Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Порядку внесения проектов правовых
актов Мэра города Горно-Алтайска,
их рассмотрению и принятию, утвержденному
Постановлением Администрации
города Горно-Алтайска
от 29.12.2008 г. N 108
Правила
юридико-технического оформления проектов
правовых актов
I. Общие требования к оформлению проектов правового акта
1. Текст проекта правового акта, как правило, печатается шрифтом Times New Roman размером шрифта 14 пт (13,5 пт) через полтора межстрочных интервала на стандартных листах бумаги формата А4, текст утверждаемого им документа (приложение) - через один межстрочный интервал.
2. Каждый лист проекта должен иметь поля не менее:
левое - 20 мм;
правое - 10 мм;
верхнее - 20 мм;
нижнее - 20 мм.
3. Страницы проекта нумеруются размером шрифта 10 пт арабскими цифрами посредине верхнего поля страницы. На первой странице проекта нумерация не проставляется.
4. Первая страница проекта печатается на копии бланка распоряжения (постановления) Мэра города Горно-Алтайска.
5. Наименование (заголовок) проекта печатается в предложном падеже с прописной (заглавной) буквы полужирным шрифтом, одинарным межстрочным интервалом, располагается по левому краю, отделяется одним межстрочным интервалом от текста и одним интервалом - от реквизитов "дата и номер правового акта", не может быть более восьми строк и занимать более 2/3 ширины страницы. Точка в конце наименования (заголовка) не ставится.
6. Проект должен содержать реквизит "подпись", который отделяется от текста двумя межстрочными интервалами и включает подпись Мэра города Горно-Алтайска (лица его заменяющего).
7. Фамилия, инициалы исполнителя, подготовившего проект, и номер его служебного телефона располагаются в левом нижнем углу лицевой стороны последнего листа документа (шрифт "Times New Roman", размер шрифта - 10 пт).
II. Требования к оформлению текста проекта правового акта
8. Основным структурным элементом проекта правового акта (утверждаемого им документа) является пункт, который нумеруется арабской цифрой с точкой и не имеет наименования. Пункт содержит одно или несколько нормативных или индивидуальных предписаний.
Перечисление, указываемое в пункте, обозначается подпунктами, нумеруемые арабскими цифрами, начиная с единицы, с закрывающей круглой скобкой справа или буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой справа. Содержание подпункта печатается строчными буквами, в конце подпункта ставится точка с запятой, в конце последнего подпункта - точка.
В исключительных случаях пункты и подпункты могут подразделяться на абзацы (как правило не более пяти), которые не обозначаются цифрами, но их нумерация подразумевается. При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурный элемент, в составе которого этот абзац находится. Абзацы могут начинаться со знака дефис.
Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на структурные элементы, содержащие перечни основных понятий, используемых в проекте правового акта, а также перечни правовых актов (отдельных структурных элементов), отменяемых (признаваемых утратившими юридическую силу).
9. Первые строки пункта, подпункта, абзаца печатаются с абзацного отступа на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля. Выравнивание текста проекта устанавливается по ширине страницы.
10. В значительных по объему проектах правовых актах (утверждаемых ими документах) структурные элементы близкого содержания могут объединяться в главы либо в разделы, в необходимых случаях главы могут объединяться в разделы.
11. Разделы обозначаются словом "Раздел", нумеруются римскими цифрами с точкой и имеют наименование либо нумеруются римскими цифрами с точкой и имеют наименование. Обозначение раздела и его наименование печатаются одно под другим по центру страницы с прописной (заглавной) буквы полужирным шрифтом в две (или более) строки. Точка в конце наименования раздела не ставится.
Примеры:
I. Общие положения
или
Раздел I.
Общие положения
12. Главы обозначаются словом "Глава", нумеруются арабскими цифрами с точкой и имеют наименование. Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа. Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом по левому краю страницы в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка. Точка в конце наименования главы не ставится.
Пример:
Глава 1. Общие положения
13. В проектах правовых актах (утверждаемых ими документах) разделы, главы, пункты должны иметь сквозную нумерацию в пределах всего правового акта (документа), а подпункты, абзацы должны иметь сквозную нумерацию в пределах соответствующего структурного элемента.
Недопустимо изменять нумерацию пунктов, разделов, глав правового акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных элементов правового акта. Недопустимо изменять нумерацию пунктов и обозначения подпунктов при внесении в правовой акт изменений и признании утратившими силу структурных элементов правового акта.
14. Структурные элементы проекта правового акта не могут иметь преамбулу и располагаются в проекте в последовательности, обеспечивающей логическое разделение темы правового регулирования, переход от общих положений к более конкретным.
15. Положения проекта должны соответствовать требованиям действующего законодательства, определять сроки и порядок вступления в силу правового акта, могут содержать указания об отмене ранее действующих правовых актов в целом или в части в связи с принятием данного правового акта, о приведении в соответствие с данным правовым актом иных правовых актов.
16. При использовании в проекте цифровой и словесно-цифровой формы записи следует:
однозначные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, обозначать словами;
многозначные количественные числительные обозначать цифрами, денежные выражения сопровождать словесным выражением - прописью с заглавной буквы в скобках;
при перечислении однородных чисел (величин и отношений) обозначать единицу измерения после последней цифры;
при записи порядковых числительных арабскими цифрами ставить падежные окончания.
17. В целях избежания повторов и показа взаимной связи составных частей проекта правового акта может применяться ссылка на другие составные части акта, а также на иные действующие нормативные правовые акты, их отдельные положения.
Ссылка на последующие составные части допускается, если иным путем невозможно обеспечить связанность составных частей проекта. При этом включение норм других нормативных правовых актов, регулирующих права и обязанности органов государственной власти по отношению к органам местного самоуправления, не допускается. Не допускается использование ссылок к нормативному правовому предписанию отсылочного характера.
Ссылка (отсылка) на нормативный правовой акт должна содержать его реквизиты в следующей последовательности: вид нормативного правового акта, дата его подписания, регистрационный номер и его наименование. Вид конкретного нормативного правового акта указывается с прописной буквы. При неоднократных ссылках (отсылках) в проекте на конкретный нормативный правовой акт допускается введение сокращенного варианта его наименования.
При ссылке (отсылке) на кодекс, дата его подписания и регистрационный номер кодекса не указываются. При ссылках (отсылках) на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.
При оформлении ссылки (отсылки) на структурный элемент нормативного правового акта указывается конкретный структурный элемент (начиная с наименьшего), вид нормативного правового акта, дата подписания, регистрационный номер и наименование. При этом номера разделов, глав, статей, частей, пунктов печатаются цифрами (римскими, арабскими), номера подпунктов обозначаются цифрами или строчными буквами русского алфавита в кавычках.
Обозначение абзаца при ссылке (отсылке) на него указывается словом.
18. Проект правового акта может содержать приложения, на наличие которых указывается в соответствующих структурных элементах проекта.
Приложение оформляется в виде текста, таблиц, графиков, положений, инструкций, перечней, списков, схем, чертежей, рисунков, карт и других документов на отдельном листе с пометкой (в пределах правой верхней границы текстового поля) "Приложение <номер приложения арабскими цифрами> к "..."".
Наименование приложения располагается по центру страницы без взятия в кавычки и без точки в конце.
Приложения к проекту правового акта являются его неотъемлемой составной частью (не могут применяться без текста правового акта), в этих случаях в соответствующих пунктах проекта делается ссылка "согласно приложению <номер приложения арабскими цифрами>" или "(Приложение <номер приложения арабскими цифрами>)". При ссылках на приложения в тексте акта, как и в самом приложении, знак N не ставится. Если в акте присутствует только одно приложение, то последнее не нумеруется.
В приложениях, оформленных в виде таблиц, допускается применение шрифта размером 12, 11, 10. Примеры:
Приложение 1
к Постановлению
Мэра города Горно-Алтайска
от ________ г. N _____
или
Приложение
к Постановлению
Мэра города Горно-Алтайска
от ________ г. N _____
19. Если при подготовке проекта правового акта выявилась необходимость внесения существенных изменений и (или) дополнений в ранее принятые правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких правовых актов, а также если в правовой акт неоднократно (более 4-х раз) вносились изменения и (или) дополнения, которые затрудняют его чтение и (или) применение, то в целях упорядочения разрабатывается новый единый правовой акт либо он отменяется с последующим принятием нового правового акта с прежним предметом правового регулирования.
В проект такого правового акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее принятых (изданных) актах предписания.
Под существенными изменениями и (или) дополнениями, влекущими необходимость представления новой редакции правового акта, понимается изменение более чем одной трети правовых предписаний ранее принятого правого акта.
20. В случае необходимости, в целях обеспечения контроля за исполнением правового акта, в проекте акта определяется лицо, на которое возлагается контроль за исполнением правового акта.
21. Проект правового акта может содержать указание о снятии с контроля правового акта в случае его выполнения, или когда новый акт принимается (издается) взамен ранее принятого.
III. Требования к оформлению проекта
о внесении изменений в правовой акт
22. Проект о внесении изменений в действующие правовые акты разрабатывается в целях приведения их в соответствие с вновь принятыми федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Республики Алтай, иными нормативными правовыми актами Республики Алтай, муниципальными правовыми актами, устранения пробелов в правовом регулировании, а также множественности правовых норм по одним и тем же вопросам.
23. Изменение правового акта оформляется правовыми актами того же вида или актом высшей юридической силы. Изменения вносятся в основной правовой акт.
Не допускается внесение изменений в правовые акты о внесении изменений в правовые акты.
Внесение изменений в правовой акт может осуществляться путем принятия его новой редакции, при этом не отменяется предыдущая редакция.
24. Внесением изменений считается:
1) замена слов, цифр;
2) исключение слов, цифр, предложений;
3) исключение структурных элементов правового акта;
4) новая редакция структурных элементов правового акта;
5) дополнение правового акта новыми структурными элементами;
6) дополнение структурного элемента правового акта новыми словами, цифрами или предложениями;
7) признание утратившими силу структурных элементов правового акта;
8) изменение срока (приостановление или продление) действия правового акта или его структурных элементов.
25. Независимо от конкретного содержания проекта о внесении изменений его наименование должно содержать слово "изменение" в соответствующем числе и падеже. Если проект также содержит структурные элементы с перечнем правовых актов, подлежащих отмене, то их наличие должно быть отражено в наименовании проекта.
26. При одновременном внесении изменений в несколько правовых актов, изменения, вносимые в каждый правовой акт, оформляются самостоятельными пунктами.
При одновременном внесении в правовой акт изменений и признании утратившими силу структурных элементов данного правового акта, положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одном пункте. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно.
27. Недопустимо изменять нумерацию разделов, глав, пунктов правового акта, его структурных элементов при внесении в них изменений или признании утратившими силу отдельных структурных элементов правового акта.
28. При внесении изменения в правовой акт сначала указывается, какой структурный элемент изменяется, потом - характер изменений. Внесение изменений следует оформлять начиная с наименьшего структурного элемента.
Примеры:
подпункт 2 пункта 1 Постановления Мэра города Горно-Алтайска от____г. N
__"О____" дополнить предложением следующего содержания "____" или
в подпункте "в" пункта 1 Постановления Мэра города Горно-Алтайска от _______г. N _____"О_______" слова "____" заменить словами "____".
29. При внесении дополнения в конец структурного элемента правового акта нумерация разделов, глав, пунктов, структурных элементов пункта продолжается. Исключение составляет случай, когда структурный элемент дополняется словами в конце данного структурного элемента. При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемого структурного элемента, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.
При внесении дополнений в пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться, например, абзац 2 пункта 2 после слов "___" дополнить словами "___".
При включении в пункт новых подпунктов, при исключении из пункта подпунктов не допускается изменение прежней нумерации подпунктов.
Новым структурным элементам, которыми дополняется ранее принятый (изданный) правовой акт, в случае, если указанные элементы помещаются в середину текста, присваиваются номера, состоящие из номеров предыдущих элементов с добавлением через точку дополнительных порядковых номеров, начиная с первого. В случаях, если указанные элементы помещаются в конце текста, им присваиваются номера, следующие за номером последнего элемента.
30. При необходимости изложить один структурный элемент правового акта в новой редакции применяется следующая формулировка:
Пример:
Внести в пункт 16 Положения о _____, утвержденного Постановлением Мэра города Горно-Алтайска от _______г. N _____"О_______" изменение, изложив его в следующей редакции:
"16.________________________________________".
или
Пункт 16 Положения о _____, утвержденного Постановлением Мэра города Горно-Алтайска от _______ г. N _____"О_______" изложить в следующей редакции:
"16.________________________________________".
31. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры". При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".
Например, цифры "2, 4, 12" заменить цифрами "3, 5, 16" или слова "10 раз" заменить словами "20 раз".
32. Если в пункте правового акта необходимо произвести замены слова или слов и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в этот пункт или его структурные элементы не вносятся, то применяется следующая формулировка:
Примеры:
В пункте 2 Постановления Мэра города Горно-Алтайска от _______г. N _____"О_______" слова "____(слова указываются в именительном падеже единственного числа)" в соответствующих числе и падеже заменить словами "____ (слова указываются в именительном падеже единственного числа)" в соответствующих числе и падеже.
или
В пункте 2 Постановления Мэра города Горно-Алтайска от _______г. N
_____"О_______" слова "____(слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа)" в соответствующем падеже заменить словами "____(слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа)" в соответствующем падеже.
33. При необходимости внесения изменения в приложение к правовому акту в виде изложения его в новой редакции, текст приложения, изложенный в новой редакции, как правило, включается в текст изменяющего правового акта и не является приложением к нему.
Пример:
"2. Приложение 1 к Постановлению Мэра города Горно-Алтайска от______г. N _____"О_______" изложить в следующей редакции:
"Приложение 1
к Постановлению Мэра
города Горно-Алтайска
от ________ г. N ____
<текст приложения>".
34. При признании пункта, подпункта, абзаца правового акта утратившими силу или их исключении пересчет последующих пункта, подпункта, абзаца не производится. Утратившие силу пункт, подпункт, абзац участвуют при подсчете пункта, подпункта, абзаца при последующем внесении изменений в данный структурный элемент.
35. Если в правовом акте одновременно с пунктами о внесении изменений в правовые акты содержится пункт с перечнем правовых актов, подлежащих отмене, то наличие такого пункта обязательно должно быть отражено в наименовании правого акта.
Пример:
О внесении изменений в Постановление Мэра города Горно-Алтайска от ______г. N ____"О_______", а также признании утратившими силу некоторых Постановлений Мэра города Горно-Алтайска.
IV. Требования к оформлению проекта
об отмене правового акта
36. Проект об отмене ранее принятых правовых актов разрабатывается в целях приведения их в соответствие с вновь принятыми федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Республики Алтай, иными нормативными правовыми актами Республики Алтай, муниципальными правовыми актами, устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам.
37. В пункте проекта отдельными позициями указываются:
1) правовые акты, подлежащие отмене полностью. При этом отдельными позициями указывается как сам правовой акт, так и все правовые акты (структурные элементы правовых актов), которыми в текст основного правового акта ранее вносились изменения.
2) структурные элементы правовых актов, подлежащие признанию утратившими силу. При этом отдельными позициями указывается как сам структурный элемент правового акта, так и все правовые акты, которыми в текст данного структурного элемента ранее вносились изменения.
38. Каждый правовой акт включается в перечень правовых актов, подлежащих отмене, в виде отдельной позиции с указанием вида акта; органа, принявшего акт; даты, номера и наименования акта. При этом могут указываться сведения об источнике его официального опубликования, а также об источнике официального опубликования правового акта, которым вносились в него изменения.
Правовые акты, включенные в перечень, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания) и нумеруются арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой. Правовые акты с одинаковой датой подписания располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке.
В случае необходимости установления разных дат (сроков) отмены правовых актов, включенных в перечень, перечень подразделяется на структурные элементы, формируемые в соответствии с конкретной датой (сроком) отмены.
39. Если в правовом акте остался действующим один пункт (иной структурный элемент), и он подлежит признанию утратившим силу, то отмене подлежит правовой акт полностью.
Если в правовом акте имеются пункты (иные структурные элементы), которыми отменялись ранее принятые правовые акты, то при необходимости отменить данный правовой акт, он отменяется полностью независимо от наличия в нем таких пунктов (иных структурных элементов).
40. В перечень правовых актов, подлежащих отмене, не включаются правовые акты (их структурные элементы) временного характера, срок действия которых истек. Правовые акты (их структурные элементы) временного характера подлежат включению в перечень правовых актов, подлежащих отмене, в случае, если срок их действия не истек.
Если действие правового акта временного характера или его структурного элемента было продлено на неопределенный срок, то в перечень включается как основной правовой акт, так и правовой акт, продляющий его действие.
41. Отмена правового акта без отмены в виде отдельных позиций всех актов (их структурных элементов), которыми в разное время в основной правовой акт вносились изменения (например, отменить Постановление Мэра города Горно-Алтайска от _____г. N ______"О______" и все постановления, вносившие в него изменения), не допускается.
При отмене правового акта, наименование которого было изменено, в перечень актов, подлежащих отмене, данный акт включается с его первоначальным наименованием. Акт, изменивший наименование первого акта, включается в перечень в виде отдельной позиции. При признании утратившей силу структурного элемента правового акта, наименование которого было изменено, в перечень актов, подлежащих отмене, акт включается с измененным наименованием.
42. В случае необходимости отмены приложения к правовому акту в перечень правовых актов, подлежащих отмене, включается структурный элемент правового акта, в котором содержится указание на наличие данного приложения.
43. Если в пункте правового акта наряду с утверждением приложения содержатся иные нормативные правовые предписания, сохраняющие силу, а приложение подлежит отмене полностью, то в перечень правовых актов, подлежащих отмене, включается этот пункт только в части, относящейся к приложению.
44. Если приложение подлежит отмене частично, то в перечень правовых актов, подлежащих отмене, включаются только структурные элементы приложения.
Пример:
Признать утратившим силу пункт 2 приложения, утвержденного Постановлением Мэра города Горно-Алтайска от ______ г. N ____"О_______".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.