Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 19 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 6 июля 2021 г.
по административному делу по административному иску Болатчиева Д.А, Воронова Г.С. к Комитету по градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным решения об отмене разрешения на строительство, возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав пояснения представителя Комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края Перетрухиной О.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Болатчиев Д.А, Воронов Г.С. обратились в суд с административным иском к Комитету по градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконным решения об отмене разрешения на строительство, возложении обязанностей.
В обоснование требований указано, что на основании дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 25 октября 2010 г. о замене лиц в обязательстве от 26 декабря 2016 г. к Болатчиеву Д.А. и Воронову Г.С. перешли права и обязанности по договору аренды на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного примерно в 7980 м от ориентира по направлению на юго-запад, ориентир здание администрации: "адрес". Управлением архитектуры и градостроительства администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края выдано разрешение на строительство от 11 февраля 2020 г. N объекта капитального строительства "здание сельскохозяйственной продукции", на основании которого возведен объект незавершенного строительства 18% готовности, с кадастровым номером "данные изъяты". Права на него зарегистрированы в установленном законом порядке по 1/2 доли в праве общей долевой собственности Болатчиеву Д.А. и Воронову Г.С. Однако решением от 22 декабря 2020 г. N разрешение на строительство от 11 февраля 2020 г. N отменено, причиной отмены явилось размещение объекта капитального строительства не в соответствии с проектной документацией, подготовленной ООО " "данные изъяты"", в части "Раздела 2. Схема планировочной организации земельного участка", относительно границ вышеуказанного земельного участка. Административные истцы просили признать незаконным решение от 22 декабря 2020 года N, возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения и сообщить об исполнении в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 19 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 6 июля 2021 г, требования Болатчиева Д.А, Воронова Г.С. удовлетворены, решение управления архитектуры и градостроительства администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края от 22 декабря 2020 г. N 1417 признано незаконным, на комитет по градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов Болатчиева Д.А. и Воронова Г.С. путем отмены решения от 22 декабря 2020 года N 1417 и сообщить об исполнении в суд и административным истцам в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе Комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края, поданной 22 июля 2021 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 5 августа 2021 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, 25 октября 2010 года между администрацией муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края и Горшковым Я.И. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 84902 кв.м, из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: "адрес", установлено относительно ориентира, здание администрации: "адрес", расположенного за пределами участка в 7980 м на юго-запад. Срок аренды по 25 октября 2020 г.
19 ноября 2013 г. и 17 июля 2014 г. между администрацией муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края и ФИО11 заключены дополнительные соглашения к договору аренды, в соответствии с которыми внесены изменения в части площади 35 018 кв.м и вида разрешенного использования земельного участка для сельскохозяйственного производства.
26 декабря 2016 г. между Горшковым Я.И. и Болатчиевым Д.А, Вороновым Г.С. заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 25 октября 2010 года о замене лиц в обязательстве. Дополнительное соглашение в установленном законом порядке зарегистрировано в ЕГРН 10 января 2017 г.
23 января 2019 г. арендаторам земельного участка был выдан градостроительный план земельного участка "данные изъяты", в соответствии с которым (таблица 59.3), минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство для видов разрешенного использования установленного в отношении испрашиваемого земельного участка установлены в соответствии со статьей 46.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования Надеждинского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края.
Судом апелляционной инстанции с истребованием сведений из указанных Правил, утвержденных решением Совета Шпаковского муниципального района Ставропольского края от 29 июня 2018 г. N, установлены значения минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство для видов разрешенного использования установленного в отношении испрашиваемого земельного участка от ОКС (основного) до границы земельного участка - 3 м (фронтальной границы 5 м).
19 ноября 2019 г. Азово-Черноморским территориальным управлением выдано заключение о согласовании планируемой деятельности в рамках документации "здание сельскохозяйственной продукции", при этом согласно проектной документации согласованной названным органом объект капитального строительства должен быть расположен на расстоянии 6 м от фронтальной границы земельного участка.
11 февраля 2020 г. Болатчиеву Д.А, Воронову Г.С. выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства - здание сельскохозяйственной продукции на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты".
Согласно представленной административным ответчиком копии проектной документации в части "Раздел 2. Схема планировочной организации земельного участка" расстояние от границы земельного участка до объекта капитального строительства предусмотрено 36, 07 м, до границы асфальтового покрытия автодороги 50, 28 м.
22 декабря 2020 г. специалистами администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края был составлен акт осмотра земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", согласно которому по результатам осмотра выявлены нарушения в части размещения объекта на земельном участке, не соответствующие проектной документации, имеющейся у административного ответчика, где по разделу 2 проектной документации расстояние от объекта капитального строительства до границы земельного участка составляет 35 м, тогда как фактически при замере установлено 10 м.
Решением управления архитектуры и градостроительства администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края от 22 декабря 2020 г. N 1417 разрешение на строительство от 11 февраля 2020 г. N "данные изъяты" в отношении объекта капитального строительства - здание сельскохозяйственной продукции отменено по причине строительства не в соответствии с проектной документацией, подготовленной ООО " "данные изъяты"" в части "Раздела 2. Схема планировочной организации земельного участка", а именно в связи размещением объекта капитального строительства относительно границ вышеуказанного земельного участка, не соответствующего проектным значениям.
Разрешая и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований, предусмотренных частью 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к отмене разрешения на строительство, выданного Болатчиеву Д.А, Воронову Г.С. управлением архитектуры и градостроительства администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, в оспариваемом решении от 22 декабря 2020 г. N 1417, не указано, каких-либо нарушений при выдаче разрешения на строительство, послуживших для его отмены со стороны органа местного самоуправления в порядке самоконтроля, не установлено.
С такими выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, указав, что разрешение на строительство здания сельскохозяйственного назначения от 11 февраля 2020 г. выдано при соблюдении требований градостроительного законодательства, в случае возведения объекта с нарушением допустимых параметров строительства, предусмотренных разрешением на строительство, градостроительным регламентом и иными обязательными требованиями, орган местного самоуправления вправе требовать приведения возводимого объекта в соответствие с проектной документацией, обратиться с иском об устранении нарушений.
Судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных актов, постановленных с соблюдением норм материального и процессуального права, по доводам кассационной жалобы и полагает выводы судов соответствующими обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Как отражено в пункте 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 за 2019 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 г, если уполномоченный орган выдал разрешение на строительство, но впоследствии установил, что оно выдано в противоречие с действующим законодательством на момент его выдачи, то прекращение действия такого разрешения на строительство является правомерным. Суды должны проверить законность и обоснованность разрешения на строительство исходя из действующих на момент его выдачи нормативно-правовых актов.
Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону. При этом отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций, содержать в себе ссылки на обязательные нормы и правила, которые были нарушены при выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 названного Федерального закона.
В силу статьи 26 указанного Федерального закона для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы. Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.
В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере: семидесяти пяти метров - для автомобильных дорог первой и второй категорий; пятидесяти метров - для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий; двадцати пяти метров - для автомобильных дорог пятой категории; ста метров - для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек; ста пятидесяти метров - для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.
В силу положений части 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органов в случаях принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, поступления предписания уполномоченного органа о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, отказа от права собственности и иных прав на земельные участки, расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки, прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Перечисленные в данной норме основания для прекращения действия разрешения на строительство предусмотрены для правомерно выданного разрешения на строительство.
Поскольку в оспариваемом решении органом местного самоуправления не приведено ни одно из перечисленных оснований для прекращения действия разрешения на строительство, в судах первой и апелляционной инстанций такие основания административным ответчиком также не указаны, то в связи с этим существенным для правильного рассмотрения дела является, прежде всего, наличие либо отсутствие нарушений закона при выдаче разрешения на строительство по состоянию на дату его выдачи.
Изложенные в жалобе доводы заявителя о том, что для строительства объекта капитального строительства в пределах придорожной полосы автомобильной дороги необходимо согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, сами по себе не влекут отмены постановленных судебных актов, поскольку разрешение на строительство от 11 февраля 2020 г. N было выдано с учетом расстояния проектируемого здания от границы дорожного полотна в размере 50 м, более того, условиями договора аренды и дополнительных соглашений к нему, выпиской из ЕГРН подтверждено отнесение земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" к категории земель населенных пунктов, следовательно, установлено размещение указанного земельного участка в границах населенного пункта, где статьей 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплено исключение в отношении установления придорожных полос автомобильных дорог.
Ссылка заявителя жалобы на отклонение застройщика от предусмотренного разрешением на строительство допустимого отступа от границы земельного участка подлежит отклонению как несостоятельная, поскольку такие обстоятельства влекут иные правовые последствия и не могут быть предметом исследования пределах заявленных требований, тогда как в данном случае орган местного самоуправления либо иные заинтересованные лица вправе использовать другие способы судебной защиты, в том числе, о приведении объекта в соответствие с разрешением на строительство, о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой и иные.
При таком положении, решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 19 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 6 июля 2021 г. подлежат оставлению без изменения, поскольку приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушениях норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 19 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 6 июля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по градостроительству, земельным и имущественным отношениям Администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 сентября 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.