Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом Министерства образования и науки Республики Алтай от 27 февраля 2015 г. N 301 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к Приказу Министерства образования,
науки и молодежной политики
Республики Алтай
от 23 декабря 2013 г. N 1740
Ведомственная целевая
программа "Развитие системы обеспечения психологического здоровья детей и подростков" на 2016-2018 годы
27 февраля 2015 г.
1. Паспорт
ведомственной целевой программы функционирования
2. Характеристика проблем
На сегодняшний день в России определены основные параметры сферы образования нового уровня: доступность, качество, эффективность.
Цель государственной политики в сфере социально-экономического развития государства - повышение благосостояния и обеспечение благоприятных условий жизни населения Республики Алтай.
Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. В то же время происходят изменения в экологии, состоянии здоровья человека как физического, так и психологического.
В современных условиях одной из приоритетных задач государства является воспитание здорового и полноценного во всех отношениях молодого поколения, которое призвано восполнить трудовые ресурсы страны в будущем.
В целях психологического обеспечения образовательного процесса, создания условий сохранения психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста, содействия их личностному развитию разрабатывается ведомственная целевая программа "Развитие системы обеспечения психологического здоровья детей и подростков" на 2016-2018 годы, которая позволит решить ряд важнейших проблем, сложившихся в сфере образования в области психологического сопровождения детей и подростков.
Под конкретной работой по обеспечению психологического здоровья детей и подростков подразумевается целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для формирования и развития психологически здорового человека, который мог бы адекватно оценивать сложившиеся жизненные ситуации, быть коммуникабельным, жизнерадостным, уверенным в своих силах, толерантно относится к окружающим, иметь верное представление о самом себе, оптимистически настроен и способным преодолевать трудности.
Бюджетное образовательное учреждение Республики Алтай для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-медико-социального сопровождения" создано с целью осуществления и координации специализированной психолого педагогической и медико-социальной помощи категории детей и подростков, имеющих отклонения в психофизическом развитии, трудности в обучении, социальной адаптации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитанников общеобразовательных школ и других учреждений образования всех типов и видов, нуждающихся в психологической поддержке и методического сопровождения всех участников образовательного процесса.
В рамках координирующих мероприятий по обеспечению психологического здоровья детей и подростков специалистами Центра проводятся: ежегодная Республиканская неделя психолога, Методический совет службы практической психологии и специального образования Республики Алтай, республиканские семинары, конференции на темы: "Дифференциальная диагностика с речевыми нарушениями", "Условия успешной адаптации первоклассника", "Нарушения эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста", "Работа по предупреждению девиантного поведения", "Конфликт в школе. Распознать и разрешить", а также разрабатываются методические рекомендации по темам: "Ребенок с речевыми нарушениями в семье", "Профессия-школьник", "Как понимать ребенка? Мир и взрослые глазами ребенка"). Кроме того, проводятся групповые коррекционно-развивающие занятия по различным программам "Путешествие во времени", "Ступеньки успеха", "Формирование адекватного восприятия своей личности", "Я и ты", направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья детей и подростков.
Реализация ведомственной целевой программы направлена на расширение диапазона коррекционно-развивающих программ, повышению профессионального мастерства педагогов, укреплению материально-технической базы Центра.
Программа является программно-целевым инструментом подпрограммы "Развитие общего образования" государственной программы Республики Алтай "Развитие образования" на 2016-2018 годы, и направлена на обеспечение психологического здоровья детей и подростков. Реализация Программы позволит повысит уровень психологического здоровья детей и подростков.
3. Цель, задачи и сроки реализации Программы
Целью Программы является обеспечение психологического здоровья детей и подростков.
Задачи Программы:
обеспечение проведения психолого-медико-педагогического
обследования детей; имеющих проблемы адаптации в образовательной, социальной среде;
оказание специализированной методической помощи участникам образовательного процесса, содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов,
социальных педагогов в учреждениях образования всех типов и видов по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.
Программа реализуется в период с 2016 по 2018 годы без разделения на этапы.
4. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Описание ожидаемых результатов реализации ведомственной целевой программы представлено в Приложении N 1 в виде системы показателей по каждой задаче, являющихся целевыми индикаторами программы.
Результаты реализации программы:
- количество детей, получивших психологическую помощь через индивидуальную (консультирование, индивидуальные коррекционно- развивающие занятия) и групповую (групповые коррекционно-развивающие занятия, групповое консультирование, классный час, большая психологическая игра, мини-мастерская, тренинг и т.д.) работу (человек);
- количество детей, прошедших комплексное обследование детей (через обследование специалистами РПМПК, групповое обследование (по запросу образовательного учреждения или иного лица), в рамках проведения акции "Родительский урок", сопровождение детей муниципальных образовательных учреждений района, нуждающихся в психолого педагогической и медико-социальной помощи (человек);
- количество проведенных координирующих республиканских мероприятий (Методический совет службы практической психологии и специального образования Республики Алтай; республиканские семинары по профилактике употребления психоактивных веществ, профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних, обучающие семинары по психолого-педагогическому сопровождению, коррекции поведения и трудностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья);
- количество педагогов - участников образовательного процесса, получивших специализированную методическую помощь в рамках проведения Методического совета службы практической психологии и специального образования Республики Алтай, обучающих семинаров, круглого стола, педагогического совета, дискуссионных площадок, мастер-классов, консультирование методиста муниципального органа управления образованием по вопросам психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (человек);
- количество родителей, получивших специализированную консультационную помощь по вопросам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках проведения родительского собрания, индивидуального и группового консультирования, участия специалиста Центра в психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения, а также в рамках обследования ребенка специалистами республиканской психолого-медико-педагогической комиссии РПМПК) (человек).
Описание ожидаемых результатов реализации ведомственной целевой программы представлено в Приложении N 1 в виде системы показателей по каждой задаче, являющихся целевыми индикаторами программы.
Методика расчета целевых показателей ведомственной целевой программы функционирования
Наименование показателя |
Ед.изм. |
Формула расчета |
Периодичность готовности данных |
Доля детей, получивших психологическую помощь через индивидуальную и групповую работу, от числа нуждающихся в получении психологической помощи (по обращениям) |
% |
Ч д.п. п. / Ч д.н.п. п. *100 = Д д. п. п.: Ч д.п. п. - численность детей, получивших психологическую помощь через индивидуальную и групповую работу; 4 д.н.п. п. - численность детей нуждающихся в получении психологической помощи (по обращениям); Д д. п. п. - доля детей, получивших психологическую помощь через индивидуальную и групповую работу |
1 раз в год |
Охват детей, имеющих проблемы адаптации в образовательной и социальной среде, психолого-медико- педагогическим обследованием |
% |
Ч.д.о ./ Ч.д.п. * 100 = О д. н.п.: Ч.д.о.- численность детей, прошедших психолого-медико-педагогическое обследование; Ч.д.п. - численность детей, имеющих проблемы адаптации в образовательной и социальной среде; О.д.п. - охват детей, имеющих проблемы адаптации в образовательной и социальной среде, психолого - медико-педагогическим обследованием |
1 раз в год |
Доля педагогов - участников образовательного процесса получивших специализированную методическую помощь, от общего количества педагогических работников общеобразовательных организаций Республики Алтай |
% |
Чп. п. с. п. /4 об.п. -*100= Дп. п. с. п. : 4 п. п. с. п. - численность педагогов - участников образовательного процесса получивших специализированную методическую помощь; 4 об.п. - общая численность педагогических работников общеобразовательных организаций Республики Алтай; Д п. п. с. п,- доля педагогов - участников образовательного процесса получивших специализированную методическую помощь |
1 раз в год |
Доля родителей, получивших специальную психологическую помощь по вопросам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, от общего количества родителей нуждающихся в предоставлении данной помощи (по обращениям) |
% |
Ч р.п. п. п. / Ч об.р* 100 = Д р.п. п. п.: Ч р.п. п. п. - численность родителей, получивших специальную психологическую помощь по вопросам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; Ч об.р. общая численность родителей нуждающихся в предоставлении данной помощи (по обращениям); Д р.п. п. п. - доля родителей, получивших специальную психологическую помощь по вопросам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья |
1 раз в год |
5. Перечень и описание мероприятий Программы, с оценкой потребности в средствах на их реализацию
Характер программных мероприятий сводится к обеспечению психологического здоровья детей и подростков.
Основным мероприятием реализации данной программы является обеспечение практической психолого-педагогической, социально педагогической помощи детям и подросткам, имеющим проблемы адаптации в образовательной, социальной среде, в том числе сопровождение образовательного процесса детей-инвалидов, родителей (и их законных представителей), педагогов.
Основным мероприятием реализации данной программы являются: проведение психолого-медико-педагогического обследования детей (через консультирование, психологическую диагностику);
проведение комплексной диагностики отклонений в развитии ребёнка (в рамках обследования специалистами Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК), психодиагностика);
проведение координирующих республиканских мероприятий по обеспечению психологического здоровья детей и подростков группы риска (Методический совет службы практической психологии и специального образования Республики Алтай; республиканские семинары по профилактике употребления психоактивных веществ, профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних, обучающие семинары по психолого педагогическому сопровождению, коррекции поведения и трудностей обучения);
оказание специализированной методической помощи педагогам (обучающий семинар, круглый стол, педагогический совет, дискуссионные площадки, мастер-класс, консультирование по вопросам психолого педагогического сопровождения участников образовательного процесса);
оказание специализированной консультационной помощи для родителей по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (родительское собрание, индивидуальное и групповое консультирование, участие специалиста Центра в психолого- медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения, а также в рамках обследования ребенка специалистами центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК).
Перечень мероприятий Программы и целевых показателей непосредственного результата реализации мероприятий представлен в Приложении N 2 к данной Программе, и оценка потребности в дополнительных средствах на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы функционирования за счет всех источников финансирования в Приложении N 3 к данной Программе.
6. Описание социально-экономических последствий реализации Программы
Результатом реализации ведомственной целевой программы должно быть:
- улучшение системы оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам;
- определение эффективных подходов к решению проблемы обеспечения и сохранения психологического здоровья детей и подростков, проживающих в Республике Алтай;
- повышение профессиональной компетентности специалистов Службы практической психологии и специального образования Республики Алтай (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог) и психологической компетентности участников образовательного процесса.
Социальная эффективность реализации мероприятий Программы будет выражена в обеспечении защиты интересов личности ребенка в сфере образования, её гармоничного развития, сохранения и укрепления здоровья, повышения адаптационных возможностей участников образовательного процесса через формирование системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения всех субъектов образования.
Предполагается, что общий экономический эффект от реализации мероприятий Программы будет достигнут за счет улучшения показателей качества образования, сохранения и укрепления психологического здоровья детей и подростков, психологического благополучия и развивающего характера образовательной среды, взаимодействия основных структурных элементов психолого-педагогической и методической помощи, оказываемой участникам образовательного процесса, с учётом всего спектра психологических влияний на развивающуюся личность ребёнка в современном мире.
7. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай в пределах лимитов утвержденных на соответствующий финансовый год.
Общий объем финансирования программы составит всего 11012,4 тыс. руб. в том числе по годам:
2016 год - 3670,8 тыс. руб.;
2017 год - 3670,8 тыс. руб.;
2018 год - 3670,8 тыс. руб.
За счет средств республиканского бюджета Республики Алтай составит всего 11012,4 тыс. руб. в том числе по годам:
2016 год - 3670,8 тыс. руб.;
2017 год - 3670,8 тыс. руб.;
2018 год - 3670,8 тыс. руб.
8. Система управления реализацией Программы
Главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Алтай является Министерство образования и науки Республики Алтай.
Исполнителем реализации Программы является подведомственное Министерству образования и науки Республики Алтай учреждение Бюджетное образовательное учреждение Республики Алтай для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-медико-социального сопровождения".
Результаты о достигнутых показателях и отчеты расходовании бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий программы направляются в Министерство экономики, туризма, инвестиций и предпринимательства Республики Алтай и в Министерство финансов Республики Алтай в составе отчета о реализации государственной программы Республики Алтай.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.