Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Варнавской Л.С, Попова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2781/2020 (УИД 42RS0005-01-2020-005504-87) по исковому заявлению Казмерчука Александра Владимировича, Казмерчук Татьяны Александровны, "данные изъяты" к администрации города Кемерово о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма
по кассационной жалобе Казмерчука Александра Владимировича, Казмерчук Татьяны Александровны, "данные изъяты" на решение Заводского районного суда г.Кемерово от 2 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Казмерчук А.В, "данные изъяты" Казмерчук Т.А. обратились в суд к Администрации г. Кемерово о признании за ними права пользования жилым помещением, расположенным по "адрес" на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить с Казмерчуком А.В. договор социального найма указанного жилого помещения, включить в договор "данные изъяты" в качестве членов семьи нанимателя.
Исковые требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ г. Казмерчуку А.В. предоставлено указанное жилое помещение как служебное в связи с трудовыми отношениями с РЭУ N МУП ПЖРТ Заводского района г. Кемерово. С ДД.ММ.ГГГГ. между Администрацией г.Кемерово и Казмерчуком А.В. в отношении спорного жилого помещения ежегодно заключались договоры краткосрочного найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования.
ДД.ММ.ГГГГ г. Казмерчук А.В. обратился к ответчику с заявлением о заключении договора социального найма указанного жилого помещения, в удовлетворении которого было отказано со ссылкой на то, что он не состоит на учете как нуждающийся в жилом помещении. В постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ему отказано со ссылкой на не предоставление документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.
Распоряжением администрации г. Кемерово N от ДД.ММ.ГГГГ г. квартира была исключена из числа служебных и включена в состав муниципального жилищного фонда коммерческого использования. Считает, что изменение статуса спорного жилого помещения как служебного помещения, находившегося в государственной собственности и закрепленного за государственным предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, связано с передачей его в муниципальную собственность. К такому жилому помещению применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
Кроме того, он более 10 лет работает на предприятиях, обслуживающих муниципальный жилищный фонд, что дает ему на основании п. 3.4 Примерного положения о порядке обеспечения жильем работников организаций, обслуживающих муниципальный жилищный фонд, утвержденного распоряжением администрации г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ г. N право на заключение договора социального найма спорного жилого помещения.
Решением решение Заводского районного суда г.Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ г. исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 апреля 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Казмерчук А.В, Казмерчук Т.А. ставят вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений ввиду нарушения судами норм материального права.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, что решением Исполнительного комитета Кемеровского городского Совета народных депутатов N ДД.ММ.ГГГГ г. утвержден представленный инспекцией Госархстройконтроля акт государственной приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г. о приемке в эксплуатацию 9-этажного панельного общежития на 558 мест (строительный номер 9 кв. 54) Центрального района, полезной площадью 7617 кв.м, построенного ДСК по заказу УКС горисполкома.
Распоряжением Исполнительного комитета Кемеровского областного Совета народных депутатов N от ДД.ММ.ГГГГ г. указанное общежитие передано на баланс горжилуправления, утверждено распределение комнат в общежитии "адрес"
Из приложения к данному распоряжению видно, что Кемеровскому горисполкому выделены 37 комнат.
Решением исполкома Заводского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ г. N утвержден список служебных квартир в жилом фонде: жилищно-эксплуатационная контора N согласно приложению.
В приложении к Решению исполкома Заводского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ г N в Список служебного жилья жилищно-эксплуатационной конторы N включено жилое помещение по "адрес".
Согласно копий корешков ордеров N от ДД.ММ.ГГГГ г, N от ДД.ММ.ГГГГ г, N от ДД.ММ.ГГГГ г. работникам ЖЭК N ПУЖКХ, РЭУ- N на основании решений Заводского райисполкома г. Кемерово предоставлялась служебная квартира, расположенная по "адрес"
Распоряжением Главы Администрации г.Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ г. N утвержден список служебного жилья в жилом фонде Кемеровской железной дороги и администрации города (для РЭУ- N, ПЖРЭО). В приложении к данному распоряжению указано жилое помещение "адрес" для дворника РЭУ- N
ДД.ММ.ГГГГ Казмерчуку А.В. в связи с трудовыми отношениями с РЭУ - N МУП ПЖРЭТ Заводского района г.Кемерово было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное в общежитии по "адрес", где он и проживает вместе со своей семьей.
Постановлением главы г.Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ г. N специализированному дому гостиничного типа, расположенному по "адрес", придан статус многоквартирного дома в целях реализации права граждан на приватизацию жилых помещений.
Распоряжением Администрации г.Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ г. N жилое помещение по "адрес" исключено из числа служебных, включено в состав муниципального жилищного фонда коммерческого использования. Указано на необходимость заключения с Казмерчуком А.В. договора краткосрочного найма жилого помещения сроком на 1 год с пролонгацией на период трудовых отношений с ООО "Гарант+".
В период с ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г.Кемерово с истцом в отношении спорного жилого помещения были заключены договоры краткосрочного найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования.
ДД.ММ.ГГГГ г. Казмерчук А.В. обратился к Главе города Кемерово с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения по "адрес" с включением в договор членов его семьи. В удовлетворении заявления отказано, в ответе на заявление от ДД.ММ.ГГГГ. указано, что спорное жилое помещение не входит в жилищный фонд социального использования, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности, государственному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не передавалось, находилось в ведении органа местного самоуправления, в фонд социального использования не включалось. Решение о предоставлении спорного жилого помещения истцу в связи с трудовыми отношениями в РЭУ N МУП ПЖРТ Заводского района г.Кемерово в установленном законом порядке не принималось, ордер исполнительным комитетом истцу не выдавался.
Суд апелляционной инстанции оставляя решение суда первой инстанции в силе указал, что отсутствие у истца служебного ордера на занятие жилой площади при фактическом вселении в предоставленное ему помещение в связи с трудовыми отношениями, не свидетельствует о незаконности вселения, и не может влиять на права истца и означает, что истцу спорная квартира как служебная была предоставлена с соблюдением установленного порядка. Однако, в связи с нахождением спорного жилого помещения с момента ввода его в эксплуатацию в муниципальной собственности, в отсутствие сведений о принадлежности спорного жилого помещения государственным или муниципальным предприятиям, учреждениям, либо о передаче его на праве хозяйственного ведения или оперативного управления предприятиям, учреждениям, в отсутствие согласия собственника жилого помещения на изменение правового режима жилого помещения и отнесение его к жилищному фонду социального использования, к спорным отношениям по пользованию этим жилым помещением не подлежат применению положения закона о договоре социального найма. Кроме того, истец либо члены его семьи не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Доказательств того, что они имеют право состоять на таком учете не представлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, и утратившего силу с 1 марта 2005 г.) жилищный фонд включает: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда.
Согласно статье 6 Жилищного кодекса РСФСР государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Районные, городские, районные в городе, поселковые, сельские Советы народных депутатов РСФСР в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда:
1) руководят подведомственным жилищным хозяйством;
2) обеспечивают сохранность, правильную эксплуатацию, проведение капитального и текущего ремонта жилищного фонда, находящегося в их ведении;
3) осуществляют государственный учет жилищного фонда на территории района, города, поселка, сельсовета, а также государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;
4) распределяют жилую площадь и предоставляют гражданам жилые помещения в домах жилищного фонда, находящегося в их ведении;
5) решают другие вопросы в области использования и сохранности жилищного фонда в соответствии с законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и иным законодательством РСФСР (статья 15 Жилищного кодекса РСФСР).
В соответствии с пунктом 3 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие эти объекты, отнесены к муниципальной собственности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Как следует из материалов дела с момента ввода спорного дома в эксплуатацию, он находился в ведении местных органов власти. Спорная квартира не передавалась в хозяйственное ведение или оперативное управление каким-либо организациям, учреждениям, в том числе МУП ПЖРЭТ Заводского района г.Кемерово.
Решением N от ДД.ММ.ГГГГ г. квартира по "адрес" включена в реестр муниципального имущества города Кемерово и входит в состав казны муниципального образования "Город Кемерово". Собственник спорного имущества до настоящего времени не изменился.
Как следует из положений статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующего с 1 марта 2005 г, жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
1) частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
2) государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
3) муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.;
2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно статье 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 3) жилые помещения маневренного фонда; 4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан; 5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; 8) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Как следует из материалов гражданского дела собственник спорного жилого помещения, действуя в пределах предоставленных ему полномочий по распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, распоряжением Администрации г.Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ г. N исключил жилое помещение по "адрес" из числа служебных, включив в состав муниципального жилищного фонда коммерческого использования.
Согласно положениям части 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Как следует из материалов дела, спорная квартира не принадлежала какому-либо предприятию, учреждению, соответственно, не передавалась в ведение органов местного самоуправления.
При указанных обстоятельствах суды пришли к законному выводу, что оснований для признания за истцами права пользования спорной квартирой на условиях социального найма, а также для возложения на ответчика обязанности по заключению с истцами договора социального найма, не имеется.
Доводы кассационной жалобы о том, что Казмерчук А.В. не имеет в собственности жилого помещения, а также помещения, используемого по договору социального найма правового значения для разрешения настоящего спора не имеют.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального права, нарушениях норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, а также могли бы служить основанием для отмены вступивших в силу судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Заводского районного суда г.Кемерово от 2 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 1 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Казмерчука А.В, Казмерчук Т.А, действующей в интересах несовершеннолетних Казмерчука Н.А. и Казмерчука М.А. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.