В соответствии с Законом Республики Алтай от 5 марта 2008 года N 18-РЗ "О нормативных правовых актах Республики Алтай" и в целях единообразного оформления проектов правовых актов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и Правительства Республики Алтай Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила юридико-технического оформления проектов правовых актов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и Правительства Республики Алтай (далее - Правила).
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Алтай:
осуществлять разработку проектов правовых актов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и Правительства Республики Алтай в соответствии с Правилами;
при разработке нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Алтай руководствоваться Правилами, утвержденными настоящим Постановлением, а также Правилами подготовки нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Алтай, утвержденными постановлением Правительства Республики Алтай от 31 июля 1991 года N 238.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Постановления N 238 следует читать как "31 июля 1998 г."
Исполняющий обязанности |
С.М.Тевонян |
Правила
юридико-технического оформления проектов правовых актов
Главы Республики Алтай, Председателя Правительства
Республики Алтай и Правительства Республики Алтай
(утв. постановлением Правительства Республики Алтай от 10 февраля 2009 г. N 21)
I. Общие требования к оформлению проектов правовых актов
Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай
и Правительства Республики Алтай
1. Проект правового акта Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и Правительства Республики Алтай (далее - правовой акт) оформляется на бланке установленного образца формата А4.
2. Текст правового акта набирается в текстовом редакторе Microsoft Word или в другом, совместимом с ним формате, с использованием шрифта Times New Roman размером N 14 через один межстрочный интервал.
3. Каждый напечатанный лист правового акта, оформленный как на бланке, так и без него, должен иметь поля не менее: 35 мм - левое; 15 мм - правое; 20 мм - верхнее; 20 мм - нижнее.
4. Страницы правового акта нумеруются размером шрифта 14 арабскими цифрами посредине верхнего поля страницы. На первой странице правового акта нумерация не проставляется.
5. Первая страница правового акта должна содержать следующие реквизиты:
пометка "Проект" (печатается шрифтом N 12 с заглавной буквы в пределах верхней и правой границ текстового поля, отделяется одним межстрочным интервалом от следующего реквизита);
наименование нормотворческого органа (печатается по центру страницы заглавными буквами в две (или более) строки и выделяется полужирным шрифтом, отделяется одним межстрочным интервалом от следующего реквизита);
наименование вида правового акта (печатается по центру страницы заглавными буквами и выделяется полужирным шрифтом);
дата (оформляется словесно-цифровым способом по центру страницы, отделяется от наименования вида правового акта межстрочным интервалом 24 пт);
регистрационный номер (печатается сразу после даты правового акта на одной строке арабскими цифрами и состоит из знака "N" и порядкового номера правового акта);
место подписания правового акта (печатается по центру страницы и отделяется от реквизитов "Дата" и "Регистрационный номер" межстрочным интервалом 24 пт);
наименование (заголовок) правового акта (печатается по центру страницы на расстоянии не менее 10 см от верхнего края листа с заглавной буквы и выделяется полужирным шрифтом. Точка в конце наименования не ставится. Наименование, состоящее из двух и более строк, печатается через один межстрочный интервал);
содержательная часть правового акта (отделяется от наименования правового акта межстрочным интервалом 24 пт, печатается от левой границы текстового поля, выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Каждый абзац начинается с "красной строки" на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля;
подпись (отделяется от содержательной части правового акта тремя межстрочными интервалами).
6. Содержательная часть указа Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и постановления Правительства Республики Алтай состоит из двух частей: констатирующей (преамбула) и постановляющей.
Преамбула указа Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай завершается словом и двоеточием: "постановляю:", которые располагаются на следующей строке.
Преамбула постановления Правительства Республики Алтай завершается словами и двоеточием: "Правительство Республики Алтай постановляет:", которые располагаются на следующей строке.
Ниже, через один межстрочный интервал оформляется постановляющая часть правового акта.
7. Содержательная часть распоряжений Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и Правительства Республики Алтай, состоит из двух частей: мотивировочной (преамбула) и распорядительной.
В распоряжениях Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и Правительства Республики Алтай трафаретное слово "постановляю" или "постановляет" соответственно отсутствует. Преамбула распоряжений Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и Правительства Республики Алтай заканчивается двоеточием.
Ниже, на следующей строке, оформляется распорядительная часть правового акта.
Распорядительная часть текста правового акта должна содержать:
предписываемые действия (в повелительной форме) с указанием исполнителя каждого действия и сроков исполнения;
в качестве исполнителей указываются исполнительные органы государственной власти Республики Алтай, Единый аппарат Главы Республики Алтай и Правительства Республики Алтай или конкретные должностные лица;
точное наименование исполнителей заданий, поручений;
полные наименования упоминаемых правовых актов с указанием их даты и номера;
указание о сроке вступления правового акта в силу (при необходимости);
фамилия и должность должностного лица, на которого возложен контроль за исполнением правового акта (за исключением правовых актов о внесении изменений или признании утратившими силу);
при подготовке распоряжений Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай по кадровым вопросам - основание принятия со ссылкой на соответствующий документ (соответствующие документы).
8. Текст правового акта должен быть предельно кратким, излагаться в логической последовательности точным и лаконичным языком, исключающим двусмысленное или неоднозначное толкование. Применяются только общепринятые или официально установленные сокращения, юридические штампы.
По тексту правового акта недопустимо использовать синонимы в отношении одних и тех же органов, объектов, процедур.
9. По окончании содержательной части правового акта через три межстрочных интервала размещается подпись Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и оформляется следующим образом:
"Глава Республики Алтай, |
И.О.Фамилия". |
II. Структура проекта правового акта
10. Наименование проекта правового акта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования, сформулированным в виде ответа на вопрос "о чем?" ("о ком?").
В отдельных правовых актах наименование может отсутствовать.
В наименовании проекта правового акта о внесении изменений или о признании утратившими силу перечислять все изменяемые, признаваемые утратившими силу им правовые акты нет необходимости. Для того чтобы восприятие наименования было более коротким и удобным, в нем должна быть определена тематика вносимых изменений.
Пример:
"Проект
Правительство Республики Алтай
Постановление
от "__"________2009 г. N _________
г. Горно-Алтайск
О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты
Правительства Республики Алтай по вопросам социальной поддержки".
Конкретизация наименования проекта правового акта о внесении изменений, признании утратившим силу возможна только в том случае, если изменения вносятся не более чем в один проект правового акта. Пример:
"Проект
Правительство Республики Алтай
Постановление
от "__"________2009 г. N ____
г. Горно-Алтайск
О внесении изменений в постановление Правительства
Республики Алтай от 22 февраля 2006 года N 14"
либо:
"Проект
Правительство Республики Алтай
Постановление
от "__"________2009 г. N ____
г. Горно-Алтайск
О внесении изменений в Порядок предоставления, распределения
и расходования субсидий местным бюджетам из республиканского
бюджета Республики Алтай".
11. Преамбула (введение) - самостоятельная часть проекта правового акта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной в документах распорядительного характера.
Преамбула:
содержит ссылки на правовые акты, в соответствии с которыми принимается данный правовой акт, с указанием их реквизитов и наименования;
не содержит норм права;
не содержит ссылки на другие правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием данного правового акта;
не содержит легальные дефиниции;
не формулирует предмет регулирования проекта правового акта;
не делится на пункты;
не нумеруется.
Преамбула предваряет текст проекта правового акта, подразделяется на абзацы.
Структурные единицы проекта правового акта не могут иметь преамбулу.
12. Текст проекта правового акта в зависимости от предмета и объема может содержать следующие структурные единицы:
раздел;
подраздел;
пункт;
подпункт;
абзац.
12.1. Раздел:
используется, как правило, в приложениях к правовым актам;
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение и наименование раздела печатаются с заглавной буквы по центру страницы, полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера раздела. Точка в конце наименования раздела не ставится.
В случае, если раздел имеет более длинное наименование или наименование, состоящее из нескольких предложений, то обозначение и наименование раздела печатается через один межстрочный интервал.
Наименование раздела не должно содержать норм права.
12.2. Подраздел:
используется, как правило, в приложениях;
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
имеет наименование.
Подраздел нумеруется арабскими цифрами.
Наименование подраздела печатается с заглавной буквы в одну строку с обозначением номера подраздела по центру страницы полужирным шрифтом. Точка в конце наименования подраздела не ставится.
В случае, если подраздел имеет более длинное наименование или наименование, состоящее из нескольких предложений, то обозначение и наименование подраздела печатается через один межстрочный интервал.
Наименование подраздела не должно содержать норм права.
Проект правового акта делится на подразделы только в случае деления его на разделы.
12.3. Пункт нумеруется арабскими цифрами.
Часть пункта необходимо строить таким образом, чтобы она состояла из одного абзаца, начинающегося с прописной буквы.
12.4. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые имеют буквенную нумерацию в виде строчной буквы русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
12.5. Пункты и подпункты могут подразделяться на абзацы, как правило, не более пяти, не имеющие обозначений.
Наиболее приемлемым вариантом использования абзацев в тексте правового акта считается такой, когда деление на абзацы, как правило, осуществляется в пунктах, содержащих основные понятия или основные термины, используемые в правовом акте.
Пример:
"1. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
..........................; (абзац второй пункта 1)
.......................... (абзац третий пункта 1)".
13. В случае необходимости дать пояснение к пункту, подпункту или абзацу правового акта, дать определение понятию используются сноски, которые оформляются внизу страницы, на которой стоит знак сноски.
14. Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация пунктов каждого раздела или отдельная нумерация подразделов каждого раздела.
III. Приложения к проектам правовых актов
15. Проект правового акта может иметь приложения, на наличие которых указывается в его соответствующих структурных единицах.
Приложение оформляется в виде текста, таблиц, графиков, схем, чертежей, рисунков, карт и так далее на отдельном листе.
16. Сведения о наличии приложений оформляются разными способами. При наличии одного приложения, а также при утверждении или введении в действие какого-либо документа ссылка на него в тексте оформляется словами "прилагаемый", "прилагается", "согласно приложению", "в соответствии с приложением".
17. Если к проекту правового акта имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами с указанием знака N. При ссылках на приложения в тексте проекта правового акта знак N также указывается.
Пример:
"согласно приложению N 4 к настоящему Постановлению".
18. Слово "Приложение" печатается прописными буквами. Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста проекта правового акта и центрировано относительно самой длинной строки.
Примеры:
"Приложение
к постановлению Правительства
Республики Алтай
от "__"______г. N ____"
или:
"Приложение N 2
к постановлению Правительства
Республики Алтай
от "__"______г. N __".
19. При наличии в тексте проекта акта формулировки "Утвердить" (прилагаемые положение, правила, инструкцию, перечень мероприятий и т.д.) на приложении в правом верхнем углу оформляется слово "Утверждено" ("Утверждены", "Утверждена", "Утвержден") со ссылкой на акт, его утверждающий.
Пример:
"Утверждено
постановлением Правительства
Республики Алтай
от "__"______г. N __".
При этом слова "Утверждено", "Утвержден" согласуются в роде и числе с наименованием утверждаемого документа (положение - утверждено, порядок - утвержден).
20. Наименование приложения печатается центрированным способом (относительно границ текста). Наименование вида документа-приложения (первое слово заголовка приложения) выделяется прописными буквами. Наименование документа-приложения и вида документа-приложения печатаются полужирным шрифтом.
Пример:
"Положение
о порядке формирования и реализации республиканской адресной
инвестиционной программы".
21. Юридическая сила приложений и правового акта, к которому они относятся, одинакова. Наименование приложения должно соответствовать наименованию, приведенному в тексте правового акта.
IV. Порядок употребления ссылок
22. Ссылки в пунктах на другие пункты, а также на ранее принятые правовые акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
23. Ссылки можно делать только на вступившие в силу правовые акты, а также принятые, но не вступившие в силу правовые акты. Ссылки на утратившие силу правовые акты и проекты правовых актов недопустимы. В тексте проекта правового акта также недопустимы ссылки на нормативные предписания других правовых актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.
24. При необходимости сделать ссылку в проекте правового акта на другой правовой акт указываются следующие реквизиты в следующей последовательности: вид правового акта, дата его подписания, регистрационный номер, наименование правового акта.
Пример:
"по нормам, установленным постановлением Правительства Республики Алтай от 17 марта 2006 года N 22 "О порядке и условиях командирования государственных гражданских служащих Республики Алтай".
25. При неоднократных ссылках на один и тот же правовой акт при первом его упоминании может применяться следующая форма:
Пример:
"В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 года N 528 "О порядке расходования и учета средств, предусмотренных на финансирование выплаты инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения, компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 528) Правительство Республики Алтай постановляет:"
или:
"предложение по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2007 года N 325 (далее - Предложение)".
26. Ссылки на Конституцию Российской Федерации оформляются следующим образом:
Пример:
"в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации".
27. При ссылке на кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются.
Примеры:
"регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации";
"в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации";
"в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации".
28. При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.
Примеры:
"регулируются статьей 321 Налогового кодекса Российской Федерации";
"в порядке, установленном статьей 20 Налогового кодекса Российской Федерации";
"в соответствии со статьей 924 Гражданского кодекса Российской Федерации".
29. При необходимости дать ссылку не на весь правовой акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).
Пример:
"в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
30. Обозначения разделов, пунктов печатаются цифрами.
Примеры:
"раздел I";
"пункт 1".
31. Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами.
Примеры:
"абзац второй пункта 1";
"в соответствии с абзацем первым пункта 1".
При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.
32. Ссылку в тексте проекта правового акта на структурную единицу этого же проекта правового акта необходимо продолжить словами "настоящего Постановления", "настоящего пункта" "настоящего Порядка".
Пример:
"в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления".
V. Оформление проекта правового акта о внесении изменений
в правовые акты
33. Внесением изменений считается:
замена слов, цифр, предложений;
исключение структурных единиц, слов, цифр, предложений;
новая редакция структурных единиц правового акта;
дополнение структурных единиц правового акта новыми словами, цифрами, предложениями;
дополнение структурными единицами правового акта;
признание утратившими силу структурных единиц правового акта;
изменение срока (приостановление или продление) действия правового акта или его структурных единиц.
34. Независимо от конкретного содержания проекта правового акта о внесении изменений его наименование должно содержать слово "изменение" в соответствующем числе.
35. В наименовании проекта правового акта слово "изменение" в соответствующем числе включает понятия "дополнение", "новая редакция", "замена слов, цифр или предложений", поскольку в конечном счете изменяется текст правового акта.
36. При внесении изменений в один или два (не более) пункта правового акта наименование проекта правового акта целесообразно конкретизировать.
Примеры:
"О внесении изменений в пункты 5 и 10
распоряжения Правительства Республики Алтай
от "__"__________года N ___"
или:
"О внесении изменения в пункт 7 Положения о Министерстве
образования, науки и молодежной политики Республики Алтай".
37. Проект правового акта о внесении изменений в правовые акты делится на пункты или на абзацы.
38. При одновременном внесении изменений в несколько правовых актов изменения, вносимые в каждый правовой акт, оформляются самостоятельными пунктами.
39. Недопустимо изменять нумерацию разделов, подразделов, пунктов правового акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц правового акта.
Запрещается пересчет нумерованных структурных единиц правового акта. Пересчет нумерованных структурных единиц правового акта - указание их количества с учетом внесения соответствующих изменений в текст правового акта.
При признании структурной единицы правового акта утратившей силу ее место в структуре правового акта сохраняется, не заменяется другими структурными единицами.
Если дополнения вносятся в конец правового акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию разделов, подразделов, пунктов (например, последним был пункт 7 - дополнить пунктом 8).
Если правовой акт дополняется новыми структурными единицами (за исключением абзацев), включаемыми между уже имеющимися структурными единицами, то их необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми обозначениями.
40. Изменения всегда вносятся только в основной правовой акт. Вносить изменения в основной правовой акт путем внесения изменений в изменяющий его правовой акт недопустимо.
41. При внесении изменений в правовые акты соответствующий текст заключается в кавычки.
42. Вносимые в правовой акт изменения должны излагаться последовательно с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения. Внесение изменений в правовой акт следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.
Пример:
"абзац первый пункта 3 дополнить предложением следующего содержания:
"_____________________.".".
43. Внесение изменений в обобщенной форме в правовой акт (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки "по тексту") не допускается.
По общему правилу каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы правового акта, которая изменяется.
Исключение может составлять только внесение изменений в один пункт (в одно приложение) правового акта, когда необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в этот пункт (приложение) или его структурную единицу не вносятся.
Примеры:
"В пункте 5 слова "(слова указываются в именительном падеже единственного числа)" в соответствующих числе и падеже заменить словами "(слова указываются в именительном падеже единственного числа)" в соответствующих числе и падеже"
или:
"В пункте 5 слова "(слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа)" в соответствующем падеже заменить словами "(слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа)" в соответствующем падеже".
44. Если при внесении изменений в правовой акт меняется наименование утвержденного им положения (порядка, перечня и т.д.), то изменение данного наименования в обозначении приложений к данному положению осуществляется автоматически.
45. При необходимости внести изменение в приложение, изложив его в новой редакции, текст новой редакции приложения включается в текст изменяющего правового акта, а не является приложением к нему.
46. В случае, если изменения вносятся только в приложение, то изменяющий правовой акт называется:
"О внесении изменений в (наименование приложения), утвержденный постановлением Правительства Республики Алтай от _______ N ____" - если приложение было утверждено и наименование приложения не совпадает с наименованием правового акта;
"О внесении изменений в приложение N 2 к постановлению Правительства Республики Алтай от _______ N ____" - если приложение не было утверждено;
"О внесении изменений в (наименование приложения)" - если наименование правового акта совпадает с наименованием приложения, утвержденного им.
47. В случае, если изменения вносятся не только в приложение, но и в текст утверждающего его правового акта, то изменяющий правовой акт называется "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Алтай от _______ N ____".
48. При оформлении структурной единицы о внесении изменений в правовой акт обязательно указывается вид правового акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование, а в круглых скобках указывается источник официального опубликования (его год и номер) основного правового акта и каждого правового акта, которым вносились соответствующие изменения в изменяемый правовой акт.
49. В случае внесения изменений в таблицу конструкция: "в графе 5 строки 7 слово "____" заменить словом "_____" используется только в случае внесения изменений в одну ячейку таблицы. Если же вносятся изменения в несколько ячеек таблицы, используются строки.
50. Внесение изменений в некоторые правовые акты оформляется самостоятельным правовым актом, в котором, в свою очередь, изменения, вносимые в каждый правовой акт, оформляются самостоятельными пунктами.
Пример:
"1. Внести в пункт 5 постановления Правительства Республики Алтай от ________N ___"_______" (источник официального опубликования) следующие изменения:
а).....................;
б)......................
2. Внести в постановление Правительства Республики Алтай от ________N ___"_______" (источник официального опубликования) следующие изменения:
а)...................;
б)....................".
51. При одновременном внесении в правовой акт изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного правового акта положения о внесении изменений и об утрате силы должны быть изложены последовательно.
Пример:
"Внести в постановление Правительства Республики Алтай от ________N ___"_______" (источник официального опубликования)
следующие изменения:
1) в пункте 1 слова "_____" заменить словами "______";
2) пункт 2 дополнить словами "______";
3) в пункте 3 слова "______" исключить;
4) пункт 4 признать утратившим силу;
5) абзац первый пункта 5 изложить в следующей редакции:
"________.";
6) в пункте 6 слова "______" заменить словами "______";
7) пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8._______.";".
52. Внесение нескольких изменений в различные абзацы пункта правового акта оформляется следующим образом:
Пример:
"Внести в постановление Правительства Республики Алтай от ________N ___"_______" (источник официального опубликования) следующие изменения:
в пункте 2:
в абзаце первом слова "______" заменить словами "_______";
абзац третий дополнить предложением следующего содержания: "_______";
абзац четвертый изложить в следующей редакции: "__________."."
либо пункт излагается в новой редакции.
53. При дополнении пункта правового акта абзацами в конце пункта в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых абзацев.
Пример:
"пункт 2 дополнить абзацами третьим и четвертым следующего содержания:
"________________;
_________________.".".
54. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры", а не "числа".
Пример:
"цифры "12-14, 125" заменить цифрами "13-15, 126";
цифры "35" заменить цифрами "45".".
55. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".
Пример:
"слова "2008 год" заменить словами "в 2009 году".".
56. При необходимости между уже имеющимися абзацами включить новый абзац дается новая редакция той структурной единицы правового акта, к которой относится абзац.
57. При признании абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу.
58. Новая редакция правового акта в целом, как правило, не допускается.
Новый правовой акт принимается с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего правового акта в случаях, если:
необходимо внести в правовой акт изменения, требующие переработки правового акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;
необходимо внести в правовой акт изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;
сохраняют значение только отдельные структурные единицы правового акта, причем частично;
необходимо внести изменения в правовой акт, признанный утратившим силу в неотделимой части.
59. Структурная единица правового акта излагается в новой редакции в случаях, если:
необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;
неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы правового акта.
60. Признавать утратившими силу все изменения и редакции правового акта необходимо только в случае принятия нового правового акта, регулирующего данный вид правоотношений.
61. Способы оформления внесения изменений:
Примеры:
"Внести в пункт 16 постановления Правительства Республики Алтай от ______ N ___ "________" (источник официального опубликования) следующее изменение:
дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"Внести в постановление Правительства Республики Алтай от ______ N ___ "________" (источник официального опубликования) следующее изменение:
дополнить абзац второй пункта 16 после слов "______" словами "______".";
"Внести в постановление Правительства Республики Алтай от ______ N ___ "________" (источник официального опубликования) следующее изменение:
дополнить абзац второй пункта 16 предложением следующего содержания: "__________.".";
"Внести в постановление Правительства Республики Алтай от ________ N ___ "________" (источник официального опубликования) следующее изменение:
в абзаце втором пункта 16 второе предложение исключить.";
"Внести в постановление Правительства Республики Алтай от ________ N ___ "________" (источник официального опубликования) следующее изменение:
в абзаце втором пункта 16 слова "______" исключить.";
"Внести в постановление Правительства Республики Алтай от ________ N ___ "_______" (источник официального опубликования) следующее изменение:
в абзаце втором пункта 16 слово "_____" заменить словом "_____".".
62. В случае, если в правовой акт вносится большое количество изменений (оформление которых занимает более трех страниц), они могут быть оформлены следующим образом:
Пример:
"1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в распоряжение Правительства Республики Алтай от ________ N ___ "_______".".
Приложение в данном случае будет оформлено следующим образом:
"Утверждены
распоряжением Правительства
Республики Алтай
от ___________ N _______
Изменения,
которые вносятся в распоряжение Правительства
Республики Алтай от ________ N ___"__________________"".
63. При внесении изменений в правовые акты следующие структурные единицы правового акта именуются позициями.
Пример:
"в позиции "Инспекция по делам несовершеннолетних" цифры 24 заменить цифрами "42"
или:
"позицию "92 1200 Субпродукты (92 1210-92 1234)" исключить",
или:
"позицию "Итого:" изложить в следующей редакции:
"Итого: |
620,5 |
20 |
404 |
|
36 |
161,5 |
59 |
51,5". |
Возможны и другие варианты позиций. Позиция включает в себя всю информацию, находящуюся в одной строке, которая не пронумерована.
VI. Использование словесно-цифрового и цифрового способа
изложения дат при оформлении проектов правовых актов
64. Даты в проектах правовых актов оформляется словесно-цифровым способом арабскими цифрами в последовательности: день месяца (цифрами), месяц (словом), год (цифрами) с добавлением слова "год" в соответствующем падеже (без сокращения), например, 25 ноября 2009 года. При этом если день месяца имеет номер от 1 до 9, то "0" впереди не ставится, например, 9 ноября 2009 года. Оформление дат в проектах правовых актов цифровым способом не допускается.
VII. Оформление проектов правовых актов о признании
утратившими силу правовых актов
65. Признание утратившими силу структурных единиц правового акта оформляется по-разному: либо отдельным правовым актом, либо пунктом правового акта, устанавливающего новое правовое регулирование.
66. Если текст проекта правового акта содержит только перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, то его наименование оформляется следующим образом:
Пример:
"О признании утратившими силу некоторых указов
Главы Республики Алтай, Председателя
Правительства Республики Алтай"
либо:
"О признании утратившими силу Указа
Главы Республики Алтай, Председателя
Правительства Республики Алтай
от _________ N ________ ".
67. При оформлении структурной единицы о признании утратившим силу правового акта обязательно указывается вид правового акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование, а в круглых скобках указывается источник официального опубликования (его год и номер) основного правового акта и каждого правового акта, которым вносились соответствующие изменения в изменяемый правовой акт.
68. Проект правового акта, содержащий перечни правовых актов, признаваемых утратившими силу, делится на абзацы, не имеющие обозначений.
Пример:
"Признать утратившими силу:
Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 8 мая 2003 года N 53-у "О распределении обязанностей между Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай, Первым заместителем, заместителями Председателя Правительства Республики Алтай, членами Правительства Республики Алтай" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2003, N 9(15);
Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 7 августа 2003 года N 94-у "О внесении изменения в Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 8 мая 2003 г. N 53-у "О распределении обязанностей между Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай, Первым заместителем, заместителями Председателя Правительства Республики Алтай, членами Правительства Республики Алтай" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2003, N 11(17);
Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 25 февраля 2004 года N 21-у "О внесении изменения в Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 8 мая 2003 г. N 53-у "О распределении обязанностей между Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай, Первым заместителем, заместителями Председателя Правительства Республики Алтай, членами Правительства Республики Алтай" (Сборник законодательства Республики Алтай, 2004, N 16(28).".
69. Для приведения правовых актов в соответствие с вновь принятыми правовыми актами, устранения множественности норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении правовых актов в соответствие с вновь принимаемыми правовыми актами путем признания правовых актов (их структурных единиц) утратившими силу.
70. Перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным.
71. При включении каждого правового акта в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны вид правового акта, дата его принятия, регистрационный номер, наименование правового акта.
72. Если в структурные единицы, признающиеся утратившими силу, ранее были внесены изменения, то в проект правового акта нужно ввести еще один пункт, абзац, признающий утратившими силу те правовые акты (или их структурные единицы), которыми эти изменения были внесены.
73. В перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:
правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными абзацами указываются как сам правовой акт, так и все правовые акты, которыми в текст основного правового акта ранее вносились изменения;
правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу частично, то есть, если утрачивает силу не весь правовой акт, а только его отдельные структурные единицы (все нумерованные структурные единицы правового акта, а также абзацы). При этом отдельными абзацами указываются как сама структурная единица правового акта, так и все правовые акты, которыми в текст данной структурной единицы ранее вносились изменения.
74. Признание утратившими силу правовых актов без признания утратившими силу в виде отдельных абзацев всех правовых актов (их структурных единиц), которыми в разное время в основной правовой акт вносились изменения, не допускается.
75. При признании утратившим силу всего правового акта, наименование которого было изменено, в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, данный правовой акт включается с его измененным наименованием. Правовой акт, изменивший наименование первого правового акта, включается в перечень в виде отдельного абзаца.
При признании утратившей силу неотделимой части правового акта, наименование которого было изменено, в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, правовой акт включается с измененным наименованием.
76. При признании утратившей силу структурной единицы правового акта, которой не было в его первоначальной редакции (которая была дополнена позднее), в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельных абзацев включаются:
данная структурная единица;
структурная единица правового акта, которым утрачивающая силу структурная единица была дополнена.
77. Правовые акты в перечне правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания от самых ранних до самых поздних). В пределах одной и той же даты подписания законодательные акты располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке.
78. При необходимости установить в одном перечне правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, разные даты, с которых правовые акты признаются утратившими силу, перечень подразделяется на структурные единицы, формируемые в соответствии с соответствующей датой (сроком) утраты силы.
79. Если в правовом акте осталась одна структурная единица после того, как остальные утратили силу, и она подлежит признанию утратившей силу, то необходимо признавать утратившим силу весь правовой акт полностью, а не одну только эту структурную единицу.
80. Если в правовом акте имеются пункты, которыми признавались утратившими силу ранее изданные правовые акты, то при необходимости признать утратившим силу данный правовой акт он признается утратившим силу полностью независимо от наличия в нем таких пунктов.
Данное правило не восстанавливает действие ранее утративших силу правовых актов (структурных единиц правовых актов).
81. В перечни правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются правовые акты (нормы) временного характера, срок действия которых истек. Правовые акты (нормы) временного характера в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только в том случае, если срок их действия не истек.
Продление срока действия правового акта временного характера возможно не позднее последнего дня срока его действия.
Если действие правового акта временного характера или его структурной единицы было продлено на неопределенный срок, то в перечень включается как основной правовой акт, так и продляющий его действие правовой акт.
Если в правовой акт временного характера до истечения срока его действия вносились какие-то изменения, то после истечения срока его действия необходимо признавать утратившими силу все правовые акты о внесении изменений в правовой акт временного характера. Это делается в целях упорядочения массива правовых актов посредством исключения из его состава фактически утративших силу правовых актов.
Если необходимо внести изменения в правовой акт временного характера, то в правовом акте, вносящем изменения, рекомендуется указывать, что правовой акт действует до истечения срока действия основного акта.
82. Если подлежащий признанию утратившим силу пункт или абзац содержат указание на приложение, которое соответственно должно утратить силу, то в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается только этот пункт или этот абзац, а приложение отдельно не указывается, хотя оно тоже считается утратившим силу.
Если в пункте или абзаце правового акта наряду с утверждением приложения содержатся указания, касающиеся других вопросов, сохраняющих свое значение, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается этот пункт или эта статья только в части, относящейся к приложению.
Если приложение не может быть признано утратившим силу полностью, то в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только отдельные пункты, абзацы приложения. Пока не возникнет необходимость признать приложение полностью утратившим силу, нельзя признавать утратившей силу ту структурную единицу проекта правового акта, которая утверждала приложение.
83. Если правовой акт еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, применяется термин "отменить".
84. Если правовой акт ошибочно был признан утратившим силу, то принимается новый правовой акт. В данном правовом акте указывается, что признанный утратившим силу правовой акт признается действующим и вносятся соответствующие изменения (признается утратившим силу) правовой акт, признавший его утратившим силу.
85. При признании утратившими силу нескольких абзацев подряд каждый из них указывается индивидуально.
86. В случае если структура проекта правового акта построена следующим образом:
"8.2. В сфере социальной защиты населения Министерство осуществляет следующие функции:
8.2.1.______;
8.2.2._______.",
признание утратившим силу пункта 8.2 повлечет одновременную утрату силы пунктов 8.2.1, 8.2.2.
87. Исключению подлежат только отдельные слова, цифры, предложения, находящиеся в составе структурных единиц правового акта, или позиции, тогда как структурные единицы правового акта, в том числе абзацы, подлежат признанию утратившими силу.
Исключение не влечет за собой каких-либо последующих действий, а при признании утратившей силу структурной единицы правового акта в обязательном порядке признаются утратившими силу в виде отдельных позиций все изменения, вносившиеся в данную структурную единицу.
VIII. Оформление пунктов о вступлении в силу правовых актов
88. Пункт о порядке вступления в силу вводится в проект правового акта в случае, если необходимо установить особый порядок вступления в силу данного правового акта, отличный от определенного Конституционным законом Республики Алтай от 24 февраля 1998 года N 2-4 "О Правительстве Республики Алтай", Законом Республики Алтай от 5 марта 2008 года N 18-РЗ "О нормативных правовых актах Республики Алтай".
89. В случае если предполагается, что правовой акт должен вступить в силу через значительный промежуток времени после дня его официального опубликования или подписания, рекомендуется использовать конкретный день вступления в силу.
90. Период между днем официального опубликования и днем вступления в силу правового акта не должен быть слишком длительным.
91. Нежелательно определение срока вступления в силу правового акта или его структурных единиц в зависимости от вступления в силу других (еще не принятых) правовых актов. Нежелательно вступление в силу правового акта в зависимости от внесения соответствующих изменений в другой правовой акт.
92. Недопустимы случаи, когда срок вступления в силу отдельных структурных единиц одного правового акта предполагается определить в другом правовом акте.
93. В исключительных случаях действие правового акта может быть распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления его в силу, при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации.
IX. Оформление правовых актов о создании правительственных
координационных и совещательных органов
94. В случае если правительственные координационные и совещательные органы (далее - координационные и совещательные органы) создаются впервые, вначале идет пункт об их создании, затем пункт об утверждении состава координационных или совещательных органов.
95. При утверждении состава координационного или совещательного органа их члены располагаются следующим образом: председатель, заместитель (заместители) председателя, секретарь, члены координационного или совещательного органа. Расположение фамилий и инициалов внутри каждой группы членов координационного или совещательного органа осуществляется в алфавитном порядке в именительном падеже.
96. При включении в состав координационного или совещательного органа лиц, не являющихся представителями исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, Единого аппарата Главы Республики Алтай и Правительства Республики Алтай, республиканских государственных учреждений, после изложения должности лица либо его статуса в координационном или совещательном органе в скобках пишется "(по согласованию)".
97. При включении (исключении) в состав координационного или совещательного органа членов координационного или совещательного органа используются следующие формулировки:
Примеры:
"а) включить в состав Комиссии Фамилия И.О. (в родительном падеже) - должность;
б) исключить из состава комиссии Фамилия И.О. (в родительном падеже).".
Если в состав комиссии необходимо включить нескольких лиц, то изменения оформляются следующим образом:
Пример:
"Включить в состав Комиссии следующих лиц:
Фамилия И.О. (в именительном падеже) - должность;
Фамилия И.О. (в именительном падеже) - должность.".
98. Если необходимо внести изменения в имя, должность, статус лица, внесение изменений оформляется следующим образом:
Пример:
"Позицию "Фамилия И.О. - Министр образования и науки Республики Алтай" изложить в следующей редакции "Фамилия И.О. - Министр образования, науки и молодежной политики Республики Алтай".".
X. Использование в проектах правовых актов положений
рекомендательного характера
99. В случае необходимости дать поручения рекомендательного характера органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Алтай используется формулировка:
"Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Алтай ...".
Данный оборот применяется также при необходимости дать рекомендации организациям, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти и другим органам власти (либо их руководителям), руководство деятельностью которых не осуществляет Правительство Республики Алтай.
XI. Использование методических рекомендаций
Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации и Инструкции по делопроизводству
в Едином аппарате Главы Республики Алтай и Правительства
Республики Алтай при подготовке проектов правовых актов
100. При подготовке проектов правовых актов допускается применение методических рекомендаций Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по юридико-техническому оформлению законопроектов и Инструкции по делопроизводству в Едином аппарате Главы Республики Алтай и Правительства Республики Алтай в части, не урегулированной настоящими Правилами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Алтай от 10 февраля 2009 г. N 21 "Об утверждении Правил юридико-технического оформления проектов правовых актов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и Правительства Республики Алтай"
Текст постановления опубликован в Сборнике законодательства Республики Алтай, январь-февраль 2009 г. N 57(63), с.163
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Алтай от 5 июля 2022 г. N 224
Изменения вступают в силу с 5 июля 2022 г.
Постановление Правительства Республики Алтай от 28 мая 2021 г. N 143
Изменения вступают в силу с 28 мая 2021 г.
Постановление Правительства Республики Алтай от 29 января 2013 г. N 14