Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего - судьи Дегтярева А.Ф, судей Мухаметова Р.Ф. и Галимовой Н.Р, при секретаре Рязановой А.Э.
с участием: прокурора отдела Генеральной прокуратуры РФ Кузьминой О.В, адвоката Ласькова Н.П.
в открытом судебном заседании рассмотрела уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Горобченко А.В. на приговор мирового судьи судебного участка N 2 Лангепасского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 декабря 2020 года в отношении
БУРОВОЙ Марины Владимировны, родившейся "данные изъяты" судимой:
- 06 августа 2020 года мировым судьей судебного участка N 2 Шуйского судебного района Ивановской области по ч. 1 ст. 159 (18 преступлений), ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 (10 преступлений), ч. 2 ст. 69 УК РФ к ограничению свободы на срок 1 год 6 месяцев;
- 12 октября 2020 года тем же судом по ч. 1 ст. 159, ч. 5 ст. 69 УК РФ к ограничению свободы на срок 1 год 7 месяцев, осужденной по ч. 1 ст. 159 УК РФ к ограничению свободы на срок 10 месяцев. В соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ назначено окончательное наказание в виде ограничения свободы на срок 2 года.
На основании ст. 53 УК РФ при назначении наказания судом установлены ограничения и возложена обязанность, указанная в приговоре.
В срок наказания зачтено наказание, отбытое по приговору от 06 августа 2020 года.
В апелляционном порядке приговор не обжалован и вступил в законную силу 12 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Дегтярева А.Ф, выступления прокурора Кузьминой О.В. и адвоката Ласькова Н.П, полагавших необходимым приговор изменить, судебная коллегия
установила:
Бурова М.В. признана виновной в совершении мошенничества, то есть хищения имущества "данные изъяты" на сумму 2 800 рублей путем обмана.
Преступление совершено в период с 08 по 09 октября 2019 года, при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационном представлении заместитель прокурора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Горобченко А.В. указывает, что, назначая осужденной наказание по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ, суд не учел, что приговором мирового судьи судебного участка N 2 Шуйского судебного района Ивановской области от 12 октября 2020 года окончательное наказание Буровой М.В. назначено также по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения наказания, назначенного указанным приговором и приговором от 06 августа 2020 года. Просит приговор изменить, дополнив его вводную часть указанием на приговор от 12 октября 2020 года и исключив из него указание на принятие решения о назначении окончательного наказания по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ в отношении приговора от 06 августа 2020 года, назначить окончательное наказание по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием, назначенным приговором от 12 октября 2020 года.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона.
По данному делу такие нарушения закона допущены.
Так, до того, как был постановлен оспариваемый приговор, наказание по приговору от 06 августа 2020 года было учтено при назначении окончательного наказания в приговоре, которым Бурова М.В. была осуждена мировым судьей судебного участка N 2 Шуйского судебного района Ивановской области от 12 октября 2020 года.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 6 УК РФ никто не может дважды нести уголовную ответственность за одно и то же преступление, в связи с чем повторный учет наказания являлся незаконным.
Учитывая указанные обстоятельства, из оспариваемого приговора подлежит исключению указание о назначении Буровой М.В. наказания по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ.
Вопрос назначения окончательного наказания может быть разрешен в порядке п. 10 ст. 397 УПК РФ.
Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 297 УПК РФ приговор должен быть законным, обоснованным и справедливым. Таковым он признается, если постановлен в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и основан на правильном применении уголовного закона.
Обеспечивая действие принципа справедливости, ст. 6 УК РФ и положения ч. 3 ст. 60 УК РФ устанавливают, что при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 299 и п. 5 ст. 307 УПК РФ описательно-мотивировочная часть приговора должна содержать обоснование решения о наличии смягчающих или отягчающих наказание обстоятельств.
В описательно-мотивировочной части обжалуемого приговора суд указал, что при назначении вида и размера наказания учитывает характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание подсудимой, влияние назначенного наказания на ее исправление.
Таким образом, из описательно-мотивировочной части приговора усматривается, что при решении вопроса о мере наказания суд учел наличие у осужденной отягчающих наказание обстоятельств, однако при рассмотрении дела таких обстоятельств судом установлено не было.
Фактически наказание осужденной назначено без учета отягчающих обстоятельств, поэтому указание об их учете подлежит исключению из приговора.
При исключении указания на учет судом первой инстанции отягчающих наказание обстоятельств судебная коллегия не находит оснований для смягчения наказания, поскольку это не повлияло на вид и размер назначенного осужденной наказания.
Иных оснований для внесения изменений в приговор, судебная коллегия не находит.
На основе полного и всестороннего исследования доказательств, представленных как стороной обвинения, так и защиты, суд в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона дал оценку каждому из них с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а всем в совокупности - достаточности для разрешения уголовного дела и пришел к обоснованному выводу о виновности Буровой М.В. в совершении преступления, за которое она осуждена.
Требования ст. ст. 87, 88, п. 2 ст. 307 УПК РФ при вынесении приговора соблюдены. Мотивировка судом своих выводов является убедительной.
Виновность Буровой М.В. в совершении вышеуказанного преступления сторонами не оспаривается, достоверно установлена судом и подтверждается: показаниями осужденной, потерпевшей "данные изъяты" свидетеля "данные изъяты" а также письменными материалами дела, приведенными в приговоре.
Каких-либо оснований не доверять показаниям допрошенных лиц у суда не имелось, поскольку они были получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, согласуются между собой, а также с другими доказательствами по уголовному делу.
Квалификация действий Буровой М.В. по ч. 1 ст. 159 УК РФ является верной и обоснованной. Законных оснований для иной юридической оценки действий осужденной не имеется.
Выводы суда в этой части надлежащим образом мотивированы.
Наказание Буровой М.В. назначено в соответствии со ст. ст. 6, 43, 60 УК РФ с учетом характера и степени общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения, личности виновной, влияния назначенного наказания на ее исправление и условия жизни ее семьи, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих обстоятельств, является справедливым и соразмерным содеянному.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 401.13 - 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор мирового судьи судебного участка N 2 Лангепасского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 декабря 2020 года в отношении БУРОВОЙ Марины Владимировны изменить:
- дополнить вводную часть указанием на осуждение Буровой М.В. приговором мирового судьи судебного участка N 2 Шуйского судебного района Ивановской области от 12 октября 2020 года по ч. 1 ст. 159 УК РФ, путем применения положений ч. 5 ст. 69 УК РФ к наказанию в виде ограничения свободы на срок 1 год 7 месяцев;
- исключить указание об учете при назначении наказания отягчающих обстоятельств;
- исключить указание о назначении Буровой М.В. окончательного наказания по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ;
- считать Бурову М.В. осужденной за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159 УК РФ к ограничению свободы на срок 10 месяцев.
В остальной части этот же приговор оставить без изменения, а кассационное представление без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.