Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика сферы реализации муниципальной программы
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 131-ФЗ), муниципальная собственность определена как экономическая основа местного самоуправления. Управление муниципальной собственностью предполагает решение вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных от субъекта Российской Федерации, путем наиболее целесообразного использования собственного имущества муниципальным образованием. Эффективное использование муниципального имущества включает в себя обеспечение его сохранности, развития, функционирования и использования всех объектов муниципальной собственности в интересах муниципального образования, в том числе извлечение дохода, в целях наиболее полного покрытия расходных обязательств и планов развития муниципального образования.
Управление муниципальной собственностью основывается на принципах строгого соответствия состава муниципального имущества, полномочий органов местного самоуправления и обеспечения эффективности использования имущества при оптимальном уровне расходов на управление.
В этой связи следует отметить ряд проблем, решение которых позволит более эффективно управлять муниципальным имуществом муниципального образования "Город Горно-Алтайск", иметь объективную информацию об объектах муниципальной собственности.
1. Недостаточный уровень обеспечения объектов муниципальной собственности актуальной технической документацией и правоустанавливающими документами.
В муниципальной собственности муниципального образования "Город Горно-Алтайск" по состоянию на 01.10.2013 года на учёте состоит 705 объектов недвижимого имущества. Потребность в финансовых средствах для оформления действующих технических и кадастровых паспортов составляет 900, 00 тыс. рублей.
Количество выявленных бесхозяйных объектов 163. Для постановки на учет бесхозяйного имущества в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, и последующего признания права муниципальной собственности на указанные объекты, необходимо проведение их первичной технической инвентаризации и изготовление технических и кадастровых паспортов. Потребность в финансовых средствах для оформления которых составляет 900, 00 тыс. рублей.
2. Наличие в муниципальной собственности имущества, не предназначенного для решения вопросов местного значения, либо невостребованного органами местного самоуправления.
В целях соблюдения требований федерального законодательства о составе муниципального имущества важной задачей является оптимизация состава муниципального имущества муниципального образования "Город Горно-Алтайск", которая достигается путем осуществления следующих мероприятий:
1) Приватизации муниципального имущества в количестве и в соответствии, установленным Прогнозным планом (программой) приватизации муниципального имущества на соответствующий год
2) Организации работ, необходимых для перераспределения муниципального имущества в связи с разграничением полномочий между различными уровнями власти.
Приватизация муниципального имущества является наиболее эффективным способом регулирования структуры экономики путем перераспределения муниципального имущества в частную собственность, продажи имущества, незадействованного в обеспечении деятельности органов местного самоуправления, а также неиспользуемого или неэффективно используемого имущества. Эффективность этого способа оптимизации публичного имущества связана с возмездным характером его отчуждения, что способствует решению задачи повышения доходной части бюджета. Прогнозный план (программа) приватизации ежегодно утверждаются Горно-Алтайским городским Советом депутатов.
В 2012 году приватизировано 1 муниципальное унитарное предприятие (МУП "Горно-Алтайское ЖКХ) путем преобразования в ОАО.
По состоянию на 01.01.2014 года в реестре муниципального образования "Город Горно-Алтайск" числятся 10 муниципальных унитарных предприятий, 2 из которых находятся в процедуре банкротства.
Оценку эффективности муниципальных унитарных предприятий ежегодно проводит специально созданная комиссия. В соответствии с утвержденным Порядком предусмотрена обязательность перечисления в муниципальный бюджет муниципальными унитарными предприятиями муниципального части прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Эффективное использование муниципального имущества, прежде всего, заключается в обеспечении осуществления функций органов местного самоуправления, а также его вовлечении в хозяйственный оборот.
Кроме того, следует отметить, что высокой перспективой для развития города является сфера управления земельными ресурсами на территории муниципального образования "Город Горно-Алтайск".
Земельные участки, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, являются муниципальным имуществом. В этой связи следует отметить ряд проблем, решение которых позволит более эффективно использовать земли, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, расположенные на территории муниципального образования "Город Горно-Алтайск", иметь объективную информацию об объектах муниципальной собственности.
Следует отметить, что решение задач указанной муниципальной программы ориентировано на продолжительный период времени. Это связано с тем, что решение некоторых земельных вопросов требует длительного согласования, нормативно-правового обоснования, определенных затрат, что в условиях ограниченных возможностей муниципального бюджета города Горно-Алтайска за короткий промежуток времени решить невозможно. Указанная программа позволит более эффективно осуществлять ряд направлений деятельности в области земельных отношений МУ "Управление по имуществу и земельным отношениям", путем выполнения ряда мероприятий, направленных на решение поставленных задач.
Указанная сфера регулируется Земельным и Гражданским кодексами Российской Федерации, Жилищным и Градостроительным кодексами Российской Федерации, Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", иными нормативными актами.
На территории Горно-Алтайского городского округа из 9,5 тыс. гектар земли около 4,4 гектар земли относится к территории городских лесов, что составляет более 46% общей площади города. Существует острая потребность в финансовых средствах для формирования земельных участков, которые планируется получить путем перевода указанных земель. Указанное мероприятие сопровождается постановкой указанных земель на государственный кадастровый учет, проведение процедуры межевания, предоставления льготным категориям граждан и продажи части участков на торгах с целью пополнения бюджета муниципального образования "Город Горно-Алтайск". Так как процедура выделения земель из территории городских лесов достаточно нова и законодательство в этой области имеет существенные недостатки, мероприятия планируются закончить до 2019 г.
Кроме того, существует проблема отсутствия на территории муниципального образования "Город Горно-Алтайск" оформленных земельных участков под дороги муниципального значения.
В настоящее время на территории муниципального образования "Город Горно-Алтайск" оформлены и поставлены на государственный кадастровый учет только два земельных участка под дороги муниципального значения. Остальные дороги на территории города фактически имеются, хотя формально отсутствуют правоустанавливающие документы на указанные земельные участки, что, в свою очередь, препятствует участию в федеральных программах по реконструкции указанных дорог и финансированию из дорожного фонда. Указанная проблема обусловлена отсутствием финансирования на мероприятия, направленные на формирование и оформление указанных земельных участков, в частности, проведение межевания и определение границ земельных участков под дороги.
Важно отметить, что после проведения указанных мероприятий муниципальное образование "Город Горно-Алтайск" получит возможность на прямое финансирование реконструкции и обслуживания дорог муниципального значения из федерального бюджета, что позволит помочь решить проблемы с городскими дорогами.
Важно заметить, что у МО "Город Горно-Алтайск" имеются муниципальные нужды для изъятия земельных участков.
Земля является ограниченным ресурсом. В условиях высокой рождаемости, быстрого роста города, урбанизацией, у муниципального образования "Город Горно-Алтайск" имеется острая нехватка земель под строительство дорог, инженерных сетей, газопроводов и т.д. Именно поэтому законодатель предусмотрел процедуру изъятия для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа. Указанная процедура регулируется ст.ст. 11, 49 Земельного кодекса РФ, в которых имеется оговорка, что изъятие допускается только при наличии муниципальных нужд и невозможности размещения объекта строительства в ином месте. Указанная процедура является довольно распространенным явлением, имеющим место на территории всего государства.
Финансирование указанных мероприятий позволит удовлетворить муниципальные нужды и обеспечить город необходимой инфраструктурой. Однако в настоящее время трудно составить конкретный или примерный план по изъятию, так как указанные действия регулируются Гражданским и Земельным кодексами, а реализация мероприятий по изъятию земель осуществляется при возникновении муниципальных нужд в зависимости от срочности реализации каких-либо программ.
Территория города ежегодно развивается. Кроме того, имеется огромная потребность населения города в земельных участках для индивидуального жилищного строительства. Указанную потребность невозможно удовлетворить без освоения новых земель, что требует наличия мероприятий, направленных на формирование всего комплекса новых и существующих микрорайонов, где в том числе льготные категории граждан могут получить бесплатно земельный участок для строительства. Формирование новых территорий требует составления и утверждения в установленном законом порядке проекта межевания, который включает в себя план расположения участков, мест общего пользования, инженерной инфраструктуры, социально-экономических объектов и т.д. При этом сам земельный участок необходимо оценить, поставить на государственный кадастровый учет и оформить в отношении него право муниципальной собственности.
Кроме того, на указанных территориях, которые предоставляются для жилищного строительства, часть земельных участков выставляются Администрацией города Горно-Алтайска на аукцион по продаже права собственности на земельные участки с целью пополнения бюджета города. Указанной процедуре предшествуют мероприятия по формированию, поставке на государственный кадастровый учет, оценке земельных участков, что требует определенных финансовых затрат. Продажа части земельных участков в указанных микрорайонах позволит компенсировать часть затрат на реализацию муниципальной целевой программы и позволит финансово обеспечить реализацию мероприятий для достижения поставленной цели и задач.
Кроме того, указанные мероприятия позволят расширить территорию застройки города, удовлетворить потребности населения города в жилищном строительстве, что благотворно повлияет на социально-экономическую ситуацию в городе и удовлетворит часть потребностей граждан в жилье, обеспечит реализацию некоторых государственных программ.
Следует заметить, что на территории муниципального образования "Город Горно-Алтайск" имеется и постоянно возникает бесхозяйное имущество, что предполагает осуществления мер для его выявления, учета для дальнейшей реализации, руководствуясь принципом рационального использования земель.
Одной из функций МУ "Управление по имуществу и земельным отношения города Горно-Алтайска" является выявление и учет бесхозяйного имущества, в том числе земельных участков, право на которое утрачивается вследствие положений Гражданского кодекса РФ либо путем отказа от земли, либо вследствие гибели правообладателя и отсутствия правопреемника в течении определенного установленного законом срока.
Ежегодно планируется выявление, оценка, постановка на государственный кадастровый учет, регистрацию права собственности на земельный участок за муниципальным образованием "Город Горно-Алтайск", выполнению нотариальных действий.
Указанные мероприятия позволят наиболее рационально использовать земельные участки на территории города.
Одной из важной составляющей для пополнения бюджета МО "Город Горно-Алтайск" является ведении судебных дел по взысканию задолженности по арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Ежегодно в суды направляется около 40 исков. Важной задачей для города является уменьшение кредиторской задолженности путем получения проблемной задолженности путем ведения судебной деятельности по взысканию задолженности по арендной плате.
Следует заметить, что в отношении сферы обеспечения функционирования деятельности МУ "Управление по имуществу и земельным отношениям города Горно-Алтайска" разработана аналитическая ведомственная программа в целях обеспечения полноты и достоверности информации о составе муниципального имущества муниципального образования "Город Горно-Алтайск" и эффективного управления и распоряжения муниципальным имуществом, направленного на решение вопросов местного значения.
Для выполнения вышеуказанных задач необходимо создание правовых, административных и материально-технических условий. Решение задачи по повышению квалификации работников Управления необходимо на протяжении реализации всей программы, и связано с решением всех перечисленных задач, так как выполнение муниципальных функций, возложенных на работников Управления, требует специальных знаний и владения нормативной правовой базой, навыков работы с компьютерной техникой и использованием инновационных технологий.
В рамках развития систем видеонаблюдения за ситуацией в общественных местах в г. Горно-Алтайске сформирована ведомственная целевая программа.
На сегодняшний день на территории города Горно-Алтайска существует проблема обеспечения безопасности граждан путем применения современных систем видеонаблюдения. В связи с этим существует необходимость совершенствования аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", его технического обслуживания, устранения поломок и неисправностей.
Работа комплекса направлена на усиление защиты жизни, здоровья и достоинства граждан; повышение эффективности раскрытия и расследования преступлений; борьбу с терроризмом, противодействие организованной преступности и коррупции; защиту частной и государственной собственности; общественной безопасности на улицах, в иных общественных местах; предупреждение правонарушений; развитие и укрепление межрегионального и межотраслевого сотрудничества в борьбе с преступностью, совершенствование профилактической деятельности.
В настоящее время на территории России сохраняется реальная возможность совершения террористических актов.
Многие объекты городской инфраструктуры, в том числе и социальной сферы, могут быть объектами диверсий и террористических актов. Указанные действия могут привести к многочисленным жертвам и массовым беспорядкам протестной направленности. Данное обстоятельство может привести к росту социальной напряженности, что неблагоприятно повлияет на самочувствии граждан.
Важную роль в прогнозировании опасных ситуаций и своевременности реагирования на них, обеспечении общественного порядка и общественной безопасности играют современные средства оповещения о пожарной опасности, средства контроля доступа на объекты, средства видеонаблюдения.
Для противодействия росту преступности, обеспечения сохранности жизни и здоровья граждан, профилактики проявлений экстремизма и терроризма необходимо существенное повышение технической оснащенности муниципальных учреждений и муниципальных объектов современными техническими средствами обеспечения охраны общественного порядка и безопасности граждан.
Внедрение элементов аппаратно-программного комплекса (далее - АПК "Безопасный город") на территории города Горно-Алтайска будет способствовать предотвращению правонарушений, своевременному задержанию нарушителей общественного порядка, обеспечит возможность использования хранящихся архивированных данных видеонаблюдения для расследования преступлений в кратчайшие сроки.
В настоящее время в рамках внедрения АПК "Безопасный город" на территории города Горно-Алтайска установлено 38 камер видеонаблюдения, изображение с которых в режиме реального времени поступает в дежурную часть Отдела МВД России по г. Горно-Алтайску. Кроме того требуется поддерживать весь комплекс в работоспособном состоянии (в том числе осуществлять замену технически неисправного оборудования).
В целях повышения эффективности работы комплекса необходимо производить его модернизацию, путем увеличения количества видеокамер и их установки в различных местах города, что так же требует привлечения специализированных организаций.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся:
- участие в профилактике терроризма и экстремизма;
- организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией.
Одним из решающих условий достижения успеха по охране общественного порядка на территории города Горно-Алтайска является соответствующее целевое финансирование данных мероприятий. Для эффективного использования средств бюджета города Горно-Алтайска при решении вопросов оснащения муниципальных учреждений и объектов, улиц города элементами АПК "Безопасный город" целесообразно применение программно-целевого метода.
Ежегодно на территории города Горно-Алтайска МВД РА с апреля по октябрь проводит оперативно-профилактическая операцию "Оружие" в целях предупреждения террористических угроз и предупреждения незаконного оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В рамках данной операции жители города Горно-Алтайска ежегодно сдают незаконно хранящееся оружие с целью получить вознаграждение. В целях профилактики и пресечения незаконного оборота оружия и иных предметов повышенной общественной опасности Администрации города Горно-Алтайска необходимо принять Порядок выплаты за вознаграждения за добровольную сдачу незаконно хранящегося огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Аналогичные порядки уже приняты во многих муниципальных образованиях Сибирского федерального округа. Принятие данного порядка позволит вывести из незаконного оборота оружия и иных предметов повышенной общественной опасности, что отразится на снижении уровня преступности.
Выполнение мероприятий по реализации Программы будет способствовать обеспечению правопорядка и общественной безопасности, снижению уровня преступности и профилактике проявлений экстремизма и терроризма на территории.
Таким образом, рассматривая структуру данной муниципальной программы, можно выделить следующие основные направления сферы ее реализации:
- Управление муниципальным имуществом МО "Город Горно-Алтайск";
- Управление земельными ресурсами МО "Город Горно-Алтайск";
- Обеспечение функционирования деятельности МУ "Управление по имуществу и земельным отношениям города Горно-Алтайска";
- Развитие систем видеонаблюдения за ситуацией в общественных местах в г. Горно-Алтайске и проведение оперативно-профилактических мероприятий в сфере борьбы с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.