов республики, 1788 человек (40,4 %) - из других регионов России.
Международная миграция представлена 5,2 % (233 человека) и обеспечивалась в большей степени странами СНГ. Позитивным следствием миграции является существенное преобладание среди иммигрантов сравнительно молодого населения (15 % моложе трудоспособного и 77 % трудоспособного возрастов), что улучшает демографический и трудовой потенциал республики. Большинство прибывших - 53,7 % - составляют женщины.
Причины, по которым мигранты в возрасте 14 лет и старше прибыли к новому месту жительства, распределились следующим образом: по мотивам личного характера - 37,3 %, возврат к прежнему месту жительства - 23,8 %, желание найти работу - 20,2 % и 11,4 % - продолжить учебу. Каждый пятый из них имеет высшее образование, каждый третий - среднее профессиональное, каждый четвертый - среднее общее.
В 2006 г. в сравнении с 2005 г. приток населения в город увеличился почти в 4 раза. В сельской местности, напротив, сложился отрицательный миграционный прирост за счет превышения числа выбывших над прибывшими. Максимальная доля выбывших к новому месту постоянного жительства также ограничивается пределами республики - 59,1 %, на другие субъекты России приходится 39,5 %.
Основными причинами выбытия явились: личные - 43,3 %, возврат к прежнему месту жительства - 18,9 %, в поисках работы мигрировали 17,8 %.
В миграционных процессах Республики Алтай произошли следующие изменения: уменьшение общего объема миграции; увеличение миграционного прироста населения республики за счет положительного сальдо миграции, сложившегося с регионами России и странами СНГ и Балтии; увеличение миграционных потоков из районов республики в город; увеличение доли мигрантов трудоспособного и моложе трудоспособного возрастов.
Таким образом, к числу наиболее острых негативных региональных проблем, касающихся демографической ситуации, относятся:
снижение рождаемости до уровня, не обеспечивающего простого численного замещения поколений родителей их детьми;
высокая общая смертность и особенно младенческая смертность;
высокая смертность в трудоспособном возрасте;
низкая продолжительность жизни.
Принимаемые меры социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи, развитие новых методов социальной поддержки, расширение спектра социальных услуг, предоставляемых семье, не обеспечивают достаточную защиту семьи, так как направлены в основном на поддержку семей, уже оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В республике проживает более 40 тысяч семей, в них свыше 57,5 тысяч детей, в том числе:
многодетных семей - 3,7 тысяч (9 %), в них детей 12152;
неполных семей - 8,4 тысяч (21 %), в них детей 12583;
семей с детьми-инвалидами - 1,8 тысяч (4,5 %), в них детей 1927;
молодых семей - 5,2 тысяч (35 %), в них детей 7939;
малообеспеченных семей - 19,4 тысяч (48 %), в них детей 31292;
семей с опекаемыми детьми - 1051 (2,6 %), в них детей - 1317.
18,5 тысяч детей (32 %) живут в семьях с неработающими родителями, которые сегодня не имеют возможности полноценно обеспечить их нормальными условиями для проживания, самостоятельно преодолеть сложную жизненную ситуацию и нуждаются в социальной помощи и поддержке. Современная семья испытывает не только экономические проблемы, но и проблемы по преодолению внутренних конфликтов, созданию благоприятной атмосферы в семье, что ведет к распространению наркомании, токсикомании, курения и алкоголизма среди подростков. Все это требует принятия экстренных мер по противодействию потреблению наркотических средств и асоциальному поведению несовершеннолетних детей.
Социальная значимость проблем, связанных с развитием детей, обуславливает необходимость их решения программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и подростков, адаптацию к изменениям в социальной, экономической и экологической среде.
За последние пять лет в республике создана сеть специализированных нестационарных учреждений, в которых используются технологии, позволяющие оказывать детям экстренную помощь, поддерживать и восстанавливать их социальный статус, осуществлять социальную реабилитацию.
Государственным учреждением Республики Алтай "Комплексный Центр социального обслуживания населения", муниципальными учреждениями по социальному обслуживанию населения за 1 полугодие текущего года оказано более 147 тысяч социальных услуг взрослым и детям, обслужено 32 тысячи семей и детей, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В тоже# время имеет место слабое развитие материально-технической базы этих учреждений, которое не позволяет на современном уровне проводить программы социальной реабилитации взрослых и детей.
Из-за ограниченности финансовых средств учреждения развиваются медленно и охватывают незначительную часть населения. Остро не хватает квалифицированных кадров.
Решению названных проблем будет способствовать реализация мероприятий программы.
В связи с чем основными направлениями поддержки семьи являются: формирование идеологии крепких семейных отношений; разработка системы минимальных социальных стандартов государственной семейной политики; усиление приоритетности модели семьи с обоими родителями, состоящими в первом браке, расширение их репродуктивной ориентации на двух-, трехдетную семью; формирование личности, ориентированной на семью, через систему подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни, повышение воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации.
В настоящее время актуальной является проблема старения населения, так как имеет огромное значение для социального развития и благосостояния населения.
Согласно прогнозам демографического развития народонаселения мира, число людей в возрасте старше 60 лет в 2050 году составит примерно 2 млрд. человек.
В республике проживает более 38 тысяч людей пожилого возраста (13,4%).
Доля лиц пенсионного возраста в общей численности населения увеличится в 2025 году, и каждый пятый житель республики будет находиться в возрасте старше трудоспособного.
Одним из основных направлений по проблемам старения населения обозначается создание условий для полноправного и эффективного участия пожилых людей в экономической, политической и социальной жизни общества, в частности, посредством приносящего доход и добровольного труда. Статистика свидетельствует, что до 20 % лиц, достигших пенсионного возраста, продолжают трудиться в своих организациях и учреждениях.
Знаменательным является распространение в последние годы среди людей старшего поколения интереса к физическим упражнениям, неутомительным подвижным играм, краеведению и туризму.
В действующих стационарных домах-интернатах для престарелых и инвалидов старые люди участвуют в жизни клубов по интересам, в общественной жизни, создают новые семьи, охотно работают над собой в приобретении навыков активности, в постоянном обновлении интересов.
Следует отметить положительную динамику в трудовой терапии, к участию в труде привлекаются более 50 % человек пожилого возраста. Средний возраст проживающих увеличился до 76 лет, уровень смертности в домах-интернатах сократился почти вдвое за последние два года.
Продолжается работа по предоставлению различных социальных услуг пенсионерам и инвалидам в центрах и отделениях социального обслуживания.
В настоящее время в республике функционирует 13 отделений социального обслуживания на дому, что позволяет оказывать населению необходимый спектр социальных услуг. Востребованность услуг этих отделений постоянно повышается.
Социальные работники отделений обслуживают на дому более 800 одиноких и одиноко проживающих граждан, из которых 584 проживают в сельской местности.
Приоритетными направлениями в ближайшее время должны стать внедрение новых технологий по повышению качества жизни и улучшению социального положения граждан старшего поколения, в частности, семейного ухода за пожилыми людьми с целью продления пребывания в домашних условиях, развитие и совершенствование реабилитационных мероприятий, развитие системы технического обеспечения (протезы, ортопедические и слуховые аппараты, инвалидные коляски и другое медицинское оборудование), переоборудование квартир, где живут пожилые люди, с учетом их потребностей.
Особое внимание будет уделено использованию потенциала социальных служб для оказания поддержки семьям, осуществляющим семейный уход за пожилыми людьми и инвалидами, формированию у населения умений и навыков к самообеспечению.
Положение пожилых людей нуждается в коренном улучшении на основе программного комплексного подхода к решению связанных с этим задач.
Одним из существенных факторов, оказывающих влияние на динамику демографических показателей, является уровень доходов населения.
За 2006 год реальные денежные доходы населения увеличились на 14 % по отношению к предыдущему году. Уровень оплаты труда в последние годы вырос и составил в 2006 году 7435 рублей.
Прогнозируется сокращение доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума более чем на 6 %, однако в этот период республике не удастся выйти на среднероссийский уровень.
В республике численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 2004 года по 2006 год выросла на 6,6 %, или на 4800 человек.
Уровень доходов населения на современном этапе развития общества является существенным фактором, оказывающим влияние на демографию, он диктует уровень, качество жизни.
Накопленный опыт решения вопросов по улучшению положения социально незащищенных слоев населения в рамках республиканских, ведомственных целевых программ, направленных на улучшение репродуктивного здоровья населения, решение жилищных вопросов, улучшение положения детей, инвалидов, людей преклонного возраста и, следовательно, социально-экономическая и демографическая ситуация в республике подтверждают целесообразность и необходимость продолжения этой работы.
Последовательное осуществление мер по улучшению положения населения Республики Алтай должно привести к улучшению демографической ситуации в республике, укреплению ее интеллектуального потенциала.
4. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Цели программы:
формирование предпосылок для улучшения демографической ситуации в Республике Алтай, повышение качества и увеличение продолжительности жизни населения в Республике Алтай.
Задачи программы:
сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;
сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, детей и подростков;
укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни;
повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей);
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития.
Выполнение программы планируется осуществить в один этап: 2008 - 2010 годы.
5. Система программных мероприятий
Программа содержит конкретные мероприятия, увязанные по срокам, ресурсам и исполнителям, которые направлены на реализацию целей Программы (приложение 1).
Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем на протяжении ряда лет, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай, федерального бюджета и средств Пенсионного фонда Российской Федерации (по согласованию) согласно приложению 2.
Общий объем финансирования составит 2398376 тыс. рублей, в том числе по годам: 2008 год - 558016 тыс. рублей, 2009 год - 643155 тыс. рублей, 2010 год - 1197205 тыс. рублей.
Объем финансирования мероприятий Программы за счет республиканского бюджета Республики Алтай составит 836770 тыс. рублей, в том числе: 2008 год - 239988 тыс. рублей, 2009 год - 296944 тыс. рублей, 2010 год - 299838 тыс. рублей.
Объем финансирования мероприятий Программы за счет федерального бюджета составит 1558606 тыс. рублей, в том числе: 2008 год - 318028 тыс. рублей, 2009 год - 344711 тыс. рублей, 2010 год - 895867 тыс. рублей.
Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации (по согласованию) - 3000 тыс. рублей, в том числе: 2009 год - 1500 тыс. рублей, 2010 год - 1500 тыс. рублей.
Расходы на капитальные вложения предусматриваются в размере 461459 тыс. рублей, в том числе: 2008 год - 120225 тыс. рублей, 2009 год - 164000 тыс. рублей, 2010 год - 177234 тыс. рублей.
Расходы на прочие нужды предусматриваются в размере 1936917 тыс. рублей, в том числе: 2008 год - 437791 тыс. рублей, 2009 год - 479155 тыс. рублей, 2010 год - 1019971 тыс. рублей.
7. Механизм реализации Программы
Реализация Программы предполагает:
объединение усилий и координацию действий органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и организаций, направленных на выработку единых подходов к сохранению и укреплению демографического потенциала, улучшение демографической ситуации в Республике Алтай;
реализацию мероприятий в области здравоохранения, труда и социального развития, образования, молодежной политики, занятости, культуры, миграции, направленных на улучшение положения детей, женщин, семьи.
В рамках реализации Программы осуществляется субсидирование расходов, связанных с предоставлением услуг плавательного бассейна в Республике Алтай по льготным ценам, в порядке, установленном Правительством Республики Алтай.
8. Система организации контроля за исполнением Программы
Министерство финансов Республики Алтай с участием Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай осуществляет контрольные проверки хода реализации Программы.
9. Оценка эффективности
социально-экономических последствий реализации Программы
Программа может рассматриваться в качестве первого этапа решения всего комплекса проблем, связанных с улучшением демографической ситуации в Республике Алтай. Она направлена на решение проблем, которые могут стать или уже становятся сдерживающими факторами демографического развития. Это позволит стимулировать рождаемость, создать предпосылки для снижения младенческой смертности. Такой подход принесет максимальный эффект от вложения бюджетных средств и обеспечит наибольшие социально-экономические результаты.
В случае отказа от решения демографических проблем Республики Алтай программно-целевым методом прогнозируется стагнация демографического процесса, ухудшение важнейших демографических показателей.
В результате реализации мероприятий Программы ожидается:
увеличение охвата детей дошкольным образованием с 3-х до 7 лет с 51 % до 70 %;
рост удельного веса молодых семей, улучшивших жилищные условия, до 2,3 %;
ежегодное обеспечение жильем 180 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
увеличение показателя рождаемости на 10 %, снижение показателя младенческой смертности до 14 % (т.е. 14 % на 1000 родившихся живыми);
снижение заболеваемости населения болезнями системы кровообращения на 10 %, снижение уровня преждевременной смертности от сердечнососудистых заболеваний трудоспособного возраста на 15 %, снижение первичного выхода на инвалидность лиц с заболеваниями сердечно-сосудистой системы на 25 %;
снижение средней длительности пребывания больного до 10 койко-дней, снижение уровня общей смертности на 10 %, снижение уровня младенческой смертности на 10%;
снижение смертности от туберкулеза до 30 случаев на 100 тысяч населения;
снижение заболеваемости по всем нозологиям на 10 %, снижение уровня госпитализации в стационар круглосуточного пребывания на 10%;
снижение смертности от травм на 10 %, снижение первичного выхода на инвалидность трудоспособного населения при травмах и патологии костно-мышечной системы на 10 %, снижение количества койко-дней при острой травме на 10 %;
снижение процента поздней госпитализации больных с экстренной хирургической патологией на 6 %, снижение первичного выхода на инвалидность от острых хирургических заболеваний на 25 %;
снижение санитарных потерь от стихийных бедствий, аварий, катастроф, эпидемий до 4,5 %, снижение догоспитальной летальности на 11 %;
снижение летальности среди больных и пострадавших при госпитализации по неотложным показаниям до 6,5 на 10 тысяч населения, снижение преждевременной смертности при острых заболеваниях, отравлениях, травмах на 10%;
увеличение количества доноров в 1,8 раза, увеличение количества кровосдач в 1,13 раза, увеличение количества заготовленной крови;
снижение уровня общей смертности на 10 %, снижение первичного выхода на инвалидность на 10 %;
снижение заболеваемости наркологическими болезнями и связанными с ними психическими расстройствами среди несовершеннолетних и молодежи на 5 %, снижение количества несовершеннолетних и молодых людей, употребляющих психоактивные вещества на 7 %;
повышение ранней выявляемости онкологических заболеваний на 1-2 стадиях до 38 %, увеличение продолжительности жизни онкологических больных до 5 лет и более;
снижение заболеваемости туберкулезом на 10 %, снижение смертности от туберкулеза на 6 %;
выявление и внедрение наиболее эффективных перспективных проектов общественных объединений, направленных на обеспечение доступности социально-реабилитационных услуг;
повышение образовательного уровня в вопросах охраны труда участников производственного процесса;
снижение травматизма и профзаболеваний, сохранение жизни и здоровья работников;
снижение инвалидизации от сахарного диабета на 10 %, снижение заболеваемости туберкулезом до 140 на 100 тысяч человек;
охват граждан старшего поколения социально-значимыми мероприятиями - 4000 человек;
увеличение количества пенсионеров, получивших адресную социальную помощь, до 4188 человек;
увеличение продолжительности жизни у мужчин на 2,5 года, у женщин - на 1,5 года;
внедрение результатов исследований в области геронтологии, продление активного долголетия и сохранения удовлетворительного жизненного потенциала граждан старших возрастных групп;
рост удельного веса детей, получающих детское пособие, к общему числу детей - до 70 %;
рост числа родившихся вторых и последующих детей до 10023;
рост числа семей, получивших адресную помощь, до 375;
усиление социальной поддержки общественных организаций, деятельность которых направлена на формирование ответственного родительства, защиту прав и законных интересов семей, детей и молодежи, пропаганду нравственных и семейных ценностей;
снижение уровня женской безработицы на 0,5 %;
увеличение объема и повышение качества услуг, оказываемых семьям с детьми;
повышение уровня профессионального мастерства и престижа профессии социального работника, специалистов, работающих с семьей и детьми, по оказанию им квалифицированной социальной помощи;
укрепление духовно-нравственного ориентира семей, углубленное воспитание у детей интереса к культуре, к истокам нравственности;
улучшение состояния физического здоровья семьи, пропаганда здорового образа жизни; увеличение количества несовершеннолетних с девиантным поведением, проходящих трудовую реабилитацию, до 118 детей;
миграционный учет иностранных граждан - 25% от общего количества иностранных граждан, поставленных на миграционный учет в Республике Алтай.
Приложение 1
к республиканской целевой программе
"Демографическое развитие
Республики Алтай на 2008-2010 годы"
Система
программных мероприятий республиканской целевой программы
"Демографическое развитие Республики Алтай на 2008-2010 годы"
тыс. рублей
N п/п |
Наименование мероприятий программы |
Стоимостное выражение мероприятия |
Источники финансирования |
Исполнители |
Ожидаемые результаты |
|||||||||
|
|
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Всего |
|
|
|
||||||
Мероприятия организационного и материально-технического обеспечения программы | ||||||||||||||
|
I. Мероприятия по капитальным вложениям |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
1.1. |
Повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития семейно-ориентированных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, путем строительства Республиканского перинатального центра |
|
90000 |
90000 |
180000 |
республиканский бюджет |
Министерство здравоохранения Республики Алтай |
сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза |
||||||
1.2. |
Обеспечение потребностей семей в услугах дошкольного образования |
17225 |
37000 |
48734 |
102959 |
республиканский бюджет в рамках РЦП "Детский сад" на 2008-2010 годы" |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
увеличение охвата детей дошкольным образованием с 3-х до 7 лет с 51% до 70% |
||||||
1.3. |
Создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь, для молодых семей с детьми |
5000 |
6000 |
6000 |
17000 |
республиканский бюджет в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" РЦП "Жилище" на 2008-2010 годы" |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
рост удельного веса молодых семей, улучшивших жилищные условия, до 2,3% |
||||||
1.4. |
Первоочередное предоставление жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации |
2000 |
|
|
2000 |
федеральный бюджет |
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
ежегодное обеспечение жильем 180 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
||||||
|
70000 |
|
|
70000 |
республиканский бюджет |
|||||||||
1.5. |
Развитие ипотечного кредитования, внедрение новых кредитных инструментов, расширение строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей |
11000 |
14000 |
19000 |
44000 |
республиканский бюджет в рамках РЦП "Жилище" на 2008-2010 годы" |
Министерство регионального развития Республики Алтай |
привлечение финансовых ресурсов в строительство нового жилья |
||||||
1.6. |
Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на территории Республики Алтай |
15000 |
17000 |
13500 |
45500 |
республиканский бюджет в рамках РЦП "Жилище" на 2008-2010 годы" |
Министерство регионального развития Республики Алтай |
увеличение объемов жилищного строительства, развитие первичного рынка жилья, стабилизация цен на жилье |
||||||
|
Итого |
2000 |
|
|
2000 |
федеральный бюджет |
|
|
||||||
|
|
118225 |
164000 |
177234 |
459459 |
республиканский бюджет |
|
|
||||||
|
II. Прочие мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
2.1. |
Сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
2.1.1. |
Сокращение уровня смертности от заболеваний сердечнососудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий |
800 |
850 |
2097 |
3747 |
республиканский бюджет в рамках реализации ВЦП "Неотложные меры по совершенствованию кардиологической помощи населению Республики Алтай на 2008-2010 годы" |
Министерство здравоохранения Республики Алтай |
снижение заболеваемости населения болезнями системы кровообращения на 10%, снижение уровня преждевременной смертности от сердечнососудистых заболеваний трудоспособного возраста на 15%, снижение первичного выхода на инвалидность лиц с заболеваниями сердечнососудистой системы на 25% |
||||||
2.1.2. |
Улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями: 1) кадровое создание служб в учреждениях здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи указанным больным, развитие системы восстановительного лечения и реабилитации этих больных
2) оснащение автомобильным транспортом лечебно-профилактических учреждений Республики Алтай
3) совершенствование первичной медико-санитарной помощи населению Республики Алтай |
4000
2000
2814 |
4500
2500
3068 |
3010 |
8500
4500
8892 |
республиканский бюджет в рамках реализации ведомственных целевых программ:
"Совершенствование медицинских технологий в Республике Алтай на 2007-2009 годы"
"Оснащение автомобильным транспортом лечебно-профилактических учреждений Республики Алтай на 2007-2009 годы"
"Совершенствование первичной медико-санитарной помощи населению Республики Алтай на 2008-2010 годы" |
Министерство здравоохранения Республики Алтай
Министерство здравоохранения Республики Алтай |
снижение средней длительности пребывания больного до 10 койко-дней, снижение уровня общей смертности на 10%, снижение уровня младенческой смертности на 10%, снижение смертности от туберкулеза до 30 случаев на 100 тысяч населения
обновление автопарка на 10-12%
снижение заболеваемости по всем нозологиям на 10%, снижение уровня госпитализации в стационар круглосуточного пребывания на 10% |
||||||
2.1.3. |
Сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет повышения оперативности, качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях на всех этапах |
1100 |
1200 |
2000 |
4300 |
республиканский бюджет в рамках реализации ведомственных целевых программ: "Неотложные меры по развитию травматологической помощи населению Республики Алтай на 2008-2010 годы" |
Министерство здравоохранения Республики Алтай |
снижение смертности от травм на 10%, снижение первичного выхода на инвалидность трудоспособного населения при травмах и патологии костно-мышечной системы на 10%, снижение количества койко-дней при острой травме на 10% |
||||||
2.1.3.1. |
Неотложные меры по развитию экстренной хирургической помощи населению Республики Алтай |
1500 |
1700 |
2700 |
5900 |
"Неотложные меры по развитию экстренной хирургической помощи населению Республики Алтай на 2008-2010 годы" |
Министерство здравоохранения Республики Алтай |
снижение процента поздней госпитализации больных с экстренной хирургической патологией на 6%, снижение первичного выхода на инвалидность от острых хирургических заболеваний на 25% |
||||||
2.1.3.2. |
Скорая медицинская помощь в Республике Алтай |
400 |
1250 |
1500 |
3150 |
"Скорая медицинская помощь в Республике Алтай на 2008-2010 годы" |
Министерство здравоохранения Республики Алтай |
снижение летальности среди больных и пострадавших при госпитализации по неотложным показаниям до 6,5 на 10 тысяч населения, снижение преждевременной смертности при острых заболеваниях, отравлениях, травмах на 10% |
||||||
2.1.3.3. |
Развитие донорства крови и ее компонентов в Республике Алтай |
3200 |
|
|
3200 |
"Развитие донорства крови и ее компонентов в Республике Алтай на 2006-2008 годы" |
Министерство здравоохранения Республики Алтай |
увеличение количества доноров в 1,8 раза, увеличение количества кровосдач в 1,13 раза, увеличение количества заготовленной крови |
||||||
2.1.3.4. |
Совершенствование анестезиолого-реанимационной помощи населению Республики Алтай |
5445 |
4410 |
4665 |
14520 |
"Совершенствование анестезиолого-реанимационной помощи населению Республики Алтай на 2008-2010 годы" |
Министерство здравоохранения Республики Алтай |
снижение уровня общей смертности на 10%, снижение первичного выхода на инвалидность на 10% |
||||||
2.1.4. |
Сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов в рамках реализации |
3697 |
7425 |
2037 |
13159 |
республиканский бюджет в рамках ВЦП "Медицинская профилактика, лечение и медицинская реабилитация несовершеннолетних и молодежи, употребляющих психоактивные вещества на 2008-2010 годы" |
Министерство здравоохранения Республики Алтай |
снижение заболеваемости наркологическими болезнями и связанными с ними психическими расстройствами среди несовершеннолетних и молодежи на 5%, снижение количества несовершеннолетних и молодых людей, употребляющих психоактивные вещества, на 7% |
||||||
2.1.5. |
Сокращение уровня смертности от онкологических заболеваний за счет внедрения программ профилактики, а также за счет скрининговых программ раннего выявления онкологических заболеваний в рамках реализации |
632 |
662 |
691 |
1985 |
республиканский бюджет в рамках РЦП "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Республике Алтай на 2007-2010 годы" |
Министерство здравоохранения Республики Алтай |
повышение ранней выявляемости онкологических заболеваний на 1-2 стадиях до 38%, увеличение продолжительности жизни онкологических больных до 5 лет и более |
||||||
2.1.6. |
Сокращение уровня смертности от ВИЧ/СПИДа и туберкулеза за счет совершенствования программ профилактики и лечения этих заболеваний, а также за счет применения новых инновационных технологий лечения |
3000 |
3200 |
|
6200 |
республиканский бюджет в рамках ВЦП "Всеобщая диспансеризация населения Республики Алтай на 2007-2009 годы" |
Министерство здравоохранения Республики Алтай |
снижение заболеваемости туберкулезом на 10%, снижение смертности от туберкулеза на 6% |
||||||
2.1.7. |
Внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп путем грантовой поддержки социальных проектов общественных организаций в рамках государственного заказа |
|
950 |
1000 |
1950 |
республиканский бюджет |
Министерство здравоохранения Республики Алтай |
выявление и внедрение наиболее эффективных перспективных проектов общественных объединений, направленных на обеспечение доступности социально-реабилитационных услуг |
||||||
2.1.8. |
Сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками, за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда: Обучение по охране труда, в том числе: руководителей и специалистов; членов комиссий по обучению и проверке знаний по охране труда на предприятии; членов комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда |
1400 1100 200
100 |
1450 1150 200
100 |
1550 1250 200
100 |
4400 3500 600
300 |
средства предприятий |
Министерство труда и социального развития Республики Алтай; руководители организаций; предприятия |
повышение образовательного уровня в вопросах охраны труда участников производственного процесса
|
||||||
2.1.8.1. |
Создание лаборатории государственной экспертизы по условиям труда путем приобретения транспорта, оборудования и программного обеспечения |
|
|
1500 |
1500 |
республиканский бюджет |
Министерство труда и социального развития Республики Алтай |
|||||||
2.1.8.2. |
Комплексная оценка профессиональных рисков, в том числе: производственный контроль, санитарно-гигиеническая оценка производственного оборудования, аттестация рабочих мест по условиям труда |
300 |
350 |
450 |
1100 |
средства предприятий |
специализированные лаборатории по проведению аттестации рабочих мест, органы контроля и надзора |
выявление опасного фактора или риска; борьба с опасным фактором или риском в источнике; внедрение безопасных систем работы; использование в обязательном порядке при сохранении остаточного риска средств индивидуальной защиты |
||||||
2.1.8.3. |
Управление профессиональными рисками, в том числе: 1) модернизация и реконструкция производственной среды (создание современных рабочих мест, безопасных и комфортных для работников на основе итогов аттестации рабочих мест) 2) обеспечение работников сертифицированными средствами коллективной и индивидуальной защиты 3) проведение предварительных и периодических медосмотров, пропаганда здорового образа жизни (составление профилактических и реабилитационных мероприятий на основе актов заключительных медкомиссий по итогам периодических медосмотров работников) |
300
10000
2000 |
350
10500
2100 |
450
11500
2200 |
1100
32000
6300 |
средства предприятий |
|
снижение травматизма и профзаболеваний; сохранение жизни и здоровья работников; экономия средств на выплату по больничным листам; снижение объемов недополученной продукции в связи с сокращением числа несчастных случаев на производстве; увеличение налоговых отчислений, достигаемое за счет повышения налогооблагаемого дохода организаций в процессе сокращения потерь, связанных с недополучением продукции за время болезни работников, простоев оборудования; улучшение демографической ситуации в Республике Алтай |
||||||
|
Итого |
28588 |
31715 |
21200 |
81503 |
республиканский бюджет |
|
|
||||||
2.2. |
Сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, детей и подростков |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
2.2.1. |
Укрепление материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений, развития высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям |
2300 |
2500 |
1576 |
6376 |
республиканский бюджет в рамках ВЦП "Здоровое поколение" на 2008-2010 годы" |
Министерство здравоохранения Республики Алтай |
увеличение показателя рождаемости на 10 %, снижение показателя младенческой смертности до 14 случаев смертности детей в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми |
||||||
|
Итого |
2300 |
2500 |
1576 |
6376 |
республиканский бюджет |
|
|
||||||
2.3. |
Укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
2.3.1. |
Формирование у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни путем повышения информированности граждан через средства массовой информации о влиянии на здоровье негативных факторов и возможности их предупреждения |
11332 |
12132 |
15523 |
38987 |
Республиканский бюджет в рамках РЦП "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Республике Алтай на 2007-2011 годы" |
Министерство здравоохранения Республики Алтай |
снижение инвалидизации от сахарного диабета на 10 %, снижение заболеваемости туберкулезом до 140 на 100 тыс. человек |
||||||
2.3.2. |
Привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, организации отдыха и досуга независимо от места жительства, разработка механизмов поддержки общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения путем: 1) организации и проведения акций, привлекающих внимание к проблемам пожилых людей (республиканский месячник пожилого человека) 2) предоставления единовременной материальной помощи неработающим малоимущим пенсионерам (День пожилого человека, День Победы и другие) |
|
400
350
1500 |
450
350
1500 |
850
700
3000 |
республиканский бюджет
республиканский бюджет
средства Пенсионного фонда России по Республике Алтай |
Министерство труда и социального развития Республики Алтай
Министерство труда и социального развития Республики Алтай
Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда России по Республике Алтай |
охват граждан старшего поколения социально значимыми мероприятиями - 4000 человек
увеличение количества пенсионеров, получивших адресную социальную помощь, до 1400 человек
увеличение количества пенсионеров, получивших адресную социальную помощь, до 2788 человек |
||||||
2.3.3. |
Разработка мер, направленных на сохранение здоровья и продление трудоспособного периода жизни пожилых людей, развитие геронтологической помощи: проведение мониторинга социального положения граждан старших возрастных групп, определения их потребности в социальном обслуживании с учетом демографической ситуации (возрастного состава, соотношения численности, продолжительности жизни, смертности, рождаемости), состояния здоровья, тенденций и причин старения |
150 |
150 |
160 |
460 |
республиканский бюджет |
Министерство труда и социального развития Республики Алтай |
увеличение продолжительности жизни у мужчин на 2,5 года, у женщин - на 1,5 года; внедрение результатов исследований в области геронтологии; продление активного долголетия и сохранения удовлетворительного жизненного потенциала граждан старших возрастных групп |
||||||
2.3.4. |
Субсидирование затрат, связанных с предоставлением услуг плавательного бассейна в Республике Алтай по льготным ценам |
6000 |
5500
1500 |
5000
1500 |
16500
3000 |
республиканский бюджет
средства Пенсионного фонда Российской Федерации (по согласованию) |
Министерство регионального развития Республики Алтай |
профилактика социально значимых заболеваний, ведение здорового образа жизни |
||||||
|
Итого |
17482 |
20032 |
22983 |
60497 |
республиканский бюджет |
|
|
||||||
2.4. |
Повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей) |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
2.4.1. |
Усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, включая поддержку семьи в воспитании детей, для чего необходимо: развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей (включая регулярные пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции) |
65700 |
68900 |
71800 |
206400 |
республиканский бюджет |
Министерство труда и социального развития Республики Алтай |
рост удельного веса детей, получающих детское пособие, к общему числу детей - до 70 % |
||||||
2.4.1.1. |
Усиление материальной поддержки граждан, имеющих детей, за счет увеличения размера пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - всего (работающие, неработающие), в том числе: - работающие женщины - неработающие женщины |
191896
129103 62793 |
210268
149089 61179 |
231078
168537 62541 |
633242
446729 186513 |
федеральный бюджет |
Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай |
рост количества неработающих получателей ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет до 3200 человек |
||||||
2.4.2. |
Усиление стимулирующей роли дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала |
0 |
0 |
525750 |
525750 |
федеральный бюджет |
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда России по Республике Алтай |
рост числа родившихся вторых и последующих детей до 4108 |
||||||
2.4.3. |
Создание механизмов оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: - оказание единовременной адресной помощи молодым семьям с детьми, доход которых ниже прожиточного минимума - установление единовременного пособия при всех формах устройства ребенка на воспитание в замещающую семью (усыновление, опека, приемная семья) в размере 8 тыс. рублей - обеспечение минимальных размеров денежных выплат на содержание ребенка-сироты в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях в размере 4 тыс. рублей в месяц, оплату труда приемного родителя - в размере 2,5 тыс. рублей в месяц |
300
5727
108405 |
375
5902
113541 |
425
5960
118079 |
1100
17589
340025 |
республиканский бюджет
федеральный бюджет
федеральный бюджет |
Министерство труда и социального развития Республики Алтай
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
рост числа семей, получивших адресную помощь, до 375
рост числа детей, подлежащих передаче в семью, до 370
рост числа детей, находящихся под опекой или в приемных семьях, до 1409 |
||||||
2.4.4. |
Формирование государственного заказа на оказание организациями различной организационно-правовой формы социальных услуг семьям с детьми, в том числе на организацию социальными учреждениями групп раннего развития для дошкольников, не посещающих дошкольные образовательные учреждения |
105 |
900
105 |
900
105 |
1800
315 |
республиканский бюджет
республиканский бюджет |
Министерство труда и социального развития Республики Алтай |
усиление социальной поддержки общественных организаций, деятельность которых направлена на формирование ответственного родительства, защиту прав и законных интересов семей, детей и молодежи, пропаганду нравственных и семейных ценностей |
||||||
2.4.5. |
Реализация комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе: - профессиональное обучение и временное трудоустройство безработных женщин, имеющих малолетних детей - обеспечение возможности для помещения детей в дошкольные образовательные учреждения и возвращения матери к активной трудовой деятельности за счет введения компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования |
441 |
536 |
674 |
1651 |
республиканский бюджет
федеральный бюджет |
Комитет занятости населения Республики Алтай
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
снижение уровня женской безработицы на 0,5 %
рост числа детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, до 7618 |
||||||
|
Итого |
306028 |
329711 |
880867 |
1516606 |
федеральный бюджет |
|
|
||||||
|
Итого |
66546 |
70816 |
73904 |
211266 |
республиканский бюджет |
|
|
||||||
2.5. |
Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
2.5.1. |
Развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, путем: - укрепления кадровой и материальной базы муниципальных учреждений социального обслуживания семьи и детей для создания в них полноценных отделений по работе с семьей и детьми - проведения капитального ремонта Дворца бракосочетания |
180
5000
10000 |
240
5000
15000 |
300
15000 |
720
10000
40000 |
республиканский бюджет
республиканский бюджет
федеральный бюджет |
Министерство труда и социального развития Республики Алтай
Комитет по делам ЗАГС Республики Алтай |
увеличение объема и повышение качества услуг, оказываемых семьям с детьми
осуществление методического руководства по вопросам укрепления института семьи с учетом национальных особенностей народов Республики Алтай |
||||||
2.5.2. |
Пропаганда ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющим нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: - создание теле- и радиопередач, посвященных проблемам современной семьи, воспитанию нравственных основ семейной жизни, выпуск методических рекомендаций по вопросам воспитания детей - организация и проведение социально-значимых# мероприятий, акций, конкурсов социальных работников, социальных учреждений, семинаров, привлекающих внимание к проблемам материнства и детства
- реализация программ образовательно-эстетического направления и духовно-нравственного воспитания семей с детьми
- проведение спортивно-массовых соревнований с участием семей с детьми |
330
937
250
150 |
354
737
250
100 |
354
737
250
100 |
1038
2411
750
350 |
республиканский бюджет
республиканский бюджет
республиканский бюджет
республиканский бюджет |
Министерство труда и социального развития Республики Алтай
Министерство труда и социального развития Республики Алтай
Министерство культуры Республики Алтай
Комитет по физической культуре и спорту Республики Алтай |
воспитание нравственных основ семейной жизни у граждан республики через раскрытие проблем и положительного опыта их решения
повышение уровня профессионального мастерства и престижа профессии социального работника, специалистов, работающих с семьей и детьми, по оказанию им квалифицированной социальной помощи; рост количества семей, получивших адресную социальную помощь, до 420
укрепление духовно-нравственного ориентира семей, углубленное воспитание у детей интереса к культуре, к истокам нравственности
улучшение состояния физического здоровья семьи, пропаганда здорового образа жизни |
||||||
2.5.3. |
Создание специализированной системы защиты прав детей, внедрение современных технологий профилактики правонарушений, защиты прав детей, социальной реабилитации и последующей интеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: организация лагеря труда и отдыха Республиканского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних |
|
1200 |
1200 |
2400 |
республиканский бюджет |
Министерство труда и социального развития Республики Алтай |
увеличение количества несовершеннолетних с девиантным поведением, проходящих трудовую реабилитацию, до 118 детей |
||||||
|
Итого |
10000 |
15000 |
15000 |
40000 |
федеральный бюджет |
|
|
||||||
|
Итого |
6847 |
7881 |
2941 |
17669 |
республиканский бюджет |
|
|
||||||
2.6. |
Привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
2.6.1. |
Регулирование миграционного притока и пресечение нелегальной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства (чел.) |
9000 |
10000 |
13000 |
32000 |
|
Миграционная служба Республики Алтай |
миграционный учет иностранных граждан - 25 % от общего количества граждан, поставленных на миграционный учет в Республике Алтай |
||||||
|
Итого по прочим мероприятиям |
121763 |
132944 |
122604 |
377311 |
республиканский бюджет |
|
|
||||||
|
|
316028 |
344711 |
895867 |
1556606 |
федеральный бюджет |
|
|
||||||
|
|
|
1500 |
1500 |
3000 |
внебюджетные источники |
|
|
||||||
|
Всего по программе, в том числе: |
239988 |
296944 |
299838 |
836770 |
республиканский бюджет |
|
|
||||||
|
|
318028 |
344711 |
895867 |
1558606 |
федеральный бюджет |
|
|
Приложение 2
к республиканской целевой программе
"Демографическое развитие Республики
Алтай на 2008-2010 годы"
Ресурсное обеспечение
республиканской целевой программы
"Демографическое развитие Республики Алтай на 2008-2010 годы"
(тыс. рублей) | ||||
Финансовые затраты в ценах 2007 года | ||||
Источники и направления расходов
|
Всего
|
в том числе по годам |
||
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||
Объем финансовых затрат всего, в т.ч. из: |
2398376 |
558016 |
643155 |
1197205 |
федерального бюджета |
1558606 |
318028 |
344711 |
895867 |
республиканского бюджета |
836770 |
239988 |
296944 |
299838 |
местного бюджета |
- |
- |
- |
- |
внебюджетных источников |
3000 |
- |
1500 |
1500 |
Капитальные вложения, в т.ч. из: |
461459 |
120225 |
164000 |
177234 |
федерального бюджета |
2000 |
2000 |
- |
- |
республиканского бюджета |
459459 |
118225 |
164000 |
177234 |
местного бюджета |
- |
- |
- |
- |
внебюджетных источников (указать, каких) |
|
|
|
|
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в т.ч. из: |
- |
- |
- |
- |
федерального бюджета |
- |
- |
- |
- |
республиканского бюджета |
- |
- |
- |
- |
местного бюджета |
- |
- |
- |
- |
внебюджетных источников (указать, каких) |
- |
- |
- |
- |
Прочие расходы, в т.ч. из: |
1936917 |
437791 |
479155 |
1019971 |
федерального бюджета |
1556606 |
316028 |
344711 |
895867 |
республиканского бюджета |
377311 |
121763 |
132944 |
122604 |
местного бюджета |
- |
- |
- |
- |
внебюджетных источников (указать, каких) |
3000 |
- |
1500 |
1500 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Алтай от 3 марта 2008 г. N 7-РЗ "О республиканской целевой программе "Демографическое развитие Республики Алтай на 2008-2010 годы"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Звезда Алтая" от 18 марта 2008 г. N 61-62, Сборнике законодательства Республики Алтай, январь-февраль 2008 г. N 47(53), с.83
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Алтай от 30 июня 2009 г. N 21-РЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Алтай от 30 декабря 2008 г. N 129-РЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Закона