Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдинова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 9 августа 2021 года) жалобу Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Благодарненского района Ставропольского края от 26 апреля 2021 года и решение судьи Благодарненского районного суда Ставропольского края от 10 июня 2021 года, вынесенные в отношении Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Благодарненского района Ставропольского края от 26 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Благодарненского районного суда Ставропольского края от 10 июня 2021 года, Администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края (далее - Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, Администрация просит отменить постановленные судебные акты, вынесенные по делу об административном правонарушении, производство по делу прекратить.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 года N 27л/с.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно пункту 8.1 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст, на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1. Срок устранения зимней скользкости по таблице 8.1 определен от 4 до 12 часов с момента обнаружения в зависимости от категории дорог.
Согласно пункту 3.4 названного ГОСТ Р 50597-2017 моментом обнаружения зимней скользкости является дата и время регистрации поступления информации об ее фактическом образовании с дорожных метеостанций или из других источников, или о возможном ее образовании с дорожных метеостанций и организаций Росгидромета (четырехчасовой прогноз), уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность.
Как усматривается из материалов дела, 7 февраля 2021 года в 7 часов 50 минут на 8 км+730 м автомобильной дороги "адрес" сотрудником ГИБДД обследовано место дорожно-транспортного происшествия, в результате которого 1 человек получил телесные повреждения.
В ходе обследования места совершения дорожно-транспортного происшествия установлено наличие снежного наката и зимней скользкости на указанном участке автодороги, которая является муниципальной собственностью, что подтверждается актом обследования дорожных условий в месте совершения ДТП, фотоматериалом и рапортом государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Благодарненскому городскому округу ФИО4 (л.д. 6-8, 11-12).
Согласно распоряжению Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края от 26 декабря 2019 года N 1268-р "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управление за Управлением по делам территорий Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края" автомобильная дорога "Бурлацкое-Ставропольский" протяженностью 16 300 м передана в оперативное управление Управлению по делам территорий Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края (л.д. 60-77).
Допущенное нарушение правил содержания обозначенной автомобильной дороги в безопасном для дорожного движения состоянии послужило основанием для составления 5 марта 2021 года государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Благодарненскому городскому округу ФИО4 в отношении Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его постановлением мирового судьи, с выводами которого согласился судья районного суда, к административной ответственности, установленной указанной нормой.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 5 марта 2021 года (л.д. 1-2), определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 7 февраля 2021 года (л.д. 5), актом обследования дорожных условий в месте совершения ДТП от 7 февраля 2021 года (л.д. 6), фотоматериалом с места дорожно-транспортного происшествия и по результатам устранения выявленных недостатков (л.д. 8), рапортом государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Благодарненскому городскому округу ФИО4 (л.д. 11-12), распоряжению Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края от 26 декабря 2019 года N 1268-р "О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управление за Управлением по делам территорий Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края" (л.д. 60-77), пояснениями представителя Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края" (л.д. 21-25), уставом Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края", утвержденным решением Совета депутатов Благодарненского городского округа Ставропольского края от 27 октября 2017 года N 19, и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт ненадлежащего содержания автомобильной дороги подтвержден материалами дела и не опровергнут Администрацией Благодарненского городского округа Ставропольского края в настоящей жалобе.
Довод жалобы о том, что лицом, ответственным за содержание указанной автомобильной дороги Администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края не является со ссылкой на Положение об Управлении по делам территорий Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края, утвержденного решением Совета депутатов Благодарненского городского округа Ставропольского края от 7 декабря 2018 года N 183 (л.д. 37-42), а также на заключение муниципального контракта на зимнее содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения Благодарненского городского округа Ставропольского края на 2021 год от 14 декабря 2020 года N 105, заключенного с МУП "Центр жилищно-коммунального хозяйства", с возложением на последнего устранения зимней скользкости и окончания снегоочистки в течение 6 часов с учетом категории автодороги, являлся предметом проверки мирового судьи и судьи районного суда и обоснованно признан несостоятельным по основаниям, приведенным в соответствующих судебных постановлениях, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Выводы о виновности Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов.
Объективную сторону административного правонарушения в соответствии с положениями части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляют действия (бездействие) юридических и физических лиц, выразившиеся в несоблюдении (нарушении) требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и иных дорожных сооружений либо непринятии мер по своевременному устранению угрожающих безопасности дорожного движения помех.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Как следует из Устава Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края, утвержденного решением Совета депутатов Благодарненского городского округа Ставропольского края от 27 октября 2017 года N 19, указанный орган является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, к полномочиям которого отнесены управление и распоряжение объектами муниципальной собственности, организация и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 46, пункты 4, 8 статьи 47 названного Устава).
Таким образом, должностное лицо и судебные инстанции обоснованно исходили из того, что установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия Администрацией Благодарненского городского округа Ставропольского края всех зависящих от нее мер к соблюдению действующего законодательства с учетом положений Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" свидетельствует о том, что указанное лицо, будучи ответственным за состояние автодороги "Бурлацкое-Ставропольский", находящейся в муниципальной собственности, является субъектом вмененного ему административного правонарушения и подлежит административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
То обстоятельство, что в соответствии с решением Совета депутатов Благодарненского городского округа Ставропольского края от 7 декабря 2018 года N 183 создано Управление по делам территорий Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края с возложением на него решением Совета депутатов Благодарненского городского округа Ставропольского края от 27 декабря 2019 года N 302 функций по контролю за сохранностью автомобильных дорог местного значения, по организации деятельности по текущему ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, по организации деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, не ставит под сомнение выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края в совершении вмененного административного правонарушения, так как указанными решениями представительного органа местного самоуправления сохранен подчиненный характер Управления по делам территорий в качестве одного из органов Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края, которая не утрачивает ответственности за состояние дорог местного значения в пределах округа.
Кроме того, указанное Управление по делам территорий согласно Положению о нем, утвержденному вышеназванными решениями Совета депутатов Благодарненского городского округа Ставропольского края, подотчетно Главе Благодарненского городского округа, Управление по делам территорий возглавляется заместителем главы Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края.
Утверждение заявителя об отсутствии финансирования дорожной деятельности Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края с передачей бюджетных средств в Управление по делам территорий Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края также не является основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку вышеуказанные доводы относятся к внутренним вопросам распределения функциональных обязанностей между структурными подразделениями Администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края как органа исполнительной власти муниципального образования, тогда как ее структурные подразделения к числу исполнительно-распорядительных органов муниципального образования Уставом Благодарненского городского округа Ставропольского края, утвержденным решением Совета депутатов Благодарненского городского округа Ставропольского края от 27 октября 2017 года N 19, не отнесены.
В то же время, в случае ненадлежащего выполнения условий заключенного муниципального контракта, заинтересованное лицо не лишено права на обращение в суд о взыскании причиненных убытков в установленном законом порядке.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Благодарненского района Ставропольского края от 26 апреля 2021 года и решение судьи Благодарненского районного суда Ставропольского края от 10 июня 2021 года, вынесенные в отношении администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу администрации Благодарненского городского округа Ставропольского края - без удовлетворения.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Фахретдинова
Справка:
мировой судья Зуева О.С.
судья районного суда Бадулина О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.