Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шадриной Е.В, судей Белоногого А.В, Головкиной Л.А, при секретаре-помощнике судьи Ерониной В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-21/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Метресурс-Тюмень" о признании не действующими в части перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого распоряжением Правительства Тюменской области от 3 декабря 2018 г. N 1500-рп, и перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого распоряжением Правительства Тюменской области от 27 ноября 2019 г. N 1573-рп, по апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Тюменской области на решение Тюменского областного суда от 22 апреля 2021 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шадриной Е.В, объяснения представителя заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Тюменской области и административного ответчика Правительства Тюменской области Ковалёвой Н.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Закопайловой А.В, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
3 декабря 2018 г. Правительством Тюменской области издано распоряжение N 1500-рп "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Распоряжение N 1500-рп), которое 5 декабря 2018 г. опубликовано на официальном Интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 Распоряжения N 1500-рп утверждён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в который в пункт 92 включено нежилое здание, общей площадью 6500, 1 кв. м, с кадастровым номером 72:23:0221004:567, расположенное по адресу: г. Тюмень, ул. Чекистов, д. 42 (далее - Нежилое здание).
27 ноября 2019 г. Правительством Тюменской области издано распоряжение N 1573-рп "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Распоряжение N 1573-рп), которое 29 ноября 2019 г. опубликовано на официальном Интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Пунктом 1 Распоряжения N 1573-рп утверждён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в который в пункт 90 включено Нежилое здание.
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Метресурс-Тюмень" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором после уточнения требований просило признать не действующими пункт 92 перечня, утверждённого Распоряжением N 1500-рп, и пункт 90 перечня, утверждённого Распоряжением N 1573-рп, поскольку указанное в них здание не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Включение Нежилого здания в указанные перечни неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Тюменского областного суда от 22 апреля 2021 г. административное исковое заявление удовлетворено, признаны не действующими со дня принятия пункт 92 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого Распоряжением N 1500-рп, и пункт 90 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждённого Распоряжением N 1573-рп.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных отношений Тюменской области просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно апелляционной жалобы административным истцом и прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о законности судебного акта и несостоятельности доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемое правовое регулирование принято в пределах полномочий Правительства Тюменской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку его принятия и введению его в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Проверяя соответствие содержания перечней в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришёл к выводу о неправомерности включения Нежилого здания в оспариваемые перечни.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3, 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Тюменской области налог на имущество организаций введён Законом Тюменской области от 27 ноября 2003 г. N 172 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Тюменской области).
Согласно пункту 1 статьи 1.1 регионального закона налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5 000 кв. м и помещений в них, введённых в эксплуатацию до 1 января 2013 г, включённых в перечень объектов недвижимого имущества, формирование и размещение которого осуществляется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
По смыслу приведённых предписаний федерального и областного законодательства в перечни подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Как установлено судом, здание с кадастровым номером 72:23:0221004:567 имеет назначение: нежилое здание, наименование: административное, состоит из двух помещений с кадастровыми номерами 72:23:0221004:3989 и 72:23:0221004:3990.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 3 октября 2019 г. по делу N А70-13914/2019 признано отсутствующим с 29 июня 2017 г. право собственности ООО "Метресурс-Тюмень" на названное здание с исключением указанных сведений из Единого государственного реестра недвижимости.
Помещение с кадастровым номером 72:23:0221004:3989 имеет назначение: нежилое, наименование: административное, общей площадью 5 596, 6 кв. м, принадлежит на праве собственности административному истцу.
Помещение с кадастровым номером 72:23:0221004:3990 имеет назначение: нежилое, наименование: административное, общей площадью 917, 6 кв. м, подвал I, 1-18, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
На земельном участке с кадастровым номером 72:23:0223001:0072, общей площадью 133 266 +/- 66, 3 кв. м, категория земель: земли населённых пунктов, с видом разрешённого использования - под нежилые строения и сооружения (производственного назначения) расположен производственный комплекс, в состав которого включено, в том числе Нежилое здание.
Данный вид разрешённого использования земельного участка, на котором также расположен объект недвижимости, принадлежащий административному истцу, не соответствует виду разрешённого использования земельных участков, предусматривающих возможность размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Нежилое здание включено Правительством Тюменской области в перечни, составление которых предусмотрено пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, по его фактическому использованию в целях размещения офисов делового, административного и коммерческого назначения.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, как это установлено пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учётом положений пунктов 3, 4 и 5 названной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утверждённым постановлением Правительства Тюменской области от 26 ноября 2014 г. N 595-п, установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования объектов осуществляются Департаментом имущественных отношений Тюменской области с привлечением к осуществлению деятельности, связанной с определением вида фактического использования объектов подведомственного ему государственного бюджетного учреждения Тюменской области "Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации" (пункт 1.2).
Согласно акту обследования государственного бюджетного учреждения Тюменской области "Центр кадастровой оценки и хранения учетно-технической документации" от 11 августа 2020 г. (далее - Акт) Нежилое здание, общей площадью 5 596, 6 кв. м признаётся соответствующим пункту 2 части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и относится к административно-деловому центру на том основании, что в соответствии с техническим паспортом и выездным осмотром 42% (2 333, 6 кв. м) от общей площади здания предназначены под офисные помещения, при этом, часть помещений на день обследования пустует, а в остальных находятся различные организации (арендаторы).
Согласно позиции Департамента имущественных отношений Тюменской области вывод о фактическом использовании для размещения офисов основан на том, что в соответствии с данными технического паспорта и экспликации Нежилое здание имеет использование "административное", а помещения площадью 2 333, 6 кв. м относятся к типу "учрежденческое", следовательно, кабинеты, имеющие административное назначение, составляют более 20 процентов (42%) от общей площади здания, что соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что понятие наименование "офис" не тождественно наименованию "кабинет", и имеющиеся в техническом паспорте запись в графе использование "административное", в экспликации записи в графах использование помещения "учрежденческое" также не позволяют установить идентичность понятий этих наименований и охарактеризовать их использование как офисное.
Между тем, Акт, который был исследован и оценён судом первой инстанции в совокупности и взаимосвязи с иными доказательствами, в том числе с приложенными к нему фотоматериалами, составлен некорректно, поскольку не позволяет установить, что помещения в объёме более 20% общей площади Нежилого здания используются под офисы и сопутствующую офисную инфраструктуру, которые оборудованы стационарными рабочими местами и оргтехникой для приёма клиентов (клиентская зона).
Более того, Акт не содержит сведений о размере площади помещений, расчёт процентного соотношения площадей здания и иную информацию, подтверждающую размещение в Нежилом здании объектов в установленных статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации целях.
Из технической документации и показаний допрошенных судом свидетелей не следует, что кабинеты, общей площадью 2 333, 6 кв. м, соответствуют критериям офисов.
Кроме того, указание в правоустанавливающих документах и технической документации наименования Нежилого здания: "использование - административное" не является самостоятельным основанием для включения его в перечни, поскольку такое назначение (наименование) здания без установления наличия конкретных помещений, которые могут быть отнесены к критериям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, площадь которых составила бы более 20% от общей площади здания, не позволяет отнести его к административно-деловому центру.
Таким образом, площадь, используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры при общей площади Нежилого здания, составляет менее 20%, установленной статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Иных достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих обоснованность отнесения Нежилого здания к объектам недвижимости, отвечающим одному из условий, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Департамент имущественных отношений Тюменской области, на котором в силу положений части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежало бремя доказывания законности оспариваемых актов, не представлено и в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии оснований для признания пункта 92 перечня, утверждённого Распоряжением N 1500-рп, и пункта 90 перечня, утверждённого Распоряжением N 1573-рп, недействующими с момента принятия ввиду их противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и об удовлетворении административного иска.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену судом апелляционной инстанции постановленного по делу решения, поскольку, по сути, сводятся к несогласию с правовой оценкой суда.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тюменского областного суда от 22 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационной суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.