Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Мальцева Е.Г., рассмотрев жалобу заместителя главного государственного инспектора г.Сосногорска по пожарному надзору Булышева К.В. на вступившее в законную силу решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 27.01.2021 N21-38/2021, состоявшееся в отношении Аксенова Юрия Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г.Сосногорска по пожарному надзору Булышева К.В. от 25.08.2020 N, оставленным без изменения решением судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 15.10.2020 N12-86/2020, руководитель администрации городского поселения "Нижний Одес" Аксенов Ю.С. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 7 000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 27.01.2021 N21-38/2021 приведенные акты отменены, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Аксенова Ю.С. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 указанного Кодекса.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, заместитель главного государственного инспектора г.Сосногорска по пожарному надзору Булышев К.В. выражает несогласие с решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 27.01.2021 N21-38/2021, ставит вопрос о его отмене и возвращении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на отсутствие оснований для прекращения дела по указанному в решении основанию.
Аксенов Ю.С, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы на указанный выше судебный акт, в установленный срок возражений не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Основанием для возбуждения в отношении Аксенова Ю.С. дела об административном правонарушении по указанной статье послужили изложенные в постановлении и решении судьи городского суда выводы о том, что он, являясь руководителем администрации городского поселения "Нижний Одес", в нарушение требований части 4 статьи 4, части 4 статьи 6, подпункта 2 статьи 63, статьи 76 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 2.11 и 2.12 (таблица N5), пунктов 2.24, 9.28 и 9.30 СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", пункта 9.11 СП 8.13130.2009 "Источники наружного противопожарного водоснабжения", не принял меры по обеспечению достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения населенный пункт Конашъель, а также требуемым по нормам расхода воды на нужды пожаротушения с площадками для установки пожарной техники, в населенном пункте Конашъель имеется один пожарный водоем, время прибытия первого подразделения к месту вызова превышает 20 минут.
Отменяя постановление заместителя главного государственного инспектора г.Сосногорска по пожарному надзору от 25.08.2020 N и решение судьи Сосногорского городского суда Республики Коми от 15.10.2020 N12-86/2020 и прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья вышестоящей судебной инстанции пришел в выводу о том, что совершенное правонарушение выявлено административным органом в рамках внеплановой проверки исполнения ранее выданного администрации городского поселения "Нижний Одес" предписания N от 10.03.2020 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, за неисполнение которого предусмотрена административная ответственность по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Установление в рамках данной проверки нарушения требований пожарной безопасности, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 указанного Кодекса и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности свидетельствует о нарушении административным органом положений части 21 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в связи с выходом за пределы предмета проводимой проверки и существенном нарушении административным органом процедуры проведения проверки и привлечения должностного лица администрации к административной ответственности.
С указанным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в период с 16.07.2020 по 30.07.2020 отделом надзорной деятельности и профилактической работы города Сосногорска управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Коми на основании распоряжения N от 02.07.2020 проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации городского поселения "Нижний Одес" по адресу: Республика Коми, Сосногорский район, пгт. Нижний Одес, пст. Конашъель, с целью контроля исполнения ранее выданного предписания N от 10.03.2020.
В результате проверки составлен акт N от 30.07.2020, администрации городского поселения "Нижний Одес" выдано предписание N от 30.07.2020, а так же в отношении руководителя администрации городского поселения "Нижний Одес" Аксенова Ю.С. составлен протокол N от 25.08.2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, впоследствии вынесено постановление о привлечении по указанной статье.
В силу части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий, указанных в данной норме, принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно пункту 78 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 26.06.2012 N358, в случае выявления по результатам проверки невыполнения мероприятий, нарушений требований в области гражданской обороны, должностное лицо надзорного органа, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, профилактике их дальнейшего возникновения, а также принять меры по привлечению лиц, допустивших невыполнение установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, к административной ответственности.
Должностное лицо отдела надзорной деятельности и профилактической работы города Сосногорска управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Коми, обнаружив достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 названного Кодекса возбудило дело об административных правонарушениях.
Материалы дела свидетельствуют о том, что поводом для проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10, статьей 14 Закона N 294-ФЗ послужило истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, она осуществлялась на основании распоряжения уполномоченного должностного лица N от 02.07.2020.
Предметом проверки являлось только исполнение соответствующего предписания, что согласуется с требованиями части 21 статьи 10 Закона N 294-ФЗ. Данных, которые могли бы привести к иным выводам, не имеется, равно как и оснований для признания добытых по делу доказательств недопустимыми.
При таких обстоятельствах выводы судьи Верховного Суда Республики Коми о том, что при проведении проверки исполнения предписания должностное лицо вышло за пределы предмета проверки, по результатам которой возможно было составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются неправильными. Оснований для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, не имелось.
Приведенные выводы не противоречат правовой позиции, сформулированной в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2020 N 66-АД20-6.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела, что не позволяет признать обжалуемый судебный акт законным.
При таких обстоятельствах решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 27.01.2021 N21-38/2021, состоявшееся в отношении Аксенова Ю.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть признано законным и подлежит отмене.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения Аксенова Ю.С. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение судье Верховного Суда Республики Коми.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
жалобу заместителя главного государственного инспектора г.Сосногорска по пожарному надзору Булышева К.В. удовлетворить.
Решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 27.01.2021 N21-38/2021, состоявшееся в отношении Аксенова Юрия Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение судье Верховного Суда Республики Коми.
Судья Третьего кассационного суда Е.Г. Мальцева
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.