Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Егоровой Е.С. и Бетрозовой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воротынцева АВ к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" об установлении факта выполнения задач в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана боевых действий, по кассационной жалобе ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа", поступившей с делом ДД.ММ.ГГГГ, на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 19 ноября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 февраля 2021 г, Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Воротынцев А.В. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" об установлении факта выполнения задач в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, возложении обязанности по выдаче удостоверения ветерана боевых действий, указав в обоснование требований, что он, младший сержант, командир отделения войсковой части 88311, является пенсионером МО РФ, с 25 июня 1999 г. по настоящее время находится на воинском учете в отделе военного комиссариата Краснодарского края.
В 2006 году выполнял задачи на территории Северо-Кавказского региона, имеет право на льготы, предоставленные постановлением Правительства РФ от 23 октября 1999 г. N1197-63, что подтверждается записями в личном деле и выписками из приказов. В этот период ему исчислялась выслуга лет в льготном исчислении, из расчета один месяц военной службы за три месяца военной службы как участнику боевых действий.
Воротынцев А.В. обратился в Военный комиссариат Краснодарского края с заявлением о выдаче удостоверения "Ветерана боевых действий".
Согласно выписке из протокола заседания комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверения ветерана боевых действий N2.10 от 24 октября 2019 г. ему отказано в выдаче удостоверения, так как заявителем не представлены документы о своем непосредственном участии в боевых действиях. Проведенный анализ документов, представленных комиссии в качестве оснований для подтверждения факта участия в боевых действиях лиц, направленных в Региональный оперативный штаб, показал, что данный факт документально не подтверждается, в архивных учреждениях Министерства обороны России документы, подтверждающие факт непосредственного участия в боевых действиях, также отсутствуют.
Полагая отказ незаконным, ссылаясь на то, что представленные документы подтверждают факт участия истца в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период с 1 февраля 2006 г. по 6 февраля 2006 г, с 1 марта 2006 г. по 6 марта 2006 г, 1 мая 2006 г. по 10 мая 2006 г, данный факт также подтверждается получением удостоверений ветерана боевых действий его сослуживцами КИМ, КСВ, проходившими военную службу по контракту в тот же период и в той же войсковой части, и принимавшими вместе с истцом участие в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, с учетом уточнения исковых требований, истец просил суд установить факт его участия в контртеррористической операции из расчета 1 месяц военной службы за 3 месяца в н. "адрес" СКВО: период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно выписке из приказа командира войсковой части N N, период с 1 марта 2006 г. по 6 марта 2006 г. согласно выписке из приказа командира войсковой части 98311 N, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно выписке из приказа командира войсковой части N N, обязать ФКУ "ОСК Южного военного округа" выдать Воротынцеву А.В. удостоверение ветерана боевых действий, взыскать с Министерства обороны РФ в пользу истца Воротынцева А.В. госпошлину в размере 300 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 19 ноября 2020 г. исковые требования Воротынцева А.В. удовлетворены частично. Суд установилфакт участия Воротынцева А.В. в выполнении задач в контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период с 1 февраля 2006 г. по 6 февраля 2006 г, с 1 марта 2006 г. по 6 марта 2006 г, с 1 мая 2006 г. по 10 мая 2006 г. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 февраля 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" истец просит отменить в части удовлетворения требований истца, в отмененной части приять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Воротынцева А.В. В обоснование доводов указывает, что в представленных архивных справках филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации подпись и гербовая печать отсутствует, в послужном списке истца не содержится сведений о том, что истец принимал участие в боевых действиях в период с 1 ноября 2005 г. по 13 августа 2006 г, копия военного билета в суд не представлена. В материалы дела не представлены соответствующие приказы командира воинской части, утвержденные руководителем Регионального оперативного штаба.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
В разделе III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Система мер социальной поддержки ветеранов, согласно положениям пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах", включает в себя пенсионное обеспечение, выплаты пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого федерального закона.
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определяет Правительство Российской Федерации.
Порядок установления факта участия в контртеррористической операции установлен в Постановлении Правительства РФ от 9 февраля 2004 г. N65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" и Постановлении Правительства РФ от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций". Из содержания названных нормативных правовых актов следует, что факты выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов, контртеррористических операций устанавливаются на основании соответствующих приказов.
Статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ установлены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
В силу статьи 28 названного Федерального закона реализация мер их социальной поддержки осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, пунктом 2 которой установлено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В пределах предоставленной Министерству обороны Российской Федерации компетенции, в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 595 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N595, вместе с заявлением (рапортом) предоставляются две фотографии (для военнослужащих в военной форме одежды) размером 3x4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно: для лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, - выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия заявителя в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Согласно положениям названного порядка в Министерстве обороны Российской Федерации осуществляется выдача удостоверений ветерана боевых действий лицам, указанным в статье 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"; рассмотрение обращений о выдаче удостоверений осуществляется комиссиями Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий под общим руководством и контролем центральной комиссии Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий; организация подготовки документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к заявлению (рапорту) о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, возлагается, в том числе на военных комиссаров по месту постановки граждан на воинский учет. В случае отсутствия у заявителя необходимых документов, соответствующими должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации организуется работа по розыску указанных документов.
В силу пункта 13 Порядка N 595 от 29 сентября 2017 г. в случае отсутствия у заявителя оснований для выдачи ему удостоверения военный комиссариат субъекта Российской Федерации сообщает об этом заявителю (с указанием причин отсутствия оснований для выдачи ему удостоверения).
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 17 июня 1999 г. Воротынцев А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был призван на военную службу Каневским военным комиссариатом Краснодарского края, 25 июня 2001 г. уволен в запас по окончанию срока службы на основании приказа Министерства обороны РФ от 29 марта 2001 г.
Как следует из послужного списка Воротынцева А.В, 1 марта 2005 г. он прибыл для прохождения военной службы из в/ч N с ним заключен контракт сроком на три года с 1 марта 2005 г. В период с 1 марта 2005 г. по 1 ноября 2005 г. он проходил военную службу по контракту в в/ч N старшим стрелком (ВУС- N) 9 мотострелковой роты 71 гв. мотострелкового полка "данные изъяты" (приказ командира в/ч N N от ДД.ММ.ГГГГ). Уволен с военной службы в запас (подпункт "в" пункта 2 статьи 51 ФЗ РФ) - невыполнение условий контракта военнослужащим (приказ командира в/ч N N от 3 ноября 2005 г.) (л. д. 12).
Воротынцев А.В. в 2019 году обратился в Военный комиссариат Краснодарского края с заявлением о выдаче удостоверения "Ветерана боевых действий".
Согласно выписке из протокола заседания комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений о выдаче удостоверения ветерана боевых действий N.10 от 24 октября 2019 г. Воротынцеву А.В. отказано в выдаче удостоверения, с причиной отказа: представленные документы не соответствуют требованиям абзаца 3 пункта 8 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны РФ (приложение к приказу МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ N), так как в представленных материалах отсутствуют: 1.выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия Воротынцева А.В. в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем регионального оперативного штаба (в архивной выписке из приказа в/ч N от ДД.ММ.ГГГГ N отсутствуют сведения об утверждении приказа руководителем Регионального оперативного штаба); 2. документы, подтверждающие получение Воротынцевым А.В. в связи с участием в выполнении задач, ранения, контузии или увечья; 3. реализованный наградной материал на Воротынцева А.В.; в связи с чем документы возвращаются на дооформление. Военному комиссару Краснодарского края повторно направить запрос в архив на подтверждение утверждения приказа в.ч N от ДД.ММ.ГГГГ N руководителем Регионального оперативного штаба. После получения ответа из архива повторно принять решение о направлении документов в комиссию, приложив копию запроса (л. д, 15, 88- 89).
Какие-либо сведения о предпринятых во исполнение указанного решения мерах военного комиссара по месту постановки истца на воинский учет либо организации работы по розыску указанных документов иными должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации ответчиком в материалы дела не представлены.
Согласно архивной справке филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N, истребованной по запросу суда, в приказе командира войсковой части N по строевой части N от ДД.ММ.ГГГГ н. "адрес", значится: ? 2. Нижепоименованных военнослужащих, прибывших для прохождения военной службы из учебного центра (н. "адрес"), с 1 марта 2005 г. зачислить в списки личного состава части, на все виды обеспечения, назначить на воинские должности и полагать заключившими контракт о прохождении военной службы, срок на 3 (три) года, с 1 марта 2005 г. по 1 марта 2008 г, и приступившим к исполнению служебных обязанностей. С 1 марта 2005г. установильготное исчисление выслуги лет на пенсию из расчета один месяц службы за полтора месяца службы.
3. Рядового Воротынцева АВ, старшего стрелка 9 МСР... " Все сокращения так в документе. Основание: филиал "данные изъяты"
В приказе командира войсковой части N по личному составу N от ДД.ММ.ГГГГ, н. "адрес", значится:
? 1. Нижепоименованных военнослужащих, уволить с военной службы досрочно с зачислением в запас, в связи с невыполнением условий контракта военнослужащими (подпункт "в" пункта 2 статьи 51 ФЗ РФ "О воинской обязанности и военной службе") с ДД.ММ.ГГГГ освободить от занимаемой должности. Прекратить установленные льготы для исчисления выслуги лет на пенсию из расчета один месяц службы за полтора месяца.
13. Младшего сержанта Воротынцева АВ, КБМ- Ко 4 мср, в ВК "адрес"а "адрес". С 13 августа 2006г. исключить из списков личного состава воинской части, со всех видов обеспечения... " Основание: филиал ЦА МО РФ, "данные изъяты".
В приказах командира войсковой части N "О выплате денежного вознаграждения военнослужащим, принимавшим фактическое участие в проведении контртеррористических операция на территории Северо-Кавзказского региона РФ и зачете выслуги лет (трудового стажа) в льготном исчислении" за март-декабрь 2005г. Воротынцев А.В. не значится.
В приказах командира войсковой части N "О зачете выслуги лет (трудового стажа) в льготном исчислении военнослужащим, принимавшим фактическое участие в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ за январь, апрель, июнь 2006 Воротынцев А.В. не значится (л.д.55-56).
Приложением к архивной справке представлены выписки из приказов командира войсковой части N N о зачете выслуги лет (трудового стажа) в льготном исчислении военнослужащим, принимавшим фактическое участие в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2004 г. N65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", приказом руководителя Оперативного штаба по управлению контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона РФ от 11 мая 2006 г. N339/ош "О порядке определения времени непосредственного участия военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" от 29 мая 2006 г, N508 от 29 мая 2006 г, N511 от 31 мая 2006 г. на младшего сержанта Воротынцева А.В.
Согласно указанным выпискам, копии которых 15 сентября 2020 г. заверены начальником филиала Центрального архива (Министерства обороны Российской Федерации) и печатью Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации:
из приказа командира в/ч N N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что младший сержант Воротынцев А.В. (N н. "адрес" СКВО) считается фактически принимавшим участие в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ в феврале 2006г.: с 1 по 6 февраля; количество дней участия в операциях - 6. Основание: филиал ЦА МО РФ, "данные изъяты"
из приказа командира в/ч N N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что младший сержант Воротынцев А.В. (N н. "адрес" СКВО) считается фактически принимавшим участие в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ в марте 2006г.: с 1 по 6 марта; количество дней участия в операциях - 6; Основание: филиал ЦА МО РФ, "данные изъяты"
из приказа командира в/ч N N от ДД.ММ.ГГГГ, младший сержант Воротынцев А.В. (N н. "адрес" СКВО) считается фактически принимавшим участие в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ в мае 2006г.: с 1 по 10 мая; количество дней участия в операциях - 10; Основание: филиал ЦА МО РФ, "данные изъяты"
Пунктами 2 указанных документов приказано засчитать военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, в выслугу лет для назначения пенсии время непосредственного участия в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц военной службы за 3 месяца (л.д.57-59).
В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции учел, что, согласно информации ФКУ "Объединенное стратегическое командование ЮВО" от ДД.ММ.ГГГГ, сослуживцам истца КИМ, КСВ выданы удостоверения ветерана боевых действий: серии БК N от ДД.ММ.ГГГГ за период участия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, серии БК N от ДД.ММ.ГГГГ за период участия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что представленными документами подтверждается факт непосредственного участия Воротынцева А.В. в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период с 1 февраля 2006 г. по 6 февраля 2006 г, с 1 марта 2006 г. по 6 марта 2006 г, с 1 мая 2006 г. по 10 мая 2006 г.
В связи с тем, что доказательства, достоверно подтверждающие факт участия истца в выполнении специальных задач получены только в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, у ответчика отсутствовал необходимый перечень документов, факт участия в выполнении задач установлен только в судебном заседании, оснований для понуждения ответчика выдать удостоверение ветерана боевых действий соответствующего образца, у суда не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции обоснованными.
Доводы кассационной жалобы о том, что в представленных архивных справках филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации подпись и гербовая печать отсутствует, в послужном списке истца не содержится сведений о том, что истец принимал участие в боевых действиях в период с 1 ноября 2005 г. по 13 августа 2006 г, копия военного билета и соответствующие приказы командира воинской части, утвержденные руководителем Регионального оперативного штаба в суд не представлены не являются основанием для отмены состоявшихся судебных актов и отказа в удовлетворении исковых требований Воротынцева А.В.
Факт участия истца в контртеррористических операциях подтверждается выписками из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, с указанием даты или периоды выполнения заявителем указанных задач, представленными в материалы дела и заверенными надлежащим образом представившим их должностным лицом Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации.
Указанные доказательства получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах в соответствии с требованиями статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе с точки зрения достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, с которой судебная коллегия соглашается.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов судов нижестоящих инстанций, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 19 ноября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.С. Егорова
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.