Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Гордеевой О.В., судей фио, фио, при секретаре Давтян М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В. административное дело N2а-152/2021 по административному исковому заявлению Гурьякова Леонида Викторовича к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным решения адрес Москвы об отказе в предоставлении государственной услуги
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика ДГИ адрес по доверенности фио на решение Пресненского районного суда адрес от 11 февраля 2021 года об удовлетворении требований частично.
Заслушав доклад судьи Гордеевой О.В, объяснения представителя административного ответчика ДГИ адрес по доверенности фио, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гурьяков Л.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту городского имущества адрес, в котором просил признать незаконными действия (бездействие) адрес Москвы о котором ему сообщено письмом от 06.04.2020 г. N ДГИ-ЭГР-10831/20-1; обязать адрес Москвы устранить нарушения прав и законных интересов, сформировать границы земельного участка, относящегося к общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: адрес, с учетом проекта межевания, утвержденного по результатам публичных слушаний, о проведении которых составлен протокол от 09.02.2015 г. N 339 публичных слушаний.
В обоснование требований указал на то, что Гурьяков Л.В. обратился в ДГИ адрес с заявлением по форматированию границ земельного участка по адресу: адрес. Власова, д.41. Уведомлением N ДГИ-ЭГР-10831/20-1 от 06.04.2020г. принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги. Истец считает указанный отказ незаконным.
Решением Пресненского районного суда адрес от 11 февраля 2021 года постановлено:
"Административное исковое заявление Гурьякова Леонида Викторовича к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным решения адрес Москвы об отказе в предоставлении государственной услуги, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ДГИ адрес N ДГИ-ЭГР-10831/20-1 от 06.04.2020 г.
Возложить обязанность повторно рассмотреть заявление Гурьякова Леонида Викторовича по вопросу формирования границ земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: адрес, Архитектора Власова ул, д.41.
В остальной части иска отказать".
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика ставит вопрос об отмене решения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции и не сообщивших об уважительных причинах своей неявки, проверив решение, судебная коллегия, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Гурьяковым Л.В. требования в части, суд исходил из того, что суд не может признать законным оспариваемое решение, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания; обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция; однако поскольку по существу вопроса ДГИ адрес не принимал решения, суд пришел к выводу о необходимости возложить на адрес Москвы обязанность повторно рассмотреть заявлением Гурьякова Л.В.
Судебная коллегия полагает данные выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Гурьяков Л.В. обратился в ДГИ адрес с заявлением о формировании границ земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: адрес, Архитектора Власова ул, д.41.
Уведомлением N ДГИ-ЭГР-10831/20-1 от 06.04.2020г. Гурьякову Л.В. сообщено, что Распоряжением Департамента от 20.03.2017 NН617 утвержден проект межевания квартала на территорию, в границах которой расположен указанный жилой дом. Вышеуказанным проектом межевания территории квартала жилому дому по адресу: адрес, Архитектора Власова ул, д.41, установлен участок N 29 площадью 1, 185 га, в том числе участок с минимальными обременениями площадью 0, 417 га.
Для проведения кадастровых работ в соответствии с утвержденным проектом межевания территории квартала за счет средств бюджета адрес необходимо представить в Департамент решение общего собрания собственников помещений (далее - Решение) о выборе размера участка или заявление представителя (далее - Представитель), уполномоченного решением общего собрания в испрашиваемом жилом доме, о формировании границ земельного участка.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Законом адрес от 19 декабря 2007 г. N 48 "О землепользовании в адрес", а также в целях совершенствования процедуры проведения кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными жилыми домами, Приказом Департамента городского имущества адрес от 29.01.2020 N7 утвержден Порядок проведения кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными жилыми домами.
В соответствии с п. 3 указанного Порядка, в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца с соответствующим заявлением, заинтересованное лицо обращается с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным жилым домом в Департамент. При наличии в утвержденном проекте межевания территории двух границ участков: граница участка с учетом фактического использования территории, нормативных показателей и особенностей планировочной структуры (черные границы); граница участка с минимизацией устанавливаемых обременений по использованию (синие границы), к заявлению прикладывается решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе границ участка, который требуется образовать.
При таких данных, обращаясь с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом, собственники помещений в нем могли выбрать один из двух вариантов границ: максимальный 1, 185 га или минимальный 0, 417 га. К заявлению прикладывается решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе границ участка, который требуется образовать.
Вместе с тем, административный ответчик не отказывал заявителю в формировании земельного участка, а лишь сообщил о действиях, которые необходимо совершить для формирования земельного участка с учетом интересов всех собственников помещений многоквартирного дома.
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, приведенные выше обстоятельства не учел и пришел к ошибочному выводу о незаконности решения ДГИ адрес N ДГИ-ЭГР-10831/20-1 от 06.04.2020 г.
Необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца.
Исходя из изложенного, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда и, руководствуясь положениями статьи 309 КАС РФ, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований Гурьякова Л.В. к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным решения.
Руководствуясь статьями 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда адрес от 11 февраля 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Гурьякова Леонида Викторовича к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконным решения отказать.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.