Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю, при секретаре Дмитришиной А.Р, с участием прокурора Макировой Е.Э, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1718/2021 по административному исковому заявлению Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ", действующей в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Москвы о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 22 августа 2006 года N604-ПП "О корректировке границ объекта природного комплекса N25 Северо-западного административного округа", УСТАНОВИЛ:
Межрегиональная общественная благотворительная организация "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ", действующая в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 22 августа 2006 года N604-ПП "О корректировке границ объекта природного комплекса N25 Северо-западного административного округа".
Требования мотивированы тем, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с нарушением полномочий и компетенции. Оспариваемым постановлением исключен из историко-культурного и природного заказника "Всходня" по компенсации земельный участок с кадастровым номером ***. Изначально данный земельный участок являлся неотъемлемой частью Ландшафтного парка "Митино" и Природного и историко-культурного заказника Всходня" в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22 марта 1994 года N223, относится к памятникам археологии в районе Митино, на данном участке располагался объект археологического наследия "1-е Митинское селище XII - XIII, XVI вв", который находится в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации за номером 771441198400006. С учетом изложенного спорный земельный участок обладает доказанной историко-культурной ценностью и не может быть изменен произвольно, без проекта зон охраны и его согласования с органами государственной власти Российской Федерации. Вследствие этого оспариваемый нормативный правовой не соответствует положениям статьи 76 Конституции Российской Федерации, статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", постановлению Правительства РФ от 12 сентября 2015 года N972, Закону Московской области от 21 января 2005 года N26/2005-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области".
В судебном заседании представители административного истца Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" - Бардышев Г.В. и Яковлева Д.Р. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске, письменных объяснениях.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы - Горин Е.Д. административные исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представитель заинтересованного лица Департамента культурного наследия города Москвы - Шальнова С.П. возражала против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Заинтересованные лица Министерство культуры Российской Федерации, ООО "Митино спорт сити" не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, о времени и месте проведения судебного заседания извещены.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Макировой Е.Э, полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
22 августа 2006 года Правительством Москвы принято постановление N604-ПП "О корректировке границ объекта природного комплекса N25 Северо-западного административного округа". Постановление опубликовано в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N49, 6 сентября 2006 года.
Как следует из преамбулы постановления, оно принято на основании Закона города Москвы от 21 октября 1998 г. N26 "О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы", в целях реализации постановления Правительства Москвы от 25 января 2000 г. N60 "О проектировании и строительстве спортивно-культурно-оздоровительного и торгово-развлекательного комплекса фонда "Международная спортивная академия Владислава Третьяка" по ул. Дубравной, вл. 51 в районе Митино (Северо-Западный административный округ)", учитывая положительное заключение государственной экологической экспертизы на материалы корректировки границ природного комплекса N 25 Северо-Западного административного округа "Ландшафтный парк (проектный), район Митино" с подбором участка территориальной компенсации в связи с размещением спортивно-культурно-оздоровительного и торгово-развлекательного комплекса по адресу: ул. Дубравная, вл. 51, а также в целях сохранения общего баланса территорий природного комплекса Северо-Западного административного округа Правительство Москвы.
В пункте 1 постановления Правительства Москвы от 22 августа 2006 года N604-ПП предусмотрено: "Утвердить откорректированные границы объекта природного комплекса N25 Северо-Западного административного округа "Ландшафтный парк (проектный), район Митино", исключив из его состава земельный участок площадью 8, 7 га по адресу: ул. Дубравная, вл. 51 (приложение 1)".
В пункте 2 постановления предусмотрено: "В целях компенсации земельного участка, изымаемого из состава территории (п. 1), включить в состав природного комплекса N 25 Северо-Западного административного округа "Ландшафтный парк (проектный), район Митино" земельный участок площадью 8, 7 га по адресу: Митино, в районе улиц 1-й Рославки и 2-й Рославки с режимом регулирования градостроительной деятельности N 4 (приложение 2)".
На момент принятия оспариваемого постановления действовал Закона города Москвы от 21 октября 1998 г. N26 "О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы" (действовал до 7 августа 2008 года), согласно статье 1 которого под:
- природным комплексом города Москвы понимается совокупность территорий с преобладанием растительности и (или) водных объектов, выполняющих преимущественно природоохранные, рекреационные, оздоровительные и ландшафтообразующие функции;
- режимом регулирования градостроительной деятельности - совокупность разрешенных изменений ландшафта, природных объектов, парков, садов, бульваров, скверов, разрешенных видов озеленения, благоустройства, реставрации, реконструкции и строительства, установленных в соответствии с настоящим Законом на отдельной территории природного комплекса или на любой ее части.
В соответствии со статьёй 6 названного Закона города Москвы от 21 октября 1998 г. N26 г раницы территорий и участков природного комплекса и режимы регулирования градостроительной деятельности на указанных территориях и участках утверждает и корректирует Правительство Москвы в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы. Границы и режимы устанавливаются для каждой территории природного комплекса. Корректировка границ особо охраняемых природных территорий, приводящая к уменьшению их площади, запрещается.
Согласно пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции РФ охрана памятников истории и культуры, природопользование находятся в совместном ведении Конституции РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится решение городских вопросов природопользования; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; благоустройство территории; охрана памятников истории и культуры.
Положения статьи 12 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" предусматривают, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации город Москва вправе в соответствии с федеральными законами принимать законы и иные правовые акты города Москвы.
Согласно статьям 5, 9 и 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы. Правовым актом города Москвы являются, в том числе акты Правительства Москвы.
В соответствии со статьями 2, 13, 14, 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006г. N65 "О правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства. Правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
На основании приведенных норм права суд приходит к выводу, что действующим федеральным законодательством предусмотрено право органов государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москва, который также осуществляет полномочия органов местного самоуправления, на решение вопросов природопользования; охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; благоустройство территории; охраны памятников истории и культуры, в том числе право на утверждение и корректировку границы территорий и участков природного комплекса и режимы регулирования градостроительной деятельности на указанных территориях и участках.
При таких обстоятельствах Правительство Москвы, как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти города Москвы, наделено достаточной компетенцией и полномочиями для принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, опубликован в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N49, 6 сентября 2006 года, в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы".
С учетом изложенного, постановление Правительства Москвы от 22 августа 2006 года N604-ПП принято с соблюдением порядка принятия нормативного правового акта, в том числе с соблюдением требований, устанавливающих полномочия и компетенцию Правительства Москвы на принятие данного нормативного правового акта, по форме и процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил его введения в действие, порядка опубликования и вступления в силу.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 3 Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации":
- к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры;
- под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:
памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;
ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;
достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 3.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ и утверждаются актом уполномоченного органа. Земельные участки в утвержденных границах указанных территорий относятся к землям историко-культурного назначения.
На основании приведенных норм права "объект природного комплекса N25 Северо-Западного административного округа "Ландшафтный парк (проектный), район Митино" не является объектом культурного наследия, выявленным объектом культурного наследия, а также объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия.
На территории района Митино располагались объекты археологического наследия, поставленные под государственную охрану постановлением Правительства Москвы от 22 марта 1994 года N223 "Об утверждении зон охраны памятников археологии в районе Митино" списком, без утверждении границ их территорий.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
На основании указанных положений постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2017 года N1048-ПП утверждены границы единой охранной зоны, границ зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов археологического наследия, расположенных в южной части района Митино города Москвы, в пойме ручья Барышиха и на исторической территории села Спас, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон. Данным постановлением N1048-ПП земельный участок с кадастровым номером *** выведен из границ охранной зоны объектов археологического наследия, расположенных в Южной части района Митино города Москвы, в пойме ручья Барышиха и на исторической территории села Спас.
При таких обстоятельствах и учитывая, что объект природного комплекса N25 Северо-Западного административного округа "Ландшафтный парк (проектный), район Митино" не является объектом культурного наследия, выявленным объектом культурного наследия, а также объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия, на спорные правоотношения не распространяются положения Федерального закона от 25 июня 2002 г. N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 12 сентября 2015 года N972, Закона Московской области от 21 января 2005 года N26/2005-ОЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области".
При таких обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании приведенных выше обстоятельств и норм права, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать административному истцу удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ", действующей в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Москвы о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 22 августа 2006 года N604-ПП "О корректировке границ объекта природного комплекса N25 Северо-западного административного округа".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суда изготовлено 12 августа 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.