Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 20 мая 2002 г. N 92
Республиканская целевая программа по улучшению
условий труда и охраны труда на 2002 - 2005 годы
Паспорт
Республиканской целевой программы по улучшению
условий труда и охраны труда на 2002 - 2005 годы
Государственный заказчик Министерство труда и социального
Программы: развития Республики Адыгея
Разработчик Программы: Министерство труда и социального
развития Республики Адыгея
Цели и задачи Программы: снижение уровня производственного
травматизма и профессиональной
заболеваемости;
сокращение численности работников,
занятых на тяжелых работах и
работах с вредными или опасными
условиями труда;
повышение гарантий правовой и
социальной защиты работников от
профессионального риска;
эффективная реализация основных
направлений государственной
политики в области охраны труда
Сроки реализации 2002 - 2005 годы
Программы:
Перечень основных мероприятий нормативно-правовое обеспечение в
Программы: области охраны труда;
государственное управление, надзор
и контроль в области охраны труда;
информационное обеспечение охраны
труда, совершенствование системы
обучения по охране труда;
социальная, медицинская и
профессиональная реабилитация лиц,
пострадавших на производстве;
организационно-технические
мероприятия по профилактике
производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости
Объемы и источники общий объем ассигнований должен
финансирования Программы: составить 6980 тысяч рублей, в том
числе:
средства республиканского бюджета
Республики Адыгея - 190 тысяч
рублей;
средства бюджета Фонда социального
страхования Российской Федерации -
6688 тысяч рублей;
средства от штрафов, взыскиваемых
за нарушение законодательства о
труде и об охране труда, -
102 тысячи рублей;
средства организаций независимо от
их организационно-правовой формы
(за исключением федеральных
казенных предприятий и федеральных
учреждений) - не менее 0,1 процента
суммы затрат на производство
продукции (работ, услуг), а в
организациях, занимающихся
эксплуатационной деятельностью, -
не менее 0,7 процента суммы
эксплуатационных расходов
Ожидаемые конечные снижение уровня производственного
результаты реализации травматизма, профессиональной и
Программы: общей заболеваемости, сокращение на
этой основе государственных
расходов и сохранение здоровья
работников
Контроль за возлагается на:
исполнением Программы Министерство труда и социального
развития Республики Адыгея;
Федеральное государственное
учреждение "Центр государственного
санитарно-эпидемиологического
надзора в Республике Адыгея";
Государственную инспекцию труда по
Республике Адыгея Федеральной
инспекции труда Министерства труда
и социального развития Российской
Федерации
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Республиканская целевая программа по улучшению условий труда и охраны труда на 2002 - 2005 годы (далее - Программа) разработана во исполнение Закона Республики Адыгея от 16 ноября 1998 года N 100 "Об охране труда" и в целях реализации государственной политики в области охраны труда, повышения эффективности мероприятий по улучшению условий труда и охраны труда.
Во многих организациях, расположенных на территории Республики Адыгея, условия труда, несмотря на проводимую определенную работу, продолжают оставаться неудовлетворительными.
Согласно государственной статистической отчетности в промышленности, строительстве, на транспорте и связи в Республике Адыгея в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, трудится 11,7 процента работников.
Особенно велика доля работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда на авиационном транспорте (58,3 процента), в текстильной промышленности (49,1 процента), в деревообрабатывающей промышленности (22,3 процента), производстве строительных материалов (19,3 процента).
Анализ показывает, что в основных отраслях экономики 2,7 процента работников заняты тяжелым физическим трудом. Наибольшее количество работников испытывают физические перегрузки в производстве строительных материалов (10,6 процента), в лесозаготовительной (10,5 процента), мясной (7,7 процента), текстильной промышленности (6,0 процентов).
В Республике Адыгея остается высокой (26,3 процента) доля работников, имеющих право на компенсации в связи с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда. Наибольший удельный вес работников, получающих те или иные льготы и компенсации за тяжелые, вредные и опасные условия труда, приходится на газовую промышленность (79,6 процента), авиационный транспорт (60,5 процента), текстильную промышленность (39,4 процента).
Проверки органами государственного надзора и контроля показывают, что практически во всех организациях всех форм собственности, расположенных на территории Республики Адыгея (далее - организации), допускаются случаи эксплуатации производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, не отвечающего требованиям безопасности и представляющего угрозу жизни и здоровью работников.
Неблагополучными остаются условия труда и безопасность труда на многих предприятиях малого и среднего бизнеса, которые зачастую размещаются в помещениях с грубыми нарушениями правил пожарной безопасности, санитарных норм и электробезопасности. На этих предприятиях производственные процессы в основном выполняются на устаревшем оборудовании, работники не обеспечиваются в соответствии с установленными законодательством нормами средствами индивидуальной защиты, не проходят медицинские осмотры, обучение и проверку знаний по охране труда.
В годы начала экономических реформ в организациях имела место тенденция экономии средств за счет снижения затрат, обеспечивающих должный уровень условий труда и безопасности труда, сокращались службы охраны труда.
Обеспеченность специалистами по охране труда в организациях с численностью работающих более 100 человек на начало 2002 года составила лишь 67 процентов.
Затраты на мероприятия по охране труда в расчете на одного работника, несмотря на некоторый рост, в 2001 году по Республике Адыгея составили 377 рублей, что значительно ниже уровня затрат, производимых в среднем по стране.
В последние годы в соответствии с требованиями действующего законодательства приняты меры по созданию системы обучения и проверки знаний в области охраны труда. Ежегодно обучение в области охраны труда проходят более 1000 должностных лиц и других категорий работников. В связи с тем, что обучение и проверка знаний в области охраны труда носит обязательный периодический характер, необходимо расширить в Республике Адыгея сеть обучающих организаций.
Решающую роль в обучении широких масс трудящихся вопросам охраны труда, а также в обеспечении организаций нормативными правовыми актами по охране труда должно сыграть начавшееся в 2000 году обучение отдельных категорий застрахованных за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Этот вид обучения введен в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Основными причинами неудовлетворительных условий труда и охраны труда в отдельных отраслях производства и экономики и в организациях являются низкая техническая оснащенность, применение устаревших технологий, использование морально устаревшего и физически изношенного оборудования, машин и механизмов. В последние годы значительно снижены объемы капитальных и планово-предупредительных ремонтов зданий, сооружений, машин и оборудования.
Неудовлетворительные условия труда, нарушения правил и норм безопасности, низкая квалификация административно-технического персонала и работников, отсутствие должного контроля на предприятиях за безопасностью труда, а также неиспользование возможностей профсоюзного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда являются основными причинами высокого уровня несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости.
По данным государственной статистической отчетности ежегодно в организациях получают травмы различной степени тяжести около 300 человек, в том числе до 15 человек - с летальным исходом, регистрируется до 3 случаев профессиональных заболеваний.
В результате сохраняющихся неудовлетворительных условий труда, высокого уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости Республика Адыгея и общество в целом несут значительные моральные и материальные потери.
Для решения проблем в области охраны труда требуется активизация и повышение эффективности деятельности в этой области как органов государственной власти Республики Адыгея, так и предприятий Адыгеи.
Социально-экономический характер проблемы предопределяет необходимость ее комплексного решения с применением программного подхода и государственного регулирования.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
сокращение численности работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
повышение гарантий правовой и социальной защиты работников от профессионального риска.
Первоочередной задачей Программы является реализация комплекса социально-экономических, технических, правовых, организационных, санитарно-гигиенических, реабилитационных и других мероприятий по улучшению условий труда и охраны труда в Республике Адыгея на 2002 - 2005 годы, согласно приложению, обеспечивающих работникам государственные гарантии и правовую защиту в области охраны труда.
3. Программные мероприятия
Мероприятия Программы определены на основе анализа состояния условий труда и охраны труда, уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Республике Адыгея, проведенного Министерством труда и социального развития Республики Адыгея совместно с другими органами исполнительной власти Республики Адыгея.
Мероприятия по улучшению условий труда и охраны труда в Республике Адыгея на 2002 - 2005 годы объединяют работы по следующим направлениям:
нормативно-правовое обеспечение в области охраны труда;
государственное управление, надзор и контроль в области охраны труда;
информационное обеспечение охраны труда, совершенствование системы обучения по охране труда;
социальная, медицинская и профессиональная реабилитация лиц, пострадавших на производстве;
организационно-технические мероприятия по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
В 2002 - 2005 годах планируется продолжить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы по охране труда в Республике Адыгея. Это связано с тем, что действующая нормативная база в области охраны труда быстро устаревает и не позволяет в полной мере осуществить правовое обеспечение решения вопросов охраны труда.
Дальнейшее развитие должна получить система государственного управления, надзора и контроля в области охраны труда, а также порядок их взаимодействия. Необходимо внедрить систему управления охраной труда на уровне городов и районов Республики Адыгея.
Мероприятия раздела "Информационное обеспечение охраны труда, совершенствование системы обучения по охране труда" направлены на улучшение информационного обеспечения охраны труда, создание банков данных по охране труда. Необходимо реализовать меры по совершенствованию действующей системы обучения, расширению сети обучающих организаций, внедрению модульных и других современных методов обучения и проверки знаний в области охраны труда.
Мероприятия раздела "Социальная, медицинская и профессиональная реабилитация лиц, пострадавших на производстве" призваны обеспечить гарантированную социальную защиту работников, получивших производственные травмы и профессиональные заболевания. Эти меры направлены также на совершенствование проведения периодических медицинских осмотров, медико-социальной экспертизы, развитие центров медицинской и профессиональной реабилитации в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от нечастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Мероприятия раздела "Организационно-технические мероприятия по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости" направлены на улучшение условий труда и приведение их в соответствие с требованиями норм и правил охраны труда в организациях всех форм собственности, расположенных на территории Республики Адыгея, на внедрение высокопроизводительных и безопасных технологий, машин и оборудования, создание нормальных санитарно-бытовых условий, обеспечение работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты и должны осуществляться предприятиями за счет собственных средств.
Этим же разделом предусмотрено выполнение ряда организационных мероприятий, направленных на пропаганду вопросов охраны труда.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Для реализации Программы предполагается привлечь:
средства республиканского бюджета Республики Адыгея;
средства Фонда социального страхования Российской Федерации;
средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства о труде и охране труда;
средства организаций всех форм собственности, расположенных на территории Республики Адыгея.
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники их финансирования подлежат корректировке на основе анализа полученных результатов и с учетом реальных возможностей предполагаемых источников финансирования.
Общий объем ассигнований должен составить 6980 тысяч рублей, в том числе средства республиканского бюджета Республики Адыгея - 190 тысяч рублей, средства Фонда социального страхования Российской Федерации - 6688 тысяч рублей, средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства о труде и охране труда, - 102 тысячи рублей. В соответствии с действующим законодательством средства организаций независимо от их организационно-правовой формы (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) должны быть привлечены в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.
5. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Министерство труда и социального развития Республики Адыгея.
Государственный заказчик Программы с учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы из различных источников, и предварительных результатов ее выполнения уточняет мероприятия Программы, сроки ее реализации и объемы финансирования.
Основные исполнители Программы осуществляют организацию, обеспечение и контроль за выполнением в полном объеме программных мероприятий.
Государственные заказы на выполнение отдельных программных мероприятий размещаются в организациях на конкурсной основе с заключением государственных контрактов в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ Федеральный закон "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" признан утратившим силу с 1 января 2006 г.
6. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы возлагается на Министерство труда и социального развития Республики Адыгея, Государственную инспекцию труда по Республике Адыгея Федеральной инспекции труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Федеральное государственное учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Адыгея".
Министерство труда и социального развития Республики Адыгея ежегодно подготавливает информацию и доклады о ходе выполнения Программы и об использовании средств и представляет их в Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея.
7. Оценка эффективности Программы
Данная Программа представляет собой комплекс организационных, методических, учебно-пропагандистских, санитарно-гигиенических, медицинских, реабилитационных, производственных и других мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.
В результате реализации Программы будут обеспечены:
разработка и пересмотр нормативных правовых актов по охране труда;
развитие сети центров охраны труда с исследовательскими лабораториями;
разработка и внедрение системы непрерывного обучения и проверки знаний по охране труда;
организация и проведение медицинских осмотров работников, осуществление мер по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации лиц, получивших производственные травмы и профессиональные заболевания;
улучшение условий труда и быта на производстве.
Непосредственный экономический эффект должен быть получен в организациях, где улучшится состояние условий и охраны труда за счет сокращения непроизводительных затрат.
Социальный эффект выполнения Программы проявится в сокращении производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, повышении безопасности труда и уровня социальной защищенности работников.
Реализация Программы не будет способствовать нарушениям природоохранных мероприятий и загрязнению окружающей среды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.