Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т.И, судей Синьковской Л.Г, Кольцюка В.М, при секретаре Борковской А.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-363/2021 по апелляционной жалобе Акулича ФИО8 на решение Брянского областного суда от 23 марта 2021 года, которым частично удовлетворены административные исковые требования Акулича ФИО9 об оспаривании в части Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Клинцы Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года N 1343, Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года N 1512.
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.И, объяснения представителя управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В, заключение прокурора Бобылевой О.А, полагавшей решение подлежащим частичной отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года N 1343, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 30 ноября 2017 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Клинцы Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год (далее - Перечень на 2018 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 3 августа 2020 года N1090 Перечень объектов недвижимого имуществ на 2018 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2018 года. Указанный приказ размещён на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 7 августа 2020 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года N 1512, размещенным на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 3 декабря 2018 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Клинцы Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год). Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 17 марта 2021 года N403 Перечень объектов недвижимого имуществ на 2019 год изложен в новой редакции, подлежащей применению к отношениям, возникшим с 1 января 2019 года. Указанный приказ размещён на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru) 22 марта 2021 года.
В Перечень на 2018 года и в Перечень на 2019 года включены нежилые помещения с кадастровыми номерами N соответственно, расположенные по адресу: "адрес".
Акулич Р.Р, являющийся собственником поименованных помещений, обратился в Брянский областной с административным исковым заявлением, в котором с учётом неоднократных уточнений просил признать недействующими с 1 января 2018 года Перечень на 2018 года, с 1 января 2019 - Перечень на 2019 года в части включения в них принадлежащих ему объектов недвижимости, указав в обоснование своих требований, что спорные объекты недвижимости не обладают предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество должна исчисляться исходя из их кадастровой стоимости. Оспариваемые правовые предписания противоречат приведенным законоположениям и нарушают его права, поскольку включение нежилых помещений в Перечни приводит к незаконному увеличению размера налога на имущество физических лиц.
Решением Брянского областного суда от 23 марта 2021 года административные исковые требования Акулича Р.Р. удовлетворены частично.
Признаны недействующими:
с 1 января 2018 года Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Клинцы Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 году, определенный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года N 1343 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 03 августа 2020 года N 1090) в части включения в него нежилого помещения, кадастровый номер N, (пункт Перечня - N), и нежилого помещения, кадастровый номер N, (пункт Перечня - N).
с 1 января 2019 года Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 году, определенный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года N 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 17 марта 2021 года N 403), в части включения в него нежилого помещения, кадастровый номер N, (пункт Перечня - N), и нежилого помещения, кадастровый номер N, (пункт Перечня - N).
В удовлетворении требований об оспаривании Перечней на 2018 год и на 2019 год в части включения в них объектов недвижимости с кадастровыми номерами N отказано.
В апелляционной жалобе Акулич Р.Р. просит решение отменить в части отказа в удовлетворении административных исковых требований об оспаривании Перечней на 2018 и на 2019 год в части включения в них объекта недвижимости с кадастровым номером N. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что вывод суда о назначении объекта - магазин, основанный на техническом паспорте, составленном ФГУП "Ростехинвентаризация Федеральное БТИ" по состоянию на 2 февраля 2008 года, является ошибочным, поскольку данный технический паспорт является устаревшим. Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 15 февраля 2010 года, в состав данного нежилого помещения входит складское помещение общей площадью 173, 7 кв. м, что полностью соответствует иным доказательства, имеющимся в материалах дела. Каких-либо иных доказательств с достоверностью свидетельствующих о том, что указанное нежилое помещение отвечает признакам, которые могли бы послужить основанием для включения данного объекта в Перечни, в материалы дела не представлено.
Относительно доводов апелляционной жалобы Управлением имущественных отношений Брянской области, прокуратурой Брянской области представлены возражения, в которых указано на то, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 10, части 1 статьи 29 закона Брянской области от 03 ноября 1997 года N 28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемые приказы управления имущественных отношений Брянской области, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а также последующие изменяющие их акты, приняты уполномоченным органом в установленной форме и размещены на официальном интернет-портале правовой информации: www.pravo.gov.ru, в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам. В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса Российской Федерации данный налог устанавливается указанным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1).
Статьей 1 Закона Брянской области от 28 сентября 2015 года N 80-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" предусмотрено, что с 1 января 2016 года на территории Брянской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года N 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.49, 3.50 Положения об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденного указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года N 66, управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области и в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции установил, что включение нежилых помещений с кадастровыми номерами N, расположенные по адресу: "адрес", в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018, 2019 годы не соответствует действующему федеральному законодательству.
При этом в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами N, расположенных по этому же адресу, суд пришел к выводу об обоснованности включения их в каждый из Перечней по основанию наличия в технической документации на объекты сведений об их наименовании - офис, магазин соответственно.
Административным истцом решение суда обжаловано в части отказа в удовлетворении требований в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N; доводов о несогласии с решением суда в остальной части в апелляционной жалобе не приведено.
Проверяя правомерность включения названного объекта недвижимости в Перечни на 2018 и 2019 годы, судом установлено, что Акулич Р.Р. является собственником и плательщиком налога на имущество физических лиц в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N, общей площадью 173, 3 кв. м, расположенного по адресу: "адрес".
Выводы суда о наличии оснований для включения объекта недвижимости в каждый из Перечней основано на сведениях, приведенных в техническом паспорте, составленном ФГУП "Ростехинвентаризация Федеральное БТИ" по состоянию на 2 декабря 2008 года, на указанное помещение, согласно которым в его состав входят помещения с наименованием офис - 169, 3 кв. м, санузел - 1, 9 кв. м, коридор - 2, 5 кв. м, следовательно, 97, 5 % от общей площади по документам технического учета предусматривают размещение офисов.
Судебная коллегия не может согласиться с названными выводами суда.
Из объяснений представителя Управления имущественных отношений Брянской области следует, что спорное здание включено в Перечень по предназначению, а также с учетом его фактического использования в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (выписка от 30 сентября 2019 года N) нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 173, 3 кв. м, расположенное по адресу: "адрес", имеет наименование - нежилое помещение, назначение - нежилое помещение.
В суд апелляционной инстанции административным истцом, а также ФГУП "Ростехинвентаризация Федеральное БТИ" (информация N от 20 июля 2021 года) представлен технический паспорт, составленный ФГУП "Ростехинвентаризация Федеральное БТИ" по состоянию на 15 февраля 2010 года, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером N, общей площадью 173, 3 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", согласно которому в состав объекта входит помещение с наименованием складское, площадью 173, 3 кв. м.
ГБУ "Брянскоблтехнинвентаризация" по запросу суда апелляционной инстанции представила информацию N от 23 июля 2021 года об отсутствии технической документации на объект площадью 173, 3 кв. м по адресу: "адрес".
Согласно кадастровым паспортам на нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью 173, 3 кв. м, расположенное по адресу: "адрес", от 11 января 2010 года, 24 ноября 2015 года, направленным на запрос суда 26 июля 2021 года N ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области, имеется информация о встроенном помещении с назначением - нежилое.
Таким образом, наименование и назначение объекта по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, данным технического учета не могли служить основанием для включения в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 и 2019 годы, поскольку на дату утверждения Перечней и на начало каждого из налоговых периодов не предполагали его использование для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Сведения о предназначении помещения, содержащиеся в техническом паспорте, составленном ФГУП "Ростехинвентаризация Федеральное БТИ" по состоянию на 2 декабря 2008 года, не могли быть приняты во внимание в связи с наличием обновленной технической документации по состоянию на более позднюю дату - 15 февраля 2010 года.
Также отсутствовали основания для включения поименованного объекта в Перечни на 2018 и 2019 годы по мотиву его фактического использования для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Имеющийся в материалах дела акт обследования фактического использования объекта недвижимого имущества от 21 марта 2017 года, составленный комиссией Клинцовской городской администрации, в котором содержится вывод об использовании 100 % помещения под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, не является допустимым доказательством по делу, поскольку в нем отсутствуют информации о фактическом осмотре, установленных фактах, свидетельствующих об использовании имущества, сведения о конкретных помещениях и площадях, используемых для целей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Иных доказательств, подтверждающих, что принадлежащее административному истцу помещение является объектом, который по предназначению или фактическому использованию соответствовал требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подлежал включению в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 и 2019 годы, административным ответчиком не представлено, соответственно оснований для отказа в удовлетворении требований административного истца в части оспаривания включения в Перечни на 2018 и 2019 годы нежилого помещения с кадастровым номером N не имелось.
При таком положении решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит в оспариваемой части отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований административного истца и признании оспариваемых Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Клинцы Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 и 2019 годы недействующими с 1 января 2018 года и с 1 января 2019 года соответственно в части включения в них нежилого помещения кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Брянского областного суда от 23 марта 2021 года в части отказа в удовлетворении требований об оспаривании Перечней объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Клинцы Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 год и на 2019 год, в части включения в них объекта недвижимости с кадастровым номером N отменить, принять в названной части новое решение.
Признать недействующим с 1 января 2018 года Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Клинцы Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018 году, определенный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года N 1343 в части включения в него нежилого помещения кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Признать недействующим с 1 января 2019 года Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 году, определенный приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года N 1512 в части включения в него нежилого помещения кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
В остальной части решение Брянского областного суда от 23 марта 2021 года оставить без изменения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна: Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.