Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей Бутковой Н.А. и Шадриной Е.В, с участием прокурора Парфеновой Е.Г.
при секретаре Швец К.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-709/2021 по апелляционной жалобе Пудовкиной И.А. на решение Свердловского областного суда от 24 августа 2021 года, которым в удовлетворении ее административного искового заявления о признании незаконным и отмене решения Тагилстроевской районной территориальной избирательной комиссии города Нижний Тагил с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Свердловской области по Тагилстроевскому одномандатному избирательному округу N 21 от 13 августа 2021 года N 17/84 "Об отказе Пудовкиной И.А, выдвинутой в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Тагилстроевскому одномандатному избирательному округу N 21" отказано.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Бутковой Н.А, объяснения участвующих посредством видеоконференц-связи представителя Пудовкиной И.А. Арасланова С.Н, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Тагилстроевской районной территориальной избирательной комиссии города Нижний Тагил Макаровой Е.Н, возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Законодательного Собрания Свердловской области от 16 июня 2021 года N 3189-ПЗС "О назначении очередных выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области" соответствующие выборы депутатов назначены на 19 сентября 2021 года.
Постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 14 апреля 2021 года N 10/36 полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Свердловской области по Тагилстроевскому одномандатному избирательному округу N 21 возложены на Тагилстроевскую районную территориальную избирательную комиссию города Нижний Тагил.
Решением Тагилстроевской районной территориальной избирательной комиссии от 13 августа 2021 года N 17/84 в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Тагилстроевскому одномандатному избирательному округу N 21 Пудовкиной И.А. отказано (далее - Решение от 13 августа 2021 года N 17/84).
Пудовкина И.А. обратился в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным и отменить Решение от 13 августа 2021 года N 17/84, с возложением на Тагилстроевскую районную территориальную избирательную комиссию обязанности зарегистрировать ее кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Тагилстроевскому одномандатному избирательному округу N 21.
В обоснование заявленных требований Пудовкина И.А. указала, что основанием для отказа в ее регистрации кандидатом в депутаты явилось недостаточное количество действительных подписей избирателей, поданных в поддержку ее выдвижения. Результаты проверки подписей отражены в итоговом протоколе проверки, с которым административный истец не согласна в части девяти подписей избирателей. Без учета этих подписей она подлежала регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области.
Решением Свердловского областного суда от 24 августа 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Пудовкиной И.А. отказано.
В апелляционной жалобе Пудовкина И.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного иска.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно положениям пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 приведенного Федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата является выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, в случаях, когда для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей.
Аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата предусмотрено подпунктом 4-1 пункта 6 статьи 53 Избирательного кодекса Свердловской области.
Процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей должна предусматриваться законом. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей в поддержку выдвижения каждого кандидата, списка кандидатов; в случае, если необходимое для регистрации количество подписей не превышает одну тысячу подписей, проверке подлежат все подписи; для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата, списка кандидатов; подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия); процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией.
Постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 21 апреля 2021 года N 11/44 определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Свердловской области по Тагилстроевскому одномандатному избирательному округу N 21, 3880 подписей, и максимальное количество подписей, которое может быть представлено, - 4268.
Судом достоверно установлено, что в Тагилстроевскую районную территориальную избирательную комиссию для регистрации кандидатом в депутаты по Тагилстроевскому одномандатному избирательному округу N 21 Пудовкина И.А. представила 3945 подписей избирателей в свою поддержку, из которых посредством случайной выборки для проверки отобрано 796 подписей, содержащихся в подписных листах в папках 2, 6, 9, что составило более 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата количества подписей.
В результате проведенной проверки 48 подписей избирателей, что составляет 6, 03 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки (то есть более 5 процентов), признаны недействительными.
В силу пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ недействительными признаются: подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме (подпункт "б"); подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подпункт "в"); подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт "е"); все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума,
кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом (подпункт "з").
В подпунктах 2, 3, 6, 8 пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области закреплены аналогичные основания для признания подписей недействительными.
Как следует из итогового протокола проверки подписных листов от 10 августа 2021 года в результате выборочной проверки подписных листов, представленных Пудовкиной И.А, 48 подписей избирателей (6, 03% от общего количества проверенных подписей избирателей) признаны недействительными по следующим основаниям: подписи выполнены лицами, место жительства которых расположено за пределами соответствующего избирательного округа, то есть не обладающие активным избирательным правом в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (7 подписей); указаны сведения, не соответствующие действительности (32 подписи); даты внесения подписей указаны избирателем несобственноручно (2 подписи); подписной лист не заверен собственноручно подписью кандидата, осуществлявшего сбор подписей (2 подписи); в дате внесения подписи кандидата, осуществлявшего сбор подписей, имеются исправления, специально не оговоренные кандидатом (5 подписей).
Суд первой инстанции, исследовав подлинные подписные листы, иные представленные сторонами доказательства, пришел к выводу о наличии у Тагилстроевской районной территориальной избирательной комиссии оснований для признания вышеуказанных 48 подписей недействительными, в том числе 9 из них, на которые указывает Пудовкина И.А. в административном иске.
С данными выводами судебная коллегия считает возможным согласиться.
Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
Утверждение административного истца о том, что отсутствие в адресе места жительства избирателей П. и З. (строки 2 и 3 подписного листа 26, папка 9) корпуса дома не препятствует однозначному восприятию этих данных, обоснованно признано судом ошибочным, учитывая установление в ходе судебного разбирательства, что дом, в котором проживают эти лица, имеет несколько корпусов.
При таких обстоятельствах, фактические особенности места жительства избирателя предполагают обязательность указания в адресе места жительства корпуса дома.
Тагилстроевская районная территориальная избирательная комиссия города Нижний Тагил, признавая данные подписи недействительными, руководствовалась сведениями о проверке информации об избирателях, представленными МУ МВД России "Нижнетагильское", оснований не согласиться с которой не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, которые могли бы поставить под сомнение их достоверность, не приведены они и в апелляционной жалобе.
Судебная коллегия также не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что неоговоренные исправления в дате внесения подписи кандидата в подписном листе 5 папки 6 не может расцениваться как особенности почерка лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, поскольку наличие данных исправлений установлено судом при исследовании подлинника этого подписного листа.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы в данной части сводятся к переоценке установленных судом обстоятельства, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не усматривает.
Отклоняя доводы о необоснованном признании недействительными подписей избирателей К. (строка 3 подписного листа 31 в папке 6), С. (строка 5 подписного листа 48 в папке 6) по мотиву проставления дат внесения подписей несобственноручно этими избирателями, на основании заключения эксперта ЭКО МУ УМВД России "Нижнетагильское" от 10 августа 2021 года, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что данное заключение соответствует положениям пункта 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, поскольку оформлено в письменном виде, составлено специалистом-почерковедом экспертно-криминалистического отдела, обладающим соответствующими специальными познаниями и квалификацией, содержат все необходимые реквизиты.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что данные избиратели в письменной форме подтвердили проставление ими дат внесения подписей, не могут свидетельствовать о незаконности оспариваемого решения, поскольку названные обстоятельства устанавливаются избирательной комиссией на основании заключения эксперта. При этом избирательная комиссия не вправе производить опрос избирателей по вопросам, связанным с внесением ими подписей.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выводов суда не опровергают, им дана надлежащая оценка в решении, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного судебного акта.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установилправильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского областного суда от 24 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пудовкиной И.А. - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Свердловский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.