Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Приказу Министерства образования, науки
и молодежной политики Республики Алтай
от 30 декабря 2013 г. N 1785
Ведомственная целевая программа
"Поддержка научно-исследовательских проектов в Республике Алтай" на 2016-2018 годы
1. Паспорт
ведомственной целевой программы функционирования
2. Характеристика проблемы
На сегодняшний день научный потенциал в Республике Алтай представляют такие научные организации и учреждения, как БНУ РА "Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова", ФГБОУ ВПО "Горно-Алтайский государственный университет", АУ РА "Алтайский региональный институт экологии", ГНУ "Горно-Алтайский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук", Горно-Алтайский ФГБУН "Институт водных и экологических проблем" СО РАН, Алтайский филиал ФГБУН Центрального сибирского ботанического сада СО РАН "Горно-Алтайский ботанический сад", ФГУП "Горно-Алтайское горное садоводство" и ГУК РА "Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина", БОУ РА "Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай".
С целью развития и поддержки научных исследований, сохранения и поддержки эффективной работы научных школ, научных коллективов и отдельных ученых, обладающих высоким потенциалом, Правительством Республики Алтай заключены соглашения с Российским фондом гуманитарных исследований и Российским фондом фундаментальных исследований о проведении региональных конкурсов научных проектов. Благодаря имеющемуся Соглашению между этими фондами и Правительством РА в 2011 году из регионального конкурса РГНФ "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном" и РФФИ "Р_Сибирь" из бюджета Республики Алтай и фондов было выделено 2920 тыс. руб.
В 2011 году в региональном конкурсе РГНФ и РФФИ получили поддержку 20 научных проектов, среди них 4 конференции, 3 из них международного уровня. Финансовая поддержка со стороны фондов и Правительства Республики Алтай позволила привлечь к участию в этих конференциях широкий круг научной общественности Республики Алтай, Сибирских регионов и Европейской части России, "ближнего" и "дальнего" зарубежья.
Заявленные проекты (научно-исследовательские, по изданию научных трудов, созданию информационных систем, организации республиканских и международных научных мероприятий (конференции, семинары, экспедиции и т.д.) при дальнейшей государственной поддержке имеют большое значение для решения социально-экономического, политического и культурного развития российского общества.
Несмотря на наметившиеся положительные тенденции в развитии инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности Республики Алтай уровень научного и инновационного развития в республике недостаточен для реализации стратегических приоритетов социально- экономического развития Республики Алтай. Это обусловлено, прежде всего:
- отсутствием системы поддержки научной деятельности в республике;
- недостаточной финансовой поддержкой научных учреждений, исследовательских проектов со стороны государства;
- недостатком инвестиционного и венчурного капитала;
- слабо развитым взаимодействием между наукой и бизнесом;
- низким процентом научных сотрудников, имеющих ученую степень доктора наук;
- неразвитостью системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы;
- отрицательным влиянием внешних факторов (в том числе мирового финансового кризиса).
Приоритетные направления - гуманитарные, естественнонаучные, сельскохозяйственные, изучение природных ресурсов: ведутся фундаментальные и прикладные исследования по алтайскому языку, литературе, истории, народному творчеству, археологии, природопользование и ветеринария, рекреационная деятельность сохранения экологического разнообразия Алтая, сбор и сохранение генофонда редких и исчезающих видов животных и растений.
Главным приоритетным направлением экономического и социального развития страны, повышения национальной конкурентоспособности, значительного улучшения качественного уровня жизни населения, обозначенным во всех стратегических документах Российской Федерации и Республики Алтай, является переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития.
Дальнейшее инновационное развитие в технологической и научно-исследовательской сфере республики требует решения вопросов по следующим направлениям:
усиление государственного регулирования и поддержки инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности;
совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности;
- создание условий для организации и внедрения результатов инновационной, научной и научно-исследовательской деятельности в производственную и социальную сферы;
- создание механизмов стимулирования при осуществлении научно-исследовательской, научно-внедренческой и инновационной деятельности.
- поддержка учёных и научных коллективов, результаты исследований которых внедряются в социально-экономическую сферу Республики Алтай, организация грантовой поддержки научных исследований;
- повышение мотивации молодёжи к научной и научно-внедренческой деятельности;
- создание современных материально-технических условий для проведения фундаментальных гуманитарных исследований;
- привлечение потенциальных инвесторов для внедрения результатов научных исследований в реальный сектор экономики.
В органах исполнительной власти Республики Алтай созданы специализированные структурные подразделения:
- Совет по научной и научно-технической деятельности при Правительстве Республики Алтай;
- Региональный экспертный совет РГНФ и РФФИ Республики Алтай;
- Совет молодых ученых и специалистов.
Для повышения эффективности всех направлений работы необходима дальнейшая реализация мер по поддержке инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности. В сложившихся условиях, в том числе в условиях мирового финансового кризиса, одним из основных факторов развития науки и инноваций в республике должна стать системная, целенаправленная государственная поддержка научной и инновационной деятельности.
Применение программного метода позволит обеспечить комплексное решение наиболее актуальных и острых проблем за счет:
- определения конкретных целей, задач, мероприятий, ожидаемых результатов и необходимых для достижения этих результатов ресурсов Программы;
- консолидации бюджетных и внебюджетных финансовых и иных ресурсов поддержки научной и инновационной деятельности;
- повышения эффективности и результативности государственной поддержки научной и инновационной деятельности;
- привлечения к реализации Программы как органов исполнительной власти Республики Алтай, так и инфраструктурных организаций, научных и образовательных учреждений, средств массовой информации и других заинтересованных лиц и организаций;
- обеспечения финансовой, правовой, кадровой, организационной, информационной и иной поддержки инновационной деятельности.
При этом повышению эффективности решения проблем методом программного планирования будут способствовать:
- всестороннее изучение мнения заинтересованных органов исполнительной власти Республики Алтай, научных, образовательных, общественных организаций, государственных учреждений в сфере образования и здравоохранения и иных организаций;
- четкая координация действий участников Программы, обеспечение их взаимодействия при решении задач Программы;
- комплексный подход к решению всех поставленных задач Программы;
- обеспечение оперативной корректировки Программы с целью достижения максимального эффективного результата.
Программа позволит сконцентрировать меры государственной поддержки научной и инновационной деятельности на решение базовых проблем, объединить усилия всех заинтересованных участников научного и инновационного развития региона. Программа является программно-целевым инструментом подпрограммы "Развитие науки в Республике Алтай" государственной программы Республики Алтай "Развитие образования" на 2013-2018 годы.
3. Цель, задачи и сроки реализации Программы
Целью Программы является поддержка ученых и научных коллективов, результаты исследований которых способствуют социально-экономическому развитию Республики Алтай.
Задача Программы:
1) развитие инновационной, научной и научно-внедренческой деятельности в Республике Алтай;
2) поддержка молодых ученых, специалистов научных коллективов Республики Алтай, участвующих в научных разработках и исследованиях.
Программа реализуется в период с 2016 по 2018 годы без разделения на этапы.
4. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация программы позволит:
увеличить долю населения Республики Алтай, имеющего звание не ниже кандидата и доктора наук, от общей численности населения Республики Алтай, имеющего высшее образование до 1,48%;
увеличить долю внутренних затрат на научные исследования и разработки, предусмотренных для сферы деятельности образования из республиканского бюджета Республики Алтай, от общего объема затрат на научные исследования и разработки в Республике Алтай за период реализации программы на 2%;
увеличить количество проведенных мероприятий по тематике инноваций (конференции) до 31 мероприятия;
количество учреждений, участвовавших в проведении научно-исследовательских и инновационных проектов и разработок, за счет республиканского бюджета Республики Алтай, ежегодно не менее 9 учреждений;
увеличить количество научно-исследовательских работ, проводимых в рамках региональных конкурсов, до 25 ед.;
увеличить количество научно-педагогических работников научных организаций и образовательных учреждений, расположенных на территории Республики Алтай, защитивших докторские диссертации, до 3 человек;
увеличить количество научно-педагогических работников научных организаций и образовательных учреждений, расположенных на территории Республики Алтай, защитивших кандидатские диссертации, до 10 человек
Описание ожидаемых результатов реализации ведомственной целевой программы представлено в Приложении N 1 в виде системы показателей по каждой задаче, являющихся целевыми индикаторами программы.
Методика расчета
целевых показателей ведомственной целевой программы функционирования
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Формула расчета |
Периодичность готовности данных |
Доля населения Республики Алтай, имеющего звание не ниже кандидата и доктора наук, от общей численности населения Республики Алтай имеющего высшее образование |
% |
Ч.н и.з/ Ч.н.в.о* 100 = У в. Н и.з: Ч.н и.з -численность населения, имеющего звание не ниже кандидата и доктора наук; Ч.н.в.о - численность населения Республики Алтай имеющего высшее образование ; У в. Н и.з - удельный вес населения Республики Алтай, имеющего звание не ниже кандидата и доктора наук |
1 раз в год |
Доля внутренних затрат на научные исследования и разработки, предусмотренные для сферы деятельности образования из республиканского бюджета Республики Алтай, от общего объема затрат на научные исследования и разработки в Республике республиканского бюджета Республики Алтай, от общего объема затрат на научные исследования и разработки в Республике республиканского бюджета Республики Алтай, от общего объема затрат на научные исследования и разработки в Республике |
% |
Р.н.н/Роб.н.н*100 = Д.в.з.н.н: Р.н.н - расходы на научные исследования и разработки, предусмотренные для сферы деятельности образования из республиканского бюджета Республики Алтай; Роб.н.н - от общего объема затрат на научные исследования и разработки в республике; Д.в.з.н.н - доля внутренних затрат на научные исследования и разработки, предусмотренных для сферы деятельности образования из республиканского бюджета Республики Алтай |
1 раз в год |
5. Перечень и описание мероприятий Программы, с оценкой потребности в средствах на их реализацию
Характер программных мероприятий сводится к финансовой поддержке ученых и научных коллективов, результаты исследований которых способствуют социально-экономическому развитию Республики Алтай. Основные мероприятия реализации программы:
организация процесса своевременного принятия нормативных правовых актов для реализации развития науки в Республике Алтай;
проведение мероприятий, посвященных тематике инноваций: конференций, семинаров, совещаний;
проведение Торжественного собрания научной общественности Республики Алтай, посвященной Дню российской науки;
проведение мероприятий, связанных с конкурсным отбором научно-исследовательских работ;
формирование и ведение реестра научно-исследовательских работ в Республике Алтай;
проведение научно-исследовательских работ и разработок инновационных проектов;
проведение конкурса научных работ молодых ученых и специалистов Республики Алтай.
Перечень мероприятий ведомственной целевой программы функционирования и целевых показателей непосредственного результата реализации мероприятий представлен в Приложении N 2 к данной Программе, и оценка потребности в средствах республиканского бюджета Республики Алтай на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы функционирования в Приложении N 3 к данной Программе.
6. Описание социально-экономических последствий реализации Программы
Реализация данной Программы и выполнение всех программных мероприятий в целом направлены на достижение следующих результатов:
достижение более высокого уровня управления бюджетными средствами в интересах населения Республики Алтай при максимально эффективном использовании бюджетных средств из республиканского бюджета Республики Алтай;
оказать материальную поддержку ученым и научным коллективам, результаты исследований которых способствуют социально-экономическому развитию Республики Алтай.
Реализация ведомственной целевой программы позволит повысить уровень развития науки региона и положительно влиять на социально-экономическое развитие Республики Алтай.
7. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай в пределах лимитов, утвержденных на соответствующий финансовый год.
Общий объем финансирования программы за счет средств республиканского бюджета составляет всего 8100,0 тыс. руб. в том числе по годам: 2016 год - 2700,0 тыс. руб.;
2017 год - 2700,0 тыс. руб.;
2018 год - 2700,0 тыс. руб.
8. Система управления реализацией Программы
Главным распорядителем и исполнителем средств республиканского бюджета Республики Алтай является Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.
Результаты о достигнутых показателях и отчет о расходовании бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий Программы, предоставляются ежеквартально в Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.