Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Матросовой Г.В, Филатовой В.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5469/11-2020 по исковому заявлению Кирьяновой Н.А. к Федеральному казенному учреждению "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" о взыскании недополученных денежных выплат и денежной компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Кирьяновой Н.А.
на решение Ленинского районного суда г.Курска от 07 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 27 апреля 2021 года, заслушав доклад судьи Матросовой Г.В,
УСТАНОВИЛА:
Кирьянова Н.А. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Курской и Белгородской областям" о взыскании недополученных денежных выплат и денежной компенсации морального вреда.
Решением Ленинского районного суда г.Курска от 07 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 27 апреля 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В поданной Кирьяновой Н.А. кассационной жалобе изложена просьба об отмене решения Ленинского районного суда г.Курска от 07 декабря 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 27 апреля 2021 года ввиду нарушения норм материального права, неправильного истолкования закона, нарушения норм процессуального права.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Кирьянова Н.А. 22 июня 2015 года была принята на работу на удаленное рабочее место в 1-ое отделение (финансово-расчетного пункта), расположенное по адресу: "адрес", на должность бухгалтера, 22 августа 2016 годапереведена на должность ведущего бухгалтера.
Занимаемая Кирьяновой Н.А. должность относится к категории гражданского персонала.
Обращаясь с вышеуказанным иском, Кирьянова Н.А. ссылалась на произвольный характер выплаты премии в отношении отдельных работников, занимающих аналогичные должности, на необоснованное занижение ответчиком выплаты средств материального стимулирования, предусмотренного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N1010 в сравнении с другими работниками, занимающими аналогичные должности, указала на то, что за спорный период работы, когда средства материального стимулирования ей выплачены не в полном размере, к дисциплинарной ответственности не привлекалась, приказы о лишении её премии работодатель не издавал.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на то, что определение конкретного размера премии лицам гражданского персонала относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей в периоде, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Нарушений трудовых прав Кирьяновой Н.А. и дискриминации в сфере труда ответчиком не допущено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнив тем, что Кирьяновой Н.А. в спорный период были выплачены премии с учетом положений пункта 7 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации".
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда первой и апелляционной инстанций не соответствующими нормам материального и процессуального права.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (абзацы седьмой, пятнадцатый, шестнадцатый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей основания возникновения трудовых отношений, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет основные понятия и определения, в частности, дано определение заработной платы (оплаты труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
В силу статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами.
Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников федеральных государственных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.1 ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами вышеуказанных органов, учреждений и организаций, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (ч. 2 ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации).
Исходя из пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 руководителям федеральных органов исполнительной власти предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда, высвободившиеся в результате сокращения численности работников и гражданского персонала, на выплату работникам и гражданскому персоналу премий по результатам работы.
Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 09 сентября 2010 года, регистрационный N 18395), которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок).
Пунктом 2 названного приказа Министра обороны Российской Федерации предусмотрено выплачивать за счет бюджетных средств, выделенных на оплату труда гражданского персонала Вооруженных Сил, дополнительные выплаты (премии) по результатам работы в соответствии с Порядком.
В пунктах 1, 2 Порядка указано, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на оплату труда лиц гражданского персонала.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату заработной платы лицам гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка объемы бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование, устанавливаются, в том числе, командующими флотами Вооруженных Сил - для непосредственно подчиненных объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, стоящих на финансовом обеспечении у распорядителей бюджетных средств.
Согласно пункту 7 Порядка конкретные размеры дополнительного материального стимулирования лицам гражданского персонала определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование, исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава.
Из приведенных выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", осуществляется по результатам службы (работы) за счет экономии бюджетных средств в пределах, доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.
В соответствии с пунктом 10 Положения о Федеральном казенном учреждении "ОФО МО РФ по Курской и Белгородской областям" Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации.
Министром обороны Российской Федерации ежеквартально принимается решение о ежемесячном дополнительном материальном стимулировании в каждом квартале соответствующего года отдельных категорий гражданского персонала в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010.
Расчетная сумма на одного работника в месяц установлена, в том числе на Управления (отделы) финансового обеспечения, в размере 25000 рублей.
При этом ежемесячный объем бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование в каждом квартале года устанавливается исходя из вышеуказанного размера расчетной суммы и фактической численности работников по состоянию на последний день месяца, но не превышающей фактическую численность, установленную Министром обороны Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных Кирьяновой Н.А. требований, суды исходили из того, что определение конкретного размера премии лицам гражданского персонала относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей в периоде, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
Данные выводы не соответствуют указанным выше положениям закона, поскольку работодатель при решении вопроса о материальном стимулировании должен действовать не произвольно, а в рамках действующих локальных актов, определяющих систему оплаты труда.
Исходя из пунктов 7.11, 7.12 Коллективного договора ФКУ "ОФО МО РФ по Курской и Белгородской областям" на 2019-2021 годы, премирование гражданского персонала производится на основании Положения о премировании за результаты трудовой деятельности. Выплата надбавок стимулирующего характера осуществляется на основании Положения о выплате надбавок стимулирующего характера.
Положением о премировании работников ФКУ "ОФО МО РФ по Курской и Белгородской областям" предусмотрено, что работникам Учреждения за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы ежемесячно производится выплата премии в размере до 25 процентов установленного должностного оклада. Конкретный размер премии работнику устанавливается приказом руководителя, наделенного правами работодателя, при условии выполнения показателей и критериев, с участием представительного органа работников. Снижение работникам премии полностью или частично производится на основании приказов работодателя с обязательным указанием причин лишения или уменьшения размера премии независимо от применения к нему мер дисциплинарного воздействия (пункты 2.1, 2.2, 2.8).
В соответствии с Положением о выплате премии за счет экономии фонда оплаты труда по итогам работы за месяц, квартал, год работникам ФКУ "ОФО МО РФ по Курской и Белгородской областям" основанием для выплаты премии является приказ начальника Учреждения, изданный на основании представленных письменных заявлений начальников структурных подразделений, с указанием конкретного размера премии в рублях (пункт 2.2).
Пунктом 2.6 данного Положения установлены показатели премирования и критерии оценки эффективности деятельности.
Положением о стимулирующих выплатах в ФКУ "ОФО МО РФ по Курской и Белгородской областям" предусмотрены выплаты стимулирующего характера за сложность, напряженность и специальный режим работы, для ведущих бухгалтеров - 260 процентов по результатам работы за месяц за фактически отработанное время. Начальник отдела на основании письменного мотивированного ходатайства начальника отделения (должностного лица) и по согласованию с представительным органом работников имеет право снизить установленный размере надбавки, либо может лишить её полностью (пункты 2.1, 2.6).
По данному делу юридически значимыми и подлежащими определению и установлению с учетом норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, являлись следующие обстоятельства: какой порядок установлен нормативными локальными актами либо иными актами выплаты премии и стимулирующих выплат, установлен ли предельный размер премии работникам, каковы основания для снижения размера премии; соблюден ли порядок определения размера премий при издании приказов о премировании, издавались ли приказы о премировании с указанием причин уменьшения размера премии.
Как следует из представленных в материалы дела выписок из ходатайств о выплате ежемесячных премий сотрудникам 1 отделения (финансово-расчетного пункта) ФКУ "ОФО МО РФ по Курской и Белгородской областям" и выписок из приказов начальника ФКУ "ОФО МО РФ по Курской и Белгородской областям", дынные выписки не содержат оснований установления размера премий, подлежащих выплате Кирьяновой Н.А.
В связи с чем ссылка судов первой и апелляционной инстанций о выплате премий истцу с учетом положений пункта 7 Порядка в размере, менее расчетного, исходя из оценки итогов ежемесячной работы, в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, не соответствуют как указанным выше нормам закона, так и нормативным локальным актам ответчика.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Требования приведенных норм процессуального права, в частности о том, что суд на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались, судами первой и апелляционной инстанций не соблюдены.
В нарушение части 4 статьи 198, части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в решении суда первой инстанции и в апелляционном определении указанные обстоятельства своего отражения не нашли.
Ввиду изложенного апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного акта и направления дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 27 апреля 2021 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Курского областного суда.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.