адм. дело N33а-2756/2021
р/с N2а-21/2021
31 августа 2021 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего фио, судей фио, фио
при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика фио - фио Виктороны на решение Кунцевского районного суда адрес от 19 января 2021 года, которым постановлено:
"Взыскать с фио земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: налог в размере сумма, пеня в размере сумма за 2017 и 2018 годы.
Взыскать с фио в доход бюджета адрес госпошлину в сумме сумма", УСТАНОВИЛА:
МИФНС России N 22 по адрес обратилась в суд с административным исковым заявлением к фио о взыскании недоимки по земельному налогу, пени, мотивируя свои требования тем, что в 2017, 2018 году административный ответчик являлся собственником налогооблагаемого имущества, в связи с чем, ему, как налогоплательщику, было направлено налоговое уведомление об уплате недоимки по земельному налогу и пени, однако указанный налог в установленном законом порядке фио уплачен не был, требование об уплате налога административным ответчиком не исполнено, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, по доводам апелляционной жалобы просит представитель административного ответчика.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя фио - фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, решение Кунцевского районного суда адрес от 19 января 2021 года подлежит изменению.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, фио владеет на праве собственности следующими земельными участками:
- с 22 июня 2017 года с кадастровым номером 50:19:0030523:45 площадью 1200 кв.м, по адресу: адрес;
- с 08 октября 2014 года с кадастровым номером 50:19:0030523:55 площадью 1300 кв.м, по адресу: адрес;
- с 08 октября 2014 года с кадастровым номером 50:19:0030523:68 площадью 825 кв.м, по адресу: адрес, 57;
- с 26 марта 1999 года с кадастровым номером 50:20:0020103:364 площадью 1475 кв.м, по адресу: адрес, р-н. Одинцовский, адрес, 9;
- с 26 ноября 1998 года с кадастровым номером 50:20:0020103:204 площадью 1500 кв.м, по адресу: адрес, Марфино д, 18-и;
- с 26 ноября 1998 года с кадастровым номером 50:20:0020103:203 площадью 1500 кв.м, по адресу: адрес, 17-И;
- с 09 ноября 1999 года с кадастровым номером 50:20:0020103:2076 площадью 1936 кв.м, по адресу: адрес, 16-И;
- с 12 апреля 2018 года с кадастровым номером 50:20:0020103:129 площадью 1500 кв.м, по адресу: адрес, 17-1;
- с 12 апреля 2018 года с кадастровым номером 50:20:0020103:207 площадью 1500 кв.м, по адресу: адрес, с/ адрес, адрес, 19;
- 20 октября 2004 года с кадастровым номером 50:20:0020103:127 площадью 1500 кв.м, по адресу: адрес, уч.18-1;
- 26 ноября 1998 года с кадастровым номером 50:20:0020103:2093 площадью 1500 кв.м, по адресу: адрес, с/ адрес, адрес, 16-И.
Налоговый орган, исчислил в отношении налогоплательщика сумму земельного налога и направил в его адрес налоговое уведомление от 23 августа 2019 года N 82443766.
25 декабря 2019 года в адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате сумм налога, пени, штрафа N 172757, в котором предлагалось добровольно погасить числящуюся задолженность с указанием сроков уплаты сумм задолженности до 28 января 2020 года.
23 апреля 2020 года мировым судьей вынесен соответствующий судебный приказ о взыскании в пользу Межрайонной ИФНС России N22 по адрес задолженности по налогам и сборам.
Налогоплательщиком были поданы возражения относительно исполнения судебного приказа, в связи с чем, определением мирового судьи от 26 июня 2020 года судебный приказ был отменен.
Удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что расчет взыскиваемых сумм является верным, налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением в рамках установленного законом срока, доказательств оплаты задолженности в заявленном налоговым органом размере со стороны фио суду не представлено.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах или досрочно, причем налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 409 Налогового кодекса РФ).
Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно полученному судебной коллегией ответу на судебный запрос из МИФНС России N 22 по адрес, в настоящее время административным ответчиком задолженность по земельному налогу за 2017 и 2018 г. погашена в полном объеме, по состоянию на 26 июля 2021 года за ответчиком числится задолженность по оплате пени по земельному налогу за 2017 год в размере сумма
Учитывая, что в ходе рассмотрения настоящего дела апелляционной коллегией по административным делам получены актуальные и достоверные сведения об отсутствии задолженности по земельному налогу, решение Кунцевского районного суда адрес от 19 января 2021 года подлежит изменению - с административного ответчика в пользу МИФНС России N 22 по адрес подлежит взысканию задолженность по уплате пени по земельному налогу за 2017 год в размере сумма
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда адрес от 19 января 2021 года изменить.
Взыскать с фио в пользу МИФНС России N 22 по адрес задолженность по уплате пени по земельному налогу за 2017 год в размере сумма
В удовлетворении остальной части административных исковых требований МИФНС России N 22 по адрес отказать.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.