Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гречкань Н.И, судей Зориной С.А, Чернецовой С.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-372/2021 по иску прокурора г. Салехарда в интересах Строгановой Алены Владимировны, Акуловой Валентины Петровны к Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа, администрации муниципального образования город Салехард, о возложении обязанности по направлению документов и включению аварийного дома в адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, по кассационным жалобам Строгановой Алены Владимировны, Акуловой Валентины Петровны, апелляционному представлению прокурора г. Салехарда на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 апреля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чернецовой С.М, объяснения Строгановой А.В, Акуловой В.П, поддержавших доводы кассационных жалоб, заключение прокурора Кустикова А.Г, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор г. Салехарда обратился с иском в интересах Строгановой А.В, Акуловой В.П. к администрации МО г. Салехард о возложении обязанности направить в Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа документы для включения многоквартирного дома в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2024 годы, и к Правительству ЯНАО о возложении обязанности с момента поступления из администрации МО г. Салехард документов для включения многоквартирного дома в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, совершить предусмотренные Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" действия по включению обозначенного жилого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденную постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 N 346-П.
В обосновании иска указано на то, что в соответствии с заключением межведомственной комиссии от 15 сентября 2016 N 683 выявлены основания для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: "данные изъяты", аварийным и подлежащим сносу. Указанное заключение межведомственной комиссии направлено 16 сентября 2016 в администрацию МО г. Салехард. В соответствии действующим законодательством, крайним сроком принятия решения органом местного самоуправления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу являлось 17 октября 2016. В нарушение законного срока, распоряжение администрацией МО г. Салехарда о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу издано лишь 02 марта 2017 года. По указанной причине данный многоквартирный дом не включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, что повлекло нарушение права жильцов обозначенного многоквартирного дома на получение другого жилого помещения взамен сносимого.
Решением Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 февраля 2021 года, иск прокурора г. Салехарда удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 апреля 2021 года решение суда первой инстанции отменено, вынесено новое решение об отказе в иске.
В кассационной жалобе Строганова А.В, Акулова В.П. просят отменить апелляционное определение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В кассационном представлении прокурор г. Салехарда также просит об отмене апелляционного определения, указав на то, что судом апелляционной инстанции не дана оценка неисполнения органом местного самоуправления требований закона о своевременном признании дома аварийным, что повлекло нарушение прав истцов.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что основания для отмены обжалуемого судебного постановления отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
При рассмотрении дела было установлено, что заключением N 683 от 15 сентября 2016 года межведомственной комиссии, назначенной распоряжением администрации муниципального образования город Салехард N1245-р от 12 июля 2016 года "О создании межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилого фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального и частного жилого фонда города Салехарда", принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: "данные изъяты", аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Администрации муниципального образования г. Салехарда N156-р от 02 марта 2017 года жилой дом, расположенный по адресу: "данные изъяты" признан аварийным и подлежащим сносу. Расселение граждан, проживающих в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу, должно быть осуществлено в срок до 31 декабря 2020 года.
В п. 3 Распоряжения указано о том, что Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений Администрации города Салехарда и управлению жилищной политики Администрации города Салехарда в случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос многоквартирного дома: изъять для муниципальных нужд земельный участок, на котором расположен указанный многоквартирный жилой дом и расположенные на нем объекты недвижимости; в установленном законом порядке осуществить выкуп у собственников принадлежащих им жилые помещения.
В п. 4 Распоряжения указано, что Департаменту финансов Администрации города Салехарда в случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок, не осуществили снос многоквартирного дома: предусмотреть выделение денежных средств на выкуп жилых помещений, а также доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме: здание, земельный участок под многоквартирным домом, за вычетом расходов на снос дома; финансовое обеспечение расходов по сносу вышеуказанного дома произвести за счет средств муниципальной программы "Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территории города и охрана окружающей среды" на 2017-2020 годы", подпрограммы "Благоустройство и озеленение территории города Салехарда", по разделу бюджетной классификации 0500 "жилищно-коммунальное хозяйство", подразделу 0503 "Благоустройство".
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией МО г.Салехард нарушены сроки издания распоряжения о признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: "данные изъяты", в результате чего указанный многоквартирный жилой дом не был включен в региональную адресную программу, что в свою очередь повлекло нарушение прав граждан, проживающих в указанном доме на предоставление иного жилого помещения, взамен сносимого.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая решение об отказе в иске, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, Методическими рекомендациями по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, утвержденными Приказом Минстроя России от 31 января 2019 года N 65/пр, и исходил из того, что решение вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
В соответствии с пунктом 47 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, дата признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определяется датой принятия соответствующего решения органом государственной власти или органом местного самоуправления, после которого наступают правовые последствия, предусмотренные ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Заключение межведомственной комиссии N 683, в соответствии с которым комиссия приняла решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома N "данные изъяты" аварийным и подлежащим сносу, принято 15 сентября 2016 года. При этом материалы дела не содержат сведений о том, когда указанное заключение поступило в администрацию МО г. Салехарда. Заключение межведомственной комиссии от 15 сентября 2016 года поступило в администрацию не ранее февраля 2017 года, в связи с чем, в установленные законом сроки администрацией принято распоряжение о признании многоквартирного дома "данные изъяты", аварийным и подлежащим сносу.
При решении вопроса о включении многоквартирного дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, имеет значение дата признания дома аварийным. В программе не могут быть указаны какие-либо иные даты, кроме даты решения органа местного самоуправления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Соответственно, жилой дом N "данные изъяты", не может быть включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019 - 2024 годах, поскольку обязательным условием для включения многоквартирного жилого дома в указанную адресную программу, является признание дома аварийным до 1 января 2017 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судом апелляционной инстанции по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Доводы кассационных жалоб и представления прокурора г. Салехарда о том, что администрацией МО г. Салехарда были нарушены сроки признания дома аварийным, заключение межведомственной комиссии поступило в администрацию г. Салехарда своевременно, не могут являться основанием к отмене оспариваемого судебного акта, поскольку выводов суда не опровергают.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 N 23 (ред. от 23 июня 2015) "О судебном решении", исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановилсуд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (ст. 138 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (ч. 5 ст. 198, ст.ст. 204 - 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд кассационной инстанции считает, что избранный прокурором г. Салехарда способ защиты не приведет к восстановлению прав истцов, поскольку в случае удовлетворения исковых требований судебный акт не будет соответствовать принципу исполнимости.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, по результатам работы комиссия принимает решение в форме заключения о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции либо об отсутствии таких оснований.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз. 7 п. 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).
В соответствии с п. 4.1.3 (редакция от 18 февраля 2020) Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, утвержденных Приказом Минстроя России от 31 января 2019 года N 65/пр, в состав приложений к программе переселения рекомендуется включать перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01 января 2017 года. При заполнении данного перечню субъекту Российской Федерации рекомендуется указывать следующую информацию: дату признания многоквартирного дома аварийным, которая указывается в соответствии с Положением по дате решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (абз. 7 п. 7 Положения), а в случае признания многоквартирного дома аварийным до 04 апреля 2015 года - по дате решения принятого межведомственной комиссией (п. 47 Положения в редакции от 02 августа 2007 года N 494).
В соответствии с п. 47 вышеуказанного Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, дата признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определяется датой принятия соответствующего решения органом государственной власти или органом местного самоуправления, после которого наступают правовые последствия, предусмотренные ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В программе переселения не могут быть указаны какие-либо иные даты, кроме даты решения органа местного самоуправления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции либо даты решения, принятого межведомственной комиссией (до 04 апреля 2015 года).
Вместе с тем, каких-либо требований о возложении обязанности на администрацию МО г. Салехарда внести изменения в Распоряжение N 156-р от 02 марта 2017 года в части даты признания жилого дома N 31 по ул. Северной в г. Салехарде непригодным для проживания, прокурором заявлено не было.
Кроме того, на основании ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из преамбулы Региональной программы усматривается, что она принята в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ).
Федеральный закон N 185-ФЗ определяет в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 Федерального закона N 185-ФЗ установлено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пп. 9.8, 9.10 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии: наличия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных правовых актов, предусматривающих реализацию на территориях муниципальных образований, претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, мероприятий, направленных на информирование населения о принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления мерах в сфере жилищно-коммунального хозяйства и по вопросам развития общественного контроля в этой сфере, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда с 1 января 2013 года; наличия обязательства субъекта Российской Федерации обеспечить переселение граждан из всего аварийного жилищного фонда, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, до 1 сентября 2025 года - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с 1 января 2019 года до 1 июля 2025 года; наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со ст. 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части; объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы; обоснование потребности в предусмотренных п. 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств; планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, - часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в
текущем году (п. 2).
Минимальный размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 2.1).
Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи (п. 2.2).
Совокупность приведенных норм в их системном единстве предполагает, что, реализуя мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, органы государственной власти субъекта самостоятельно, в рамках предоставленных им дискреционных полномочий, утверждают региональную адресную программу, частью которой является перечень многоквартирных домов. Как следствие, никакие иные органы, включая органы местного самоуправления и суд, не вправе подменять в своей деятельности решения исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Региональная адресная программа утверждается на определенный срок, содержит определенный перечень аварийного жилья, подлежащего расселению, в последующем, не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных к содержанию адресной программы и минимальному размеру этапа региональной адресной программы.
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 апреля 2019 года N 346-П утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2024 годы.
У суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для возложения на Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа обязанности вносить изменения в не оспоренный в установленном законом порядке нормативный правовой акт.
Предметом рассмотрения Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа какие-либо обращения истцов и прокурора г. Салехарда не являлись, в спорных правоотношениях истцами оно не состояло. Оснований полагать, что Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа нарушило права истцов, не имелось, в связи с чем, у него нет оснований каким-либо образом эти права восстанавливать.
По вышеизложенным основаниям дата получения органом местного самоуправления заключения межведомственной комиссии о признании непригодным для проживания жилого дома N "данные изъяты", в данном споре юридического значения не имеет.
Принятое по делу определение апелляционной инстанции вынесено на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Строгановой Алены Владимировны, Акуловой Валентины Петровны, а также кассационное представление прокурора г. Салехарда - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.