Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Волкова "данные изъяты" на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Волкова А.В. к Межрайонной ИФНС России N 3 по Хабаровскому краю о возложении обязанности по принятию и учету отчетности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Волков А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России N 3 по Хабаровскому краю о возложении обязанности учесть на его индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения, представленные ООО "Меридиан" по страховым взносам за 2018 год, по страховым взносам за 3 квартал 2019 года, в расчете сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, по форме 6-НДФЛ за 9 месяцев 2019 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что с января 2016 года по ДД.ММ.ГГГГ он являлся работником ООО "Меридиан", но налоговой инспекцией отказано в принятии вышеуказанных сведений от работодателя со ссылкой на недостоверность сведений об обществе, в частности о руководителе предприятия. Считает, что оснований для отказа в принятии отчетности ООО "Меридиан" у налогового органа не имелось, данный отказ нарушает его права на пенсионное, медицинское и социальное обеспечение.
Определением Индустриального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечен ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Хабаровском крае N.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении административных требований Волкова А.В. отказано.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции ДД.ММ.ГГГГ, в которой заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение.
В кассационной жалобе административный истец указал, что в связи с трудовыми отношениями ООО "Меридиан" начисляло и уплачивало в отношении него страховые взносы, которые подлежат учету на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, тем самым у ответчика не было оснований для отказа в принятии в отношении него расчета по страховым взносам и расчета сумм налога на доходы физических лиц. Полагает, что судами сделан необоснованный вывод о том, что им по существу заявлено требование о возложении на налоговую инспекцию обязанность принять отчетность ООО "Меридиан", поскольку в уточнениях иска он просил принять сведения только в отношении себя. При этом в материалы дела им представлены достаточные доказательства, подтверждающие наличие трудовых отношений между ним и ООО "Меридиан".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений, влекущих отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке, допущено не было.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ посредством системы СБИС в адрес Межрайонной ИФНС России N 3 по Хабаровскому краю ООО "Меридиан" направлен расчет по страховым взносам за 2018 год, в приеме которого отказано ДД.ММ.ГГГГ ввиду недействительности сведений о руководителе юридическом лице. Указанные документы повторно на бумажном носителе направлены ООО "Меридиан" ДД.ММ.ГГГГ, полученные Межрайонной ИФНС России N 3 по Хабаровскому краю ДД.ММ.ГГГГ. Расчет по страховым взносам за 3 квартал 2019 года отправлен на бумажном носителе ООО "Меридиан" ДД.ММ.ГГГГ и поступил в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ.
Данные отчеты по страховым взносам не были приняты, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России N 3 по Хабаровскому краю сообщила обществу о принятии отчета по страховым взносам за полугодие 2019 года.
Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, (форма 6-НДФЛ) за 3 квартал 2019 года направлен обществом и получен Межрайонной ИФНС России N 3 по Хабаровскому краю ДД.ММ.ГГГГ, однако данный расчет также не был принят.
Налоговым органом установлено, что на момент представления налоговой отчетности (расчетов) в отношении руководителя и учредителя ООО "Меридиан" ФИО4 имелась в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) запись о недостоверности сведений, внесенная ДД.ММ.ГГГГ.
Обстоятельства внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений в отношении ООО "Меридиан", его учредителя и руководителя были предметом рассмотрения Арбитражного суда Хабаровского края в рамках дела N по иску ООО "Меридиан" к ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска, Межрайонной ИФНС России N 3 по Хабаровскому краю об оспаривании действий по отказу в приеме налоговой и бухгалтерской отчетности и возложении обязанности принять отчетность, в том числе расчет по страховым взносам за 2018 год. В удовлетворении заявленных требований ООО "Меридиан" отказано, арбитражным судом признаны верными и соответствующими положениям закона выводы налогового органа о недостоверности сведений об адресе, об учредителе и руководителе ООО "Меридиан" и, соответственно, о невозможности в связи с этим принятия расчета, сведений, отчетности и деклараций.
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности ООО "Меридиан" по решению регистрирующего органа в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности.
Исходя из вышеприведенных обстоятельств, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для возложения на административного ответчика обязанности учесть в отношении Волкова А.В. сведения, представленные в отчетностях ООО "Меридиан", поскольку она подписана неуполномоченным лицом и тем самым не может свидетельствовать о достоверности и полноте указанных в ней сведений, не отвечает требованиям статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, а передача во внебюджетные фонды сведений, содержащихся в расчетах по страховым взносам, не принятых налоговым органом в установленном законом порядке, действующим законодательством не предусмотрена.
Оснований не согласиться с данными выводами судов не имеется.
Пунктом 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи (сокращенно - ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов.
Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.
В силу пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
В соответствии с пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Пунктом 5 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Федеральной налоговой службой, территориальными налоговыми органами и их должностными лицами, а также порядок взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками при предоставлении государственной услуги по приему налоговых деклараций (расчетов) в спорный период были установлены Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным Приказом Минфина России от 2 июля 2012 года N 99н.
Перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) предусмотрен пунктом 28 Административного регламента, к которым, в том числе, относится отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы (подпункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Отказ налогового органа в приеме отчетности ООО "Меридиан" связан с внесением в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о руководителе и учредителе общества, что свидетельствует об отсутствии подтверждения полномочий представителя ООО "Меридиан" на представление и подписание отчетности от имени налогоплательщика, при этом данный отказ являлся предметом судебной проверки и признан правомерным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, тем самым достоверность данных, содержащихся в расчетах по страховым взносам ООО "Меридиан" за 2018 год и третий квартал 2019 года, в расчете сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за девять месяцев 2019 года, в том числе касающихся Волкова А.В, нельзя признать подтвержденной.
При таких обстоятельствах возложение на налоговый орган обязанности учесть сведения в отношении Волкова А.В. на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, основанные на неподтвержденных данных, не соответствует закону. Поэтому, вопреки доводам кассационной жалобы, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
По существу доводы кассационной жалобы Волкова А.В. сводятся к несогласию с оценкой установленных судами фактических обстоятельств и основаны на неверном толковании примененных при разрешении дела норм материального права, поэтому в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Кроме того, в соответствии с частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, обязанность доказывания факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Между тем заявитель Волков А.В, ссылаясь на то, что бездействие административного ответчика повлекло нарушение его прав в области пенсионного, медицинского и социального страхования, доказательств реального нарушения данных прав не представил, доводы кассационной жалобы о том, что период его работы в ООО "Меридиан" не будет учтен при реализации им пенсионных прав, является необоснованным, поскольку, как утверждает заявитель, ООО "Меридиан" страховые взносы не только начислялись, но и уплачивались.
При неустановлении судом факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для отмены принятых по делу судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу Волкова А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.