12 февраля 2015 г.
На основании ст. 30 Устава муниципального образования "Шебалинский район" Республики Алтай, Совет депутатов района (аймака) МО "Шебалинский район" решил:
1. Утвердить Регламент работы Совета депутатов района (аймака) МО "Шебалинский район" (приложение N 1).
2. Решение сессии районного Совета депутатов N 23/2 от 01.07.2005 года считать утратившим силу с момента принятия настоящего решения.
Глава района (аймака) |
А.Б. Соколов |
Регламент
совета депутатов района (аймака) муниципального образования "Шебалинский район"
12 февраля 2015 г.
Глава 1.
Общие положения
Статья 1
Настоящий Регламент устанавливает порядок деятельности, основные правила и процедуры работы Совета депутатов муниципального образования "Шебалинский район" Республики Алтай Совет депутатов района (аймака) муниципального образования "Шебалинский район" является представительным органом местного самоуправления муниципального образования "Шебалинский район". Совет депутатов района (аймака) муниципального образования "Шебалинский район" (далее Совет депутатов) обладает правами юридического лица.
Совет депутатов руководствуется в своей деятельности Конституцией Республики Алтай, Законами Российской Федерации, Законами Республики Алтай, Уставом муниципального образования "Шебалинский район" и Регламентом Совета депутатов района (аймака) муниципального образования "Шебалинский район" (далее Регламент Совета депутатов).
Статья 2
Основной формой деятельности Совета депутатов являются сессия. Деятельность Совета депутатов основывается на свободном коллективном обсуждении и решении всех вопросов. Не допускается принуждение депутатов к решению вопросов на заседании Совета депутатов, ограничивающее свободу волеизъявления депутатов.
Статья 3
Решения о принятии Регламента, решения о внесении изменений и дополнений в Регламент принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов.
Статья 4
Депутаты осуществляют свои полномочия, как правило, без отрыва от основной работы. Депутаты Совета депутатов осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов Совета депутатов. Количество депутатов, работающих на постоянной основе, определяется решением Совета депутатов большинством голосов от установленной численности депутатов.
Порядок деятельности депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, регулируется Трудовым Кодексом, статьей Закона от 14 мая 2008 года N 52-РЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Алтай", Уставом муниципального образования "Шебалинский район" и настоящим Регламентом.
Депутатам, работающим на непостоянной основе, возмещаются расходы, связанные с осуществлением депутатских обязанностей, в соответствии с действующим законодательством.
Статья 5
Гарантии беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий депутата в Совете депутатов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами, касающимися вопросов местного самоуправления в Российской Федерации.
Статья 6
Нормативные и другие акты Совета депутатов, принятые им в пределах своих полномочий, обязательны для исполнения администрацией района, всеми предприятиями, учреждениями, организациями, органами местного самоуправления, расположенными на территории района, а также должностными лицами и гражданами.
Глава 2.
Структура совета депутатов
Статья 7
Совет депутатов состоит из 21 депутата, избираемых на пять лет населением Шебалинского района, на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законами Российской Федерации и Республики Алтай, Уставом муниципального образования "Шебалинский район".
Под установленным числом депутатов понимается их число, предусмотренное Уставом Шебалинского района - 21 депутат.
Под числом избранных депутатов понимается число фактически избранных в районный Совет депутатов, за исключением тех депутатов, полномочия которых прекращены в установленном законодательством порядке.
Депутат Совета депутатов приобретает установленные законодательством полномочия со дня работы нового созыва Совета депутатов. Полномочия предыдущего Совета депутатов прекращаются с момента, начала работы Совета депутатов нового созыва.
В случае освобождения депутата Совета депутатов до окончания срока полномочий Совета депутатов, избрание другого кандидата в депутаты проводится на период полномочий действующего состава Совета депутатов.
Статья 8
Организацию деятельности Совета депутатов Шебалинского района осуществляет Председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органов из своего состава тайным голосованием.
Статья 9
Совет депутатов образует постоянные и временные депутатские комиссии, рабочие группы. Координацию деятельности постоянных и временных комиссий Совета депутатов, рабочих групп осуществляет председатель Совета депутатов.
Глава 3.
Председатель совета депутатов
Статья 10
Председатель Совета депутатов избирается на заседании Совета депутатов тайным голосованием на срок полномочий Совета депутатов соответствующего созыва.
Кандидаты на пост председателя Совета депутатов могут быть выдвинуты из состава депутатов Совета депутатов в порядке самовыдвижения, а также депутатом или группой депутатов Совета депутатов непосредственно на заседании Совета депутатов, в повестку которого включен вопрос о выборах Председателя Совета депутатов.
Каждому депутату Совета депутатов гарантируется возможность свободного и всестороннего обсуждения деловых и личных качеств кандидатов. В списки для тайного голосования кандидаты включаются большинством голосов от установленного числа депутатов за исключением депутатов Совета депутатов взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования. Кандидат считается избранным на пост Председателя Совета депутатов, если в результате тайного голосования он получил более половины голосов от установленной численности депутатов. Об избрании Председателя Совета депутатов принимается соответствующее решение.
В случае, если выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не получил требуемого для избрания количества голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим наиболее число голосов.
Если при голосовании по двум кандидатурам ни один из 2-х кандидатов не набрал более половины голосов от установленной численности депутатов, то по кандидатуре, набравшей большее количество голосов, проводится еще один тур голосования. Если при этом кандидат не набрал более половины голосов от установленной численности депутатов, проводятся повторные выборы с новым выдвижением кандидатов. При этом возможно выдвижение прежних кандидатов. Один и тот же кандидат на место Председателя Совета депутатов может выдвигать свою кандидатуру не более 3-х раз.
Статья 11
Председатель Совета депутатов:
- осуществляет руководство подготовкой заседаний Совета депутатов и вопросов, вносимых на рассмотрение Совета депутатов;
- созывает заседания Совета депутатов, доводит до сведения депутатов Совета депутатов время и место их проведения, а также проект повестки дня;
- ведет заседания Совета депутатов;
- осуществляет общее руководство работой аппарата Совета депутатов;
- оказывает содействие депутатам Совета депутатов района в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией;
- принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Совета депутатов;
- подписывает протоколы заседаний, решения, распоряжения и другие документы, касающиеся внутреннего распорядка работы Совета депутатов района;
- организует прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;
- в соответствии с законодательством о труде пользуется правом найма и увольнения работников аппарата Совет депутатов, налагает дисциплинарные взыскания на работников аппарата, решает вопросы об их поощрении;
- координирует деятельность постоянных комиссий, депутатских групп;
- во исполнение решений Совета депутатов и по обращениям в Совет депутатов дает поручения постоянным комиссиям и временным комиссиям Совета депутатов;
- дает поручения постоянным и временным комиссиям Совета депутатов по контролю исполнения решений Совета депутатов и по обращениям в Совет депутатов;
- решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены Советом депутатов или возложены на него законодательством Республики Алтай;
- открывает и закрывает расчетные счета Совета депутатов в банках;
- является распорядителем бюджетных средств по расходам, предусмотренным отдельной строкой в местном бюджете Шебалинского района (аймака) на подготовку и проведение заседаний Совета депутатов, работу аппарата и его содержание, и по другим расходам, связанным с деятельностью Совет депутатов района и депутатов;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с Регламентом Совета депутатов.
В случае временного отсутствия Председателя Совета депутатов (болезнь, отпуск, командировка), функции Председателя выполняет заместитель председателя Совета, а в отсутствии заместителя председателя Совета, любой депутат, избранный простым большинством голосов от присутствующих депутатов.
Статья 12
Председатель Совета депутатов определяет проект повестки дня сессии до заседания Президиума на основе годового плана, предложений Главы района, постоянных комиссий, предложений не менее одной трети депутатов, депутатских объединений.
Статья 13
Председатель Совета депутатов является председательствующим на заседаниях Совета депутатов и имеет право решающего голоса.
Председатель Совета депутатов выполняет следующие функции:
открывает и закрывает заседание, объявляет перерывы в заседании;
обеспечивает соблюдение регламента заседания всеми его участниками;
поддерживает порядок в зале в соответствии со ст. настоящего Регламента;
ставит на обсуждение вопросы утвержденной повестки дня;
предоставляет слово для докладов и выступлений;
оглашает депутатские запросы, справки, заявления, поступившие к нему в письменном виде;
организует прения;
после окончания прений обобщает и оглашает предложения, поступившие по обсуждаемому вопросу;
ставит на голосование вопросы, требующие принятия решения;
объявляет (оглашает) результаты голосования;
подписывает решения, обращения и иные документы, принятые на заседании Совета депутатов;
Статья 14
Председатель Совета депутатов вправе:
- задавать вопросы выступающему для уточнения формулировки внесенного им предложения;
- вносить собственные предложения или компромиссные формулировки.
Статья 15
Председатель Совета депутатов не вправе:
- прерывать выступление участника заседания, если тот не выходит за рамки отведенного ему времени и не нарушает Регламент.
Статья 16
Для организационно-технического обеспечения работы Председателя Совета депутатов, работающего на постоянной основе, ему предоставляется отдельный кабинет, телефон, оргтехника и служебный автотранспорт для осуществления полномочий. Все расходы для обеспечения деятельности Председателя Совета депутатов финансируются из средств бюджета МО "Шебалинский район".
Статья 17
Председатель Совета депутатов прекращает досрочно свои полномочия в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
8) отзыва избирателями;
9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;
10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
11) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Решение о досрочном прекращении полномочий Председатель Совета депутатов по всем указанным основаниям, за исключением отзыва Председатель Совета депутатов как депутата избирателями, принимается в течение одного месяца со дня выявления указанных обстоятельств не менее чем двумя третями от установленной численности депутатов Совета депутатов.
Решение об отзыве Председателя Совета депутатов как депутата избирателями принимается в порядке, определенном Федеральным законом и иными федеральными законами.
Статья 18
Председатель Совета может быть освобожден в любое время от должности путем тайного голосования. Вопрос об освобождении от должности Председателя включается в повестку дня сессии, если за принятие этого предложения подано большинство голосов от числа присутствующих на заседании депутатов. При рассмотрении вопроса об освобождении Председателя Совета от должности ему должно быть предоставлено слово для выступления. Тайное голосование по вопросу об освобождении от должности Председателя Совета проводится в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом по выбору Председателя. Решение об освобождении Председателя Совета от должности считается принятым, если за это проголосуют не менее двух третей от общего числа депутатов.
Глава 4.
Заместитель председателя совета депутатов
Статья 19
Заместитель председателя Совета депутатов исполняет свои полномочия на не освобожденной основе.
Заместитель председателя подотчетен Совету депутатов и его председателю.
Статья 20
Возглавляет организационную работу Совета;
Замещает председателя Совета в его отсутствие (без права решения кадровых и финансовых вопросов, кроме случаев принятия по этим вопросам соответствующего решения Совета);
По поручению Председателя Совета ведет в его отсутствие заседания Совета, Президиума Совета
Подписывает протоколы сессий и заседаний Президиума Совета проведенные их в качестве председательствующего;
Осуществляет непосредственный контроль за работой комиссий Совета депутатов;
Осуществляет контроль за соблюдением Регламента Совета во время проведения сессий и заседаний Президиума Совета;
Выполняет иные полномочия в соответствии с распределением обязанностей, утвержденным сессией Совета депутатов;
Статья 21
Заместитель председателя Совета избирается на сессии Совета депутатов. Кандидатура на должность заместителя председателя Совета депутатов предлагается председателем Совета депутатов. Избранным на должность заместителя председателя Совета депутата считается кандидат, получивший более половины голосов от числа установленного числа депутатов Совета депутата. Полномочия заместителя председателя Совета депутата могут быть досрочно прекращены по решению Совета депутатов, принимаемому по представлению председателя Совета депутатов, инициативе группы депутатов численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов. Вопрос об отзыве или отставке заместителя председателя может быть поставлен и решен на сессии Совета депутатов, принимаемому большинством голосов от установленного числа депутатов.
Добровольное сложение заместителем председателя своих полномочий удовлетворяется на основании его письменного заявления большинством голосов от числа избранных депутатов Совета. В случае непринятия райсоветом отставки заместитель председателя вправе сложить свои полномочия по истечении двух недель после подачи заявления.
Глава 5. Президиум
Статья 22
Президиум является постоянным действующим органом, подотчетным районному Совету, обеспечивающим организацию его работы. Президиум действует на основании Положения о Президиуме, утверждаемый Советом депутатов.
Президиум избирается на заседании сессии, решением которого определяется численный и персональный состав Президиума. В состав Президиума входят Председатель Совета депутатов, заместитель Председателя Совета депутатов, председатели постоянных комиссий, а также иные лица определяемые на сессии Совета депутатов. При определении состава Президиума, состав не должен быть четным. Заседание Президиума правомочно при наличии не менее половины его состава.
Статья 23
Заседание Президиума правомочно при наличии не менее половины его состава. Заседание Президиума созывается по мере необходимости, но не менее одного раза в два месяца. Заседания Президиума созывает и ведет Председатель Совета депутатов, а в его отсутствие - заместитель Председателя Совета депутатов. Решения Президиума принимаются на его заседаниях большинством голосов от избранного состава Президиума. На заседаниях Президиума вправе участвовать с совещательным голосом любой депутат.
Статья 24
Президиум Совета депутатов:
- организует подготовку сессии, предварительное обсуждение предложений по вопросам повестки дня сессии,
- созывает сессии,
- выступает с инициативой созыва внеочередной сессии,
- обеспечивает подготовку и представление документов и материалов, поступивших в период между сессиями,
- направляет для рассмотрения в постоянные комиссии, администрацию района и другие органы и общественные объединения решения, которое предполагается внести на рассмотрение сессии, для предложений,
- назначает ответственных (головных) лиц постоянных комиссий или других органов, а также лиц по доработке проектов,
- ведет реестр зарегистрированных депутатских фракций и групп,
- осуществляет контрольную работу по выполнению решений принятых на сессиях
- рассматривает вопросы текущей деятельности в межсессионный период в соответствии с регламентом Совета депутатов
- осуществляет по поручению Совета депутатов и иные функции.
Глава 6. Постоянные комиссии
Статья 25
Совет депутатов образует постоянные комиссии из числа депутатов.
Перечень и наименование постоянных комиссий определяется решением Совета депутатов. Компетенция постоянных комиссий, т.е. предметы ведения и полномочия, включающие права, обязанности и функции, определяются Положением о постоянных депутатских комиссиях и Регламентом Совета депутатов Шебалинского района.
Статья 26
Постоянные комиссии образуются на срок полномочий Совета депутатов.
Персональный состав комиссий определяется решением Совета депутатов на основании личного заявления депутата.
Постоянные комиссии ответственны перед Советом депутатов и ему подотчетны, работает по планам, утвержденным Советом депутатов, и обеспечивает выполнение плана работы Совета депутатов на соответствующий период.
Председатель постоянной комиссии несет ответственность за организацию работы и деятельность комиссии, и отчитывается о деятельности комиссии не реже 1 раза в год на сессии Совета депутатов.
Депутаты постоянной комиссии вправе изменить состав комиссии.
При формировании комиссии голосование проводится по общему составу комиссии.
Работу постоянной комиссии возглавляет председатель постоянной комиссии (далее - председатель комиссии), при необходимости можно выбрать заместителя председателя постоянной комиссии, которые избирается и освобождается от должности депутатами состоящими в данных комиссиях. Председатели и их заместители утверждается на первой сессии Совета депутатов большинством голосов от установленного числа депутатов, по представлению соответствующей постоянной комиссии.
Численный состав каждой комиссии не может быть менее 3-х депутатов и не более 5-ти депутатов, состав постоянной комиссии утверждается решением Совета депутатов. Каждый депутат (за исключением председателя Совета депутатов) обязан состоять в одной из постоянных комиссий Совета депутатов. Разрешается входить в состав счетной комиссии, мандатной комиссии, временных комиссий и комиссии по этике депутатов, депутатам состоящих в постоянных комиссиях (но не более в двух комиссиях одновременно).
Если кандидатура председателя комиссии будет отклонена на сессии Совета депутатов большинством голосов от установленного числа депутатов комиссии, то до избрания председателя комиссии его обязанности на заседаниях постоянной комиссии исполняет по поручению Председателя Совета депутатов один из членов постоянной комиссии. Председатель комиссии освобождается от занимаемой должности решением постоянной комиссии на основании личного заявления, либо по предложению депутатов соответствующей постоянной комиссии. Решение по данному вопросу считается принятым, если за него проголосовало большинство голосов от установленного числа депутатов соответствующей комиссии.
Статья 27
Председатель Совета депутатов не входит в состав постоянных депутатских комиссий. Председатель Совета депутатов и по его указанию заместитель председателя Совета дают поручения постоянным комиссиям по вопросам, отнесенным к их компетенции, и координируют деятельность постоянных комиссий.
Организационно-техническое обеспечение деятельности постоянных комиссий осуществляется аппаратом Совета депутатов.
Статья 28
Совет депутатов образует постоянные комиссии по вопросам:
- по развитию экономики, бюджету и предпринимательству
- по сельскому хозяйству, экологии и природопользованию
- по работе с молодежью, образованием, медициной, культурой, общественными объединениями
- по социальной защите и охране здоровья Совет депутатов может образовывать и другие постоянные комиссии, по иным вопросам, отнесенным к компетенции Совета депутатов.
Статья 29
Депутат Совета депутатов обязан присутствовать на заседании комиссии, членом которой он является. О невозможности присутствовать на заседании комиссии по уважительной причине депутат заблаговременно информирует председателя комиссии.
Полномочия членов постоянных комиссий могут быть прекращены досрочно решением Совета депутатов по их просьбе, а также в связи с другими обстоятельствами (отсутствием на заседаниях более 3-х раз без уважительной причины, недобросовестное выполнение своих обязанностей в составе комиссии). Вопрос о прекращении их полномочий включается в повестку дня заседания Совета депутатов, только после рассмотрения данного вопроса на комиссии и если данное предложение поддержала больше половины членов комиссии. Председатели и заместители председателей постоянных комиссий Совета депутатов избираются и освобождаются от должности депутатами, состоящими в данных комиссиях.
Статья 30
Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комиссии.
Заседания постоянных комиссий проводятся по мере их необходимости, но не реже одного раза в квартал.
В заседаниях постоянных комиссий могут принимать участие другие депутаты с правом совещательного голоса. На открытых заседаниях вправе присутствовать представители органов местного самоуправления, государственных органов, организаций, предприятий и общественных объединений Шебалинского района, прокуратуры, суда, средств массовой информации, жители Шебалинского района. На заседания могут быть приглашены также представители иных заинтересованных организаций, эксперты, специалисты. Постоянная комиссия вправе проводить закрытое заседание.
Основной правовой акт постоянной комиссии - решение постоянной комиссии. Решения постоянной комиссии принимаются открытым голосованием большинством от числа членов постоянной комиссии, присутствующих на заседании.
На заседании постоянной комиссии ведется протокол, который подписывается председателем постоянной комиссии.
Постоянная комиссия руководствуется в своей работе действующим законодательством, Регламентом, решениями, принятыми районного Совета депутатов по предметам ведения постоянной комиссии.
Статья 31
Постоянные комиссии вправе проводить совместные заседания. Совместное заседание ведет по договоренности один из председателей постоянной комиссии.
Совместные заседания постоянных комиссий правомочны, если на них присутствуют не менее половины членов каждой комиссии. На совместном заседании постоянных комиссий ведется протокол. Протоколы, решения, заключения и рекомендации совместных заседаний подписываются председателями соответствующих постоянных комиссий. Решение совместного заседания комиссий принимается большинством голосов от общего числа депутатов, участвующих в заседании.
Статья 32
Постоянные комиссии вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, а также приглашать на свои заседания муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в исполнительно-распорядительных органах муниципального образования "Шебалинский район", представителей общественных организаций, предприятий и учреждений.
Должностные лица, в чей адрес поступил запрос, обязаны в 30-дневный срок предоставить постоянной комиссии, запрашиваемые ею документы.
Глава 7.
Временные комиссии и рабочие группы
Статья 33
Советом депутатом могут образовываться временные комиссии и рабочие группы.
Решением Совета депутатов устанавливается персональный состав временных комиссий и рабочих групп, цели и задачи, полномочия и срок их работы.
В состав временных комиссий и рабочих групп могут входить должностные лица и специалисты, как администрации района, так и сельских поселений Шебалинского района.
Глава 8.
Депутатские объединения (фракции, группы)
Статья 34
Депутаты Совета депутатов, избранные в Совет депутатов по одномандатным избирательным округам могут объединяться в депутатские объединения (фракции, группы). Депутатские объединения (фракции, группы) численностью 5 и более депутатов регистрируются решением сессии Совета депутатов по уведомлению руководителя депутатского объединения (фракции, группы) с указанием списка депутатского объединения (фракции, группы), ее наименования. Ежегодно Совет депутатов организует единую для всех депутатских объединений (фракций, групп) перерегистрацию членов. Депутатское объединение (фракция, группа) имеет право провести перерегистрацию членов по своему решению. Основанием для включения депутата в списки депутатского объединения (фракцию, группу) служит письменное заявление депутата. Депутат Совета депутатов может состоять только в одном депутатском объединении (фракции, группе). Депутатские объединения (фракции, группы) самостоятельно определяют структуру и состав своих руководящих (координирующих) органов. Депутатские объединения (фракции, группы) избирают из своего состава руководителя. Руководитель депутатского объединения (фракции, группы) представляет ее на заседаниях Совета депутатов, в государственных органах, в органах местного самоуправления и общественных организациях. Депутатские объединения (фракции, группы) делают заявления о своей деятельности, информируют Совет депутатов о структуре и составе руководящих (координирующих) органов. Депутатские объединения (фракции, группы) организуют свою работу самостоятельно. Деятельность депутатских объединений (фракций, групп) регулируется Положением о депутатском объединении (фракции, группе), настоящим регламентом, законодательством Российской Федерации и Республики Алтай. Зарегистрированное депутатское объединение (фракция, группа) вправе предварительно обсуждать кандидатуры для избрания должностных лиц, проекты нормативных актов. Если численность депутатского объединения (фракции, группы) становится менее 5 депутатов Совета депутатов, регистрация объединения (фракции, группы) подлежит отмене решения сессии Совета депутатов. Не допускается создание депутатских объединений (фракций, групп) с одинаковым названием. Депутаты, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений (фракций, групп) при их регистрации или выбывшие из депутатского объединения (фракции, группы), в дальнейшем могут войти в любое из них.
Глава 9.
Осуществление депутатской деятельности
Статья 35
Основными формами деятельности депутатов Совета депутатов являются участие в сессиях Совета депутатов, работа в постоянных депутатских комиссиях (далее - постоянные комиссии), а также работа на избирательном округе.
Решением Совета депутатов муниципального образования "Шебалинский район" Республики Алтай от 12 февраля 2015 г. N 13-3 в статью 36 настоящего Регламента внесены изменения
Статья 36
Каждому депутату гарантируются права:
избирать и быть избранным в органы Совета депутатов;
высказывать мнение по персональному составу создаваемых Советом депутатов органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Советом депутатов;
вносить предложения о заслушивании на заседании отчета или информации должностных лиц, возглавляющих органы, подконтрольные Совету депутатов; предлагать вопросы для рассмотрения на заседании Совета депутатов;
вносить в Совет депутатов предложения о необходимости проведения проверок исполнения правовых актов, принятых Советом депутатов, всеми организациями и предприятиями, расположенными на территории Шебалинского района;
участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам на сессии, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;
обращаться с запросами к Главе Шебалинского района, руководителям предприятий и организаций, расположенных на территории Шебалинского района.
Руководитель, к которому обратился депутат по вопросам депутатской деятельности, обязан дать ответ в течение 30 дней депутату по существу вопроса (при необходимости, в письменном виде), а также предоставить необходимые документы в срок до одного месяца с момента получения обращения;
оглашать на заседаниях Совета депутатов обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение;
знакомиться с протоколами заседаний Совета депутатов;
на выступления в средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления, по информированию избирателей о депутатской деятельности, так и округа, от которого он был избран;
на безотлагательный прием Главой района, его заместителями, руководителями управлений и отделов администрации района с последующим принятием решений по обращению депутата и информацией по существу вопроса не позднее 30 дней со дня обращения депутата. Депутат имеет право на безотлагательный прием руководителями организаций, независимо от их организационно-правовых форм, руководителями общественных объединений, расположенных на территории Шебалинского района, на предоставление помещения в здании администрацией района для осуществления депутатской деятельности (проведения заседаний комиссии, прием граждан и тд.);
вносить предложения о проведении депутатских расследований по любому вопросу, относящемуся к ведению Совета депутатов;
ставить вопросы о необходимости разработки новых решений; вносить поправки к проектам решений Совета депутатов;
на обеспечение документами, принятыми Советом депутатов, а также документами, иными информационными и справочными материалами, официально распространяемыми другими органами муниципального образования "Шебалинский район" и органами государственной власти.
Депутаты вправе присутствовать с правом совещательного голоса на заседаниях, проводимых главой администрации района, руководителями органов администрации района.
Глава администрации района, должностные лица администрации района вправе присутствовать с правом совещательного голоса на сессиях районного Совета депутатов, заседаниях его органов.
Администрация района, аппарат Совета депутатов обеспечивают необходимые условия для проведения отчётов и встреч депутатов с избирателями соответствующего избирательного округа, оказывает депутатам помощь по правовым вопросам.
Статья 37
Расходы депутатов, связанные с депутатской деятельностью, компенсируются за счет средств бюджета района. Размеры указанных компенсаций определяются решением Совета депутатов.
Статья 38
Каждый депутат обязан:
обеспечивать соблюдение Конституцией Российской Федерации и Республики Алтай, Законами Российской Федерации, Законами Республики Алтай, Уставом муниципального образования "Шебалинский район" и иных нормативных актов муниципального образования "Шебалинский район" (далее нормативный акт района), обеспечивать соблюдение и защиту законных интересов граждан.
поддерживать регулярную связь с избирателями своего округа. В этих целях он отвечает на письма граждан, осуществляет прием избирателей в своем избирательном округе, изучает поступившие от них предложения и замечания, направляет депутатские запросы, не реже одного раза в год отчитываться перед избирателями своего округа непосредственно на встречах, а также информировать о своей депутатской работе через средства массовой информации.
Для организации приема избирателей в избирательных округах главы сельских поселений создают депутатам необходимые условия для работы.
Депутат ведёт личный приём граждан не реже одного раза в месяц.
Депутат районного Совета выражает и защищает интересы избирателей района, основываясь на принципах законности, независимости и депутатской этики; обязан присутствовать на сессиях всех заседаниях Совета депутатов.
Статья 39
Депутат должен соблюдать депутатскую этику, согласно Положения "О депутатской этике". В случае ее нарушения вопрос о поведении депутата по поручению Совета депутатов может быть рассмотрен соответствующей постоянной комиссией, на сессии Совета депутатов. Депутат, считающий себя оскорбленным в результате слов либо действий другого депутата, вправе требовать публичного извинения. В случае отказа в этом депутат имеет право просить соответствующую постоянную комиссию рассмотреть данный вопрос. Постоянная комиссия обязана обсудить этот вопрос, согласно с Положением "О депутатской этике".
Статья 40
В случае нарушения депутатами депутатской этики соответствующая постоянная комиссия Совета депутатов:
- рекомендует депутату строго соблюдать правила депутатской этики;
- предлагает депутату принести извинения или отказаться от публично сделанного заявления;
- вносит в Совет депутатов предложение об объявлении депутату публичного порицания.
- лишить депутата возможности выступать в ходе заседания Совета депутатов;
- передать информацию о фактах нарушения правил депутатской этики в средства массовой информации;
- сообщить о фактах нарушения этики депутатов избирателям и общественным объединениям на территории избирательного округа депутата
- оглашает на сессии Совета депутатов факты, связанные с нарушением депутатом правил депутатской этики;
Статья 41
Депутат не вправе использовать в личных целях преимущества своего статуса во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, общественными объединениями, должностными лицами, средствами массовой информации.
Депутат в средствах массовой информации, митингах, в публичных заявлениях, анализируя деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и граждан, может использовать только достоверные и проверенные факты.
Статья 42
Депутат не вправе разглашать сведения, которые стали ему известны благодаря осуществлению депутатских полномочий, если эти ведения:
- касаются вопросов, рассмотренных на закрытых заседаниях Совета депутатов (закрытых слушаниях);
- составляют тайну личной жизни избирателя и доверены депутату при условии ее неразглашения;
- относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни регулированного Российским Законодательством.
Статья 43
За успешное и добросовестное осуществление депутатом своих депутатских полномочий предусматриваются следующие виды поощрений:
награждение Знаком за заслуги, Почетными грамотами МО "Шебалинский район" и благодарственными письмами;
награждение ценным подарком, денежной премией.
Решение по ходатайству о премировании принимает Совет депутатов большинством голосов от установленной численности депутатов.
Глава 10.
Порядок работы депутатов с обращениями
Статья 44
Депутат (депутаты) вправе внести на сессию Совета депутатов письменное обращение к Главе администрации района или иному должностному лицу администрации района, его структурных подразделений, должностным лицам органов государственной власти, организациям, общественным объединениям, расположенным на территории района, по вопросам, входящим в компетенцию указанных руководителей иных должностных лиц, органов, организаций, объединений.
Обращение депутата направляется в Совет депутатов не позднее 10 дней до начала очередной сессии при условии, что депутат, как правило, уже обращался к соответствующему руководителю или иному лицу, но не получил ответа в установленный срок или не был им удовлетворен.
Обращение депутата до начала сессии Совета депутатов рассматривается соответствующей постоянной комиссией.
Если депутат ранее не обращался к руководителям или иным должностным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, то постоянная комиссия с учетом знания проблем, изложенных депутатом, вправе вернуть обращение депутату.
При обсуждении повестки дня очередной сессии Совета депутатов, Председатель Совета депутатов информирует депутатов о поступлении письменных обращений депутатов между сессиями Совета депутатов, оглашает их в полной или сокращенной форме. Большинством голосов от установленного числа депутатов Совета депутатов принимается решение:
1) считать обращение "депутатским запросом";
2) направить материалы в соответствующую постоянную комиссию для соответствующей проработки вопроса, и при необходимости, проведения проверки по существу вопроса;
3) предложить инициатору (инициаторам) решить вопрос в рабочем порядке в рамках депутатских полномочий.
Руководители иные должностные лица, которым направлен "депутатский запрос", обязаны дать на него письменный ответ, который оглашается на очередной (внеочередной) сессии Совета депутатов. При этом соответствующая постоянная комиссия контролирует подготовку ответа на указанный депутатский запрос, и готовит проект решения по нему. Депутаты Совета депутатов вправе дать оценку полученному ответу на депутатский запрос. По результатам рассмотрения вопроса принимается решение (в том числе, в форме протокольной записи).
Глава 11.
Организационно-техническое и методическое обеспечение работы совета депутатов
Статья 45
Организационно-техническое и методическое обеспечение работы Совета депутатов и его органов осуществляет аппарат Совета депутатов, выполняя следующие функции: оповещение депутатов о предстоящем заседании Совета депутатов или его органов (дата, время, повестка);
организационное решение вопросов по ознакомлению депутатов с проектами решений и другими необходимыми документами;
персональная работа с депутатами по явке на заседания Совета или его органов. Своевременное доведение до депутатов информации в случае отсутствия кворума;
контроль за допуском в зал заседаний Совета депутатов во время его работы и соблюдение расположения в зале участников заседания;
ведение и оформление протоколов заседаний Совета депутатов и его органов; оформление документации Совета депутатов для сдачи в архив на хранение; методическое обеспечение деятельности депутатов;
оказание консультативной помощи по вопросам депутатской работы, действующего законодательства в сфере местного самоуправления;
другие вопросы, сопряженные с деятельностью депутатов Совета депутатов и его органов.
Статья 46
Материально-техническое обеспечение работы Совета депутатов осуществляет: администрация, в обязанности которых входят:
- своевременное размножение проектов нормативных правовых актов и других материалов, необходимых для работы депутатов Совета депутатов;
- обеспечение бесперебойного функционирования технических средств, обеспечивающих депутатскую деятельность;
- хозяйственно-транспортное обеспечение деятельности Совета депутатов.
Глава 12.
Порядок подготовки сессии совета депутатов
Статья 47
Проект, повестки дня очередной сессии Совета депутатов формируется Председателем Совета депутатов на основе годового плана, предложений постоянных комиссий, не менее одной трети депутатов, Главы района (с учетом степени готовности проектов решений), депутатских объединений не позднее 10 дней до очередного заседания Совета депутатов.
Протесты и представления прокурора МО "Шебалинский район" вносятся на рассмотрение ближайшей сессии Совета депутатов.
Повестка дня заседания Совета депутатов может включать основные вопросы, организационные вопросы, информационные сообщения, вопросы в части "разное".
Основными являются вопросы нормативного характера, отнесенные к компетенции Совета депутатов, действующим законодательством и Уставом района, требующие подготовки в установленном порядке.
К организационным вопросам относятся вопросы выборов председателей постоянных комиссий, об утверждении и изменении состава органов Совета депутатов.
Вопросы, отнесенные к части "разное", носят организационный, поручительский характер.
Статья 48
Проекты бюджета, целевых программ, планов социально-экономического развития района вносятся на рассмотрение Совета депутатов Главой района.
Статья 49
После утверждения повестки дня на заседании Президиума, поступившие предложения рассматриваются на заседаниях постоянных комиссий и выносятся или отклоняются на утверждение очередной сессии Совета депутатов. Комиссия, ответственная за подготовку проекта решения районного Совета вправе принять решение о проведении обсуждения проекта решения в администрации муниципального образования района, на собраниях граждан, в трудовых коллективах, в общественных объединениях.
Статья 50
Проекты решений по вопросам повестки дня должны:
содержать указание на авторов проекта;
определять, в случае необходимости, источник финансирования, ответственных за исполнение
и срок вступления решения в силу;
иметь на первом экземпляре визы или заключения:
- исполнителей, упоминаемых в проекте решения;
- юриста администрации района;
- аппарата Совета депутатов.
Несогласие с проектом решения может служить основанием для отказа от визирования.
В случае необходимости Совет депутатов вправе затребовать пояснительную записку с обоснованием предпосылок, требующих принятия решения, механизмов его реализации, ожидаемых результатов, возможных последствий его непринятия.
Статья 51
Проекты решений к заседанию Совета депутатов исполнителем должны быть согласованы со всеми структурами, визирующими проекты. Документ, содержащий необходимые визы, направляется в Совет депутатов не позднее 10 дней до заседания для формирования пакета документов, направляемых депутатам.
Статья 52
Если форма представленного проекта решения не отвечает основным требованиям настоящего Регламента, законодательных актов, нормативно-правовых актов муниципального образования МО "Шебалинский район" или не представлены необходимые документы и материалы, используемые при подготовке решения, такой проект решения может быть возвращен председателем районного Совета исполнителю для выполнения им установленных требований к подготовке проекта решения районного Совета. Проекты, подготовленные с нарушением установленного порядка, могут включаться только в раздел "Информационные сообщения" повестки дня.
Статья 53
По поручению Председателя Совета депутатов аппарат Совета депутатов извещает депутатов о дате, месте, времени, повестке заседания Совета депутатов и не позднее, чем за пять дней направляет каждому депутату, а также другим заинтересованным лицам для ознакомления проекты решений и другие материалы, или информирует их, где можно ознакомиться с документами.
Глава 13.
Первая сессия совета депутатов
Статья 54
Вновь избранный Совет депутатов собирается на первое заседание в срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания Совета депутатов в правомочном составе. Организацией и методическим обеспечением проведения собрания вновь избранных депутатов осуществляется аппаратом Совета депутатов. На первой сессии проводятся выборы председателя районного Совета, заместителя председателя районного Совета, образование и избрание постоянных комиссий Совета депутатов и председателей постоянных комиссий, регистрация депутатских объединений в соответствии с настоящим Регламентом.
Статья 55
Депутаты нового созыва Совета депутатов вправе до начала первой сессии образовать организационный комитет по подготовке и проведению первой сессии, приняв решение на собрании депутатов. При этом собрание считается правомочным, если в нем участвовали более половины установленного числа депутатов. На собрании депутатов определяется численный состав организационного комитета и формируется списочный состав, на основании предложений депутатов, поддержанные большинством голосов присутствующих на собрании депутатов нового созыва.
Руководитель организационного комитета избирается членами организационного комитета из своего состава путем голосования.
Организационный комитет вправе вносить на рассмотрение первой сессии Совета депутатов проекты повестки дня, порядка работы сессии, предложения по составу секретариата сессии и регламентной группы (согласно статьи регламента), Мандатной комиссии, а также по кандидатурам на должности Председателя и заместителя Председателя Совета депутатов. Помимо организационного комитета, указанные предложения могут вносить на рассмотрение первой сессии депутаты (депутат). Полномочия организационного комитета прекращаются с момента, избрания Председателя Совета депутатов нового созыва.
Статья 56
Мандатная комиссия избирается на первой сессии Совета депутатов из числа депутатов, большинством голосов от избранных депутатов, из трех человек. Члены мандатной комиссии на своем первом заседании избирают председателя Мандатной комиссии и утверждается решением Совета депутатов.
Мандатная комиссия:
- рассматривает материалы, представленные Территориальной избирательной комиссии МО "Шебалинский район" об избрании депутатов, вносит на сессию проекты постановлений о подтверждении полномочий депутатов;
- рассматривает заявления депутатов о сложении полномочий;
- готовят документы для регистрации депутатского объединения.
Статья 57
Комиссия по депутатской этике избирается на первой сессии Совета депутатов из числа депутатов, большинством голосов от избранных депутатов, из трех человек. Члены данной комиссии на своем первом заседании избирают председателя комиссии по депутатской этике и утверждают решением Совета депутатов. Далее работает, согласно положения о депутатской этике.
Комиссия по депутатской этике:
- рассматривает все вопросы, связанные с нарушением правил депутатской этики.
- представляет Совету депутатов информацию по вопросам соблюдения депутатами правил депутатской этики;
- рассматривает все случаи нарушения депутатами правил депутатской этики.
- рассматривает вопросы, связанные с нарушением правил этики депутатов по письменному заявлению депутата (группы депутатов) Совета депутатов или по собственной инициативе Комиссия по депутатской этике может принять по отношению к депутату, допустившему нарушение правил депутатской этики, одну из следующих мер воздействия:
- рекомендует депутату строго соблюдать правила депутатской этики;
- предлагает депутату принести извинения или отказаться от публично сделанного заявления;
- вносит в Совет депутатов предложение об объявлении депутату публичного порицания.
- лишить депутата возможности выступать в ходе заседания Совета депутатов;
- передать информацию о фактах нарушения правил депутатской этики в средства массовой информации;
- сообщить о фактах нарушения этики депутатов избирателям и общественным объединениям на территории избирательного округа депутата
- оглашает на сессии Совета депутатов факты, связанные с нарушением депутатом правил депутатской этики;
Статья 58
Первая сессия начинается с сообщения председателя территориальной избирательной комиссии МО "Шебалинский район" для сообщения результатов выборов депутатов.
Статья 59
Признание (непризнание) полномочий депутатов и правомочности Совета депутатов на основании протоколов территориальной избирательной комиссии о результатах выборов осуществляется по докладу Мандатной комиссии.
Доклад Мандатной комиссии о результатах проверки полномочий депутатов и правомочности Совета депутатов включается в повестку дня сессии и заслушивается до рассмотрения других вопросов.
В случае избрания депутатов вместо выбывших доклад Мандатной комиссии о результатах проверки их полномочий в обязательном порядке включаются в повестку дня сессии и принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов.
Статья 60
Первую после выборов сессию Совета депутатов открывает и ведет старейший по возрасту депутат до принятия решения об избрании Председателя, при этом Совет депутатов вправе принять решение, процедурным голосованием, поручить открытие сессии иному депутату. В остальных случаях сессии открывается и проводится Председателем Совета депутатов или его заместителем.
Статья 61
После сообщения председателя мандатной комиссии о результатах выборов депутатов Совета, депутаты принимают решение. Руководитель оргкомитета предлагает Повестку первой сессии и порядок ее работы, образованию и состава секретариата, а также регламентной группы.
Председательствующий, с учетом предложений Оргкомитета, приступает к проведению первой сессии, исходя из требований настоящего Регламента.
Глава 14.
Сессии совета депутатов
Статья 62
Очередные сессии созываются председателем Совета депутатов не реже одного раза в три месяца. Внеочередные сессии созываются председателем Совета депутатов по собственной инициативе, по инициативе Главы района и по инициативе не менее 1/3 депутатов Совета депутатов.
Статья 63
Сессии Совета депутатов проводятся в соответствии с планом работы, составляемым на год, с учетом предыдущих решений Совета, планов социально-экономического развития и целевых программ развития района.
Предложения для внесения в план работы Совета депутатов вносятся постоянными комиссиями, Председателем Совета депутатов.
Подготовленный на основе этих предложений план работы на год утверждается Советом депутатов.
Статья 64
Внеочередные сессии Совета депутатов созываются не позднее 3-дневного срока по предложению Председателя Совета депутатов, по предложению Главы района, по предложению не менее 1/3 от установленной численности депутатов Совета, а при чрезвычайных ситуациях - в течении двух дней после поступления предложений о ее созыве. Инициаторы созыва заседания составляют перечень вопросов для обсуждения с приложением проектов решений и справочных материалов, согласованных в установленном порядке.
Статья 65
О дате созыва сессии и проекте повестки дня сессии принимается постановлением Президиума Совета депутатов, которое подлежит опубликованию в районной газете "Сельская Новь".
Не позднее, чем за 7 дней Совет депутатов извещает каждого депутата о времени, дате проведение очередной сессии, внеочередной - не позднее 3 дней, при чрезвычайных ситуациях - не позднее чем за 1 день до начала работы.
В ходе сессии в зале распространяются только материалы по вопросам, включенные в повестку дня сессии на данное заседание. Другие материалы и документы распространяются перед началом заседания либо во время заседаний с разрешения председательствующего на заседании. Распространение анонимных документов, а также распространение каких-либо документов лицами, органами и объединениями, не указанными в настоящей статье не допускается.
Статья 66
Сессия Совета депутатов считается правомочным при наличии больше 50% от установленной численности депутатов.
Статья 67
Сессии районного Совета проводятся не реже одного раза в три месяца.
Начало работы сессии устанавливается Президиумом при назначении сессии.
До рассмотрения вопросов повестки дня проводится "Депутатский час", за один час до открытия сессии. В повестку "Депутатского часа" включаются вопросы информационного характера, предложенные к рассмотрению депутатами районного Совета, руководителями органов местного самоуправления района.
Сессия Совета депутатов начинается с поименной регистрации депутатов аппаратом Совета депутатов.
В случае невозможности присутствия на сессии Совета депутатов, депутат заблаговременно информирует об этом Председателя Совета депутатов или аппарат Совета депутатов с изложением причины своего отсутствия (уважительной причиной отсутствия на сессии является командировка, отпуск и болезнь). Депутат обязан предоставить, оправдательный документ в случаи отсутствия на сессии Совета депутатов.
В ходе сессии ведется дополнительная регистрация депутатов, прибывших на сессию после его начала, либо покинувших сессию до его окончания.
По инициативе Председателя Совета депутатов или любого из депутатов, перед каждым голосованием может проводиться уточнение количества присутствующих депутатов.
Статья 68
Время для выступлений:
Выступающим на сессии Совета депутатов предоставляется слово:
- для доклада - 20 минут;
- для содоклада - 10 минут;
- для выступления в прениях, для оглашения заявлений, сообщений - до 5 минут;
- для выступления по процедурным вопросам, для вопросов, предложений и справок - до 2 минут.
С согласия большинства депутатов Совета депутатов, полученного путем голосования депутатов, председательствующий может продлить время для выступлений. Перерывы в заседании делаются через каждые полтора часа на 10-15 минут и на обед 1 час по решению Совета депутатов.
Статья 69
На открытые сессии Совета депутатов приглашаются депутаты Республики Алтай, Правительство Республики Алтай, Глава района и его заместители, прокурор района, руководители и специалисты структурных подразделений администрации района, муниципальных учреждений и предприятий, органов местного самоуправления района. На сессии имеют право присутствовать представители средств массовой информации, представители трудовых коллективов, общественных объединений и организаций, население района. О желании принять участие в работе сессии заинтересованные органы сообщают устно, по телефону в аппарат Совета не позднее чем за 2 дня до проведения сессии. По согласованию с председателем районного Совета составляется список приглашенных лиц, производится их оповещение о месте и времени проведения сессии. Приглашенные лица имеют права выступать по обсуждающему вопросу, с разрешения председательствующего. По решению сессии приглашенным может быть предоставлено слово для выступления в рамках настоящего регламента.
Статья 70
На время проведения сессии Совета депутатов образуется секретариат и регламентная группа, в составе 2-х человек.
Секретариат организует ведение протокола, запись стенограмм, запись желающих выступить, регистрирует письменные обращения, вопросы, справки, сообщения депутатских инициативах, дает разъяснения по вопросам работы сессии, а также решает другие вопросы в соответствии с Регламентом.
Регламентная группа следит за соблюдением Регламента в ходе проведения сессий и обо всех нарушений немедленно ставит в известность председательствующего на сессии. Наблюдает за соблюдением процедур организации работы сессии, предусмотренных настоящим Регламентом. Дает предложения о порядке действий при разрешении спорных вопросов.
Статья 71
Руководители и иные должностные лица ведомств, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории района, обязаны явиться на сессию Совета для ответов на запросы депутатов и представления информации по вопросам, поставленными депутатами на сессии.
Статья 72
Вопрос об утверждении, повестки дня сессии Совета депутатов, решается путем открытого голосования, если за него проголосовало более половины от присутствующих депутатов. В первую очередь голосуется принятие за основу повестки дня, предложенной Президиумом и постоянными комиссиями. Каждое предложение о внесении изменений и дополнений к повестке дня сессии, об исключении вопроса из повестки дня сессии, очередность рассмотрения вопросов, а также принятие повестки в целом ставятся на голосование.
Статья 73
Процедура принятия решений по вопросам, включенным в повестку дня сессии Совета депутатов, включает:
- доклад по проекту решения, который делает автор или представитель авторов (депутат), Председатель Совета депутатов, представитель комиссии Совета депутатов, Глава района или его представитель, руководитель депутатского объединения;
- содоклад (право на содоклад) имеет Глава района или его заместители, Председатель Совета депутатов и председатели постоянных и временных комиссий Совета депутатов, структурных подразделений администрации района, руководитель депутатского объединения;
- ответы докладчика на вопросы;
- прения по докладам;
- голосование по предоставленному проекту решения "за основу";
- голосование по каждой поправке и проекту решения;
- голосование по проекту решения "в целом" со всеми внесенными в проект решения поправками.
Статья 74
Виды голосования, используемые Советом депутатов, классифицируются:
- тайное или открытое (по степени огласки);
- решающее или справочное (по последствиям);
- повторное голосование.
Каждый депутат голосует лично.
Основным видом голосования является решающие. Открытое решающее голосование может быть поименным. Решение о проведении поименного голосования принимается, если за это предложение проголосовало не менее половины присутствующих депутатов от установленного числа депутатов Совета депутатов.
Открытое поименное голосование проводится при принятии решения в целом, а также в других случаях по требованию депутатов.
Поименное голосование проводится путем опроса депутатов по списку или по бланкам поименного голосования, содержащим фамилию и округ депутата формулировку предложения, результат голосования ("за", "против" или "воздержался"), роспись депутата и дату. Бланки, в которых в результате голосования оба эти слова вычеркнуты или оба слова оставлены, а также бланки, авторство которых установить невозможно, в расчет не берутся. Тайное голосование проводится по решению Совета депутатов, принимаемому простым большинством голосов от числа присутствующих депутатов.
Справочное голосование проводится председательствующим в тех случаях, когда необходимо выяснить мнение депутатов по вопросу. Оно носит информационный характер и может служить основанием для постановки вопроса на решающее голосование.
Повторное голосование в течение одного заседания сессии по одному и тому же вопросу допускается один раз и проводится по требованию председательствующего или любого из депутатов.
Основанием для проведения повторного голосования может быть нарушение Регламента, ошибка при подсчете голосов, противоречие принятого решения другим нормативным актом, недостоверность информации, использованной при принятии решения.
Статья 75
Для проведения тайного голосования и определения его результатов сессия открытым голосованием избирает счетную комиссию. В счетную комиссию не могут входить депутаты, чьи кандидатуры выдвинуты в состав избираемых органов или на избираемые должности. Сессия может поручить проведение тайного голосования счетной комиссии, избранной для подсчета голосов открытого голосования. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии.
Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею форме и в определенном количестве, при этом бюллетени должны содержать необходимую для голосования информацию, а также обеспечивать обязательное исключение альтернативных вариантов.
Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией и объявляются председателем счетной комиссии.
Каждому депутату выдается один бюллетень по выборам органа или должностного лица, либо по решаемому сессией вопросу. Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам членами счетной комиссии в соответствии со списком депутатов по предъявлении ими депутатского удостоверения.
Заполнение бюллетеней производится депутатами в кабине или комнате для тайного голосования. Депутат ставит любой знак (знаки) в пустом квадрате справа от фамилии кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "против всех кандидатов", а в бюллетене по проекту решения - любой знак в квадрате, расположенном справа от слов "за" или "против".
Недействительными считаются:
- бюллетени не установленной формы;
- при избрании должностных лиц бюллетени, в которых оставлены две или более кандидатуры на одну должность;
- при голосовании по решению бюллетени, где оставлены два и более вариантов решения.
Фамилии, дополнительно записанные в бюллетене в ходе тайного голосования, при подсчете голосов не учитываются.
О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми ее членами и оглашается председателем на сессии Совета депутатов. Решение об избрании (назначении) выборных должностных лиц, о принятии либо отклонении проекта нормативного правового акта по результатам тайного голосования утверждается решением районного Совета без дополнительного голосования.
Статья 76
Решения Совета депутатов по принятию нормативных правовых актов и внесению изменений в них считаются принятыми, если за них проголосовало более половины депутатов от установленной численности Совета депутатов.
Статья 77
Решения Совета депутатов по процедурным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на сессии депутатов.
Статья 78
Если проект решения не принят "за основу", то он отправляется авторам на доработку.
Если проект решения принят за основу, а число поступивших поправок достаточно велико, то рассмотрение проекта решения откладывается до следующего заседания сессии для анализа и систематизации авторами проекта поступивших поправок.
Если проект решения принят за основу, проведено голосование по всем поправкам, но проект решения не принят "в целом", то решением Совета депутатов создается согласительная комиссия для подготовки к следующему заседанию сессии Совета предложений по дальнейшему рассмотрению проекта решения.
Если к одному пункту имеется несколько взаимоисключающих поправок, то после обсуждения каждой из них проводится открытое справочное голосование, после чего поправка, набравшая наибольшее число голосов "за", ставится на голосование для принятия решения.
Нормативный правовой акт, принятый Советом депутатов Шебалинского района, направляется Главе муниципального образования для подписания и обнародования. Глава муниципального образования "Шебалинский район", имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый Советом депутатов Шебалинского района. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в Совет депутатов Шебалинского района с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если Глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается Советом депутатов Шебалинского района.
Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Совета депутатов Шебалинского района, он подлежит подписанию Главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.
Статья 79
Выступления депутатов в ходе сессии допускаются только после предоставления им слова председательствующим.
Председательствующий предоставляет депутатам слово в порядке поступления их просьб. Выступающий от имени комиссии и депутатского объединения обладает правом на внеочередное выступление.
Председательствующий может предоставить слово для выступления в прениях по рассматриваемому вопросу также лицам, приглашенным на сессию. При этом депутаты имеют право на первоочередное выступление. Если председательствующий посчитал необходимым принять участие в обсуждении какого-либо вопроса, он, взяв слово, передает функции председательствующего другому депутату, находящемуся в президиуме сессии.
Председатель Совета депутатов, Глава района, имеет право взять слово для выступления в любое время, но не более чем на 5 минут.
Депутат может выступить по одному и тому же вопросу не более двух раз. Слово по порядку ведения сессии, мотивам голосования и для справки предоставляется вне очереди.
Не допускается использование права выступления для справки или по порядку ведения для выступления иного характера. При нарушении этого правила председательствующий может объявить выступающему замечание, а затем, если выступающий не реагирует на замечание - лишить слово.
Вопросы докладчикам направляются в письменной форме или задаются с места посредством микрофона.
Выступающий депутат предоставляется присутствующим, называя номер избирательного округа и фамилию.
Выступающий не должен использовать в своей речи грубые, некорректные выражения, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения данных предписаний председательствующий вправе лишить выступающего слова без предупреждения. Если выступающий взял слово без разрешения председательствующего, он также лишается слова. Указанным лицам слово для повторного выступления по обсуждаемому вопросу не предоставляется.
Если выступающий отклоняется от обсуждаемой темы, председательствующий призывает его придерживаться обсуждаемого вопроса.
Если оратор превысил отведенное ему время для выступления или выступает не по обсуждаемому вопросу, председательствующий после одного предупреждения лишает его слова.
Статья 80
Прекращение прений производится по решению сессии, принимаемому открытым голосованием большинством голосов присутствующих на сессии депутатов. При постановке вопроса о прекращении прений, председательствующий сообщает депутатам, сколько выступило депутатов, сколько еще желает выступить, выясняет, кто настаивает на предоставлении слова.
После прекращения прений докладчики и содокладчики имеют право выступить с заключительным словом.
Если депутаты не имели возможности выступить в связи с прекращением прений, то по просьбе депутатов их выступление включаются в протоколы сессий. В случае, если вопросы повестки полностью не рассмотрены в связи с истечением отведенного по регламенту времени, или по другим причинам, сессия принимает решение о дне продолжения сессии или о переносе нерассмотренных вопросов на следующее заседание, при этом перенесенные вопросы имеют приоритет по времени их рассмотрения при составлении проекта повестки дня следующей сессии.
Статья 81
1. При проведении открытого голосования подсчет голосов производится счетной комиссией или председательствующим.
2. Перед началом открытого голосования председательствующий уточняет количество предложений, ставящихся на голосование, зачитывает формулировки, напоминает, каким количеством голосов может быть принято данное решение.
3. При голосовании каждый депутат имеет только один голос и подает его за предложение, против него или воздерживается от голосования. В случае единодушия при обсуждении вопроса председательствующий вправе принимать упрощенную форму голосования, обратившись к депутатам: Кто "За?" В этом случае подсчитываются только голоса "За".
4. После окончания подсчета голосов председательствующий объявляет результаты голосования "принято" или "отклонено". В протоколе сессии указывается, каким количеством голосов принято решение, сколько голосов против и воздержавшихся.
5. При обнаружении ошибок в порядке и технике проведенного голосования, по решению сессии, принятому большинством голосов присутствующих на сессии депутатов, может быть проведено повторное голосование (переголосование).
Статья 82
Сессия Совета депутатов являются открытыми и гласными. По решению Совета депутатов в предусмотренных законодательством случаях может быть проведено закрытое заседание или закрытое слушание отдельных вопросов. Лица, не являющиеся депутатами Совета депутатов и не пользующиеся правом совещательного голоса, обязаны соблюдать порядок и подчиняться распоряжениям председательствующего на сессии. Нарушители могут быть удалены из зала по требованию председательствующего.
Статья 83
Предложения о проведении закрытого заседания сессии Совета депутатов или закрытого слушания отдельных вопросов могут поступать от Председателя Совета депутатов, Главы района и от группы депутатов, составляющих не менее 1/3 от числа присутствующих на сессии депутатов. Решение по данному вопросу принимается большинством голосов от присутствующих депутатов.
Председательствующий на закрытом заседании сессии Совета депутатов информирует присутствующих на сессии лиц о правилах проведения закрытого заседания и об ограничениях в отношении распространения информации, составляющей государственную или иную охраняемую законом тайну.
На закрытом заседании сессии или слушании отдельных вопросов запрещается использование фото-кино, видеотехники, а также средств радиосвязи и звукозаписи.
Депутаты, другие лица, присутствующие на закрытом заседании сессии Совета депутатов, вправе использовать полученную информацию только в соответствии с ограничениями, установленными нормами законодательства, а также решениями Совета депутатов для каждого вида информации.
Статья 84
Во время заседания сессии Совета депутатов должен соблюдаться следующий порядок:
Во время заседаний сессии Совета депутатов не допускается:
- выступления без разрешения председательствующего;
- использование выступающим в своей речи грубых и некорректных выражений (в том числе в адрес конкретных лиц), призывов к насильственным или незаконным действиям, использование своего выступления в противоречии с характером либо целью обсуждения, сознательное нарушение установленного регламента выступлений;
- какие-либо выступления, либо перемещения по залу заседания во время голосования с момента оглашения первого предложения, которое ставится на голосование;
- уход депутата с заседания без объяснения причин;
- высказывания с места и другие нарушения порядка лицами, не являющимися депутатами Совета депутатов.
Статья 85
Для поддержания порядка на заседании Совета депутатов председательствующий вправе: призвать выступающего соблюдать регламент, придерживаться сущности обсуждаемого вопроса;
сделать выступающему предупреждение при нарушении им требований, изложенных в предыдущем пункте;
лишить выступающего слова после второго предупреждения;
сделать замечание участнику заседания при нарушении им порядка на заседании или требований Регламента;
дать указание об удалении из зала заседания лиц, не являющихся депутатами Совета депутатов, в случае нарушения ими порядка.
Статья 86
После объявления 2-х предупреждений в течение одного заседания Совета депутатов председательствующий может поставить на голосование решение об объявлении депутату порицания от имени Совета с занесением в протокол, а также решение о лишении депутата права на выступление по обсуждаемому вопросу до конца заседания Совета депутатов. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов от присутствующих.
Нумерация глав приводится в соответствии с источником
Глава 14.
Порядок решения советом депутатов отдельных вопросов, отнесенным к его полномочиям
Статья 87
Порядок рассмотрения и утверждения бюджета муниципального образования "Шебалинский район", а также утверждение отчета об исполнении бюджета за прошедший финансовый год определяется Положением, утвержденным решением Совета депутатов Шебалинского района.
Статья 88
Реализация Советом депутатов законодательной инициативы в органах государственной власти Республики Алтай.
В соответствии с ст. 34 Устава представительные органы местного самоуправления Республики Алтай обладают правом законодательной инициативы.
Совет депутатов вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам, отнесенным действующим законодательством и Уставом района к ведению Совета депутатов, а также по вопросам, отнесенным к компетенции Республики Алтай и затрагивающим организацию и деятельность местного самоуправления.
Законодательная инициатива оформляется как проект нового нормативного правового акта Республики Алтай; как проект нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты Республики Алтай, либо о признании их утратившими силу; как поправки к проектам нормативных правовых актов, рассматриваемых Государственное Собрание Эл - Курултай.
Вопрос о законодательной инициативе ставится отдельным пунктом в повестку дня заседания Совета депутатов.
Решение Совета депутатов выступить с законодательной инициативой принимается после обсуждения законопроекта на заседании сессии Совета депутатов. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании депутатов. При этом в решении должно быть не только поддержано предложение выступить с законодательной инициативой, но и одобрен текст законопроекта и пояснительных материалов. Совет депутатов определяет доверенное лицо для представления законопроекта в соответствующем органе государственной власти Республики Алтай. В данном случае доверенным лицом может быть соответственно Председатель Совета депутатов, председатель постоянной комиссии Совета депутатов или руководитель рабочей группы, готовивший законопроект, а также депутаты Совета депутатов.
В Государственное Собрание Эл-Курултай представляется проект закона вместе с развернутой характеристикой целей, задач и основных положений законопроекта, их места в системе действующего законодательства Республики Алтай.
Статья 89
Осуществление контроля Советом депутатов за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления
Глава района представляет Совету депутатов ежегодный отчет о деятельности администрации не позднее 1 квартала года, следующего за отчетным.
Совет депутатов заслушивает ежегодные отчеты главы района, о результатах деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе района, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов;
По отчету принимается решение Совета депутатов, которое может содержать предложения и замечания, которые Глава района обязан учесть в планах на следующий год. Председатели постоянных комиссий ежегодно представляют Совету депутатов отчет о работе комиссии. По отчету принимается решение Совета депутатов, которое может содержать предложения и замечания.
Для осуществления этой функции своим решением Совет депутатов может образовывать депутатские комиссии или направить запрос должностному лицу местного самоуправления по интересующему вопросу, взятому на контроль.
Должностное лицо местного самоуправления обязано в срок не более 30 дней направить ответ в Совет депутатов или предоставить информацию комиссии.
Комиссия информирует Совет депутатов о результатах проверки.
Статья 90
Снятие с контроля решений районного Совета депутатов.
В каждом решении районного Совета депутатов, указывается постоянная комиссия районного Совета депутатов, на которую возлагается контроль выполнения этого решения.
Для снятия решения районного Совета депутатов с контроля соответствующая постоянная комиссия представляет в районный Совет депутатов свое заключение по этому вопросу. Заслушав информацию комиссии районный Совет депутатов вправе:
- стать решение с контроля;
- продлить срок выполнения решения;
- возложить функции контроля на иную комиссию;
- считать решение утратившим силу;
- отменить решение.
Решения по указанным вопросам принимаются процедурным голосованием.
Статья 91
Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей Шебалинского района Совет депутатов проводит публичные слушания.
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета депутатов или главы района.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета депутатов, назначаются Советом депутатов, а по инициативе главы района - главой района.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3. На публичные слушания должны выноситься:
1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития муниципального образования;
4) вопросы о преобразовании муниципального образования.
Организация проведения депутатских слушаний возлагается на соответствующую постоянную комиссию и аппарат районного Совета.
Лицам, включенным в список приглашенных на депутатские слушания, не позднее чем за две недели до слушаний рассылаются документы, которые будут обсуждаться, и официальные уведомления о дате и месте проведения депутатских слушаний. Депутатские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности.
Председательствующим на депутатских слушаниях может быть председатель или заместитель председателя районного Совета.
Председательствующий ведет депутатские слушания и следит за их регламентом. Ход депутатских слушаний и выступления участников протоколируются секретариатом, назначенным организаторами проведения слушаний.
Протокол подписывается председательствующим на депутатских слушаниях. По результатам депутатских слушаний могут быть приняты мотивированное заключение по обсуждаемому вопросу, рекомендации и иные документы слушаний. Они считаются принятым и если они одобрены большинством участников депутатских слушаний.
Глава 15.
Порядок рассмотрения предложений Главы района о структуре администрации и о согласовании на должность заместителей главы района МО "Шебалинский район"
Статья 92
Глава муниципального образования не позднее 30 дней после вступления в должность представляет на рассмотрение и утверждение сессии Совета структуру администрации, а также на получение согласия на кандидатуры, представляемых им для назначения на должность заместителей МО "Шебалинский район".Предложения Главы МО о назначении рассматриваются на сессии, но не позднее 30 дней внесения предложения.
Статья 93
Совет депутатов, рассмотрев предложение Главы района о структуре, утверждает ее или отклоняет. Депутаты вправе вносить предложения по структуре администрации. Эти вопросы должны быть рассмотрены в постоянных комиссиях.
Статья 94
Глава муниципального образования представляет Совету депутатов кандидатуры для получения согласия на назначение на должности заместителей главы администрации. Постоянные комиссии рассматривают представленные кандидатуры и выносят мотивированное заключение по обсуждаемой кандидатуре.
Статья 95
Решение о даче согласия на назначение заместителя Главы администрации принимает отдельно по каждой кандидатуре путем тайного голосования, если за это предложение проголосовало более половины от установленного числа депутатов.
Если какая-либо из предложенных Главой кандидатур не получила по итогам голосования поддержки депутатов, то Глава предлагает для повторного рассмотрения эту же кандидатуру или другую в течение 30 дней. В случаях, если повторно представленная кандидатура не получает согласия, то она не может предлагаться вновь.
Статья 96
Совет депутатов может поставить перед Главой района вопрос об освобождении должностных лиц, в случаях только его конкретных противоправных решений или действий (бездействий) подтвержденным в судебном порядке.
Глава 16.
Порядок оформления протоколов заседаний и решений совета депутатов
Статья 97
На заседании сессии Совета депутатов ведется протокол (по решению Совета депутатов протокол ведет консультант Совета депутатов) и запись заседания с применением технических средств.
В протоколе указываются:
- наименование представительного органа - Совет депутатов Шебалинского района, порядковый номер заседания, дата и место проведения заседания сессии;
- состав Совета депутатов, сведения о председательствующем на заседании сессии, числе присутствующих и отсутствующих на заседании сессии депутатов (с указанием причин отсутствия);
- список лиц, приглашенных на заседание сессии или на конкретный вопрос повестки дня;
- фамилии докладчиков, других выступающих, а также лиц, задававших вопросы или направивших вопросы председательствующему в письменном виде (при необходимости указываются должность, место работы и т.п. выступающего);
- информация об основных моментах обсуждения каждого вопроса, о вносимых поправках и дополнениях, о принятых Советом депутатов решениях и результатах голосования, с поименным перечислением депутатов, оставшихся при голосовании в меньшинстве, воздержавшихся или уклонившихся от голосования.
Статья 98
К протоколу заседания Совета депутатов прилагаются:
- решения и другие документы, принятые Советом депутатов;
- тексты принятых (утвержденных) Советом депутатов нормативно-правовых и иных актов, заявлений, обращений, других документов;
- тексты поправок, предложенных депутатами (председательствующим) к проектам рассмотренных Советом документов;
- переданные председательствующему тексты выступлений депутатов и приглашенных лиц, не получивших возможности выступить на заседании;
- тексты депутатских запросов и вопросов, поступивших к председательствующему, тексты ответов на них;
- бюллетени тайного голосования и соответствующие протоколы счетной комиссии.
Статья 99
По вопросам своей компетенции Совет депутатов принимает правовые акты в форме решений. Правовые акты Совета депутатов принимаются большинством голосов от числа депутатов. Протокол принятия решения подписывается Председателем Совета депутатов и направляется для ознакомления Главе района вместе с принятым решением.
Правовые акты Совета депутатов района вступают в силу с момента их подписания главой района, если иной порядок не установлен действующим законодательством. Нормативные правовые акты предусматривающие установление, изменение или отмену местных налогов и сборов вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статья 100
Протокол заседания Совета депутатов оформляется консультантом Совета депутатов в семидневный срок после окончания заседания. Протокол подписывается Председателем Совета депутатов и сотрудником, ведущим протокол заседания Совета депутатов.
Статья 101
По требованию депутата Совета депутатов района протоколы с приложениями предоставляются им для ознакомления.
Замечания по протоколу в письменном виде представляются депутатами в трехдневный срок с момента подписания.
Протоколы заседаний с приложенными к ним материалами (в том числе и записью заседаний Совета депутатов с применением технических средств) хранятся у консультанта Совета депутатов в администрации района в течение срока полномочий депутатов данного созыва, после чего передаются в архив на хранение в соответствии с правилами ведения делопроизводства.
Решение с внесенными изменениями и дополнениями, принятыми на заседании сессии Совета депутатов, передаются лицами, вносившими проект, в 2-х дневный срок консультанту Совета депутатов для дальнейшего оформления.
Статья 102
Консультант по Советам депутатов передает доработанные решения Председателю Совета депутатов для подписания. Срок подписания решений Председателем Совета депутатов составляет не более 3-х дней с момента окончания заседания.
Статья 103
Все решения Совета депутатов, принятые на открытых заседаниях (кроме решений, носящих процедурный характер и не затрагивающих интересы физических и юридических лиц), подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации, в течение 7-ми дней после их подписания. Муниципальные правовые акты затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Своевременную передачу официальных документов Совета депутатов в средства массовой информации осуществляет администрация Шебалинского района.
Статья 104
После соответствующего оформления протокола каждый депутат вправе получить один экземпляр протокола открытого заседания, выписки из него или любого приложенного к нему текста, если он ранее не получал этих материалов, а также получить один экземпляр копии решения Совета депутатов.
Решением Совета депутатов муниципального образования "Шебалинский район" Республики Алтай от 12 февраля 2015 г. N 13-3 статья 105 настоящего Регламента изложена в новой редакции
Статья 105
Решения Совета депутатов по утверждению Регламента Совета депутатов и о внесении в него изменений и дополнений подписываются Председателем Совета депутатов, вступают в силу после подписания Главой района с момента их принятия.
Глава 17.
Порядок внесения в регламент совета депутатов изменений и дополнений
Статья 106
Настоящий регламент может быть в любое время изменен и дополнен (принятие отдельных постатейных изменений, новая редакция, внесение дополнений).
Предложения о внесении в настоящий Регламент изменений и дополнений вправе вносить Председатель Совета депутатов, постоянные комиссии. Данные предложения направляются в письменном виде в постоянную комиссию по соблюдению законности, правопорядка и вопросам местного самоуправления.
Решения Совета депутатов о внесении в настоящий Регламент изменений и дополнений принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов.
Статья 107
Решения Совета депутатов по утверждению Регламента Совета депутатов и о внесении в него изменений и дополнений вступают в силу после подписания Главой района с момента их принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов муниципального образования "Шебалинский район" Республики Алтай от 18 ноября 2010 г. N 21-6-р "Об утверждении Регламента работы Совета депутатов района (аймака) МО "Шебалинский район"
Текст решения опубликован в газете "Сельская новь" от 23 ноября 2010 г. N 143-144
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Совета депутатов муниципального образования "Шебалинский район" Республики Алтай от 27 марта 2020 г. N 16-3-р
Изменения вступают в силу с 27 марта 2020 г.
Решение Совета депутатов муниципального образования "Шебалинский район" Республики Алтай от 25 марта 2015 г. N 14-8-р
Изменения вступают в силу с момента официального принятия названного решения
Решение Совета депутатов муниципального образования "Шебалинский район" Республики Алтай от 12 февраля 2015 г. N 13-3
Изменения решение вступают в силу с момента официального принятия названного решения