Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Рыжова В.М, Шабановой О.Н, с участием прокурора Вялковой Т.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации к Воеводской Т. И. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения, снятии с регистрационного учета, по кассационной жалобе Воеводской Т. И. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 07.12.2020, заслушав доклад судьи Шабановой О.Н, объяснения представителя Воеводской Т.И. - Зотовой И.Ю. по доверенности, поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Вялковой Т.А, полагавшей жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Воеводской Т.И. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения, снятии с регистрационного учета.
Решением Долгопрудненского городского суда Московской области от 29.07.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 07.12.2020 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Воеводской Т.И. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 07.12.2020, как постановленного при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции.
Судом установлено, что квартира N, дома N по улице "адрес" принадлежит Российской Федерации и находится на балансе Министерства Обороны Российской Федерации.
Указанная квартира была предоставлена Воеводскому И.А. и членам его семьи: супруге - Воеводской Т.И, дочери - Воеводской И.И, сыну - Воеводскому А.И, на основании договора найма служебного жилого помещения от 05.02.2010.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 31.01.2012 N полковник Воеводский И.А. был уволен с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. Стаж службы составил: в календарном исчислении - 33 года; в льготном - 38 лет.
В приказе также было отмечено, что жилым помещением в установленном порядке Воеводский И.А. не обеспечен, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.
Воеводский И.А, уволенный с военной службы, направлен на воинский учет в отдел военного комиссариата Московской области по городам Дмитров, Яхрома и Дмитровскому району.
Воеводская Т.И. зарегистрирована в спорном жилом помещении с 01.06.2010, иных лиц, зарегистрированных в данной квартире, не указано.
Ответчик с 2014 года и по настоящее время работает в войсковой части 52116 в должности техника разведывательно-информационного центра пункта управления.
17.05.2019 Воеводская Т.И. обращалась с заявлением на имя командира войсковой части N об обеспечении служебным жилым помещением. На данном заявлении имеется резолюция о том, что Воеводская Т.И. уже обеспечена служебной жилой площадью - спорной квартирой, в связи с чем оснований для предоставления ей иного служебного жилого помещения не имеется.
Согласно сведениям ЕГРН Воеводская Т.И. не имеет в собственности жилых помещений.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь положениями статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", суд первой инстанции исходил из того, что ответчик, как член семьи уволенного с военной службы военнослужащего Воеводского И.А, не обеспеченного жилым помещением, также имеет право на обеспечение жилым помещением в установленном порядке, спорное жилое помещение является для ответчика единственным местом жительства, сведений о предоставлении жилищных сертификатов и субсидий не имеется.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции указал, что спорная квартира была предоставлена военнослужащему во временное пользование в качестве служебного жилья на время исполнения им обязанностей воинской службы. Сведений об изменении правового режима квартиры в деле не имеется. Доказательств, свидетельствующих о том, что спорное жилое помещение исключено из числа служебных помещений, не представлено.
Руководствуясь положениями статей 100, 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о прекращении права пользования Воеводской Т.И. спорным жилым помещение и выселении ответчика из жилого помещения без предоставления другого, поскольку члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение на период трудовых отношений (службы), не приобретают самостоятельного права пользования этим жилым помещением, их права производны от прав лица, получивших служебное жилое помещение.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит, что с выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, является Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (преамбула).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) (пункт 4 этой же статьи).
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).
Право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абзац 12 пункта 1 статьи 15).
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15).
Исходя из положений пункта 13 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ).
Отменяя решение районного суда, суд апелляционной инстанции сослался на то, что члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение на период трудовых отношений (службы), не приобретают самостоятельного права пользования этим жилым помещением, их права производны от прав лица, получивших служебное жилое помещение.
Между тем при рассмотрении дела установлено, что на момент увольнения Воеводского И.А. продолжительность его военной службы в календарном исчислении составила 33 года; в льготном - 38 лет.
При увольнении Воеводский И.А. и члены его семьи проживали в спорном служебном жилом помещении.
Доказательства того, что в последующем Воеводский И.А. и члены его семьи, в том числе и супруга Воеводская Т.И, были обеспечены иным жилым помещением, в материалах дела отсутствуют.
Также в материалах дела отсутствуют доказательства того, что брак между супругами расторгнут.
В связи с чем, суду апелляционной инстанции следовало выяснить обстоятельства того, является ли ответчица членом семьи Воеводского И.А. (общий бюджет, общие предметы быта), при необходимости истребовать соответствующие доказательства.
Однако, эти обстоятельства не были проверены судом апелляционной инстанции и не получили правовой оценки.
Кроме того, по смыслу положений статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация является административным актом, место жительства гражданина не определяется местом его регистрации.
Следовательно, снятие с регистрационного учета не свидетельствует о добровольном отказе от права пользования жилым помещением.
Установив, что Воеводский И.А. не зарегистрирован в спорной квартире, суду апелляционной инстанции надлежало исследовать вопрос фактического проживания Воеводского И.А. в спорной квартире, имел ли место с его стороны факт отказа от права пользования жилым помещением и по причине чего.
Наряду с этим, суд апелляционной инстанции оставил без внимания обстоятельства того, что ответчица на момент рассмотрения дела работала в должности техника разведывательно-информационного центра пункта управления войсковой части 52116 (л.д. 44, 45).
Согласно Инструкции "Об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации работы по предоставлению служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях" лицам гражданского персонала, не обеспеченным жилыми помещениями по месту прохождения службы (работы), на период прохождения службы (работы) в органах военного управления, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации предоставляются служебные жилые помещения или жилые помещения в общежитиях (пункт 3).
Учитывая приведенные обстоятельства, так же то, что стороной истца не представлены доказательства обеспечения Воеводского И.А. жилым помещением, выводы суда апелляционной инстанции о выселении его супруги Воеводской Т.И. являются преждевременными.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июля 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Названные выше требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции выполнены не были.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 07.12.2020 подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.4-379.6, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 07.12.2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.