Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 14 марта 2003 г. N 50
Разработчик Программы - Комитет Республики Адыгея по делам молодежи
Программа
"Обеспечение жильем молодых семей в Республике Адыгея"
на 2003 - 2004 годы
24 мая, 20 декабря 2004 г.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 20 декабря 2004 г. N 219 в Паспорт настоящего Приложения внесены изменения
Паспорт
программы "Обеспечение жильем молодых семей
в Республике Адыгея" на 2003 - 2004 годы
Государственный Комитет Республики Адыгея по делам
заказчик Программы молодежи
Основной
разработчик Программы Комитет Республики Адыгея по делам
молодежи
Цели и задачи создание системы государственной
Программы поддержки молодых семей в решении
жилищной проблемы, улучшение
демографической ситуации в Республике
Адыгея и в этих целях:
1) создание нормативно-правовой основы
государственной поддержки молодых семей
по строительству жилья;
2) разработка механизма реализации
системы государственной поддержки
молодых семей по строительству жилья;
3) обеспечение государственной поддержки
инициативы молодежных организаций по
улучшению жилищных и социально-бытовых
условий молодых семей;
4) пропаганда укрепления семейных
отношений и многодетности среди молодежи
Республики Адыгея
Сроки и этапы Программа будет выполняться в два этапа
реализации Программы в течение 2003 - 2004 годов.
На первом этапе будет осуществляться:
1) нормативно-правовое обеспечение
Программы;
2) формирование организационных и
финансовых механизмов государственной
поддержки молодых семей в строительстве
(приобретении) жилья на
экспериментальных площадках в городах и
районах Республики Адыгея. Площадки
будут определяться государственным
заказчиком на основании процедуры
конкурсного отбора;
3) заключение договора на предмет
приобретения готового жилья с открытым
акционерным обществом фирмой
"Адыгпромстрой";
4) конкурсный отбор участников
Программы.
На втором этапе планируется:
1) строительство жилого дома следующего
описания:
5 этажей, 3 подъезда по 24 квартиры в
каждом. На первом этаже располагаются
помещения молодежного центра, остальные
4 этажа - жилые квартиры (2,3,4-х
комнатные);
2) развитие молодежного центра;
3) создание рабочих мест в молодежном
центре.
Объем и источники общий объем финансирования - 23868 тысяч
финансирования рублей, в том числе за счет средств:
Программы 1) исключен;
См. текст подпункта 1
2) республиканского бюджета Республики
Адыгея 9547,2 тысячи рублей;
3) внебюджетных источников 14320,8 тысячи
рублей
Ожидаемые конечные создание условий для решения жилищной
результаты проблемы и повышение уровня
реализации Программы обеспеченности молодых семей жильем;
развитие и закрепление семейных
отношений в молодежной среде;
развитие и закрепление положительных
демографических тенденций в обществе,
повышение рождаемости населения;
привлечение финансовых средств молодых
семей в жилищную сферу
Контроль за осуществляет Комитет Республики Адыгея
выполнением Программы по делам молодежи
I. Введение
Актуальной проблемой в настоящее время является депопуляция населения Республики Адыгея, как и депопуляция России в целом.
Первостепенной составляющей депопуляционных тенденций является снижение рождаемости. Для сохранения простого воспроизводства любого общества необходимо обеспечить коэффициент рождаемости в среднем 2,14 ребенка в год. В России в 1999 году по данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике он уменьшился до 1,17.
Социологические исследования относят жилищные условия и доходы молодой семьи к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей. В то же время необходимо отметить, что в общественном сознании пока отсутствует понимание прямой зависимости между процессами воспроизводства народонаселения и обеспеченностью молодых семей жилищем.
Превышение смертности над рождаемостью в Республике Адыгея, как и во всей Российской Федерации, ставит в ранг приоритетных государственных проблем, требующих незамедлительных и масштабных действий, проблему обеспечения жилищных условий для молодой семьи в целях стимулирования рождаемости и воспитания детей.
Своевременность и актуальность такой постановки вопроса вызвана тем, что в первом десятилетии XXI века в репродуктивный возраст будет вступать относительно многочисленное поколение женщин, рожденных в 1982 - 1988 годах.
Снижение рождаемости происходит во всех промышленно развитых странах мира, однако Республика Адыгея, как и Россия в целом, при этом имеет негативные тенденции основных демографических показателей, а именно, длительный спад рождаемости на фоне повышения смертности, ведущие к систематическому уменьшению абсолютной численности населения. Целевая демографическая политика в отношении молодежи должна нейтрализовать процессы депопуляции и изменить демографическую обстановку в лучшую сторону.
Программа "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Адыгея" на 2003 - 2004 годы (далее - Программа) ставит своей целью создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы, улучшение жилищных условий молодых семей, стимулирование и закрепление положительных тенденций в изменении демографической ситуации в Республике Адыгея.
Программа рассчитана на участие в ее реализации молодого населения Республики Адыгея в возрасте до 30 лет включительно.
II. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Россия - одна из немногих стран мира, где отмечается сокращение численности населения. Убыль населения в России началась еще в XX веке. Нынешний демографический кризис, перешагнувший уже в XXI век, эксперты называют беспрецедентным в мирное время.
В основе снижения рождаемости и роста смертности лежит ухудшение качества жизни большинства населения, связанное с затяжным социально-экономическим кризисом.
Наглядным показателем связи ухудшения качества жизни населения Республики Адыгея, связанным с социально-экономическим кризисом, служат следующие цифры: если в 1973 году в Адыгее количество родившихся составило 5983, умерших - 3502, то есть количество родившихся превышало количество умерших в 1,71 раза, в 1987 году - в 1,44 раза (соответственно 7385 и 5155), то уже в 1991 году количество родившихся и умерших практически сравнялось, а, начиная с 1992 года, количество смертей начало превышать количество рождений в 1,13 раза (5306 и 5969), в 2001 году - в 1,56 раза (4212 и 6566).
Абсолютные цифры в сфере рождаемости и здоровья подрастающего поколения Республики Адыгея следующие: в 1987 году родилось 7,4 тысячи детей (71,6 на тысячу женщин фертильного возраста 15-49 лет), а в 2001 году - почти в 2 раза меньше - 4,212 (36,2 на тысячу женщин фертильного возраста). Почти вдвое сократилось рождение вторых и третьих детей. В активный трудоспособный и репродуктивный период сейчас вступает практически больное поколение. Это симптом вырождения нации.
Если показатель рождаемости в среднем на одну женщину будет и далее снижаться такими же темпами, как в 90-е годы, то к 2005 году он составит 0,8 - 0,9.
Анализ состояния динамики демографических процессов и причин, их вызывающих, свидетельствует о невозможности стабилизации демографической обстановки в стране и последующего ее улучшения без преодоления духовного и социально-экономического кризиса, подъема экономики, повышения уровня жизни населения.
Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения.
В настоящее время семьи являются крайне неустойчивыми. В 2001 году в Республике Адыгея было зарегистрировано 3048 браков и 2279 разводов, то есть практически 75 процентов браков заканчиваются разводами.
Как показали социологические исследования, в качестве основных причин, по которым молодые семьи являются неустойчивыми и не желают заводить детей, в подавляющем большинстве случаев назывались две: отсутствие перспектив получения (приобретения) жилья и низкий уровень доходов.
Необходимо подчеркнуть, что первая из указанных причин формулировалась не как собственно получение жилья, а именно как отсутствие перспектив получения жилья.
80 процентов детей рождается в семьях в возрасте до 30 лет. Следовательно, для изменения репродуктивной установки молодых семей нужно найти решение двух вышеуказанных проблем.
Трудное жилищное положение оказывает особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы. Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Улучшение жилищных условий в виде приобретения отдельной квартиры в наибольшей степени способствует увеличению размеров семьи. В целом средняя населенность семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем в семьях, которые снимают комнату или живут в общежитии.
Тема обеспеченности жильем молодых семей приобретает актуальность сейчас, в первом десятилетии XXI века, когда вступают в действие структурные факторы изменения численности молодежи. В 2002 году в интервал повышенной брачности и период рождения первого ребенка вступают поколения повышенной рождаемости 1982 - 1986 годов.
Продуманная и реалистичная политика в отношении семьи, расширение экономической поддержки семьи и, в частности, помощь в приобретении и строительстве жилья может наиболее серьезным образом повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
В СССР в 80-х годах десятки тысяч молодых семей смогли решить жилищную проблему благодаря молодежным жилищным комплексам (далее - МЖК). МЖК представлял собой оригинальную форму осуществления жилой застройки, которая позволяла в комплексе решать финансовые, организационные, архитектурные и социальные проблемы.
МЖК возникли не случайно, а в определенный период экономического развития страны, когда государство имело достаточно средств на решение жилищного вопроса, но испытывало острый дефицит рабочей силы в строительной индустрии. МЖК выступал в качестве сбалансированного экономического организма. Строительный комплекс получал дешевую рабочую силу, а молодые семьи своими руками строили для себя жилье.
В современных условиях ситуация изменилась диаметральным образом: улучшение жилищных условий молодых семей связано, в первую очередь, с оказанием им финансовой помощи со стороны государства в целях приобретения и строительства жилья.
Государственная помощь молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, может осуществляться на основании различных видов отношений, предусмотренных российским законодательством, включая:
1) предоставление безвозмездных субсидий молодым малообеспеченным семьям на основании постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 33);
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 937 признано утратившим силу
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 мая 2004 г. N 105 в подпункт 2 раздела II настоящего Приложения внесены изменения
2) предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Адыгея.
III. Основные цели и задачи Программы
Целью реализации Программы является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Республике Адыгея.
Для достижения цели Программы необходимо решить следующие основные задачи:
1) разработка механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей по строительству жилья;
2) создание нормативно-правовой основы государственной поддержки молодых семей по строительству жилья;
3) обеспечение государственной поддержки инициативы молодежных организаций по улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей;
4) пропаганда новых приоритетов демографического поведения молодого населения, связанных с укреплением семейных отношений и многодетностью;
5) решение вопросов занятости и трудоустройства участников Программы.
IV. Срок и этапы реализации Программы
Программа будет выполняться поэтапно в течение 2003 - 2004 годов.
На первом этапе будет осуществляться:
1) нормативно-правовое обеспечение Программы;
2) формирование организационных и финансовых механизмов государственной поддержки молодых семей в строительстве (приобретении) жилья на экспериментальных площадках в городах и районах Республики Адыгея. Площадки будут определяться государственным заказчиком на основании процедуры конкурсного отбора;
3) заключение договора на предмет приобретения готового жилья с открытым акционерным обществом фирмой "Адыгпромстрой";
4) конкурсный отбор участников Программы.
На втором этапе планируется:
1) строительство жилого дома следующего описания: 5 этажей, 3 подъезда по 24 квартиры в каждом. Первый этаж - помещения молодежного центра, остальные 4 этажа - жилые квартиры (2,3,4-х комнатные);
2) развитие молодежного центра;
3) создание рабочих мест в молодежном центре.
V. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий призвана обеспечить взаимодействие всех исполнителей Программы в процессе:
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 24 мая 2004 г. N 105 в подпункт 1 раздела V настоящего Приложения внесены изменения
1) предоставления молодым семьям - участникам Программы, нуждающимся в улучшении жилищных условий, государственной поддержки путем предоставления государственных безвозмездных жилищных субсидий при рождении (усыновлении) ребенка;
2) контроля за расходованием бюджетных средств в соответствии с целями Программы.
Программные мероприятия подразделяются на мероприятия по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы, организационные мероприятия и мероприятия по финансированию капитальных и других расходов за счет бюджетов всех уровней.
Среди программных мероприятий по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы наиболее важным является разработка проектов республиканских законов и нормативно-правовых актов, касающихся реализации права молодой семьи на государственную поддержку в решении жилищной проблемы.
В составе организационных мероприятий приоритетным является формирование информационной системы, предназначенной для мониторинга и подготовки информационно-аналитических материалов реализации Программы.
Среди мероприятий по формированию капитальных и других расходов за счет бюджетов всех уровней основным является подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проекта закона Республики Адыгея "О республиканском бюджете Республики Адыгея" на соответствующий год.
Программные мероприятия подлежат исполнению при наличии соответствующих согласований по графику согласно приложению N 2 к Программе "Обеспечение жильем молодых семей в Республике Адыгея" на 2003 - 2004 годы.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 20 декабря 2004 г. N 219 в Раздел VI настоящего Приложения внесены изменения
VI. Механизмы реализации Программы
Молодая семья - семья, в которой оба супруга имеют возраст до 30 лет включительно.
Участниками Программы могут являться молодые семьи, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Государственный кредит - средства республиканского бюджета Республики Адыгея, выделяемые на возвратной основе участникам Программы для погашения части затрат на строительство жилья.
Личные средства - первоначальный взнос участника Программы на погашение части затрат на строительство жилья.
Доли участия бюджетов всех уровней:
1) республиканский бюджет Республики Адыгея - 40 процентов;
2) личные средства молодых семей - 60 процентов.
В качестве эксперимента исполнитель поручает строительной организации открытому акционерному обществу фирме "Адыгпромстрой" на основании заключенного договора строительство жилого дома следующего описания
Описание дома
Дом на 48 квартир, 3 подъезда, 4 жилых этажа, первый этаж - служебные помещения молодежного центра.
Распределение квартир на площадке: 3 квартиры - 54 квадратных метра, 1 квартира - 72 квадратных метра
А) 54 квадратных метра - квартира на 3-х человек (двухкомнатная)
Б) 72 квадратных метра - квартира на 4-х человек (трехкомнатная).
Квартир типа А - 36; квартир типа Б - 12.
1 квадратный метр = 8500 рублей.
Квартира типа А, стоимость: 54 квадратных метра х 8500 рублей = 459000 рублей
40 процентов - 183600 рублей х 36 квадратных метра = 6609600 рублей.
Квартира типа Б, 72 квадратных метра х 8500 рублей = 612000 рублей.
40 процентов - 244800 рублей х 12 квадратных метра = 2937600 рублей.
Распределение финансовых средств на строительство жилого дома
Источники финансирования | Доли участия (в процентах) |
Общая сумма (в рублях) |
Личные средства молодых семей | 60 | 14320800 |
Республиканский бюджет Республики Адыгея |
40 |
9547200 |
Итого | 23868000 |
Возврат средств в республиканский бюджет Республики Адыгея
Срок возврата кредита - 10 лет по следующему графику
Общая площадь (в квадратных метрах) |
Сумма кредита (в рублях) |
Возвратная сумма в месяц (в рублях) |
54 | 183600 | 1530 |
72 | 244800 | 2040 |
Реализация Программы осуществляется на основе взаимовыгодных соглашений и договоров.
Координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Адыгея по выполнению мероприятий Программы осуществляет Комитет Республики Адыгея по делам молодежи.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 20 декабря 2004 г. N 219 в Раздел VII настоящего Приложения внесены изменения
VII. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования составляет 23868 тысяч рублей, в том числе ассигнования из:
1) республиканского бюджета Республики Адыгея - 9547,2 тысячи рублей;
2) внебюджетных источников 14320,8 тысячи рублей.
Финансирование Программы будет осуществляться по графику согласно приложению N 1 к Программе.
VIII. Оценка эффективности мероприятий Программы
При реализации Программы ожидаются следующие результаты. Привлечение средств федерального бюджета на строительство жилья для молодых семей.
Обеспечение жильем 48 семей.
Обеспечение рабочими местами 96 человек.
Повышение рождаемости в среднем на 48 детей за год.
Свободная прибыль молодежного центра будет расходоваться на погашение части кредитов и реализацию Программы, аналогичную настоящей, в последующие годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.