Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Алтай
от 24 марта 2005 г. N 36
Концепция
эффективного управления государственной собственностью Республики Алтай
Основные положения Концепции эффективного управления государственной собственностью (далее - Концепция) разработаны в соответствии с Федеральными законами от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации", Законом Республики Алтай от 13 января 2005 г. N 3-РЗ "О перечне видов государственного имущества Республики Алтай", постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. N 1024 "О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации", Законом Республики Алтай от 3 февраля 1999 г. N 9-16 "Об управлении государственной собственностью Республики Алтай".
Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи, подходы и принципы эффективного управления государственной собственностью республики, под которыми понимается совокупность социально-экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за республиканскими унитарными предприятиями и государственными учреждениями, природно-сырьевых и земельных ресурсов, имущественно-земельных прав.
Концепция в качестве практического формата документов включает:
стратегические и тактические направления работы повышения эффективности использования объектов государственной собственности Республики Алтай;
рекомендации по системе и механизму управления государственной собственностью Республики Алтай;
методическое обеспечение анализа и возможных способов развития имущественно-земельных отношений.
1. Введение
Необходимость формирования системы эффективного управления государственной собственностью Республики Алтай обусловлена решающей ролью создания в республике новой управленческой основы, адекватной современным рыночным отношениям, для повышения эффективности регионального производства в экономико-географических и природно-климатических условиях Республики Алтай.
В этих условиях важное значение приобретает реальное участие имущественно-земельных ресурсов в расширенном воспроизводстве экономики республики и связанном с ним производстве конкурентоспособной продукции (товаров, работ, услуг) республиканскими унитарными предприятиями и государственными учреждениями при решении стратегических задач социально-экономического развития Республики Алтай.
Отмеченные обстоятельства требуют принятия мер:
по совершенствованию методов и форм управления имущественно-земельными отношениями и государственной собственностью республики;
по созданию новых подходов к аспектам имущественной политики: методологии, организации и практики управления, направленных на стимулирование и повышение эффективности хозяйствования объектов республиканской государственной собственности.
При этом усиление роли управления государственной собственностью не следует понимать как политику наращивания массы республиканской государственной собственности в социально-экономическом пространстве Республики Алтай, речь идет об объективной потребности создания структурированной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе строгого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью республики.
2. Цели, задачи, подходы, принципы совершенствования системы
имущественно-земельных отношений и управления государственной
собственностью Республики Алтай
2.1. Цели совершенствования системы управления государственной собственностью республики:
а) повышение благосостояния населения Республики Алтай;
б) обеспечение экономической безопасности, социальной устойчивости и жизнедеятельности населения Республики Алтай;
в) создание условий для социально-экономического развития республики;
г) обеспечение условий реализации государственных полномочий в области управления и распоряжения государственной собственностью республики;
д) участие республиканского имущества в отраслевых программах развития Республики Алтай;
е) увеличение доходов бюджета Республики Алтай на основе эффективного управления государственной собственностью республики за счет оптимизации ее пропорций и вовлечения максимального количества объектов государственной собственности в оборот хозяйствования;
ж) повышение конкурентоспособности объектов государственной собственности республики.
2.2. Задачи совершенствования системы управления государственной собственностью республики.
Стратегические задачи:
а) оптимизировать количество объектов и субъектов управления республиканской собственностью в соответствии с функциями органов государственной власти республики;
б) определить приоритетные направления совершенствования механизма стратегического управления государственной собственностью республики;
в) создать условия для формирования эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, при принятии решений об отчуждении государственной собственности республики;
г) обеспечить выполнение социально-экономических обязательств собственников перед Республикой Алтай после отчуждения государственной собственности республики.
Тактические задачи:
а) осуществить контроль, учет и оформление прав по объектам государственной собственности республики на основе полной инвентаризации;
б) разработать комплекс программных мероприятий эффективного управления государственной собственностью Республики Алтай в соответствии с Концепцией;
в) классифицировать республиканскую государственную собственность для обоснования способа управления в соответствии с Концепцией (в зависимости от программ социально-экономического развития Республики Алтай, отраслевых, функциональных и территориальных признаков);
д) разграничить право на имущественно-земельные ресурсы на основе совершенствования нормативно-правовой базы по уровням управления государственной собственностью республики;
е) усилить контроль за процессами управления и персональную ответственность руководителей за воспроизводство государственной собственности республики;
ж) внедрить автоматизированную систему ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости республики;
з) совершенствовать реестр государственного имущества Республики Алтай.
2.3. Базовые подходы и принципы совершенствования системы управления государственной собственностью республики.
Организация, функционирование и развитие системы управления государственной собственностью республики возможны на основе базовых подходов и общих принципов организации.
Базовые подходы:
системный подход предусматривает рассмотрение государственной собственности республики как системы, имеющей цели, задачи, ресурсы и механизмы управления;
отраслевой, комплексный подход предусматривает учет потенциалов (технического, инновационного, экологического, экономического, организационного, социального, кадрового) объектов государственной собственности республики и управление ими в соответствии с отраслевой принадлежностью;
функциональный подход предусматривает формирование состава объектов государственной собственности республики в соответствии с нормативно установленными функциями органов государственной власти Республики Алтай;
воспроизводственный подход предусматривает использование инвестиционных ресурсов (внутренних и внешних) для обеспечения циклов расширенного воспроизводства Республики Алтай;
интеграционный подход предполагает взаимодействие и усиление взаимосвязей между отдельными субъектами федеральной, республиканской и муниципальной власти, объектами государственной собственности республиканской территориальной и отраслевой принадлежности;
иерархический подход предполагает формирование состава республиканского государственного имущества, с учетом приобретения имущества в собственность республики, в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития;
маркетинговый подход предусматривает ориентацию стратегического управления государственной собственностью республики в соответствии с требованиями рынка для формирования конкурентных преимуществ Республики Алтай.
Общие принципы организации управления государственной собственностью:
согласованность - принятие решений по управлению республиканскими объектами государственной собственности, находящимися на территориях муниципальных образований республики, осуществляется с учетом рекомендаций органов местного самоуправления Республики Алтай;
открытость - прозрачность информации по показателям эффективности управления государственной собственностью республики;
адаптивность - способность эффективного управления государственной собственностью в меняющихся условиях функционирования и использования.
3. Механизм и контроль эффективности управления
государственной собственностью Республики Алтай
3.1. Механизм и контроль эффективности управления республиканскими государственными учреждениями.
Механизм управления республиканскими государственными учреждениями представляет систему непосредственного управления органами государственной власти республики государственным имуществом учреждений, а также систему взаимоотношений с их руководителями по выполнению установленного объема государственных услуг.
Система управления государственными учреждениями в соответствии с полномочиями собственника, определенными законодательством, предполагает принятие управленческих решений по:
определению круга и количества республиканских государственных учреждений, необходимых для обеспечения полномочий органов государственной власти республики;
согласованию интересов и целей республики применительно к каждому республиканскому государственному учреждению;
установлению порядка отчетности руководителей республиканских государственных учреждений по их деятельности;
усилению контроля,# за деятельностью руководителей республиканских государственных учреждений.
Эффективность управления республиканскими государственными учреждениями определяется:
осуществлением деятельности, направленной на решение социальных задач республики;
снижением цен на оказываемые услуги республиканскими государственными учреждениями;
сокращением или увеличением количества республиканских государственных учреждений в зависимости от выполнения задач органов государственной власти республики;
снижением затрат на содержание республиканских государственных учреждений.
3.2. Механизм и контроль эффективности управления республиканскими унитарными предприятиями.
Достижение поставленных целей и решение задач управления республиканскими унитарными предприятиями связаны с построением системы взаимоотношений,# органов государственной власти республики с их руководителями, стимулирующих эффективную деятельность последних в интересах республики, а также системы непосредственного управления республиканским государственным имуществом.
Система управления республиканскими унитарными предприятиями в соответствии с полномочиями собственника, определенными законодательством, предполагает принятие управленческих решений по:
согласованию вопросов создания, реорганизации, ликвидации республиканских унитарных предприятий;
определению предмета, целей и задач их деятельности;
приватизации государственного имущества республики, закрепленного за республиканскими унитарными предприятиями;
осуществлению контроля,# за использованием государственного имущества республики по назначению и его сохранностью;
изъятию имущества;
определению круга и количества республиканских унитарных предприятий, необходимых для выполнения задач социально-экономического развития республики;
согласованию интересов и целей республики применительно к каждому республиканскому унитарному предприятию;
установлению порядка отчетности руководителей республиканских унитарных предприятий о ходе выполнения утвержденной программы (плана, бизнес-плана) развития и о воспроизводстве республиканского государственного имущества;
регламентации порядка принятия управленческих решений при неэффективном управлении (решения о реорганизации, ликвидации, приватизации республиканского унитарного предприятия, изменении программы развития, применении мер ответственности к руководителям республиканских унитарных предприятий);
усилению контроля за деятельностью руководителей республиканских унитарных предприятий;
установлению принципов участия в формировании доходной и расходной части бюджетов разных уровней.
Эффективность управления республиканскими унитарными предприятиями определяется:
дополнительными доходами в бюджеты разных уровней от деятельности республиканских унитарных предприятий;
снижением цен на определенную продукцию (товары, работы, услуги);
сокращением или увеличением количества республиканских унитарных предприятий в зависимости от выполнения задач органов государственной власти республики;
снижением издержек производства и улучшением финансово-экономических результатов деятельности республиканских унитарных предприятий.
3.3. Механизм и контроль эффективности управления акциями и долями хозяйственных обществ и товариществ, находящихся в государственной собственности республики.
Механизм и контроль эффективности управления акциями и долями, находящимися в государственной собственности республики, хозяйственных обществ и товариществ определяется уполномоченным органом по управлению государственным имуществом, исполняющим полномочия акционера от имени республики, нормативными правовыми актами по вопросам представления интересов Республики Алтай при:
выполнении программ социально-экономического развития республики;
изменении величины уставного капитала хозяйственных обществ и товариществ с участием Республики Алтай;
назначении конкретных лиц в органы управления хозяйственными обществами и контроля;
получении кредитов в размере более 10% чистых активов;
продаже и ином отчуждении недвижимого имущества (залог, ипотека).
Осуществление контроля,# за эффективностью управления акциями и долями хозяйственных обществ и товариществ, находящихся в государственной собственности республики, связано с оценкой:
динамики увеличения доходов от управления акциями и долями хозяйственных обществ и товариществ, находящихся в государственной собственности республики;
размера закрепленных в республиканской государственной собственности пакетов акций и долей;
полноты реестра пакетов акций и долей;
сокращения числа неликвидных пакетов и долей, находящихся в республиканской государственной собственности.
3.4. Механизм и контроль эффективности управления объектами республиканской недвижимости.
В качестве объектов республиканской недвижимости выступают:
земельные участки;
здания, сооружения и иные объекты.
Система управления предполагает принятие управленческих решений по вопросам:
рыночной оценки объектов недвижимости;
оценки вклада социально-экономического потенциала республиканских объектов недвижимости в экономику Республики Алтай.
В качестве инструментов системы управления выступают: кадастр земельных ресурсов; реестр учета объектов недвижимости; паспорт социально-экономического потенциала объекта государственной собственности республики.
Контроль за эффективностью управления осуществляется по направлениям:
увеличения динамики доходов бюджетов разных уровней от объектов республиканской недвижимости;
соответствия арендных ставок объектов недвижимости среднерыночным;
прекращение предоставления собственности Республики Алтай на безвозмездной, льготной основе коммерческим, федеральным, муниципальным, общественным организациям;
соответствия рыночной стоимости уровню использования потенциала объектов недвижимости;
достижения уровня показателей программ социально-экономического развития Республики Алтай.
4. Основные меры и контроль за реализацией государственной политики
приватизации государственной собственности Республики Алтай
4.1. Основными мерами государственной политики в области приватизации государственной собственности республики должны стать:
а) дифференциация процесса приватизации в зависимости от ликвидности объекта государственной собственности республики:
высоколиквидный - приватизируется исходя из необходимости соблюдения баланса между размером инвестиций, направленных на развитие объектов государственной собственности республики, и размером средств, поступающих в бюджет, от их продажи с учетом рыночной оценки;
низколиквидный - путем привлечения эффективных собственников, способных осуществить реальные инвестиции и в полном объеме выполнять социально-экономические обязательства;
б) расширение инструментария приватизации: эмиссия ценных бумаг (включая международные рынки); купля-продажа ценных бумаг для участия в хозяйственных товариществах и обществах;
в) принятие решений о приватизации на основе аудита долгосрочных (стратегических для республики) планов инвесторов;
г) обязательный учет международного опыта приватизации (консалтинг, аудит, мониторинг деятельности);
д) оптимизация стратегических альтернатив и интересов развития государственной собственности до приватизации (роль в социально-промышленном комплексе Республики Алтай) и после приватизации (возможная роль в социально-промышленном комплексе Республики Алтай).
4.2. Для обеспечения эффективного приватизационного процесса необходимы:
а) контроль конкурсной процедуры выбора аудиторов и оценщиков государственного имущества; обоснованности# выбора индикаторов (пакеты участия, способы и сроки приватизации, рыночный уровень цен на аналогичное имущество, спрос и предложение); оценки претендентов (деловая репутация, сведения об источниках, бизнес-планы с позиций вклада в социально-экономическое развитие Республики Алтай);
б) информационное обеспечение и сопровождение приватизационных процессов (полнота, достоверность и прозрачность, обновление и контроль информации); системы показателей учета и паспортизации; системы разграничения доступа к информации различных категорий ее пользователей.
5. Заключение
Значение настоящей Концепции сводится к последовательной, планомерной и системной реализации процесса управления государственной собственностью Республики Алтай и осуществления важнейших функций - организационной, стимулирующей и воспроизводственной для социально-экономического развития Республики Алтай.
Полная инвентаризация и последующая паспортизация позволят оценить потенциал государственной собственности республики для вовлечения в хозяйственный оборот Республики Алтай, использовать низколиквидные объекты республиканской государственной собственности (незавершенные строительством) для организации нового бизнеса в республике и привлечения инвестиционных ресурсов.
Переход от процессов массовой приватизации к использованию дифференцированных подходов управления (реструктуризация, перепрофилирование, санация, привлечение инвестиционных ресурсов, приобретение имущества в республиканскую государственную собственность) позволит каждому объекту государственной собственности республики стать полноправным участником социально-экономических отношений и оптимизировать структуру имущественных и земельных активов, принадлежащих Республике Алтай.
Вопросы о банкротстве следует рассматривать как инвестиционно-имущественные отношения, а не фискальные. На этапе осуществления процедур банкротства следует учесть, в первую очередь, ориентацию процесса не на скорейшее взыскание задолженности с республиканских унитарных предприятий, а на санацию с целью диверсификации производства, формирования нового бизнеса, организации новых рабочих мест.
Увеличение доходов от эффективного управления государственной собственностью республики и оптимизация расходов на управление ею будут способствовать проведению политики налогового стимулирования республиканских унитарных предприятий, деятельность которых направлена на реинвестирование в реальную экономику, воспроизводство государственного имущества и обеспечение социальной безопасности жизнедеятельности населения Республики Алтай.
Таким образом, сочетание перспективного ведения процесса управления объектами государственной собственности республики и реализация конкретных территориально-отраслевых программ обеспечит# стратегическое управление социально-экономическим развитием Республики Алтай.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.