Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Сальниковой В.Ю, Поповой Е.И.
при секретаре
К.М.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-969/2020 по апелляционной жалобе ассоциации "Дачное некоммерческое партнерство " "... "" на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга, принятое 16 июня 2020 года по административному иску ассоциации "Дачное некоммерческое партнерство " "... "" к администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга об оспаривании уведомления.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, выслушав объяснения представителей административного истца ассоциации "Дачное некоммерческое партнерство " "... "" - адвоката Н.М.Е. (по ордеру и доверенности), Е.Е.И. (по доверенности), возражения представителя административного ответчика администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга - Т.А.В. (по доверенности), судебная коллегия
установила:
ассоциация "Дачное некоммерческое партнерство " "... "" (далее - ДНП " "... "") обратилась в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором представитель названного дачного некоммерческого партнёрства просил суд признать незаконным уведомление администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга от "дата" N... о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права представитель истца просил суд возложить на администрацию Петродворцового района Санкт-Петербурга обязанность в срок не позднее 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу направить в адрес ассоциации уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома) установленным параметрам размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
В обоснование административного иска представитель ДНП " "... "" ссылался на то обстоятельство, что партнерство является собственником земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: "адрес" с видом разрешенного использования: для размещения дач и, реализуя право собственника на пользование земельным участком, "дата" направило в администрацию Петродворцового района Санкт-Петербурга уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке, однако, письмом названной районной администрации от "дата" в адрес дачного некоммерческого партнёрства направлено уведомление от "дата" о несоответствии указанных в уведомлении дачного некоммерческого партнёрства параметров планируемого к строительству объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома) установленным параметрам и недопустимости размещения такого объекта на земельном участке в соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга.
По мнению представителя истца, решение районной администрации не соответствует закону, поскольку указанная ответчиком в уведомлении причина - отсутствие разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, не может служить основанием для принятия ответчиком оспариваемого решения в силу того, что статьёй 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанность предоставления такого разрешения не установлена.
Кроме того, как указал представитель истца, районной администрацией при вынесении решения не принято во внимание то обстоятельство, что земельный участок ДНП " "... "" является садовым земельным участком, разрешенный вид использования которого соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны ТРЗ-2 и на котором, в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", могут размещаться как садовые дома, так и жилые дома, в связи с чем, по мнению истца, для строительства жилого дома на участке не требуется какого либо специального разрешения, но необходимо уведомление администрации о предполагаемом строительстве в установленном законом порядке.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга, принятым 16 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 05 ноября 2020 года, в удовлетворении административного иска ДНП " "... "" отказано.
Кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 28 апреля 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 05 ноября 2020 года отменено; дело по апелляционной жалобе ассоциации "Дачное некоммерческое партнерство " "... "" на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Представители ДНП " "... "" апелляционную жалобу поддержали, просят решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и на нарушение судом норм материального права.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Согласно выписке из ЕГРН, ДНП " "... "" является собственником земельного участка "адрес", кадастровый N.., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения дач (т. 1 л.д. 15).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утверждёнными Постановлением Правительства Санкт- Петербурга от 21 июня 2016 года N 524, указанный земельный участок расположен в территориальной зоне ТРЗ-2 - зона рекреационного назначения, предназначенная для размещения объектов туризма и санаторно- курортного лечения, гостиниц и пансионатов, дачного фонда с включением объектов инженерной инфраструктуры.
"дата" представитель ДНП " "... "" направил в администрацию Петродворцового района Санкт-Петербурга уведомление о планируемом строительстве на указанном земельном участке жилого дома с определёнными характеристиками (т. 2 л.д. 20-23).
Письмом администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга от "дата" дачному некоммерческому партнёрству " "... "" направлено уведомление от "дата" год о несоответствии указанного в уведомлении дачного некоммерческого партнёрства планируемого строительством жилого дома установленным параметрам и недопустимости размещения такого объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке (л.д. 16).
Из уведомления администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга от "дата" следует, что основанием для принятия оспариваемого решения послужило то обстоятельство, что земельный участок в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" расположен в границах территориальной зоны ТЗР-2 (зона рекреационного назначения) и в границах единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ (21)16 с условно разрешённым видом использования - для размещения дач, который, без специального разрешения на условно разрешённый вид использования не допускает размещение (строительство) объектов капитального строительства (жилого дома).
В этом же уведомлении первый заместителем главы администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга в качестве правового обоснования принятого решения сослался на часть 7 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд), согласно которой земельные участки с видами разрешенного использования земельных участков "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства", "для дачного строительства" являются садовыми земельными участками; строительство объектов капитального строительства на таких участках допускается только в случаях, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (пункт 2 статьи 23 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о правильности доводов, изложенных районной администрацией в уведомлении от "дата", и указал, что ДНП " "... "", не обращалось за выдачей ему разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, в связи с чем, размещение (строительство) жилого дома на участке не возможно.
Вывод суда первой инстанции нельзя признать обоснованным.
В соответствии с частью 7 статьи 54 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, для целей применения в названном федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками.
Частью 2 статьи 23 этого же Федерального закона установлено, что строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Пунктом 2.127.3 Приложения N 8 к Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524, определены основные и условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для территориальной зоны рекреационного назначения - объектов туризма, санаторно-курортного лечения, гостиниц и пансионатов, иных объектов для отдыха граждан с включением объектов инженерной инфраструктуры ТРЗ-2, в границах которой расположен земельный участок административного истца.
Одним из условно разрешенных видов использования земельных участков территориальной зоны рекреационного назначения является "ведение садоводства" (код 13.2).
Согласно пункту 13.2 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540 (далее - Классификатор), понятие "ведение садоводства" включает в себя осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.
В описании вида разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" (код 2.1) жилой дом определён как отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенное для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Аналогичное Классификатору описание вида разрешенного использования "ведение садоводства" содержится в пункте 1.15.1 Приложения N 8 к Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга.
Из содержания приведённых выше правовых норм следует прийти к выводу о том, что градостроительным регламентом территориальной зоны ТРЗ-2 допускается размещение жилых домов при соблюдении установленных требований.
Кроме того, специальными требованиями режима в единой зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ(21) 16) запрет на осуществление строительства объектов капитального строительства не установлен (пункт 22.11.11 Приложения N 9 к Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга).
Таким образом, поскольку действующим законодательством не установлен запрет на размещение в зоне ТРЗ-2, в которой находится принадлежащий истцу земельный участок, жилых домов, постольку уведомление администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга от "дата" N... нельзя признать законным, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значения для дела (пункты 1, 4 части 2 статьи 310 КАС Российской Федерации).
Требование ДНП " "... "" о возложении на администрацию Петродворцового района Санкт-Петербурга обязанности направить в адрес названного дачного некоммерческого партнёрства уведомление о соответствии параметров о планируемого строительством объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома) установленным параметрам размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, не может быть удовлетворено судом, поскольку проверка соответствия таких параметров установленным параметрам и требованиям к строительству подобных объектов, включая этажность строения, цветовое решение внешнего облика жилого дома, планируемых к использованию при строительстве материалов, указанных в уведомлении дачного некоммерческого партнёрства от "дата", районной администрацией не проводилась, какое-либо суждение по указанным параметрам в оспариваемом истцом уведомлении не приведено, в связи с чем, в качестве меры по восстановлению нарушенного права административного истца следует возложить на администрацию района обязанность повторно рассмотреть уведомление ДНП " "... "" от "дата" о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и размещения жилого дома на земельном участке общей площадью 1527 кв.м. с кадастровым N.., расположенного по адресу: "адрес"
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга, принятое 16 июня 2020 года по административному делу N 2а-969/2020, отменить в части отказа признать незаконным уведомление администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга от "дата" N... о несоответствии указанных ассоциацией "Дачное некоммерческое партнерство " "... "" в уведомлении от "дата" о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта установленным параметрам и недопустимости размещения жилого дома на земельном участке общей площадью 1527 кв.м. с кадастровым N.., расположенного по адресу: "адрес".
Принять в указанной части по делу новое решение.
Признать незаконным уведомление администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга от "дата" N... о несоответствии указанных ассоциацией "Дачное некоммерческое партнерство " "... "" в уведомлении от "дата" о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта установленным параметрам и недопустимости размещения жилого дома на земельном участке общей площадью 1527 кв.м. с кадастровым N.., расположенного по адресу: "адрес".
Возложить на администрацию Петродворцового района Санкт-Петербурга обязанность повторно рассмотреть уведомление ассоциации "Дачное некоммерческое партнерство " "... "" от "дата" о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам размещения жилого дома на земельном участке общей площадью 1527 кв.м. с кадастровым N.., расположенного по адресу: "адрес"
В остальной части решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга, принятое 16 июня 2020 года по делу N 2а-969/2020, оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.