Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Мироновой Ю.К., рассмотрев по докладу судьи фио в открытом судебном заседании административное дело N2а-690/2020 по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Департамента труда и социальной защиты населения адрес по доверенности фио на решение Басманного районного суда адрес от 21 октября 2020 года, которым постановлено:
адрес "Ударница" к Департаменту труда и социальной защиты населения адрес о признании незаконным и отмене предписания - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание от 28 января 2020 года N 01-22-579/20 Департамента труда и социальной защиты населения адрес об устранении выявленных нарушений", УСТАНОВИЛА:
адрес обратилось в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения адрес о признании незаконным и отмене предписания.
В обоснование требований административный истец указал, что Департаментом труда и социальной защиты населения адрес в отношении адрес 28 января 2020 г. вынесено предписание N01-22-579/20 с требованием обеспечить выполнение квот для приема на работу инвалидов в срок до 30 июня 2020 г. адрес считает предписание необоснованным и незаконным, полагает, что основания для выдачи предписания отсутствовали. адрес выполняет требования о квотировании рабочих мест для инвалидов, с 25 ноября 2019 г. в штатное расписание введены должности мерчендайзеров в счет выполнения квоты трудоустройства инвалидов (14 единиц). Трудоустроены три инвалида. Обязанность работодателей самостоятельно заниматься поиском работников-инвалидов для заполнения установленной квоты не установлена. Вина адрес отсутствует. адрес не смогло оформить трудоустройство инвалидов на созданные и имеющиеся в наличии трудовые места в связи с отсутствием желающих трудоустроится. На основании изложенного адрес просило суд признать незаконным и отменить предписание Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 28 января 2020 года N01-22-579/20.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца заявленные требования поддержал, представитель административного ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Решением Басманного районного суда адрес от 21 октября 2020 года, резолютивная часть которого приведена выше, административные исковые требования адрес удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика по доверенности фио, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца по доверенности Жаворонковой С.М, полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно статьи 2 Конституции Российской Федерации высшей ценностью государства является человек.
Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
Из содержания данных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" под инвалидом понимается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Согласно части 2 статьи 4 Закона адрес от 22 декабря 2004 г. N 90 "О квотировании рабочих мест" работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Выполнением квоты для приема на работу считается: в отношении инвалидов - трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней (пункт 1 части 3 Закона адрес от 22 декабря 2004 г. N 90 "О квотировании рабочих мест").
Следовательно, принятием Закона о квотировании обеспечиваются права и интересы социально незащищенной группы людей-инвалидов.
Законом о квотировании инвалидам оказывается содействие в трудоустройстве, производственная адаптация.
Интерес законодателя в определении квот рабочих мест для инвалидов заключается в том, чтобы обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности в реализации трудовых прав.
Судом установлено, что на основании приказа Департамента труда и социальной защиты населения адрес от 28 января 2020 года проведена плановая документарная проверка адрес, по результатам которой составлено предписание N 01-22-579/20 от 28 января 2020 года об устранении выявленных нарушений, в части выполнения квот для приема на работу инвалидов в соответствии с требованиями Закона адрес от 22 декабря 2004 года "О квотировании рабочих мест".
Срок исполнения предписания установлен до 30 июня 2020 г.
Из предписания следует, что адрес не выполнило обязанность по созданию (выделению) рабочих мест для приема на работу инвалидов. Общее количество установленных квот в адрес в последнем проверяемом отчетном месяце (ноябрь 2019 г.) составило 16 квот для приема на работу инвалидов, из них не выполнено 13 квот для приема на работу инвалидов.
Приказом от 22 ноября 2019 г. N 152 с 25 ноября 2019 г. в штатное расписание адрес введены должности мерчендайзеров в счет выполнения квоты трудоустройства инвалидов в количестве 14 единиц.
Соответствующие сведения были предоставлены в Центр занятости населения адрес.
В адрес на момент проверки были трудоустроены три инвалида - фио, фио, фио
Факты незаконного отказа в трудоустройстве инвалидов на оставшиеся места в ходе проверки, проведенной Департаментом труда и социальной защиты населения адрес, установлены не были.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из того, что незаполнение организацией рабочих мест в рамках выделенной квоты для трудоустройства инвалидов по причине необращения лиц такой категории по вопросу трудоустройства не свидетельствует о наличии вины организации, не может быть квалифицировано как невыполнение обязанностей по выполнению квоты для приема на работу инвалидов. Осуществление поиска работодателем работников не является гарантией заполнения квотируемых мест, поскольку встречная обязанность работников квотируемой категории по обязательному трудоустройству не установлена. При отсутствии обращений граждан квотируемой категории предписание останется неисполненным по объективным причинам; рассматриваемое предписание в отсутствие установленного факта отказа в трудоустройстве инвалида или факта непредоставления информации в Центр занятости населения адрес о наличии свободных рабочих мест в пределах квоты не может быть признано законным и обоснованным.
Судебная коллегия полагает данные выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей.
Согласно подпункту 4 пункту 1 статьи 7.1 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесены разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Согласно части 1 статьи 2 Закона адрес от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
При этом согласно части 2 статьи 2 Закона "О квотировании рабочих мест" работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в адрес квотируемые рабочие места за счет собственных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона адрес от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" работодателям, осуществляющим деятельность на территории адрес, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента - для трудоустройства инвалидов и 2 процента - для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона.
Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории адрес. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения (часть 2 названной выше статьи).
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона адрес от 22 декабря 2004 года "О квотировании рабочих мест", 2.7 Положения о квотировании рабочих мест в адрес, утвержденного Постановлением правительства Москвы от 04 августа 2009 года N 742-ПП, трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных органов исполнительной власти адрес в области занятости населения и социальной защиты населения, а также общественных организаций инвалидов. Таким образом, обязанность по трудоустройству социально незащищенной категории граждан возложена законодателем непосредственно на работодателя.
Согласно части 2 статьи 4 Закона адрес от 22 декабря 2004 года "О квотировании рабочих мест" и пункта 2.6 Положения о квотировании рабочих мест в адрес, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 04 августа 2009 года N 742-ПП, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 2 Закона адрес от 22 декабря 2004 года "О квотировании рабочих мест" выполнением квоты для приема на работу инвалидов считается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.
Из положений Закона о квотировании следует, что на работодателей возложена обязанность по обеспечению трудовой занятости инвалидов на созданных (выделенных) рабочих местах в счет установленной квоты.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого предписания не соответствует положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, при это вопрос о наличии вины в неисполнении административным истцом предписания к юридически значимым обстоятельствам по данному делу не относится.
Необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца.
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, приведенные выше обстоятельства не учел и пришел к ошибочному выводу о незаконности оспариваемого предписание Департамента труда и социальной защиты населения адрес об устранении выявленных нарушений от 28 января 2020 года N 01-22-579/20.
Исходя из изложенного, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда и, руководствуясь положениями статьи 309 КАС РФ, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований адрес к Департаменту труда и социальной защиты населения адрес о признании незаконным и отмене предписания.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Басманного районного суда адрес от 21 октября 2020 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований адрес к Департаменту труда и социальной защиты населения адрес о признании незаконным и отмене предписания отказать.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.