На основании статьи 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", подпункта 7 пункта 7.22.4 Положения о Министерстве лесного хозяйства Республики Алтай, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай и в целях организации экологического образования и формирования экологической культуры на территории Республики Алтай приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации экологического образования и формировании экологической культуры на территории Республики Алтай.
2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра лесного хозяйства Республики Алтай Манышева В.К.
Министр |
М.А. Терехов |
Положение
об организации и развитии системы
экологического образования и формировании
экологической культуры на территории Республики Алтай
(утв. приказом Министерства лесного хозяйства Республики Алтай
от 20 июля 2011 г. N 276)
I. Общие положения
1. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой и национальной культуры, включающая систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой, преемственно формируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека;
экологическое образование - непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей, их обязанностей и ответственности по отношению ко всему живому, а также получения специальных знаний и практических умений и навыков по охране окружающей природной среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности;
экологическое просвещение - распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, экологической безопасности в целях формирования в обществе основ экологической культуры.
2. Основными принципами государственной политики в области экологического образования и просвещения являются:
приоритетность экологических знаний в системе образования;
гарантированность и всеобщность приобретения необходимого минимума экологического образования;
открытость и доступность экологической информации;
системность, комплексность, непрерывность экологического образования и просвещения;
гласность в вопросах разработки и реализации государственной политики и программ в области экологического образования и просвещения;
направленность на выработку в процессе обучения четкого понимания гражданами личной ответственности за сохранение и восстановление природной среды, бережное использование ее ресурсов, а также на формирование соответствующих норм поведения;
направленность на стимулирование конкретной деятельности по развитию системы экологического образования и просвещения;
согласованность действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, учебных заведений, организаций и учреждений, ведающих вопросами образования, культуры и науки, средств массовой информации, некоммерческих организаций и граждан в области экологического образования и просвещения.
II. Формы реализации экологического образования
и экологического просвещения на территории Республики Алтай
3. На территории Республики Алтай экологическое образование осуществляется через:
а) обязательное преподавание экологических знаний в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные и профессиональные программы;
б) дополнительную (профессиональную) экологическую подготовку;
в) эколого-просветительскую деятельность общественных организаций, средств массовой информации и дополнительных образовательных учреждений для детей;
г) организацию и проведение научно-практических конференций, семинаров и симпозиумов по проблемам экологического образования;
д) социальную рекламу и наглядную агитацию;
е) распространение экологических знаний библиотеками, музеями.
4. Дошкольные и общеобразовательные учреждения, а также учреждения начального профессионального образования, и учреждения дополнительного образования детей (станции юных туристов, натуралистов, центры дополнительного образования детей, традиционной культуры могут реализовывать дополнительные программы по экологическому образованию, разработанные на основе федеральных государственных образовательных стандартов, с целью получения углубленных знаний и практических навыков по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности.
5. Экологическое просвещение населения в Республике Алтай осуществляется в целях формирования нравственного отношения человека к окружающей среде как основы повышения уровня экологической культуры.
6. Экологическое просвещение населения может осуществляться в следующих формах:
а) распространение информации о состоянии окружающей среды, региональных экологических проблемах и путях их решения;
б) распространение экологических знаний библиотеками, музеями и другими учреждениями культуры;
в) распространение и пропаганда экологических знаний, информации, включая рекламу, о состоянии окружающей среды, природных ресурсов и экологической безопасности через средства массовой информации, в том числе путем выпуска специализированных радио- и телепрограмм, печатных изданий экологического характера, а также экологических программ и передач.
г) эколого-просветительская деятельность общественных объединений;
д) организация и проведение научно-практических конференций, семинаров, лекториев и симпозиумов по проблемам экологии;
е) выпуск экологической литературы для населения.
III. Участие граждан и организаций
в формировании экологической культуры
7. Некоммерческие организации и граждане имеют право:
а) вносить предложения по реализации и совершенствованию государственной политики в области экологического образования и просвещения;
б) участвовать в разработке программ и планов в области экологического образования и просвещения и в их реализации;
в) осуществлять общественный контроль в области экологического образования и просвещения;
г) запрашивать и получать в установленном порядке достоверную экологическую информацию, необходимую для осуществления деятельности в области экологического образования и просвещения;
д) организовывать выставки и презентации экологических программ и учебно-просветительских материалов;
е) проводить субботники, работы по благоустройству и озеленению территорий, смотры, конкурсы, конференции, семинары, информационные и иные кампании с целью формирования и повышения экологической культуры населения;
ж) вести деятельность в области экологического просвещения.
8. Библиотеки в Республике Алтай могут осуществлять деятельность в области экологического образования и просвещения. В этих целях и в соответствии со своими уставами участвуют в формировании экологической культуры посредством комплектования библиотечного фонда документами, изданиями экологического, эколого-правового характера, проведения лекториев, семинаров, исследований, конкурсов, посвященных проблемам экологии, охраны окружающей среды, экологической безопасности.
9. Музеи в Республике Алтай могут осуществлять деятельность в формировании экологической культуры. Основными формами работы и видами деятельности музеев могут являться: организация постоянных природоведческих экспозиций и выставок экологической направленности, выставок-передвижек, передвижных музейных экспозиций, организация и проведение научных семинаров, конференций, симпозиумов, форумов, кружков, мастер-классов, чтение лекций, проведение курсов повышения экологического образования.
В этих целях они могут комплектовать музейные фонды вещественными, документальными, фото-, видеоматериалами, компакт-дисками экологического содержания, организовывать экспозиции, стационарные и передвижные выставки о состоянии окружающей среды и здоровья населения и осуществлять эколого-просветительскую деятельность.
10. Особо охраняемые природные территории как объекты, относящиеся к эколого-культурному достоянию народов Республики Алтай, осуществляют эколого-просветительскую деятельность.
В этих целях осуществляется:
а) организация постоянно действующей системы экологического просвещения на базе государственных заповедников и природных парков Республики Алтай, создание в них соответствующих структурных подразделений, информационно-просветительских центров и музеев природы;
б) разработка и реализация эколого-просветительских программ и проектов с учетом природных особенностей и экологической обстановки в регионе, местных традиций и задач, стоящих перед конкретной особо охраняемой природной территорией;
в) создание условий для проведения летних экологических лагерей и экспедиций, в первую очередь для учащихся школ, профессиональной стажировки педагогов и студентов;
г) развитие экологического туризма как эффективной формы экологического просвещения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства лесного хозяйства Республики Алтай от 20 июля 2011 г. N 276 "Об утверждении Положения об организации экологического образования и формировании экологической культуры на территории Республики Алтай"
Текст приказа опубликован в газете "Звезда Алтая" от 26 июля 2011 г. N 165
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай от 13 октября 2017 г. N 590
Изменения вступают в силу с 17 октября 2017 г.
Приказ Министерства лесного хозяйства Республики Алтай от 20 июня 2014 г. N 241