В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Правительство Республики Алтай постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Алтай.
Исполняющий обязанности |
В.Б. Махалов |
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Алтай
от 21 декабря 2021 года N 398
Положение
об осуществлении регионального контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Алтай
1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Алтай (далее - государственный надзор).
2. Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) на особо охраняемых природных территориях республиканского значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Алтай в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения, положениями об особо охраняемых природных территориях республиканского значения, положениями об охранных зонах особо охраняемых природных территорий республиканского значения (далее - обязательные требования), касающихся:
режима особо охраняемой природной территории республиканского значения;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий республиканского значения;
режима охранных зон особо охраняемых природных территорий республиканского значения.
3. Государственный надзор осуществляется с учетом требований Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ):
Министерством природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (далее - уполномоченный орган);
бюджетным учреждением Республики Алтай "Дирекция особо охраняемых природных территорий в Республике Алтай" в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон, управление которыми осуществляется указанным государственным учреждением Республики Алтай.
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного надзора, являются:
а) министр природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, являющийся главным государственным инспектором Республики Алтай в области охраны окружающей среды;
б) заместители министра природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, в должностные обязанности которых, в соответствии с должностным регламентом или должностной инструкцией, входит осуществление полномочий по государственному надзору (далее - должностные обязанности), являющиеся заместителями главного государственного инспектора Республики Алтай в области охраны окружающей среды;
в) начальники отделов и заместители начальников отдела обеспечения экологической безопасности уполномоченного органа, государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей уполномоченного органа в соответствии с должностными обязанностями, являющиеся старшими государственными инспекторами Республики Алтай в области охраны окружающей среды;
г) директор бюджетного учреждения Республики Алтай "Дирекция особо охраняемых природных территорий Республики Алтай", являющийся главным государственным инспектором Республики Алтай в области охраны окружающей среды в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон, управление которыми осуществляется указанным государственным учреждением Республики Алтай;
д) сотрудники бюджетного учреждения Республики Алтай "Дирекция особо охраняемых природных территорий Республики Алтай" категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей в соответствии с должностными обязанностями, являющиеся государственными инспекторами Республики Алтай в области охраны окружающей среды в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения и их охранных зон, управление которыми осуществляется указанным государственным учреждением Республики Алтай.
5. Решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий принимается уполномоченным органом.
6. К объектам государственного надзора относятся:
а) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
б) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования.
7. Уполномоченный орган для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении плановых контрольных (надзорных) мероприятий относят объекты государственного надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
а) чрезвычайно высокий риск;
б) высокий риск;
в) значительный риск;
г) средний риск;
д) умеренный риск;
е) низкий риск.
8. Объекты государственного надзора относятся к следующим категориям риска:
а) категория значительного риска - деятельность граждан и организаций в границах природных парков, находящихся на территории Республики Алтай;
б) категория среднего риска - деятельность граждан и организаций в границах памятников природы республиканского значения, находящихся на территории Республики Алтай;
в) категория низкого риска - деятельность граждан и организаций в границах охранных зон природных парков и охранных зон памятников природы республиканского значения, находящихся на территории Республики Алтай.
9. Объекты государственного надзора, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения к категориям значительного риска, среднего риска и низкого риска, относятся к категориям высокого риска, значительного риска, умеренного риска соответственно, в случае если такой объект размещается в границах территорий, имеющих статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.
10. В рамках осуществления государственного надзора проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
11. Уполномоченный орган осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
12. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики уполномоченного органа, утверждается правовым актом уполномоченного органа и размещается на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
13. В случае наличия у уполномоченного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уполномоченный орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
14. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
15. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать возражение в отношении предостережения (далее - возражение), в котором указываются следующие сведения:
наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина;
идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина;
дата и номер предостережения;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении готовящихся или возможных действий (бездействии), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
способ получения ответа.
16. Возражение контролируемым лицом в уполномоченный орган предоставляется в виде документа на бумажном носителе лично, направляется почтовым отправлением через организацию федеральной почтовой связи либо направляется в виде электронного документа, подписанного с учетом требований, установленных частью 6 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ, в течение 30 календарных дней, следующих со дня получения контролируемым лицом предостережения. Возражение рассматривается уполномоченным органом в течение 30 календарных дней, следующих со дня его получения.
По итогам рассмотрения возражения уполномоченным органом контролируемому лицу предоставляется ответ в виде документа на бумажном носителе лично или направляется почтовым отправлением через организацию федеральной почтовой связи с информацией о согласии или несогласии с возражением. В случае несогласия с возражением указываются соответствующие обоснования.
17. Консультирование осуществляется должностными лицами уполномоченного органа по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ по следующим вопросам:
профилактика рисков нарушения обязательных требований;
соблюдение обязательных требований;
порядок осуществления государственного надзора;
порядок обжалования решений уполномоченного органа.
По итогам консультирования информация в письменной форме не предоставляется, за исключением случаев консультирования на основании обращений, поступивших в письменном виде или в форме электронного документа.
Консультирование по однотипным обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного руководителем уполномоченного органа.
18. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования, а также в отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска и значительного риска в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня.
19. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся уполномоченным органом на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной год, утвержденного правовым актом уполномоченного органа.
20. В рамках осуществления государственного надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка;
д) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
е) выездное обследование.
21. Инспекционный визит осуществляется в соответствии со статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ. В составе инспекционного визита проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта государственного надзора.
22. Рейдовый осмотр осуществляется в соответствии со статьей 71 Федерального закона N 248-ФЗ. В составе рейдового осмотра проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
23. Документарная проверка осуществляется в соответствии со статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ. В составе документарной проверки проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов;
в) экспертиза.
24. Выездная проверка осуществляется в соответствии со статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ. В составе выездной проверки проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
25. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении 1 субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является наступление события, указанного в программе проверок, и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
26. Выездное обследование осуществляется в соответствии со статьей 75 Федерального закона N 248-ФЗ.
27. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 20 настоящего Положения, в отношении объектов государственного надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
категория чрезвычайно высокого риска - 1 раз в год (1 из контрольных (надзорных) мероприятий);
категория высокого риска - 1 раз в 2 года (1 из контрольных (надзорных) мероприятий);
категория значительного риска - 1 раз в 3 года (1 из контрольных (надзорных) мероприятий);
категория среднего риска - 1 раз в 4 года (1 из контрольных (надзорных) мероприятий);
категория умеренного риска - 1 раз в 5 лет (1 из контрольных (надзорных) мероприятий).
В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
28. При наличии оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных статьей 57 Федерального закона N 248-ФЗ, проводятся внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия и контрольные (надзорные) действия в их составе, предусмотренные пунктами 20-24 настоящего Положения, за исключением случаев, указанных в части 2 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
29. Индивидуальный предприниматель или гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в уполномоченный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, а также в случае применения к такому контролируемому лицу административного ареста и избрания в отношении его меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрете определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста. Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится надзорным органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для такого обращения индивидуального предпринимателя или гражданина.
30. Для фиксации должностными лицами, указанными в пункте 4 настоящего Положения, и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований (в случае нарушения режима особо охраняемой природной территории, особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, режима охранных зон особо охраняемых природных территорий) используются фотосъемка и (или) аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Информация о технических средствах, использованных при фотосъемке, аудио - и видеозаписи, иных способах фиксации доказательств указывается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио - и видеозаписи.
31. Правом на досудебное обжалование решений, действий (бездействия) должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного контроля в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения, обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
Жалоба подлежит рассмотрению в срок не более 20 рабочих дней со дня ее регистрации в уполномоченном органе.
32. Жалоба на решение, действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа и должностных лиц бюджетного учреждения Республики Алтай "Дирекция особо охраняемых природных территорий Республики Алтай" (в том числе на директора) при осуществлении государственного надзора рассматривается руководителем уполномоченного органа.
Жалоба на действия (бездействие) руководителя уполномоченного органа при осуществлении государственного надзора рассматривается комиссией уполномоченного органа, созданной для рассмотрения жалоб в соответствии с федеральным законодательством.
33. Жалоба подается по форме в соответствии со статьей 41 Федерального закона N 248-ФЗ.
34. Рассмотрение жалобы осуществляется в порядке, установленном статьей 43 Федерального закона N 248-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Алтай от 21 декабря 2021 г. N 398 "Об утверждении Положения об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в Республике Алтай"
Вступает в силу с 21 декабря 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном портале Республики Алтай (www.altai-republic.ru) 21 декабря 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 23 декабря 2021 г. N 0400202112230014, в Сборнике законодательства Республики Алтай, декабрь 2021 г. N 194 (200), ч. 3, с. 345
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Алтай от 24 января 2024 г. N 9
Изменения вступают в силу с 24 января 2024 г.
Постановление Правительства Республики Алтай от 23 марта 2023 г. N 105
Изменения вступают в силу с 24 марта 2023 г.
Постановление Правительства Республики Алтай от 18 февраля 2022 г. N 43
Изменения вступают в силу с 18 февраля 2022 г.