Дело N 2а-2455/2020
г. Краснодар 06.07.2021
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе: председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Иванова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную ДД.ММ.ГГГГ кассационную жалобу комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений граждан о выдаче удостоверений ветерана боевых действий на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по апелляционной жалобе ФИО10 на решение Анапского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу по административному иску ФИО10 к комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений граждан о выдаче удостоверений ветерана боевых действий об оспаривании решения уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, пояснения ФИО10, просившего об оставлении апелляционного определения без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
ФИО10 обратился в Анапский городской суд "адрес" с административным исковым заявлением к Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений граждан о выдаче удостоверений ветерана боевых действий (далее комиссия ЮВО) о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Требования административного истца мотивированны тем, что в апреле 2020 ФИО10 обратился в военкомат по месту жительства с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий взамен ранее выданного управлением кадров Уральского военного округа ДД.ММ.ГГГГ свидетельства, в чем решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным выпиской из протокола N, ему было отказано.
ФИО10 не согласен с таким решением уполномоченного органа, указывая на то, что в период с ноября 1975 по январь 1976 на основании ФИО1 командира войсковой части 44708 N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ он принимал участие в боевых действиях в Анголе в качестве специалиста по боевому применению РПГ-7.
Ссылаясь на изложенное, ФИО7 просил об удовлетворении административного иска.
Решением Анапского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение городского суда отменено. По делу вынесено новое решение, которым отказ комиссии ЮВО в выдаче ФИО7 удостоверения "Ветеран боевых действий" признан незаконным.
На административного ответчика судом возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав ФИО7 путем выдачи удостоверения "Ветеран боевых действий".
В кассационной жалобе представитель комиссии ЮВО просит об отмене апелляционного определения, как постановленного с существенным нарушением норм материального права, при несоответствии выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам административного дела.
Кассационный суд, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражений, не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 проходил службу в рядах Вооруженных Сил ФИО2 и России.
Из имеющихся в материалах дела послужного списка, а также ответа временно исполняющего обязанности Начальника I отдела 3 управления С. Федорова следует, что административный истец на основании ФИО1 командира войсковой части 44708 N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в боевых действиях на территории Анголы.
Поскольку административный истец являлся участником боевых действий ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано свидетельство о праве на льготы серии А N. Указанное свидетельство в установленном законом порядке недействительным не признавалось.
Решением комиссии ЮВО от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным выпиской из протокола N, ФИО8 отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из наличия у административного ответчика полномочий для отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий ввиду отсутствия копий ФИО1 уполномоченного должностного лица о привлечении ФИО10 к непосредственному участию в боевых действиях. Суд посчитал указанные ФИО1 единственным допустимым доказательством участия заявителя в боевых действиях, в связи с чем отказал в административном иске.
Отменяя решения городского суда, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
Как установлено судом апелляционной инстанции ФИО10 с 1974 по 1994 год проходил военную службу в Вооруженных Силах ФИО2, в том числе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Анголы в составе войсковой части 44708 в качестве специалиста по боевому применению РПГ-7 в воинском звании старшего лейтенанта.
Основанием явились ФИО1 командира восковой части 44708 N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленного административным истцом Послужного списка следует, что в графе 13 "Участие в войнах и других боевых действиях по защите ФИО2" отмечено участие в боевых действиях в период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также право на льготы, установленные постановлением ЦК КПСС и ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 РФ N от 18.02.1997 ФИО10 признан ветераном военной службы.
Согласно ФИО1 РФ N от ДД.ММ.ГГГГ и заключению начальника I отдела Управления боевой подготовки УрВО полковника С. Красникова от ДД.ММ.ГГГГ период пребывания в командировке в Анголе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитан ФИО10 на льготных условиях при исчислении выслуги лет на пенсию месяц службы - за два месяца.
В апреле 2020 ФИО10 обратился в военкомат по месту жительства по вопросу получения удостоверения ветерана боевых действий взамен выданного ДД.ММ.ГГГГ свидетельства серии А N, согласно которому предъявитель настоящего свидетельства за успешное выполнение заданий Правительства ФИО2 имеет право на льготы, установленные Постановлением ЦК КПСС и ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения указанного заявления председателем комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий утверждено заключение об отказе в выдаче ФИО10 удостоверения ветерана боевых действий в связи с отсутствием документов, подтверждающих непосредственное участие ФИО10 в боевых действиях в Анголе, либо подтверждающих ранение, контузии или увечья, а равно и реализованного наградного материала.
Отменяя решение городского суда и удовлетворяя административный иск, судебная коллегия исходила из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), согласно которому к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства ФИО1 ФИО2 и работники Министерства ФИО1 Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти ФИО2, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" определено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющегося приложением к Федеральному закону "О ветеранах", указано выполнение Боевых действий в Анголе: с ноября 1975 по ноябрь 1992.
В силу статьи 28 поименованного закона реализация мер социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством ФИО2 до 01.011992 или Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ "Об удостоверении ветерана боевых действий" утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий", пунктом 10 которой установлено, что удостоверение ветерана боевых действий может выдаваться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящей инструкции, в случае, если пришло в негодность или утрачено свидетельство (удостоверение) о праве на льготы, образец которого утвержден до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 8 Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ N, если удостоверение пришло в негодность или утрачено, по заявлению ветерана и на основании соответствующих подтверждающих документов выдается его дубликат. Основанием для выдачи дубликата являются документы, бывшие основанием для первоначальной выдачи удостоверения ветерана боевых действий либо подтверждающие факт его выдачи.
ФИО1 Российской Федерации от 29.09.2017 N утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве ФИО1 Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Порядка вместе с заявлением (рапортом) предоставляются копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из ФИО1 об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других ФИО1, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", за исключением лиц, указанных в абзацах с третьего по шестой настоящего пункта, - документы, подтверждающие участие в боевых действиях, или документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
В данном случае судом апелляционной инстанции обоснованно учтено, что административным истцом совместно с заявлением и иными подтверждающими документами было представлено ранее выданное свидетельство о праве на льготы, что свидетельствует о признании в свое время уполномоченным органом факта участия административного истца в боевых действиях на территории Анголы.
Переоценка исследованных "адрес"вым судом доказательств в соответствии с частью 3 статьи 329 КАС РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит и основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке являться не может.
Не является основанием к отмене апелляционного определения довод кассационной жалобы о незаконности обязания административного ответчика устранить допущенные нарушения путем выдачи удостоверения "Ветеран боевых действий".
Вопреки утверждениям автора жалобы избранный апелляционным судом способ восстановления нарушенных прав административного истца соответствует закону и не свидетельствует о подмене судом полномочий административного ответчика и разрешении в обжалуемом судебном акте вопросов, относящихся к полномочиям комиссии ЮВО.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.
Вместе с тем, суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.
Между тем, в настоящем деле очевидно противодействие административного ответчика восстановлению прав административного истца. Необходимо отметить, что уклонение административного ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей является основанием для лишения ФИО9 права на получение мер социальной поддержки, что недопустимо.
В этой связи кассационный суд, как и суд апелляционной инстанции, приходит к выводу о невозможности восстановления прав административного истца возложением на комиссию ЮВО обязанности пересмотреть свое решение. В рассматриваемом случае без возложения на административного ответчика обязанности выдать заявителю удостоверение "Ветеран боевых действий" надлежащая защита прав административного истца невозможна.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции о незаконности решения Анапского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ являются правильными.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в деле.
С учетом изложенного апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений граждан о выдаче удостоверений ветерана боевых действий - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16.07.2021.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.