В целях обеспечения экологической безопасности в сфере обращения с отходами и санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Алтай, в соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай от 22 января 2009 года N 9 "О порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных республиканских целевых программ" Правительство Республики Алтай постановляет:
Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Отходы (2011-2015 годы)".
Глава Республики Алтай, |
А.В.Бердников |
Республиканская целевая программа "Отходы (2011-2015 годы)"
(утв. постановлением Правительства Республики Алтай
от 16 сентября 2010 г. N 197)
1. Паспорт республиканской целевой программы
Наименование республиканской целевой программы |
Республиканская целевая программа "Отходы (2011-2015)" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Закон Республики Алтай от 10 ноября 2008 года N 110-РЗ "Об отходах производства и потребления в Республике Алтай" |
Государственный заказчик Программы |
Министерство регионального развития Республики Алтай |
Разработчик Программы |
Министерство регионального развития Республики Алтай |
Цели и задачи Программы |
Цель:
обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Республики Алтай при обращении с отходами производства и потребления, размещенными на территории Республики Алтай;
Основные задачи:
совершенствование системы управления в области обращения с отходами производства и потребления; решение проблем организации утилизации бытовых и промышленных отходов с соблюдением мер экологической безопасности; внедрение современных технологических средств по переработке и утилизации отходов производства и потребления; формирование экологического сознания населения; привлечение общественности к решению проблем в сфере обращения с отходами |
Сроки и этапы реализации Программы |
Срок реализации Программы: 2011-2015 годы Программа реализуется в один этап |
Перечень подпрограмм или основных мероприятий |
В рамках Программы предполагается провести ряд мероприятий по очистке территории Республики Алтай и безопасном захоронении отходов: проектирование полигонов твердых бытовых отходов и последующее их строительство по мере изготовления проектно-сметной документации в муниципальных образованиях в Республике Алтай; реконструкция существующих полигонов, рекультивация полигонов твердых бытовых отходов; строительство пунктов приема и сортировки твердых бытовых и опасных отходов в муниципальных образованиях в Республике Алтай; ведение мониторинга за состоянием окружающей среды в Республике Алтай |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования Программы составляет 309400 тысяч рублей, из них за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай, выделяемых в виде субсидий местным бюджетам до 217810 тысяч рублей, планируемых средств местных бюджетов до 91590 тысяч рублей, в том числе по годам: 2011 год - 71940 тысяч рублей, из них за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 50604 тысяч рублей, планируемых средств местных бюджетов - 21336 тысяч рублей; 2012 год - 71940 тысяч рублей, из них за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 50604 тысяч рублей, планируемых средств местных бюджетов - 21336 тысяч рублей; 2013 год - 52940 тысяч рублей, из них за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 37304 тысяч рублей, планируемых средств местных бюджетов - 15636 тысяч рублей; 2014 год - 57940 тысяч рублей, из них за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 40804 тысяч рублей, планируемых средств местных бюджетов - 17136 тысяч рублей; 2015 год - 54640 тысяч рублей, из них за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 38494 тысяч рублей, планируемых средств местных бюджетов - 16146 тысяч рублей |
Система организации контроля над исполнением Программы |
Организация и контроль за исполнением Программы, целевым использованием бюджетных средств, координацию деятельности всех участников Программы осуществляет Министерство регионального развития Республики Алтай в порядке, установленном постановлением Правительства Республики Алтай от 22 января 2009 года N 9 "О порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных целевых программ" |
Ожидаемые показатели эффективности реализации Программы |
1) Увеличение объемов использования отходов в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов с 3% до 80%; 2) уменьшение объема размещения отходов на свалках, полигонах с 93% до 20%; 3) уменьшение до 10% от уровня 2009 года вредных выбросов и сбросов экотоксикантов, образующихся в местах захоронения отходов, в окружающую среду; 4) достижение эффективного захоронения промышленных и твердых бытовых отходов за счет проектирования и строительства новых соответствующих санитарным нормам 12 полигонов |
II. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа
Одной из наиболее острых экологических проблем в Республике Алтай в настоящее время является накопление отходов производства и потребления, невозможностью их своевременной и эффективной утилизации, что в результате влечет причинение ущерба окружающей среде и представляет реальную угрозу здоровью населения Республики Алтай. Ситуация в данной сфере продолжает оставаться неудовлетворительной.
Преобладающая доля отходов производства и потребления, образующихся на территории Республики Алтай, относится к малоопасным и неопасным отходам - 4 и 5 классы соответственно, источниками образования которых являются предприятия различных отраслей народного хозяйства, а в основном местное население.
Серьезной проблемой в Республике Алтай остается проблема хранения и утилизации отходов производства и потребления. На территории Республики Алтай имеется около 270 объектов размещения отходов (полигоны, свалки, поля фильтрации) общей площадью более 300 га. Около 40% от всех объектов составляют несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, находящиеся вблизи и в пределах населенных пунктов. Обустройство всех полигонов твердых бытовых отходов (далее - полигон ТБО) не соответствует СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов". Таким образом значительная часть свалок твердых бытовых отходов на территории Республики Алтай относиться к категории экологически опасных.
В последнее десятилетие значительно повысилась значимость окружающей среды для развития туристской отрасли. Высокая ценность природных ресурсов, повышенная уязвимость природных систем, высокая стоимость затрат на их обновление, преимущественно конфликтный характер отношений между отдельными природопользователями, обуславливают необходимость разрешения проблем ее сбалансированного развития.
За последние годы в связи с резким увеличением посещения Республики Алтай туристами увеличился объем твердых бытовых и жидких отходов и, как следствие, возросла необходимость в полигонах ТБО на территории каждого муниципального образования в Республике Алтай.
Отсутствие эффективной системы управления отходами, в частности, системы сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к их накоплению на несанкционированных свалках на территории Республики Алтай. При этом отравляются и загрязняются огромные площади плодородной земли, обезображивается ландшафт, разрушается среда обитания живых существ, в том числе человека.
В настоящее время не решен вопрос сбора, временного хранения и обезвреживания люминесцентных и энергосберегающих ламп от населения. Нерешенность данной проблемы будет способствовать увеличению объема ртутьсодержащих отходов в составе твердых бытовых отходов, вывозимых на муниципальные полигоны ТБО, а также интенсивному загрязнению территорий жилых поселений веществом 1 класса опасности, что в свою очередь негативно повлияет на среду обитания и здоровье человека.
Обозначенная проблема для Республики Алтай стоит очень остро и требует незамедлительных решений.
Реализация программных мероприятий решит комплекс вопросов по внедрению современных технологических проектов по переработке и утилизации некоторых видов отходов производства и потребления, экологической безопасности муниципальных образований в Республике Алтай, улучшению их санитарного состояния и снижению негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения Республики Алтай.
Способствовать оздоровлению экологической ситуации в Республике Алтай должна организация действенного контроля за правонарушениями в области обращения с отходами со стороны органов местного самоуправления и различных ведомств, в том числе органов внутренних дел.
Положительную роль в перспективе должно принести экологическое просвещение как взрослого населения Республики Алтай, так и подрастающего поколения, всестороннее освещение в средствах массовой информации Республики Алтай проблем негативных последствий для окружающей среды и здоровья населения Республики Алтай от неправильного обращения с отходами.
Решение вопроса утилизации твердых и жидких бытовых отходов необходимо решать комплексно с привлечением средств республиканского бюджета Республики Алтай и местных бюджетов.
В связи с окончанием срока действия республиканской целевой программы "Отходы (2008-2010 годы)", утвержденной Законом Республики Алтай от 14 мая 2008 года N 50-РЗ, в 2010 году и недостаточностью суммы предусмотренных средств для полной реализации запланированных мероприятий, проблема утилизации отходов остается не решенной#. Таким образом, целесообразно продолжить реализацию мероприятий начатых в республиканской целевой программе "Отходы (2008-2010 годы)", утвержденной Законом Республики Алтай от 14 мая 2008 года N 50-РЗ, в рамках республиканской целевой программы "Отходы (2011-2015 годы)".
Приведенный анализ ситуации в области обращения с отходами, сложившейся в Республике Алтай, свидетельствует об актуальности Программы и необходимости скорейшей реализации содержащихся в ней мероприятий.
III. Основная цель и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основной целью настоящей Программы является обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Республики Алтай при обращении с отходами производства и потребления, размещенными на территории Республики Алтай.
Для достижения указанной цели предстоит решить следующие основные задачи:
1) совершенствование системы управления в области обращения с отходами производства и потребления;
2) решение проблем организации утилизации бытовых и промышленных отходов с соблюдением мер экологической безопасности;
3) внедрение современных технологических средств по переработке и утилизации отходов производства и потребления;
4) формирование экологического сознания населения;
5) привлечение общественности к решению проблем в сфере обращения с отходами.
Срок реализации Программы - 2011-2015 годы. Программа реализуется в один этап.
IV. Система программных мероприятий Программы
Система программных мероприятий направлена на реализацию перспективных проектов, обеспечивающих экологически безопасное удаление, обезвреживание и утилизацию отходов и комплексной системы управления отходами.
Программные мероприятия сформированы на основе предложений органов местного самоуправления в Республике Алтай и природоохранных органов, а также на основе исследований и мониторинга мест размещения отходов проводимого Государственным научным учреждением Республики Алтай "Алтайский региональный институт "Экология".
Все программные мероприятия сгруппированы по разделам, ориентированным на достижение целей, подкреплены необходимыми источниками, объемами финансирования и отражены в приложении N 1 к Программе.
V. Финансовое обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай и планируемых средств местных бюджетов.
Общий объем финансирования Программы - 309400 тысяч рублей, из них за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 217810 тысяч рублей, планируемых средств местных бюджетов - 91590 тысяч рублей, в том числе по годам:
2011 год - 71940 тысяч рублей, из них за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 50604 тысяч рублей, планируемых средств местных бюджетов - 21336 тысяч рублей;
2012 год - 71940 тысяч рублей, из них за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 50604 тысяч рублей, планируемых средств местных бюджетов - 21336 тысяч рублей;
2013 год - 52940 тысяч рублей, из них за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 37304 тысяч рублей, планируемых средств местных бюджетов - 15636 тысяч рублей;
2014 год - 57940 тысяч рублей, из них за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 40804 тысяч рублей, планируемых средств местных бюджетов - 17136 тысяч рублей;
2015 год - 54640 тысяч рублей, из них за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 38494 тысяч рублей, планируемых средств местных бюджетов - 16146 тысяч рублей.
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в местных бюджетах и республиканском бюджете Республики Алтай. Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы будут уточняться исходя из возможностей этих бюджетов на очередной финансовый год и плановый период.
Распределение затрат по направлениям мероприятий и источникам финансирования на расчетный период отражено в приложении N 2 к настоящей Программе.
VI. Механизм реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться путем предоставления средств республиканского бюджета Республики Алтай, выделяемых муниципальным образованиям в Республике Алтай в виде субсидий, и средств бюджетов муниципальных образований на мероприятия, предусмотренные приложением N 1 к настоящей Программе. Предоставление данных субсидий осуществляется в рамках реализации ежегодных республиканских адресных инвестиционных программ в порядке, установленном Правительством Республики Алтай.
Формирование перечня конкретных объектов производится ежегодно в рамках выделяемых на капитальные вложения средств республиканского бюджета Республики Алтай при формировании проекта закона Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и плановый период.
Уровень софинансирования мероприятий Программы за счет средств местных бюджетов составляет не менее 30% от общей суммы, необходимой на реализацию мероприятий по Программе.
Размер средств республиканского бюджета Республики Алтай составляет 70% от общей суммы необходимой на реализацию мероприятий по Программе.
Субсидии муниципальным образованиям на реализацию мероприятий Программы выделяются в Порядке, установленном в приложении N 3 к настоящей Программе.
VII. Управление Программой и контроль над ходом ее реализации
Контроль за исполнением Программы возлагается на Министерство регионального развития Республики Алтай.
Контроль за целевым и эффективным использованием выделенных средств осуществляют Министерство регионального развития Республики Алтай, Министерство финансов Республики Алтай, Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай.
Государственный заказчик Программы готовит и направляет в Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай бюджетные заявки на выделение ежегодных ассигнований для финансирования настоящей Программы из республиканского бюджета Республики Алтай, а также представляет ежеквартальную информацию о ходе реализации Программы.
Муниципальные образования представляют отчетные данные в Министерство регионального развития Республики Алтай в соответствии с условиями Соглашений, заключенных между Министерством регионального развития Республики Алтай и муниципальными образованиями в Республике Алтай, на получение субсидий из республиканского бюджета Республики Алтай.
Отчет по реализации Программы представляется в соответствии с законодательством Республики Алтай.
VIII. Эффективность реализации Программы
В ходе реализации Программы предполагается достижение следующих показателей:
1) увеличение объемов использования отходов в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов с 3% до 80%;
2) уменьшение объема размещения отходов на свалках, полигонах с 93% до 20%;
3) уменьшение вредных выбросов и сбросов экотоксикантов, образующихся в местах захоронения отходов, в окружающую среду до 10% от уровня 2009 года;
4) достижение эффективного захоронения промышленных и твердых бытовых отходов за счет проектирования и строительства новых соответствующих санитарным нормам 12 полигонов.
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"Отходы (2011 - 2015 годы)"
Система программных мероприятий
республиканской целевой программы
"Отходы (2011-2015 годы)
Приложение N 2
к республиканской целевой программе
"Отходы (2011-2015 годы)"
Финансовое обеспечение
республиканской целевой программы
"Отходы (2011-2015 годы)"
тыс. рублей
Финансовые затраты в ценах 2010 года | ||||||
Источники и направления расходов |
Всего |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Объем финансовых затрат, всего, в том числе из: |
309400 |
71940 |
71940 |
52940 |
57940 |
54640 |
федерального бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
республиканского бюджета Республики Алтай |
217810 |
50604 |
50604 |
37304 |
40804 |
38494 |
местного бюджета |
91590 |
21336 |
21336 |
15636 |
17136 |
16146 |
внебюджетных источников |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Капитальные вложения в т.ч. из: |
305300 |
71120 |
71120 |
52120 |
57120 |
53820 |
федерального бюджета |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
республиканского бюджета Республики Алтай |
213710 |
49784 |
49784 |
36484 |
39984 |
37674 |
местного бюджета |
91590 |
21336 |
21336 |
15636 |
17136 |
16146 |
внебюджетных источников |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в т.ч. из: |
3100 |
620 |
620 |
620 |
620 |
620 |
федерального бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
республиканского бюджета Республики Алтай |
3100 |
620 |
620 |
620 |
620 |
620 |
местного бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
внебюджетных источников |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прочие расходы, в т.ч. из: |
1000 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
федерального бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
республиканского бюджета Республики Алтай |
1000 |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
местного бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
внебюджетных источников |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Приложение N 3
к республиканской целевой программе
"Отходы (2011-2015 годы)"
Порядок
предоставления, распределения и расходования субсидий
местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Алтай
1. Настоящий Порядок определяет условия предоставления, распределения и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований в Республике Алтай (далее - муниципальные образования) из республиканского бюджета Республики Алтай на софинансирование мероприятий по реализации мероприятий Программы (далее - субсидии).
2. Субсидии предоставляются муниципальным образованиям на реализацию мероприятий Программы.
3. Для получения субсидии муниципальные образования предоставляют в Министерство регионального развития Республики Алтай заявки, в которых указывается размер запрашиваемой субсидии на основании проектной сметной документации по объекту капитального строительства муниципальной собственности (далее- заявки) в сроки, определяемые Министерством регионального развития Республики Алтай.
4. К заявкам должны быть приложены:
копия муниципальной программы "Отходы";
копия муниципальной программы комплексного развития коммунальных систем;
документ, подтверждающий обеспечение софинансирования мероприятий Программы за счет средств местного бюджета в размере, установленном Программой.
5. Заявки и документы, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, рассматриваются Министерством регионального развития Республики Алтай в течение пятнадцати рабочих дней после окончания срока приема заявок.
В случае представления муниципальным образованием документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, Министерство регионального развития Республики Алтай принимает решение о предоставлении субсидии муниципальному образованию, о чем сообщает муниципальному образованию в письменной форме в течение трех рабочих дней.
В случае не представления муниципальным образованием документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, Министерство регионального развития Республики Алтай принимает решение об отказе в предоставлении субсидии муниципальному образованию, о чем сообщает муниципальному образованию в письменной форме в течение трех рабочих дней.
6. На основании решения о предоставлении субсидии муниципальному образованию между Министерством регионального развития Республики Алтай и органом местного самоуправления заключается соглашение о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Алтай местному бюджету на реализацию мероприятий Программы (далее - соглашение).
7. Субсидии местным бюджетам перечисляются Министерством регионального развития Республики Алтай в соответствии с заключенными соглашениями на счета по учету средств местных бюджетов, открытые в территориальных органах федерального казначейства.
8. Эффективность расходования субсидии органом местного самоуправления оценивается Министерством регионального развития Республики Алтай на основе следующих показателей эффективности расходования субсидии:
доля использованной субсидии в общем размере субсидии, перечисленной местному бюджету;
доля выполненных работ по реализации мероприятий Программы, определенных соглашением.
Министерство регионального развития Республики Алтай не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом, представляет в Министерство финансов Республики Алтай информацию о показателях эффективности расходования субсидии.
9. Органы местного самоуправления представляют в Министерство регионального развития Республики Алтай отчет о расходовании субсидий в сроки и по форме, установленные Министерством регионального развития Республики Алтай.
10. Министерство регионального развития Республики Алтай в течение четырех рабочих дней после представления органом местного самоуправления указанного в пункте 9 настоящего Порядка отчета о расходовании субсидий, проводит его проверку и направляет в Министерство финансов Республики Алтай сводный отчет о расходовании субсидий в разрезе муниципальных образований.
11. Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
12. Субсидии, неиспользованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, при наличии потребности в субсидиях и в соответствии с решением Министерства регионального развития Республики Алтай.
13. Контроль за целевым использованием субсидий муниципальными образованиями осуществляют Министерство регионального развития Республики Алтай и Министерство финансов Республики Алтай.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Алтай от 16 сентября 2010 г. N 197 "Об утверждении республиканской целевой программы "Отходы (2011-2015 годы)"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Республики Алтай, сентябрь 2010 г. N 69(75), с.71
Постановлением Правительства Республики Алтай от 7 ноября 2013 г. N 295 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Алтай от 15 ноября 2013 г. N 313
Постановление Правительства Республики Алтай от 20 июня 2013 г. N 155
Постановление Правительства Республики Алтай от 5 апреля 2013 г. N 96
Изменения вступают в силу через десять дней после дня официального опубликования названного постановления и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Постановление Правительства Республики Алтай от 19 апреля 2012 г. N 93
Постановление Правительства Республики Алтай от 16 января 2012 г. N 1